0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему в посланиях апостола Павла не осуждается рабство?

Православная Жизнь

Почему апостол Павел в своих посланиях обращается и к рабам, и к рабовладельцам, но не осуждает рабство как аморальное явление?

Социально-экономическая эксплуатация, то есть ситуация, когда одни люди используют других для личного обогащения или удовлетворения своих потребностей, не ограничивается периодом рабовладения, но проходит через всю мировую историю. Существует она и в наши дни. Даже в социалистических обществах, чей базовый принцип «от каждого по способностям, каждому по труду» он остается недостижимой целью. Поэтому не только рабовладельческий строй, но и другие общественно-экономические формации далеки от нравственного идеала.

Безусловно, отношение к рабам в классическом античном обществе не было гуманным. С началом римских завоеваний, когда невольничьи рынки переполнились живым товаром, ценность рабов девальвировалась и к ним стали относиться как просто к одушевленным предметам. Их эксплуатация усиливается, а положение ухудшается. Показательна в этом смысле рекомендация известного римского государственного деятеля Катона Старшего. В трактате «О земледелии» он советует избавляться от старых и больных рабов, чтобы не кормить их даром. Не менее цинично рассуждал писатель I в. до н. э. Марк Теренций Варрон, который сравнивал рабов с домашним скотом и вещами и говорил, что средства, которыми возделывают поля, делятся на «орудия говорящие, орудия полуговорящие и орудия немые. К говорящим относятся рабы, к полуговорящим — волы, к немым — телеги».

Рабовладельческий строй аморален? — Да. Но разве в современной капиталистической модели, где все направлено исключительно на получение прибыли, к наемным работникам относятся с большей любовью и почтительностью? — Нет. По большому счету и здесь человек рассматривается исключительно с точки зрения его экономической пользы.

Евангельская весть, которую принес на землю Иисус Христос, и которая получила свое дальнейшее раскрытие в апостольских посланиях, составивших впоследствии корпус книг Нового Завета, говорит вовсе не о социальной справедливости. Она вообще о другом. Ее суть прекрасно выражена в призыве Иоанна Крестителя, который потом звучит и в словах Иисуса Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2, 4:17). Новозаветное благовестие направлено на то, чтобы изменить ум и сердце человека, ведь покаяние (греч. метанойя — изменение ума) в своем первоначальном экзистенциальном смысле — это глубокое и кардинальное изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу, вводит его в пространство Царства Небесного.

Для этого изменения совсем не важны профессия, социальный статус, пол, национальность и уровень образования. Важно только одно — вера в Бога и желание жить по этой вере. Апостол Павел замечательно выразил эту мысль: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:26-28). Он же, размышляя о том, как должен вести себя раб, ставший христианином, пишет: рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1 Кор. 7:21). Под «лучшим» апостол имеет в виду духовную пользу и предоставляет человеку самому решать, какое состояние — рабство или свобода — лучше для его спасения.

«Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы, — пишет святитель Феофан Затворник в своем толковании к Посланию апостола Павла к Ефесянам. — И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет».

Социальная справедливость как в эпоху апостола Павла, так и в наше время становится естественным следствием духовного преображения человека. Среди рабовладельцев, принявших в христианство, были случаи, когда господа давали своим рабам вольную или начинали заботиться о них как о членах семьи. Полное равенство, основанное на любви, царило в раннехристианских общинах, где имущество было общее, все жили как одна большая семья, а язычники, как описывал это апологет II-го века Тертуллиан, глядя на христиан, говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга». Изменив себя, христиане привносили изменения и в окружавший их мир, делая его лучше и добрее. В конечном итоге, те представления о достоинстве человека, которые были заложены в новозаветном откровении, послужили преодолению рабства как социального явления.

Почему апостол Павел не говорил об аморальности рабства?

Почему апостол Павел заповедует рабам повиноваться господам — и ничего не говорит об аморальности рабства?

Похожие вопросы

  • Каков источник цитаты «Блажен, иже и скоты милует»?
  • Как найти Царствие Небесное внутри себя?
  • Что значит: много и безмерно уповать на благодать Божию?
  • Зачем называть себя — раб Божий?
  • Может ли любящий наказывать?

4 Ответа

  • Активность
  • По голосам
  • Новые
  • Старые

Потому что рабство — это социальные условия, в которых человек находится, и которые, как правило, не может изменить, а не его личный грех. Возможность человека, покаянием и верой, обрести вечное спасение, никак не зависит от его социального статуса, национальности или чего бы то ни было еще — по словам Апостола, во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни обрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 )

Точно также как в наше время и низкооплачиваемый рабочий в торговой сети, и владелец этой сети — оба призваны к вечному спасению, оба должны быть христианами каждый на своем месте — к чему и призывает Апостол.

Отметим, однако, что именно христианская проповедь о том, что все люди, независимо от социального статуса, обладают ценностью и достоинством в глаза Бога, разрушила сам институт рабства.

Читать еще:  В Киево-Печерской лавре снова выпекают собственный хлеб

Видимо, потому, что апостол Павел проповедовал людям Христа, а не призывал к социальным взрывам.

Зачастую дела говорят не менее громко, чем слова. Именно то учение, которое нес апостол Павел, то есть христианство, в дальнейшем изжило в мире такое явление, как рабство.

Советуем автору вопроса так же ознакомиться с публикацией: Рабство в Библии.

Нужно понимать, что в греко-римской древности рабство не худшее состояние.

Конечно, раб работал много, но к нему относились как к полезной вещи, стоящей денег. Его кормили и заботлись, в старости содержали. Ко многим привязывались, и даже дружили. Например, в обществе считалось жестокостью дать свободу престаревшему рабу, таких «либералов» не любили. У раба есть кто-то, кто в нём заинтересован, в отличии от свободного и нищего, не имеющего крыши и еды.

То есть, рабство это социальный строй. И сейчас есть кредитное ипотечное рабство перед банками, но мало кто осознает эту беду.

Господь призывает нас к смирению, к умиротворению, чтоб ненависть не питала наши души. В древности призывали рабов исполнять с терпением свою работу. Сегодня Христос заповедовал бы с терпением платить кредиты, чтоб иметь тёплый угол для детей, не сеять ненависть и ожесточение неисполнением долга.

Почему апостол Павел не осудил рабство?

Действительно, почему апостол Павел, поборник христианства, может, самой высоконравственной религии, не осудил рабство? Бытует даже мнение, что религия прикрывает эксплуататоров, повелевает эксплуатируемым покоряться, подчиняться. И, видимо, это мнение считывается с назидательных слов апостола Павла: РАБЫ, ВО ВСЁМ ПОВИНУЙТЕСЬ ГОСПОДАМ ВАШИМ ПО ПЛОТИ, НЕ В ГЛАЗАХ ТОЛЬКО СЛУЖА ИМ, НО В ПРОСТОТЕ СЕРДЦА, БОЯСЬ БОГА(Колоссянам 3:22) В России в отличие от Римской империи рабство существовало в мягкой форме – крепостничестве. И то Пушкин высказался в отношении «мягкого» рабства, даже будучи барином, с печалью.

. мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Поэт, конечно, зачастую, вольнодумец, диссидент, но ведь в современном Пушкину обществе тоже витали эти грызущие мысли, прозирающие грядущий день. Что, собственно, и случилось: Александр Второй отменил рабство. Неужели Александр Второй круче апостола Павла? Нет, насыщенный Божьей благодатью, апостол Павел – величина несоизмеримая. Если кто читал Коран, там природные явления перечисляются, как знамения. Эти знаки и знамения пронзают весь Божий мир. Казалось бы, ну что такое смена сезонов: весна, лето, осень, зима!? Земная ось склоняется по отношению к Солнцу, и происходит смена сезонов. А какая ось склоняется, когда человеческая природа подвергается такому же чередованию? Мы ошибочно считаем, что человека представляют мужчина и женщина, как зима и лето. Но мужское и женское начало распределено в людях тоже согласно кварты: евнух(весна), женщина( лето), гермафродит(осень), мужчина(зима). Наличием мужского и женского гормонов определяются ступени в половой лестнице и даже половая ориентация. Стороны света тоже несут в себе эти половые и полярные тяги и магнитики: восток(весна, евнух), юг(лето, женщина), запад(осень, гермафродит), север(зима, мужчина). Половую цикличность и сезонность можно наложить и на очень мелкие пределы жизни: яйцо(зима), личинка(весна), куколка(лето), имаго, взрослая особь(осень). А большие пределы жизни, например, панэпохальные циклы природы – они тоже подвержены такой же участи: криптозой(яйцо, зима природы), палеозой(весна природы), мезозой(лето природы), кайнозой(осень природы). Каждая эпоха формирует структуру минеральной, растительной и животной жизни в эгрегоре своего пола. То же самое происходит и с общественно-социальной жизнью народов. Коммунизм – это весна человечества, где мужское и женское начало деформированы ради единства. Рабовладельчество — лето человечества с превалированием хищного женского начала при обезволевании мужского. Феодализм – осень человечества, где мужское и женское начало соседствуют: один строит, другой разрушает. Капитализм – зима человечества с превосходством хищного мужского начала и подавлением женского. Мог ли апостол Павел спорить с Божьим мироустройством? Значит, Пушкин и Александр Второй — приглуплёные? Нет, они отмахнулись от ветхой осени, от изжитого крепостничества потому, что пришла пора в России капиталистической зиме. Итак, миссия апостола Павла не отменять последовательное чередование времени, а скликать к миру, любви и согласию все полярности и противоположности: ЖЕНЫ, ПОВИНУЙТЕСЬ МУЖЬЯМ СВОИМ, КАК ПРИЛИЧНО В ГОСПОДЕ. МУЖЬЯ ЛЮБИТЕ СВОИХ ЖЕН И НЕ БУДЬТЕ К НИМ СУРОВЫ. ДЕТИ, БУДЬТЕ ПОСЛУШНЫ РОДИТЕЛЯМ ВАШИМ ВО ВСЁМ, ИБО ЭТО БЛАГОУГОДНО ГОСПОДУ. ОТЦЫ, НЕ РАЗДРАЖАЙТЕ ДЕТЕЙ ВАШИХ, ДАБЫ ОНИ НЕ УНЫВАЛИ. РАБЫ, ВО ВСЁМ ПОВИНУЙТЕСЬ ГОСПОДАМ ВАШИМ ПО ПЛОТИ… ГОСПОДА, ОКАЗЫВАЙТЕ РАБАМ ВАШИМ ДОЛЖНОЕ И СПРАВЕДЛИВОЕ, ЗНАЯ, ЧТО И ВЫ ИМЕЕТЕ ГОСПОДА НА НЕБЕСАХ. И ВСЁ, ЧТО ДЕЛАЕТЕ, ДЕЛАЙТЕ ОТ ДУШИ, КАК ДЛЯ ГОСПОДА, А НЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКОВ, ЗНАЯ, ЧТО В ВОЗДАЯНИЕ ОТ ГОСПОДА ПОЛУЧИТЕ НАСЛЕДИЕ, ИБО ВЫ СЛУЖИТЕ ГОСПОДУ ХРИСТУ. А КТО НЕПРАВО ПОСТУПИТ, ТОТ ПОЛУЧИТ ПО СВОЕЙ НЕПРАВДЕ, У НЕГО НЕТ ЛИЦЕПРИЯТИЯ(Колоссянам 3: 18-25; 4:1). Эти повеления апостола Павла полностью согласуются с крылатой фразой Христа ВО ВСЁМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ, ИБО В ЭТОМ ЗАКОН. Закон Божьего мироустройства, который апостол Павел, смешно сказать, мог осудить или отменить. Как судим мы, так и нас будет судить закон.
Что же сказать о нынешних «апостолах» христианства, которые осудили Октябрьскую революцию, как весну человечества? Эта страница истории у пророка Исайи расписана в 65 главе, как самое благодатное и справедливое общество. Я ОТКРЫЛСЯ НЕ ВОПРОШАВШИМ ОБО МНЕ; МЕНЯ НАШЛИ НЕ ИСКАВШИЕ МЕНЯ. – Действительно, Бог открылся детям НОВОЙ ЗЕМЛИ И НОВОГО НЕБА(Исайя 65:17), которые по-детскости – атеисты, о Боге не имеют ни малейшего представления. ВОЛК И ЯГНЁНОК БУДУТ ПАСТИСЬ ВМЕСТЕ, И ЛЕВ, КАК ВОЛ, БУДЕТ ЕСТЬ СОЛОМУ. – Действительно, «эксплуататор» и «эксплуатируемый», начальник и подчинённый жили на одинаковую зарплату, что для будущей капиталистической акулы такое содержание и вправду — солома. И БУДУТ СТРОИТЬ ДОМЫ И ЖИТЬ В НИХ, И НАСАЖДАТЬ ВИНОГРАДНИКИ И ЕСТЬ ПЛОДЫ ИХ. НЕ БУДУТ СТРОИТЬ ЧТОБЫ ДРУГОЙ ЖИЛ, НЕ БУДУТ НАСАЖДАТЬ, ЧТОБЫ ДРУГОЙ ЕЛ. НЕ БУДУТ ТРУДИТЬСЯ НАПРАСНО И РОЖДАТЬ ДЕТЕЙ НА ГОРЕ, ИБО БУДУТ СЕМЕНЕМ БЛАГОСЛОВЕННЫМ ОТ ГОСПОДА. – Не стану больше приводить из этой главы цитат о приоритетах коммунизма, скажу только, что это общество, как и всякая весна перестанет быть, поскольку мы, люди, хищники, и не хотим есть солому. Но коммунизм ещё не закончился, он перейдёт в стадию христианского коммунизма, потому что младенцы взрослеют и научаются говорить слово ОТЕЦ, то есть Бог. Но что у ленинско-сталинского коммунизма та же природа, выстроенная Богом доказывает следующая цепочка: Ленин(осень), Сталин( зима), Хрущёв( весна), Брежнев( лето), Горбачёв( снова осень, плоды коммунизма сгнили). Впрочем, сгнивает мякоть, чтобы освободить семя к росту.

Читать еще:  В Пакистане убит католический священник

Тема рабства у Апостола Павла

Мы в праве вывести, что состояние свободное он ценит выше, иначе говоря, считает более соответствующим достоинству христианина, чем состояние рабское.

Ту же мысль Апостол Павел высказывает в 1 Кор. 7:23: «Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков» Но, ценя свободу, Апостол Павел не думает об отмене рабства, как социального института. Как и в Кол. 4 и Ефес. 6, он открыто признает, что рабы имеют обязанности по отношению к господам. Признавая эти обязанности, он и возвращает Онисима к Филимону. Но отношения между господами и рабами получают высший смысл, а, вместе с тем, и полную переоценку во Христе. С этими же мыслями мы встречаемся в посланиях к Колоссянам и к Ефесянам, а ещё раньше – в 1 Кор. 7:22: «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов». Об этой переоценке и говорит нам послание к Филимону, и несомненно, что она касается не только отношений между господами и рабами, но распространяется и на все человеческие отношения вообще. Можно сказать, что дело Онисима заставило Апостола Павла поставить не только проблему рабства, но и проблему мира во всем ее объеме. Все временные ценности возводятся к Господу, но и обесцениваются в своей условности.

Вопрос №49.

Пастырские послания Святого Апостола Павла (1 ое и 2 ое к Тим. и к Титу). Предполагаемые обстоятельства и цель их написания. Проблема авторства. Общий характер и тон Пастырских посланий. Особенности лексики и стиля.

Пастырские послания Святого Апостола Павла: 1 ое и 2 ое к Тимофею и послание к Титу сильно отличаются от остальных посланий Апостола Павла, будучи сходны между собой как своей тематикой, так и языком, и той исторической обстановкой, в которой были написаны.

Время и место написания.

Время их написания относят к концу жизни Апостола Павла, к периоду после его освобождения из первых римских уз. Причём из текста самих посланий видно, что 1 ое к Тимофею и к Титу были написаны Апостолом Павлом на свободе (он располагает собой и строит планы на будущее).

Явно после них написано 2 ое к Тимофею: Апостол – в узах и говорит о близком конце своей жизни.

Какое из первых двух посланий написано раньше, в точности неустановимо, но разделяет время их написания небольшой промежуток времени, относящийся к миссионерскому путешествию Святого Апостола Павла, предпринятому после освобождения из первых уз.

Почему апостол Павел в своих посланиях обращается и к рабам, и к рабовладельцам

но не осуждает рабство как аморальное явление?

Социально-экономическая эксплуатация, то есть ситуация, когда одни люди используют других для личного обогащения или удовлетворения своих потребностей, не ограничивается периодом рабовладения, но проходит через всю мировую историю. Существует она и в наши дни. Даже в социалистических обществах, чей базовый принцип «от каждого по способностям, каждому по труду» он остается недостижимой целью. Поэтому не только рабовладельческий строй, но и другие общественно-экономические формации далеки от нравственного идеала.

Безусловно, отношение к рабам в классическом античном обществе не было гуманным. С началом римских завоеваний, когда невольничьи рынки переполнились живым товаром, ценность рабов девальвировалась и к ним стали относиться как просто к одушевленным предметам. Их эксплуатация усиливается, а положение ухудшается. Показательна в этом смысле рекомендация известного римского государственного деятеля Катона Старшего. В трактате «О земледелии» он советует избавляться от старых и больных рабов, чтобы не кормить их даром. Не менее цинично рассуждал писатель I в. до н. э. Марк Теренций Варрон, который сравнивал рабов с домашним скотом и вещами и говорил, что средства, которыми возделывают поля, делятся на «орудия говорящие, орудия полуговорящие и орудия немые. К говорящим относятся рабы, к полуговорящим — волы, к немым — телеги».

Рабовладельческий строй аморален? — Да. Но разве в современной капиталистической модели, где все направлено исключительно на получение прибыли, к наемным работникам относятся с большей любовью и почтительностью? — Нет. По большому счету и здесь человек рассматривается исключительно с точки зрения его экономической пользы.

Евангельская весть, которую принес на землю Иисус Христос, и которая получила свое дальнейшее раскрытие в апостольских посланиях, составивших впоследствии корпус книг Нового Завета, говорит вовсе не о социальной справедливости. Она вообще о другом. Ее суть прекрасно выражена в призыве Иоанна Крестителя, который потом звучит и в словах Иисуса Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2, 4:17). Новозаветное благовестие направлено на то, чтобы изменить ум и сердце человека, ведь покаяние (греч. метанойя — изменение ума) в своем первоначальном экзистенциальном смысле — это глубокое и кардинальное изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу, вводит его в пространство Царства Небесного.

Для этого изменения совсем не важны профессия, социальный статус, пол, национальность и уровень образования. Важно только одно — вера в Бога и желание жить по этой вере. Апостол Павел замечательно выразил эту мысль: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:26-28). Он же, размышляя о том, как должен вести себя раб, ставший христианином, пишет: рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1 Кор. 7:21). Под «лучшим» апостол имеет в виду духовную пользу и предоставляет человеку самому решать, какое состояние — рабство или свобода — лучше для его спасения.

Читать еще:  Церковь благословила машины Оренбургской ГИББД

«Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы, — пишет святитель Феофан Затворник в своем толковании к Посланию апостола Павла к Ефесянам. — И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет».

Социальная справедливость как в эпоху апостола Павла, так и в наше время становится естественным следствием духовного преображения человека. Среди рабовладельцев, принявших в христианство, были случаи, когда господа давали своим рабам вольную или начинали заботиться о них как о членах семьи. Полное равенство, основанное на любви, царило в раннехристианских общинах, где имущество было общее, все жили как одна большая семья, а язычники, как описывал это апологет II-го века Тертуллиан, глядя на христиан, говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга». Изменив себя, христиане привносили изменения и в окружавший их мир, делая его лучше и добрее. В конечном итоге, те представления о достоинстве человека, которые были заложены в новозаветном откровении, послужили преодолению рабства как социального явления.

Почему апостол Павел в своих посланиях обращается и к рабам, и к рабовладельцам, но не осуждает рабство как аморальное явление?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Социально-экономическая эксплуатация, то есть ситуация, когда одни люди используют других для личного обогащения или удовлетворения своих потребностей, не ограничивается периодом рабовладения, но проходит через всю мировую историю. Существует она и в наши дни. Даже в социалистических обществах, чей базовый принцип «от каждого по способностям, каждому по труду» он остается недостижимой целью. Поэтому не только рабовладельческий строй, но и другие общественно-экономические формации далеки от нравственного идеала.

Безусловно, отношение к рабам в классическом античном обществе не было гуманным. С началом римских завоеваний, когда невольничьи рынки переполнились живым товаром, ценность рабов девальвировалась и к ним стали относиться как просто к одушевленным предметам. Их эксплуатация усиливается, а положение ухудшается. Показательна в этом смысле рекомендация известного римского государственного деятеля Катона Старшего. В трактате «О земледелии» он советует избавляться от старых и больных рабов, чтобы не кормить их даром. Не менее цинично рассуждал писатель I в. до н. э. Марк Теренций Варрон, который сравнивал рабов с домашним скотом и вещами и говорил, что средства, которыми возделывают поля, делятся на «орудия говорящие, орудия полуговорящие и орудия немые. К говорящим относятся рабы, к полуговорящим — волы, к немым — телеги».

Рабовладельческий строй аморален? — Да. Но разве в современной капиталистической модели, где все направлено исключительно на получение прибыли, к наемным работникам относятся с большей любовью и почтительностью? — Нет. По большому счету и здесь человек рассматривается исключительно с точки зрения его экономической пользы.

Евангельская весть, которую принес на землю Иисус Христос, и которая получила свое дальнейшее раскрытие в апостольских посланиях, составивших впоследствии корпус книг Нового Завета, говорит вовсе не о социальной справедливости. Она вообще о другом. Ее суть прекрасно выражена в призыве Иоанна Крестителя, который потом звучит и в словах Иисуса Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2, 4:17). Новозаветное благовестие направлено на то, чтобы изменить ум и сердце человека, ведь покаяние (греч. метанойя — изменение ума) в своем первоначальном экзистенциальном смысле — это глубокое и кардинальное изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу, вводит его в пространство Царства Небесного.

Для этого изменения совсем не важны профессия, социальный статус, пол, национальность и уровень образования. Важно только одно — вера в Бога и желание жить по этой вере. Апостол Павел замечательно выразил эту мысль: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:26-28). Он же, размышляя о том, как должен вести себя раб, ставший христианином, пишет: рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1 Кор. 7:21). Под «лучшим» апостол имеет в виду духовную пользу и предоставляет человеку самому решать, какое состояние — рабство или свобода — лучше для его спасения.

«Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы, — пишет святитель Феофан Затворник в своем толковании к Посланию апостола Павла к Ефесянам. — И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет».

Социальная справедливость как в эпоху апостола Павла, так и в наше время становится естественным следствием духовного преображения человека. Среди рабовладельцев, принявших в христианство, были случаи, когда господа давали своим рабам вольную или начинали заботиться о них как о членах семьи. Полное равенство, основанное на любви, царило в раннехристианских общинах, где имущество было общее, все жили как одна большая семья, а язычники, как описывал это апологет II-го века Тертуллиан, глядя на христиан, говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга». Изменив себя, христиане привносили изменения и в окружавший их мир, делая его лучше и добрее. В конечном итоге, те представления о достоинстве человека, которые были заложены в новозаветном откровении, послужили преодолению рабства как социального явления.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector