1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый после Папы: зачем госсекретарь Ватикана приехал к Путину и Лаврову (ФОТО)

Первый после Папы: зачем госсекретарь Ватикана приехал к Путину и Лаврову (ФОТО)

На этой неделе состоялся первый за долгие годы официальный визит в Россию государственного секретаря Ватикана. Кардинал Пьетро Паролин — второе лицо в административной иерархии после понтифика — побеседовал с патриархом Кириллом, министром иностранных дел Сергеем Лавровым и наконец в среду, 23 августа, встретился с президентом Владимиром Путиным.

Общение состоялось в Сочи, в резиденции Бочаров Ручей. И несмотря на то что публично звучали только общие фразы, обширная программа визита наталкивала на мысль, что кардинал готовит визит Папы Римского в Москву. Так или иначе, но духовная дипломатия сейчас играет на руку Кремлю.

Аудиенция и с главой церкви, и с главой государства

Первый визит главы ватиканского правительства в Россию за всю историю отношений между государствами состоялся в июне 1988 года. Тогда делегацию на мероприятиях, приуроченных к празднованию 1000-летия Крещения Руси, возглавил кардинал Агостино Казароли. Госсекретарь Ватикана был принят Михаилом Горбачевым в Кремле.

Одной из тем переговоров стали вопросы обеспечения свободы вероисповедания в Советском Союзе. Итальянская газета La Stampa указывала: «Начался диалог. Между Кремлем и Святым престолом лед растаял».

В августе 2017-го, в преддверии визита госсекретаря в Москву та же La Stampa писала, что кардинал Паролин может выступить в качестве посредника, сближающего два мира, которые не должны считаться враждебными друг другу. На фоне все ухудшающихся отношений Москвы и Вашингтона в игру вступила дипломатия духовная.

Во вторник, 22 августа, посланник папы встретился с главой российского МИД Сергеем Лавровым и упомянул не только ситуацию на Ближнем Востоке, но и в неспокойной Венесуэле.

«У нас общая позиция по необходимости налаживать диалог параллельно с борьбой с терроризмом», — сказал Лавров.

Кроме того, Москва ценит позицию Святого престола о недопустимости использования религиозного фактора на Украине в целях получения политических преимуществ, подчеркнул министр.

Встреча патриарха Кирилла и кардинала Пьетро Паролина прошла в Свято-Даниловом монастыре
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Во второй половине дня гость отправился в Свято-Данилов монастырь на встречу с патриархом Кириллом, с которым они лично познакомились в прошлом году на Кубе в ходе исторической встречи глав Русской православной и Римско-католической церквей.

Кардинал вручил Святейшему подарок от папы — сувенир с изображением виноградной лозы и получил в ответ икону Богородицы и книгу патриарха на итальянском языке «Свобода и ответственность», в которой говорится о христианском отношении к современным либеральным ценностям.

При большом скоплении российских и иностранных журналистов патриарх упомянул и Ближний Восток, и Украину. По первому вопросу говорил о разработке совместных проектов в помощь тем, кто страдает от войн и геноцида в этом регионе.

«Что касается Украины, то церковь не может играть никакой другой роли, кроме как миротворческой, когда люди находятся в конфликте», — подчеркнул патриарх и с удовлетворением отметил близость позиций в этом вопросе. Кардинал передал Святейшему братский привет от папы. А далее беседа продолжилась за закрытыми дверями.

На следующий день, 23 августа, кардинал прибыл в Сочи для встречи с российским президентом. Она началась строго по графику. Путин поблагодарил Паролина за теплый прием в Ватикане во время беседы с Папой Римским.

«Мы ценим доверительный и конструктивный диалог, который сложился между Святым престолом и Россией. И приветствуем диалог, который начат напрямую между Святым престолом и РПЦ», — заверил российский лидер.

Кардинал отметил, что Ватикан удовлетворен отношениями с Россией. Он также отметил временную передачу мощей святого Николая в Россию. «За это особая благодарность», — сказал Путин. Остальная часть беседы, как и в случае с патриархом, прошла за закрытыми дверями. Но судя по тому, что следующий пункт в графике российского лидера — встреча с президентом Армении — начался вовремя, надолго беседа с кардиналом не затянулась.

Ангел мира

Визит Пьетро Паролина стал очередным этапом в развитии добрых отношений Москвы и Ватикана, начало которым положил в сентябре 2013 года папа Франциск, написав Путину открытое письмо. В своем послании глава католической церкви призвал российского президента и дальше бороться за политическое разрешение конфликта в Сирии.

Понтифик заявил, что он с болью в сердце наблюдает за событиями в этой стране. Возможное развитие ситуации причиняет ему страдание, сказал Франциск, отсылая к планам США и Франции нанести удар по Арабской Республике. «Война порождает войну, насилие порождает насилие», — предупреждал понтифик.

В ходе беседы Путина и Папы Римского в июне 2015 года затрагивался вопрос о положении на Украине, о необходимости мира на Ближнем Востоке, в частности в Сирии и Ираке
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

В ноябре того же года, а затем и июне 2015 года Путин встречался с Франциском в Ватикане. В ходе последней встречи Папа Римский призвал российского президента приложить «значительные и искренние усилия для того, чтобы добиться мира» на Украине.

Во время встречи, продолжавшейся около 50 минут, понтифик и российский президент сошлись во мнении, что для стабилизации обстановки в Донбассе необходимо восстановить атмосферу диалога между сторонами конфликта. Папа и президент обсудили также ситуацию на Ближнем Востоке и выразили озабоченность судьбой христианской общины в этом регионе.

Тогда же Франциск подарил Путину медальон с изображением ангела мира.

«Этот ангел выигрывает все войны и призывает к единению всех людей в мире», — сказал понтифик.

Путин вручил панно с изображением храма Христа Спасителя. Кроме того, российская сторона подарила Франциску несколько томов православной энциклопедии.

Но самое значительное событие — встреча Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Папы Римского — произошло в Гаване в феврале 2016 года. «Меня не покидает чувство, что мы встречаемся с вами в правильное время в правильном месте», — сказал патриарх. «Я благодарю Святую Троицу, что такая возможность осуществилась», — ответил Франциск. Центральной темой беседы двух иерархов стали гонения на христиан на Ближнем Востоке.

Ватикан набрался терпения

Среди конкретных результатов визита кардинала в Россию — договор о взаимном безвизовом въезде для владельцев дипломатических паспортов. Такое соглашение подписал замглавы МИД России Алексей Мешков и нунций Ватикана Челестино Мильоре.

«Относительно возможных визитов папы, мы, верующие, верим Богу и Святому Духу, которые нам подскажут шаги», — заявил кардинал. Однако и в Ватикане, и в Московском патриархате указали, что папский визит сейчас не стоит в повестке.

Находясь в Москве, кардинал подтвердил: встреча двух иерархов в Гаване дала Москве и Ватикану новый импульс. «Когда итальянские СМИ спрашивали меня о том, какими будут следующие шаги, я им ответил, что одна из христианских добродетелей — терпение. Уверен, что мой визит станет маленьким кирпичиком для нашей дальнейшей дороги», — витиевато закончил он.


Владимир Путин во время посещения Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря

Для Кремля заметные отношения с Ватиканом — шанс привлечь внимание к попыткам России стать оплотом морали и традиционных ценностей, контрастирующим со все более секуляризированной Европой, отмечало накануне визита кардинала издание Politico. А также это способ продемонстрировать, что Москва не находится в изоляции, и продолжить отношения с Италией.

Для римско-католической церкви более тесные связи с Москвой, продолжает издание, — возможность восстановить свое присутствие после столетия, ознаменованного взлетом и упадком коммунистической идеологии и принудительного атеизма.

Стоит отметить, что в последнее время Владимир Путин уделяет много времени общению с духовными лицами. В конце мая президент присутствовал на церемонии освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре Москвы, расположенном на Большой Лубянке.

Выступая на церемонии освящения, президент заявил, что открытие храма спустя сто лет после Октябрьской революции 1917 года является символичным. Он призвал помнить «и светлые, и трагические» страницы истории России. Незадолго до этого Путин приложился к мощам Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя.

Тогда же, в конце мая, Путин посетил Рогожскую слободу — поселок, где уже более двух веков живут московские старообрядцы. И это было без преувеличения историческое событие: глава российского государства посетил резиденцию предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия.

11 июня в день валаамских чудотворцев Сергия и Германа Владимир Путин, как и в 2016 году, приехал в Валаамский монастырь и провел там три дня. «Вы знаете, он давно держит под своим контролем и в поле зрения проблемы монастыря. И в плане хозяйственной деятельности помогает, и в решении других вопросов», — объяснял его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Читать еще:  РПЦ и Ватикан создадут совместную комиссию для решения спорных вопросов

Однако, несмотря на свою приверженность православию, президент всегда с уважением подчеркивает, что Российская Федерация — многоконфессиональное государство. Он регулярно поздравляет российских иудеев с праздником Песах. А буддистов — с Новым годом по лунному календарю — праздником Сагаалган.

Учитывая популярность папы Франциска на Западе развитие отношений со Святым престолом может сыграть положительную роль для Москвы. Когда политики оказываются неспособны вести диалог, уповать приходится только на вразумление свыше.

Как написать Папе Франческо

Для всех тех, кто хотел бы написать Понтифику, почтовый адрес Папы Франческо :

Его Святейшество Франческо, Двор Санта-Марта, 00120 город Ватикан, Италия
(Sua Santità Francesco, Casa Santa Marta, 00120 Città del Vaticano)

Папа Франческо не имеет публичный адрес электронной почты, так что, если вы хотите написать ему, надо сделать это с помощью традиционной почты по указанному выше адресу (писать можно на своём родном языке — примечание переводчика).

Апостольский нунций

Так официально называют агента, представляющего Ватикан и папу как его главу в других субъектах международного права. Как уже было сказано выше, его статус приравнивается к статусу посла – дипломатического представителя первого класса. Впервые это было отмечено Венским протоколом 1815 г. Его подписали участники мирного Парижского трактата. В протоколе сказано, что послы, папские легаты (уполномоченные папы) или нунции рассматриваются как представители своих государей.

Это положение было принято Венской конвенцией 1961 г. Тогда определили, что нунции аккредитуются наравне с послами при главах государств. Изначально Ватикан направлял их лишь в те государства, где католическая религия рассматривалась в качестве господствующей. В этих странах присутствует традиция оказания особого уважения к такой должности. В частности, это выражается в том, что занимающему ее лицу предоставляется пост дуайена – главы корпуса дипломатов.

Наряду с Венской конвенцией, деятельность нунциев регулируется канонами 362-367 Кодекса канонического права. Как правило, они находятся в чине архиепископа и наделены правом совершения богослужений в любом из католических храмов, располагающихся на территории дипмиссии. В качестве примера можно привести католический собор на Малой Грузинской в Москве.

Папские послы не являются членами локальной конференции епископов-католиков, но они обязаны поддерживать тесную связь с ней, оказывая всевозможную помощь.

Права и обязанности

Рассматривая вопрос о том, кто это – нунций, следует сказать и о круге его обязанностей, в которые входят следующие функции:

  1. Поддерживание отношений, существующих между Святым Престолом и органами принимающего государства.
  2. Обсуждение положения Католической Церкви в стране пребывания, поддержка епископства в локальной Церкви.
  3. Содействие взаимопониманию, мирному сосуществованию народов.
  4. Создание дружеских связей не только с представителями некатолической христианской религии, но и с верующими, не относящимися к христианам.

Правом является возможность предлагать Ватикану кандидатов на свободные епископские кафедры, делая это после проведения переговоров с местными иерархами.

Представители папы могут присутствовать и в тех странах, с которыми у него нет полноценных дипотношений. Их именуют апостольскими делегатами. Последние – это также представители папского престола, однако они не наделены посольским дипломатическим статусом. Ранее существовали такие должности, как интернунций и пронунций. Это были агенты второго ранга, сегодня таких статусов в дипломатической практике не имеется.

Почему сейчас?

«Сам по себе призыв к папе Франциску со стороны одного из авторитетных прелатов уйти на покой — явление уникальное, это большая неожиданность», — полагает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Он считает, что папа ответил на письмо все же «достаточно жестко». Это говорит о том, что глава Ватикана «не собирается оправдываться» и «не чувствует себя виноватым» перед кем-либо.

Куда интереснее другое. Почему Карло Вигано именно сейчас опубликовал свое письмо? «Ведь само по себе расследование по Маккэррику уже закончилось. Я думаю, что заявление архиепископа надо рассматривать с точки зрения внутренних ватиканских интриг, которыми полон этот город-государство», — подчеркивает эксперт.

За минувшие пять лет недруги папы Франциска не раз открыто выступали против него. Но он твердо отражал нападки. Однако нынешний удар — наиболее болезненный, ведь самого главу церкви обвинили в укрывательстве педофилов. Поэтому призыв видного епископа вполне может реализоваться. И тогда у католиков будут уже два «папы на покое» — Бенедикт и Франциск. Впервые в истории.

Бог дал: Сколько денег у Римско-католической церкви

Патриарх с затёртыми в Фотошопе часами, патриарх на яхте, патриарх в «мерседесе» — это уже не фотографии, но мемы. Снова ставший болезненным вопрос о богатстве церкви будто подтверждает теорию о Новом Средневековье. Признаки упадка цивилизации видят в возрождении фанатизма, раздробленности, популярности шарлатанства, в приоритете картинки над словом и разрушении природной среды. Заповедь о «блаженных нищих», одна из причин средневековых религиозных войн в Европе, тоже сделала петлю в 500 лет и теперь бьёт по иерархам православной церкви.

За эти 500 лет церковь католическая хорошо овладела методами управления репутацией, а после восхождения на престол общительного и демократичного Франциска находится в своей лучшей за долгие годы форме. Но как у неё с финансами?

Роскошь Собора Святого Петра или аскетизм папской спальни — Bird In Flight разбирается, что точнее отражает экономику Святого престола.

Пара на площади святого Петра в Ватикане, октябрь 2015. Фото: Filippo Monteforte / AFP / East News

По прирождённому праву Католическая Церковь может независимо от гражданской власти приобретать имущество, удерживать его, управлять и распоряжаться им для достижения свойственных ей целей.
— Кодекс канонического права, Кан. 1254, §1.

Корпоративная структура

Римско-католическая церковь — старейшая из действующих в мире организаций. История борьбы со светскими властями заставила её выстроить распределённую структуру, сложную в управлении, но устойчивую к политическому и экономическому давлению.

Папа римский управляет городом-государством Ватикан и одновременно разбросанными по 157 странам 3 127 территориальными подразделениями — диоцезами: епархиями, архиепархиями, аббатствами, экзархатами и т. п.

Процессия участников XXI Вселенского Собора Католической церкви, в Соборе Святого Петра, декабрь 1962 года. Фото: AFP / East News

Каждый из диоцезов во главе с епископом оформлен как отдельное юридическое лицо с собственным бюджетом, связанное с римским папой церковным правом, но не светским. Это даёт возможность перемещать деньги между центром и периферией, но ограничивает финансовую ответственность диоцезов только имуществом епархий. Когда в США присудили огромные возмещения пострадавшим от сексуального насилия со стороны католических священников, 11 обвинённых диоцезов выплатили часть денег и объявили о банкротстве. Ватикан своей казной за грехи отдельных пасторов не отвечает.

Вот почему так сложно оценить богатство Римско-католической церкви: оно распределено по тысячам подразделений, не обязанных в большинстве стран раскрывать финансовую отчётность.

Церковь может приобретать имущество всеми способами, справедливыми по естественному или позитивному праву, которые позволены и другим.
— Кодекс канонического права, Кан. 1259.

Сейчас в мире около 1 миллиарда 250 миллионов человек называют себя католиками — примерно столько же на планете и мусульман всех течений. Катастрофическое, на 41% за сто лет, падение доли в Европе компенсировано приростом в Латинской Америке и Африке. В 1910 году страной с наибольшим числом проживающих католиков была Франция, теперь это Бразилия. За ней идут Мексика и Филиппины.

Церковь обладает прирождённым правом требовать у верных Христу то, что ей необходимо для достижения свойственных ей целей.
— Кодекс канонического права, Кан. 1260.

Только что назначенный кардиналом Хулио Дуарте Ланга из Мозамбика ждет встречи с Франциском. Поскольку Ланге исполнилось 88 лет, он, как и другие кардиналы старше 80-ти, не сможет принимать участие в выборах нового папы, если такая необходимость возникнет. Февраль 2015. Фото: Andreas Solaro / AFP / East News.

Католическая супердержава

США занимают четвёртое место среди стран мира по числу католиков, их в стране 88 миллионов, но американские епархии распоряжаются 60% финансов Римско-католической церкви.

Католическое меньшинство сумело выстроить в преимущественно протестантских Соединённых Штатах «государство в государстве» из 6 800 школ, 197 высших учебных заведений и 630 госпиталей. По подсчётам журнала Economist, в 2010 году на поддержание этой системы было потрачено $170 миллиардов.

Для сравнения, в том же году государственные расходы России на образование равнялись $63 миллиардам, на медицину – $46,5 млрд (по курсу 30 руб/$), а сумма всех расходов государственного и местных бюджетов Украины в том году составила $47,2 миллиарда (по курсу 8 грн/$).

Источники поступления этих денег скрыты от посторонних наблюдателей, а их точный объём не знает даже Ватикан. До 90% средств в американской церкви собираются и тратятся на уровне приходов. Это также означает, что они распределяются крайне неравномерно.

Резиденция архиепископа Атланты Уилтона Грегори. Когда стала известной ее стоимость в $2,2 миллиона, архиепископ извинился за чрезмерные траты и предложил выставить дом на продажу. Март 2014. Фото: Дэвид Голдман / AP Photo / East News.

Каждый из посещающих церковь американских католиков в среднем жертвует ей $10 в неделю. В год по стране сумма этих пожертвований переваливает за $13 миллиардов. Неудивительно, что богатейшие епархии расположены в больших городах, где живёт много выходцев из Польши, Ирландии, Италии, Латинской Америки. Их приблизительный рейтинг даёт расследование CNN, показавшее, что особняки 10 из 34 американских архиепископов стоят более $1 миллиона:

Читать еще:  В 2010 году в Крыму снова будут молиться за успешный курортный сезон

— кардинал Нью-Йорка Тимоти Долан: $30 млн
— кардинал Чикаго Фрэнсис Джордж: $14,3 млн
— архиепископ Сиэтла Джеймс Сертейн: $3,8 млн
— архиепископ Атланты Уилтон Грегори: $2,2 млн
— архиепископ Хартфорда Леонард Блейр: $1,85 млн

Эти же епархии совершают крупнейшие инвестиции. Архидиоцез Чикаго за последние годы вложил более $100 миллионов в акции нефтегазовых компаний, а кардинал Нью-Йорка считается крупнейшим владельцем недвижимости на Манхэттене.

Клирики заслуживают такого вознаграждения, которое приличествовало бы их положению, если принять во внимание как саму природу данной должности, так и условия места и времени, и позволяло бы им удовлетворять свои жизненные потребности, а также справедливо оплачивать труд тех людей, в чьих услугах они нуждаются.
— Кодекс канонического права, Кан. 281, §1.

Кардиналы на собрании, посвященном канонизации четырех новых святых. Октябрь 2015, Ватикан. Фото: Andrea Franceschini / Demotix / Corbis / East News.

Впрочем, богатство американских католиков не равно богатству американской католической церкви. Cамые прибыльные религиозные учреждения США не входят в ее структуру: большинство университетов и медицинских центров принадлежат религиозным орденам и объединениям, имеющим независимые бюджеты. Так, католическим Университетом Нотр-Дама с целевым капиталом в $7,5 млрд владеет Конгрегация Святого креста. А 24 католическими больницами, многие из которых входят в число лучших медицинских центров США, управляет некоммерческая организация Dignity Health с годовым оборотом более $10 миллиардов.

Эти ресурсы и деньги не контролируются ни Ватиканом, ни местными епископами.

Монахини на церемонии канонизации новых святых. Ватикан, октябрь 2015. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / East News.

Духовенство на церемонии канонизации новых святых. Ватикан, октябрь 2015. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / East News.

Немецкий крест

Немногим прозрачнее доходы второй по богатству католической церкви — немецкой. Законами страны предусмотрен сбор с верующих в размере 8–9% выплачиваемого государству подоходного налога. Церковь получает таким образом до €10 миллиардов в год.

В 2013-м свой бюджет раскрыл архиодиоцез Кёльна, заявивший активы в €3,4 млрд без учета неподдающегося оценке собора и земли под ним.

Эта епархия считалась богатейшей в Германии всего лишь год, пока свою отчётность не опубликовал диоцез Падеборна. Большая часть капитала в €4 миллиарда он вложил в ценные бумаги с фиксированным процентом: облигации и привилегированные акции.

Напротив кафедрального собора, в левом нижнем углу фото – новая резиденция епископа Франца-Петера Тебарц-ван Эрста. Лимбург, Германия, октябрь 2013 года. Фото: Thomas Frey / AFP / East News.

Публикация первых в истории католической церкви Германии финансовых отчётов стала попыткой сгладить скандал вокруг епископа Лимбурга Франца-Петера Тебарц-ван Эрста, отстранённого папой за потраченный на обновление резиденции €31 миллион (стол в конференц-зале — €25 000, ванная — €15 000).

В силу своего первенства в управлении Римский Понтифик является верховным администратором и распорядителем всего церковного имущества.
— Кодекс канонического права, Кан. 1273.

Папа Франциск на конференции итальянских епископов. Ватикан, октябрь 2015 года. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / Corbis / East News.

Капиталы Ватикана

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих — таков полный титул папы римского, последнего абсолютного монарха Европы. До ожидаемого пришествия Христа он управляет церковью со всем её имуществом по собственной воле. Имея каноническую возможность распоряжаться каждой монетой на счету любого католического прихода на планете, в современной реальности папы могут рассчитывать только на бюджеты Ватикана как города-государства и Святого престола как управляющего органа Римско-католической церкви.

Основные статьи расходов Святого престола — это содержание трех тысяч сотрудников, посольств-нунциатур и собственных медиа. В прошлом году он показал $1,2 млрд в ценных бумагах и недвижимости, долговые обязательства на $242 млн и годовой дефицит бюджета в $28 млн.

Официально престол беднее многих епархий.

Их вклад в центральный бюджет важен, но не выглядит решающим. Раз в год, в ближайшее к Дню Петра и Павла воскресенье, церкви по всему миру собирают «Лепту святого Петра», направляемую непосредственно папе римскому. По последним доступным данным, в 2011 году она составила $70 миллионов.

В силу уз единства и любви, соответственно возможностям своего диоцеза, епископам подобает вносить свой вклад в предоставление тех средств, в которых Апостольский Престол нуждается согласно условиям времени, чтобы суметь надлежащим образом нести своё служение Вселенской Церкви.
— Кодекс канонического права, Кан. 1271.

Интерьер Собора Святого Петра в Ватикане. Фото: Christian Kober / Robert Harding Heritage / ROBERTHARDING / East News.

Главными среди известных источников дохода Святого престола остаются операции Банка Ватикана и прибыль от владения недвижимостью. В прошлом году банк распоряжался активами на $3,8 млрд (около 1% от суммы активов всех банков Италии) и депозитами на сумму $2,4 млрд.

Кроме ватиканского квартала, церковь признаёт владение двумя тысячами квартир и домов по всей Италии. Однако журналисты Guardian обнаружили, что через приближённых банкиров ей принадлежит недвижимость в Париже и швейцарском Берне, а также несколько кварталов в самом дорогом районе Лондона вблизи улицы Пэлл-Мэлл.

Наведение порядка в запутанной, подозрительной и во многом бестолковой церковной бухгалтерии Франциск назвал одной из целей своего понтификата — и не стесняется привлекать для этого крупнейших специалистов из мира коммерции. Аудиторская компания KPMG привела ватиканскую отчётность к мировым стандартам, EY (бывшая Ernst & Young) оптимизирует управление магазинами и муниципальными службами города-государства, Deloitte & Touche присматривает за банковскими счетами.

2. Бандиты

В 1950-м в Рим прибывает американский священник Пол Марцинкус. После того как близкий друг Марци­нкуса кардинал Монтини становится папой Павлом VI, Марцинкус берет на себя организацию всех заграничных поездок понтифика. Высокий мускулистый священник рос в гангстерском Чикаго 1930-х и был не только переводчиком, но и телохранителем — за глаза его называли «ручной гориллой папы». Перед встречей Павла VI и Никсона он выгнал из помещения даже охрану президента: «Даю вам ровно 60 секунд, чтобы убраться отсюда, или сами объясняйте Никсону, почему аудиенция сорвалась».

В Ватикане вокруг Марци­н­куса начинает собираться группа очень разных, но неизменно интересных людей — святого отца (с 1969 года — епископа) подозревают в связях с американской мафией, итальянскими неофашистами и совсем уж таинственными масонами. Называют даже имена: Микеле Синдона, Роберто Кальви и Личо Джелли.

Синдона, сицилиец, прошедший иезуитскую школу, еще с 1950-х консультирует организованную преступность по финансовым вопросам. Он не просто советник — у него множество знакомых среди клира, а папа Павел VI сошелся с Синдоной еще в бытность миланским епископом. Синдона переправляет деньги мафии из США в Италию, встречается с послами и вхож в дом преступной семьи Гамбино.

Через Джелли Синдона связан с Propaganda Deu (P-2), тайным обществом, в котором, по слухам, состоят все уважающие себя итальянские политики. В 1980-е, когда итальянские власти начнут громить P-2, среди записей Личо Джелли обнаружат список членов ложи и проект нового государственного устройства Италии, очень напоминающий планы Муссолини. В списках членов найдут и имя Сильвио Берлускони.

В 1971 году епископ Марцинкус становится во главе Банка Ватикана. Подчиняется он только папе и имеет право сам выбирать себе сотрудников. Синдона и Кальви начинают сотрудничать с банком. Синдона работает в Америке (в 1972 году он приобретает Franklin National Bank), а Кальви занимает высокие посты в Banco Ambrosiano, втором по размеру частном банке Италии.

Пол Марцинкус получает в Вати­кане огромное влияние. Именно через его руки проходят все деньги католической церкви, именно его дружбы ищут все итальянские политики. Церковь в его лице милосердна и не спешит судить: Марцинкус принимает вклады от мафиозных семей, причем самые щедрые бандиты получают от епископа рекомендательные письма, с которыми не стыдно идти даже к премьер-министру. Одно из таких писем всплывет в 1974 году, когда Банк Ватикана переживет первый серьезный скандал — пытаясь спасти Franklin National Bank, стоящий на грани разорения, Синдона переведет на свои счета в Банке Ватикана 30 миллионов долларов. Вскоре Franklin National обанкротится.

Крах Franklin National Bank вызвал в Италии оторопь. Микеле Синдона, друг пап и кардиналов, замешан в мошенничестве? За Марцинкусом и его друзьями охотятся журналисты. Марцинкус открещивается от старой дружбы.

По-видимому, вести дела через Синдону становится слишком накладно, и рядом с Марцинкусом появляется новый мафиозный связной, Энрико де Педис по прозвищу Ренатино, один из лидеров «Банды-делла-Мальяна» — небольшой, но уважаемой римской ОПГ, которая прославилась еще в 1977 году, когда похитила герцога делла Роверо. Бандиты требовали за герцога полтора миллиарда лир, но, получив их, все равно убили заложника. Римское общество оценило красоту жеста, и к Ренатино потянулись люди с деловыми предложениями. В 1979-м члены банды убивают журналиста Кармине Пекорелли, слишком интересовавшегося связями тогдашнего премьер-министра Италии с организованной преступностью, а уже в 1980-м Ренатино начинают видеть в компании Марцинкуса и Роберто Кальви, к тому времени управляющего Banco Ambrosiano; 10% акций Ambrosiano принадлежат церкви.

В 1982 году Banco Ambrosiano лопается, оставив после себя долги на $1,5 миллиарда. Капитал выведен через Банк Ватикана. Ватикан отказывается признавать ответственность перед вкладчиками, несмотря на то что Кальви работал под покровительством и прямыми гарантиями Марцинкуса. Незадолго до банкротства Кальви пишет Иоанну Павлу II паническое письмо, грозя «грандиозной катастрофой, которая нанесет церкви тяжелейший урон». Не получив ответа, банкир бежит в Лондон, и вскоре его труп находят под мостом Черных Братьев. Выбор места — злая шутка: frati neri, «черные братья» — так называют себя члены ложи P-2. В карманах у Кальви находят 15 тысяч долларов наличными в трех разных валютах.

Читать еще:  Митрополит Кирилл не давал позитивных оценок визитам Папы Римского

Неизвестно, кто именно вешал Кальви: люди в черных рясах, посланные Марцинкусом, или люди в черных костюмах, посланные Ренатино. Оба были вызваны на допросы, но Ренатино просто не явился, а Пол Марцинкус, к тому времени уже архиепископ, категорически отказался давать показания и следующие семь лет провел в Ватикане, вне досягаемости мирского правосудия. Через несколько лет пострадавшие вкладчики получат от церкви £145 миллионов компенсации «за моральный ущерб». Марцинкусу так и не предъявят никакого обвинения. Осаждающим его со всех сторон журналистам банкир-архиепископ даст единственный комментарий: «Одной молитвой церковь не построишь».

Больше земель — больше проблем

Начало XIX века стало временем широкой свободы, предоставленной католикам в России: в это время в империи, действовали 21 мужской католический монашеский орден и 9 женских, а в Петербурге была создана Римско-католическая духовная коллегия. Последняя, хотя и появилась как инструмент, позволяющий снизить влияние Святого престола на российских католиков, все-таки была свидетельством признания права верующих латинского обряда на широкое представительство. Но вскоре ситуация начала коренным образом меняться.

Поводом для резкой смены отношения российских властей к католикам стали действия польского католического священничества, поддержавшего национально-освободительное движение поляков в начале 1830-х годов. Ноябрьское восстание, переросшее в полномасштабную войну, вынудило императора Николая I категорическим образом изменить систему взаимоотношений России с Польским королевством, которое стало превращаться в одну из российских провинций. И одновременно началась трансформация взаимоотношений российской власти с католиками и греко-католиками. Этот процесс должен был помочь ослабить влияние Святого престола в западных областях России, прежде всего на польских землях. За счет того, что выбор и утверждение новых священников в католических приходах теперь оставались за императорским престолом (как это было и с православными священниками), Санкт-Петербург рассчитывал ослабить поддержку инсургентов и своего рода освящение их деятельности.

В том числе эту же цель преследовал и процесс перетягивания русских греко-католиков (униатов) в православие. По сути, российские власти обернули вспять процесс, запущенный Речью Посполитой в результате Брестской унии 1596 года, когда оказавшиеся на польских землях православные вынуждены были фактически примкнуть к католикам. Теперь же они получили возможность вернуться в лоно православной церкви, и это существенно укрепляло влияние императорского престола на бывших польских землях.

Портрет Папы Римского Григория XVI работы художника Поля Делароша, 1830-е годы

Кем на самом деле был Папа Пий XII — пособник нацистов или святой: Рассекреченные документы Ватикана

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

С открытием архивов Ватикана в марте, надеемся, что правда будет раскрыта. Историки, просмотрели все, ставшие недавно доступными, документы из обширных церковных архивов. Они говорят, что нашли доказательства, которые позволяют предположить, что Пий узнал об ужасном положении евреев при нацистском режиме ещё в 1942 году.

Обычно папские записи публикуются через 70 лет после кончины Папы. В данном случае, однако, папа Франциск сделал исключение. В начале 2019 года, посвящённого 80-й годовщине избрания его предшественника, нынешний папа Римский заявил, что Церковь «не боится истории». Он сказал, что возможно, «вымученные решения» внутри церкви привели к тому, что поведение понтифика в вопросе с Холокостом, некоторым показалось слишком сдержанным.

Кем был папа Пий XII, до папства

Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли – так звали будущего понтифика, родился в Риме, 2 марта 1876 года. В 1899 году он стал священником. Позже служил в Государственном секретариате Ватикана. Потом был папским нунцием. В 1929 году Пачелли стал кардиналом. До своего избрания был Государственным секретарём Ватикана.

В свой день рождения Эудженио получил роскошный подарок судьбы — он стал папой римским. Пий XII был первым папой, избранным из государственных секретарей, со времён Климента IX в 1667 году.

Деятельность Пия XII на Святом престоле

Он сделал значительный вклад в развитие католического социального учения. В некоторых вопросах папа был весьма категоричен. Например, в осуждении коммунистической идеологии. Он считал её тоталитарной. Пий XII активно протестовал против преследований католической церкви в Советском Союзе. Его даже интересовала судьба воинов дивизии СС «Галичина». Понтифик спас их от депортации в СССР.

Весьма способствовал Пий XII созданию новых католических церквей. Ватикан даже заявил о намерении канонизировать его. Только процедуру остановили из-за того, что деятельность этого папы вызывает множество вопросов. Сейчас учёные активно изучают его деятельность периода Второй мировой, чтобы разобраться в этих важных запутанных вопросах.

Папа Пий XII был избран в 1939 году. Начало его правления совпало с зарождением нацистского режима. Из-за его молчания по поводу преступлений нацистов, о которых он не мог не знать, Пия XII иногда называют «папой Гитлера». Правил понтифик до 1958 года. Некоторые исследователи заявляют прямо, что Пий знал и о массовых убийствах евреев, но ничего не предпринимал.

Почему же сведения о Пие XII столь противоречивы? Будучи Папой Римским во время Второй мировой войны, он решил держать нейтралитет по отношению к величайшему злу 20-го века — Третьему рейху Гитлера. Многие считают его позицию по отношению к нацизму катастрофической для церкви. Отказ понтифика публично осудить нацистов — позорная моральная неудача, имеющая разрушительные последствия.

В Ватикане утверждают, что Пий XII вёл весьма активную, но негласную деятельность по спасению евреев. Архивные документы помогут пролить долгожданный свет на этот мучительный вопрос. Десятки учёных занимаются изучением архивных документов. В их числе находятся также сотрудники музея Холокоста в Вашингтоне вместе с известным экспертом в области изучения понтификата Пия XII, профессор истории университета Мюнстера, Хуберт Вольф. Профессор Вольф считает, что никаких нет сомнений в том, что Пий XII знал о массовых убийствах.

Так всё же, пособник нацистов или святой?

Сторонники папы говорят, что он помог спасти множество католиков от нацистских преследований. Также они подчёркивают тот факт, что итальянские монастыри предоставляли убежище тысячам евреев. Недавно представленные секретные документы Ватикана позволили экспертам глубже понять процесс принятия решений в Риме.

Среди документов был обнаружен некий меморандум, который призывал Пия XII не верить никаким сообщениям о зверствах немцев. Написано это было сотрудником Государственного секретариата Ватикана. Сведения об этом назывались в документе «преувеличениями», а евреев, которые утверждают обратное, называли «не очень честным народом».

Пий XII отказывался выступать открыто против нацизма, несмотря на все нападки, считая это «взрывоопасным». По его словам, найденным в переписке, он говорил, что боится «причинить ещё большее зло». Папа всегда высказывал свою позицию весьма расплывчато, в виде общих фраз о ненависти к войне и о защите меньшинств.

Впервые Пий XII имел дело с нацистами ещё будучи ватиканским дипломатом. Говорят, что он подавил определённые политические интересы в Церкви, одновременно предоставив ей защиту от гитлеровских сил. Это вызвало очень много тогда вопросов о характере рабочих отношений между Ватиканом и фашистским режимом. Ведь стал папой Пий XII за шесть месяцев до войны и молчал, когда Гитлер оккупировал Польшу в 1939 году.

Многие исследователи утверждают, что Пий молчал потому, что боялся подвергнуть опасности католиков во всех странах, которые были подконтрольны нацистам. В Германии католики вообще были меньшинством среди немецких христиан.

Были предположения о том, что Пий не осуждает нацистов открыто из-за того, что видит в нацистской Германии барьер между христианами и коммунистами. Все мотивы поведения понтифика историки постараются выяснить, изучая рассекреченные архивы. Почему он поступал так, а не иначе и какие дискуссии проходили за стенами Ватикана?

На все эти вопросы учёные обещают дать полные и однозначные ответы к концу года. Из-за множества различных факторов исследование наследия Пия XII является огромным делом, ведь документы, касающиеся этого периода, составляют миллионы страниц и поделены на 121 раздел, в соответствии с темами.

Попытка открыть архивы уже у Ватикана была в период с 1965 по 1981 год. Тогда было опубликовано 11 томов материалов. Историки сочли публикации весьма выборочными и неудовлетворительными по информативности.

Тем временем уже и так порядком запятнанная репутация Пия XII висит на волоске. Связь религии и военных конфликтов имеет много ужасных исторических примеров. При этом никак нельзя забывать о том, скольких прекрасных людей истинной веры, которые изо всех сил приближали победу над нацизмом, выявила война. А вот, что на самом деле скрывается за нейтральным поведением одного из самых обсуждаемых понтификов в истории? До окончательного ответа еще далеко .

Истинному благородству тоже есть место в истории, прочтите нашу статью о том, как ирландцы 200 лет спустя вернули долг индейцам племени чокто.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector