3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православие на Руси

Православие на Руси

Русь заслуженно называют «святой». Понятия «православная вера» и Россия – почти синонимы. Православные составляют наибольший процент населения этой страны. Сейчас даже трудно представить, что на Руси раньше была другая вера, а про православие даже не слышали.

  1. Как все начиналось
  2. Насаждение православной веры на Руси
  3. Патриаршество на Руси
  4. Первый патриарх — Иов
  5. Второй патриарх — Гермоген (Ермоген)
  6. Третий патриарх — Филарет
  7. Четвертый патриарх — Иоасаф I
  8. Пятый патриарх — Иосиф
  9. Шестой патриарх — Никон
  10. Седьмой патриарх — Иоасаф II
  11. Восьмой патриарх — Питирим
  12. Девятый патриарх — Иоаким
  13. Десятый патриарх — Адриан
  14. Одиннадцатый патриарх — Тихон
  15. Двенадцатый патриарх — Сергий
  16. Тринадцатый патриарх — Алексий I
  17. Четырнадцатый патриарх — Пимен
  18. Пятнадцатый патриарх — Алексий II
  19. Шестнадцатый патриарх — Кирилл
  20. Православие в годы Советской власти
  21. Православие в наши дни

«Русская православная церковь всегда там, где трудно»

На Украине реализуется церковный проект, не имеющий отношения к вере, а насквозь фальшивый, завязанный на борьбу за власть, заявил президент Владимир Путин. Он сравнил его инициаторов с безбожниками прошлого века, «которые изгоняли верующих из храмов, травили и преследовали священнослужителей». При этом Русская православная церковь должна и впредь оставаться миротворческой силой, которая способствует укреплению дружбы и добрососедства, поддерживает наших соотечественников и людей православной культуры. Глава государства сделал эти заявления вчера на торжественном собрании, посвященном десятилетию Поместного собора и патриаршей интронизации.

Социальное служение

Праздничные мероприятия в Государственном Кремлевском дворце начались с показа документального фильма «Путь» о жизни Русской православной церкви в последние 10 лет. Деятельность в отдаленных приходах на севере страны, центры поддержки женщин в кризисной ситуации, помощь в больницах — это лишь небольшая часть социального служения Церкви.

— В 2009 году был всего один церковный приют для женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию. В прошлом году — уже 58. Открылось более 100 новых центров гуманитарной помощи. Развиваются службы патронажного ухода и социальной реабилитации, — сказал президент.

Глава государства отметил, что РПЦ координирует и патронирует свыше 6,5 тыс. социальных проектов, тем самым ощутимо подкрепляет усилия государства и общества на этом направлении.

— Как и его выдающиеся предшественники, патриарх Кирилл высоко несет свою архипастырскую миссию. Следуя христианским заповедям, стремится помочь людям найти дорогу в храм, укрепить их в вере, поддержать словом и делом. Мудрость и честность, открытость и великодушие снискали ему уважение и доверие и в России, и далеко за ее пределами, — заявил Владимир Путин.

Русская православная церковь всегда там, где трудно, всегда с людьми, которые попали в беду, добавил он.

Глава государства поздравил предстоятеля Русской православной церкви с десятилетием интронизации и подчеркнул, что «честное безупречное служение, которое демонстрирует патриарх Кирилл, — это пример истинной любви к Отечеству и к нашему народу».

Права человека

На праздничном собрании не могли не затронуть и проблемы, с которыми пришлось столкнуться всему православному миру. Это нарушение прав миллионов верующих на Украине.

По словам президента, есть примеры, когда «спекуляции, политиканство, паразитирование на вопросах религиозной жизни ведут к разобщению людей».

— Именно такой проект, не имеющий отношения к вере, насквозь фальшивый, завязанный на борьбу за власть, реализуется сегодня на Украине, — подчеркнул Владимир Путин. — Прискорбно, что в него оказался втянут и Константинопольский патриархат. По сути, происходит грубое вмешательство в церковную жизнь. Его инициаторы словно учились у безбожников прошлого века, которые изгоняли верующих из храмов, травили и преследовали священнослужителей.

Президент добавил, что «государство, власти России считают абсолютно недопустимым любое вмешательство в церковные дела», уважали и будут уважать независимость церковной жизни, тем более в соседней суверенной стране. Тем не менее оставляют «за собой право реагировать и делать всё для защиты прав человека, в том числе и на свободу вероисповедания».

Владимир Путин отметил, что государство продолжит активно развивать созидательное партнерство с Церковью во всех значимых областях. Перед Россией сегодня стоят амбициозные цели, без преувеличения исторические задачи в демографии, в социальном развитии, в повышении качества жизни людей, в работе по достижению прорыва в экономике, в науке, в технологиях, подчеркнул глава государства. Чтобы достичь новых рубежей, важно сберечь свою идентичность и единство.

— А они строятся на тех ценностях, которые во все времена почитались и православием, и другими традиционными религиями России: это милосердие, честность и справедливость, это забота о ближнем и семье, уважение к родителям и детям и, конечно, любовь к Родине. Забвение этих ценностей чревато самыми разрушительными последствиями, обезличиванием и деградацией человека, тем, что он может стать жертвой самых подлых и низменных манипуляций, — заявил Владимир Путин.

Диалог с государством

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил особую благодарность президенту Владимиру Путину, а также правительству Российской Федерации и властям за тот диалог, который выстроен между Церковью и государством, который «происходит в атмосфере доброжелательной, открытой».

В своей речи он напомнил, что сегодня взаимодействие между ними — «это диалог заинтересованных людей, заинтересованных институций, в том, чтобы процветало и Отечество наше, и Церковь наша».

Как сказал «Известиям» митрополит Кишиневский и Всея Молдовы Владимир, за прошедшее десятилетие многое изменилось в Русской православной церкви в положительную сторону.

— Благодаря Святейшему Патриарху, его энергии, его благословению изменилось практически всё. Я не говорю о том, что кто-то что-то не делал. Каждый патриарх был в свое время на своем месте и делал, что мог. С приходом Святейшего Патриарха Кирилла к власти больше внимания уделяется молодежи, общественности, больным, — подчеркнул митрополит Владимир. — Он практически сам не отдыхает и нам не дает. И это очень хорошо.

Братские отношения

В Кремле собрались представители всех конфессий. По словам муфтия Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, празднование десятилетия интронизации патриарха Кирилла «важно для всех, в том числе и для представителей других конфессий».

— Патриархия как институт — это очень серьезная структура с глубоким опытом сохранения стабильности в стране. Общество всегда ориентируется на своих иерархов. И я могу сказать с уверенностью, что между представителями наших религий сложились братские отношения. Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, стоял у истоков создания Межрелигиозного совета России. Это очень важно для такой многонациональной и многорелигиозной страны, — подчеркнул муфтий.

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы 150 епархий, более 9 тыс. приходов, создано свыше 160 монастырей, в том числе 40 за пределами канонической территории РПЦ.

По словам митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, «10 лет пролетели незаметно, но оставили неизгладимый след в истории Церкви и России».

— Я имею в виду возрождение церковной жизни после длительной эпохи гонений. Мы сейчас еще до конца не достигли полного возрождения. Например, в Московской епархии 253 храма находятся в руинах. Мы смогли восстановить пока только 10 храмов. Но Святейший Патриарх вдохновляет нас и на возрождение порушенных святынь, и на возрождение душ людей, — сказал митрополит «Известиям». — И особое внимание он обращает на молодое поколение, на детей. Чтобы эта молодая поросль была святой. Чтобы Русь Святая наконец процветала. Потому что Господь сказал: «Я созижду Церковь Мою, а врата адовы не одолеют ей». И вот жизнь, служение Святейшего Патриарха являются подтверждением этих слов Господа.

Вечер завершился выступлением сводного хора Русской православной церкви, состоящего из 700 певцов.

Первый патриарший период

Под таким названием в историю Русской церкви вошёл отрезок с 1589 по 1700 год. В этот период церковь укрепляет своё влияние, а патриарх, как её глава начинает играть все большую роль в политической жизни страны. В том числе, церковь добивается того, что с 1625 года на принадлежащие ей земли (которых было не мало) не распространяется юрисдикция государства. По сути, она становится государством в государстве.

На протяжении 17 века Русская церковь активно занимается миссионерской деятельностью в Сибири, Карелии и Казанском крае. Создаются новые типографии, развивается духовная литература. В середине века патриарх Никон проводит реформы, которые главным образом касаются исправления богослужебных книг. В результате реформ происходит раскол церкви и появляется старообрядчество. С 1666 года старообрядцы преследуются уголовно на государственном уровне. В итоге это вызовет довольно масштабные репрессии против противников церковной реформы Никона. Многие старообрядцы будут вынуждены переселиться на окраины страны или за границу. Так большая община староверов появилась на территории нынешней Латгалии (восточной части Латвии), которая тогда была в составе Речи Посполитой. В том числе, немалая староверская община проживает и в Даугавпилсе. Конфликт между православными и староверами полностью не исчерпан до сих пор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Читать еще:  Митрополит Волоколамский Иларион встретился с генеральным директором ЮНЕСКО

Бесспорный факт — князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:

  • Род
  • Лада
  • Сварог
  • Жив и Жива
  • ….
  • Перун (14-ый в общем списке).

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года

Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

  • На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
  • Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю. Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
  • «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

У разбитого корыта

Алексей Смирнов: «Александр Владимирович, последние годы государство всё более плотно сотрудничает с Русской православной церковью. Это историческая традиция?»

Александр Перцев: «До отца Петра I включительно – Алексея Тишайшего – все русские цари воспитывались священниками. Они могли отслужить молебен, а сращение государства и церкви было абсолютным. Но Петра Алексеевича изначально на трон не готовили, он получил политехническое образование, был технарь и подчинил страну «технарской» власти. С него пошло разделение властей. А после 1991 года, когда рухнула коммунистическая идеология, государство решило: у нас вообще не будет никакой идеологии, мы будем оперировать только фактами.

Сегодня мы заходим в Интернет, и агрегатор выдаёт нам в разных вариантах: Россию отстранили от Олимпиады. Это факт, а объяснять мне его не надо, я его сам себе объясню. Отсутствие серьёзного толкования привело к тому, что нынешние молодые люди живут от одной новости к другой, не видя общей картины мира. Раньше её предлагали философия, религия, но обе оказались у разбитого корыта. Ребёнку говорят: «Не заморачивайся, не читай Блаженного Августина, в системе рыночной экономики он тебе не пригодится. ».

— Это не хорошо и не плохо, но, например, по такому же принципу действуют вербовщики ИГИЛ (запрещённой в России организации). Они говорят: «Тебе не нужно читать весь Коран, вот брошюра в 20 страниц, тебе хватит». Мао Цзэдун написал много книг, но пришёл Линь Бяо, надёргал цитат и тоже написал брошюру в 20 страниц. Заучивай наизусть и кричи: «Винтовка рождает власть!». Или: «Женщины Китая – бесконечный источник людских ресурсов». Но там, где нет большой теории, серьёзного богословия, философии, возникает слабый, неразвитый мозг.

— Почему значительная часть чиновников в России сегодня вдруг стали православными?

— Государство в Конституции официально заявило: каждый вправе выбирать себе религию или не исповедовать никакой. Но! В гимне у нас сказано: «Хранимая Богом родная земля». Это говорит о том, что гимн создан для верующих, если ты государственный человек, ты должен его петь и верить в Бога.

Как это было

Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался. А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира. В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».

К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами. Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства. Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».

28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.

И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.

Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.

Читать еще:  Восток и запад встретятся в Вестминистере

Рабочая группа научной конференции «Триумф и крушение империи: уроки истории», которая была приурочена к 400-летию российского императорского дома Романовых, подготовила итоговое обращение, в котором предлагается закрепить особую роль Православия в Конституции РФ. Документ направлен президенту РФ Владимиру Путину, спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, председателю Госдумы Сергею Нарышкину, а также депутатам федерального собрания и региональных парламентов.

В обращении отмечается, что кровавая катастрофа, которая произошла в России в 1917 году, привела к гибели одной из величайших мировых держав с многовековой историей и культурой. «В качестве причин этой трагедии часто выдвигаются факторы экономического и политического характера. Однако сегодня достоверно известно, что системный кризис в экономике предреволюционной России – это ложь. Политические же причины русской смуты есть по существу своему не причины, но следствия намного более глубоких процессов, природа которых лежит в духовном измерении», – говорится в письме.

Авторы обращения подчеркивают, что «утрата православного самосознания и церковности значительной частью дворянства и интеллигенции, потеря национальной идентичности, сформированной на основе христианских норм и традиций, отказ от Православия – вот подлинная причина революции».

«Более того, интеллигенция сознательно и активно помогала революционерам!» – считают инициаторы обращения – председатель общественной организации «Романовский юбилей» Константин Малофеев, кандидат исторических наук, директор Российского Института Стратегических Исследований Леонид Решетников, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО, Максим Исаев и кандидат исторических наук, заместитель директора Российского Института Стратегических Исследований Михаил Смолин.

Они обращают внимание, что «на всем протяжении своей тысячелетней истории Россия развивалась именно как Православное государство, в основе которого лежали христианские идеи жертвенного служения Богу и спасения души».

«Православие явилось той силой, которая связала различные народы и культуры в уникальное государство-цивилизацию – Российскую Империю. Православие не раз спасало наше государство от разрушения и уничтожения. И во времена татаро-монголького ига, и в период Смуты начала XVII века, и в войне с Наполеоном. И даже в Великую Отечественную Войну, что было признано советским руководством, которое в 1943 году прекратило жестокие гонения на Православную Церковь и восстановило Патриаршество в своих правах. Христианские заповеди справедливости продолжали служить основой нашего общества и во времена официального атеизма в СССР», – отмечается в документе.

Авторы обращение подчеркивают, что «Православие – это национальная идея России, ее особый цивилизационный код, сущность ее духовного суверенитета».

«Православие – это основа русской идентичности. Россия не состоялась бы как тысячелетняя цивилизация без Крещения святым князем Владимиром русского народа 1025 лет назад», – говорится в письме.

В этой связи предлагается так же, как законодательно закреплен государственный суверенитет Российской Федерации, нужно закрепить ее суверенитет духовный, признав в Конституции России особую роль Православия.

«Конституционное закрепление духовного суверенитета позволит нашей стране сохранить национальную идентичность, государственную независимость и убережет от новых потрясений. Без этого шага никакие экономические успехи не гарантируют нашей Родине спокойствия и процветания. Пример крушения Российской Империи в 1917 году с беспощадной ясностью демонстрирует, что при духовном кризисе инвестиционный климат не поможет», – говорится в обращении.

По мнению его авторов, «этот шаг никоим образом не означает ущемления прав других традиционных для России религиозных общин».

«Л.А.Тихомиров очень точно определял Россию как «семью народов, собранных вокруг православного русского народа». Ведь для всех народов России, имеющих иную конфессиональную принадлежость, очевидно, что они исторически входили в эту большую семью народов и были ее полноправной частью на основе именно православных норм и ценностей. В тех регионах России, где традиционными являются иные религии, наряду с Православием может быть закреплена особая роль соответствующих религий на уровне законодательства субъекта федерации», – отмечается в письме к руководству страны.

Инициаторы обращения также отмечают, что «практика закрепления особой роли за той или иной религией широко распространена в конституциях современных государств Европы: достаточно вспомнить Данию, Норвегию, Ирландию, Польшу, Грецию, Финляндию. Излишне говорить об исламе и буддизме, которые являются государственными религиями в десятках азиатских стран».

«Мы вместе с миллионами сограждан, празднующих в этом году 1025-летие Крещения Руси, обращаемся к Президенту России В.В. Путину, Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерции с призывом закрепить в Конституции Российской Федерации особую роль Православия», – заключается в письме.

Это итоговое обращение стало результатом работы конференции «Триумф и крушение империи: уроки истории», в которой принимали участие спикер Госдумы Сергей Нарышкин, министр культуры РФ Владимир Мединский, президент Российского Фонда культуры Никита Михалков, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), а также депутаты Государственной Думы, а также видные историки и политологи из ведущих научных центров России.

В процессе обсуждения участники конференции одобрили решение о создании рабочей группы на базе Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ), задачей которой должно стать обобщение предложений и выводов, сделанных в ходе конференции и одобренных собравшимися, и подготовка итогового документа.

Один из инициаторов идеи закрепления в Конституции особой роли Православия – известный журналист Михаил Леонтьев, отвечая на вопросы корреспондента РИА «Новый Регион», отметил, что это предложение соответствует мировой практике самых безупречных и толерантных демократий. «Вы знаете, что это есть и в Испании, и в Греции, и в Британии – и никто эти страны не умаляет с точки зрения конфессиональных свобод. И это можно сделать в России именно с точки зрения фиксации исторических корней русской государственности, и наших базовых ценностей. Я всегда считал, что это сделать целесообразно», – сказал он.

Леонтьев также подчеркнул, что это ни в коей мере не означает огосударствление Церкви.

«Церковь сама ни за что не пойдет на огосударствление. Церковь была огосударствлена Петром Первым насильно, и всегда тихо этому противилась. Как только появилась возможность, было возрождено Патриаршество, церковная самостоятельность», – сказал журналист.

Комментируя возможное противодействие закрепления роли Православия в Конституции РФ, Леонтьев сказал, что не понимает, почему эту идею не получится реализовать.

«Если это не получится – это будет позор Госдумы. Потому что есть партия большинства, которая вроде бы разделяет базовые христианские ценности своей большей частью. На каком основании этому надо противодействовать, я не понимаю. На самом деле, это бы гармонизировало отношения с другими конфессиями, поставило бы точку в дискуссии, которой на самом деле не место. Понятно, историческая роль Православия в русской государственности очевидна. Почему это не записать? Это что, неприлично признавать? Это все равно, что неприлично называть себя мужчиной или женщиной. Это из той же области – из области маразма. Если европейские чиновники не решились в европейской хартии зафиксировать христианские истоки европейской культуры, но это их проблема, у них много серьезных проблем. Нам-то это зачем?», – подчеркнул Леонтьев.

Стоит отметить, что накануне это обращение о закреплении роли Православия в Конституции РФ поддержали депутаты Госдумы на заседании межфракционной группы с участием представителей Русской православной церкви. Депутат от «Справедливой России» Елена Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции РФ слова о том, что православие «является основой национальной и культурной самобытности России». По ее словам, в Основном законе можно упомянуть, по крайней мере, об исторической роли православия. При этом, как заверила депутат, речь не идет о придании православию статуса государственной религии.

Участники заседания, в числе которых были депутаты от «Единой России» Сергей Железняк, Сергей Попов и Михаил Маркелов, а также коммунист Сергей Гаврилов.

Примечательно, что по данным недавнего опроса ВЦИОМ, 44% граждан РФ полагают, что Православие является в России государственной религией. 56% опрошенных считают, что православная церковь сыграла в истории России значительную роль. Всего же к православным себя причисляют 74% жителей РФ. При этом для большинства граждан важен вопрос вероисповедания главы государства (64%). Причем 50% считают недопустимым, чтобы президентом России был человек, исповедующий какую-либо отличную от православия религию.

В настоящее время статья 14 Конституции РФ гласит, что Россия – светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Кроме того, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Москва, Владимир Андропов

Против Православия

Адольф Гитлер, рейхсканцлер Германии (1933-1945):

«. для осуществления господства нашего рейха над покоренными народами Востока высшим принципом должно быть: как можно шире отвечать их стремлению к индивидуальной свободе, избегать их какой-либо государственной организации и тем самым держать представителей этих народностей на как можно более низком уровне культуры.

Надо постоянно исходить из того, что задача этих народов по отношению к нам прежде всего такова: служить нам экономически. Поэтому нашим стремлением должно быть: всеми силами забрать из захваченных русских областей все, что можно оттуда взять.

Образование деревенских общин надо тоже осуществлять так, чтобы между соседними общинами не могло возникнуть никакой общности. Во всяком случае, надо не допускать устройства единых крупных церквей для молитвенных целей.

В наших интересах — чтобы каждая деревня имела собственную секту, развивающую собственное представление о боге. Даже если таким образом в отдельных деревнях возникнет культ колдунов, как, скажем, у негров или индейцев, мы должны это только приветствовать, ибо это увеличит число разрушающих моментов на русской территории.

Местное население не должно получать полноценного образования. Школы, конечно, можно оставить. Но за школу они должны платить. Программы сделать такими, чтобы школьник знал как можно меньше, особенно о своей культуре, о своих национальных корнях.

Поэтому туда не должен прийти ни один учитель, не следует вводить для завоеванных народов никакого обязательного школьного обучения. Знания русских, украинцев, киргизов и т.д., их умение читать и писать нам только во вред. Ведь это позволило бы более способным среди них умам выработать определенное знание истории, а тем самым прийти к некоторым политическим идеям, острие которых постоянно направлялось бы на нас.

Гораздо лучше установить в каждой деревне радиогромкоговоритель, чтобы таким образом рассказывать людям всякие новости и давать им развлекательный материал, нежели делать их способными к приобретению политических, экономических и тому подобных знаний. Поэтому никому и в голову не должно прийти сообщать покоренным народам по радио какие-либо сведения об их предшествующей истории; нет, по радио надо передавать только музыку и только музыку! Ведь веселая музыка стимулирует радость труда.

Любые мысли о введении какой-либо разновидности национал-социализма были бы безумием. Но каждому народу необходима религия или идеология. Сохранить и поддерживать православную церковь неразумно, поскольку она снова обратится в организацию национального единства. Столь же неразумным было бы дать возможность обосноваться там католической церкви. Тут и говорить особенно не о чем… Нам необходимо поддерживать те формы религии и группы, которые действуют на людей умиротворяюще. Для всех тюркских народностей в этом смысле был бы полезен буддизм. Для остальных – учение Свидетелей Иеговы. Как Вам, вероятно, известно, Свидетели Иеговы обладают следующими невероятно ценными для нас качествами: несмотря на то, что они отказываются нести воинскую службу и исполнять любую работу, связанную с войной, они являются сильными противниками евреев, а также католической церкви и Папы. Кроме того, они на редкость реалистичны, не пьют и не курят, очень усердны и честны и всегда выполняют свои обещания.

Читать еще:  Полное собрание сочинений Иоанна Павла II впервые представлено в России

Сверх того, они великолепно умеют ухаживать за скотом и работать на фермах. Они не стремятся к богатству и приобретению имущества. Это противоречит их взглядам на вечную жизнь. Всё это – качества идеальные, вообще, можно сказать, что воистину верующие, идеалистически настроенные Свидетели Иеговы обладают, подобно меннонитам, весьма желательными для нас характеристиками…

…Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе. Этой цели мы можем добиться вышеуказанными путями».

Збигнев Бжезинский, американский политолог, социолог и государственный деятель, яростный русофоб:

«После распада Советского Союза главный враг США – Православная Церковь»

Российский учитель и родитель, выступающий прости изучения православной культуры в школе.

Нов этой ли компании Ваше место россияне?!

Так неужели сейчас мы, в России живущие упустим пусть небольшой, но всё же шанс предоставить своим детям возможность идентифицировать свою национальность, осознать историю своей страны? Уроки «Основ православной культуры» позволят детям ощутить свою причастность великой русской культуре, и став её наследниками, нести в века звание России как великой державы!

Материал подготовил иерей Иоанн Янушек

История православия на Руси – краткий содержательный экскурс

Сразу отметим, что все эти направления осуществлялись в нашей истории продолжительное время, были растянуты на многие века и практически полностью совпадали с главными периодами становления самой русской культуры.

Православие 10 — 13 века

Известно, что проникновение христианства на Русь началось уже в 9 веке, тем не менее, официально Крещение страны датировано 988 г, когда и начинает формироваться новая церковная организация, а также активно идет распространение самой веры.

На этом этапе очевидно преобладание успехов первого – государственного – направления.

  • Само крещение осуществляется властным решением
  • Христианству тотчас придается статус официальной религии
  • Формируется церковная собственность – земля, храмы, резиденция митрополита и т.д.
  • Оформляется церковная юрисдикция по ряду её полномочий

Церковь образует «тандем» с властью, участвует в политической жизни, поднимает «имидж» князей (освящение авторитета княжеского рода Ярослава и его потомков).

Положительное значение – укрепление закона, отвержение решения проблем престолонаследия путем насилия.

В таком варианте Русь полностью перенимает основные черты «византивизма», который явлен принципом единства христианской веры и императорской власти.

Религиозное направление этого периода не имеет быстрых внешних побед. Отечественная культура этих веков не могла соревноваться с расцветшей византийской мыслью, поскольку:

  • Отсутствовало знание языка
  • Затруднен был доступ к богословским источникам – сама Библия будет переведена лишь в 13 в.
  • Специфика аскетического труда связана с внутренним «переустройством» и личностным постижением нового

Тем не менее, в России наблюдался всплеск эмоционально-религиозного приятия христианства, когда возникают многочисленные виды «строжайшего» монашества (столпничество, затворничество, пустынножительство и проч.). Отмечался и рост монастырей (11 век -20 обителей, 13 век – уже 70).

К расцвету русской аскетики этого исторического этапа православия относят также и такой вид благочестия как странничество или паломничество. Русские люди настолько активно посещают Палестину, Грецию, Афон, что в 12 веке странничество приходится официально ограничивать.

На уровне собственно культуры этап Крещения проходил особенно трудно, поскольку в нем подразумевалась смена ценностной и даже смысловой картины мира, новый вид которой был отчасти чужд языческому мироощущению славян. Общеизвестно, что внутренней потребности смены веры у самого народа на тот период не было, а Крещение реализовывалось исключительно сверху.

  • Христианство обитало в стране в черте города или рядом с ним
  • В крестьянской среде оставалась востребованной магическая стихия язычества
  • В памятниках древнерусской культуры, относящихся к домонгольским временам, следы христианства почти не обнаруживаются

Также отметим, что вплоть до 16 века для русской культуры характерно существование «двоеверия», которое распространено было не только в мирской среде, но и среди монахов.

Период христианизации страны не проходил методом простой «пересадки» византийского православия на русскую почву. Он представлял собой синтез восточного христианства с уже имеющимися в культуре традициями язычества и этнических особенностей славян, происходящий путем адаптации догматов православия к местным представлениям и традициям. Таким образом:

  • С одной стороны — это была христианизация «варваров»
  • С другой – это был процесс варваризации самого христианства, закончившийся рождением русского православия.

Период 13 — 15 века

Период татаро-монгольского господства вносит существенные изменения в роль и место православия в стране. Происходит резкое усиление государственного направления, рост авторитета самой церкви, которое связано:

  • С ослаблением политической власти
  • С усилением территориальной раздробленности

Иными словами, церковь начинает функционировать в какой-то степени по образцу государства, кафедра в 14 веке переносится в Москву, а церковная власть становится идеологической, экономической и политической силой. Причем, сами монгольские ханы, освободив русскую церкви от уплат дани, искренне надеялись на её лояльность…

Тем не менее, именно православие становится объединяющей силой в противостоянии монгольским ханам и освобождении Руси от ига. Это видно из «лозунга» воинства того времени –

«За землю русскую, веру православную, за обиду Великого князя»

Летописи повествуют о посещениях храмов накануне сражений, возрастает значение самих христианских символов, и даже само нашествие иноземцев воспринимается карой божьей за прошлые прегрешения. Очевидно более активное осознание христианства в качестве «своей», «родной» религии. Русское православие начинает проникать в народное творчество, когда переосмысливаются и образы святых (Илья-пророка, Флора и Лавра), и выдвигаются новые носители идеи – юродивые, впоследствии также причисленные к святым.

Религиозное и собственно культурное направления этого периода почти объединены. Особенное место здесь стали занимать монастыри с их основателями, отшельниками и странниками.

В представлениях мирян эти люди стали воплощать новый вид героя, сильного человека, который даже заслоняет собой прежних былинных богатырей. Что и приводит к началу формирования отечественного типа святости, русского духовного лидера и т.д., таким образом, подтверждая начало складывания русской христианской культуры.

15 — 17 век в русском православии

Данный период обозначен в истории обострением конфронтации между государственной и церковной властью. После татаро-монгольского нашествия русское православие, а с ним и русская церковь, получили в обществе грандиозную поддержку, обрели могущество и силу, авторитет в решении государственных вопросов и влияние в формировании идеологии.

Со стороны же государства все эти «достижения» русской церкви начинаются оспариваться, что выражается:

  • В поднятии вопроса секуляризации
  • В претензиях на её землю, доход и проч.

В конце же это противостояние выльется и вовсе в раскол и ослабление русской церкви, несмотря на то, что для нее государственная власть по-прежнему желательна как сила для поддержки христианства (см. идеи византивизма). Эта восточная идея об одном правителе для всего христианского мира слишком прочно поселилась на русской почве, всплеск её силы пришелся на время падения Константинополя, в результате которого Русь осталась единственной православной (т.е. правильно исповедающей) христианство. В это время возникает известная концепция «Москва – третий Рим», воплощающая страстное желание единства власти светской и церковной.

В 16 веке не без помощи государства русская церковь становится независимой от константинопольского патриарха и в 1589 году учреждает собственную патриархию.

Религиозное направление этого периода представлено фигурами Н.Сорского и И.Волоцкого и их спорами о сущности веры.

Культурное направление ознаменовано торжеством решение национально-государственных задач России, когда складываются основные «детали» российской официальной культуры, а именно:

  • Православие – посредством учреждение патриаршества
  • Самодержавие – посредством освящения императорской власти
  • Народность – посредством регламентации повседневности

Тем не менее, строгая законность и догмат в ущерб живому духу веры привели к расколу русской церкви (сер. 17 в.)

18 век — начало 20 века

Этот исторический отрезок демонстрирует продолжение огосударствления русской церкви и тенденции разрыва её официальных институтов с истинной религиозностью.

Начала «вражды» светской и церковной властей заложены реформами Петра. В 1701 году он создает Монастырский приказ, который должен управлять церковными землями и владениями. Затем следует «Духовный регламент», кардинально реформирующий саму церковь:

  • Патриаршество заменено
  • Права и обязанности всего духовенства строго регламентированы
  • Сформирован Синод.

Ввиду чего вся русская церковь превращается в один из государственных департаментов под руководством госчиновника в чине обер-прокурора.

Религиозное направление развития православия в это время уходит из официальной церкви в провинциальные монастыри и имеет формы:

  • Ересей
  • Светского богословия
  • Старообрядчества

«Живая» струя истинных поисков появляется в культуре лишь в 19 веке и связана она с подвижниками в лице старцев Оптиной Пустыни, С.Саровского, которые возрождают традиции христианского образа жизни и православного миропонимания. Тогда же и происходит попытка перевода на родной язык Библии, которая проводится под руководством Филарета, московского митрополита.

Качественный и существенный сдвиг в развитии православной мысли и формировании православного богословия приходится на середину 19 века. В нем определены сразу два течения

  • Собственно религиозное (рост подвижничества; развитие богословской мысли, благодаря обучению священнослужителей в семинариях)
  • Философское («русский духовный ренессанс»)

Петровские реформы положили начало школам, ставшими впоследствии семинариями, что повысило общеобразовательный уровень церковников. А в недрах философской мысли возникло так называемое «светское богословие», характеризующее особенное направление русской религиозной мысли, давшей нам идеи:

  • Соборности –И.Хомяков
  • Всеединства, учение о Богочеловечестве– В.Соловьев
  • Общего дела — Федоров
  • Религиозные концепции Бердяева, братьев Трубецких, Розанова, Мережковского

Из всех представителей русского ренессанса ближе к традиционной догматике были П.Флоренский и С.Булгаков, которые имели священнический сан. Однако, хлынувшая в народ религиозная мысль, начинает проникать все глубже в отечественную культуру, поселяясь в головах и сердцах людей пусть и не принципиальными ортодоксальными положениями, но желанием поиска Бога.

К этому развитию своевременно «подключается» и русская литература, в трудах Толстого и Достоевского являя миру идеи неохристианства.

Характерно проявляется православное устремление и в низовой культуре, оно, как и прежде, полагается не на теорию богословия, а на эмоциональную связь, на молитву, на сердечное знание Христа. Оно, по словам Достоевского, и передается у нас из поколения в поколение,

и единственной любовью народа есть и был Христос, который любим у нас по-своему, до страдания…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector