0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порт-Артурская икона Божией Матери, или Чем оборачивается пренебрежение к святыням

Специалисты затрудняются точно определить, к какому иконописному типу принадлежит это изображение. Оно является наиболее близким к группе иконы Оранты, поэтому условно к нему относится. Оранта на латыни означает «молящаяся», один из главных способов изображения Богоматери без Младенца, которая раскинула руки (подняла вверх раскрытыми ладонями), молясь Господу. Такая поза молящейся встречалась еще на рисунках катакомб Древнего Рима. Некоторые замечают внешнее сходство с изображением на иконе Божией Матери Игумении Горы Афонской (на Афоне в Греции).

На Порт-Артурской иконе написана Пречистая Богородица без Сына-Младенца. В руках Мария держит платок, посредине которого мы видим Нерукотворный лик Иисуса Христа. Надо отметить, что это единственная икона с такой композицией. На Богородице надет синий хитон и коричневое покрывало. Она стоит на отточенных острых с обеих сторон мечах, попирая их. Над головой Богоматери в облаках Ангелы Небесные держат золотую корону, которая венчается еще одной, образованной из двух перекрещивающихся радуг. Позади Божьей Матери виднеется горящий в огнях город. Его осеняет Богородица изображением лика Иисуса Христа.

Справа над головой Пречистой стоит Архистратиг Михаил, в руке которого священная хоругвь. Напротив него слева от Марии – Архангел Гавриил, протягивающий правую руку с веткой белых цветов. В вышине надо всеми мягкие облака, на которых, как на троне, восседает Господь Саваоф. У ног Бога парят Серафимы. По сиянию выведены слова, гласящие, что у единого стада – один Пастырь. Образ с рамой имел размеры: высоту – почти 1,49 м, ширину 1,07 м. Размеры полотна без рамы: высота – 1,24 м, ширина – около 0,77 м.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Объятия Отча Уссурийская, находится в Покровском кафедральном соборе города Уссурийска. Образ был прислан в начале XX века со Святой горы Афон в Свято-Троицкую Николаевскую обитель близ станции Шмаковка Уссурийской железной дороги ее первоустроителем, игуменом Алексием, который пребывал на покое на Афоне.

Празднование в честь иконы Божией Матери «Объятия Отча» Уссурийской совершается два раза в году, в дни празднования Казанской иконы Божией Матери. На крестный ход выносятся две почитаемые святыни — иконы «Объятия Отча» и Казанская, ранее находившаяся в Николаевском соборе города Уссурийска, уничтоженном богоборцами в начале 1930-х годов.

Видение, положенное в основу будущей иконы

Весьма подробно поведал старый матрос и все прочие детали увиденного. Так, по его словам, хитон, или риза, Пресвятой Девы был синим, а верхнее облачение коричневым. Над Ее главой ангелы держали златую царскую корону, а ногами она попирала лежащие на земле обнаженные остро отточенные, но изломанные мечи.

Упомянул он и о двух архангелах, парящих в небе. Один из них – Архистратиг Михаил – держал в руках священную хоругвь, а напротив него Архангел Гавриил осенял Богородицу цветущей ветвью. В заоблачной выси узрел Феодор Катанский Самого Бога Саваофа, распростершего руки и как бы благословляющего сотворенный Им мир. На небесах же невидимым перстом было начертано: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Забегая вперед, отметим, что именно такое сюжетное построение впоследствии легло в основу Порт-Артурской иконы Божьей Матери.

Kyiv. Lavra Pecherskaya — Lavra Nebesnaya

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Порт-Артурская икона Божией Матери — первая явленная в XX веке. Пришедший 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру старый матрос Феодор, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Ногами Богородица попирала мечи, а над её головой ангелы держали корону; выше в облаках восседал Господь Саваоф и над Ним сияла надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города.

Читать еще:  В Москве может быть восстановлен храм Иоакима и Анны

С началом русско-японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы. Икона находилась в Санкт-Петербурге, летом 1904 года была доставлена на Дальний Восток, в начале августа икона была поставлена во Владивостокском кафедральном соборе. В связи с осадным положением крепости исполнить завет Богородицы и безопасно доставить икону в Порт-Артур было крайне затруднительно.

В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить икону в Порт-Артур. В начале ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября, в день празднования Введения во храм пресвятой Богородицы был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список. В начале января была получена первая телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви. После войны икона вернулась в Успенский собор Владивостока. В 1932 году собор был закрыт, в 1938 году взорван, и дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной долгое время. В феврале 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили в антикварном магазине Порт-Артурскую икону. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. Экспертиза установила, что это не современный список. 6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов на вывоз, икона вернулась в Россию. После реставрации икона была отправлена в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока.

В 80-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил необычную икону, копию чудотворной Порт-Артурской иконы. Он приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу. Позже, в год столетия явления иконы, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу, и в феврале 2003 года икона была готова. Тогда же возникла мысль, пусть и спустя столетие, исполнить завет — доставить икону в Порт-Артур (Люйшунь). Икону торжественно провожали в Леушинском подворье Санкт-Петербурга. За две недели на личном автомобиле был проделан путь из Кронштадта в Хабаровск до границы с Китаем, где возникла месячная заминка, поскольку в составе группы был иеромонах Георгий, а по законам КНР въезд в страну православных священников запрещён. Священнослужителю пришлось переодеться в светскую одежду, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура. На кладбище, где по повелению императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России. В киоте креста когда-то была расположена мозаичная Казанская икона Божией Матери, позже разобранная. На это место была поставлена Порт-Артурская икона, специально изготовленная и освящённая копия, а икона самолётом доставлена в Россию, где её 18 мая 2003 торжественно встречали в храме Леушинского подворья. Икона была передана в Свято-Троицкий Измайловский собор.

Читать еще:  Техника для активного отдыха

Порт-Артурская икона Божией Матери — первая явленная в XX веке. Пришедший 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру старый матрос Феодор, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Ногами Богородица попирала мечи, а над её головой ангелы держали корону; выше в облаках восседал Господь Саваоф и над Ним сияла надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города.

С началом русско-японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы. Икона находилась в Санкт-Петербурге, летом 1904 года была доставлена на Дальний Восток, в начале августа икона была поставлена во Владивостокском кафедральном соборе. В связи с осадным положением крепости исполнить завет Богородицы и безопасно доставить икону в Порт-Артур было крайне затруднительно.

В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить икону в Порт-Артур. В начале ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября, в день празднования Введения во храм пресвятой Богородицы был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список. В начале января была получена первая телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви. После войны икона вернулась в Успенский собор Владивостока. В 1932 году собор был закрыт, в 1938 году взорван, и дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной долгое время. В феврале 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили в антикварном магазине Порт-Артурскую икону. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. Экспертиза установила, что это не современный список. 6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов на вывоз, икона вернулась в Россию. После реставрации икона была отправлена в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока.

В 80-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил необычную икону, копию чудотворной Порт-Артурской иконы. Он приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу. Позже, в год столетия явления иконы, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу, и в феврале 2003 года икона была готова. Тогда же возникла мысль, пусть и спустя столетие, исполнить завет — доставить икону в Порт-Артур (Люйшунь). Икону торжественно провожали в Леушинском подворье Санкт-Петербурга. За две недели на личном автомобиле был проделан путь из Кронштадта в Хабаровск до границы с Китаем, где возникла месячная заминка, поскольку в составе группы был иеромонах Георгий, а по законам КНР въезд в страну православных священников запрещён. Священнослужителю пришлось переодеться в светскую одежду, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура. На кладбище, где по повелению императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России. В киоте креста когда-то была расположена мозаичная Казанская икона Божией Матери, позже разобранная. На это место была поставлена Порт-Артурская икона, специально изготовленная и освящённая копия, а икона самолётом доставлена в Россию, где её 18 мая 2003 торжественно встречали в храме Леушинского подворья. Икона была передана в Свято-Троицкий Измайловский собор.

Читать еще:  7 января можно было бы сделать нерабочим днем, считают в ЭПЦ МП

Комментарии

О православной миссии в новейший период
Вот уже почти десять лет я внимательно наблюдаю за различными медиаресурсами православных миссионерских организаций. Некоторое время я сам состоял в одной из них и принимал активное участие в её деятельности. В этой связи я хотел бы поделиться своим взглядом на эволюцию православной миссионерской деятельности и её нынешнее состояние. Читать дальше

Тщетные и запоздалые попытки исполнить волю Богородицы

За истекшее время Порт-Артур был полностью отрезан неприятелем от внешнего мира, и положение его защитников стало безнадежным. Спасти их могло только чудо. Дважды отчаянные казаки пытались доставить в осажденный город предназначавшуюся для него икону, и оба раза потерпели неудачу. Помочь делу пытался и ветеран русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отставной ротмистр Лейб-гвардии полка Николай Николаевич Федоров.

Получив благословение у своего духовника – протоиерея отца Иоанна Кронштадтского, он направился из Санкт-Петербурга во Владивосток, где хранилась Порт-Артурская икона Божией Матери. Там он поместил святыню в специально изготовленный для нее контейнер и поднялся с ней на борт норвежского парохода, надеясь под видом иностранца проникнуть в осажденный город и доставить туда свой бесценный груз. Но и эта последняя попытка оказалась безрезультатной. Когда же 20 декабря 1904 года защитники Порт-Артура, так и не дождавшись обещанного чуда, подняли белый флаг, необходимость в иконе отпала.

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector