0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Праведный Иов: поддержка и утешение отчаявшимся

Праведный И ́ ов Многострадальный

Дни памяти

Житие

Жи­тие пра­вед­но­го Иова Мно­го­стра­даль­но­го

Свя­той пра­вед­ный Иов жил за 2000–1500 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва, в Се­вер­ной Ара­вии, в стране Ав­си­ти­дий­ской, в зем­ле Уц. Жизнь и стра­да­ния его опи­са­ны в Биб­лии (Кни­га Иова). Есть мне­ние, что Иов при­хо­дил­ся пле­мян­ни­ком Ав­ра­аму: был сы­ном бра­та Ав­ра­ама – На­хо­ра. Иов был че­ло­ве­ком бо­го­бо­яз­нен­ным и бла­го­че­сти­вым. Всей ду­шой он был пре­дан Гос­по­ду Бо­гу и во всем по­сту­пал со­глас­но Его во­ле, уда­ля­ясь от все­го зло­го не толь­ко в де­лах, но и в мыс­лях. Гос­подь бла­го­сло­вил его зем­ное су­ще­ство­ва­ние и на­де­лил пра­вед­но­го Иова боль­шим бо­гат­ством: у него бы­ло мно­же­ство ско­та и вся­ко­го име­ния. Семь сы­но­вей пра­вед­но­го Иова и три до­че­ри бы­ли друж­ны меж­ду со­бой и со­би­ра­лись на об­щую тра­пе­зу все вме­сте по­оче­ред­но у каж­до­го из них. Через каж­дые семь дней пра­вед­ный Иов при­но­сил за сво­их де­тей жерт­вы Бо­гу, го­во­ря: «Мо­жет быть, кто из них со­гре­шил или по­ху­лил Бо­га в серд­це сво­ем». За свою спра­вед­ли­вость и чест­ность свя­той Иов был в ве­ли­ком по­че­те у со­граж­дан и имел боль­шое вли­я­ние на об­ще­ствен­ные де­ла.

Од­на­жды, ко­гда пе­ред Пре­сто­лом Бо­жи­им пред­ста­ли Свя­тые Ан­ге­лы, явил­ся меж­ду ни­ми и са­та­на. Гос­подь Бог спро­сил са­та­ну, не ви­дел ли он ра­ба Его Иова, му­жа пра­вед­но­го и чуж­до­го вся­ко­го по­ро­ка. Са­та­на дерз­ко от­ве­чал, что неда­ром бо­го­бо­яз­нен Иов – Бог бе­ре­жет его и умно­жа­ет его бо­гат­ства, но ес­ли на­слать на него несча­стья, то он пе­ре­станет бла­го­слов­лять Бо­га. То­гда Гос­подь, же­лая по­ка­зать тер­пе­ние Иова и ве­ру, ска­зал са­тане: «Все, что есть у Иова, Я пре­даю в твои ру­ки, толь­ко са­мо­го его не ка­сай­ся». По­сле это­го Иов вне­зап­но ли­шил­ся всех сво­их бо­гатств, а по­том и всех сво­их де­тей. Пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся к Бо­гу и ска­зал: «На­гим вы­шел я из чре­ва ма­те­ри мо­ей, на­гим воз­вра­щусь к ма­те­ри сво­ей зем­ле. Гос­подь дал, Гос­подь и взял. Да бу­дет Имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но!» И не со­гре­шил Иов пе­ред Гос­по­дом Бо­гом, и не про­из­нес ни од­но­го нера­зум­но­го сло­ва.

Ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии вновь пред­ста­ли пе­ред Гос­по­дом, и сре­ди них са­та­на, то диа­вол ска­зал, что Иов пра­ве­ден, по­ка сам невре­дим. То­гда Гос­подь воз­ве­стил: «Я по­пус­каю те­бе сде­лать с ним, что хо­чешь, толь­ко ду­шу его сбе­ре­ги». По­сле это­го са­та­на по­ра­зил пра­вед­но­го Иова лю­той бо­лез­нью – про­ка­зой, ко­то­рая по­кры­ла его с ног до го­ло­вы. Стра­да­лец при­нуж­ден был вы­се­лить­ся из об­ще­ства лю­дей, сел вне го­ро­да на ку­че пеп­ла и гли­ня­ным че­ре­пом скоб­лил свои гной­ные ра­ны. Все дру­зья и зна­ко­мые оста­ви­ли его. Же­на его при­нуж­де­на бы­ла до­бы­вать се­бе про­пи­та­ние, тру­дясь и ски­та­ясь из до­ма в дом. Она не толь­ко не под­дер­жи­ва­ла сво­е­го му­жа в тер­пе­нии, но ду­ма­ла, что Бог на­ка­зы­ва­ет Иова за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи, пла­ка­ла, роп­та­ла на Бо­га, уко­ря­ла и му­жа и на­ко­нец по­со­ве­то­ва­ла пра­вед­но­му Иову по­ху­лить Бо­га и уме­реть. Пра­вед­ный Иов тяж­ко скор­бел, но и в этих стра­да­ни­ях остал­ся ве­рен Бо­гу. Он от­ве­чал жене: «Ты го­во­ришь как од­на из безум­ных. Неуже­ли доб­рое мы бу­дем при­ни­мать от Бо­га, зло­го не бу­дем при­ни­мать?» И не со­гре­шил пра­вед­ный ни в чем пе­ред Бо­гом.

Услы­шав о несча­сти­ях Иова, три его дру­га при­шли из­да­ле­ка к нему раз­де­лить его скорбь. Они счи­та­ли, что Иов на­ка­зан Бо­гом за гре­хи, и убеж­да­ли непо­вин­но­го ни в чем пра­вед­ни­ка по­ка­ять­ся. Пра­вед­ник от­ве­чал, что он стра­да­ет не за гре­хи, но что эти ис­пы­та­ния по­сла­ны ему от Гос­по­да по непо­сти­жи­мой для че­ло­ве­ка Бо­же­ствен­ной во­ле. Дру­зья, од­на­ко, не ве­ри­ли и про­дол­жа­ли счи­тать, что Гос­подь по­сту­па­ет с Иовом по за­ко­ну че­ло­ве­че­ско­го воз­мез­дия, на­ка­зы­вая его за со­вер­шен­ные гре­хи. В тяж­кой ду­шев­ной скор­би пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, про­ся Его Са­мо­го за­сви­де­тель­ство­вать пе­ред ни­ми его неви­нов­ность. То­гда Бог явил Се­бя в бур­ном вих­ре и уко­рил Иова за то, что он пы­тал­ся про­ник­нуть сво­им ра­зу­мом в тай­ны ми­ро­зда­ния и су­деб Бо­жи­их. Пра­вед­ник всем серд­цем рас­ка­ял­ся в этих мыс­лях и ска­зал: «Я ни­что­жен, от­ре­ка­юсь и рас­ка­и­ва­юсь в пра­хе и пеп­ле». То­гда Гос­подь по­ве­лел дру­зьям Иова об­ра­тить­ся к нему и про­сить его при­не­сти за них жерт­ву, «ибо, – ска­зал Гос­подь, – толь­ко ли­цо Иова я при­му, чтобы не от­верг­нуть вас за то, что вы го­во­ри­ли обо Мне не так вер­но, как раб Мой Иов». Иов при­нес жерт­ву Бо­гу и по­мо­лил­ся за дру­зей, и Гос­подь при­нял его хо­да­тай­ство, а так­же воз­вра­тил пра­вед­но­му Иову здо­ро­вье и дал ему вдвое боль­ше то­го, что он имел преж­де. Вме­сто умер­ших де­тей у Иова ро­ди­лось семь сы­но­вей и три до­че­ри, пре­крас­нее ко­то­рых не бы­ло на зем­ле. По­сле пе­ре­не­сен­ных стра­да­ний Иов про­жил еще 140 лет (все­го же он про­жил 248 лет) и ви­дел потом­ство свое до чет­вер­то­го ро­да.

Свя­той Иов про­об­ра­зу­ет Гос­по­да Иису­са Хри­ста, со­шед­ше­го на зем­лю, по­стра­дав­ше­го ра­ди спа­се­ния лю­дей, а по­том про­сла­вив­ше­го­ся слав­ным Сво­им Вос­кре­се­ни­ем.

«Я знаю, – го­во­рил пра­вед­ный Иов, по­ра­жен­ный про­ка­зой, – знаю, что Ис­ку­пи­тель мой жив, и Он вос­ста­вит из пра­ха в по­след­ний день рас­па­да­ю­щу­ю­ся ко­жу мою, и я во пло­ти мо­ей узрю Бо­га. Я узрю Его сам, мои гла­за, не гла­за дру­го­го уви­дят Его. Ча­я­ни­ем се­го ис­та­и­ва­ет серд­це мое в гру­ди мо­ей!» (Иов.19,25-27).

«Знай­те, что есть суд, на ко­то­ром оправ­да­ет­ся толь­ко име­ю­щий ис­тин­ную пре­муд­рость – страх Гос­по­день и ис­тин­ный ра­зум – уда­ле­ние от зла».

Свя­той Иоанн Зла­то­уст го­во­рит: «Нет несча­стья че­ло­ве­че­ско­го, ко­то­ро­го не пе­ре­нес бы этот муж, твер­дей­ший вся­ко­го ада­ман­та, ис­пы­тав­ший вдруг и го­лод, и бед­ность, и бо­лез­ни, и по­те­рю де­тей, и ли­ше­ние бо­гат­ства, и за­тем, ис­пы­тав ко­вар­ство от же­ны, оскорб­ле­ния от дру­зей, на­па­де­ния от ра­бов, во всем ока­зал­ся твер­же вся­ко­го кам­ня, и при­том до За­ко­на и Бла­го­да­ти».

Праведный Иов Многострадальный

Свя­той пра­вед­ный Иов жил за 2000–1500 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва, в Се­вер­ной Ара­вии, в стране Ав­си­ти­дий­ской, в зем­ле Уц. Жизнь и стра­да­ния его опи­са­ны в Биб­лии (Кни­га Иова). Есть мне­ние, что Иов при­хо­дил­ся пле­мян­ни­ком Ав­ра­аму: был сы­ном бра­та Ав­ра­ама – На­хо­ра. Иов был че­ло­ве­ком бо­го­бо­яз­нен­ным и бла­го­че­сти­вым. Всей ду­шой он был пре­дан Гос­по­ду Бо­гу и во всем по­сту­пал со­глас­но Его во­ле, уда­ля­ясь от все­го зло­го не толь­ко в де­лах, но и в мыс­лях.

Гос­подь бла­го­сло­вил его зем­ное су­ще­ство­ва­ние и на­де­лил пра­вед­но­го Иова боль­шим бо­гат­ством: у него бы­ло мно­же­ство ско­та и вся­ко­го име­ния. Семь сы­но­вей пра­вед­но­го Иова и три до­че­ри бы­ли друж­ны меж­ду со­бой и со­би­ра­лись на об­щую тра­пе­зу все вме­сте по­оче­ред­но у каж­до­го из них. Через каж­дые семь дней пра­вед­ный Иов при­но­сил за сво­их де­тей жерт­вы Бо­гу, го­во­ря: «Мо­жет быть, кто из них со­гре­шил или по­ху­лил Бо­га в серд­це сво­ем». За свою спра­вед­ли­вость и чест­ность свя­той Иов был в ве­ли­ком по­че­те у со­граж­дан и имел боль­шое вли­я­ние на об­ще­ствен­ные де­ла.

Од­на­жды, ко­гда пе­ред Пре­сто­лом Бо­жи­им пред­ста­ли Свя­тые Ан­ге­лы, явил­ся меж­ду ни­ми и са­та­на. Гос­подь Бог спро­сил са­та­ну, не ви­дел ли он ра­ба Его Иова, му­жа пра­вед­но­го и чуж­до­го вся­ко­го по­ро­ка. Са­та­на дерз­ко от­ве­чал, что неда­ром бо­го­бо­яз­нен Иов – Бог бе­ре­жет его и умно­жа­ет его бо­гат­ства, но ес­ли на­слать на него несча­стья, то он пе­ре­станет бла­го­слов­лять Бо­га. То­гда Гос­подь, же­лая по­ка­зать тер­пе­ние Иова и ве­ру, ска­зал са­тане: «Все, что есть у Иова, Я пре­даю в твои ру­ки, толь­ко са­мо­го его не ка­сай­ся». По­сле это­го Иов вне­зап­но ли­шил­ся всех сво­их бо­гатств, а по­том и всех сво­их де­тей. Пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся к Бо­гу и ска­зал: «На­гим вы­шел я из чре­ва ма­те­ри мо­ей, на­гим воз­вра­щусь к ма­те­ри сво­ей зем­ле. Гос­подь дал, Гос­подь и взял. Да бу­дет Имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но!» И не со­гре­шил Иов пе­ред Гос­по­дом Бо­гом, и не про­из­нес ни од­но­го нера­зум­но­го сло­ва.

Ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии вновь пред­ста­ли пе­ред Гос­по­дом, и сре­ди них са­та­на, то диа­вол ска­зал, что Иов пра­ве­ден, по­ка сам невре­дим. То­гда Гос­подь воз­ве­стил: «Я по­пус­каю те­бе сде­лать с ним, что хо­чешь, толь­ко ду­шу его сбе­ре­ги». По­сле это­го са­та­на по­ра­зил пра­вед­но­го Иова лю­той бо­лез­нью – про­ка­зой, ко­то­рая по­кры­ла его с ног до го­ло­вы. Стра­да­лец при­нуж­ден был вы­се­лить­ся из об­ще­ства лю­дей, сел вне го­ро­да на ку­че пеп­ла и гли­ня­ным че­ре­пом скоб­лил свои гной­ные ра­ны. Все дру­зья и зна­ко­мые оста­ви­ли его. Же­на его при­нуж­де­на бы­ла до­бы­вать се­бе про­пи­та­ние, тру­дясь и ски­та­ясь из до­ма в дом.

Читать еще:  Мусульманские женщины смогут стричься отдельно

Она не толь­ко не под­дер­жи­ва­ла сво­е­го му­жа в тер­пе­нии, но ду­ма­ла, что Бог на­ка­зы­ва­ет Иова за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи, пла­ка­ла, роп­та­ла на Бо­га, уко­ря­ла и му­жа и на­ко­нец по­со­ве­то­ва­ла пра­вед­но­му Иову по­ху­лить Бо­га и уме­реть. Пра­вед­ный Иов тяж­ко скор­бел, но и в этих стра­да­ни­ях остал­ся ве­рен Бо­гу. Он от­ве­чал жене: «Ты го­во­ришь как од­на из безум­ных. Неуже­ли доб­рое мы бу­дем при­ни­мать от Бо­га, зло­го не бу­дем при­ни­мать?» И не со­гре­шил пра­вед­ный ни в чем пе­ред Бо­гом.

Услы­шав о несча­сти­ях Иова, три его дру­га при­шли из­да­ле­ка к нему раз­де­лить его скорбь. Они счи­та­ли, что Иов на­ка­зан Бо­гом за гре­хи, и убеж­да­ли непо­вин­но­го ни в чем пра­вед­ни­ка по­ка­ять­ся. Пра­вед­ник от­ве­чал, что он стра­да­ет не за гре­хи, но что эти ис­пы­та­ния по­сла­ны ему от Гос­по­да по непо­сти­жи­мой для че­ло­ве­ка Бо­же­ствен­ной во­ле. Дру­зья, од­на­ко, не ве­ри­ли и про­дол­жа­ли счи­тать, что Гос­подь по­сту­па­ет с Иовом по за­ко­ну че­ло­ве­че­ско­го воз­мез­дия, на­ка­зы­вая его за со­вер­шен­ные гре­хи. В тяж­кой ду­шев­ной скор­би пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, про­ся Его Са­мо­го за­сви­де­тель­ство­вать пе­ред ни­ми его неви­нов­ность.

То­гда Бог явил Се­бя в бур­ном вих­ре и уко­рил Иова за то, что он пы­тал­ся про­ник­нуть сво­им ра­зу­мом в тай­ны ми­ро­зда­ния и су­деб Бо­жи­их. Пра­вед­ник всем серд­цем рас­ка­ял­ся в этих мыс­лях и ска­зал: «Я ни­что­жен, от­ре­ка­юсь и рас­ка­и­ва­юсь в пра­хе и пеп­ле». То­гда Гос­подь по­ве­лел дру­зьям Иова об­ра­тить­ся к нему и про­сить его при­не­сти за них жерт­ву, «ибо, – ска­зал Гос­подь, – толь­ко ли­цо Иова я при­му, чтобы не от­верг­нуть вас за то, что вы го­во­ри­ли обо Мне не так вер­но, как раб Мой Иов». Иов при­нес жерт­ву Бо­гу и по­мо­лил­ся за дру­зей, и Гос­подь при­нял его хо­да­тай­ство, а так­же воз­вра­тил пра­вед­но­му Иову здо­ро­вье и дал ему вдвое боль­ше то­го, что он имел преж­де. Вме­сто умер­ших де­тей у Иова ро­ди­лось семь сы­но­вей и три до­че­ри, пре­крас­нее ко­то­рых не бы­ло на зем­ле. По­сле пе­ре­не­сен­ных стра­да­ний Иов про­жил еще 140 лет (все­го же он про­жил 248 лет) и ви­дел потом­ство свое до чет­вер­то­го ро­да.

Свя­той Иов про­об­ра­зу­ет Гос­по­да Иису­са Хри­ста, со­шед­ше­го на зем­лю, по­стра­дав­ше­го ра­ди спа­се­ния лю­дей, а по­том про­сла­вив­ше­го­ся слав­ным Сво­им Вос­кре­се­ни­ем.

«Я знаю, – го­во­рил пра­вед­ный Иов, по­ра­жен­ный про­ка­зой, – знаю, что Ис­ку­пи­тель мой жив, и Он вос­ста­вит из пра­ха в по­след­ний день рас­па­да­ю­щу­ю­ся ко­жу мою, и я во пло­ти мо­ей узрю Бо­га. Я узрю Его сам, мои гла­за, не гла­за дру­го­го уви­дят Его. Ча­я­ни­ем се­го ис­та­и­ва­ет серд­це мое в гру­ди мо­ей!» (Иов.19:25-27).

«Знай­те, что есть суд, на ко­то­ром оправ­да­ет­ся толь­ко име­ю­щий ис­тин­ную пре­муд­рость – страх Гос­по­день и ис­тин­ный ра­зум – уда­ле­ние от зла».

Свя­той Иоанн Зла­то­уст го­во­рит: «Нет несча­стья че­ло­ве­че­ско­го, ко­то­ро­го не пе­ре­нес бы этот муж, твер­дей­ший вся­ко­го ада­ман­та, ис­пы­тав­ший вдруг и го­лод, и бед­ность, и бо­лез­ни, и по­те­рю де­тей, и ли­ше­ние бо­гат­ства, и за­тем, ис­пы­тав ко­вар­ство от же­ны, оскорб­ле­ния от дру­зей, на­па­де­ния от ра­бов, во всем ока­зал­ся твер­же вся­ко­го кам­ня, и при­том до За­ко­на и Бла­го­да­ти».

Житие Иова Многострадального и день памяти праведника, в чем помогает икона и молитва

Подвиг многострадального Иова, со смирением принявшего выпавшие на его долю несчастья, – это пример стойкости, веры и любви к Господу. Он явился прообразом Христа, очеловеченного Сына Божия, пришедшего в мир безгрешным, чтобы искупить первородный грех Адама и Евы и подарить их потомкам надежду на спасение и вечную жизнь. Ветхозаветный сюжет учит, кого и как следует ожидать верующему человеку, на кого надеяться, чтобы победить дьявольские искушения.

Житие и мучения Иова многострадального

В Священном Писании есть повесть о праведнике Иове, жившем за 1,5-2 тысячи лет до рождения Спасителя. Книга Иова – часть Ветхого Завета и еврейской Библии (Танаха). Поэтическая, высокохудожественная форма изложения усиливает смысл произведения.

Иов был богобоязненным и благочестивым человеком, выполнявшим волю Господа и не допускавшим грешных мыслей. В библейском тексте указано, что он жил в Северной Аравии, происходил от Авраама (в 6 колене).

Господь благословил безгрешного почитателя и щедро вознаградил его. Иову во всем сопутствовал успех: богатые урожаи на полях, тучные стада увеличивали его богатства.

Праведный боголюбец счастлив был в детях: семь сыновей и три дочери жили дружно, отличались красотой, здоровьем и трудолюбием. Раз в неделю Иов приносил жертву Богу, чтобы искупить грехи детей, если они в чем-то провинились. Соседи уважали его за честность и мудрость.

Однажды перед Господом явились ангелы, среди которых был дьявол. Сатана был дерзок, похваляясь перед Богом своей властью над людьми. Господь привел ему в пример Иова, как богобоязненного, чуждого пороков человека. На что сатана возразил, что благочестие исчезнет, если лишить праведника его богатств. Став нищим, он будет роптать на свою судьбу и Бога.

Бог сказал ему, что согласен на дьявольское испытание крепости веры Иова. Он отдал его в руки сатаны, запретив принести вред лично ему. В скором времени не стало у праведника богатства, от болезней умерли дети. Став нищим, он вознес молитву, в которой прославил Бога: «Бог дал, Бог взял. Все в руках Божиих». Ни словом, ни мыслями не осквернил благочестивый имя Господа.

Снова предстали перед Престолом Небесным ангелы и сатана среди них. Господь спросил его, убедился ли он, что есть на земле люди, крепкие верой. Дьявол возразил Богу, что раб Божий остается праведником, потому как его не терзают телесные страдания. Господь разрешил сатане испытать верного почитателя своего тяжкой болезнью, но не трогать его душу (не лишать жизни) и разум.

Сатана напустил на благочестивого человека проказу, которая обезобразила его с головы до ног. Прокаженный был вынужден уйти из селения, выбрав себе местом обитания навозную кучу. Чтобы не умереть с голода самой и не дать умереть мужу, его жена вынуждена была наниматься в работницы. Она считала, что несчастья, обрушившиеся на их семью, произошли из-за греховных дел и мыслей мужа.

Жена плакала и корила Иова, требовала, чтобы он покаялся перед Богом. Видя, как муж тяжко страдает, не выдержала и предложила ему воздать хулу Господу, после чего умереть. Но Иов возразил ей, что от Бога надо принимать не только вознаграждения, но и испытания. Страдалец тоже посчитал, что зло исходит от Господа, но принял его наказание безропотно.

Слух о внезапном несчастье праведника достиг его троих друзей. Они решили поддержать Иова в трудную минуту и явились к нему. Увидев, в каком он оказался положении, друзья без слов стали оплакивать несчастливца. Страдалец не вынес их слез и в великом огорчении проклял тот день, когда был зачат и появился на свет Божий. Друзья стали убеждать его, что Бог справедлив, и кара Господня означает, что Иов в чем-то провинился перед Господом. Надо покаяться за грехи, и Бог смилуется над ним.

Многострадальный Иов не мог вспомнить, чем мог прогневать Создателя. Он стал упрекать друзей, что они расстраивают его своими подозрениями в пороках и прегрешениях. Напрасно несчастный пытался убедить их, что ни в чем не виноват перед Господом, что не людям судить, в чем заключается воля Божия. В состоянии душевной скорби праведник обратился к Господу, чтобы тот дал знак людям о его безгрешности.

Внезапно поднялся сильный вихрь. В нем Господь явился к верному рабу и укорил его, что он пытался понять своим умом, в чем смысл Божественного предназначения. Глубокое раскаяние овладело Иовом, и он признал себя ничтожеством, достойным праха и пепла. Друзья Иова стали молить Бога о прощении, но он не принял их раскаяние и дал понять, что получить его они смогут только через Иова, который выступит ходатаем. Добросердечный праведник принес жертву и просил милости Божьей для своих друзей. Бог принял его ходатайство.

Верному рабу своему он вернул здоровье, сделал в два раза богаче прежнего. У праведника родилось 7 сыновей и 3 дочери. После пережитых страданий Бог продлил ему жизнь на 140 лет. Иов увидел своих потомков до 4 колена.

Читать еще:  О некоторых очевидностях семейной жизни

Значение святого в православии

Иов жил до пророка Моисея, до того времени, когда Бог дал Завет для избранного народа. Древние толкователи Ветхого Завета отводят Книге Иова особое место.

История праведника – это прообраз Христа, безгрешного страдальца, своей смертью искупившего грехи человеческие.

Бог знал, что ни один человек на земле не любил его так, как Иов. Но он позволил сатане искушать самого верного раба. Господь провоцирует дьявола испытать на нем свою силу, но накладывает на него ограничения: не лишать жизни и разума. Внезапные, необъяснимые страдания довели благочестивого и богобоязненного человека до отчаяния, и он взывает к Богу, не понимая причины его гнева и проклиная свое появление на свет.

Христианские толкователи, включая и православных, рассматривают страдания библейского праотца, как путь к духовному самосовершенствованию, к укреплению веры и приближении к Богу. Господь допустил такие испытания для праведника, чтобы он стал совершенным человеком, который не только услышал, но и увидел Господа.

Из истории праведного многострадальца следует вывод, что страдания грешников и праведников имеют разную причину и последствия. Божье наказание за грехи заставляет людей прийти в церковь, чтобы найти духовную опору в несчастье и болезни, избавиться от пороков. Для праведников телесные и душевные страдания – это способ духовного самосовершенствования, которое включает два аспекта: незыблемую веру, любовь к Богу и стойкое смирение. Иов – пример для верующих, как следует переносить несчастья, чтобы подготовиться в будущей вечной жизни встрече с Богом. Он – символ надежды, обретаемой через страдания.

Почитание

День памяти святого Иова – 19 мая. В России в XVI-XVIII веках при пострижении в монахи давали имя Иов в честь ветхозаветного праотца. Причисление Николая II к лику святых возродило традицию почитания Иова, потому как он родился в день памяти святого.

Иконография

На фресках, датируемых III-IV веками, изображение святого имеет сходство с античными философами. Он одет в короткий хитон, стоит на скале или сидит на стуле. В этот же период святой появляется на рельефах саркофагов, как иллюстрация библейского текста. Иов сидит на стуле, рядом жена (одна или с друзьями) протягивает ему на палке еду, прикрывая нос краем одежды.

На иконах святой Иов в богатых одеждах, с седыми волосами, седой курчавой бородой, со свитком в руках или с развернутыми ладонями. Рядом с ним нет персонажей из Книги Иова.

О чем просят перед образом

Молитва святому Иову помогает при кожных болезнях, несчастьях. К нему обращаются, чтобы суметь преодолеть жизненные невзгоды, не падая духом, с верой в Бога.

Молитва

О, вели́кий пра́ведниче, И́ове Многострада́льне, чи́стым житие́м свои́м и свято́ю бли́зостию к Бо́гу просия́вый. Ты́ до Моисе́а и Христа́ на земли́ пожи́л еси́, вся́ же за́поведи Бо́жия, нося́ и́х в се́рдце свое́м, исполня́л еси́. Явле́нныя ми́ру чрез Христа́ и Его́ Святы́х апо́столов та́йны, глубо́кими свои́ми открове́нии уразуме́в, прича́стник ве́яний Ду́ха Свя́та бы́ти сподо́бился еси́. Вся́кия ко́зни диа́вольския, в по́сланных тебе́ от Го́спода особых искуше́ниих, и́стинным смире́нием свои́м препобеди́в, о́браз злострада́ния и долготерпе́ния все́й вселе́нней яви́лся еси́. Любо́вь ве́лию к Бо́гу и ко все́м лю́дем в безме́рных свои́х ско́рбех сохрани́в, чи́стым се́рдцем за гро́бом едине́ния с Го́сподем ра́достно ожида́л еси́. Ны́не же в селе́ниих пра́ведных пребыва́еши и Престо́лу Бо́жию предстои́ши. Услы́ши на́с гре́шных и непотре́бных, пред свято́ю ико́ною твое́ю предстоя́щих и усе́рдно к хода́тайству твоему́ прибега́ющих. Моли́ Человеколю́бца Бо́га, да к ве́ре кре́пцей, непоро́чней и неруши́мей на́с утверди́т, от вся́каго зла́ вра́г ви́димых и неви́димых защити́т, в ско́рбех и искуше́ниих на́м кре́пость пода́ст, в сердца́х на́ших па́мять сме́ртную при́сно сохрани́т, в долготерпе́нии и братолю́бии укрепи́т, и сподо́бит на́с на стра́шнем суде́ Христо́ве до́брый отве́т да́ти и в воскреше́нней пло́ти на́шей Триеди́наго Бо́га созерца́ти и сла́ву Ему́ со все́ми святы́ми воспева́ти во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Праведный Иов: поддержка и утешение отчаявшимся

Книга Иова — одна из самых загадочных книг Ветхого Завета не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения истории создания. Когда этот текст был написан? Кто его автор? Когда и где жил праведный Иов? К какому народу он принадлежал? Всё это доподлинно не известно. Древние церковные писатели полагают, что создателем книги Иова могли быть пророк Моисей либо царь Соломон. Но существует мнение, что Книга Иова старше Пятикнижия Моисеева и автор ее неизвестен. Что касается времени и места жизни Иова, большинство толкователей считают, что он жил в эпоху ветхозаветных патриархов. Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский и блаженный Августин Иппонийский полагали, что Иов жил в стране Авситидийской, находящейся в пределах Идумеи и Аравии, и являлся прямым потомком Исава, а значит, принадлежал к языческому народу, хотя и имел в своем роду самого Авраама. Другая точка зрения, которой придерживался, например, блаженный Иероним Стридомский, гласит, что Иов был сыном Нахора — брата Авраама.

Иов происходил из языческого народа, но при этом верил в единого истинного Бога и был праведен и непорочен, чужд всякого зла. В такой же чистоте и праведности он воспитал своих многочисленных детей. Прибавьте к этому богатство, которым он обладал, и мы увидим воплощенную мечту каждого человека — настоящий рай на земле.

Трагедия начинается на Небесах

Путь страданий Иова начинается с очень странного диалога Бога и сатаны.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее (Иов 1, 7).

Надо понимать, что падший дух не просто «ходил» по земле, но ходил с определенной целью — губить людей, вводить их в искушение и соблазн.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8).

Сатана, естественно, не может всего этого понять. Он видит в Иове обыкновенного язычника — человека, чтущего богов как подателей земного благополучия, потому что это выгодно с житейской точки зрения. Легко любить Бога, который осыпает тебя благодеяниями. Но если отнять у Иова его сокровища, благословит ли он Бога?

Священное Писание свидетельствует о том, что «сила» и «власть» сатаны ничтожны по сравнению со всемогуществом Создателя. До того как Бог указал падшему духу на Иова, сатана не мог к нему приблизиться. И вот теперь диавол получает возможность обрушить на праведника всевозможные несчастья, потому что Господь попускает это.

Зачем Бог это сделал? Позднее Он Сам ответит на этот вопрос Иову.

Время страданий

Для Иова начинается полоса страданий — сатана ведет его от малых потерь к все большим. Праведник сначала лишается имущества, а потом получает известие о смерти всех своих детей. Причем коварный дух пытается внушить Иову, что источником его несчастий является сам Бог: стада благочестивого семейства уничтожает огонь, сошедший с Небес. Преподобный Исихий Иерусалимский считает, что пожигающим пламенем был сам сатана, принявший внешний облик природной стихии.

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! (Иов 1, 20–21).

Но небесный спор продолжается. Сатана как бы намекает Богу: Иов пережил испытания не потому, что праведен, а потому, что эгоистичен. Не так уж сильно, мол, он любил своих детей. Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,– благословит ли он Тебя? — предлагает лукавый (Иов 2, 5).

«Позорная» болезнь

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иов 2, 7).

Проказа — страшная болезнь, весьма распространенная в ветхозаветную эпоху на Ближнем Востоке. Лечить ее тогда не умели, да и сейчас она поддается излечению с большим трудом. В древние времена этот недуг считался признаком духовной нечистоты человека — карой, которую Господь насылает на грешников. Человек, больной проказой, должен был покинуть пределы города, чтобы не заражать других, и жить в специально отведенных для этого местах.

Вот и Иов покинул свой дом и оказался «на гноище». Начался новый виток его испытаний. Не только боль и стыд из-за «позорной» болезни терзали праведника, но и слова самых близких для него людей. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри (Иов 2, 9). Святые отцы отмечают, что эта женщина — невольно, конечно, будучи пораженной страшным горем матери — действует как Ева, некогда соблазнившая Адама, становится инструментом сатанинской провокации. Однако Иов, в отличие от Адама, остался верен Богу. Он ответил несчастной женщине: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2, 10).

Читать еще:  Како правилно читати Псалтир? Каква су правила?

С такими друзьями врагов не надо

Друзья Иова — Елифаз, Вилдад и Софар — сначала утешители, потом совопросники, а потом обвинители праведника. Именно их слова переполнили чашу терпения страдальца.

Вначале эти люди пытаются проявить и любовь, и милосердие. Они не побоялись прийти к месту пребывания больного собрата, они разделили с ним скорбь, утешили его своим приходом. Семь дней и семь ночей они просто сидели рядом со страдальцем, не говоря ни слова.

Однако, в отличие от Иова, который был непорочен и праведен, его друзья были обыкновенными людьми, и их представление о Боге было весьма умозрительным. Не имея духовного стержня, они всё же не могли не задаваться вопросом: почему Бог покарал праведника? Отвечая на этот вопрос по своему ограниченному разумению, они впадают в двойной тяжкий грех: клевещут и на Бога, и на Иова.

Спор Иова и его друзей — важнейшая богословская часть книги, в ее монологах отражены ключевые догматические темы, касающиеся учения о Боге. Святые отцы — толкователи книги Иова — говорят о том, что отнюдь не всё в словах горе-богословов является ложью. В частности, для них очевидно, что Бог не может ошибаться, и потому происходящее не может быть случайностью.

Ложным является их отношение к Богу, в основе которого лежит чисто языческий страх перед могущественным существом, которое может покарать неугодного. Конечно, они не видят в жизни своего друга не только никакого злодеяния, но даже более или менее укоризненного проступка. Но если признать правоту Иова, тогда что же получится? Надо признать неправоту… нет, даже подумать об этом страшно… И друзья уговаривают Иова признать свою вину, покаяться в ней перед Богом, и тогда Он, может быть, его простит.

Пытаясь «защитить» Бога, Который, конечно, ни в какой защите не нуждается, друзья Иова в конце концов возводят на него настоящую клевету: Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко! (Иов 22, 3–4, 12).

И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит [только] по небесному кругу (Иов 22, 13-14). Мы видим здесь, что все показное благочестие друзей праведника основано на страхе перед жестоким божеством, которому нет никакого дела до праведности человеческой, его интересует только «выгода». И самое страшное: оно слепо и бесконечно далеко от земных дел.

Дерзновенная любовь

Ответные слова Иова «дерзновенны и страшны», но продиктованы они не страхом, а любовью. Он не может солгать перед лицом Господа, притворно признать себя грешником даже ради собственного спасения. Он хочет понять замысел Бога: его тоска — это тоска человека, который чувствует, что Господь его оставил. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими (Иов 19, 7–11).

Но упование Иова пронизано поистине христианском духом, задолго до воплощения Мессии этот человек чувствует, что его боль и скорбь — это образ скорбного состояния человека на земле после грехопадения, и более того, он верит, что Бог может исцелить эти раны. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! (Иов 19, 25–27).

Предел желаний Иова — не возвращение здоровья, не оправдание в глазах общества, не «победа» над Богом, как думают его недалекие друзья, а личная встреча с Ним. О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня (Иов 23, 3–6).

И Бог ответил вопрошающему.

Ответ из бури

Господь начинает говорить с Иовом совсем не о том, о чем можно было бы ожидать. Он не судит и не оправдывает его, не взвешивает на весах Божественной справедливости его поступки. Он спрашивает страдальца, как может показаться, о вещах, не имеющих отношения к сути разговора: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 40, 2–3, 38, 4–7).

В форме вопрошаний Бог показывает Иову невероятную красоту творения и непостижимую для человека мощь Творца. Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие (Иов 40, 4–5). Нет, ничего этого Иов не может, потому и умолкает в прахе и пепле и раскаивается в том, что возвысил голос свой.

Какое отношение величие и красота мира имеют к страданиям праведника? Иов в сердце своем видит эту связь, но что же делать обыкновенному читателю Священного Писания? На помощь нам опять приходят святоотеческие толкования.

Божественный шедевр

Сложность толкования Книги Иова заключается в том, что ответ Бога содержится далеко не во всех ее переводах. В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на греческий язык), а также в церковнославянском тексте Господь дает простой и ясный ответ на главный вопрос книги: почему и для чего страдал Иов? «Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой с [какой-либо] иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?»

Бог отнюдь не стремился наказать Иова за какие-либо грехи. Господь хотел, чтобы через страдания Иов достиг духовного совершенства, чтобы он получил возможность не только знать о Боге, но и встретиться с Ним лицом к лицу, чтобы вся вселенная узнала о духовной красоте самого совершенного творения Божия — человека. Прекрасен мир, созданный Творцом, и вершиной этого творения, его центром является в лице Иова человек, созданный по образу и подобию Божию.

Иов — божественный шедевр, ставший способным к богопознанию, способным пророчествовать о Христе, безвинно претерпевшем крестную муку. Он и сам явился живым пророчеством Спасительной Жертвы Господа. По словам святителя Григория Великого, Иов пророчествовал о Христе «не только устами, но и [собственными] страданиями».

Справедливый финал

Бог вернул Иову его прежнее достоинство: здоровье, богатство, дал ему и его жене еще сыновей и дочерей и долгие годы жизни. Но Бог не только наградил праведника, но и простил грешников — его недалеких друзей, за которых праведник Иов принес очистительную жертву.

Имущество Иова в качестве Божией награды удваивается, но число вновь родившихся у него детей оказывается точно таким же, как и количество тех его сыновей и дочерей, что погибли. Почему так? На этот вопрос отвечает святитель Иоанн Златоуст: «Так как скот и имущество, потерянные им, погибли для него окончательно, а человек, умирая, сохраняется для жизни и восстает в воскресении, то [Бог] и не дает ему детей вдвое, чтобы не лишить его надежды относительно отшедших, но чтобы показать ему, что и они, хотя и похищены смертью, живы».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector