0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему в Псалтири первым размещен именно псалом «Блажен муж»?

Псалом Давида 1

Псалтирь начинается с псалма 1, текст которого знает каждый христианин, ведь он часто цитируется во время богослужения и именно с него начинается чтение Псалтыря в Великий пост. Несмотря на то, с него начинается Псалтырь, автором текста не является псалмопевец Давид. Текст наполнен размышлениями о праведности человека.

История написания

Авторство текста до сих пор не установлено, но это не был царь Давид, поскольку в еврейской, греческой и латинских Письменах он обычно подписывался под своими текстами. Поскольку псалом относится к типу песней-размышлений, нет в нем описаний каких-либо событий или отсылок к историческим периодам. Это мешает установить также время написания и исторический контекст.

Содержание описывает лишь различия между судьбой праведных и неправедных людей, и прекрасно подходит как введение в поэтическую книгу Псалтирь.

Ещё статьи о псалмах Давида:

Из-за более поздних отсылок (книга Деяний, например) исследователи приходят к выводу, что ранее первый и второй псалмы были одной песнью. Если это правильная догадка, тогда можно сказать, что два первых псалма были написаны Давидом, во времена его войны с сирийцами и аммонитянами, которые описываются в книге Царств.

Толкование псалма

Главной идеей текста является мысль, что праведник — блажен. Под словом «блажен» подразумевается слово счастлив, т.е. человек, который исполняет заповеди Божьи и ходит Его путями — счастливый. Имеет в виду не только земное благополучие, но и духовное состояние спокойствия и счастья. Под словом «муж» имеет в виду просто человек, а нечестивый тут — человек, который не имеет ничего общего с Господом и заповедями.

Более подробный разбор стихов даст лучшее представление о тексте:

  1. Первый стих описывает действия праведного человека: он никоим образом не сообщается с грешниками и неправедными. «Не ходит, …не стоит, …не сидит» — три вида уклонения от зла, несмотря на внутреннюю тягу к злому, человек всячески уклоняется от него и малейшего соблазна.
  2. Второй стих говорит о том, что праведник, вместо пребывания с неправедными, целый день погружен в мысли о вышнем. Праведник характеризуется с положительной стороны, каждое свое действие он соотносит с Божьей волей и Его законом. Воля тут — это влечение к «закону Господа», т.е. к Божественному.
  3. Третий стих описывает состояние праведного человека — последствие исполнения Божьего закона — это рост и благополучие человека как в духовной, так и материальной сфере. Для лучшего понимания идеи автор сравнивает такого человека с деревом у водоема.
  4. Стихи 4-6 сравнивают два типа людей, соблюдающих и не соблюдающих Закон. Автор дает характеристику грешникам — они как пыль, не могут устоять на месте, не имеют веса. Тут же идет речь о суде над такими, но до конца неясно, какой именно суд — небесный или суд при жизни.

Важно! Первая песнь является отличным текстом для размышления. Тут описывается истинно верующий человек, не религиозный, целью которого — неукоснительное соблюдение буквы закона, но желание и жажда Божьего слова.

Правила чтения

Псалом 1 входит в первую кафизму и читается на утренней службе, т.е. в субботу вечером в храме. Дома можно читать данный текст на русском языке или в современном переводе:

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Когда лучше всего читать песнь? На самом деле, псалмы настолько душевные и наполненные понятные и привычными человеческими переживаниями, что особого повода для чтения их искать не надо.

Другие интересные статьи:

Первый псалом можно читать, когда:

  • сердце наполнено унынием;
  • вера пошатнулась в испытаниях и нуждается в поддержке;
  • перед началом сельскохозяйственных работ;
  • когда наступает период искушений.

Важно! В такие моменты, псалом перестает быть священным текстом и становиться молитвой человека, поэтому надо максимально сосредоточить свое внимание на словах и переживать их, а не просто заученно читать.

Псалом 1

Первым словам псалма сего предшествует надпись: Псалом Давиду. Эта надпись означает, что составление сего первого псалма приписывалось Давиду, царю еврейскому и пророку Божию. К этой надписи в «Учебной Псалтири» сделано прибавление: не надписан у еврей. Эти последние слова означают, что в еврейской Библии псалом этот не имеет надписания. В первом псалме изображается блаженное состояние праведника в противоположность гибельному состоянию нечестивых, – в этом и заключается, по мнению св. отцов, причина того, что этот псалом помещен первым, как бы во главе всех прочих псалмов, потому что блаженство есть основание и начало учения о нравственной жизни людей, и оно сообщается только людям праведным, то есть охотно исполняющим закон Господень.

Пс.1:1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе.

Составитель псалма, говоря о блаженстве мужа, как бы забывает или умалчивает о жене, или женщине. Но это выражение псалмопевца не нужно понимать так, что в нем говорится только об одной половине человеческого рода, о мужской; а нужно слово «муж» принимать за слово «человек», потому что блаженство праведных, равно как и погибель нечестивых, в Слове Божием одинаково усвояется и той и другой половине человеческого рода. И Господь наш Иисус Христос, преподавая Свое Божественное учение о блаженствах, не относил его к одной половине человечества, а усвоял его всем вообще, говоря: блажени нищии духом, блажени плачущии, блажени кроткие и проч. И псалмопевцы в других псалмах подобным же образом выражают свои мысли и чувства, когда говорят: «Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни» ( Пс. 118 и др.). Советом нечестивых, по учению св. Афанасия, «можно назвать собрание, или сходбище, людей лукавых» [3, с. 40]; а по словам св. Василия Великого, совет нечестивых – нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело [4, с. 13–14]. Не иде, не ста, не седе, – эти слова выражают одинаково и настоящее, и прошедшее время, и значат: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Итак, блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов; а если и увлечен в зло, то не стоит в нем, не закосневает; блажен – кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности, кто удаляется от согласия и соучастия с нечестивыми.

Пс.1:2 Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь.

По смерти Моисея, «раба Господня», пророка и вождя евреев, Господь явился Иисусу Навину, «служителю Моисея», и изрек ему Свою волю в таких выражениях: «Будь тверд и мужайся, и да не отступит книга закона Божия от уст твоих, и да поучаешися в ней день и ночь, тогда будешь благоуспешен во всех путях и делах твоих» (см. Нав. 1:7–8 ). В неуклонном исполнении сей воли Божией и заключается благочестие верующего человека и соединенное с ним блаженство. Таким образом, и псалмопевец во 2-м стихе первого псалма выражает блаженство благочестивых изречениями Самого Господа Бога.

Пс.1:3 И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

Слова этого стиха представляют также почти буквальное сходство со словами Божиими, изреченными через пророка Иеремию, обличавшего нечестие евреев. В 17-й главе своих пророчеств Иеремия сравнивает участь человека благочестивого, надеющегося на Господа Бога, с участью нечестивого, и о первом из них говорит: «Благословен человек, иже (который) надеется на Господа, и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной (жара, засуха), и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода» ( Иер.17:7–8 ). Изречения 3-го стиха из первого псалма повторены и несколько видоизменены пророком Иеремией, так как последний жил и пророчествовал гораздо позднее составителя первого псалма, Давида. Здесь замечательно то, как священные писатели хорошо знали Слово Божие, изреченное чрез пророков, несмотря на то, что в их время не было печатных книг Слова Божия, и рукописные свитки его были большой редкостью. Почему же ныне не видно между людьми такого знания Слова Божия, при всем том, что достигнуть этого знания в нынешнее время гораздо легче и удобнее? Не потому ли, что ныне люди предпочитают ходить на совет нечестивых и пребывать на путях грешников? И не служит ли это явным признаком того, что нынешние люди, хвалящиеся даже званием истинных христиан, благочестие и блаженство поставляют не в знании Слова Божия и не в изучении закона Господня ежедневном, а в чем-то другом?!

Читать еще:  Первые группы российских паломников отправились в Мекку и Медину

Пс.1:4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.

Да, нечестивые не так, как благочестивые, которые во всем, что ни предпринимают, что ни делают, имеют успех; потому что все делают с надеждой на помощь Божию. Как на корни дерева, посаженного при водных источниках, всегда изливается влага, и оно всегда зеленеет и приносит обильный плод, так и на труды и занятия благочестивого человека изливается благодать Божия, и труды эти всегда благоуспешны. Но дела нечестивых лишены благодатного Божия содействия и потому, как прах, возметаемый ветром от лица земли, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Потому что нечестивые не знают Бога и отказываются искать и познавать Его. Они, как фараон египетский, на представление Моисея и Аарона отпустить народ Божий в пустыню, отвечают: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? «Я не знаю Господа» ( Исх. 5:2 ). Они, по долготерпению Божию, пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова, они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» ( Иов.21:14–15 ). Будучи безбожниками, они живут во грехе и предаются всем порокам, всем постыдным страстям ( Рим. 1:24–32 ). Будучи сами злы и безумны, они преследуют верующих ( Ин. 16:23 ).

Пс.1:5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

В переводе с еврейского: Не устоят нечестивые на суде, не устоят потому, что подобны земному праху, не утверждены верою во Христа и уже осуждены, по слову Самого Спасителя: «Иже не имет веры, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). А потому в словах псалма: Не воскреснут нечестивии на суд – нет противоречия со словами Св. Евангелия: «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда» ( Ин. 5:28–29 ). Итак, все воскреснут, только нечестивые не будут стоять на суде вместе с праведными ( Мф. 25:32 ), а вместе с грешниками будут осуждены, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или – что то же – в жизнь вечную, как говорит и Сам Спаситель: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» ( Ин. 5:24 ).

Пс.1:6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Это значит, что Всеведущему и Праведному Судии все известно. Он и до суда все знает и не имеет потому нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. Под путем обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут.

Итак, блаженны все те, которые ищут Господа Бога всем сердцем своим ( Пс. 118:2, 33:11 ), которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем день и ночь ( Пс. 11:1, 1:2 ), которые слушают Слово Божие и поступают по нему ( Иак. 1:22–25 ; Лк. 11:28 ). Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф. 25:34 ). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь глаголами Духа Святого. Святитель Василий Великий говорил о ней следующее: «…является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности». Т. е. Псалтирь открывает нам законы небесной жизни, но, по слову вселенского учителя Церкви, не только открывает, но и учит нас им. Учит православного христианина постигать их и достигать их, чтобы с Божьей помощью идти верной дорогой ко спасению в земной жизни.

Святитель Амвросий Медиоланский писал следующее: «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».

Почему же именно «Блажен муж» (псалом назван так по началу первого стиха) является первым псалмом?

Потому что он предельно ясно говорит о той истине, что закон Божий (заповеди Господни) – главная суть жизни каждого человека и всего сущего. Мало того, они являются источником этой жизни. И муж (здесь имеется в виду всякий человек, не только мужчина, но и женщина), который старается жить по заповедям Божиим, получает высшую радость – блаженство. Его еще святые отцы называли уподоблением божеству. Человек, старающийся воплощать в своем земном существовании Закон Божий, будет «яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика аще творит, успеет» (Пс. 1:3). Т. е. этот человек, словно бы подключенный к источнику Божественной благодати, как дерево, растущее на водном источнике, будет иметь в себе полнокровную жизнь такую, что даже маленький лист на данном дереве не засохнет, не умрет и не отпадет. Потому что Бог будет животворить его. А нечестивые и грешники – все те люди, которые не исполняют закон Божий, полны в себе смерти, ведь по своей воле отторгаются от Бога – единственного Источника жизни для всего сущего. Они не живут, но умирают: «не тако нечестивии, не тако: но яко прах егоже возметает ветр от лица земли» (Пс. 1:4). Такие люди, стремящиеся ко греху и отвергающие заповеди Божии, говорит нам данный псалом, уже мертвецы. Не просто умирают, но они как прах, который развеял ветер. И он исчез, что, в сущности, случилось, например, с хананеями и со многими другими народами, не познавшими истинного Бога.

Поэтому псалом и заканчивается словами: «Яко весть (в переводе на русский «знает, оберегает, хранит». – Прим. авт.) Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6). И это само собой является логичным, органичным выводом данного псалма.

Потому Господь устами святого псалмопевца Давида и говорит нам: «Но в законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1:2). Следовательно, мы должны учиться закону Господню день и ночь, чтобы стяжать вечную жизнь и спасение. И тогда дерево нашей души будет напояться источниками водными Святого Духа. Оно станет живиться ими.

И первый стих первого псалма, исходя из всего вышесказанного, звучит мощным призывом к изучению и сотворению закона Божьего, Его заповедей: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе…» (Пс. 1:1).

Читать еще:  Молебны об учащихся и преподавателях совершены сегодня во всех российских храмах

Довольно сложным для истолкования является следующий стих псалма: «Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных» (Пс. 1:5). Святые отцы, в частности блаженный Феодорит Кирский, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, поясняют это место следующим образом. Здесь ни в коей мере не говорится о том, что грешники не воскреснут. Они воскреснут во Второе Пришествие Христово, Которое совершится при кончине мира. В псалме сказано о том, что нечестивые не воскреснут на Суд, т. е. они не будут иметь нужды в Суде, так как нечестие их настолько явно, что они будут тут же осуждены. Они воскреснут на Суд не для разбирательства, но для того, чтобы услышать праведный приговор. И после они не смогут воскреснуть-войти в мир праведников. Но воскреснут для вечной жизни-мучения в аду.

Святые отцы писали также, что первый псалом является основанием всех псалмов, потому что наставляет всех людей творению богоподобных добродетелей и приближает к блаженству жизни вечной: поэтому и начинается от блаженства.

В богослужебной практике Церкви именно с первого псалма начинается седмичный круг пения и чтения Псалтири на службах. Первая кафизма, начинающаяся со стихословия «Блажен муж», помещена на воскресном (по церковному Уставу воскресенье – первый день недели, которая начинается с воскресной вечерни) всенощном бдении после возглашения великой ектении.
Первый псалом является дверью в Небо, которое открывается нам при чтении Псалтири. Войдем же со страхом Божиим в эту дверь, чтобы обрести нетленные сокровища и вечное блаженство!

Поспешим же здесь, на земле, исполнять заповеди Божии, будем собирать их в жизни «паче тысящ злата и сребра» (Пс. 118:72), ибо именно в них спасительная жизнь для человеков.

Кафизма

Кафизма: что это

Кафизма — это один из разделов Псалтири. Во время чтения кафизмы на богослужении можно сидеть. При этом изначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели наоборот на следующих за ними седальнах и святоотеческих чтениях.

Деление Псалтири на кафизмы

Всего в Псалтири существует двадцать кафизм. Они составляют приблизительно одинаковую длину, это очень важно для образования кафизмы, потому что число псалмов в кафизмах может различаться даже при одинаковой длине.

  • Больше всего псалов в 18-ой кафизме — 15 (псалмы 119-133).
  • Кафизма делится на три части. Каждая часть зовется статией (статия от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой. Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов.
  • Название «слава» происходит от славословия:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

  • Греки называют кафизмы «стихологии».

Чтение кафизм в храме

Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы:

Кафизма1 Слава2 Слава3 Слава
I1—34—67—8
II9—1011—1314—16
III1718—2021—23
IV24—2627—2930—31
V32—3334—3536
VI37—3940—4243—45
VII46—4849—5051—54
VIII55—5758—6061—63
IX64—666768—69
X70—7172—7374—76
XI7778—8081—84
XII85—878889—90
XIII91—9394—9697—100
XIV101—102103104
XV105106107—108
XVI109—111112—114115—117
XVII118:1—72118:73—131118:132—176
XVIII119—123124—128129—133
XIX134—136137—139140—142
XX143—144145—147148—150

Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы.

О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой».

В недельном Богослужении кафизмы читаются так:

  1. Одна на вечерне.
  2. Две на утрени.

При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает.

Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста:

ДеньВечерняУтреня1 Час3 Час6 Час9 час
Вс12, 3
Пн4, 5, 6789
Вт1810, 11, 1213141516
Ср1819, 20, 12345
Чт186, 7 ,89101112
Пт1813, 14, 151920
Сб1816, 17

Чтение кафизм в домашней молитве

Псалтирь регулярно читают и в домашней молитве. Читать кафизмы можно в качестве молитвенного правила и, если человек не смог посетить богослужение.

При чтении Псалтири за упокой к кафизмам добавляют специальные молитвы.

Кафизма 17

17-ая кафизма известна тем, что содержит всего один псалом — 118-ый. Он делится на три части и зовется «Непорочны». 17-я кафизма рассказывает о блаженстве ходивших в законе Господнем. То есть о радости исполнять заповеди, которые дал Господь. 17 кафизму традиционно читают родные усопшего в третий, девятый и сороковой день по смерти человека.

Поскольку в воскресенье вечером кафизма не читается, 17-я кафизма, как и 16-я переносятся на субботу, а не читается в пятницу. В будние дни эта кафизма читается на полунощнице. Если праздник имеет полиелей, то на вечерне рядовая кафизма не читается. Вместо нее принято читать первую славу первой кафизмы. Накануне великих Господних праздников на вечерне кафизмы не бывает, но это не распространяется на вечера субботы, когда положена 1-я кафизма, и вечера воскресенья, когда читается 1-я статия 1-ой кафизмы. На утрени кафизмы положены даже в великие праздники, но это не распространяется на Пасхальную седмицу с ее особым богослужебным уставом. На Светлой Седмице не читают кафизмы.

В домашней молитве, келейно 17-я кафизма читается так:

После 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88, 93 стиха принято читать «Помяни, Господи, душу раба Твоего». А после стиха 94, 107, 114. 121, 131, 132, 133,142, 153, 159, 163, 170, 176 «Упокой, Господи, душу раба Твоего».

Стихи 92 и 93, а также 175 и 176 читают трижды.

После положенных по прочтении кафизмы тропарей читают тропари непорочны или тропари за упокой:

Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавши верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам, почестей и венцев небесных.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Древле убо от несущих Создавый мя и образом Твоим Божественным Почтый, преступлением же заповеди, паки мя Возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися.

Припев: Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила, усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.

И ныне, и присно, и во веки веков

Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение. Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Затем молитву, положенную по окончании кафизмы. И «Последование по исходе души от тела».

ПОЧЕМУ В ПСАЛТИРИ ПЕРВЫМ РАЗМЕЩЕН ИМЕННО ПСАЛОМ «БЛАЖЕН МУЖ»?

Святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь глаголами Духа Святого. Святитель Василий Великий говорил о ней следующее: «…является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности». Т. е. Псалтирь открывает нам законы небесной жизни, но, по слову вселенского учителя Церкви, не только открывает, но и учит нас им. Учит православного христианина постигать их и достигать их, чтобы с Божьей помощью идти верной дорогой ко спасению в земной жизни.

Читать еще:  В Чечне широко отметят день рождения Пророка Мухаммеда

Святитель Амвросий Медиоланский писал следующее: «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».

Почему же именно «Блажен муж» (псалом назван так по началу первого стиха) является первым псалмом?

Потому что он предельно ясно говорит о той истине, что закон Божий (заповеди Господни) – главная суть жизни каждого человека и всего сущего. Мало того, они являются источником этой жизни. И муж (здесь имеется в виду всякий человек, не только мужчина, но и женщина), который старается жить по заповедям Божиим, получает высшую радость – блаженство. Его еще святые отцы называли уподоблением божеству. Человек, старающийся воплощать в своем земном существовании Закон Божий, будет «яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика аще творит, успеет» (Пс. 1:3). Т. е. этот человек, словно бы подключенный к источнику Божественной благодати, как дерево, растущее на водном источнике, будет иметь в себе полнокровную жизнь такую, что даже маленький лист на данном дереве не засохнет, не умрет и не отпадет. Потому что Бог будет животворить его. А нечестивые и грешники – все те люди, которые не исполняют закон Божий, полны в себе смерти, ведь по своей воле отторгаются от Бога – единственного Источника жизни для всего сущего. Они не живут, но умирают: «не тако нечестивии, не тако: но яко прах егоже возметает ветр от лица земли» (Пс. 1:4). Такие люди, стремящиеся ко греху и отвергающие заповеди Божии, говорит нам данный псалом, уже мертвецы. Не просто умирают, но они как прах, который развеял ветер. И он исчез, что, в сущности, случилось, например, с хананеями и со многими другими народами, не познавшими истинного Бога.

Поэтому псалом и заканчивается словами: «Яко весть (в переводе на русский «знает, оберегает, хранит». – Прим. авт.) Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6). И это само собой является логичным, органичным выводом данного псалма.

Потому Господь устами святого псалмопевца Давида и говорит нам: «Но в законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1:2). Следовательно, мы должны учиться закону Господню день и ночь, чтобы стяжать вечную жизнь и спасение. И тогда дерево нашей души будет напояться источниками водными Святого Духа. Оно станет живиться ими.

И первый стих первого псалма, исходя из всего вышесказанного, звучит мощным призывом к изучению и сотворению закона Божьего, Его заповедей: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе…» (Пс. 1:1).

Довольно сложным для истолкования является следующий стих псалма: «Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных» (Пс. 1:5). Святые отцы, в частности блаженный Феодорит Кирский, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, поясняют это место следующим образом. Здесь ни в коей мере не говорится о том, что грешники не воскреснут. Они воскреснут во Второе Пришествие Христово, Которое совершится при кончине мира. В псалме сказано о том, что нечестивые не воскреснут на Суд, т. е. они не будут иметь нужды в Суде, так как нечестие их настолько явно, что они будут тут же осуждены. Они воскреснут на Суд не для разбирательства, но для того, чтобы услышать праведный приговор. И после они не смогут воскреснуть-войти в мир праведников. Но воскреснут для вечной жизни-мучения в аду.

Святые отцы писали также, что первый псалом является основанием всех псалмов, потому что наставляет всех людей творению богоподобных добродетелей и приближает к блаженству жизни вечной: поэтому и начинается от блаженства.

В богослужебной практике Церкви именно с первого псалма начинается седмичный круг пения и чтения Псалтири на службах. Первая кафизма, начинающаяся со стихословия «Блажен муж», помещена на воскресном (по церковному Уставу воскресенье – первый день недели, которая начинается с воскресной вечерни) всенощном бдении после возглашения великой ектении.

Первый псалом является дверью в Небо, которое открывается нам при чтении Псалтири. Войдем же со страхом Божиим в эту дверь, чтобы обрести нетленные сокровища и вечное блаженство!

Поспешим же здесь, на земле, исполнять заповеди Божии, будем собирать их в жизни «паче тысящ злата и сребра» (Пс. 118:72), ибо именно в них спасительная жизнь для человеков.

Значение псалма 1 для православных христиан и правила его прочтения

История создания псалма 1

Историки и теологи до сих пор не установили истинного автора, который написал первый псалом. Они исключают царя Давида, составившего Псалтырь, поскольку свои тексты он подписывал. Даже приблизительно установить время написания и исторические события того периода затруднительно.

Псалом причисляют к типу песней-размышлений, поскольку он не содержит конкретизирующих фактов. Он показывает различия между праведными и грешными людьми, и служит введением к поэтической книге Псалтырь.

Более поздние исследования натолкнули ученых на размышления о том, что Псалом 1 и 2 были единой песнью. Если предположить, что эти догадки верны, то автором является Давид, который написал их в период военных действий с сирийцами и аммонитянами (книга Царств).

Псалом причисляют к типу песней-размышлений

Толкование и значение Первого Псалма

Главная идея, проходящая красной линией через песнь, заключается в том, что праведник – блажен. Это означает, что человек, соблюдающий слово Божье и ступающий его дорогой, счастлив. Под счастьем подразумевается как земное, так и духовное благополучие. Слово «муж» обозначает обычного человека, а «нечестивый» – отступившего от заповедей Всевышнего.

Толкование Псалма дает лучшее представление о тексте и его глубинном смысле. В первом стихе содержится описание деяний праведного человека, который любыми путями избегает общения с грешниками. «Не ходит, … не стоит, … не сидит» – три вида уклонения от греховного. Во втором стихе заключена мысль о постоянном пребывании праведника в мыслях о Всевышнем вместо общения с неправедным.

Когда читаем третий стих, погружаемся в последствия исполнения Божьего слова. Праведный человек благополучен как в духовном, так и материальном аспекте. Автор сравнивает его с деревцем, которое пустило корни у водоема. В 4-6 стихах сравниваются праведники и грешники. Отступников сравнивают с пылью, которую уносит при малейшем дуновении ветра. Также идет речь о суде, который свершится над ними, только не ясно о каком именно – небесном или земном.

Видео «Толкование псалма 1»

В этом видеосюжете представлено подробное толкование молитвы.

Правила чтения

Первая кафизма содержит псалом 1, который читают на утренней службе, т.е. в субботу вечером в церкви. В домашних условиях его можно читать как на церковнославянском языке, так и в современном переводе.

Особых наставлений по времени чтения псалмов нет, поскольку они наполнены привычными для человека переживаниями.

Главное правило, чтобы душа была открыта и благоговейно воспринимала послание. Обращаются к первому псалму когда:

  • в сердце поселилась тоска;
  • жизненные испытания пошатнули веру и нужна поддержка;
  • в преддверии сельскохозяйственных работ;
  • в период искушений.

Текст псалма 1 из книги Псалтырь

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, (не так): но они — как прах, возметаемый ветром (с лица земли).

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Первый псалом доносит до человека основное значение веры. Он раскрывает отличия между праведными и грешными людьми, а также предрекает их дальнейшую судьбу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector