0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Буддийские монастыри в России

Буддийские монастыри в России. Часть I — Санкт-Петербург и Бурятия

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз вы узнаете интересные факты про буддийские монастыри в России.

По некоторым подсчётам, в настоящее время количество буддийских храмов здесь оценивается следующим образом:

  • Бурятия – 17,
  • Калмыкия — 16,
  • Тува — 17,
  • Забайкальский край — 4,
  • Иркутская область — 1.

В этот список не входят крупные города России, где они тоже есть. Русских, исповедующих буддизм, около 500 тысяч. А этнических буддистов почти в два раза больше – 900 тысяч.

Почти все они приверженцы северной тибетской ветви учения – Махаяны и одной из её школ Гэлуг.

Распространённость буддизма

Постепенно буддизм стал популярен в ряде стран Азии. Сегодня его исповедуют в Индии, Китае, Шри-Ланке, Таиланде, Камбодже, Вьетнаме, Корее, Тибете, Непале, Бутане, Японии, Монголии, Лаосе, а также в некоторых регионах России (в Калмыкии, Туве, Бурятии). По данным исследователей, в современном мире насчитывается примерно 800 млн сторонников буддизма. Из них около 1 млн человек составляют монахи, отрёкшиеся от благ цивилизации и посвятившие себя следованию заповедям Гаутамы. Простому обывателю они могут показаться особыми людьми, жизнь которых окутана тайнами. Но так ли это на самом деле? Давайте узнаем, кто такие буддийские монахи и как они живут.

Как правильно читать молитвы

Работа с молитвой — один из главных моментов в буддизме. Молитвы-мантры — это слоги, образованные в слова, переведенные для прочтения на другие языки, но не переводящиеся по своему значению.

Для достижения эффекта от мантры читать ее нужно в оригинале, и совсем не имеет значения понимание сути словосочетания. Важно пропустить через себя каждый слог, почувствовать его вибрацию. Прочтение осуществляется в виде пения.

Практик пения должен понимать, что звуки мантры — это не только ощутимое ухом произношение, но и магические колебания энергии, которые и дают необходимый эффект для достижения поставленных целей.

Главный способ передачи молитвы — от гуру (лама) к ученику. Это необходимо, чтобы ученик духовно развивался и достиг основной цели — Просветления. Действие проходит в форме инициации. Ученик три раза проговаривает слова молитвы, в точности за учителем, сохраняя манеру, интонацию и силу произношения.

Полученный текст рекомендован к регулярному прочтению — для сохранения и увеличения переданной энергии. Не практикуя чтение молитвы, ученик теряет силу и энергию, полученную в процессе инициации.

Передача мантры возможна не только при физическом контакте. Во время долговременного обучения возможен прием энергетических молитв через медитацию и сон.

Точное прочтение буддийских молитв дает:

  • просветление;
  • саморазвитие;
  • очищение;
  • реализацию себя;
  • достижение поставленных целей.

Как добраться до Иволгинского дацана?

Дацан находится в Иволгинском районе Республики Бурятия в селе Верхняя Иволга, что в 8 км от районного центра (посёлка Иволгинск) и в 35 км от Улан-Удэ. Поэтому если вы решили посетить Иволгинский дацан, то сначала необходимо добраться до столицы Бурятии, а оттуда уже держать путь в Верхнюю Иволгу. Здесь возможны два варианта.

Общественный транспорт

От Улан-Удэ до Иволгинска ходит рейсовый автобус № 130, который за 30–40 минут доставит вас до райцентра. От Иволгинска до села Верхняя Иволга можно добраться на маршрутном такси, которое там регулярно курсирует.

По большим буддийским праздникам автобус из Улан-Удэ ходит прямо до дацана.

Личный автомобиль

На машине из Улан-Удэ до Иволгинского дацана можно доехать по трассе А-340 (раньше она называлась А-165) — «Кяхтинский тракт». Дорога пролегает через Иволгинский, Селенгинский и Кяхтинский районы. Маршрут следования примерно такой: Улан-Удэ — Сужа — Нур-Селение — Нижняя Иволга — Иволгинск — Верхняя Иволга.

Читать еще:  Монахи легендарного тибетского монастыря Гоманг прибывают в Туву

Сартул-Гэгэтуйский дацан «Дамба Брэйбулинг»

Сартульский дацан был основан в 1707 году на юге Бурятии и был известен не только среди бурятских кочевий, но и в сопредельной Монголии.

Как и многие другие в годы репрессий храм был разрушен и закрыт.

Только в 1991 году состоялась торжественная церемония открытия отстроенного трехэтажного храма размером 15х14 метров. Позже здесь также был построен центр восточной медицины «Мамба дуган».

Особенности праздника Сагаалган

Буддисты России отмечают Новый год в первые три дня праздника Сагаалган, который длится целый месяц. Поскольку праздник символизирует приход весны и обновление, то это самое благоприятное время для проведения ритуалов очищения на физическом, ментальном и духовном уровнях. Также принято в это время консультироваться с ламой-астрологом (зурхайшаном), который делает прогноз на грядущий год.

В преддверии Нового года буддисты проводят обряд Дугжууба, сжигая в ритуальном костре табалены — фигурки из муки и воды либо из носовых платков, которые символизируют болезни, грехи и несчастья уходящего года. Этим обрядом верующие открывают дорогу будущему году.

Подготовка к празднику традиционно начинается с наведения порядка в доме, избавления от старых и ненужных вещей, наведения чистоты в дацанах силами прихожан. Таким образом буддисты освобождают свой ум и подготавливают дух для восприятия нового.

В буддийских храмах в это время проходят специальные молебны (хуралы) и обряды, в том числе Монлам Ченмо (в переводе с тибетского — «Великий молебен»), который в этом году начнется 26 февраля. Он и продлится 15 дней — в память о 15 чудесах, по преданию, совершенных Буддой Шакьямуни в индийском городе Шравасти.

Когда Новый год наступил — это происходит в пять утра первого лунного дня весны, после утреннего хурала верующие совершают обряд Далага — призыв благоденствия и благополучия, а затем обмениваются хадаками (разноцветными ритуальными шелковыми шарфами).

Люди, которым нельзя в монастырь

Выше рассказывается о том, как стать монахом в монастыре. Однако ступить на этот путь смогут далеко не все желающие. Каждый духовник скажет, что людям нельзя прощаться с мирской жизнью, если у них сохранились обязательства перед родственниками, друзьями. Иначе говоря, уйти в монастырь человек сможет только после того, как разберется со всеми обязательствами по отношению к другим людям.

Скажем, монахом нельзя стать, имея престарелых родителей, о которых некому позаботиться. Это же касается и близких родственников, не способных к самообслуживанию из-за инвалидности. Также запрещено отказываться от маленьких детей, оставлять их в детских домах.

Наконец, не может уйти в монастырь лицо, страдающее тяжелым заболеванием, так как в его стенах не будет качественного медицинского обслуживания. Это же правило относится и к инвалидам, которые не способны ухаживать за собой собственными силами. В подобных ситуациях священники рекомендуют людям молиться о своем выздоровлении.

Ширетуй — настоятель монастыря. Ламы до 1917 года делились на штатных и служивых. Эмчи-лама — врач. Хуварак — послушник, ученик.

Хурал — религиозные собрания монахов. В Монголии и Бурятии хуралы делят на большие и малые.

Большие хуралы созываются в дни священных дат, связанных с четырьмя знаменательными событиями в деятельности учителя Шакьямуни и его становления Буддой, а также в дни, посвященные нисхождению учителя Будды Шакьямуни из области небожителей в сферу людей. Молебен, обращенный к божеству Калачакре (хурал «Дуйнхор») проходит 15 числа третьего лунного месяца. В этот день Будда Шакьямуни в образе божества Калачакры проповедовал учение сокровенной мантры. Большие молебствия проводят чтобы, почтить деяния других учителей буддийской традиции. Во время хуралов «больших чтений» читают книги «Ганджура», «Данжура», «Ламрима», «Сундуя», «Алтангэрэл», «Жаадамбы» и других канонических буддийских сочинений.

Даты проведения малых повседневных молебнов устанавливают, согласно традициям каждого монастыря, или же выявляют по астрологическому признаку.

По своей структуре хурал как бы разбивается на предварительную, основную и заключительную части. В большинстве случаев проведение больших хуралов рассчитывают на три дня, но иногда и дольше. При этом средний день, а иногда и последний приходятся на основную дату для проведения молебна [7] .

Читать еще:  Треть чехов на Рождество ходят в церковь

В этом русском монастыре введен сухой закон. История про настоящее русское отчаяние и тех, кто не сдается

Деревня Костылево, Свердловская область. До Екатеринбурга — полтысячи километров. Чуть более 10 лет назад здесь был учрежден мужской монастырь — Косьминская пустынь. Пустынь, которая сражается с пустотой…

Игумен Петр (Мажетов), настоятель Косьминской пустыни:

— Пустота жизни — вот что меня убивало, когда я сюда приехал. Меня поражало, как можно так жить?! Картошка-морковка, выпивка — и все? Ну еще телевизор. Смотришь, была милая маленькая девочка, а чуть повзрослела — грубая деревенская баба. Понятно, отчего люди спиваются, — это следствие интеллектуального и эмоционального вакуума.

Мы сначала ходили по домам, собирали людей, но это не работало. Теперь у нас есть творческий клуб, нас все знают, и кому надо, тот сам придет: пара репетиций, и станет ясно — останется человек или нет. Сейчас постоянно ходят 7-8 детей и столько же взрослых. Один — виртуозный баянист, Сергей Карасев. Прошел у нас реабилитацию — больше года здесь живет. Человек он интересный, добрый. А алкогольная слабость — от невостребованности. Сейчас он глубоко верующий, у него появилась хорошая девушка. А как он раскрылся в творчестве!

Я понял, человеку, чтобы он стал человеком, необходимы три вещи: вера в Бога, любовь — к кому-то или чему-то и обязательно — творчество. Причем, это может быть и спорт — если он охватывает всего тебя, ставит перед тобой высокие цели. И для монашества творчество — в молитве и труде — столь же важно. Это позволяет подняться над своим прошлым, над своим падшим естеством, над своими болезнями.

Как открыть им Христа?

Мы начали с бесед, затем провели музыкально-литературный вечер, потом еще один. Потом собрали местных девчонок-подростков и к 23 февраля сделали для мальчишек театрализованный вечер «Февральские розы». Привлекли местных певцов и танцоров — получилось грандиозно! До сих пор все вспоминают.

Тогда появилась идея: светским языком рассказать далеким от Церкви людям о духовном. Так родился наш первый спектакль — о Рождестве Христовом. В нем участвовали и дети, и взрослые.

Актеров набрали из своих — у нас при монастыре есть клуб молодых семей. Скажем, приехал в монастырь на реабилитацию наркоман с большим стажем, прижился, встретился здесь с девушкой, тоже в прошлом наркоманкой, они подружились, решили остаться работать при монастыре, создали семью, у них уже дети. Потом к ним присоединилась еще одна семья и еще. Но мало просто встречаться и пить чай, нужна объединяющая идея. Написали сценарий — рождественскую историю про людей, которые попали 2000 лет назад в Вифлеем и увидели Рождество, как оно происходило на самом деле. Спектакль получился. Так и пошло. Это такая психо– и духовная терапия.

Самое трудное, но самое важное — совместить работу детей и взрослых. Когда они вместе, происходит сопряжение: взрослые стараются подладиться под детей, а дети тянутся на уровень взрослых — это всем полезно. И рождается совершенно новый язык проповеди.

Что такое вообще театр? В чем его миссия? Помните, как апостол Павел пришел в Афины и, выступая в Ареопаге, сказал греческим мудрецам: Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам»? Вот и мы стараемся показать неведомого Бога тем, кому Он еще не открылся. Мы языком театра открываем им Христа.

Котенок и сухой закон

Я не ищу наркоманов и алкоголиков — они сами приходят. Кто-то потом бесследно исчезает, а кто-то прибивается. Главное — идти своей дорогой. Причем чем больше ограничений, тем быстрее идешь.

Есть такое правило: чем жёстче принципы, тем больше свободы. Вот такой парадокс. Пока не сделал выбор, зависишь от любого призыва, искушения, взгляда. А надел, к примеру, монашескую одежду, дал обеты — и свободен, можешь стартовать высоко в небо, тебе его уже ничто не загораживает.

А вино наоборот: оно веселит и на какой-то миг освобождает, но часто именно благодаря ему человек лишает себя счастья и свободы. Алкоголь — заменитель: он заменяет человеку и книги, и четки. И это серьезная проблема: не дал бы я в свое время обет не пить, ох как далеко бы я зашел со спиртным! Ведь монастырская жизнь полна переживаний, искушений и потрясений.

Читать еще:  Исламисты заставляют сомалийцев растить бороды

Монах — это максималист. Есть такой анекдот: «Пить так пить! — сказал котенок и прыгнул в колодец». Это прямо про монаха. Либо ты полностью отдаешься Богу, либо не тревожь Его совсем. Но максималисту мало просто пригубить винца — пить так пить! Это вообще проблема русских людей: либо сугубая аскеза и подвиги духовные, либо алкоголь до самого дна.

В нашем монастыре уже много лет строгий сухой закон. Но общества трезвости для мирян нет — как-то не пошло. Я вообще против понятия «трезвость» как лозунга. Это как в браке — «Главное — верность!». А любовь? «Любовь, это, конечно, хорошо, но главное — верность!»

Нужно говорить не о трезвости, а о творчестве, спорте, любви, вере, театре, картинах, танцах, путешествиях…. О чем угодно! А трезвость — подразумевается. Для меня трезвенник — это прежде всего красивый человек. Самая страшная ошибка — говорить банальные, предсказуемые вещи. Невольно возникает мысль: «Сколько можно?!» Правильный симпозиум о трезвости — это разговор о том, какие художественные фильмы смотреть всей семьей, какие танцы танцевать на Новый год. Это намного действенней.

Хрущев бы застрелился!

У нас сейчас новый проект: в Серовской кадетской школе-интернате открываем школу юных космонавтов. Курировать ее будут священники, а специалисты — обучать и готовить ребят к работе в космической отрасли. Хрущев бы застрелился! Ведь он обещал показать по телевизору «последнего попа», а тут попы к космосу готовят. Кстати, там у нас одна из тем — футурология, рассуждение о будущем. Которое в твоих руках. Вот чем, мне кажется, должно заниматься общество трезвости. Мы отвечаем за поколение, идущее за нами.

Почему люди начинают пить? Потому что устают от быта. Человек по природе своей — мечтатель. Христос мечтал: «Огонь пришел Я извести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» И наша задача — научить мечтать поколение, которое идет за нами. Иначе оно научит нас плакать. Либо мы научим его с радостью думать о будущем, либо оно нас — с горечью вспоминать прошлое.

Но чтобы научить, надо самому уметь мечтать и воплощать мечты в жизнь. Вот чему должны быть посвящены наши симпозиумы — планам на будущее. И они не должны быть однообразными, рутинными, декларативными. Кто такой трезвенник? Это тот, кто говорит не о том, что пить нельзя, а о том, что делать, чтобы жить радостно и счастливо. А христианин — человек, который воспринимает мир радостно. И уметь мечтать — первая обязанность христианина.

Пикник воспитанников духовного центра при монастыре

Я уверен, у нашей молодежи прекрасный потенциал — интеллект, духовность и нравственность. А нам, трезвенникам, надо нести им энергию победы! Они не желают слушать наше брюзжание: «Вот я в ваши годы. » Им нужны люди, которые в них верят. И так было всегда, человечество всегда было и плохим, и хорошим, и умирающим, и оживающим, живущим, животворящим. И сейчас в нем, как и раньше, есть стремление верить, любить и творить!

Подготовила Екатерина Русанова

Помочь клубу помощи алкоголезависимым при монастыре можно переводом по следующим реквизитам:

Сокращенное наименование ОО СО ВПК «За други своя»

ОГРН 1126600002836 ИНН 6680998673 КПП 668001001

Расчетный счет: 40703810000000000053 в банке ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА», г. Екатеринбург. БИК: 046577768, к/с 30101810500000000768

В назначении платежа указать: Пожертвование на уставную деятельность. НДС не облагается.

Синодальный отдел по благотворительности издает книги об алкоголизме в помощь страждущим и родственникам и обучает сотрудников православных обществ трезвости и центров реабилитации. На сайте Отдела вы можете скачать книгу «Алкоголик в семье: чем могут помочь близкие?» протоиерея Илии Шугаева и Екатерины Савиной.

Чтобы поддержать эту деятельность Отдела, отправьте сообщение на номер 3443 со словом «Трезво» и суммой пожертвования. Например: «Трезво 100».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector