0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постное письмо № 19. Предчувствие Пасхи

Постное письмо № 19. Предчувствие Пасхи

Архимандрит Савва (Мажуко)

Крестопоклонную неделю Великого поста иногда называют средопостной , потому что хронологически это, действительно, середина поста. По традиции эта неделя считается строгой, и некоторые уставы советуют соблюдать её по образцу первой недели. В субботу на всенощном бдении в канун Крестопоклонной в храмах совершается красивейший обряд выноса Креста.

Перед вечерней службой Крест, украшенный цветами, кладётся на Жертвенник в алтаре, и священники с тихим пением и каждением переносят его на Престол. Тут Крест лежит всю службу, так что в некоторых храмах перед Крестом даже ставят красивую лампаду. То, что Крест находится всю службу на Престоле, влияет и на ход богослужения. Например, священники не выходят на полиелей для помазания, как это принято на обычной службе. Они не оставляют Крест и не покидают алтарь.

Самое интересное происходит в конце службы. Во время пения великого славословия, настоятель в полном облачении совершает каждение вокруг Престола и кладёт три земных поклона. Как только начнется пение «Святый Боже», батюшка снимает Крест с Престола и, держа его над головой, выносит из алтаря. Обычно Крест несут через северные двери алтаря, обнося вокруг Престола, и проносят через весь храм, так, чтобы вернуться к Царским вратам перед иконостасом, где священник, поднимает Крест и говорит «Премудрость прости». Это старинный возглас, которым привлекается внимание молящихся к особо торжественному моменту богослужения. Современную версию этого возгласа можно услышать на архиерейской службе, когда протодьякон подсказывает священникам: «Отцы, молимся!», что не означает, будто до этого отцы не молились. Дьякон указывает момент, когда батюшки должны одновременно перекреститься и сделать поклон, чинно и красиво.

В храмах с традициями во время выноса Креста «Святый Боже» поёт весь народ. Это песнопение для всех. Никто не должен молчать. Как не должны молчать верующие и после «Премудрость прости» — батюшка поворачивается к людям и всех благословляет Крестом на три стороны. Народ отвечает единодушным пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя». Эта молитва поётся на первый глас, и если вы знаете, как спеть «Спаси, Господи, люди Твоя», вы уже освоили первый глас, поэтому пойте смелее.

Потом священник кладёт Крест на аналой (столик для иконы посередине храма), трижды обходит Крест с кадилом, а мы трижды поем свой первый глас, после чего начинается поклонение Кресту.

Во время поклонения весь храм – все должны петь, все должны знать слова! – поёт красивейший и трогательнейший тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Поётся трижды, после каждого исполнения – земной поклон. Обычно следом за народом этот тропарь повторяет хор, а люди подходят к Кресту.

Большинство товарищей думает, что на этом все заканчивается. Однако люди церковной культуры непременно будут ждать пение стихир на поклонение Кресту – необычайной красоты и богословского содержания тексты! Это четыре стихиры, две из которых написаны византийскими императорами. Стихиру «Днесь неприкосновенный существом прикосновен мне бывает» написал император Лев Мудрый, а мою любимую молитву «Днесь Владыка твари» сочинил Константин Порфирородный. Конечно, как регент и канонарх, я эти стихиры и слышал, и исполнял в разных вариантах, в версиях разных композиторов. Это очень красиво. Это потрясающе глубоко. Если вы хотите понять, что такое богословие Креста, не беритесь за толстые книги, начните с этой небольшой, но удивительной стихиры:

«Днесь Владыка твари и Господь славы

на Кресте пригвождается и в ребра прободается,

желчи и оцта вкушает – сладость церковная;

Читать еще:  Про головний інструмент диявола

венцем от терния облагается;

покрываяй небо облаки – одеждею облачится поругания;

и заушается бренною рукою – рукою создавый человека;

по плещема биен бывает – одеваяй небо облаки;

заплевания и раны приемлет, поношения и заушения.

И вся терпит мене ради осужденнаго,

Избавитель мой и Бог!

Да спасет мир от прелести яко Благоутробен!»

Эта стихира поётся на восьмой глас, и если вы умеете петь на молебнах «Владычице, прими молитвы раб Твоих», споёте и эту молитву. Впервые я услышал её школьником, когда наш хор по старинным рукописным партитурам исполнил «Днесь Владыка твари» композитора Артемия Веделя. Это было волнительно и чудесно, потому что именно партесное многоголосое пение, которое так любят у нас критиковать, помогло мне «разглядеть» всю красоту этой стихиры.

Но если вы не успели услышать эти стихиры на субботней службе, не беда – поклонение Кресту в течение Крестопоклонной недели будет повторяться ещё трижды: в понедельник и среду на первом часе и в пятницу в конце литургии или как предписывает традиция вашего храма. Это очень утешительные службы, и эта утешительность не случайна.

Ещё в древности наши предки заметили, что созерцание Креста, простое воззрение на Крест как-то меняет человека, воздействует на него ободряюще. Оптинские старцы в своих письмах советуют в минуты уныния и отчаяния перечитывать канон Кресту или петь стихиры Креста. Испытано на себе – помогает.

Может быть, поэтому многие богословы и увидели в установлении Крестопоклонной недели глубокий замысел по поддержанию сил постящихся христиан. Силы, на самом деле, это укрепляет. А вот с замыслом всё гораздо проще и смиреннее.

Дело в том, что Крестопоклонная неделя появилась случайно. Никто и не думал вкладывать в неё какой-то особый смысл. Не удивляйтесь, это не единственный случай в истории нашего устава: сначала появляется обычай, потом в него вмысливается какой-то смысл. Это нормально. Это обычная работа по смыслоопределению, которое мне симпатично именно в такой очерёдности – сперва символ, потом смысл. В этой версии нет навязчивой искусственности и учительной намеренности. Всё естественно. Интуитивно. От сердца.

Так вот, в Византии одним из почитаемых праздников было перенесение части Креста Господня из Апамеи в Константинополь. Само событие произошло в VI веке. Праздновалось весной. Праздновалось с размахом. Но поскольку праздник приходился на Великий пост, решено было сместить торжество на одно из постных воскресений. В те далёкие годы Великий пост не затрагивал субботу и воскресные дни. В эти дни поста не было. Поэтому на субботы и воскресенья переносились все праздники, случавшиеся на неделе. Так появилось воскресение Крестопоклонное, так перемещенные празднования святых Иоанна Лествичника и Марии Египетской дали имена великопостным воскресениям.

Со временем люди молитвы оставили отпечаток своего богосозерцательного опыта и на праздновании перенесения Креста. Стихиры императоров-поэтов – плод такого созерцания. Если вдумчиво их читать или петь, можно попасть в «тональность» этого умозрения, «заразиться» им. Когда вы пропоёте «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», вдумчиво пропоёте, от всего сердца, вы опытно почувствуете и переживёте, что Крестопоклонная это воистину предчувствие Пасхи, это прославление и переживание Воскресения Христа прежде самого Воскресения.

Поэтому столько весны и свежести в этих чудесных службах!

Столько утешения от созерцания Креста и пения всем народом Божиим – от восторга и несокрушимого удивления перед тайной Креста!

Столько силы и бодрости, вливающейся в душу от одного взгляда на Крест!

Почему Крест утешает? Почему даёт силы жить? В чём его тайна?

Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем, и всё равно смотри, жадно смотри, счастливо смотри и удивляйся!

Храм Успения Пресвятой Богородицы села Успенского

по благословению епископа Армавирского и Лабинского Игнатия

Духовное пение Великого поста. Арт-группа Largo. «Седе Адам прямо Рая…»

По телеканалу «Союз» сейчас ежедневно звучит эта чудесная стихира в исполнении прекрасной, нашей любимой и такой родной арт-группы «Ларго». Послушаем еще раз, как проникновенно и одухотворенно они передают смысл этих слов…

«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше:

Увы мне! Прелестию лукавою увещану бывшу и окрадену и славы удалену!

Увы мне! Простотою нагу, ныне же недоуменну!

Но, о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся!

Ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя!

В землю бо пойду, о неяже и взят бых.

Милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго».

Один только вопрос может возникнуть: стихира эта — не великопостная, она поется до наступления Четыредесятницы. Да, это так и есть. Но теперь может петься как внебогослужебное песнопение, также настраивающее молитвенников на покаянный лад.

Читать еще:  «Бессарабская митрополия»

Вот что рассказывает об этой стихире архимандрит Савва (Мажуко) в своих бесценных «Постных письмах».

…Постное письмо № 2. У ворот рая

Правда красиво? Вот вам и упражнение в созерцании. Стихира – одна из многих. Она помещает слушателя у ворот рая, настраивает его зрение на созерцание этих навсегда захлопнувшихся дверей. Мы не просто смотрим глазами Адама, поём его голосом, плачем его слезами, но понимаем, чувствуем сердцем, что эта история – про меня, это моя трагедия – семейная и личная. Адам сидит напротив райских дверей и оплакивает свою наготу и бездомность, тоскует по дружбе с Богом, по тому дару простого непосредственного общения со своим Отцом, который он утратил навсегда. Теперь его судьба – земля и прах. И старинная партитура кричала пронзительным аккордом: «В землю бо пойду!», и едва слышным пиано: «от неяже и взят бых».

Стенания Адама пронизывают всё богослужение этого дня. И по шестой песни канона утрени выходит канонарх и торжественно и внятно читает кондак и четыре строфы икоса, а хор к каждой строфе поёт трогательный припев голосом Адама: «Милостиве, помилуй мя падшаго». Только раз в году звучит Адамов плач. Этим плачем начинается Великий пост. Поэтому люди церковной культуры так боялись пропустить этот зачинательный аккорд постного богомыслия.

Пост начинается с созерцания дверей, а потому первый день поста – Прощеное воскресенье. Поститься ещё не начали, но уже погрузились в богомыслие. И предмет размышлений – двери рая.

Как же по-разному можно мыслить двери: двери, в которые ты вот-вот войдёшь это не те же двери, из которых ты только что вышел, оставив надежду когда-нибудь вернуться.

Пост начинается и заканчивается у дверей. Путь Великого поста – от дверей Адамова рая до дверей Христова Гроба. Не стучитесь. Не пробуйте открыть. Секрет в том, что у рая вообще не должно быть дверей. Поэтому их просто выломают. Изнутри.

А эта запись ансамблевого пения сделана в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» г. Краснодар.
Старейший храм г. Екатеринодара был освящён 13 мая (26 мая по нов. ст.) 1844 года Епископом Черноморским и Кавказским Иеремией

Великий пост: время духовного чуда

Наступает Великий пост. Как за суетой повседневной жизни не упустить самое важное в этом духовном делании? На что нужно в первую очередь обратить внимание? Как приблизиться к Богу и побороть свои страсти? Рассказывает протоиерей Максим Плетнёв, священник храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, руководитель Программы помощи зависимым «ФАВОР».

Отец Максим, как вы считаете, на чём необходимо сосредоточиться в первую очередь в период Великого поста?

Для меня самое важное помнить, что пост – это преддверие Пасхи. Без Пасхи он теряет своё значение. Предчувствие Пасхи — одна из главных доминант: впереди Воскресение Христово, праздников праздник и торжество из торжеств, когда действительно открываются небеса. Это время, когда человек получает возможность соприкоснуться с райской жизнью, с той жизнью, которая будет потом, после общего воскресения.

Кроме того, Великий пост – это совершенно удивительное духовное путешествие, в которое мы отправляется. И у каждого есть свои мысли и впечатления о посте. Есть некие правила, которыми мы руководствуемся в это время. В моей жизни одно из них состоит в том, чтобы никуда далеко не ездить. Некоторые люди, я знаю, порой отправляются отдыхать куда-нибудь на Майорку. На мой взгляд, это не очень правильно, лучше вообще в этот период не делать каких-то резких движений. В моей жизни Великий пост очень часто становится временем каких-то личных свершений – так получается, что почти всегда происходят важные события.

Что хотелось бы ещё отдельно отметить: Великий пост очень красивый. Это такая удивительная красота, которая нам дана – я имею в виду богатство церковной жизни, богатство богослужений. Первая седмица – это какой-то совершенный духовный восторг. Я даже не знаю, с чем это можно сравнить. В ней такая драматургия, в которой помимо человека явственно участвует Сам Бог Своей благодатью. Для того чтобы суметь увидеть эту красоту, чтобы суметь к ней прикоснуться, существуют так называемые подготовительные недели к Великому посту.

Читать еще:  В сербском монастыре Хиландар на святой горе Афон в Греции произошел пожар

Так что дай Бог нам раскрыть глаза и сделать так, чтобы наша душа могла эту благодать воспринять, потому что это великая радость, чудо и праздник. Чистый понедельник – удивительно тихий и в то же время пронзительный, чистый, хрустальный день. Врата алтаря закрыты, в воскресенье мы вспоминали изгнание из рая Адама и Евы, а в понедельник начинаем читать покаянный канон Андрея Критского. И эти тропари поразительной глубины – это такое богатство, что, соприкасаясь каждый год с этим периодом жизни Церкви, я нахожусь в трепете. Господь говорит: вот, духовная пища готова, придите, — и мы идём к этой духовной трапезе.

Что делать тем, кто из-за работы или домашних хлопот не всегда имеет возможность побывать на великопостных службах?

Давайте вспомним неделю о Страшном суде. Мы знаем из Евангелия, как Господь судит, Его принципы. Это в первую очередь принципы любви – оказали ли мы любовь людям. И нам это прямое указание на то, что Великим постом необходимо проявлять любовь, оказывать милость ближним и на этом сделать акцент, помимо наших обычных ограничений: пост пищевой, супружеский. Кстати, сейчас формируется новое понятие в Церкви – информационный пост. Мы понимаем, что вокруг очень много информации, и люди отключают телевизор, компьютер, Интернет, стараются перейти на другую пищу, интеллектуальную, почитать духовную литературу, Священное Писание. Но помимо этого сугубо постного делания будем помнить, что дела любви тоже являются нашим подвигом. И именно они, на мой взгляд, могут приблизить нас к Богу.

Пост очень важен, и, конечно же, наши духовные упражнения – тоже важны, они дают нам возможность быть с Богом и прикасаться к Нему. Вне этого, вне духовной самодисциплины есть опасность пройти мимо, не заметить, не соприкоснуться с Ним, находясь в разных плоскостях. Некоторые христиане Великим постом стараются, например, прочитать всё Четвероевангелие, или земные поклоны совершить, или первые дни и даже первые недели ничего не есть… Но без любви все наши подвиги становятся бессмысленными. Так что, братья и сестры, давайте постараемся эту любовь явить, не забывать об этом. Поставим перед собой такую цель. Господь Сам говорит, какие это могут быть дела любви – накормить голодного, посетить больного, оказать милость заключенному…

Многие люди в пост дают себе такой зарок – не пить спиртного. Есть ли у вас какие-то рекомендации, как провести Великий пост зависимым?

Великим постом даются особые духовные силы для того, чтобы человек оставил какую-то страсть. Это, действительно, работает. Действует какая-то особенная призывающая благодать. Я видел не раз, как именно в этот период люди приходили к вере и делали свои первые шаги в Церкви. Да я и сам, еще некрещеным оказался Великим постом в храме на Конюшенной площади, и мы с ребятами там трудились — носили брёвна для алтаря, это целая отдельная история. Но для меня это было первое сознательное действие в Церкви.

Поэтому я уверен, что во время Великого поста человеку даются силы порой даже для резкого духовного изменения. И, конечно, тем людям, которые хотят оставить страсть винопития, или страсть наркомании, или страсть курения как раз сейчас это благоугодно делать. Было не раз замечено, что какие-то аскетические подвиги (а борьба со страстью – это, конечно же, аскеза) прямо даются Великим постом, а в другое время, даже в другие посты, человек уже не может этого повторить, у него уже не получается.

Так что будем помнить, что нас ожидает время духовного чуда.

А если говорить конкретно о нашей Программе, то для многих зависимых именно во время её прохождения бывает и первый Великий пост, и первая Пасха — как соприкосновение с такой радостью и благодатью.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector