0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полвека уединения, или Тайна преподобной Марии Египетской

Полвека уединения, или Тайна преподобной Марии Египетской

Храм во имя ап. и ев. Иоанна Богослова. запись закреплена

ПОЛВЕКА УЕДИНЕНИЯ, ИЛИ ТАЙНА ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ.
Среди святых жен, прославленных Православной Церковью в лике преподобных, пожалуй, нет имени более известного, чем имя святой Марии Египетской.

О ней написано и сказано уже столь много, что, казалось бы, добавить даже и нечего. И тем не менее, каждый раз, когда перечитываешь или слушаешь житие этой великой подвижницы, остается ощущение какой-то неразгаданной тайны, известной только ей одной и Богу. Некоторые моменты жизни Божьей угодницы настольно поразительны и необычны, что в них даже трудно поверить. Именно потому первый составитель летописи ее подвижничества, святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, обращаясь к будущим читателям, призывал всех нисколько не сомневаться в правдоподобности того, о чем он пишет, каким бы невероятным всё ни показалось. А удивляться действительно есть чему. И поэтому наша Церковь, взирая на подвиг покаяния этой праведницы, на ее смирение и удивительную жизнь, для назидания и укрепления верующих многократно на протяжении Великой Четыредесятницы вспоминает о ней, а утреня четверга пятой седмицы поста названа ее именем.

Духовный путь этой святой настолько уникальный, что в свое время привел в изумление даже такого умудренного аскета, каким был преподобный Зосима Палестинский. Именно благодаря ему и стало известно имя святой Марии Египетской, прожившей в полном уединении и борьбе со страстями в суровых условиях пустыни почти полвека. Собственно все то немногое, что мы знаем о ней, она сама рассказала старцу во время их встречи, произошедшей по Промыслу Божию.

В какой-то момент святого Зосиму прошедшего, как пишет святитель Димитрий Ростовский, все степени постнических подвигов и удостоившегося многих откровений от Бога, посетили помыслы о том, что вряд ли среди пустынножителей найдется такой другой аскет, который был бы подвигами своими выше него. Но некто (возможно, Ангел) по повелению Господню, чтобы вразумить отца Зосиму, направил его в Иорданский монастырь на краю пустыни. И вот в Великий пост по обычаю, который существовал там, старец оставил обитель и ушел вместе с другими иноками в пустыню. Там Господь и послал ему встречу с преподобной Марией, которая от непрестанных трудов постничества и молитвы видом своим напоминала то ли тень, то ли привидение, буквально напугавшее святого Зосиму. Это нагое «существо», как сказано в житиях, оказалось женщиной, достигшей таких высот святости, что Господь наделил ее даром предвидения и знаний того, чего она на самом деле знать просто не могла. Никогда раньше не видев старца, она назвала его по имени, указала его сан и даже на то, какие порядки были заведены в обители, из которой он пришел. Божественная благодать проявлялась в немощной, но очищенной от грехов и страстей плоти подвижницы с такой огромной силой, что она могла даже подниматься в воздух во время молитвы и ходить по водам Иордана, как по земле.

Иконография образа Марии Египетской очень необычна. И тем не менее она является самой узнаваемой для каждого православного христианина. Согласно сложившейся традиции, святую пишут, как правило, обнаженной или полуобнаженной, завернутой в ветхий гиматий, который подал ей преподобный Зосима при встрече. Очень часто ее изображают со скрещенными на груди руками, наподобие того, как делают православные верующие, подходя к Чаше со Святыми Дарами. Это знак принадлежности Христу и усвоения себе Его Крестной Жертвы. И действительно, дух, душа и тело преподобной всецело принадлежали Тому, Кого она возлюбила всем сердцем, оставив свою беспутную жизнь и ступив на поприще борьбы с искушениями. Глядя на образ этой великой подвижницы, трудно поверить, что в ее изнуренном голодом, холодом, жаждой и зноем теле бурлили некогда отвратительные страсти, толкавшие все время на путь разврата. И всё же это была горькая и ужасная правда, которую святая стыдливо поведала своему собеседнику.

Преподобная Мария была родом из Египта. Неизвестно, какая у нее была семья, но подвижница сама упомянула, что родители очень любили ее. И тем не менее, когда девочке исполнилось двенадцать лет, она по непонятной причине оставила отчий дом и отправилась в Александрию. Можно только лишь догадываться и делать предположения о том, что могло заставить Марию принять такое поспешное и неразумное решение. Может быть, она была из категории тех подростков, которых в наше время принято называть «трудными». Пока будущая преподобная жила в семье, то родные, скорее всего, сдерживали ее дурные наклонности. Но, едва оказавшись в большом и шумном городе, где существовала масса различных развлечений и греховных соблазнов, отроковица воспользовалась своей мнимой свободой и окунулась в порочную жизнь, которая поглотила ее целиком на 17 лет. По-видимому, Мария была очень красивой, поэтому ей легко удавалась находить новые жертвы и обольщать их. Но она не зарабатывала своим ремеслом. Это просто стало образом ее жизни.

Однако однажды все изменилось. В один из дней она ради любопытства и с недобрыми намерениями, примкнув к группе паломников, отправилась в святой город Иерусалим на праздник Воздвижение Честного Креста Господня. Но, когда женщина попыталась трижды попасть в храм вместе с верующими, у нее ничего не вышло. Божественная сила не допустила ее в церковь к Животворящему Древу. И в тот момент развратница вдруг осознала всю нечистоту своего существования и глубину своей порочности. Ужас объял ее больную и израненную грехом душу, не знавшую Бога и находившуюся в тесных оковах страстей. Подобно псалмопевцу Давиду, она, наверное, могла бы в тот миг воскликнуть: «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне… изнемогла от грехов сила моя. Спаси меня, Боже; ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение увлекает меня»» (Пс. 30:10–11; Пс. 67:2–3). Только лишь после покаянной мольбы к Пресвятой Богородице и обещания изменить свою жизнь Марии удалось прикоснуться к Кресту Господню. Причастившись Святых Даров, по повелению Божьей Матери преподобная отправилась в пустыню за Иордан, чтобы совершать дело своего очищения и спасения.

Путь духовного восхождения святой был необычайно трудным. 47 лет ушло на покаяние и переосмысление жизни. Подвижница рассказала старцу Зосиме о том, какие бури происходили в ее душе, и как долго страсти одолевали ее ненасытное тело. Она проводила дни и ночи напролет в слезных молитвах. Питаясь лишь одними кореньями, святая преодолевала голод. Одежда ее быстро износилась, и потому праведница все время страдала от дневного зноя и ночного холода. Пищей нетленной и одеждой, по словам самой подвижницы, стало для нее Слово Божие, которому она никогда не училась и ни от кого не слышала ни разу. Святой Дух научил ее этому знанию. Во всех испытаниях и искушениях поддержкой для преподобной Марии была Пресвятая Богоматерь, к Которой она постоянно обращалась в молитвах.

Старец Зосима навестил Божью угодницу по ее просьбе через год и причастил Святых Даров. В следующее свое посещение он уже не застал ее живой. Из надписи, которая была рядом с телом святой, он узнал и о ее имени, и о том, что она отошла ко Господу в ночь Страстей Христовых 1 (14) апреля. Хотя точные данные о датах жизни святой неизвестны, временем ее преставления считается 522 год.

Когда перечитываешь житие подвижницы, то невольно задаешься вопросом: как смогла она выжить в таких неймоверно тяжелых условиях? Какая же сила решимости и веры была в этой хрупкой женщине, для которой домом большую часть ее жизни служила пустыня, а крышей – знойное небо над головой! Сколь же в ней было смирения и подлинной любви к Творцу, какая жила в ней жажда очищения, что она смогла с помощью побеждающего милосердия Божия подняться из бездны разврата и стать величайшей святой! Святитель Феофан Затворник в своем Слове в Неделю пятую Великого поста сравнивает преподобную Марию Египетскую с орлом, который «уединенно парит к небесам, и так высоко, что его бывает не видно». Святитель объясняет, что, конечно, такой подвиг не для всех. Потому что ее путь был по особенному Божьему избранию. Но каждому из нас нужно стремиться подражать ее трудам в самоисправлении, ее твердой решимости и постоянству в желании переменить жизнь.

«Царство Небесное внутрь вас есть», – говорится в Евангелии от Луки (17:21). Оно приходит незаметно в сердце праведника и начинается еще при жизни. Мария Египетская сумела стяжать это Царство своим подвигом покаяния, а потому тело ее, полностью пронизанное Божьей благодатью, обрело ту небесную духоносную ткань, которая уподобила ее Ангелам, не нуждающимся ни в пищи, ни в питии, а только лишь в постоянном прославлении Творца.

Мария Египетская – сокровище пустыни

Ее житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого поста оно еще и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

Слово мученика о Преподобной Марии

Великим постом слова о Марии Египетской обязательно звучат в храмах. Как правило, говорится о ее обращении от греха, о долгом покаянии в пустыни. Но одно слово о ней запоминается как-то особенно, оно сродни хорошему иконописному образу. Это проповедь свмч. Серафима (Чичагова) «О призыве Божием». Наверное, не все знают об этом наставлении, поскольку имя Преподобной Марии не вынесено в его заглавие, но посвящено оно большей частью этой святой. И вот, в нем есть строка, емкая и глубокая, передающая суть ее истории и одновременно позволяющая увидеть известное, как будто, в первый раз, уже не как цепочку событий, а как истинное чудо, совершенное Богом. Вот что говорит свмч. Серафим: «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил ее в пустыне ночью, эту — из великих грешницвеликую праведницу…».

Обычно о преп. Марии Египетской говорят как о «помилованной» Богом, и это верно. Но так почувствовать и передать безмерность милосердия Божия удается не часто. Ведь что означают слова свмч. Серафима, что увидел он? — Да то, что прошлого Преподобной Марии просто нет… Нет блудницы. Есть величайшая святая! Та, что вошла в рай вместе с девами.

В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Петр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешницвеликая праведница! «Да как так?! Ведь она…» или: «Ладно, пусть она — святая, но какой страшный пример, однако!»

Да не покажется все это утрированием или сомнительным смещением акцентов. Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких вот «Марий Египетских»!» — «Сколько?» — хотелось спросить… Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и еще больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет… Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем», благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится… не увидеть еще раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет ее прошлого.

Что поражает в ее житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдает» Богу при свидетельстве исповедающего ее иерея свои грехи, сама ее исповедь, обращенная и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Все совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие ее, как «ветошь», которая… давно не властна над ней.

Читать еще:  Воссозданный крест Евфросинии Полоцкой 23 мая прибудет в Гомель

При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она еще раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.

И так, через слово свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека, начавшееся еще до его обращения, помимо его воли, через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.

Красавица

…Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне — найденному царицей Еленой Кресту Спасителя. Но даже в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, как лента, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок. Во всем ее облике чувствовалась горделивость. Она явно знала цену своей замечательной красоте.

Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора.

Со всех сторон от нее народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте. Попытки встать в другой поток не принесли результата. Ее попросту отбрасывало, как песчинку волной. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее ее далеко назад. Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она прислонилась к стене притвора. И здесь Мария Египетская вдруг ясно поняла, что все произошедшее с ней не случайно: ее не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю ее жизнь.

Окольные пути

Подростком, едва сформировавшейся девушкой, она сбежала от родителей и за семнадцать лет ни разу не подумала обратиться назад. В той жизни все было слишком «прозаично», новая же, хозяйкой которой она себя ощущала, обещала свободу и счастье. Все эти годы ее, как бич, гнала постыдная страсть.

Не корысть и не бедность заставляли Марию Египетскую жить среди падших, а порок, подчинивший ее волю совершенно. Поводом, началом ко всему послужила гордость от сознания своей молодости и редкой красоты. В Иерусалим ее привело отнюдь не желание поклониться святым местам, и на корабль-то, плывший из Александрии, она попала случайно, не имея ни определенных планов, ни обязанностей, способных удержать человека на одном месте. Ее привлекла возможность повеселиться там, где было множество молодых людей. Ни место, куда направлялось египетское судно, ни окружение паломников не остановили ее. И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась себе от того, что поняла: Бог ее видит.

Изумленная явным знаком Божия противления и сама увидевшая себя отнюдь не прекрасной, а, напротив, нечистой и недостойной, она заплакала все сильнее и сильнее, до отчаяния. И тут взгляд Марии Египетской упал на икону Божией Матери.

«Покров» грешных

Как противоположность ей самой — с образа сияла кроткая, одухотворенная красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший ее движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были ее слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном — не отвергать ее до конца, если возможно, просить для нее прощения у Бога, помочь ей подняться, дать еще время для искупления прошлой оскверненной жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребенка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе. А еще через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Ее отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понес все ее грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Долго молилась она еще перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери и все еще видя перед собой Ее Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей ее с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слез, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…

Преображение

Господь, выведший Марию Египетскую из мира, устроил и то, что старец, монах Зосима, удалившийся на время Великого поста в заиорданскую пустыню, стал изумленным свидетелем ее подвига. Скрытый «отшельник», тенью промелькнувший мимо него в пустыне, был черен от палящего солнца, неимоверно худ, волосы его были короткими, скатанными, как войлок, и белыми, как снег. Завидев старца, пустынник бросился бежать и остановился, лишь вняв его мольбам. Попросив у монаха часть одежды, чтобы прикрыть тело, человек обратился к нему, назвав по имени… Никто не мог бы узнать в этом почти бесплотном существе, найденном отцом Зосимой, прежнюю красавицу-египтянку. И тогда-то старец выслушал самую поразительную в его жизни исповедь.

Он принимал ее уже не от грешницы — многие годы покаяния и борьбы со страстями в безлюдной пустыне смыли и следы греха, — от души просвещенной, вошедшей в меру полноты Христовой и по смирению считавшей себя худшей из людей! Грех ее был всегда перед нею. А между тем, научаемая Святым Духом неизвестная миру подвижница не только знала имя отца Зосимы, но и место, откуда он пришел, знала и о нестроениях в его монастыре. Она без ошибок приводила слова Святого Писания и строки из псалмов, никогда не учившись грамоте. И, наконец, старец своими глазами увидел, как на молитве она приподнялась над землей.

Ровно через год, как они условились, старец пришел к Иордану со Святыми Дарами, чтобы причастить ее, и стал свидетелем чуда. Осенив воды реки крестным знамением, святая перешла к нему по реке с другого берега, как посуху, и, приняв Дары, удалилась вглубь пустыни. Повинуясь ее просьбе, отец Зосима вновь пришел на место их первой встречи через положенный срок и нашел ее уже умершей. На твердой, как камень, земле было начертано имя Рабы Божией — Мария, и время упокоения — это был день ее последнего земного причастия.

Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к ее молитвам. Ее пример указывает условия спасения — искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твердое решение положить предел греховной жизни. У икон преподобной Марии Египетской обычно множество свечей. Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у ее образа ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим чадом Божиим, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие своему Создателю, а с ними мир и спасение.

Читайте также

  • Бацилла блуда и Мария Египетская
  • Мария Египетская. Рыба, вытащенная из воды

Видео о святой Марии Египетской

Полвека уединения, или Тайна преподобной Марии Египетской

Святое Писание в фактах и иллюстрациях

В Неделю 5-ю Великого поста Русская Православная Церковь отмечает память великой святой, покровительницы всех кающихся грешников преподобной Марии Египетской. В среду вечером 5-й седмицы Великого поста в храмах, когда на утрене четверга совершают Великий канон прп. Андрея Критского – «Мариино стояние» – читают ее житие. «Прихожанин» решил с помощью иллюстраций напомнить своим читателям главные моменты ее жизни святой.

Мы не знаем точной даты и места рождения Марии Египетской. Зато знаем и помним ее великий духовный подвиг: после 17-летней порочной жизни она не только сумела осознать свой грех, но и искупила его своим 47-летним затворничеством в иудейской пустыни. Без общения с людьми, почти без еды, без одежды, она очистила свою душу и приблизилась к Богу. И хотя мы знаем немало имен великих отшельников, пустынников, но трудно найти кого-либо, чей духовный подвиг сопоставим с тем, что совершила преподобная Мария Египетская.

Перед вами – Александрия, город, основанный в 322 году до н.э. великим завоевателем Александром Македонским. Попав сюда в 12-летнем возрасте, Мария ступила на стезю порока – стала блудницей. При этом она редко брала за блуд деньги, отдаваясь пороку не только телом, но и душой. И этой блудной жизнью Мария прожила в Александрии 17 лет.

Но однажды на пристани она увидела толпу паломников, которые собирались отплыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Мария решила плыть с ними, правда, не по благочестивым мотивам, а желая заниматься блудом с паломниками на корабле и потом в Иерусалиме. Но, добравшись до города, она решила вместе с другими паломниками зайти в Иерусалимский Храм Воскресения Христова. Он более известен как Храм Гроба Господня, так как находится на том месте, где согласно Священному Писанию был распят, погребен и воскрес Иисус Христос.

И в нем с Марией произошло чудо. Паломники толпой заходили в Храм, но Мария не могла переступить его порога. Раз за разом пыталась она войти в Храм, но неведомая сила не давала ей сделать этого. Мария поняла, что сам Господь за ее грешную блудную жизнь не пускает в Свой Храм. И когда она это осознала, то стала молиться перед иконой Девы Марии, которая находилась на возвышении в притворе Храма. В своей молитве она просила Богородицу стать ей заступницей перед Господом, обещала изменить свою жизнь и искупить грех блуда. И ее молитва была услышана. Мария смогла войти внутрь и помолиться Животворящему Кресту. Выйдя из Храма, она вновь стала молиться перед иконой Девы Марии, и в этот момент услышала голос: «Если перейдешь за Иордан – обретешь желанный покой». И тогда Мария приняла решение порвать с прошлой жизнью и уйти в пустыню, чтобы жить и молиться в одиночестве.

Но, прежде чем уйти в пустыню, Мария причастилась в церкви Иоанна Крестителя, расположенной в 8 километрах от Мертвого моря и в 30 км от Иерусалима. Кстати, перед этим в Иерусалиме какой-то незнакомец (возможно, то был Ангел Господень) дал ей несколько монет, на которые Мария купила себе три хлеба. Приняв Святое Причастие и взяв хлеб, она пересекла реку Иордан и ушла в пустыню. И там прожила в молитвах, питаясь лишь дикими кореньями, 47 лет!

При этом первые 17 лет Мария сильно боролась с демонами: ее преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни. Но потом демоны отступили.

История этой встречи хорошо известна всем верующим. Мария встретила старца Зосиму, когда ей было 76 лет, а старцу Зосиме – 53 года. К тому моменту он уже несколько лет подвизался в Иорданском монастыре Святого Иоанна Предтечи.

Традиционно в дни Великого поста иноки монастыря уходили в пустыню. Пошел и Зосима. Он шел уже 20 дней, когда неожиданно увидел странное существо, которое он поначалу принял за демона: без одежды, невероятно худое и почти почерневшее от солнца.

Это и была Мария. Сначала она пыталась убежать – ведь уже 47 лет она не видела ни одного человеческого лица. Но старец обратился к ней с просьбой не убегать. Мария, назвав Зосиму по имени, спряталась от старца за камнями и попросила его дать ей часть одежды, потому что ее собственная за эти годы полностью истлела. Зосима протянул ей часть гиматия – ткани, используемой в качестве верхней одежды.

Читать еще:  Все лучшее кому-то, все худшее — себе

А позже Мария по просьбе аввы Зосимы рассказала ему историю своей жизни. При расставании она попросила старца прийти к ней через год и принести с собой Святые Дары, дабы могла она причаститься Святых Христовых Таин.

Старец Зосима исполнил просьбу Марии и через год пришел к ней вновь. Он причастил ее Святых Христовых Таин.

Во время этих двух встреч старец несколько раз становился свидетелем чудес, которые являла святая пустынница. Один раз во время рассказа о своей жизни и молитвы Мария поразила Зосиму тем, что поднялась над землей на локоть.

Во вторую встречу они оказались по разные стороны реки Иордан. Зосима стал размышлять, как святая переберется на другой берег, и в это мгновение Мария Египетская перешла через реку словно по земле. Увидев идущую по воде пустынницу, Зосима был так потрясен, что хотел упасть на колени и поклониться Марии, но та с середины реки крикнула: «Что творишь, авва? Ведь ты – иерей, носитель великих Таин Божиих».

После того как авва Зосима причастил ее Святых Таин, Мария произнесла молитву свя­то­го Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с ми­ром, яко видеста очи мои спасение Твое». И при расставании попросила старца Зосиму через год прийти в то место, где когда-то они встретились в первый раз.

Год спустя, как и обещал, старец Зосима отправился в путь, чтобы вновь увидеть Марию Египетскую. Двадцать дней пути – и авва Зосима вышел к иссохшему ручью. И там он увидел святую подвижницу, которая мертвая лежала на земле со сложенными на груди руками.

В ее изголовье на песке была начертана надпись: «Погреби, авва Зосимо, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Таин». Потрясенный стоял авва Зосима. И неудивительно! Во-первых, он только сейчас узнал, как зовут пустынницу. Во-вторых, он поразился, увидев саму надпись, – ведь по признанию самой Марии она не умела ни читать, ни писать. И, в-третьих, стоя над ее телом, он понял, что Мария умерла год назад, после того, как он ее причастил, но каким-то чудесным образом ее тело было перенесено на место их первой встречи.

Желая исполнить последнюю волю святой пустынницы, старец Зосима попробовал вырыть могилу куском дерева, который он нашел поблизости. Но земля в пустыни была тверда, как камень, и он понял, что не в силах выкопать даже маленькой ямки. Подняв глаза, авва Зосима увидел рядом с телом Марии громадного льва, который лизал стопы святой. Сначала старец сильно испугался, но потом, осенив себя крестным знаменем, обратился ко льву: «Приказала Великая похоронить ее тело, а я стар и не в силах вырыть могилу, сделай уж ты работу своими когтями, и отдадим земле смертную скинию святой». Лев, видимо, посланный Господом в помощь старцу, послушался Зосиму и своими когтями вырыл яму, достаточную, чтобы похоронить Марию.

Так авва Зосима похоронил великую пустынницу Марию Египетскую. Затем он отправился в обратный путь, а громадный лев ушел в пустыню. Согласно разным источникам великая подвижница и пустынница Мария Египетская умерла в 521 или в 522 году.

А это – портрет Иерусалимского Патриарха свт. Софрония Иерусалимского. Именно ему мы обязаны тем, что знаем о преподобной Марии Египетской. Когда авва Зосима вернулся в монастырь, он рассказал историю подвижницы, полвека жившей в пустыни. Его рассказ передавался в устной форме, пока столетие спустя, в VII веке, его не записал свт. Софроний Иерусалимский. Святитель Софроний отличался любовью к богословским наукам, философии и благочестием, за это его называли Премудрым. В свое время он стал духовным сыном иеромонаха Иоанна Мосха, много путешествовал. В течение десяти лет (634–644 гг.) он немало потрудился на благо Иерусалимской церкви на посту Патриарха Иерусалимской Церкви. А после себя оставил много богословских писаний, в том числе житие Марии Египетской.

К сожалению, нет точной информации о том, как были обретены мощи преподобной Марии Египетской. Тем не менее в наши дни частицы ее мощей находятся в разных городах: Риме, Неаполе, Москве, Антверпене, Кремоне и др. В Неаполе на улице Умберто Примо находится старинная церковь, посвященная прп. Марии Египетской, и внутри – бюст-мощевик с частицами ее мощей. Поклониться преподобной Марии Египетской можно и в Москве: частица ее мощей, привезенная из Константинополя в 1707 году думским дьяком Емельяном Украинцевым, покоится в серебряном ковчеге в северном приделе соборного храма Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Полвека уединения, или Тайна преподобной Марии Египетской

Неделя Марии Египетской

Святая Мария Египетская – полвека на пути к Свету

В пятое воскресенье (неделю) Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. О том, как бывшая блудница стала одной из самых почитаемых святых в Православии и о значении ее личности для современных христиан «Фоме» рассказал священник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ключарь Подворья праведной Тавифы в Яффе (г. Тель Авив, Израиль) протоиерей Игорь Пчелинцев.

Покаяние как любовь к Богу

В первые века христианства люди часто уходили в пустыню, где подвизались и молились, не имея при этом монашеского пострига, но по-сути ведя монашеский образ жизни. Их жизнь заключалась в очищении своего сердца от страстей и усиленной молитве за весь мир. Это был их путь спасения. Такой же путь выбрала и преподобная Мария Египетская. Святая Мария, не будучи монахиней, сознательно выбрала для себя отшельническую жизнь, в которой провела практически полвека. После нескольких лет разгульной жизни она выбрала ее совершенно нежданно, следуя благословению Богородицы.

Из Жития святой мы знаем, что она обратилась к покаянию и Богу, испытав чувство страха и ужаса после того, что невидимая сила не впустила ее в Храм Гроба Господня. Страх – понятие многозначное. Есть страх и ужас, который разрушает, приводит человека в отчаяние – это бесовский страх, а страх Божий – это совсем иное. Он проистекает из любви к Богу, из ужаса от того, что лично я своими грехами оскорбил величие Бога. Этот страх и приводит человека к покаянию, а не к отчаянию и смерти.

Так, например, когда апостол Петр предал Иисуса Христа, на него напал такой страх от содеянного, что он заплакал горькими слезами. Осознав свой грех, после Воскресения он пришел к Господу, покаялся и был восстановлен в своем апостольском достоинстве. И даже стал в итоге первоверховным апостолом. Иуда тоже предал Христа, но в отличие от апостола Петра, отчаялся в своем спасении, потерял веру в милость Божию и удавился. Из толкований святых отцов нам известно, что Иуда действовал по наущению беса, соглашаясь с его волей. В конечном счете, он исполнил его последнюю волю – пошел и удавился. Вот это и есть два пути страха – один страх Божий, а другой – страх бесовский. Страх из любви и страх от отчаяния.

Вероятно, тогда, на пороге храма, к святой Марии также пришли страх и ужас от осознания того, как и чем она жила. Ведь даже будучи в Святом Граде – Иерусалиме – она искушала паломников на блуд вместо того, чтобы молиться перед святынями. И вот, когда она все это осознала, ее и охватил страх, а за ним проснулась совесть, пришли любовь к Богу и покаяние.

Спасение вокруг нас

До покаяния преподобная Мария прожила примерно семнадцать лет во грехе. Ей потребовалось столько же лет, чтобы победить в себе свои страсти. Она до изнеможения боролась с ними, уйдя в пустыню. Для нас главное здесь в том, что она хотела победить свои страсти и, в конце концов, победила. Важно понять, что любой человек, где бы он ни жил – в пустыне или в современном городе – способен на тоже. Если осознает, что он подвержен страстям, и искренне захочет победить их в себе. Однако делает это он не столько своими собственными силами, так как их недостаточно, а с Божией помощью и с помощью того, что дает нам Церковь. В первую очередь, нам помогают таинства Покаяния и Причащения, благочестивая мирная жизнь в согласии со Словом Божиим.

Иногда приходится слышать, что человеку, который ушел в пустыню или в лес, побороть свои страсти гораздо легче – он не видит соблазнов, не общается с людьми, а только молится в тишине и тем самым спасается… Но из житий многих святых, в том числе и преподобной Марии Египетской, нам известно, что в пустыне (уединенном, отшельническом месте) человек восходит на совершенно иной уровень борьбы с демонами. И там они его не оставляют. Как именно проходят там борения подвижников с вражескими силами один на один, мы, находящиеся в миру, не представляем. Лишь частично мы это можем узнать из тех свидетельств житий святых, которые до нас дошли. Но, в конечном счете, цель у всех одна, и у монахов, и у мирян – это спасение, вечная жизнь с Богом. Только пути к этому могут вести разные.

Мы можем вдохновляться примером святого, но не можем копировать в точности его опыт. Так из жития Марии Египетской известно, что она причащалась всего два раза в жизни – перед уходом в пустыню, в монастыре на берегах реки Иордан, когда покаялась, и еще раз фактически в день своей кончины. Но этот пример для нас, современных христиан, конечно же, не показателен. Хотя сторонники редкого причащения могут его приводить как аргумент. Святая Мария желала причастия, но не имела такой возможности – в глубине Иорданской пустыни, где она подвизалась, не было ни храма, ни монастыря.

Современный человек, особенно живущий в России, где много храмов и монастырей, напротив должен использовать любую возможность, чтобы участвовать в жизни своего прихода, церковной общины и, в первую очередь, в ее евхаристической жизни. Причащаться раз в жизни, даже ориентируясь на пример святых, современному верующему не стоит. Мы знаем и другие примеры того, что многие пустынножители, в том числе преподобный Серафим Саровский, живя в уединении, по субботам и воскресеньям возвращались в свои обители, чтобы исповедоваться, причаститься и принять участие в совместной трапезе, бывшей продолжением Литургии.

А для того, чтобы погрузиться в духовный смысл пустынножительства святой, я бы очень советовал всем не пропускать мимо себя житие Марии Египетской. Оно читалось недавно на службе «стояние Марии Египетской», на мой взгляд, одной из самых глубокомысленных и красивых служб Великого поста. Если по каким-либо причинам вы пропустили это богослужении, прочтите сами этот удивительный богословско-поэтический рассказ полностью.

Смотрите также:

ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

Она родилась в V веке в Египте и была, что называется, трудным ребенком. В 12 лет девочка убежала из дома и отправилась на поиски приключений в Александрию — самый крупный город Империи после Рима. Там все ее приключения очень скоро свелись к обыкновенному разврату. Семнадцать лет она провела в непрерывных блудных похождениях. Блуд (секс, как сейчас говорят) не был для нее способом заработка, потому что только в нем девушка находила единственный и главный смысл своего существования. Со своих знакомцев Мария не брала ни денег, ни подарков, рассудив, что таким образом она привлечет к себе больше мужчин …

ТАИНСТВО ПУСТЫНИ. Несколько слов о преподобной Марии Египетской

Все основное, важное для самой Марии, осталось вне житийного повествования, основное содержание ее духовной жизни осталось неизвестным для нас и это — таинство пустыни. Человеку с чутким сердцем это таинство доступно не только в Иудейской пустыне, Сахаре или Каракумах. Живущим в миру, нужно стараться искать уединения время от времени, хотя бы для того, чтобы не сойти с ума от круговорота страстей этого мира. Об этом говорит нам Евангелие: «Ты же, когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,6) …

Стояние Марии Египетской. Как преодолеть «грешной жизни пустоту»?

На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской …

Читать еще:  Грузия не смирится с потерей Абхазии и Южной Осетии, заявляет Илия II

Их зовут Мариями. Избранные жизнеописания святых

«Между тем, юность преподобной Марии никак не указывает на будущую святость.
Мария, родившаяся где-то в провинции, не была воспитана христианкой, нигде не училась (даже не умела читать и писать), дом свой покинула в 15 лет, чтобы никогда туда не возвратиться. Она переехала в богатейший и красивейший город Византийской империи — Александрию Египетскую — но вовсе не для того, чтобы учиться, трудиться и праведно жить» …

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Мария Египетская

Великая святая, явившая необычайный подвиг покаяния. Она является примером исправления, образцом для отчаявшихся в своем спасении грешников. Это – обычная женщина, грешница, которая благодаря внушению Божией Матери раскаялась и принесла великие плоды покаяния. Спустя тысячелетия народ помнит и почитает эту святую.

  1. Распутная жизнь
  2. Жизнь в пустыне
  3. Первая встреча с Зосимой
  4. Вторая встреча с Зосимой
  5. Почитание святой

Распутная жизнь

Родилась Мария в пятом веке Нашей эры в состоятельной семье. Но когда ей исполнилось двенадцать лет, она решила покинуть отчий дом и отправилась в Александрию. Девушка была хороша собой, и диавол легко подтолкнул ее на порочный путь. Постепенно она развратилась окончательно, не брала даже денег. Блудница не помнила ни количество своих партнеров, ни имена их, ни лица.

Часто она голодала, ночевала на улице, потому что не имела постоянного жилья. Таким образом Мария провела семнадцать лет. Однажды она увидела корабль, который отправлялся в Иерусалим. Развратная девица ради чистого любопытства поднялась на корабль. Ей было все равно, куда плыть. У нее не было денег, чтобы заплатить за проезд, тогда она предложила заплатить своей плотью.

Всю дорогу до Иерусалима Мария занималась развратом, соблазняя молодых пассажиров. Когда они прибыли на место, весь народ направился к Храму Гроба Господня. Там находилась святыня – Животворящий Крест Христа. Был праздник – Крестовоздвижение, и весь народ стремился приложиться к святыне.

Мария направилась вместе со всеми верующими в храм. Она ничего не знала про находящуюся там святыню. Но тут произошло чудо, перевернувшее всю ее жизнь. Мария хотела зайти в храм, но неведомая сила выталкивала ее оттуда. Она пыталась проделать это трижды, и три раза не была допускаема. Тогда женщина поняла, в чем дело. На нее нашло прозрение, что в храм не пускали ее грехи. Она упала на пол перед иконой Божией Матери в притворе и оплакала свою греховную жизнь.

Жизнь в пустыне

И только после этого Господь допустил великую грешницу к святыне. Приложившись к Животворящему Кресту, Мария услышала от иконы Богородицы повеление идти в пустыню за Иордан. Там в полном одиночестве женщина провела целых сорок лет. Она претерпевала голод, жару, жажду, ночной холод и страх диких зверей. Но самое большое искушение Мария перенесла от бесов. Они рисовали в ее воображении картины прежней распутной жизни, напоминали греховные песни и вкус вина. Подвижница горячо каялась и оплакивала свою распутную жизнь.

Когда на Марию нападало желание вернуться к прежним грехам, она зарывалась в песок и стояла там долгое время. Одежда на ней истлела от времени. Питалась она сначала хлебом, который взяла в Иерусалиме, а когда он закончился, то колючками и скудной растительностью пустыни. Только Господь знает, как она не умерла от голода и жажды.

Первая встреча с Зосимой

Спустя некоторое время иеромонах Зосима из Иорданского монастыря отправился в пустыню по обычаю во время Великого поста. И внезапно он увидел некое существо. Подумав, что это – подвижник, Зосима бросился догонять его, чтобы взять благословение. Но Мария спряталась за куст, крикнув ему, что она – женщина. Она попросила его бросить ей свою одежду. Зосима бросил ей плащ, она завернулась в него и вышла к нему. Старец попросил ее рассказать о себе. Мария долго не хотела ему поведать о своей распутной жизни, но наконец, согласилась и в подробностях рассказала о своих грехах. Но о своих подвигах в пустыне подвижница не захотела рассказывать. Она сказала только, что неграмотна, не умеет писать и читать. И, несмотря на это, Мария цитировала Священное Писание и святых отцов. Видимо, Ангел в пустыне читал ей Божественные книги.

Когда они молились, Мария поднялась на воздух и так стояла к ужасу Зосимы. Потом она предсказала старцу, что в следующий Великий пост он не сможет покинуть монастырь из-за болезни. Но в Великий Четверг через год она попросила его вернуться на это место, чтобы причастить ее Святых Таин. Он выполнил ее просьбу. Когда он пришел, то недоумевал, как же святая перейдет реку Иордан. Но тут он увидел, как она идет по реке как посуху.

Вторая встреча с Зосимой

Старец причастил ее, Мария попросила его вернуться на то же место ровно через год. И снова перешла реку как посуху. Когда Зосима вернулся туда же спустя год, он увидел святую уже умершей. Рядом на песке была надпись, относящаяся к нему с просьбой предать ее тело земле. Он удивился, вспомнив, что она не умеет писать. Потом он увидел большого льва, приближающегося к нему. Сначала он испугался, но понял, что лев не замечает его.

Лев подошел к телу святой и начал рыть могилу для нее. Старец похоронил в песке ее тело и вернулся в монастырь, где рассказал историю о святой. Это предание передавалось из уст в уста, а в седьмом веке его записал монах Софроний.

Почитание святой

  • 14 апреля;
  • В пятое воскресенье Великого поста (переходящий праздник).

В Великий пост святая вспоминается как символ победы над блудной страстью. На четвертой неделе поста в четверг бывает служба, которая называется «Мариино стояние». На утрене читается весь канон св. Андрея Критского, который по частям читался на Первой неделе. В течение этой службы читается житие святой. Делается это для ободрения кающихся.

Протоиерей Андрей Ткачев о Марии Египетской

Неделя Марии Египетской

Святая Мария Египетская – полвека на пути к Свету

Приблизительное время чтения: 5 мин.

В пятое воскресенье (неделю) Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. О том, как бывшая блудница стала одной из самых почитаемых святых в Православии и о значении ее личности для современных христиан «Фоме» рассказал священник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ключарь Подворья праведной Тавифы в Яффе (г. Тель Авив, Израиль) протоиерей Игорь Пчелинцев.

Покаяние как любовь к Богу

В первые века христианства люди часто уходили в пустыню, где подвизались и молились, не имея при этом монашеского пострига, но по-сути ведя монашеский образ жизни. Их жизнь заключалась в очищении своего сердца от страстей и усиленной молитве за весь мир. Это был их путь спасения. Такой же путь выбрала и преподобная Мария Египетская. Святая Мария, не будучи монахиней, сознательно выбрала для себя отшельническую жизнь, в которой провела практически полвека. После нескольких лет разгульной жизни она выбрала ее совершенно нежданно, следуя благословению Богородицы.

Из Жития святой мы знаем, что она обратилась к покаянию и Богу, испытав чувство страха и ужаса после того, что невидимая сила не впустила ее в Храм Гроба Господня. Страх – понятие многозначное. Есть страх и ужас, который разрушает, приводит человека в отчаяние – это бесовский страх, а страх Божий – это совсем иное. Он проистекает из любви к Богу, из ужаса от того, что лично я своими грехами оскорбил величие Бога. Этот страх и приводит человека к покаянию, а не к отчаянию и смерти.

Так, например, когда апостол Петр предал Иисуса Христа, на него напал такой страх от содеянного, что он заплакал горькими слезами. Осознав свой грех, после Воскресения он пришел к Господу, покаялся и был восстановлен в своем апостольском достоинстве. И даже стал в итоге первоверховным апостолом. Иуда тоже предал Христа, но в отличие от апостола Петра, отчаялся в своем спасении, потерял веру в милость Божию и удавился. Из толкований святых отцов нам известно, что Иуда действовал по наущению беса, соглашаясь с его волей. В конечном счете, он исполнил его последнюю волю – пошел и удавился. Вот это и есть два пути страха – один страх Божий, а другой – страх бесовский. Страх из любви и страх от отчаяния.

Вероятно, тогда, на пороге храма, к святой Марии также пришли страх и ужас от осознания того, как и чем она жила. Ведь даже будучи в Святом Граде – Иерусалиме – она искушала паломников на блуд вместо того, чтобы молиться перед святынями. И вот, когда она все это осознала, ее и охватил страх, а за ним проснулась совесть, пришли любовь к Богу и покаяние.

Спасение вокруг нас

До покаяния преподобная Мария прожила примерно семнадцать лет во грехе. Ей потребовалось столько же лет, чтобы победить в себе свои страсти. Она до изнеможения боролась с ними, уйдя в пустыню. Для нас главное здесь в том, что она хотела победить свои страсти и, в конце концов, победила. Важно понять, что любой человек, где бы он ни жил – в пустыне или в современном городе – способен на то же. Если осознает, что он подвержен страстям, и искренне захочет победить их в себе. Однако делает это он не столько своими собственными силами, так как их недостаточно, а с Божией помощью и с помощью того, что дает нам Церковь. В первую очередь, нам помогают таинства Покаяния и Причащения, благочестивая мирная жизнь в согласии со Словом Божиим.

Иногда приходится слышать, что человеку, который ушел в пустыню или в лес, побороть свои страсти гораздо легче – он не видит соблазнов, не общается с людьми, а только молится в тишине и тем самым спасается… Но из житий многих святых, в том числе и преподобной Марии Египетской, нам известно, что в пустыне (уединенном, отшельническом месте) человек восходит на совершенно иной уровень борьбы с демонами. И там они его не оставляют. Как именно проходят там борения подвижников с вражескими силами один на один, мы, находящиеся в миру, не представляем. Лишь частично мы это можем узнать из тех свидетельств житий святых, которые до нас дошли. Но, в конечном счете, цель у всех одна, и у монахов, и у мирян – это спасение, вечная жизнь с Богом. Только пути к этому могут вести разные.

Мы можем вдохновляться примером святого, но не можем копировать в точности его опыт. Так из жития Марии Египетской известно, что она причащалась всего два раза в жизни – перед уходом в пустыню, в монастыре на берегах реки Иордан, когда покаялась, и еще раз фактически в день своей кончины. Но этот пример для нас, современных христиан, конечно же, не показателен. Хотя сторонники редкого причащения могут его приводить как аргумент. Святая Мария желала причастия, но не имела такой возможности – в глубине Иорданской пустыни, где она подвизалась, не было ни храма, ни монастыря.

Современный человек, особенно живущий в России, где много храмов и монастырей, напротив должен использовать любую возможность, чтобы участвовать в жизни своего прихода, церковной общины и, в первую очередь, в ее евхаристической жизни. Причащаться раз в жизни, даже ориентируясь на пример святых, современному верующему не стоит. Мы знаем и другие примеры того, что многие пустынножители, в том числе преподобный Серафим Саровский, живя в уединении, по субботам и воскресеньям возвращались в свои обители, чтобы исповедоваться, причаститься и принять участие в совместной трапезе, бывшей продолжением Литургии.

А для того, чтобы погрузиться в духовный смысл пустынножительства святой, я бы очень советовал всем не пропускать мимо себя житие Марии Египетской. Оно читалось недавно на службе «стояние Марии Египетской» , на мой взгляд, одной из самых глубокомысленных и красивых служб Великого поста. Если по каким-либо причинам вы пропустили это богослужении, прочтите сами этот удивительный богословско-поэтический рассказ полностью.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector