0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Станет ли Россия мусульманской страной

Содержание

Станет ли Россия мусульманской страной?

Алармистские высказывания об исламской угрозе у нас звучат постоянно, но на деле – ислам исторически является одной из традиционных религий России.

Олег Егоров

Шейх Равиль Гайнутдин, глава Совета муфтиев России, сделал громкое заявление в марте 2019 года: он предположил, что за ближайшие десять лет число мусульман в России вырастет многократно. «По прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане», – сказал Гайнутдин, выступая в Госдуме.

Сейчас мусульман в стране, согласно опросу Фонда общественного мнения, куда меньше: в районе 7% от населения, что составляет примерно 10 миллионов человек. С другой стороны, в Совете муфтиев России с такой оценкой не согласны и предполагают, на основании количества верующих, совершающих хадж в Мекку, что в стране живут не менее 24 миллионов мусульман.

В любом случае, слова Гайнутдина, одного из наиболее авторитетных мусульманских лидеров о росте числа мусульман почти до трети населения в течение десяти лет вызвали бурную реакцию. Представитель Русской православной церкви поддержал мнение коллеги, не стесняясь в выражениях.

Сомнительный прогноз

«Примерно столько и будет. Мусульмане рожают больше детей. У чеченцев по восемь человек детей и у ингушей, – заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. – Россияне закончатся к 2050 году. Здесь будут жить другие народы совсем: чеченцы, ингуши, арабы».

Сделать с этим ничего нельзя, пессимистично полагает Смирнов: «Уже поздно». С другой стороны, ученые опровергают его мрачные предсказания, объясняя, что со временем рождаемость падает у всех народов – это естественная фаза демографического перехода.

«Прогноз дикий, конечно, нелепый и просто смешной. Русские не рожают по той же причине, по которой не рожают все остальные народы. К 2050 году изменятся и чеченцы, и ингуши, они тоже будут рожать меньше. На них в этом смысле надеяться не стоит», – уверен старший научный сотрудник экономического факультета МГУ и лаборатории народонаселения и демографии Борис Денисов.

С ним согласен Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ: «Снижение рождаемости идет у двух крупнейших российских этносов, где ислам доминирует (татары и башкиры), достаточно просто анализа переписей, темпы даже повыше русских».

Откуда пришли мусульмане?

Какое бы будущее ни ждало Россию в демографическом смысле, было бы ошибкой воспринимать российских мусульман как пришельцев, пришедших вытеснить православных (или любых других) русских с их исторических территорий. На самом деле ислам присутствует на территории современной России даже с более давних времен, чем христианство.

Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. Арабы завоевали и исламизировали Дербент в VIII веке, задолго до того, как Русь, находившаяся далеко на севере, приняла православное христианство, что случилось в 988 году.

Славянам, впоследствии сформировавшим русский этнос, приходилось и торговать, и воевать с мусульманскими соседями: и с Волжской Булгарией (существовала в X-XIII веке), и со степными кочевниками. Конечно, огромную роль в появлении ислама на Восточно-Европейской равнине сыграла Золотая Орда — государство татаро-монголов, которому Русь платила дань с 1260-х до 1480-х гг. Позже, когда Орда распалась на несколько государств, а Москва, напротив, объединяла вокруг себя русские земли, московские цари успешно воевали против татар-мусульман.

От войны к принятию

В 1550-х годах Иван IV Грозный разгромил Казанское и Астраханское ханства, присоединив их к России – Казань, столица Татарстана, и сейчас остается городом с крупнейшим мусульманским населением страны. За следующие два века Россия присоединяла новые и новые территории, где жили мусульмане: в Поволжье, в Сибири и на Кавказе, в Крыму и, наконец, в Центральной Азии. Поначалу русские вели себя с новыми согражданами довольно жестко.

«Воеводы в единении с иерархами православной церкви задались целью искоренить ислам, разрушили множество мечетей и перебили их служителей», – пишет «Кавказский узел». Здесь нет ничего необычного: вплоть до XIX века завоеватели навязывали побежденным свою религию жесткими методами, будь то исламизация Балкан турками или религиозные войны в Европе.

В XVIII веке Екатерина Великая начала другую, куда более мирную политику в отношении мусульман: татарской и башкирской знати предоставили право дворянство, ослабили запрет на строительство мечетей, учредили специальное духовное собрание, регулировавшее дела уммы – исламской общины. Дальше мусульмане существовали так же, как и всё не православное население России: легальное, но ограниченное в правах существование, краткий период религиозной свободы после революции 1905 года, антирелигиозные репрессии в Советском Союзе и либерализация 1990-х, когда в Конституции была прописана свобода вероисповедания.

Разрозненные и умеренные

В современной России, как и во всем мире, у мусульман, нет никакого единого управления и универсальных духовных лидеров. Шейхи и вероучители меняются от региона к региону, а на представительство мусульман на федеральном уровне претендуют сразу две организации: Совет муфтиев России в Москве (лидер – Равиль Гайнутдин) и Центральное духовное управление мусульман в Уфе (лидер – Талгат Таджуддин). Кроме того, есть влиятельные муфтияты в Казани и разрозненные мусульманские лидеры Северного Кавказа.

Кроме того, российских мусульман можно разделить на три группы, отмечает исламовед Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»: татары и башкиры Поволжья и Урала, мусульмане Северного Кавказа и маленькие общины, разбросанные по всей стране, вдали от районов компактного проживания мусульман. В последних значительную роль играют и мигранты: как с Северного Кавказа, так и из бывших республик СССР.

«Все эти группы различаются по этнокультурной и собственно религиозной идентичности, более того, между ними может существовать взаимное отторжение, даже неприязнь», – считает Малашенко. На этом фоне бессмысленно говорить об абстрактной «исламской угрозе»: отдельные радикальные группировки существуют, но они точно не представляют всех мусульман.

В основном же все крупные группы внутри российского ислама придерживаются умеренных взглядов на вероучение, считает Игорь Загарин, религиовед, доцент РАНХИГС: большинство российских мусульман — сунниты, сторонники «мягкого» подхода к исламу, в отличие, например, от саудовских ортодоксов. Сказываются века сосуществования с другими религиями.

Дагестан

Дагестанцы были одними из первых, которые приняли ислам. Они сделали это буквально после смерти пророка Мухаммеда , когда религия начала расходиться по всему земному шару.

Конечно, поверили в Аллаха они тоже не сразу. В 651 году арабы пошли войной на Дербент . Этот город и стал центром всего исламского движение на Кавказе . Там активно строились мечети, а жителей привлекали к новым духовным устоям.

Уже оттуда арабы начали расходиться в более далекие уголки Дагестана и проводить там свою мусульманскую политику. Местные жители не слишком хотели принимать ислам, поэтому противостояния часто затягивались.

На то время дагестанцы не имели какой-то одной централизованной религии. Среди них были в основном древние язычники. Также встречались христиане и иудеи.

Первыми, кто согласился стать мусульманами, были именно народы Южного Дагестана . Полностью принять ислам дагестанцы смогли лишь в 18 веке.

Какие страны являются традиционно исламскими?

Ислам имеет свою долгую и пеструю историю, которая во многом объясняет распространение мусульман по миру и показатели процентного соотношения мусульманского населения между исламскими странами. Ниже представлен список стран, в которых исламская культура и традиции доминируют на протяжении столетий:

  • Азербайджан;
  • Алжир;
  • Афганистан;
  • Бангладеш;
  • Бахрейн;
  • Бруней;
  • Буркина-Фасо;
  • Гамбия;
  • Гвинея;
  • Гвинея-Бисау;
  • Джибути;
  • Египет;
  • Западная Сахара;
  • Индонезия;
  • Иордания;
  • Ирак;
  • Иран;
  • Йемен;
  • Казахстан;
  • Катар;
  • Киргизия;
  • Коморские острова;
  • Кувейт;
  • Ливан;
  • Ливия;
  • Мавритания;
  • Малайзия;
  • Мали;
  • Мальдивы;
  • Марокко;
  • Нигер;
  • Нигерия;
  • ОАЭ;
  • Оман;
  • Пакистан;
  • Палестина;
  • Саудовская Аравия;
  • Сенегал;
  • Сирия;
  • Сомали;
  • Судан;
  • Сьерра-Леоне;
  • Таджикистан;
  • Танзания;
  • Тунис;
  • Туркмения;
  • Турция;
  • Узбекистан;
  • Чад;
  • Эритрея;
  • Эфиопия.

Немало мусульман проживает и в Индии – мусульманская община этой страны составляет почти сто девяносто миллионов человек, что составляет 14% от всего населения Индии.

Относительно того, какова численность мусульманского населения в Китае, существуют разные данные: Организация Объединенных Наций заявляет, что в Китае проживает двадцать миллионов мусульман, но, по другим оценкам, численность мусульманской общины в Китае достигает даже шестидесяти-девяноста миллионов человек.

В настоящее время на международной арене некоторые исламские страны, такие как Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция являются значимыми политическими и экономическими игроками.

Time: чему учит Рамадан

Во-вторых, Россия также пытается разрушить представление о том, что противостоит исламу (по причине советского вторжения в Афганистан) и суннитскому течению, в частности, поскольку имеет хорошие отношения с Ираном и его агентами. «На международном уровне Москва использует чеченский фактор, чтобы противостоять критике, согласно которой является частью шиитского альянса, — считает Юрий Бармин, политолог, специализирующийся на ближневосточной политике России. — Чеченская военная полиция в Сирии является примером. Чеченцы восстанавливают Большую мечеть в Алеппо, пытаясь привлечь на свою сторону суннитское население Сирии».

Еще одним стимулом является желание Москвы отличиться от Соединённых Штатов. По словам политолога, обычно она продвигает идею, что не похожа на Америку и не выступает против ислама, но при этом предлагает умеренную альтернативу, инструментами которой являются Рамзан Кадыров и чеченская модель.

Соединенные Штаты и другие западные страны могут не согласиться с принципом, согласно которому исламисты и салафиты столь же опасны, как и джихадисты, но, продвигая определенную форму исламской умеренности, которая совместима с интересами арабских сил, Россия может укрепить свои позиции гораздо быстрее, нежели ограничиваясь экономическими и военными методами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Традиционный Ислам в России запись закреплена

Скончался известный священник РПЦ Димитрий Смирнов

Протоиерей Димитрий Смирнов — неординарная личность. Многие годы своей жизни он посвятил служению в Русской Православной Церкви. В разные годы отец Димитрий Смирнов занимал важные и ответственные посты в РПЦ. Его открытость, искренность и прямота снискали искреннее уважение не только православных, но и последователей всех традиционных религий России. Протоиерей Димитрий Смирнов всегда был истинным другом мусульман. Он неоднократно высказывался очень тепло о мусульманах и поддерживал диалог с деятелями традиционного Ислама. Добрая память о нём на многие годы останется в памяти верующих людей.

Традиционный Ислам в России запись закреплена

Он предал верховного муфтия и бросил тень на жителей Белозерья

Минюст РМ отказал бывшему муфтию РДУМ РМ Зяки Айзатуллину в регистрации собственного духовного управления. Основанием стали неправильно составленные документы. Но надежд вновь встать «у руля» татарской уммы опальный духовный лидер, похоже, не теряет.
Показать полностью… Тем временем известный российский исламовед Роман Силантьев негативно отозвался об этой истории. По его словам, человек, уличенный в связях с экстремистами, муфтием быть не может. А жители Белозерья — ​родового села Айзатуллина — ​и вовсе считают, что он опорочил свою репутацию связью с 30-летней Алсу Мякушевой, а также нежеланием помогать мечети родного отца… Продолжение скандальной темы — ​в материале Игоря Федорова.

В августе председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин освободил Зяки Айзатуллина от должности руководителя РДУМ РМ. Наш земляк утратил доверие из-за грубейших нарушений присяги, норм шариата и уставов мусульманских организаций. Ранее в рабочем кабинете Айзатуллина в мечети «Ускудар» была найдена экстремистская литература. А его родные племянники, работающие имамами, были задержаны по подозрению в участии в запрещенной экстремистской организации «Таблиг Джамаат». Тогда Айзатуллин собрал внеочередной съезд имамов, где было принято решение зарегистрировать новое духовное управление мусульман… Но первая попытка не увенчалась успехом. Министерство юстиции отказало бывшему муфтию в регистрации, сославшись на неверно составленные документы. Но надежд на свой «карманный» муфтият опальный руководитель, похоже, не теряет. Что это — ​жажда власти или борьба с «системой»? Корр.«С» обратился за комментарием к доктору исторических наук, известному исламоведу Роману Силантьеву. «Айзатуллин долгое время был муфтием, а потом произошли события, исключающие его дальнейшее пребывание на этой должности, — ​говорит ученый. — ​Он оказался причастен к распространению экстремистской литературы. Выяснилось, что племянники тоже имеют отношение к экстремизму. К тому же Айзатуллин ничего не делал для борьбы с ваххабизмом, проживая в таком национальном селе, как Белозерье. Из-за него в республике были сильно подорваны позиции традиционного ислама. Это вечно продолжаться не могло. Поэтому были приняты меры. Я поддерживаю позицию верховного муфтия Талгата Таджуддина и республиканских властей. Каждый такой случай должен детально рассматриваться… Судите сами. Около 40 муфтиев, имеющих отношение к Духовному управлению мусульман России, оказались фигурантами уголовных дел по поводу экстремизма, терроризма и бандитизма. Но руководство этой организации правильных выводов не делает. Поэтому я бы советовал сохранять политику, направленную на поддержку представителей Таджуддина и его организации. В итоге Айзатуллин может вообще получить запрет на религиозную деятельность как экстремист…»

Административное дело по статье «Распространение экстремистских материалов» в отношении Айзатуллина продолжает рассматривать Пролетарский райсуд. На первое заседание 30 сентября он почему-то не явился. Процесс перенесли на конец октября. Тем временем в обществе не утихают разговоры о моральном облике этого религиозного лидера. На ютубе размещено видео, снятое посвященными в его личную жизнь прихожанами. Айзатуллину задают вопрос: кем ему приходится юрист ЦДУМ Алсу Мякушева? С намеком на то, что женатый мужчина связан с ней не только рабочими отношениями. «Каждое утро в 6.00 Айзатуллин забирает Мякушеву из дома на своей машине, а вечером привозит обратно, — ​говорят жители Белозерья. — ​И так уже 10 лет! Хотя в исламе запрещено даже оставаться один на один с чужой женщиной, не то что годами кататься в одной машине!» Белозерцы утверждают, что около четырех лет назад на пятничной проповеди в мечети «Ускудар» один из прихожан задал вопрос Айзатуллину о его внебрачной связи с Мякушевой. Религиозный лидер поклялся: ничего между ними нет! Но многие заметили неприкрытое волнение врущего человека. После этого аудитория прихожан в «модной» мечети заметно поредела… «Не знаю, есть у них отношения или нет, но Айзатуллин после разговоров о связи с Мякушевой потерял авторитет в нашем селе, — ​говорит глава администрации Белозерья Рясим Халиков. — ​Ведь он женат! Может быть, между ними ничего нет. Но люди постоянно замечают Зяки вместе с Алсу, а никахе (религиозный обряд бракосочетания у мусульман — ​«С») объявлено не было. Хотя его отец — ​уважаемый человек, имам Центральной мечети — ​не раз говорил на проповедях, что хоть мусульманам и разрешено многоженство, все равно предпочтительно иметь одну супругу, дабы не сеять раздор в семье!» Сам Айзатуллин в мечеть отца давно не ходит. Возможно потому, что не оказывал ей никакой помощи. «Мне до сих пор обидно вспоминать ситуацию с нашей сельской Центральной мечетью, — ​продолжает Салихов. — ​Когда мы лет 10 назад затеяли ее регистрацию, потребовалась помощь юриста. Эту мечеть посещает более взрослое поколение села. Поэтому ее доходы невелики. Айзатуллин об этом знал, но даже не предложил нам помощь юриста Мякушевой. Хотя она легко могла бы оформить документы и осуществить представительство в суде бесплатно. В итоге наняли человека, которому пришлось заплатить 50 тысяч рублей. Большие деньги по тем временам». По словам местных жителей, Айзатуллин не только финансово не помогал родной мечети, но и отбирал последнее. Около пяти лет назад сельским мечетям была выделена крупная сумма денег. В «Восхвалении» на них сделали ремонт, в «Дружбе» — ​поставили окна, а 380 тысяч рублей, выделенные Центральной мечети, были отданы… в «Ускудар». В итоге прихожане вновь на собственные деньги построили навес и трапезную. Хотя средний возраст этой уммы ​60–80 лет. Пожилым жителям приходилось нести в качестве садака свою пенсию… «Айзатуллин человек неплохой, но слабохарактерный, — ​говорит Салихов. — ​Целый муфтий! Но что он сделал за 20 лет? Когда начали строить мечеть «Ускудар» в Саранске, у него было окружение из жителей Белозерья. Одни помогали финансами, другие — ​личным трудом. И никто из этих людей рядом с ним не остался! Сейчас все его бывшие заместители — ​Фагим Шафиев, Рафаэль Манюров, Раис Янгличев — ​для него «плохие», неграмотные, а он хороший! Хотя именно заслуга Янгличева была в том, что в Саранск приезжали турки, которые вложились в строительство «Ускудара». Сейчас этот человек работает в турецком посольстве. У двух других замов имеется высшее духовное образование. Если бы эти люди оставались в окружении Айзатуллина, он бы мог проработать на своем посту еще 20 лет… Но он выбрал товарищей, которые его подвели. Когда все вокруг командуют, нужно и свою голову иметь! Сейчас Айзатуллин обижается на меня. Я говорю ему: напрасно обижаешься! Ты нарушил присягу, поэтому тебя и освободили от должности. На кого теперь грешить? Предателей никогда не любят. Он предал верховного муфтия и бросил тень на жителей села!».

Исламовед: Россия исполняет 1000 летнее пророчество

Шейх установил связь между цитатой из Корана и судьбой России, пишет yournewswire.com

Шейх Имран Хосейн, Исламский эксперт в «науке о последних дней» или «конце времен» говорит, что Россия исполняет 1000-летнее пророчество.

Недавно Джон Керри обвинил г-на Лаврова, министра иностранных дел России, что он пребывает «в параллельной вселенной». Это было сказано в контексте кампании России в Сирии. По совпадению, это также можно обнаружить в Коране, цитате, посвященной России.

В отличие от атеистов, мы (в западных странах), имеем более или менее ясное представление о библейском «Короле Севера», а также мистической роли, которую Россия может сыграть в геополитике текущих событий. Но знаете ли вы, что то же самое пророчество упоминается в Коране?

Очень легко и просто назвать пророчество «религиозным бредом», но косвенные улики, если использовать «линзу геополитики», указывают на тревожные совпадения, что заставляет в них верить.

В свое время турецкий Султан Амурат пытался выяснить интересующие народ вопросы у арабского астролога Муста-Эддина. Считалось, что именно он может ответить на вопрос существования Оттоманской империи и назвать кто же ее разрушит.

Астролог заявил, что страна будет находиться в процветающем состоянии до того момента, пока правитель Турции будет жить в мире с народом, что живет от полуночи к востоку. Он отметил силу и славу этого народа, имя которого известно по всему миру. От этого народа, по воле Всевышнего, падет государство Турция и весь мир будет им покорен.

Рекламное видео:

Русские православные старцы давно предрекали владычество России и дргих славянских народов над южными землями. Россия объединится с другими славянскими народами и Иерусалим с Константинополем попадут в ее плен. Когда на мировом уровне Турция будет подлежать разделу, то большая ее часть отойдет к России, а небольшая часть останется за Грецией.

После таких предсказаний Совет Амурата решил не разглашать данные предсказания турецкому народу и предложил убить предсказателя Муста-Эддина. Сам султан не был против и отдал распоряжение, чтобы астролога бросили в море. Муста-Эддин предвидел и свою судьбу. Он знал, что станет добычей рыб, и встретил своих убийц у входа в свой дом. Последними словами астролога стали его предсказания о плене Турции и ее населения северным народом. Предсказателя схватили и связанным бросили в море. Среди мусульманской среды давно существуют подобные предсказания. Поэтому Муста-Эддин не первый астролог, предрекавший гибель Турции от славянского народа.

Одно из таких предсказаний гласит, что настанет время и придет северный христианский царь, который разрушит Мекку и Мадину, а также другие аравийские города. Турки же из покон веков боялись Московского государя. Согласно этому предсказанию турецких провидцев, российский государь займет Палестину и Египет, и случится это событие после третьего передела мира (третьей мировой войны).

Второе предсказание гласит о том, что царство Магомета будет длиться пока не придут на его земли белые сыны севера. А случится это событие во время правления 112 султана (халифа, президента). Согласно данному пророчеству мусульманство в Турции просуществует 1260 лет и в десятый рухнет от белорусых юношей. Могущество Турции известно с 754 года от Рождества Христова, поэтому по подсчетам (754+1260=2014) закат этого государства наступит в 2014 году, когда начнется конфликт с северным правителем и тот вскоре воцарится на турецких землях.

И третье предсказание, которое постоянно повторяют между собой мусульмане. Оно гласит, что в священном Коране есть подтверждения о взятии христианами Турции и ее столицы Константинополя. Суть этих подтверждений:

а) первый президент был Аббас и имя последнего халифа будет начинаться этими буквами.

б) вторым подтверждением является то, что мусульманский народ должен бояться христианского народа с начальной буквой имени Р. До того момента, как Турция падет, на ее территории пройдут три сражения, и они будут кровопролитны.

Пророчество говорит, что российские христиане получат победу над мусульманами, зайдут в их город, население которого погибнет от их меча и голода. Мусульмане вынуждены будут спасаться бегством сначала до Алеппо, а затем и до Дамаска. Иерусалим со всеми его странами завоюют христиане. Вот такие предсказания распространены в мусульманском мире.

Современные события в Сирии рассматриваются, как предсказанные Кораном.

Тоже говорит и Имран Назар Хосейн, исламский ученый, писатель и философ, специализирующийся на исламской эсхатологии. Он посвятил свою жизнь изучению Корана.

Для тех, кто заинтересовался, предлагается полное интервью ученого.

Фетва о запрета ваххабизма показала, кто есть кто в мусульманском мире России

Совет муфтиев и чеченский ДУМ обменялись упреками в расколе мусульман

Между Чечней и Советом муфтиев России (СМР) разворачивается серьезное противостояние. Стороны обмениваются тяжкими обвинениями. Камнем преткновения стала фетва “О неотъемлемых признаках отличия истинного ислама от заблуждений”, принятая на международной богословской конференции в Грозном в конце августа.

В указанном постановлении собрания богословов проводилась четкая грань между традиционным суннизмом и “заблудшими сектами современности”, среди которых на первое место был поставлен ваххабизм. В конце фетвы указывалось, что она “является согласованным решением муфтиев и ученых России и обязательна к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации”.

Муфтий Чеченской Республики Салах Межиев и Рамзан Кадыров смогли собрать в Грозном рекордное число зарубежных суннитских богословов и российских муфтиев, которые своей фетвой сняли важнейшее препятствие на пути законодательного запрета ваххабизма в России.

Ее подписали все муфтии Северного Кавказа, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, представители Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) и целого ряда независимых муфтиятов – то есть структур, объединяющих свыше 80% мусульманских общин и около 90% всех верующих мусульман. Впоследствии о своем согласии с фетвой заявили также председатель Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ) Нурмухаммад Нигматуллин и муфтий Коми Валиахмет Гаязов. Впрочем, были и несогласные.

СМР направил в Грозный не слишком представительную делегацию, в которую не вошли ни сопредседатели, ни заместители главы этой организации. Из четырех ее членов только двое – муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов и ректор Московского исламского института Дамир Хайретдинов имеют отношение к богословию, однако и они досрочно покинули конференцию, сославшись на неотложные дела.

Фетву представители СМР не подписали, а Ильдар Аляутдинов публично усомнился в ее целесообразности. Через некоторое время с критикой фетвы выступил сопредседатель СМР муфтий Мукаддас Бибарсов, который еще в 2003 году называл ваххабитов “крайне немногочисленным течением истинных аскетов, проповедующих добуквенное соблюдение норм, предписанных Кораном”.

Бибарсова заочно попытался увещевать советник главы Чечни Адам Шахидов, но понимания не нашел. Тем временем официальные сайты СМР начали публиковать все критические отзывы на фетву, а 26 сентября шура (съезд) этой организации приняла официальное заключение на ее текст.

Данное заключение принималось непросто. Грозненская конференция загнала дипломатичного Равиля Гайнутдина в угол – если раньше он мог то хвалить, то ругать ваххабизм в зависимости от аудитории, то теперь приходилось жестко выбирать между Кадыровым и щедрыми “заливными” шейхами.

В самом СМР тоже не наблюдалось единодушия: два его сопредседателя – башкортостанский муфтий Нигматуллин и североосетинский Хаджимурат Гацалов фетву подписали, о чем Гайнутдину потом напомнил муфтий Чечни.

Ответ шуры СМР муфтию Салаху Межиеву вышел однозначным и резким: на конференцию приехали не те люди, фетва отражает реалии преимущественно Северного Кавказа, малополезна для остальных и вообще носит “характер заключительного прокурорского обвинения”.

Конференцию предлагалось собрать заново, а составители фетвы причислялись к тем, “кто расчленяет религию и разделяется на партии и к которым ты [Мухаммад] не имеешь никакого отношения. Аллах им судья. В последующем Он объявит им о том, что они делали” (Коран, 6:159), что выглядело прямым оскорблением в их адрес.

Высказанную участниками шуры мысль развил глава Комитета безопасности Экспертного совета СМР Саид-Магомед Эсамбаев, сообщивший, что фетва обязательна к исполнению исключительно мусульманами Чечни и “без нашего (то есть СМР) участия подобные документы не будут считаться обязательными для исполнения подавляющим большинством мусульман России”. Эсамбаев также предупредил об угрозе межнациональным и межрелигиозным отношениям в стране из-за озвученных в Грозном планов создать Совет мусульманских ученых.

Реакция чеченской стороны не заставила себя долго ждать. 29 сентября муфтий Салах Межиев обнародовал свой ответ шуре, в котором все обвинения в адрес фетвы отверг и перешел в контрнаступление.

“Обращаясь к уважаемому шейху Равилю Гайнутдину, председателю Совета муфтиев России, скажу, если вы душой болеете за общее благое дело для мусульман, то могли бы принять активное участие в работе прошедшей конференции и услышать доклады известнейших улемов. На основании их и научных трудов и была принята фетва. Напомню один факт: некий Саид Бурятский работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев. Это не упрек, а констатация факта того, что Совет фактически мало чем отметился в сфере противодействия экстремизму и профилактики радикализма и терроризма. И невольно создается впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимается потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране”, – заявил он.

Муфтий Равиль Гайнутдин

Такого рода обвинения в адрес Равиля Гайнутдина уже звучали со стороны ЦДУМ и Координационного центра мусульман Северного Кавказа, однако чеченские мусульмане до сего момента соблюдали нейтралитет.

Сейчас же чеченская сторона чувствует себя оскорбленной и преданной, тем более что Равиль Гайнутдин получил от нее немало авансов – деньги на расширение Соборной мечети, приглашение на митинг в защиту пророка в Грозный в качестве главного мусульманского спикера и серьезную поддержку целого ряда инициатив. Богословская конференция в Грозном стоила чеченцам и другим традиционалистам немало сил, а ее решения жизненно важны им для лоббирования антиваххабитских законов, поэтому предложение все отменить и провести заново было расценено как объявление войны.

Конфликт с ДУМ Чеченской Республики сам по себе очень неприятен для СМР, однако муфтий Равиль Гайнутдин решил им не ограничиваться и использовал шуру для выпадов в адрес независимого ДУМ Республики Татарстан.

“Потеря Духовного управления мусульман Татарстана из рядов Совета муфтиев России по вине авантюристов от религии и продавшихся черносотенцам и крестоносцам, нужно признать, была болезненна для нас. Но СМР от выхода ДУМ РТ не ослаб! В составе СМР работают мощный Казанский мухтасибат и Казанский исламский институт”, – заявил он в своей программной речи, зачем-то использовав столь любимый идеологами террористов термин “крестоносцы”. Надо полагать, что “крестоносцам” и “черносотенцам”, по мнению Гайнутдина, продался бывший муфтий Татарстана Ильдус Файзов, который в 2012 году был тяжело ранен террористами. Ведь именно он при поддержке своего соратника Валиуллы Якупова в 2011 году разорвал отношения с СМР.

Действующему же муфтию Татарстана Камилю Самигуллину был сделан недвусмысленный намек насчет “мощного Казанского мухтасибата”, который Самигуллин давно упразднил, разделив на четыре части. Впрочем, сам татарстанский муфтий отреагировал на данную эскападу вполне добродушно, призвал жить дружно, но намекнул, что ДУМ РТ прекрасно себя чувствует в формате независимого муфтията. Впрочем, в этой истории самое интересное еще впереди – в апреле 2017 года Самигуллину предстоит переизбраться на посту муфтия, а Равиль Гайнутдин как раз видит на его месте бывшего главу того самого Казанского мухтасибата Мансура Джалялетдинова.

Таким образом, мы можем наблюдать быструю эскалацию нового внутримусульманского конфликта, в котором СМР выступает против всех остальных мусульманских центров страны, причем не имея единства в собственных рядах.

Конечно, Равиль Гайнутдин предпримет все усилия для примирения с чеченцами, но обратной дороги уже нет – согласие принять “Грозненскую фетву” автоматически означает потерю авторитета внутри СМР, а на иной вариант Межиев и Кадыров могут не согласиться.

Если ситуация будет развиваться в сторону разрастания конфликта, то Гайнутдин рискует стать изгоем в среде российских муфтиев и оттолкнуть от себя влиятельных соратников – например, лидеров ДУМ Республики Башкортостан, объединяющего две трети его мечетей. В любом случае после таких обвинений в потворстве экстремистам Гайнутдину предстоит еще долго восстанавливать свое влияние в умме и особенно – во власти.

https://posredi.ru/fetva-o-zapreta-vaxxabizma.html 2020-01-31T15:03:34+05:00 Аниса Тимиргазина Ислам в России Татарстан ислам в России,конфликт,Совет муфтиев,ЦДУМ,Чечня Фетва о запрета ваххабизма показала, кто есть кто в мусульманском мире России Совет муфтиев и чеченский ДУМ обменялись упреками в расколе мусульман Между Чечней и Советом муфтиев России (СМР) разворачивается серьезное противостояние. Стороны обмениваются тяжкими обвинениями. Камнем преткновения стала фетва ‘О неотъемлемых признаках отличия истинного ислама от заблуждений’, принятая на международной. Аниса Тимиргазина Аниса Тимиргазина anis89ufa33@yandex.ru Author Посреди России

  • Джон Садуорт «Секретные лагеря Китая: Куда исчезают мусульмане-уйгуры в Синьцзяне?». BBC. (архив)
  • «Концлагерь на 10 миллионов уйгуров Китай построил в провинции Синьцзян полицейское государство будущего. Мы там побывали». meduza.io, 18 сентября 2019 года. (архив)
  • Шура Буртин, Константин Саломатин «Заводной мандарин: Узники китайских лагерей рассказывают про будущее». les.media, 14 июня 2019 года. (архив)

Если вы хотите сообщить о проблеме в статье (например, фактическая ошибка и т. д.), пожалуйста, используйте обычную страницу обсуждения.

Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения, однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными. Цивилизованная дискуссия и вежливый спор делают страницу комментариев дружелюбным местом. Пожалуйста, подумайте об этом.

Несколько советов по оформлению реплик:

  • Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу.
  • Используйте символ звёздочки «*» в начале строки для начала новой темы. Далее пишите свой текст.
  • Для ответа в начале строки укажите на одну звёздочку больше, чем в предыдущей реплике.
  • Пожалуйста, подписывайте все свои сообщения, используя четыре тильды (

). При предварительном просмотре и сохранении они будут автоматически заменены на ваше имя и дату.

Обращаем ваше внимание, что комментарии не предназначены для размещения ссылок на внешние ресурсы не по теме статьи, которые могут быть удалены или скрыты любым участником. Тем не менее, на странице комментариев вы можете сообщить о статьях в СМИ, которые ссылаются на эту заметку, а также о её обсуждении на сторонних ресурсах.

Народы, исповедующие в России ислам

В первую очередь сюда следует отнести диаспоры, имеющие государственный статус:

  • азербайджанская;
  • казахская;
  • абхазская;
  • таджикская;
  • туркменская;
  • киргизская;
  • узбекская.

Затем порядка 20 народностей из национальных республик в составе РФ, среди них:

  • чеченцы;
  • татары;
  • кабардинцы;
  • башкиры;
  • лезгины и другие малочисленные народности.

Все эти народы являются мусульманами практически в 100%. И очень мало таких, которые приняли христианство.

Исламская религия делится на два направления:

  1. Сунниты – мусульманское большинство во всем мире, включая Россию.
  2. Шииты – мусульмане из Дагестана, преимущественно с южной области и азербайджанцы, живущие в РФ.

Как христианский мир относится к исламу

Исламская религия – это такая же великая культура, чем христианство. В мировое развитие науки, техники, бизнеса, духовных ценностей вклад мусульман огромен. Никто и никогда не умалял величия мусульманских народов, красоты их обычаев и ритуалов, духовного и материального наследия.

Но, к сожалению, мировая политическая обстановка сложилась таким образом, что все больше людей во всем мире начинают противостоять выходцам из мусульманских стран. Не исламу как религии, а именно представителям ее, которые показывают далеко не с лучшей стороны свои притязания на целые страны и другие народы.

Миллионные толпы беженцев, вынужденные бежать из родных домов, не всегда желанные гости в других странах. Из-за своей многочисленности, агрессивного поведения, нежелания работать и многих других причин. Негативное отношение к мусульманским народам не обошло стороной и жителей России.

Это не относится к народностям, которые живут практически в сердце страны. Например, та же Республика Татарстан считается мусульманской, но люди любых вероисповеданий с удовольствием ходят на татарский балет или слушают татарскую оперу. Создают семьи, рожают детей, дружат целыми поколениями и никого не задевает тот факт, что молиться ходят в абсолютно разные церкви.

А вот к выходцам с Кавказа отношение уже совсем другое, настороженное, а то и откровенно враждебное. Почему так? Войны ли тому виной, неумелая политика, пышным цветом распустившийся экстремизм и терроризм? Очень трудно найти ответы на столь сложные вопросы. Но всегда нужно помнить одно: «Не религия делает людей, а люди – религию».

Автор материала: историк, кандидат исторических наук Дорофеев Игорь Петрович

Читать еще:  Виртуальная SIM-карта Гравител.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector