1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Папа, который старался

Папа, который старался. Как Иоанн Павел II спасал авторитет католицизма

16 октября 1978 года 264-м Папой Римским был избран польский кардинал Кароль Войтыла, в дальнейшем известный как Иоанн Павел II.

27 марта 2005 года верующие, собравшиеся на площади Святого Петра в Ватикане, ждали, когда из окна Апостольского дворца к ним после Пасхальной мессы обратится Папа Римский Иоанн Павел II.

В распахнутом окне показался понтифик, и толпа замерла, ожидая его слов. 84-летний глава католической церкви смотрел на собравшихся, но не смог произнести даже одной фразы. Наверное, в этот момент паства, обожавшая папу, поняла, что его земные дни сочтены.

В августе 1978 года Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I, однако тот скончался всего через 33 дня после избрания. В октябре состоялся ещё один конклав. Его участники оказались расколоты на сторонников двух претендентов-итальянцев — Джузеппе Сири, архиепископа Генуи, известного своими консервативными взглядами, и более либерального Джованни Бенелли, архиепископа Флоренции. В конечном итоге Войтыла стал компромиссным кандидатом и был избран папой. При восшествии на престол Войтыла принял имя своего предшественника и стал Иоанном Павлом II. Он стал первым папой-поляком и первым неитальянцем с 1523 г.

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение «я» вместо «мы», как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

В 1979 г. Иоанн Павел II впервые встретился с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко. Это было беспрецедентное событие, учитывая отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Ватиканом. 1 декабря 1989 г. папа встретился с советским лидером М.С. Горбачевым, а уже 15 марта 1990 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом.

25 января 1979 г. начался визит папы в Мексику. Это была первая из 104 зарубежных поездок понтифика. Летом 1979 г. Иоанн Павел II посетил родную Польшу. Его избрание главой Римско-католической церкви стало духовным толчком к борьбе поляков против коммунистического режима и к появлению движения «Солидарность». Позже папа посещал родину еще семь раз, но никогда не давал повода обвинить себя в подстрекательстве оппозиции к перевороту.

13 мая 1981 года на римской площади св. Петра на Иоанна Павла II совершил покушение член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа. Агджа ранил Иоанна Павла II в грудь и руку и был схвачен. В 1983 папа навестил находящегося в заключении Агджу, приговорённого к пожизненному заключению. О чем именно они разговаривали, до сих пор остается тайной, но папа сообщил журналистам, что простил Агджу. В 1984 г. Агджа дал показания о том, что покушение было организовано болгарскими и советскими спецслужбами. Были арестованы трое болгар и трое турок, якобы причастных к покушению, но за неимением улик были отпущены. Позже по просьба папы Агджа был помилован итальянскими властями и передан турецким органам правосудия. В 2005 Агджа заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы. 2 марта 2006 были опубликованы выдержки из доклада комиссии итальянского парламента, занимавшейся расследованием обстоятельств покушения на Иоанна Павла II. Глава комиссии сенатор Паоло Гуцанти сообщил журналистам о причастности руководства СССР к устранению Иоанна Павла II. Доклад основан на информации, опубликованной бывшим начальником архивного отдела КГБ СССР Василием Митрохиным, бежавшим в Великобританию в 1992 году.

Экуменическая деятельность

Иоанн Павел II активно шел на контакты с представителями других конфессий. В 1980 Ватикан с государственным визитом посетила английская королева Елизавета II (она же глава англиканской церкви). Это был исторический визит, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. Елизавета II первой из британских монархов посетила Ватикан с государственным визитом и даже пригласила папу в Великобританию с пастырским визитом к 4 млн. британских католиков.

В 1982 г. папа римский встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение.

В августе 1985 по приглашению короля Хассана II папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман. Он говорил о непонимании и вражде, которые существовали ранее в отношениях христиан и мусульман, и призывал к установлению «мира и единства между людьми и народами, составляющими на Земле единое сообщество».

В апреле 1986 папа впервые в истории католической церкви переступил порог синагоги, где, сидя рядом с верховным раввином Рима, произнёс фразу, ставшую одной из наиболее цитируемых его высказываний: «Вы — наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья».

В октябре 1986 в Ассизи состоялась первая межрелигиозная встреча, когда на приглашение понтифика обсудить проблемы межконфессиональных отношений откликнулись 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий.

6 мая 2001 г. в Дамаске Иоанн Павел II первым из понтификов посетил мечеть.

7 мая 1999 г. Иоанн Павел II впервые посетил православную страну, Румынию. В 2001 г. папа посетил с официальным визитом Грецию, впервые с 1054 г., когда Западная Церковь откололась от Восточной.

Читать еще:  Церковь просит соотечественников помочь вернуть в Россию колокола Данилова монастыря

Покаяние за ошибки

Иоанна Павла II в ряду его предшественников выделяют уже одни только покаяния за ошибки, совершённые некоторыми католиками в ходе истории. Ещё во время Второго Ватиканского собора в 1962 польские епископы вместе с Каролем Войтылой опубликовали письмо к немецким епископам о примирении со словами: «Мы прощаем и просим прощения».

Будучи папой, Иоанн Павел II принес покаяние от лица западно-христианской церкви за преступления времен крестовых походов и инквизиции.

В октябре 1992 Римско-католическая церковь реабилитировала Галилео Галилея, а в октябре 1993 — Николая Коперника.

В августе 1997 Иоанн Павел II признал вину церкви в массовом уничтожении протестантов во Франции во время Варфоломеевской ночи 24 августа 1573, а в январе 1998 принял решение открыть архивы инквизиции.

12 марта 2000 в ходе традиционной воскресной мессы в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения и признал вину церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы и оправдывающие войну теологические догматы, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства.

Иоанн Павел II признавал обвинения в адрес католической церкви — в частности, в молчании во время событий Второй мировой войны и холокоста, когда католические священники и епископы ограничились спасением евреев и других преследуемых нацистами людей.

Тема недели: Вызовы нового атеизма

21 июля 2020 года, в 18.00, Центр по изучению истории религии и Церкви ИВИ РАН приглашает вас принять участие в обсуждении книги Вадима Вадимовича Волобуева «Иоанн Павел II: поляк на Святом престоле».

В.В. Волобуев — историк и политолог, старший научный сотрудник Отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН написал первую русскоязычную монографию, посвященную биографии Иоанна Павла II. Издательство «Новое Литературное Обозрение» издало данный монументальный труд, приурочив ее к 100-летию Иоанна Павла II.

В.В. Волобуев показывает феномен Кароля Войтылы из перспективы польской культуры и социальной истории, что является серьезным вкладом в знакомство российского читателя с драматической историей Польши ХХ столетия. Как глобальные политические события отражались в жизни отдельной семьи и непосредственно Войтылы, каким образом трагические страницы раздела Польши, Второй мировой войны, Холокоста, победы над нацистской Германией повлияли на жизнь конкретного человека, ставшего затем Римским Папой, — ярко и образно описано в книге В.В. Волобуева. Монография вводит читателя в удивительный мир польской католической религиозности, где мистическая составляющая не менее реальна, чем политические режимы. Подробное изложение религиозных переживаний Кароля Войтылы, решений которые он принимал в связи со своим мистическим опытом, интерпретация из религиозной перспективы происходящих вокруг событий, показывает новое измерение человеческого бытия в казалось бы совершенно секулярном ХХ столетии.

Включение биографии Кароля Войтылы, последовательно, в польский, восточно-европейский и мировой контекст «большой политики» удачно раскрывает феномен этого польского Папы, бросившего вызов доминировавшему на тот момент в публичном политическом и социальном пространстве вызову «секуляризации».

Центр по изучению истории религии и Церкви ИВИ РАН предлагает обсудить внушительную монографию Вадима Волобуева, рассчитанную на широкую российскую аудиторию, с ведущими специалистами по истории Католической Церкви, истории Польши, истории Восточной Европы, истории института Папства, международной политике Ватикана.

Волобуев В.В. Иоанн Павел II: поляк на Святом престоле. — М.: Новое литературное обозрение, 2020. — 696 с. ISBN 978-54448-1233-4

Рецензенты: к. и. н. К. А. Кочегаров, к. и. н. Н. А. Белякова

Характеристики Иоанн Павел II. Сочинения в 2 томах. Том 1

Автор на обложкеИоанн Павел IIОбложкаТвердый переплет
Глубина упаковки290СерияИоанн Павел II. Сочинения в 2 томах
АвторыЕлена Твердислова, Иоанн Павел IIParsed1
Тип обложки (Переплет)Твердый переплетТираж3000
ПереводчикЕлена ТвердисловаВес1350
Год2003ЯзыкРусский
Oldprice679Table_of_contentsПредисловие, Личность и поступок, Свечение отцовства, Брат нашего Бога, Статьи о театре, Драматургия слова и жеста, О театре слова
Высота упаковки40АвторИоанн Павел II
ПереплетТвердый переплетStorefalse
Manufacturer_warrantyfalsePickuptrue
Ширина упаковки220ПубликацииПредисловие (Автор: Твердислова Елена С.),Личность и поступок (Автор: Иоанн Павел II),Новая запись,Свечение отцовства (Автор: Иоанн Павел II),Брат нашего Бога (Автор: Иоанн Павел II),Статьи о театре,Драматургия слова и жеста (Автор: Иоанн Павел II),О театре слова (Автор: Иоанн Павел II)
ИздательствоИздательство ФранцисканцевПубликацияПредисловие,Личность и поступок,Свечение отцовства,Брат нашего Бога,Статьи о театре,Драматургия слова и жеста,О театре слова
Количество страниц608ISBN5-89208-048-X
Вес в упаковке, г1350Страницы6-62,63-452,453-490,491-584,585-591,592-602
Кол-во страниц608Размеры29.000/22.000/4.000
Sales_notesБыстрая доставка. Простой возврат до 60 дней.Язык изданияРусский
Тип изданияАвторский сборникЖанрПредисловие,Заголовок,Пьеса,Статья

Вадим Волобуев. «Иоанн Павел II: поляк на Святом престоле»

М.: Новое литературное обозрение, 2020

(фрагмент)

В противность отцу Буш-младший ценил понтифика, совпадая с ним во взглядах на аборты, эвтаназию и пересадку стволовых клеток. Уже 29 июня 2001 года он нанес визит в Ватикан. Новым послом в Апостольской столице он назначил начальника своего предвыборного штаба Джима Николсона. Верительные грамоты римскому папе тот вручил 13 сентября. Разумеется, встреча не могла обойтись без обсуждения недавнего теракта в США. Иоанн Павел II назвал его атакой на весь человеческий род и признал допустимость ответных мер со стороны Белого дома. Кроме того, он уже традиционно упомянул об усилении утилитаристских и материалистических взглядов, которые отрывают западную культуру от ее духовных корней, и повторил свой призыв (уже высказанный на встрече с Бушем) превратить всемирную «революцию свободы» в революцию равных возможностей. Посол воспринял эту речь как поддержку римским папой войны против терроризма. Этого мнения он держался даже год спустя, когда уже начали обнаруживаться расхождения между Войтылой и американской администрацией в отношении грядущего вторжения в Ирак.

Читать еще:  Боязнь свиного гриппа удерживает мусульман от хаджа

В свете подготовки США к войне с «Талибаном» особое значение приобрело паломничество Иоанна Павла II в Казахстан. Визит наместника святого Петра в мусульманскую страну помог бы исправить образ международной коалиции как фронта христианских государств против ислама.

В Астану понтифик впервые полетел без своего госсекретаря. Содано остался в Риме, что вызвало вопросы у журналистов — не должен ли он сменить главу Апостольской столицы в случае непредвиденных обстоятельств? Пресс-секретарь отделался коротким ответом, что каноническое право не предусматривает поста заместителя римского папы. Так-то оно так, однако объяснения случившемуся так и не последовало.

«Един Бог», — твердил Войтыла в своих казахстанских проповедях, сознавая, что послушать его пришли не только христиане. Он несколько раз процитировал поэта и исламского просветителя Абая Кунанбаева (без преувеличения, знаковую фигуру в Казахстане), а на встрече с деятелями культуры, которая прошла 24 сентября во Дворце конгрессов, еще раз выразил уважение миру ислама, призвав всех молиться, дабы «Бог не стал заложником человеческих амбиций». А чтобы эти призывы не сочли завуалированной оппозицией римского папы скорой операции в Афганистане, Наварро-Вальс в тот же день по собственной инициативе дал интервью агентству «Рейтерс», заявив, что Святой престол ни в коем случае не осуждает ответные меры США против исламских фундаменталистов. Этот шаг удивил даже Содано и Дзивиша, которые обратились к пресс-секретарю за разъяснениями. Наварро-Вальс ответил, что поступил так из желания развеять все сомнения и не позволить противникам вторжения опереться на авторитет первосвященника.

На обратном пути Иоанн Павел II заглянул в Армению. Его речь в мемориальном комплексе геноцида армян в Цицернакаберде (частично по-армянски, частично по-английски) в который уже раз обнаружила дарование папы-поэта.

Судия живых и мертвых, смилуйся над нами,

Услышь, Господь, тот плач, что несется с этих мест,

голоса погибших из бездны Мец Егерн (Великого Злодеяния. — В. В.),

крик невинной крови, вопиющей кровью Авеля,

словно Рахиль, стенающая над детьми, которых уже нет.

Услышь, Господь, глас епископа Рима,

который есть эхо призыва папы Бенедикта,

что в пятнадцатом году воззвал к защите

«истерзанного народа армянского,

стоящего на грани истребления».

Воззри на народ сей земли,

что доверился Тебе много лет назад

и прошел через неисчислимые муки,

но не отрекся от верности Тебе.

Прочесть это для Войтылы тоже означало муку. Болезнь его прогрессировала. Большую часть приветственной речи в аэропорту Еревана прочел один из священников, понтифик же произнес всего несколько фраз, причем опять же по-армянски и по-английски. Принимающая сторона ответила не менее уважительно, предоставив римскому папе кров прямо в Эчмиадзинском дворце католикосов. «Впервые понтифик в ходе визита делит крышу со своим Братом», — откликнулся на это Иоанн Павел II. «Аве, Мария» в исполнении Шарля Азнавура подытожила историческую встречу двух иерархов.

Диву даешься, глядя на объем работы, проделанный Войтылой за эти два года. И вдвойне удивительно, что все это совершил стремительно дряхлеющий человек, который уже едва ходил и на глазах терял возможность членораздельно говорить. Быть может, потому и торопился он сделать как можно больше, пока тело не отказало ему?

Казалось бы, чего еще? Иоанн Павел II и так поразил весь мир и римскую курию нестандартными ходами. Но этот человек никогда не останавливался. И вот, воспользовавшись научной конференцией в Пекине, посвященной 400-летию прибытия в Поднебесную Маттео Риччи, понтифик направил участникам письмо, в котором извинился за проступки христиан в отношении Китая. «Никто в курии и не помышлял ни о чем подобном», — прокомментировал этот шаг римского папы Наварро-Вальс3. А среди всей этой грандиозной круговерти — жирной чертой — поздравление с 85-летием Василию Сиротенко — офицеру, с которым когда-то судьба столкнула краковского семинариста.

Кто, кроме Войтылы, был способен на такие жесты?

Во внешнеполитической жизни страны Павел I, несмотря на непродолжительный срок царствования, успел проявить себя, вступив в 1798 году в антифранцузскую коалицию с Англией, Австрией, Турцией и Неаполем. Французы во главе с генералом Бонапартом в это время фактически оккупировав Италию, что очень беспокоило Австрию. Она просила Россию немедленно вмешаться , что и стало причиной Итальянского и Швейцарского походов А.В.Суворова (самого выдающегося полководца того времени ), вызванного Павлом I из ссылки. Суворов возглавил русско‑австрийские войска и буквально за 2 недели освободил от французов Ломбардию, а потом и всю Северную Италию. Намерения Суворова двигаться на Париж не понравились Вене, из-за чего находившийся в Швейцарии корпус А. М. Римского‑Корсакова несмотря на договоренности остался без поддержки. Чтобы оказать ему помощь, Суворов в 1799 году совершил необыкновенно трудный и опасный переход через Альпы из Италии в Швейцарию, однако корпус Римского-Корсакова был разгромлен, а сам Суворов оказался окруженным в горах. Предательство Австрии привели русские войска к значительным потерям, что в свою очередь привело к разрыву союзнических отношений с Англией и Австрией и выходу из антифранцузской коалиции .

Протекция над орденом

Трудная международная ситуация, в которой находился Мальтийский орден после французской революции, осложняла и деятельность орденского посланника в Петербурге. Переговоры, которые он вел, в частности с целью укрепить положение ордена на подвластной России территории Польши, шли медленно, а после того, как орденский корабль напал на турецкий, шедший под русским флагом, были и вовсе прерваны. Новый период в отношениях между Россией и Мальтийским орденом приходится на краткое царствование императора Павла I. Смерть императрицы Екатерины в ноябре 1796 года положила конец враждебным отношениям матери с сыном. Хотя проявление былой вражды можно видеть во внутренней и внешней политике, осуществлявшейся императором с первого дня после своего восшествия на престол.

Читать еще:  Православную часовню готовят к отправке в Антарктиду

Возобновление переговоров между Россией и Мальтийским орденом, очевидно, связано с новыми идеями, которыми Павел I надеялся наполнить борьбу с распространением французской революции. 4 января 1797 года была подписана «Конвенция, заключенная с Державным Орденом Мальтийским и его Преимуществом Грос-Мейстером, — об установлении сего Ордена в России».

Текст Конвенции начинался словами:

«Его Величество Император Всероссийский с одной стороны, соизволяя изъявить знаменитому Ордену Мальтийскому Свое благоволение, внимание и уважение, и тем обеспечить, утвердить и распространить в Областях Своих заведение сего Ордена, существовавшее уже в Польше, а особливо в присоединенных ныне к Российской Державе Областях Польских, и желая также доставить собственным Своим подданным, кои могут быть приняты в Знаменитый Мальтийский орден, все выгоды, почести и преимущества от того проистекающие; а с другой стороны Державный Мальтийский Орден и Его Преимущество Грос-Мейстер с общего согласия условились постановить Конвенцию ».

  • Статья I гласила: «Его Величество Император Всероссийский, последуя Своему правосудию и во изъявление приязни и Высочайшего Своего благоволения к знаменитому Мальтийскому Ордену, признает за благо, подтверждает и ратификует за себя и Преемников Своих на вечныя времена, во всем пространстве и торжественнейшим образом заведение помянутаго Ордена в своих владениях ».
  • Статья II: «Его Величество Император жалует в собственность оному Ордену ежегодно по 300 тыс. Польских злотых ».
  • Статья V: «Великому Приорству в России состоять из сана Великаго Приорства и из десяти Командорств».

Конвенция с Россией лишь частично компенсировала потери Мальтийского ордена, которые он понес от французской революции и продолжал нести. Все новые территории отходили к Франции (в частности, по кампоформиоскому договору 1797 года), и везде орден терял свою собственность и доходы. И уж тем более она не смогла защитить от надвигавшейся непосредственной угрозы самому острову.

В начале ноября Рачинский вернулся в Россию и передал ратификационную грамоту. Вскоре после его возвращения, 17 ноября 1797 года, Конвенция о создании Российского римско-католического великого приорства была окончательно утверждена императором Павлом I. Он назначил принца Конде, эмигрировавшего из Франции после революции, Великим приором. Новым поверенным в делах при Великом магистре ордена стал Энтони О’Хара, доставивший конфирмованный текст Конвенции на Мальту.

Французская оккупация Мальты

Правление рыцарей ордена на Мальте закончилось в 1798 году, когда экспедиционный флот Наполеона Бонапарта остановился на Мальте во время Египетской компании. Наполеон попросил безопасную гавань для снабжения своих кораблей, но после отказа ордена снабжать их водой, он направил солдат, чтобы занять холмы у города Валлетта. Великий магистр Фердинанд фон Гомпеш капитулировал 11 июня. На следующий день был подписан договор, по которому орден передавал остров Мальта Французской Республике.

Капитуляция Мальты Наполеону, 1798 год

Рыцари ордена обратились к российскому императору Павлу I с просьбой принять на себя сан Великого магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского, на что последний согласился.

Учреждение ордена Святого Иоанна Иерусалимского

29 ноября 1798 года Павел I издал высочайший Манифест об установлении в пользу российского дворянства ордена Св. Иоанна Иерусалимского и Правила для принятия дворянства Российской империи в сей орден.

Павел I — гроссмейстер Мальтийского ордена

Вслед за этим последовало широкое внедрение Мальтийского ордена в государственные организации, жизнь столицы и российскую геральдику. Гвардейские полки получили новые знамена с мальтийским крестом, 1 января 1799 года на одном из бастионов Адмиралтейства был установлен так называемый мальтийский павильон, открытие кото- рого сопровождалось 33 орудийными залпами, дворцовая прислуга получила ливреи красного цвета — цвета костюма мальтийских рыцарей.

Интересные факты:

1. Святитель Иоанн Зла­то­уст составил текст Божест­вен­ной литургии, которая до сегодняшнего дня совершается в течение церковного года чаще всего.

Фото Владимира Ештокина

2. В 39 7 году, когда святителя Иоанна решили поставить епископом Конс­тан­ти­нопольским, его увезли из Антиохии тайно, ночью, опасаясь возмущения верующих.

3. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» — эти слова, дорогие любому христианину, которые звучат на каждом ночном пасхальном богослужении, являются частью знаменитого «Огла­си­тельного слова», написан­ного Иоанном Златоустом.

4. Мощи святителя Иоанна были похищены крестоносцами из Константинополя в 1204 году и были возвращены в 2004 году папой Иоан­ном Павлом II. В настоящее время хранятся в соборе святого Георгия в Стамбуле.

Перенесение мощей Иоанна Златоуста в Константинополе в храм святых апостолов

5. Имя Иоанн — одно из самых распространенных во всем мире. Английский эк­ви­валент русского имени Иван — Джон, венгерский — Янош, испанский — Хуан, итальянский — Джованни, немецкий — Иоганн.

Явление Ангела старцу Захарии в Иерусалимском храме

6. Имя Иоанн было мало распространено до Рож­дества Христова. Впервые оно появляется на страницах Нового Завета, когда явившийся ангел повелел праведным Захарии и Ели­за­вете назвать так своего будущего сына — Иоанна Крес­тителя. Кроме того, это имя носил один из любимых учеников Христа Иоанн Богослов.

Почему Иоанн Златоуст призывал бить богохульников?

другие материалы в рубрике Именины.

Заговор против Павла I и оценка его правления

24 марта 1801 года Павел I был убит в собственной спальне группой офицеров-заговорщиков, которых направлял граф Пален – генерал-губернатор Петербурга и глава тайной полиции.

Большинство историков оценивают Павла I как энергичного, деятельного и принципиального человека, но вместе с тем эксцентричного, неуравновешенного и политически мало дееспособного. Деспотическими мерами и ограничением привилегий царь настроил против себя аристократию. Его непродуманные авантюрные, импульсивные действия вели Россию к большой войне с Англией, а Войско Донское – к истреблению в неслыханном Индийском походе. Поэтому весть о смерти государя (по официальной версии – от апоплексического удара) многие подданные восприняли с облегчением.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector