1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пост как обретение праздника

Содержание

Право на Новый год, или Как поститься в праздники

Отец Игорь, близится Новый год, как соединить его празднование с Рождественским постом? В Рождественский пост можно рыбу, например, значит, сложностей быть не должно?

Протоиерей Игорь Гагарин

– В Православной Церкви существует устав, и рыба разрешается далеко не каждый день. Но существует практика, которая сейчас распространена практически повсеместно, что в Рождественский пост, кроме среды и пятницы, рыбу едят. И я не считаю нужным это запрещать, хотя соблюдение устава приветствуется.

Например, что касается меня, я считаю, что мне полезнее есть рыбу только в субботу и воскресенье, а в остальные дни стараться от нее воздерживаться. Просто иначе я поста не почувствую. Любая рыба – это так вкусно, какой там пост! Но требовать этого от всех я не могу.

Конечно, Рождественским постом серьезные проблемы с Новым годом. Вплоть до того, что некоторые люди отчаянно доказывают, что нужно переходить на новый стиль в календаре.

И когда я спрашиваю, какие у них аргументы, они на полном серьезе говорят: «Но ведь Новый год! Как же? Получается, что все как люди справляют, а у нас пост!».

Конечно, мы имеем право отпраздновать Новый год, но с постным столом – рыба, морепродукты. Некоторые ревностные православные чуть ли не демонстративно ложатся спать и все. Когда спросишь, сразу: «Я Новый год не справляю, я православный человек, а это языческий праздник!».

Мне это не близко, я считаю, что Новый год – это хороший праздник. И то, что он выпадает у нас на пост – не должно отменять поста, но допустимо смягчить пост в день новогоднего праздника. А начиная со второго числа, вплоть до Рождества пост становится особенно строгим.

Отрицательный опыт поста, когда поститься так и не получилось – значит, все, недостоин праздника Рождества?

– Я думаю, что слова «не получилось» могут быть применимы только к тем людям, которые даже не пробовали поститься. У них вообще никаких проблем нет, они и не собирались поститься.

Но если человек попытался, то значит, он хотя бы что-то сделал. А если он что-то сделал, то пусть он порадуется этому «что-то», тому немногому, что он сделал. Работники одиннадцатого часа, как мы знаем, награждаются так же, как и работники первого.

Если мы говорим о начале поста, то начать, потом бросить и больше до конца не поститься – это неправильно. В любом деле – конец делу венец. Я думаю, что если кто-то начал, попостился и бросил, то, поскольку еще весь пост впереди, пусть он постарается вернуться к посту хотя бы за какое-то малое количество дней до его конца. Это будет здорово, потому что тогда он действительно будет «работником одиннадцатого часа».

Даже если человек после Нового года начнет поститься, дня за четыре, за пять до окончания поста соберётся и решит: вот хоть столько я сделаю – это тоже будет очень хорошо. Раз не получается по-другому, пусть будет хоть так.

Тот, кто хотя бы что-то сделал, пусть поблагодарит Бога за это «что-то». И решит для себя, что в следующий раз он сделает больше. Раз я смог три дня поститься, значит, смогу и четыре, и пять. В жизни очень важно, чтобы наше движение шло по нарастающей, чтобы не было регресса. Если я в этот год попостился 10 дней, а в следующий – 9, то велика вероятность, что дальше будет еще хуже. И наоборот, если я в этот год попостился 9 дней, а в следующие – 10, то идёт рост.

Радость Рождества, в чем ее особенность?

Радость Боговоплощения, Рождества – конечно велика. Дело в том, что Рождественский пост, он не такой, как Великий, и по сложности, и по богослужениям. Великим постом все меняется, вся жизнь, весь жизненный уклад. А Рождественским постом все проще, более обыденно, есть, конечно, определенные уставные изменения, но они верующими почти не ощущаются.

Конечно, Рождество – это торжество любви Божьей. Бог стал человеком. Любовь Божья к людям явлена с такой силой, так любит Бог человека, что Сам становится Человеком. Конечно же, эта любовь обращена не только к постникам, а ко всем без исключения людям, это радость для всех.

Пост, однако, может соделать душу способной более полно и глубоко пережить эту радость. Но только, разумеется, при условии, что не будем свысока смотреть на тех, кто не постился.

Совместимы ли пост и праздники? (ответ священника)

Какие формы досуга предпочесть в пост, чтобы не потерять духовный настрой? Как быть, если на Рождественский пост выпадает день Ангела или день рождения? Можно ли звать гостей и чем их угощать? И вообще совместимы ли пост и праздники? На эти вопросы отвечае протоиерей Павел Гумеров, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино.

– Отец Павел, что такое досуг? Каким он должен быть?

– Досуг – это свободное время, которое человек может использовать по своему разумению. У каждого из нас есть обязательные для исполнения дела – по службе и работе или связанные с заботой о семье и детях. А досуг – это некий приятный бонус, который человек может провести себе в утешение – и самыми различными способами. Но для христианина важно, чтобы досуг не был связан с грехом, особенно сейчас, в дни Рождественского поста. Об этом нужно помнить.

Досуг – это время, когда мы хотим расслабиться, снять напряжение, стресс. Это понятно, ведь жизнь людей сегодня, особенно тех, кто живет в мегаполисах, весьма преисполнена всевозможными стрессами: прессинг со всех сторон, цейтнот, в котором мы постоянно находимся. В желании сбросить это напряжение нет ничего греховного. Но, к сожалению, мы видим, что досуг многих людей не полезен ни душе, ни телу.

Как у нас традиционно проводят выходные? Есть такая светская поговорка: «Пятница – пьяница». То есть люди после трудовой недели вечером в пятницу начинают потреблять всякие снимающие, как им кажется, стресс крепкие алкогольные напитки, в субботу продолжают, в воскресенье опохмеляются, потому что надо как-то в себя прийти перед новой рабочей неделей, а в понедельник снова на работу. Вот такой цикл – и к сожалению, у очень многих. А ведь цикл этот совершенно неправильный. И не для этого даны нам выходные.

А кто-то не пьет, но все дни отдыха сидит у компьютера или перед телевизором. И это вредно и для души, и для тела, и для гармоничных отношений в семье. Твои домочадцы – дети и жена – хотят, чтобы ты с ними проводил время, а не играя в компьютерные игры или смотря по телевизору всё в подряд. Досуг всё же должен быть деятельный. Тебе в выходные необходимо получить заряд бодрости для следующей рабочей недели.

Мы, христиане, знаем: седьмой день – Господу Богу твоему. Это заповедь, ее нужно стараться исполнять, несмотря ни на что. Конечно, есть профессии – врачи «Скорой помощи», например, или водители общественного транспорта, – которые требуют работы и в воскресенье. Но, как правило, эти люди имеют скользящий график, и хотя бы в одно воскресенье месяца у них выходной. И его, а также по возможности и другие свои свободные от работы дни нужно посвящать Богу. Это главное.

– А как проводить свободное время в пост?

– Постом мы больше молимся, стараемся чаще бывать в храме. В пост необходимо исключить те способы досуга, которые либо находятся на грани греха, либо могут нас к греху легко привести: к лености, к праздности, к пьянству.

Я бы посоветовал воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях
Стараться воздерживаться от компьютера и телевизора, хотя в канонах Церкви такие ограничения и не прописаны – просто потому, что в то время, когда составлялись каноны, не было ни того, не другого. Но каноны предписывают в пост воздерживаться от развлечений, а что такое телепередачи и фильмы, как не развлечение? И я бы посоветовал также воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях.

Пост нам дан как школа духовная, как время «боевых учений», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты – а в нее нас втягивают как раз СМИ.

Я положил себе за правило постом не смотреть никаких художественных фильмов, стараться поменьше обращаться к интернету, прежде всего светскому, – только если нужно ответить на письма или найти какую-то информацию, чтобы подготовиться к проповеди, к занятиям в школе или написать статью.

В несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год
Если значительно ограничить себя в просмотре телепередач и в интернет-зависании, высвободится много времени для досуга духовного – для чтения книг. Опыт – и мой, и других людей, так поступающих, – свидетельствует: в несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год. И это могут быть не только книги духовного содержания, но и классическая литература не возбраняется.

Остается время и для общения с семьей, а наши близкие очень нуждаются в нашем внимании, особенно дети.

– На Рождественский пост выпадает время каникул и новогодних праздников. Как их лучше проводить? Куда можно сходить с детьми?

– Время Рождественского поста – время очень больших соблазнов. Почти две недели выходных! В эти дни очень многие дают слабину, впадают в леность… Но всё, что нам Господь дает, нужно сохранять как дар Божий и этот дар использовать с пользой.

Это время зимнее, и можно с детьми кататься на лыжах, на санках, на коньках. В Москве, например, сейчас много катков открывается. Ходить в музеи, на выставки, на концерты духовной и классической музыки…

Мы забыли старые хорошие настольные игры, в которые мы все играли в детстве, когда не было компьютеров и работали всего два-три телеканала, и то ограниченное время. А ведь эти игры очень развивали и смекалку, и умение думать. Когда у меня есть время, я с удовольствием играю с детьми в эти игры и возвращаюсь немножко в детство.

Больше быть с семьей, с друзьями, с единомышленными тебе людьми
Можно встречаться и с друзьями, но без каких-то шумных застолий и пьяных посиделок, ведь дружеское общение предполагает не только такое времяпрепровождение. С друзьями можно делать добрые дела. Помогать храму, например.

В Москве постом храмы и монастыри организуют лектории, православные встречи, лекции, семинары, так что для москвичей есть и такая форма досуга в пост, очень полезная. И не только приходы в Москве организуют подобные мероприятия, но и в других городах.

– Существуют ли какие-то послабления для людей, в пост празднующих свой день рождения или день Ангела?

– Рождественский пост и так не строгий, если сравнить его с Великим постом. В нем очень много дней, когда по Уставу можно есть рыбу. Но вообще христианин меру своего поста должен определить, посоветовавшись с духовником: у каждого своя мера поста, в зависимости от состояния здоровья и духовного уровня.

Если ты не смог в день своего Ангела причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной
А день Ангела нужно праздновать общением с твоим Ангелом. Чем порадовать своего Ангела? Тем, что ты пришел в храм на Литургию, причастился. Если ты не смог в этот день причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной после своего дня Ангела. Это будет подарок твоему Небесному покровителю, в честь которого ты крещен.

День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Да так и делают многие, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. И день Ангела совершенно не возбраняется отпраздновать в ближайший выходной.

Ассортимент наших супермаркетов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино дозволяется по Уставу. Если человек хочет справить эти праздники день в день, то вкушение вина и елея позволительны во все дни, кроме среды, пятницы и понедельника.

– Назовите три самые, на ваш взгляд, подходящие вида досуга в пост.

– Во-первых, молитва. Для большинства людей именно выходные – единственное время, когда они могут пойти в храм, когда они могут дома помолиться. Я думаю, что это самое главное. Не нужно думать, что, выстояв службу в церкви, мы сильно устанем, потому что есть общеизвестное правило: если человек не ленится в храм Божий ходить по воскресным дням, Господь больше сил ему дает, больше благословляет его труд. Ведь сила – качество относительное. Можно целыми днями лежать дома, и у тебя не будет никаких сил, а можно очень активно работать и в храм ходить, и у тебя силы будут, потому что ты делаешь хорошее дело и Господь тебя благословляет, ибо ты исполняешь Его заповедь.

Читать еще:  Антон Павлович Чехов: разрушение стереотипов

«Как отдельный человек, так и целые общества, страны, народы проходят в жизни через испытания, через скорби, которые иногда отнимают у людей огромное количество сил и физических, и духовных. Не все эти испытания заканчиваются добром: и из отечественной истории мы знаем, что многие из них приводили к трагедиям для народа и для страны.

Для того чтобы избежать этих трагедий, мы должны, молиться о стране нашей, о народе, о властях и воинстве, крепко уповая на волю Божию. И эта молитва должна особым образом возноситься в наших святых обителях. Главный подвиг, который несут монашествующие, основное их делание есть молитва, молитва за весь мир, молитва за Отечество, за Церковь свою, за тех, кто приходит в обитель, кто просит этих молитв, за самих себя.

Сила молитвы, способна сдвигать горы. Для людей неверующих и малоцерковных это непонятно. Но весь исторический духовный опыт Церкви учит, что молитва есть подлинная, реальная сила, способная изменять жизнь, способная совершать чудеса. А разве не чудом является изменение жизни человека — коренное, радикальное изменение, когда неверующий становится верующим, когда человек, с легкостью грешивший, не сознававший грех, вдруг начинает его осознавать и понимать, что дальше так жить невозможно, когда он силой молитвы сбрасывает с себя греховное бремя и обретает новые силы и новую жизнь? И чем больше людей переживают радость и силу молитвы, близость к Богу, тем светлее, ярче, добрее становится жизнь.

Во-вторых, чтение духовной литературы.

В-третьих, общение с ближними.

Вот три самых важных вида досуга: молитва, чтение, общение – семейное, с детьми, с супругами, с папами, с мамами, которые в это время особенно нуждаются в нашем внимании.

Беседа со священником Павлом Гумеровым

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Устав Русской Православной Церкви
  • Материалы Соборов
  • Журналы Священного Синода
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Церковный суд
  • Архиерейское совещание
  • Богослужебные тексты
  • Программы и документы конференций и форумов
  • Офиц. заявления и обращения
  • Церковный диалог
    • РПЦЗ
    • Старообрядчество
  • Правовое управление (Юридическая служба)
  • Другие документы

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Важность поста и его соблюдение сегодня

Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года.

Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.

1. Пост — Божия заповедь (Быт. 2:16-17). Согласно свт. Василию Великому, пост — ровесник человечества, ибо он был установлен в раю (О посте 1, 3). Это — великий духовный подвиг и первейшее выражение православного аскетического идеала. Православная Церковь, неуклонно следуя предписаниям святых Апостолов, правилам Соборов и святоотеческому преданию в целом, всегда указывала на высокое значение поста для духовной жизни человека и его спасения. В богослужении всего годового круга в полной мере отражено святоотеческое предание о посте и учение о непрестанном и неослабевающем бодрствовании человека и преуспеянии в духовных подвигах. Пост воспевается в Триоди как благодать многосветлая, как оружие необоримое, как духовных подвигов начало, как прекрасная стезя для добродетелей, как пища для души, как источник всякого любомудрия, как нетленного бытия и равноангельного жития подражание, как матерь всех благ и добродетелей и как образ будущей жизни.

2. Как древнейшее установление пост имеет место уже в Ветхом Завете (Втор. 9:18; Ис. 58:4-10; Иоиль 2:15; Иона 3:5-7) и получает подтверждение в Новом. Сам Господь постился в течение сорока дней до начала Своего общественного служения (Лк. 4:1-2) и преподал наставления о том, каким образом следует упражняться в посте (Мф. 6:16-18). В целом, в Новом Завете пост предстает как средство воздержания, покаяния и духовного возрастания (Мк. 1:6; Деян. 13:3; 14:23; Рим. 14:21). С самой апостольской эпохи Церковь указывала на высокое значение поста и установила среду и пятницу как постные дни (Дидахи 8, 1), а также пост перед Пасхой (Сщмч. Ириней Лионский у Евсевия, Церковная история 5, 24). В церковной практике, свидетельствуемой на протяжении веков, существовало разнообразие не только в отношении продолжительности поста перед Пасхой (Свт. Дионисий Александрийский. Послание к Василиду, PG 10, 1278), но и в отношении количества и содержания прочих постных периодов, которые сформировались под влиянием различных факторов, прежде всего, литургической и монашеской традиций, с целью надлежащей подготовки к великим праздникам. Таким образом, неразрывная связь между постом и богослужением указывает на меру и предназначение пощения и подчеркивает духовный характер поста, к которому призываются все верующие, каждый по своим силам и возможности, не пренебрегая этим священным установлением: Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути учения… Ибо, если можешь понести все иго Господне, будешь совершен; если же не можешь, делай, что можешь. О пище же, что можешь, понеси (Дидахи 6, 1-3).

3. Как духовный подвиг истинный пост связан с непрестанной молитвой и искренним покаянием. Покаяние без поста бездейственно (Свт. Василий Великий. О посте 1, 3); также и пост без дел милосердия мертв, особенно в современную эпоху, когда неравномерное и несправедливое распределение благ лишает целые народы даже насущного хлеба. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы… (самогласен среды первой седмицы Великого поста, на вечерне; см. Ис. 58:6-7). Пост не исчерпывается простым, формальным воздержанием лишь от определенных видов пищи. Впрочем для похвального поста не достаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу (ср. Флп. 4:18). Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. (Свт. Василий Великий. О посте 2, 7).

Воздержание во время поста от определенных видов пищи и умеренность не только в выборе, но и в количестве употребляемой пищи, составляют осязаемую сторону духовного подвига. Пост есть воздержание от пищи, согласно смыслу слова; однако пища не делает нас ни более праведными, ни более неправедными. В таинственном же смысле слово «пост» означает, что, как для всех и каждого от пищи происходит жизнь, а от неядения — смерть, так и нам надлежит воздерживаться от всего мирского, чтобы нам умереть для мира, а затем, приобщившись божественной пищи, начать жить для Бога (Климент Александрийский. Эклоги. PG 9, 704-705). Таким образом, истинный пост соотносится со всей жизнью верующих во Христе и увенчивается их участием в богослужении и, особенно, в таинстве Божественной Евхаристии.

4. Сорокадневный пост Господа является образцом для поста верующих, делающего их причастными послушанию Господню, чтобы соблюдением возвратить себе то, что потеряли несоблюдением (Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху, 28). Христоцентричное понимание духовной составляющей поста, в особенности, Великой Четыредесятницы, свойственное всему святоотеческому преданию, характерным образом обобщено свт. Григорием Паламой: Если ты будешь соблюдать пост таким образом, то не только станешь участником страстей и смерти Господней, но и совоскреснешь с Ним, и совоцаришься со Христом в нескончаемые веки: ибо через пост такого рода, став сроден подобию смерти Его, ты будешь участником и воскресения и наследником жизни в Нем (Свт. Григорий Палама. Гомилия 13, в пятое воскресенье Великого поста. PG 151, 161).

5. Согласно православному Преданию, мера духовного совершенства — мера «полного возраста Христова» (Еф. 4:13), и каждый, кто хочет ее достичь, должен соответственно ей подвизаться и возрастать. Именно поэтому аскеза и духовный подвиг в настоящей жизни не имеют конца, как и совершенство совершенных. Все призваны по силе своей стараться соответствовать требованиям высоких православных критериев, чтобы достигнуть обожения по благодати. И достигающие сего, хотя и исполняют все повеленное, никогда не превозносятся, но исповедуют, что они — рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Всем, согласно православному восприятию духовной жизни, необходимо не оставлять доброго подвига поста, но, и допуская послабления, полагаться на милость Божию в самоукорении и осознании своего недостоинства, ибо православная духовная жизнь недостижима без духовного подвига поста.

6. Православная Церковь, как любящая мать, определила все полезное ко спасению и установила священное время постов как богодарованную защиту новой жизни верующих во Христе от всякаго навета чуждаго. Следуя божественным отцам, она сохраняет, как и прежде, священные апостольские установления, соборные правила и священные предания, всегда предлагает священные посты как наилучшую аскетическую стезю духовного совершенствования и спасения верующих и провозглашает необходимость соблюдения ими всех установленных постов лета Господня, т.е. Великой Четыредесятницы, среды и пятницы, которые засвидетельствованы в священных канонах, равно как и постов Рождественского, святых Апостолов, Успенского и однодневных постов в Воздвижение Честного Креста, в канун Богоявления и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи, а также постов, устанавливаемых из пастырских соображений или соблюдаемых по желанию верующих.

7. Вместе с тем, Церковь по пастырскому рассуждению определила и границы человеколюбивой икономии в уставе поста. Поэтому для случаев телесной немощи, крайней необходимости или же тяжких времен она и предусмотрела соответствующее применение принципа церковной икономии согласно ответственному суждению и пастырскому попечению епископата Поместных Церквей.

8. Фактом является то, что сегодня многие верующие не соблюдают всех установлений поста либо по малодушию, либо ввиду существующих условий жизни, что бы под этим ни подразумевалось. Однако все случаи отхода от священных предписаний о посте, носят ли они более общий или частный характер, должны с пастырской ответственностью восприниматься Церковью, потому что Бог не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 33:11). При этом не должно принижаться значение поста. Поэтому оставляется на рассуждение Поместных Православных Церквей определять меру человеколюбивой икономии и снисхождения для испытывающих затруднения в соблюдении действующих постановлений о посте, по индивидуальным ли причинам (болезнь, служба в армии, условия труда и т.п.), или более общим (климатические условия, а также социально-экономические особенности некоторых стран, как, например отсутствие постных продуктов), смягчая в этих особых случаях «тяготу» священных постов в рамках вышесказанного, ни в коей мере не умаляя священного установления поста.

Это милосердное снисхождение должно быть оказываемо Церковью со всякой осмотрительностью и, несомненно, с большей снисходительностью в отношении тех постов, по которым не всегда и не во всех случаях в церковной традиции и практике существует единообразие. Хорошо поститься каждый день, но неядущий ядущего да не осуждает. В таковых делах не нужно ни устанавливать законы, ни совершать насилие, ни принудительно обращаться со вверенной тебе паствой, но пользоваться убеждением, мягкостью и словом, сдобренным солью (Прп. Иоанн Дамаскин, О святых постах 7).

9. Кроме того, всем верным Церкви, чтобы должным образом приступать к Божественному Причастию, которое является главным выражением сущности Церкви, следует соблюдать и святые посты, и воздержание от вкушения пищи с полуночи. Подобает также поститься в знак покаяния, во исполнение духовного обета, для достижения той или иной священной цели, во время искушения, в соединении с прошениями к Богу, перед Крещением (для приступающих ко Крещению в зрелом возрасте), перед хиротонией, при наложении епитимий, во время паломничеств и в прочих подобных обстоятельствах.

Совместимы ли пост и праздники? (ответ священника)

Какие формы досуга предпочесть в пост, чтобы не потерять духовный настрой? Как быть, если на Рождественский пост выпадает день Ангела или день рождения? Можно ли звать гостей и чем их угощать? И вообще совместимы ли пост и праздники? На эти вопросы отвечае протоиерей Павел Гумеров, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино.

– Отец Павел, что такое досуг? Каким он должен быть?

– Досуг – это свободное время, которое человек может использовать по своему разумению. У каждого из нас есть обязательные для исполнения дела – по службе и работе или связанные с заботой о семье и детях. А досуг – это некий приятный бонус, который человек может провести себе в утешение – и самыми различными способами. Но для христианина важно, чтобы досуг не был связан с грехом, особенно сейчас, в дни Рождественского поста. Об этом нужно помнить.

Досуг – это время, когда мы хотим расслабиться, снять напряжение, стресс. Это понятно, ведь жизнь людей сегодня, особенно тех, кто живет в мегаполисах, весьма преисполнена всевозможными стрессами: прессинг со всех сторон, цейтнот, в котором мы постоянно находимся. В желании сбросить это напряжение нет ничего греховного. Но, к сожалению, мы видим, что досуг многих людей не полезен ни душе, ни телу.

Как у нас традиционно проводят выходные? Есть такая светская поговорка: «Пятница – пьяница». То есть люди после трудовой недели вечером в пятницу начинают потреблять всякие снимающие, как им кажется, стресс крепкие алкогольные напитки, в субботу продолжают, в воскресенье опохмеляются, потому что надо как-то в себя прийти перед новой рабочей неделей, а в понедельник снова на работу. Вот такой цикл – и к сожалению, у очень многих. А ведь цикл этот совершенно неправильный. И не для этого даны нам выходные.

А кто-то не пьет, но все дни отдыха сидит у компьютера или перед телевизором. И это вредно и для души, и для тела, и для гармоничных отношений в семье. Твои домочадцы – дети и жена – хотят, чтобы ты с ними проводил время, а не играя в компьютерные игры или смотря по телевизору всё в подряд. Досуг всё же должен быть деятельный. Тебе в выходные необходимо получить заряд бодрости для следующей рабочей недели.

Мы, христиане, знаем: седьмой день – Господу Богу твоему. Это заповедь, ее нужно стараться исполнять, несмотря ни на что. Конечно, есть профессии – врачи «Скорой помощи», например, или водители общественного транспорта, – которые требуют работы и в воскресенье. Но, как правило, эти люди имеют скользящий график, и хотя бы в одно воскресенье месяца у них выходной. И его, а также по возможности и другие свои свободные от работы дни нужно посвящать Богу. Это главное.

Читать еще:  Почему настоящая любовь внешне выглядит как равнодушие

– А как проводить свободное время в пост?

– Постом мы больше молимся, стараемся чаще бывать в храме. В пост необходимо исключить те способы досуга, которые либо находятся на грани греха, либо могут нас к греху легко привести: к лености, к праздности, к пьянству.

Я бы посоветовал воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях
Стараться воздерживаться от компьютера и телевизора, хотя в канонах Церкви такие ограничения и не прописаны – просто потому, что в то время, когда составлялись каноны, не было ни того, не другого. Но каноны предписывают в пост воздерживаться от развлечений, а что такое телепередачи и фильмы, как не развлечение? И я бы посоветовал также воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях.

Пост нам дан как школа духовная, как время «боевых учений», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты – а в нее нас втягивают как раз СМИ.

Я положил себе за правило постом не смотреть никаких художественных фильмов, стараться поменьше обращаться к интернету, прежде всего светскому, – только если нужно ответить на письма или найти какую-то информацию, чтобы подготовиться к проповеди, к занятиям в школе или написать статью.

В несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год
Если значительно ограничить себя в просмотре телепередач и в интернет-зависании, высвободится много времени для досуга духовного – для чтения книг. Опыт – и мой, и других людей, так поступающих, – свидетельствует: в несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год. И это могут быть не только книги духовного содержания, но и классическая литература не возбраняется.

Остается время и для общения с семьей, а наши близкие очень нуждаются в нашем внимании, особенно дети.

– На Рождественский пост выпадает время каникул и новогодних праздников. Как их лучше проводить? Куда можно сходить с детьми?

– Время Рождественского поста – время очень больших соблазнов. Почти две недели выходных! В эти дни очень многие дают слабину, впадают в леность… Но всё, что нам Господь дает, нужно сохранять как дар Божий и этот дар использовать с пользой.

Это время зимнее, и можно с детьми кататься на лыжах, на санках, на коньках. В Москве, например, сейчас много катков открывается. Ходить в музеи, на выставки, на концерты духовной и классической музыки…

Мы забыли старые хорошие настольные игры, в которые мы все играли в детстве, когда не было компьютеров и работали всего два-три телеканала, и то ограниченное время. А ведь эти игры очень развивали и смекалку, и умение думать. Когда у меня есть время, я с удовольствием играю с детьми в эти игры и возвращаюсь немножко в детство.

Больше быть с семьей, с друзьями, с единомышленными тебе людьми
Можно встречаться и с друзьями, но без каких-то шумных застолий и пьяных посиделок, ведь дружеское общение предполагает не только такое времяпрепровождение. С друзьями можно делать добрые дела. Помогать храму, например.

В Москве постом храмы и монастыри организуют лектории, православные встречи, лекции, семинары, так что для москвичей есть и такая форма досуга в пост, очень полезная. И не только приходы в Москве организуют подобные мероприятия, но и в других городах.

– Существуют ли какие-то послабления для людей, в пост празднующих свой день рождения или день Ангела?

– Рождественский пост и так не строгий, если сравнить его с Великим постом. В нем очень много дней, когда по Уставу можно есть рыбу. Но вообще христианин меру своего поста должен определить, посоветовавшись с духовником: у каждого своя мера поста, в зависимости от состояния здоровья и духовного уровня.

Если ты не смог в день своего Ангела причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной
А день Ангела нужно праздновать общением с твоим Ангелом. Чем порадовать своего Ангела? Тем, что ты пришел в храм на Литургию, причастился. Если ты не смог в этот день причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной после своего дня Ангела. Это будет подарок твоему Небесному покровителю, в честь которого ты крещен.

День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Да так и делают многие, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. И день Ангела совершенно не возбраняется отпраздновать в ближайший выходной.

Ассортимент наших супермаркетов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино дозволяется по Уставу. Если человек хочет справить эти праздники день в день, то вкушение вина и елея позволительны во все дни, кроме среды, пятницы и понедельника.

– Назовите три самые, на ваш взгляд, подходящие вида досуга в пост.

– Во-первых, молитва. Для большинства людей именно выходные – единственное время, когда они могут пойти в храм, когда они могут дома помолиться. Я думаю, что это самое главное. Не нужно думать, что, выстояв службу в церкви, мы сильно устанем, потому что есть общеизвестное правило: если человек не ленится в храм Божий ходить по воскресным дням, Господь больше сил ему дает, больше благословляет его труд. Ведь сила – качество относительное. Можно целыми днями лежать дома, и у тебя не будет никаких сил, а можно очень активно работать и в храм ходить, и у тебя силы будут, потому что ты делаешь хорошее дело и Господь тебя благословляет, ибо ты исполняешь Его заповедь.

«Как отдельный человек, так и целые общества, страны, народы проходят в жизни через испытания, через скорби, которые иногда отнимают у людей огромное количество сил и физических, и духовных. Не все эти испытания заканчиваются добром: и из отечественной истории мы знаем, что многие из них приводили к трагедиям для народа и для страны.

Для того чтобы избежать этих трагедий, мы должны, молиться о стране нашей, о народе, о властях и воинстве, крепко уповая на волю Божию. И эта молитва должна особым образом возноситься в наших святых обителях. Главный подвиг, который несут монашествующие, основное их делание есть молитва, молитва за весь мир, молитва за Отечество, за Церковь свою, за тех, кто приходит в обитель, кто просит этих молитв, за самих себя.

Сила молитвы, способна сдвигать горы. Для людей неверующих и малоцерковных это непонятно. Но весь исторический духовный опыт Церкви учит, что молитва есть подлинная, реальная сила, способная изменять жизнь, способная совершать чудеса. А разве не чудом является изменение жизни человека — коренное, радикальное изменение, когда неверующий становится верующим, когда человек, с легкостью грешивший, не сознававший грех, вдруг начинает его осознавать и понимать, что дальше так жить невозможно, когда он силой молитвы сбрасывает с себя греховное бремя и обретает новые силы и новую жизнь? И чем больше людей переживают радость и силу молитвы, близость к Богу, тем светлее, ярче, добрее становится жизнь.

Во-вторых, чтение духовной литературы.

В-третьих, общение с ближними.

Вот три самых важных вида досуга: молитва, чтение, общение – семейное, с детьми, с супругами, с папами, с мамами, которые в это время особенно нуждаются в нашем внимании.

Беседа со священником Павлом Гумеровым

Православные традиции Великого Поста

Великая Четыредесятница и Страстная седмица — самый продолжительный и строгий пост. Его целью является не только ограничение в употреблении некоторых продуктов, но и покаяние, очищение души и духовное врачевание. Это подготовка к главному празднику христиан — Воскрешению Христа, поэтому еще одно название Великой Четыредесятницы — Великий пост, каноны, традиции проведения которого формировались несколько столетий.

  1. Откуда пошла традиция соблюдать пост
  2. Традиции Великого поста
  3. Обряды
  4. Можно ли проводить обряды в пост
  5. Можно ли крестить в пост
  6. Обряд соборования
  7. Чтобы бросить курить
  8. Для здоровья

Откуда пошла традиция соблюдать пост

Иудаизм имеет свой взгляд на Пасху. Еврейская Пасха — Песах — отмечается в честь исхода иудеев из Египта. Пост как таковой не предусмотрен. Но при этом строго запрещено не только употреблять в пищу, но и держать в доме продукты брожения — дрожжевой хлеб, пиво и др.

В 51 году до Р. X. в Иерусалиме прошел первый Апостольский собор, который возглавил апостол Иаков. На этом соборе иудаизм и христианство окончательно разделились и Пасха для христиан стала символом Воскрешения Иисуса Христа.

В России понятие «Великий пост» объединяет в себе 6 недель Святой Четыредесятницы, 2 праздника — Лазареву субботу и Вербное воскресенье — и 6 дней самого строгого поста Страстной седмицы. Его продолжительность во многом зависит от правил летоисчисления, принятого в конфессии, и составляет 48 дней.

40-дневный пост перед Пасхой соблюдается в память о том, что Христос постился в пустыне 40 дней. Во времена становления христианства это было обязательным испытанием перед крещением, которое происходило только в большие праздники, в т. ч. в Великую Субботу.

Христиане, которые уже приняли крещение, постились только в Страстную неделю. Святая седмица посвящена поминанию последних дней и мучительной смерти Иисуса Христа. Первые христиане постились только в Страстную Пятницу и Великую Субботу — с момента смерти и до Воскресения Христа.

Только к 4 веку сформировалась традиция соблюдать пост 40 дней и на Страстной седмице. Все христиане таким образом выражают свою готовность к самопожертвованию.

Со стороны христианства русского история Предпасхального поста начинается с XIV века, когда в России была проведена уставная реформа. РПЦ приняла суровый и аскетичный Иерусалимский устав. После этого посты стали длиннее и строже.

Пока церковь была неотделима от государства, на Руси Великий пост соблюдало все население страны. В это время закрывались все увеселительные заведения, в первую и последнюю недели также прекращали работу учебные и государственные учреждения. Особым царским указом закрывались питейные заведения. Население массово посещало богослужения и совершало богоугодные поступки, демонстрируя доброту, милосердие и нравственную чистоту.

Так же советуем это видео:


  • Традиции Великого поста

    Традиции Великого поста заключаются не только в особенном питании, но и в духовном очищении и обрядах для исцеления души.

    В России до революции граждане в пост посещали богослужения, совершали таинства (исповедь и причащение), не только не употребляли, но и не торговали скоромной пищей, а на столах как дворян, так и крестьян была одна и та же постная еда: грибы, капуста, горох, изюм, мед, сбитень.

    Особенно чтим Великий пост у казачества. Горячие, темпераментные казаки старались сдерживать свои эмоции, были усердными в молитве, а суды откладывали вынесение приговоров. Даже раненые казаки придерживались поста.

    Большой пост начинается с Прощеного воскресенья. В этот день православные обычаи предписывают очищать душу, чему способствует прощение забытых грехов друг другу, отпущение обид, примирение с недругами, поминание усопших.

    В церкви на вечерней службе совершается чин прощения. Священник первым просит прощения у служителей и прихожан, в свою очередь прощает их. Затем прихожане просят прощения друг у друга. В России даже Государь в этот день просил прощения у своих подданных. Считается, что если христианин сможет искренне покаяться в своих грехах и от всей души простить недругов, грехи простятся ему. Очищенным и умиротворенным православный христианин вступает в Большой пост.

    Первая неделя Великого поста начинается с «чистого» понедельника. На Руси так называют первый понедельник после Прощеного воскресенья. В этот день народные традиции предписывают изгонять из дома «дух Масленицы», для этого нужно тщательно убрать все помещения в доме, перемыть посуду и утварь, а для телесного очищения — сходить в баню.

    В храмах в этот день священники надевают темное облачение, пение сменяется чтением, а молитвы сопровождаются земными поклонами. В первые 4 дня поста на вечерней службе священник читает Великий Покаянный канон. В первые 3 дня соблюдается особо строгий пост, вплоть до полного воздержания от пищи. После заката можно съесть немного постной еды. Дни рекомендуется проводить за чтением молитв.

    Сегодня православные христиане отказываются от мяса, рыбы, яиц, молочных продуктов. В понедельник, среду и пятницу поощряется сухоядение и отказ от вареной пищи, растительного масла, во вторник и четверг разрешена горячая еда (постный борщ, суп и другие овощные блюда) без масла, а в выходные — с маслом. Церковь не настаивает на сухоядении для мирян, достаточно отказаться от продуктов животного происхождения.

    Существует множество послаблений: для детей, беременных женщин, больных телесными и душевными нарушениями, стариков и путешествующих. Каждую субботу поста поминают умерших, а в церкви правят службы за упокой души усопших родственников.

    На 6 неделе поста верующие вспоминают о Вхождении Господнем в Иерусалим. В пятницу совершается Повечерие — большое общественное богослужение. В субботу верующие вспоминают о воскрешении Лазаря, поэтому ее называют Лазаревой. Воскресенье на этой неделе называют Цветоносным или Вербным.

    В Россию этот праздник пришел в 10 веке. Вербе у нас отводится та же роль, что и пальмовым ветвям, которыми жители Иерусалима встречали Иисуса, поэтому ее принято освящать и использовать в качестве оберега в течение последующего года.

    После Вербного воскресенья наступает Страстная седмица — самый важный и строгий период поста. В эту неделю поминают Тайную вечерю, предание на суд и погребение Христа. Все дни Страстной седмицы именуют «Великими».

    В первые 3 дня недели в храмах совершают литургию Преждеосвященных Даров. В Великий четверг и Великую субботу — литургию Василия Великого. Во время литургии совершаются таинства — исповедь и Евхаристия (причащение). В Великую среду верующие вспоминают о решении Иуды Искариота и о грешнице, которая смазала ноги Христа святым маслом, подготовив его к погребению. В Великий четверг поминают Тайную вечерю, омовение Христом ног апостолам, предательство Иуды.

    Читать еще:  Великий піст – як правильно почати?

    В Великую пятницу литургия не совершается. Верующие вспоминают о суде, распятии и смерти Христа на кресте. На утренней службе принято читать Евангелие Святых Страстей Христовых, а на вечерней выносят плащаницу и поют Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». В этот день не принимают пищу до чина погребения Плащаницы.

    В Великую субботу вспоминают о погребении Христа. В этот день в иерусалимском Храме Гроба Господня сходит благодатный огонь, который привозят в крупные города нашей страны и разносят по всем храмам, где каждый прихожанин может зажечь от него свою свечу.

    В воскресенья Большого поста (с первого по пятое), в Великий четверг и в Великую субботу совершается Литургия свт. Василия Великого. Интересно, что в Храме святого Александра Невского хранится икона Святителя Василия Великого с частицей святых мощей.

    В Светлое Христово Воскресенье совершается особое ночное Пасхальное богослужение с Литургией. После песнопений и возгласа «Христос воскресе» произносится великая ектенья «Миром Господу помолимся», поются каноны, звучит «Слово» Иоанна Златоуста и весь день в храмах не прекращаются песнопения. С этого дня и последующие 40 дней православные приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Во истину воскресе!» и трижды целуются.

    Ранее во многих храмах зажигали Пасхальный костер — символ Света и Обновления. Сейчас достаточно, чтобы каждый прихожанин зажег свечу. В Великую субботу и Пасхальное воскресенье освящают куличи, сыр и пасхальные яйца — символы Жизни.

    О том какую еду принято употреблять в пост смотрите на видео:

    Обряды

    В Большой пост православные христиане постились, а все праздники и семейные торжества переносились на празднование Пасхи. Тем не менее разрешено проведение некоторых религиозных обрядов и ритуалов.

    Можно ли проводить обряды в пост

    На вопрос, можно ли делать ритуалы и проводить обряды, большинство специалистов ответят отрицательно. Если некоторые церковные обряды все же допустимы, магия, которую православие и так не признает, в этот период времени считается особым грехом. В то же время колдуны и знахари утверждают, что пост способствует чистоте сознания и тела, искуплению грехов. Поэтому в это время магический потенциал обрядов выше, а ритуалы сильнее.

    Что касается церковных обрядов, в пост разрешается проводить причащение, соборование, крещение. А венчание не проводится от начала Мясопустной недели до первого воскресенья после Пасхи.

    Можно ли крестить в пост

    В пост, как и в любой другой день года, проводят обряд крещения как младенцев, так и взрослых людей. Случается, что перед таинством крещения совершаются длительные по времени богослужения, поэтому время проведения обряда стоит согласовать. Большие праздники и посты не являются запретом для проведения таинства. Важно помнить, что Большой пост — период строгого воздержания в еде и развлечениях, поэтому празднества по поводу крещения стоит перенести.

    Пред крещением в обязательном порядке проводят миропомазание. В отдельных случаях миропомазание совершается отдельно. Например, если в православие принимают человека из конфессии, крещение в которой признает православная Церковь. Это относится к католичеству, протестанству и некоторым другим направлениям христианства.

    Обряд соборования

    Обряд соборования во время Великого поста проводят не только для больных людей, но и для здоровых. Чаще всего обряд проводится на Крестолопоклонной (3 воскресенье поста) или Страстной седмице, вечером в Великую среду и Великую пятницу.

    Соборование также именуют Елеосвещением, т. к. во время проведения таинства тело помазывают маслом — елеем. Соборование помогает бороться с телесными и душевными болезнями. Таинство проводят над верующими, которые находятся в сознании, которым на момент свершения обряда исполнилось 7 лет. Соборование осуществляется при таких недугах душевных, как непроходящее отчаяние, уныние, скорбь. Над буйными психическими больными церковный обряд не совершают.

    Таинство совершают в храме, на дому, в больницах. Можно проводить обряд повторно. Во время соборования нужно читать Евангелие и Апостола, после чего произносят ектению «Господу помолимся», а затем больного помазывают маслом. Процедуру повторяют 7 раз. Затем приходит черед ритуальной разрешительной молитвы.

    Одновременно с таинством происходит прощение забытых грехов. Это важно, поскольку телесными и душевными болезнями Господь карает за прегрешения. Если грехи простятся ему, больной исцелится. Общее соборование в российских храмах во время поста проводят хотя бы один раз. Обряд при этом не отличается от простого елеосвящения.

    Раз в год, в Великий четверг, в кафедральных соборах проводят соборование святым маслом здоровых людей. Кроме того, в Великий четверг и Великую субботу таинство совершают накануне массового причащения.

    Чтобы бросить курить

    Церковь порицает курение. Есть даже специальные молитвы с просьбой помочь избавиться от этой пагубной страсти. Среди христиан есть уверенность, что самый верный способ избавиться от этой вредной привычки — бросить курить в ночь перед началом поста.

    В вечер Прощеного Воскресенья пачку сигарет нужно положить на стол, на него — записку с текстом «Я бросил курить», а сверху — пустой спичечный коробок. До пасхи привычка должна уйти.

    Для здоровья

    Молитвы об исцелении тяжело больных, например сорокоуст, можно заказывать в храме в любой день, когда проводится литургия, в т. ч. и в Большой пост. Исцеляющими свойствами обладают многие православные иконы, прикладываться к которым можно и в пост.

    Воздвижение Креста Господня — 27 сентября 2021 года: запреты, традиции и обряды, молитвы на праздник

    Воздвижение — это большой церковный праздник, который Русская православная церковь отмечает сегодня, 27 сентября. В 2021 году праздник приходится на понедельник. В православии праздник относится к двунадесятым, то есть к 12 важнейшим, помимо Пасхи. Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

    На Руси Воздвижение связывали с окончанием бабьего лета, встречей осени, завершением полевых работ и с заготовкой капусты. Отсюда славянское название праздника — Капустник.

    Воздвижение — 27 сентября 2021: история праздника

    Праздник Воздвижение посвящен чудесному обретению креста, на котором по преданию был распят Иисус Христос. Святыня была найдена в IV веке благодаря усилиям византийского императора Константина и его матери — царицы Елены, которая отправилась в Иерусалим искать материальные следы земной жизни Христа.

    Согласно легенде, Елена нашла у Голгофы три креста, на одном из которых, как рассказали местные жители, и был распят Спаситель. Обнаружились и другие артефакты, связанные с евангельской историей.

    По легенде, Елена «узнала» настоящий крест, поскольку он единственный из трех оказался чудотворным.

    В честь обретения креста, на котором был распят Спаситель, Константин и Елена возвели над Голгофой знаменитый храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня). Храм строился долго и был освящен (уже после смерти царицы Елены) 26 сентября 335 года. Следующий день — 27 сентября — стал отмечаться как праздник в честь Воздвижения Животворящего Креста.

    О чем молятся иконе в честь Воздвижения Креста Господня

    В этот день священники выносят Крест в храм. Все верующие целуют святыню, а после их помазывают святым елеем.

    Молитва, обращенная к иконе Воздвижения, способна излечить человека от тяжелых болезней и различных хворей, помогает в родах, дает надежду страждущим и дарует душевный покой.

    Воздвижение Креста Господня — 27 сентября: традиции и обряды

    Воздвижение на Руси совпадало с окончанием бабьего лета. День был посвящен заготовке на зиму поздних сортов капусты. Отсюда русское название праздника — Капустник.

    В селах в этот день массово рубили капусту для квашения. Это был целый ритуал, в котором активно участвовала молодежь. Девушки во время заготовки капусты пели, а парни с ними всячески заигрывали. Обряд напоминал смотрины невест.

    Позже традиция капустников перешла в театральную среду — артисты устраивали праздники «для своих», на которых было много цеховых шуток, импровизации и, конечно, спиртных напитков. Ради антуража в качестве угощения подавали пироги с капустой. Традиция театральных капустников жива и поныне.

    Народные приметы праздника

    Согласно народному поверью, если на Воздвижение гремят грозы, значит, в небесах разворачивается битва между светом и тьмой, которую удается побороть силой Креста Господня. Поэтому в этот день люди, опасаясь грозы, старались все осенить крестом. Кресты рисовали углем на стенах, воротах и оградах.

    Хорошей приметой считалось увидеть на Воздвиженье улетающих на юг птиц. Если в этот день тепло и солнечно — это к счастью.

    «Капустные» приметы

    Во многих регионах России Воздвижение было днем начала периода заготовки капусты на зиму. Ее засаливали и мариновали, причем считалось, что именно воздвиженская капуста, приготовленная 27-го сентября, получается наиболее вкусной и полезной.

    В этот день среди молодежи было принято устраивать капустенские вечеринки — днем девушки помогали соседям рубить капусту для засолки, а вечером собирались вместе и приглашали юношей. Молодые люди играли, водили хороводы и присматривались друг к другу. Кстати, именно от таких посиделок возникло слово «капустник», которым обычно называют самодеятельные театральные представления в школах и вузах.

    Погодные приметы

    • Северный ветер — к теплому лету в будущем году.
    • На Воздвижение утром пришли заморозки — зима будет ранняя.
    • Вчера было тепло, а на Воздвижение резко похолодало — жди раннюю весну.
    • Тепло в этот день — такая погода сохранится вплоть до Покрова.

    Что можно делать на Воздвижение 27 сентября

    • Считается, что в этот день вступают в ожесточённую борьбу силы добра и зла, поэтому символом праздника является крест, который поможет изгнать тёмные силы. Христиане в этот день надевают крестик и посещают церковь.
    • В ночь с 26 на 27 сентября верующие люди отправлялись в храм на всенощное бдение.
    • Крест в этот день наделён особыми силами. Церковными свечами крестили углы в доме, читая молитву «Отче наш». Кресты рисовали мелом на дверях и в углах. Самодельные кресты размещали в загонах, чтобы они оберегали скотину. Крест, нарисованный в этот день, защитит дом от всех бед.
    • Купленный на Воздвижение золотой или серебряный крестик, будет оберегать своего носителя, даже если тот забудет его дома.
    • Заканчивали работы на полях, укрывали растения от морозов.
    • В народе 27 сентября занимались уборкой капусты на огороде, делали из неё заготовки на зиму. Зачастую это происходило сообща на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и приятными беседами. Её засаливали и мариновали. Именно в этот день она получается наиболее вкусной и полезной.
    • Вечером девушки приглашали юношей. Они вместе играли, водили хороводы и присматривались друг к другу. Кстати, именно от таких посиделок произошло слово «капустник», которым обычно называют театральные постановки в школах.

    Что категорически нельзя делать на Воздвижение 27 сентября 2021 года

    • В Воздвижение верующие соблюдают однодневный строгий пост, не разрешается употреблять в пищу продукты животного происхождения.
    • Не стоит начинать новые дела. Согласно приметам, они обречены на провал.
    • Давать деньги в долг опасно — можно понести убытки. Все денежные проблемы решали в более благоприятные дни.
    • В этот день старались не ходить в лес, так как среди деревьев может таиться нечистая сила, которая в праздничные дни становилась особенно активной. Гулять в одиночку было особенно опасно.
    • Также в народе верили, что на Воздвижение лесные змеи готовятся к спячке и начинают уползать под землю. Они кусали всех, кто их заметит.
    • Но вот с другой живностью на праздник обращались заботливо. Это касалось котов, которые, по поверьям, могли принести в дом достаток и отвадить всякие недуги. Те, у кого не было котов в доме, одалживали их у односельчан ненадолго и заносили к себе домой, где поили молоком. Люди верили, что животные могли выгнать из всех углов нечисть.
    • Ссориться и сквернословить было запрещено.
    • Нельзя шумно отмечать праздник, ведь он непосредственно связан с великой трагедией — распятием Христа.
    • Вопреки мнению обывателя, уборка и работа не попадают под запрет 27 сентября. Однако если вы волнуетесь, перед каждым важным делом можно трижды прочесть «Отче наш». Именно так рекомендуется делать в праздники, когда работа и уборка запрещены, но избежать их попросту невозможно.

    Молитвы на Воздвижение Креста Господне 27 сентября 2021 года

    Молитва «Да воскреснет Бог»

    «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь».

    Молитва Честному и Животворящему Кресту

    «О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя во еже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь».

    Молитва Честному и Животворящему Кресту вторая

    «Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь».

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector