0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хадж 200 лет назад: поездка на годы, жертвы аферистов, бесконечные досмотры и разгул инфекций

Содержание

Хадж 200 лет назад: поездка на годы, жертвы аферистов, бесконечные досмотры и разгул инфекций

Какие испытания ложились на плечи мусульман-паломников в XVIII-XIX веках

Завтра открывается сезон хаджа. В паломничество к святым местам отправляется первая группа татарстанских верующих. Если в наши дни такая поездка занимает считанные дни, а набор услуг может различаться в зависимости от кошелька и предпочтений хаджия, то сто лет назад отправка в Мекку было делом весьма долгим, хлопотным и рискованным. Профессор, д.ф.н. Альфина Сибгатуллина, работающая в Институте востоковедения РАН, в авторской колонке, которую она написала для «Реального времени», рассказывает, как татары исполняли мусульманский долг перед Аллахом в XVIII — XIX веках, и какие неприятные сюрпризы предостерегали их во время пути.

«Совершение хаджа занимало по времени от шести — восьми месяцев до одного года»

С современной точки зрения, до ХХ века совершение хаджа правоверными мусульманами из России представляется как большой подвиг, проявление героического усердия и самопожертвования во имя Всевышнего Аллаха. В условиях колониальной политики царизма мусульмане, как инородцы, не только не имели какой-либо государственной поддержки, гарантии, контроля или другой помощи, но и подвергались определенным притеснениям и санкциям.

Даже учреждение в 1788 году официальной государственной организации Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) не улучшило положение паломников. Вплоть до начала ХХ века российское правительство практически оставляло без внимания и систематического контроля, не говоря уже о плановой организации, паломническое движение российских мусульман. Хадж оставался сугубо личным делом мусульманина во всех отношениях. Выходя в долгий и полный риска путь, он мог рассчитывать только на свои материальные и физические возможности.

Совершение хаджа занимало по времени от шести месяцев до одного года

Хотя не существует статистических данных по паломническому движению в России в XVIII — XIX веках, все же по био-библиографическим трудам Шигабутдина Марджани и Ризы Фахреддина видно, что среди мусульман Поволжья и Урала того времени было немало тех, кто носил почетное звание хаджи. Однако эти же источники указывают, как отдельные религиозные деятели, например, Габденнасыйр Курсави (1812 г., Стамбул), поэт Шамседдин Заки-суфи (1865 г., Таганрог) и другие, по различным причинам умерли по пути к святым местам.

В условиях того периода совершение хаджа занимало по времени от шести — восьми месяцев до одного года. Если читать биографию автора «Рисаля и Газиза» Таджеддина Ялчыгула (1768-1838 гг.), которого в малом возрасте отец взял с собой и оставил на время своего совершения паломничества в Турции, то расставание отца и сына продлилось целых четыре (а по некоторым сведениям, даже 14) лет.

Поэтому мусульманина, отважившегося выйти в такой длительный путь, с добрыми пожеланиями провожало все село, и по возвращении целый месяц народ приходил к нему в дом с поздравлениями.

Бедуины часто грабили и убивали путников, поэтому российские паломники старались примыкать к султански м караванам

Три этапа опасного путешествия

Маршрут татарских паломников XVIII — XIX веков можно условно рассматривать в трех этапах: российский, турецкий и арабский. Поскольку Хиджазский регион тогда входил в состав Османской империи, последние два этапа пути паломники официально проходили по землям султана-халифа, однако их пребывание в Стамбуле или других городах современной Турции (например, Т. Ялчыгул находился в Диярбакре, что на юго-востоке страны) сильно отличался от их путешествия по Аравийскому полуострову.

Российский отрезок пути был сложен тем, что татары плохо знали русский язык и становились жертвами различного рода мошенников и аферистов при приобретении билетов на поезда и пароходы.

Проезжая по христианским землям на повозках или в переполненных вагонах, они были лишены возможности исправно выполнять свои ежедневные поклонения, особенно совершать омовение и пятикратный намаз, не могли питаться дозволенной пищей, что приводило к различным заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Добравшись через 18 — 20 дней до порта отправления пароходов, обычно ими являлись города Одесса и Севастополь, они неделями находились там в ожидании своего рейса в Стамбул или Джидду. Поскольку не было удобных и дешевых гостиниц или постоялых дворов, многие паломники вынуждены были жить на вокзалах или просто на открытом воздухе, рискуя своей жизнью.

Появившаяся в 1817 году в Нижней Бенгалии холера постоянно давала о себе знать в паломнический сезон и уносила тысячи жизней

Затем предстояло испытание морем…Черное море не всегда было благосклонным к паломникам. Штормы, морская болезнь, до предела переполненный пароход, нехватка пресной воды и горячей пищи, антисанитария уносили множество жизней… Достигшие через мытарства турецкого берега паломники подвергались паспортному, таможенному и врачебному контролю. Хотя и в столице Османской империи не обходилось без обмана и жуликов, все же путники здесь могли немного передохнуть и прийти в себя, купить товары первой необходимости и ихрам для совершения хаджа, прогуляться по историческим местам и пообщаться с известными учеными Османской империи.

Аравийский этап был наиболее сложным для хаджиев. Купив билет на один из пароходов, направлявшихся в Бейрут, Яффу, Ямбо, Джидду или Александрию, в конечном пункте снова проходили карантин. Далее водным или наземным путем добирались до Ямбо – порта Медины или Джидды – порта Мекки. Из Ямбо до Медины путь на верблюдах длился три дня, а из Медины до Мекки еще 10 дней. Расстояние 90 верст из Джидды до Мекки также преодолевалось на верховом животном под палящим солнцем. Эти участки дороги были очень опасными. Бедуины часто нападали на караваны, грабили и убивали путников, поэтому российские паломники старались примыкать к султанским караванам, возившим ежегодные подношения шерифу Мекки. Караваны охранялись турецкими аскерами, и бедуины не смели нападать на них.

Новая беда – холера

Благополучно добравшихся до Мекки и Медины ожидала другая беда: холера. Появившаяся в 1817 году в Нижней Бенгалии холера постоянно давала о себе знать в паломнический сезон и уносила тысячи жизней. До эпидемии 1864 года в Мекке, которая обратила на себя внимание всего мира, были зафиксированы шесть крупных вспышек. В период 1881-1893 гг. также наблюдался разгул эпидемии.

Плачевное санитарно-эпидемиологическое состояние Хиджазского региона давало повод российским властям и европейским странам препятствовать мусульманскому паломничеству. В таких действиях Европы и России усматривались и их политические цели. Например, российские власти, озабоченные панисламистскими настроениями, видели в эпидемиях один из рычагов контроля над мусульманами и сдерживания потока паломников как потенциально опасного сообщества.

Татарские паломники в своих путевых записях избегали жалоб о сложностях пути, ибо полагали, что преодоление трудностей воздастся благом

Но все эти беды, лишения, опасности и запреты не могли стать препятствием желавшим посетить Благородную Мекку и Лучезарную Медину, Дом Аллаха Каабу и исполнить свой долг перед Всевышним Аллахом. Татарские паломники в своих путевых записях – хаджнаме – традиционно избегали различного рода жалоб о сложностях пути в Мекку и Медину, ибо полагали, что преодоление трудностей воздастся паломнику благом.

Коронавирус и паломничество: мусульмане остались без хаджа

Саудовская Аравия объявила, что нынешний хадж, в этом году приходящийся на конец июля, будет «очень ограниченным» из-за опасений, связанных с пандемией COVID-19. Участвовать в ежегодных пятидневных обрядах сейчас разрешили лишь своим и иностранным паломникам, уже находящимся на территории королевства. Такое решение Эр-Рияда чревато многими политическими и экономическими опасностями, особенно после того, как несколько исламских стран уже и так фактически отказались участвовать в хадже, составляющем одну из главных опор и «пяти столпов» религии 1,8 миллиарда жителей Земли, пишет Радио Свобода.

Министерство по делам хаджа и умры Саудовской Аравии 23 июня заявило, что паломничество будет дозволено людям всех национальностей, уже находящимся на земле королевства – не указав, впрочем, максимальное число тех, кто будет допущен к святыням в Мекке: «Это решение принято для обеспечения того, чтобы хадж совершался безопасным образом с точки зрения общественного здравоохранения – и в соответствии с учением ислама».

Хадж в августе 2019 года собрал рекордное количество участников – более 2 миллионов 500 тысяч человек. Однако сейчас саудовские властители явно больше озабочены значительным ростом числа больных, инфицированных новым коронавирусом – уже более 165 тысяч случаев, и почти 1400 смертей. Это самый высокий показатель среди всех арабских монархий Персидского залива. Впрочем, несмотря на этот всплеск, Эр-Рияд решил в воскресенье, 21 июня, отменить комендантский час, ранее введенный по всему королевству, и снять другие карантинные ограничения для предприятий и сферы услуг и развлечений, включая кинотеатры и спортивные объекты.

Объявление о проведении «ограниченного хаджа», вероятно, нанесло сильный психологический удар миллионам потенциальных паломников по всему миру, которые часто откладывают последние сбережения и проводят целые дни в ожидании и долгих очередях, чтобы совершить долгожданную поездку. Хадж для каждого мусульманина священен, это так называемый пятый столп ислама после Шахады, молитвы (намаз), милостыни (закят) и поста (саум). Каждый взрослый здоровый мусульманин, имеющий физические и материальные возможности посетить Мекку и обеспечить существование своим близким на время путешествия, должен совершить хадж как минимум один раз в жизни.

Читать еще:  В храмах Смоленска пройдут поминальные богослужения Памятный камень на месте катастрфы

Пандемия и Полумесяц. Жизнь с COVID-19 в исламских странах

Министр Саудовской Аравии по делам хаджа и умры Мухаммед Салех бин Тахер Бантен еще в апреле призвал мусульман мира, намеревавшихся совершить очередной хадж в июле этого года, отказаться от всех подобных планов. 20 марта впервые за многие века из-за пандемии полностью были закрыты на неопределенное время две главные исламские святыни – Заповедная мечеть в Мекке и Мечеть Пророка в Медине. Ранее, 17 марта, саудовские власти запретили молитвы во всех остальных мечетях и запретили проведение умры (малого хаджа).

Такого не случалось даже во время эпидемии «испанки» в 1918 году, унесшей жизни десятков миллионов жителей планеты (хотя тогда Мекка и Медина находились на территории Королевства Хиджаз, и никакой Саудовской Аравии вообще не существовало). Саудовские власти весной также полностью запретили любой въезд или выезд из Мекки и Медины и ввели комендантский час по всей стране. Как и в других соседних государствах, Эр-Рияд тогда приостановил всё международное авиасообщение королевства с внешним миром. Из-за этого в Мекке застряли около 1200 мусульманских паломников, большинство из которых остаются в карантине в отелях священного города – за счет королевства.

Неисповедимы пути коронавируса: мировые религии и пандемия

Очевидно, пытаясь придать решению саудовских властей подобие религиозной фетвы, расположенная здесь же, в Саудовской Аравии, Всемирная мусульманская лига сейчас заявила, что одобрила действия правительства по обеспечению здоровья и безопасности паломников. Престижный исламский институт «Аль-Азхар» в Каире также приветствовал этот шаг: «Решение является мудрым и основано на исламской юриспруденции», – заявил глава института. А генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Юсеф аль-Отхаймин отметил, что высоко оценил «предельную заботу о здоровье и безопасности паломников».

На протяжении многих лет Эр-Рияд тщательно работал над тем, чтобы стать абсолютным гегемоном на всем Большом Ближнем Востоке. Влияние Саудовской Аравии во всем мусульманском мире, далеко за пределами границ стран, населенных в основном арабами, всегда гораздо больше основывалось не на ее политическом, экономическом и военном потенциале, а на связи с духом, историей и современностью исламской религии. На ее территории расположены и Мекка, и Медина, два самых святых места для всех мусульман (в первом – Кааба, во втором – захоронение пророка Мухаммеда в Зеленом куполе в комплексе мечети Масджид аль-Набави). Именно эта связь саудовской правящей династии с исламом инстинктивно заставляла многих правителей суннитского арабского мира годами обращаться к Эр-Рияду за постоянными консультациями и наставлениями как по религиозным вопросам, так и политическим.

Однако нынешнее решение о фактической отмене хаджа в 2020 году уже вызвало разочарование и раздражение очень многих консервативных мусульман за пределами королевства, для которых вера всегда остается гораздо более важной вещью, чем любые опасности для здоровья. Кроме того, конкуренты Саудовской Аравии в исламском мире уже вновь начали дискуссию о том, кто на самом деле должен осуществлять контроль над самыми святыми местами ислама – и одновременно самыми мощными источниками политической легитимности в этого королевства. Эти разговоры идут не впервые: серия связанных с хаджем трагедий на протяжении многих лет, в том числе памятная многим трагическая давка в толпе в 2015 году, в которой погибло до 2300 верующих, давно поставила Эр-Рияд и его способность управлять хаджем под огонь критики.

Постоянный рост числа жертв среди мирного населения, гибнущего под саудовскими бомбами в Йемене, ничуть не забытое зверское убийство оппозиционного журналиста и блогера Джамаля Хашакджи (Хашогги) в саудовском консульстве в Стамбуле и непримиримый напор Эр-Рияда в иранском кризисе в последнее время заставили даже некоторых старинных союзников Саудовской Аравии из числа суннитских государств усомниться в целесообразности дальнейшей поддержки королевства.

«Уже работаем над производством». Сколько еще ждать вакцину от коронавируса

Отмененный хадж наверняка обернется для правящей саудовской династии также и большой потерей доходов, притом что бюджет страны и так терпит огромные убытки из-за потрясений, вызванных новым коронавирусом, замедления мирового экономического роста и падения цен на нефть. Согласно официальным данным, каждый год саудовская экономика получает от организации хаджа и обслуживания паломников не менее 12 миллиардов долларов.

Ранее в июне Индонезия, самая густонаселенная мусульманская страна в мире (более 266 миллионов человек), стала одним из первых государств, которое отказалось от участия в хадже, после того как потребовала от Эр-Рияда ясности, но не получила ее. Индонезийский президент Джоко Видодо назвал это «очень горьким, трудным, но неизбежным шагом». Вслед за Индонезией от участия в организации хаджа отказались и другие значимые исламские страны, например, Малайзия и Сенегал.

Коронавирусная инфекция COVID-19

Коронавирус SARS-CoV-2, ранее известный как 2019-nCoV, обнаружили в Китае в конце 2019 года.

Он вызывает заболевания COVID-19. В некоторых случаях течение болезни легкое, в других – с симптомами простуды и гриппа, в том числе с высокой температурой и кашлем. Это может перерасти в пневмонию, которая может быть смертельной. Большинство больных выздоравливает; умирают преимущественно люди с ослабленной иммунной системой, в частности пожилые.

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения признала вспышку заболевания, вызываемого новым коронавирусом, пандемией.

Что же могло случиться с Владом Баховым

Есть и еще одна версия, которую нельзя списывать со счетом. Расследование не двигается, так как просто нечего расследовать, ведь парень мог сам себя убить, по элементарной неосторожности. Некоторые поисковики склоняются к такой версии. В первую очередь нужно учесть, что парень был пьян и это подтверждается и участниками «тусовки» и видео снятым на месте.

Все участники вечеринки говорят, что Влад просто пропал около 7 вечера. В тот день было холодно, но не очень морозно. Человек пьяный не отдает отчета своим действиям. Парень мог захотеть в туалет и пойти в кусты справить нужно, никому не сказав. Все остальные в компании «на веселе» не особо обратили на это внимание и продолжили отдыхать.

Инциденты во время хаджа

Инциденты во время хаджа — совокупность происшествий, в разные годы имевших место в Саудовской Аравии во время хаджа мусульман в Мекку и Медину, являющегося обязательным для верующих паломничеством, которое они должны совершить как минимум один раз в жизни.

Современные средства транспорта, особенно гражданская авиация, сделали хадж доступным для многих людей в мире, поэтому количество паломников стало очень значительным. Просчёты в контроле толпы и управлении людскими потоками, а также просто большое количество людей делают инциденты неизбежными. Наиболее опасным с точки зрения возможных происшествий считается при этом ритуал побивания камнями дьявола. В месяц хаджа Мекка принимает до трёх миллионов человек [1] .

Во время передвижения паломников между местами совершения ритуалов и во время них самих, особенно когда речь идёт о побивании камнями трёх джамратов, символизирующих шайтана, регулярно происходят несчастные случаи. При плотности толпы в 6-7 человек на квадратный метр люди не могут двигаться и вынуждены подчиняться её (толпы) движениям, им приходится бороться, чтобы иметь возможность дышать и не упасть. Результатом становится большое количество погибших и пострадавших в тех случаях, когда происходит давка.

Вот некоторые из подобных инцидентов:

  • 2 июля 1990 года в давке, которая произошла в пешеходном тоннеле, ведущем от Мекки к долине Мина, нашли свою смерть 1426 паломников, многие из жертв были малайцами, индонезийцами и пакистанцами [2][3] .
  • 23 мая 1994 в давке при побивании дьявола камнями погибли не менее 270 паломников
  • 9 апреля 1998 не менее 118 погибли и 180 получили ранения на мосту Джамрат [4] .
  • 5 марта 2001 в давке погибло 35 человек. Инцидент произошел во время ритуала побивания шайтана камнями [5] .
  • 11 февраля 2003 14 паломников погибли во время упомянутого выше ритуала [6] .
  • 1 февраля 2004 251 человек погиб и ещё 244 были ранены в давке в долине Мина во время побивания шайтана [7] .
  • 12 января 2006 во время побивания дьявола камнями в последний день хаджа в долине Мина снова произошла давка с человеческими жертвами. В результате неё 346 паломников погибли и не менее 289 получили ранения. Инцидент произошёл из-за одновременного прибытия к мосту большой массы людей. В этот момент ритуал совершали около 2 миллионов человек одновременно.
  • 24 сентября 2015 в Мекке произошла
    • В декабре 1975 года начавшийся после взрыва газового баллона в палаточном лагере пожар унёс жизни 200 паломников [15] .
    • 15 апреля 1997 года 343 человека погибли и 1500 пострадали во время пожара в Мекке (см: en:Mecca fire of 1997) [16] . После этого палатки стали делать из негорючих материалов.
    • 1 ноября 2011 года муж и жена погибли из-за пламени, охватившего транспортное средство во время движения в конвое.

    31 июля 1987 года в столкновении между иранскими паломниками, устроившими демонстрацию, и саудовским силами безопасности погибли более 400 паломников, а ранения получили тысячи.

    9 июля 1989 года взорвались две бомбы, убив одного паломника и ранив 16 других. Саудовские власти казнили 16 кувейтских шиитов, хотя изначально подозревали в совершении взрывов иранских агентов.

    В феврале в англоязычном сегменте социальной сети Facebook широко разошлась история пакистанки Сабины Хан (Sabina Khan), которая откровенно рассказала о домогательствах к ней во время хаджа. С пометкой #MosqueMeToo в социальных сетях стали появляться новые свидетельства домогательств к женщинам во время хаджа. CNN пообщалась с несколькими паломницами, которым пришлось оказаться в той же ситуации, что и Сабина Хан. [17]

    • 22 января 1973 Boeing 707 авиакомпании Royal Jordanianразбился при посадке в Кано, Нигерия. Погибли 170 возвращавшихся из Мекки паломников (подробнее…).
    • 4 декабря 1974 Douglas DC-8 авиакомпании Martinair потерпел крушение около Коломбо, Шри-Ланка, погиб 191 человек — 182 индонезийцев, летевших в Мекку и 9 членов экипажа (подробнее…).
    • 15 ноября 1978 самолёт исландской авиакомпании разбился там же. Погибли 170 возвращавшихся с хаджа мусульманских паломников, в основном индонезийцев (подробнее…).
    • 26 ноября 1979 Boeing 707Pakistan International Airlines загорелся в воздухе после взлёта из старого аэропорта Джидды и упал на землю в окрестностях Эт-Таифа. Погибли 156 человек (подробнее…).
    • 19 августа 1980 на борту саудовского лайнера Lockheed L-1011 TriStar, вылетевшего из Эр-Рияда, загорелся груз. После вынужденной посадки погибли все 287 пассажиров рейса и 14 членов экипажа (подробнее…).
    • 11 июля 1991

    На хадж в Саудовскую Аравию приезжает множество людей, нередко ослабленных возрастом или из стран с низким уровнем медицины. Поэтому правительство страны требует наличия прививок для получения виз. Речь идёт о вакцинации от менингита, а по состоянию на 2010 год требовались также прививки от жёлтой лихорадки, полиомиелита и гриппа [18] [19] .

    В 2013 саудовское правительство было вынуждено просить старых и страдающих хроническими болезнями мусульман воздержаться от хаджа в этом году из-за МЕРС [20] [21] . 1 ноября 2013 в Испании случай этого заболевания был выявлен у вернувшейся из хаджа женщины [21] . Хотя МЕРС не обнаруживали у паломников на месте, риск его вспышек сохранялся [22] .

    В истории

    • В 1905 году у шести паломников, возвращавшихся из хаджа, была обнаружена холера. Это произошло в карантинном лагере Эль Тор на территории Египта.

    Обрушение отеля Al Ghaza в 2006 году

    5 января 2006 обрушилось бетонное здание гостиницы, расположенной поблизости от главной мечети в Мекке. В нём находились сам отель, ресторан и магазин и, возможно, проживали паломники хаджа-2006. По доступным данным, погибли 76 человек, ранены были 64 [23] .

    Падение крана в 2015 году

    11 сентября 2015, за десять дней до начала хаджа, большой строительный кран упал на мечеть Аль-Харам в Мекке. 118 человек погибли и 394 получили ранения в результате этого инцидента.

    Некоторое количество людей из числа миллионов паломников, приезжающих к святым местам Саудовской Аравии каждый год, умирает во время хаджа от естественных причин, заболеваний, усугублённых жарой и истощением, а также от несчастных случаев. Вот некоторые примеры таких происшествий:

    • К началу декабря 2006 года по заявлению властей Саудовской Аравии 243 пилигрима умерли [24] . Большинство смертей были вызваны проблемами с сердцем на фоне жары, пожилого возраста, слабого здоровья и нагрузок. После окончания этого хаджа нигерийское правительство заявило о смерти 33 своих граждан от подобных причин, отрицая, однако, гибель их в ДТП в долине Мина [25] . Египет недосчитался 22 человек [26] . Четыре филиппинца также умерли в этот период и были похоронены в Мекке [27] . Пакистанская медицинская комиссия сообщила, что скончались около 130 пакистанцев. Причинами были в основном пневмония и проблемы с сердцем. Ещё 66 паломников из этой страны попали в больницы на территории Саудовской Аравии.
    • В начале декабря 2006 в ДТП около Джидды погибли 3 паломника из Великобритании. Ещё 34 получили травмы [28] .
    • В ноябре 2011 13 афганцев погибли, а многие другие получили расстройства здоровья в результате болезней и транспортных происшествий

    Воры и кражи доставляют паломникам много неприятностей. Согласно данным Save Madina Foundation, 321 человек стали жертвами краж во время хаджа 2010 года [30] .

    Инциденты во время хаджа

    Инциденты во время хаджа — совокупность происшествий, в разные годы имевших место в Саудовской Аравии во время хаджа мусульман в Мекку и Медину, являющегося обязательным для верующих паломничеством, которое они должны совершить как минимум один раз в жизни.

    Современные средства транспорта, особенно гражданская авиация, сделали хадж доступным для многих людей в мире, поэтому количество паломников стало очень значительным. Просчёты в контроле толпы и управлении людскими потоками, а также просто большое количество людей делают инциденты неизбежными. Наиболее опасным с точки зрения возможных происшествий считается при этом ритуал побивания камнями дьявола. В месяц хаджа Мекка принимает до трёх миллионов человек [1] .

    Во время передвижения паломников между местами совершения ритуалов и во время них самих, особенно когда речь идёт о побивании камнями трёх джамратов, символизирующих шайтана, регулярно происходят несчастные случаи. При плотности толпы в 6-7 человек на квадратный метр люди не могут двигаться и вынуждены подчиняться её (толпы) движениям, им приходится бороться, чтобы иметь возможность дышать и не упасть. Результатом становится большое количество погибших и пострадавших в тех случаях, когда происходит давка.

    Вот некоторые из подобных инцидентов:

    • 2 июля 1990 года в давке, которая произошла в пешеходном тоннеле, ведущем от Мекки к долине Мина, нашли свою смерть 1426 паломников, многие из жертв были малайцами, индонезийцами и пакистанцами [2][3] .
    • 23 мая 1994 в давке при побивании дьявола камнями погибли не менее 270 паломников
    • 9 апреля 1998 не менее 118 погибли и 180 получили ранения на мосту Джамрат [4] .
    • 5 марта 2001 в давке погибло 35 человек. Инцидент произошел во время ритуала побивания шайтана камнями [5] .
    • 11 февраля 2003 14 паломников погибли во время упомянутого выше ритуала [6] .
    • 1 февраля 2004 251 человек погиб и ещё 244 были ранены в давке в долине Мина во время побивания шайтана [7] .
    • 12 января 2006 во время побивания дьявола камнями в последний день хаджа в долине Мина снова произошла давка с человеческими жертвами. В результате неё 346 паломников погибли и не менее 289 получили ранения. Инцидент произошёл из-за одновременного прибытия к мосту большой массы людей. В этот момент ритуал совершали около 2 миллионов человек одновременно.
    • 24 сентября 2015 в Мекке произошла
      • В декабре 1975 года начавшийся после взрыва газового баллона в палаточном лагере пожар унёс жизни 200 паломников [15] .
      • 15 апреля 1997 года 343 человека погибли и 1500 пострадали во время пожара в Мекке (см: en:Mecca fire of 1997) [16] . После этого палатки стали делать из негорючих материалов.
      • 1 ноября 2011 года муж и жена погибли из-за пламени, охватившего транспортное средство во время движения в конвое.

      31 июля 1987 года в столкновении между иранскими паломниками, устроившими демонстрацию, и саудовским силами безопасности погибли более 400 паломников, а ранения получили тысячи.

      9 июля 1989 года взорвались две бомбы, убив одного паломника и ранив 16 других. Саудовские власти казнили 16 кувейтских шиитов, хотя изначально подозревали в совершении взрывов иранских агентов.

      В феврале в англоязычном сегменте социальной сети Facebook широко разошлась история пакистанки Сабины Хан (Sabina Khan), которая откровенно рассказала о домогательствах к ней во время хаджа. С пометкой #MosqueMeToo в социальных сетях стали появляться новые свидетельства домогательств к женщинам во время хаджа. CNN пообщалась с несколькими паломницами, которым пришлось оказаться в той же ситуации, что и Сабина Хан. [17]

      • 22 января 1973 Boeing 707 авиакомпании Royal Jordanianразбился при посадке в Кано, Нигерия. Погибли 170 возвращавшихся из Мекки паломников (подробнее…).
      • 4 декабря 1974 Douglas DC-8 авиакомпании Martinair потерпел крушение около Коломбо, Шри-Ланка, погиб 191 человек — 182 индонезийцев, летевших в Мекку и 9 членов экипажа (подробнее…).
      • 15 ноября 1978 самолёт исландской авиакомпании разбился там же. Погибли 170 возвращавшихся с хаджа мусульманских паломников, в основном индонезийцев (подробнее…).
      • 26 ноября 1979 Boeing 707Pakistan International Airlines загорелся в воздухе после взлёта из старого аэропорта Джидды и упал на землю в окрестностях Эт-Таифа. Погибли 156 человек (подробнее…).
      • 19 августа 1980 на борту саудовского лайнера Lockheed L-1011 TriStar, вылетевшего из Эр-Рияда, загорелся груз. После вынужденной посадки погибли все 287 пассажиров рейса и 14 членов экипажа (подробнее…).
      • 11 июля 1991

      На хадж в Саудовскую Аравию приезжает множество людей, нередко ослабленных возрастом или из стран с низким уровнем медицины. Поэтому правительство страны требует наличия прививок для получения виз. Речь идёт о вакцинации от менингита, а по состоянию на 2010 год требовались также прививки от жёлтой лихорадки, полиомиелита и гриппа [18] [19] .

      В 2013 саудовское правительство было вынуждено просить старых и страдающих хроническими болезнями мусульман воздержаться от хаджа в этом году из-за МЕРС [20] [21] . 1 ноября 2013 в Испании случай этого заболевания был выявлен у вернувшейся из хаджа женщины [21] . Хотя МЕРС не обнаруживали у паломников на месте, риск его вспышек сохранялся [22] .

      В истории

      • В 1905 году у шести паломников, возвращавшихся из хаджа, была обнаружена холера. Это произошло в карантинном лагере Эль Тор на территории Египта.

      Обрушение отеля Al Ghaza в 2006 году

      5 января 2006 обрушилось бетонное здание гостиницы, расположенной поблизости от главной мечети в Мекке. В нём находились сам отель, ресторан и магазин и, возможно, проживали паломники хаджа-2006. По доступным данным, погибли 76 человек, ранены были 64 [23] .

      Падение крана в 2015 году

      11 сентября 2015, за десять дней до начала хаджа, большой строительный кран упал на мечеть Аль-Харам в Мекке. 118 человек погибли и 394 получили ранения в результате этого инцидента.

      Некоторое количество людей из числа миллионов паломников, приезжающих к святым местам Саудовской Аравии каждый год, умирает во время хаджа от естественных причин, заболеваний, усугублённых жарой и истощением, а также от несчастных случаев. Вот некоторые примеры таких происшествий:

      • К началу декабря 2006 года по заявлению властей Саудовской Аравии 243 пилигрима умерли [24] . Большинство смертей были вызваны проблемами с сердцем на фоне жары, пожилого возраста, слабого здоровья и нагрузок. После окончания этого хаджа нигерийское правительство заявило о смерти 33 своих граждан от подобных причин, отрицая, однако, гибель их в ДТП в долине Мина [25] . Египет недосчитался 22 человек [26] . Четыре филиппинца также умерли в этот период и были похоронены в Мекке [27] . Пакистанская медицинская комиссия сообщила, что скончались около 130 пакистанцев. Причинами были в основном пневмония и проблемы с сердцем. Ещё 66 паломников из этой страны попали в больницы на территории Саудовской Аравии.
      • В начале декабря 2006 в ДТП около Джидды погибли 3 паломника из Великобритании. Ещё 34 получили травмы [28] .
      • В ноябре 2011 13 афганцев погибли, а многие другие получили расстройства здоровья в результате болезней и транспортных происшествий

      Воры и кражи доставляют паломникам много неприятностей. Согласно данным Save Madina Foundation, 321 человек стали жертвами краж во время хаджа 2010 года [30] .

      Между Меккой и здоровьем. Мусульмане остались без хаджа

      Саудовская Аравия объявила, что нынешний хадж, в этом году приходящийся на конец июля, будет «очень ограниченным» из-за опасений, связанных с пандемией COVID-19. Участвовать в ежегодных пятидневных обрядах сейчас разрешили лишь своим и иностранным паломникам, уже находящимся на территории королевства. Такое решение Эр-Рияда чревато многими политическими и экономическими опасностями, особенно после того, как несколько исламских стран уже и так фактически отказались участвовать в хадже, составляющем одну из главных опор и «пяти столпов» религии 1,8 миллиарда жителей Земли.

      Министерство по делам хаджа и умры Саудовской Аравии 23 июня заявило, что паломничество будет дозволено людям всех национальностей, уже находящимся на земле королевства – не указав, впрочем, максимальное число тех, кто будет допущен к святыням в Мекке: «Это решение принято для обеспечения того, чтобы хадж совершался безопасным образом с точки зрения общественного здравоохранения – и в соответствии с учением ислама».

      Хадж в августе 2019 года собрал рекордное количество участников – более 2 миллионов 500 тысяч человек. Однако сейчас саудовские властители явно больше озабочены значительным ростом числа больных, инфицированных новым коронавирусом – уже более 165 тысяч случаев, и почти 1400 смертей. Это самый высокий показатель среди всех арабских монархий Персидского залива. Впрочем, несмотря на этот всплеск, Эр-Рияд решил в воскресенье, 21 июня, отменить комендантский час, ранее введенный по всему королевству, и снять другие карантинные ограничения для предприятий и сферы услуг и развлечений, включая кинотеатры и спортивные объекты.

      Объявление о проведении «ограниченного хаджа», вероятно, нанесло сильный психологический удар миллионам потенциальных паломников по всему миру, которые часто откладывают последние сбережения и проводят целые дни в ожидании и долгих очередях, чтобы совершить долгожданную поездку. Хадж для каждого мусульманина священен, это так называемый пятый столп ислама после Шахады, молитвы (намаз), милостыни (закят) и поста (саум). Каждый взрослый здоровый мусульманин, имеющий физические и материальные возможности посетить Мекку и обеспечить существование своим близким на время путешествия, должен совершить хадж как минимум один раз в жизни.

      Министр Саудовской Аравии по делам хаджа и умры Мухаммед Салех бин Тахер Бантен еще в апреле призвал мусульман мира, намеревавшихся совершить очередной хадж в июле этого года, отказаться от всех подобных планов. 20 марта впервые за многие века из-за пандемии полностью были закрыты на неопределенное время две главные исламские святыни – Заповедная мечеть в Мекке и Мечеть Пророка в Медине. Ранее, 17 марта, саудовские власти запретили молитвы во всех остальных мечетях и запретили проведение умры (малого хаджа).

      Такого не случалось даже во время эпидемии «испанки» в 1918 году, унесшей жизни десятков миллионов жителей планеты (хотя тогда Мекка и Медина находились на территории Королевства Хиджаз, и никакой Саудовской Аравии вообще не существовало). Саудовские власти весной также полностью запретили любой въезд или выезд из Мекки и Медины и ввели комендантский час по всей стране. Как и в других соседних государствах, Эр-Рияд тогда приостановил всё международное авиасообщение королевства с внешним миром. Из-за этого в Мекке застряли около 1200 мусульманских паломников, большинство из которых остаются в карантине в отелях священного города – за счет королевства.

      Очевидно, пытаясь придать решению саудовских властей подобие религиозной фетвы, расположенная здесь же, в Саудовской Аравии, Всемирная мусульманская лига сейчас заявила, что одобрила действия правительства по обеспечению здоровья и безопасности паломников. Престижный исламский институт «Аль-Азхар» в Каире также приветствовал этот шаг: «Решение является мудрым и основано на исламской юриспруденции», – заявил глава института. А генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Юсеф аль-Отхаймин отметил, что высоко оценил «предельную заботу о здоровье и безопасности паломников».

      Нежелательный хадж. Все больше мусульман бойкотируют Мекку

      На протяжении многих лет Эр-Рияд тщательно работал над тем, чтобы стать абсолютным гегемоном на всем Большом Ближнем Востоке. Влияние Саудовской Аравии во всем мусульманском мире, далеко за пределами границ стран, населенных в основном арабами, всегда гораздо больше основывалось не на ее политическом, экономическом и военном потенциале, а на связи с духом, историей и современностью исламской религии. На ее территории расположены и Мекка, и Медина, два самых святых места для всех мусульман (в первом – Кааба, во втором – захоронение пророка Мухаммеда в Зеленом куполе в комплексе мечети Масджид аль-Набави). Именно эта связь саудовской правящей династии с исламом инстинктивно заставляла многих правителей суннитского арабского мира годами обращаться к Эр-Рияду за постоянными консультациями и наставлениями как по религиозным вопросам, так и политическим.

      Однако нынешнее решение о фактической отмене хаджа в 2020 году уже вызвало разочарование и раздражение очень многих консервативных мусульман за пределами королевства, для которых вера всегда остается гораздо более важной вещью, чем любые опасности для здоровья. Кроме того, конкуренты Саудовской Аравии в исламском мире уже вновь начали дискуссию о том, кто на самом деле должен осуществлять контроль над самыми святыми местами ислама – и одновременно самыми мощными источниками политической легитимности в этого королевства. Эти разговоры идут не впервые: серия связанных с хаджем трагедий на протяжении многих лет, в том числе памятная многим трагическая давка в толпе в 2015 году, в которой погибло до 2300 верующих, давно поставила Эр-Рияд и его способность управлять хаджем под огонь критики.

      Постоянный рост числа жертв среди мирного населения, гибнущего под саудовскими бомбами в Йемене, ничуть не забытое зверское убийство оппозиционного журналиста и блогера Джамаля Хашакджи (Хашогги) в саудовском консульстве в Стамбуле и непримиримый напор Эр-Рияда в иранском кризисе в последнее время заставили даже некоторых старинных союзников Саудовской Аравии из числа суннитских государств усомниться в целесообразности дальнейшей поддержки королевства.

      Пандемия и Полумесяц. Жизнь с COVID-19 в исламских странах

      Отмененный хадж наверняка обернется для правящей саудовской династии также и большой потерей доходов, притом что бюджет страны и так терпит огромные убытки из-за потрясений, вызванных новым коронавирусом, замедления мирового экономического роста и падения цен на нефть. Согласно официальным данным, каждый год саудовская экономика получает от организации хаджа и обслуживания паломников не менее 12 миллиардов долларов.

      Ранее в июне Индонезия, самая густонаселенная мусульманская страна в мире (более 266 миллионов человек), стала одним из первых государств, которое отказалось от участия в хадже, после того как потребовала от Эр-Рияда ясности, но не получила ее. Индонезийский президент Джоко Видодо назвал это «очень горьким, трудным, но неизбежным шагом». Вслед за Индонезией от участия в организации хаджа отказались и другие значимые исламские страны, например, Малайзия и Сенегал.

      Александр Гостев

      Редактор информационной службы РС, международный обозреватель, автор и редактор рубрики и программы «Атлас мира».

      Истоки конфликта

      Павел приехал в поселок из Сургута, чтобы поохотиться и порыбачить. Выкатный — довольно маленький населенный пункт, поэтому жители друг друга знают. И с Павлом они тоже были знакомы.

      Несколько дней назад (еще до воскресенья) Павел и местные жители поругались около поселкового магазина, рассказал «360» очевидец и друг погибшего Алексей. По его словам, в ту встречу около магазина все стороны были выпившие и даже подрались. Встретились они там из-за нелепого ДТП: у одной из машин отказали тормоза, и она задела другую. По словам Алексея, местные вышли из своей машины и начали приставать к Павлу и компании.

      Потом конфликт будто бы исчерпал себя — по крайней мере так сказали Алексею. Но следующая встреча произошла 11 октября, когда Павла застрелили. Сразу после этого подозреваемый сел в свою машину и находился там до приезда полиции. Другие участники тоже спрятались в автомобили, потому что боялись, что ружье стрелявшего еще заряжено.

      Когда «360» связался с Алексеем, он ехал из морга, откуда забирали тело Павла. Его должны похоронить в поселке.

      Деркач Федя, 15 лет

      Город Томск

      Дата пропажи: 20.10.2014

      Подросток сбежал из дома ночью. Накануне поссорился с мамой, которая отчитала сына за то, что он стал учиться на тройки. Родные прождали весь день — думали, что вернется. Вечером обратились в полицию.

      Были подозрения, что мальчика мог укрыть на время кто-то из знакомых, но нет. Через несколько дней кто-то вышел в аккаунт Феди в соцсети. Мама сообщила об этом следователю. Но подростка так и не нашли.

      Новости Партнеров

      Новости

      • Народные новости
      • Фото
      • Видео
      • Новости Кемерова
      • Новости Новокузнецка
      • Новости Кузбасса
      • ДТП в Кемерове

      Мы в соцсетях

      • ВКонтакте
      • Facebook
      • Twitter
      • Одноклассники
      • Youtube
      • Instagram
      • Viber

      Реклама

      • Медиакит
      • Рекламная сетка страницы
      • pr@vse42.ru
      • +7 (3842) 75-55-55

      Редакция

      • Выходные данные
      • news@vse42.ru
      • +7 (3842) 76-79-79

      Все права на материалы, опубликованные на сайте VSE42.RU, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.

      Использование материалов, опубликованных на сайте VSE42.RU, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован, при полном соблюдении требований Правил использования материалов. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал VSE42.RU, до или после цитируемого блока.

      О проекте VSE42.RU

      VSE42.RU — Новости Кемерова, Кузбасса, России и мира — это информация о событиях, происходящих в городах Кемеровской области (Кемерово, Новокузнецк, Белово, Ленинск-Кузнецкий и др.) плюс выборка самых важных и интересных мировых и российских новостей.

      Новости сайта дублируются в социальных сетях. К каждой новости можно добавить комментарий.

      В разделе «Фоторепортажи», мы размещаем интересные фотографии, а также видеоролики со всего света. Раздел «Комментарии» — мнения известных людей по актуальным вопросам. Особый взгляд на факты и события в разделе «В цифрах». Мы проводим еженедельные «Опросы» среди наших читателей.

      Удобная навигация, ежедневное обновление информации, ссылки на фото и видеорепортажи.

      Новости в Кемерово и в Кузбассе — наш главный приоритет.

      Адрес: 650000, Кемеровская Область, г.Кемерово, ул.Кузбасская 33а, 2 этаж
      Техническая поддержка: support@vse42.ru

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector