3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О ГЛАВНОМ

О ГЛАВНОМ

Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте! Христос на земле, — возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился.

Рождественский ирмос первой песни

ГРЕЦИЯ
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Греки начали праздновать Рождество Христово во второй половине IV века. Празднуют его 25 декабря, по григорианскому календарю. Девяносто восемь процентов населения Греции религиозны, считают себя православными христианами. Церковь не отделена от государства, и с Рождества по Крещение студенты и работники многих предприятий уходят на рождественские каникулы.

СОЧЕЛЬНИК

Знакомые нам рождественские песенки — колядки — дети поют в сочельник. Пение обычно сопровождается игрой на музыкальном треугольнике и бубне. Наряжаться в овечьи шкуры и костюмы животных не принято. А в качестве праздничного атрибута колядовщики берут с собой украшенный ленточками и колокольчиками кораблик. Колядовщикам рады в каждом доме, и хозяева щедро угощают их орехами, гранатами, апельсинами и яблоками.

В греческих деревнях сохранился обычай: утром 24 декабря глава семьи идет в лес и вырубает крепкое хвойное дерево или оливу. Дерево приносят домой, распиливают на дрова, и с рождественского сочельника по Крещение топят им камин. Это дерево называют деревом Христа. Это своеобразная метафора: когда в камине горит это дерево, Младенцу Христу становится теплее в Вифлеемской пещере.

В рождественский сочельник или за день-два до него хозяйки пекут сладкий христопсомо (дословный перевод: хлеб Христа). Тесто для него замешивают с молитвой, а ингредиенты, например, розовую воду и муку тончайшего помола, собирают задолго до праздников. Украшают хлеб вылепленными из теста крестами или библейскими сюжетами. Также для украшения используют грецкий орех в скорлупе как символ рождающегося в мир Спасителя. Едят христопсомо в сочельник после возвращения с вечерней службы. Эта традиция напоминает о том, что Господь дал нам всем хлеб жизни, и как зерна собираются вместе в этом сладком хлебе, так и мы однажды соберемся вокруг нашего Пастыря.

ЕЛКА ИЛИ КОРАБЛИК?

Традиция украшать в Рождество елку укрепилась в Греции достаточно поздно. Первую рождественскую ель поставили в 1833 году в городе Нафплионе (тогда он был столицей государства) по приказу короля Оттона I Баварского, которого пригласили на престол после освобождения греческих территорий от турецкого ига. На следующий год рождественскую ель украсили на площади в Афинах. А в греческих домах елку стали украшать только с середины XX века.

Сегодня эта традиция получила широкое распространение. Но рядом с рождественскими елками на улицах греческих городов можно увидеть и украшенные фонариками корабли. Украшать корабли — очень древняя традиция. В старые времена почти в каждой греческой семье были моряки или рыбаки. Дети с нетерпением ждали их возвращения домой перед Рождеством и в ожидании и надежде на благополучное возвращение делали маленькие кораблики, украшали их разноцветными лентами и колокольчиками. В рождественские дни эти кораблики стали брать с собой на колядки, украшать ими дома. Так крабль стал атрибутом греческого Рождества.

А еще в Греции, как и у нас, распространена традиция украшать улицы, церкви и дома рождественскими вертепами.

КАК ПРОВОДЯТ РОЖДЕСТВО

В Греции не принято на Рождество служить ночные литургии, разве что в нескольких монастырях. Рождественская служба начинается обычно в пять часов утра. После литургии греки отмечают праздник в домашнем кругу. На стол подают блюда из свинины, блины и традиционное рождественское песочное печенье — меломакарона и курабьедес. А после праздничного обеда идут в гости к многочисленным друзьям и знакомым.

НОВЫЙ ГОД

В Новый год детям приносит подарки не Дед Мороз, а святой Василий, ведь первого января празднуется его память. В Греции этого святого любят как доброго старца, который при жизни заботился о бедных семьях и помогал детям. В день его памяти пекут особенный сладкий пирог, который называется василопита.

ГРУЗИЯ
АЛИЛО

«Алило» — от слова «аллилуйя» — это многовековая грузинская рождественская традиция. Завершается рождественское ночное богослужение во всех церквях Грузии. Но большинство людей не идут спать, ведь начинается торжественное шествие. Праздничные крестные ходы начинаются в разных концах городов и стекаются к главному храму города. Священники несут хоругви, кресты и иконы, и к ним присоединяются все желающие — от президента, политиков, известных в Грузии лиц до простых граждан и детей. Крестный ход идет навстречу родившемуся Христу с самыми разнообразными дарами — фруктами, конфетами, продуктами, одеждой, одеялами, игрушками. Пожертвования собираются в огромные корзины — из-за обилия даров их погружают на повозки с волами — и по завершении шествия отдают в детские дома, приюты для престарелых, нуждающимся семьям. По традиции, участники «Алило» одеты в белые одежды и в светлые овечьи шкуры — последние символизируют пастухов, которые песнопениями оповещают всех прохожих о рождении Спасителя.

Трехголосное песнопение «Алило» — предмет особого разговора. Оно исполняется только в рождественскую ночь, причем звучание его настолько необычно, что создает ощущение, будто бы мощный звук распространяется по земле с последующим уходом ввысь, к небу.

ЧИЧИЛАКИ

Ни Новый год, ни Рождество не обходится в Грузии без чичилаки — это ореховый прут, оструганный таким образом, чтобы его полностью покрывали тонкие кудрявые ленты белой древесины. Чичилаки украшают крестиком, орехами, красными ягодами, вечнозеленым вьюнком. В народе чичилаки называют бородой святого Василия, ведь его память празднуют в Грузии первого января.

ПЕРВЫЙ ГОСТЬ

В первый день нового года и в Рождество грузины ждут «меквле» — первого гостя, который войдет в дом с добрыми пожеланиями и намерениями. Роль «меквле» может взять на себя и глава семьи.

СЕРБИЯ

За два дня до Рожества в Сербии отмечается день драки, Туцин дан. В этот день детям нельзя драться и их нельзя наказывать. В этот же день готовят поросенка, которого запекают к рождественскому столу.

Очень важен день перед Рождеством, он называется Бадни дан. Утром в это день хозяин дома идет в лес и срезает большую ветку молодого дуба (или даже деревце целиком) — бадняк. Городские жители покупают бадняк на рынке. Эти дубовые ветки вешают над входной дверью, здесь они провисят до старого Нового года. Но сначала от бадняка отрезают три веточки, одну из них хозяин вносит в дом. Эту веточку сжигают вечером в Сочельник, а утром в Рождество сжигают вторую. Третью нужно сжечь в старый Новый год.

Утром в Бадни дан хозяйка печет специальный рождественский хлеб — его называют «чесница» —, в который замешивает разные символы. Во время праздничного обеда хозяин разламывает хлеб и дает по куску каждому члену семьи. Все смотрят, кому что досталось. В разных регионах Сербии символы разные, обычно это кизил, чеснок (символы здоровья), веточка дуба (пожелание благополучия в будущем году), кукуруза и пшеница (пожелание хорошего хозяйства и изобилия).

В день Рождества принято одеваться во что-то новое, вставать рано, заниматься всеми делами понемногу. Не во всех регионах Сербии принято ходить на рождественскую службу, но перед церквями, особенно в городах, собирают костер из дубовых веток (часто — принесенных из домов прихожанами), а вокруг костра после службы собираются люди, пьют вино, общаются.

При встрече в эти праздничные дни люди говорят друг другу «Христос родился» и отвечают «Воистину родился!», а потом трижды целуются.

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ

Традицию украшать в Новый год и Рождество улицы хвойными деревьями, а дома — еловыми ветками на русские земли привез Петр I. Но после смерти императора об этой традиции забыли. И возобновила ее царица Александра Федоровна, супруга императора Николая I, уже в середине XIX века.

Украшали елку после рождественского всенощного бдения, втайне от детей. По традиции, венчала елку Вифлеемская звезда.

В Сочельник было принято вкушать пищу раз в день, после вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой — свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества. Сейчас вечерня в сочельник служится, как правило, утром 6 января вместе с литургией.

На ужин в Сочельник старались пригласить всех одиноких друзей и знакомых, ведь никто не должен быть одинок в Рождество.

В первые три дня Рождества устраивали благотворительные елки для обездоленных детей, люди ходили друг другу в гости, поздравляли с праздником и дарили подарки.

Митрополит Антоний Сурожский писал:

Когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета. И они пошли — и в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества. А таких людей в истории человечества — несметное количество. И по сей день — увы! — в больших городах и на просторах земных сколько таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждет, о которых никто не воздыхает, которым никто не готов открыть свой дом, потому что они чужие или потому что страшно приобщиться судьбе людей, обездоленных не только несчастьем, но человеческой злобой: ставших чужими, потому что люди, другие люди из своего сердца и из своей судьбы их исключили. Одиночество — страшное, жгучее, убийственное одиночество, которое снедает сердца стольких людей, было долей Пречистой Девы Богородицы, Иосифа Обручника и только что родившегося Христа. Он был чужой, никем не желанный, исключенный и выброшенный. Это — начало пути Его; и на этом пути Он приобщился, как я сказал, всем, кто так живет и в наше время, чужим среди людей, которые должны быть для них братьями; презренны они, побеждены — подлостью, трусостью и злобой человеческой. Уязвимы они по хрупкости своей, по беззащитности своей. Наше дело, христиан, увидеть в них образ Того Бога, Которого мы благоговейно сегодня чтим, и таких принять, как мы приняли бы теперь Христа, если бы Он явился перед нами обездоленным, уязвимым, беспомощным, презренным, ненавидимым, гонимым…

При подготовке публикации использованы материалы сайтов (1 2 3)

Фото: открытые интернет-источники

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Рождество Христово — один из самых важнейших христианских праздников. В этот день в городе Вифлеем родился сын Божий Иисус Христос.

Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а западные христиане, которые живут по григорианскому календарю, — 25 декабря.

Sputnik Грузия поинтересовался, с чем связано это временное несоответствие празднования Рождества в прошлом и в настоящее время.

Рождество Христово

Праздновать Рождество Христово стали в первые века христианства — установлен праздник в честь Рождения Девой Марией Сына Божьего во плоти. Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа.

Мария, мать Иисуса Христа, и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем из города Назарет, где они жили, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

Читать еще:  Новый смартфон iPhone 5C

Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота, так как гостиницах Вифлеема все места в связи с переписью были заняты. Пресвятая Дева родила Сына Божия в пещере, спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Весть о рождении Спасителя мира, среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, услышали пастухи, сторожившие стадо. С вестью о том, что в мир пришел Спаситель, явились ангелы пастухам, которые первыми пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, которая согласно восточным пророчествам, означала время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого иудейский народ ждал.

Новорожденному Спасителю поклонились и древние мудрецы, которые достигли Вифлеема, следуя за путеводной звездой. Волхвы принесли Сыну Божиему дары Востока — золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл.

Традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку пришла с тех давних времен. Отмечать это событие как праздник стали значительно позже — одно из первых упоминаний о празднике Рождества Христова датируется IV веком.

История праздника

В Восточных и Западных Церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января – этот праздник был известен под именем Богоявления.

Воспоминание и прославление события явления Сына Божия во плоти было основной целью установления праздника.

Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова в 337 году.

С тех пор Рождество Христово весь христианский мир отмечает 25 декабря. Составляет исключение Армянская Церковь, которая по сей день 6 января отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.

Церковь, перенося праздник на 25 декабря, хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Кроме того, отцы церкви считали, что 25 декабря более всего исторически соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова в Восточной Церкви 25 декабря было введено позже, чем в Западной — во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать 25 декабря Рождество Христово распространился по всему православному Востоку.

Празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.

Рождество Христово 7 января справляют также Коптская православная церковь в Египте, православные и греко-католики на Украине, православные Македонии, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана.

Разница в датах

Разница в датах празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которые не были признаны Православной церковью.

Юлианский календарь, введенный в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким. Поэтому папа римский Григорий XIII в XVI веке провел реформу, цель которой состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому — юлианскому календарю.

В год, когда был введен григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Грузию, различие между старым и новым стилями составляло 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.

П.С. Учитывая, немало споров в Грузии, связанных с датой празднования Рождества, решил опубликовать, написанный достаточно простым языком, текст на сайте «»Спутник Грузия» — когда, что и почему, по поводу Рождества Христова.

Меня искренне удивляет, как с пеной у рта немалая часть мишистов и либералов, ненавидят почти все, что связано с православием и объясняют свою ненависть борьбой с империей зла. А так, слабо, просто оголиться и сказать, что дело не в империи зла, а в том, что я просто не верую и презираю православие? Так, видимо, слабо. Да и тогда как на выборах проценты набирать?

Некоторые мишисты прямо выкрикивают перед каждым Рождеством, что если будем отмечать 25-го, то, тогда все.. перережем пуповину с Россией, и станем членами евросемьи. И знаете, кажется, к болтовне этой настолько привыкли, что грузинское большинство, в массе своей, уже и не считает нужным относиться к подобному словоблудию, всерьез. Ну, говорят и говорят, а когда они молчали?

Что я могу сказать? От того, когда ты празднуешь Рождество, на мой взгляд, ориентация абсолютно поменяться не может. То есть, от перемены мест слогаемых — сумма совершенно не меняется.

Это просто полюции болтушек, абсолютно далеких от веры и стермящихся постоянно выкрикнуть что-то против.

Господи, у нас, вроде, демократия. можно отмечать и 25 и 7 и вообще не отмечать и игнорировать.. А может, Мишу назначить Патриархом, чтобы он все исправил за последние . веков, за пару дней, уверен, справится, и. станем, как эльфы и будем хихикать над тем, что столько веков топтались на месте?

В каких странах празднуют рождество 25 декабря?

Можно выделить несколько государств, где рождественская ночь наступает 25 декабря. В этот список входит Германия, Франция, США, Австрия, Великобритания, Италия, Греция и другие страны.

Католическая церковь начинает служения в Рождество 25 числа.

Великобритания

Рождество в разных странах мира празднуется по традициям, установленным в стране. В Великобритании жители чтут традиции, поэтому в Рождественскую ночь люди накрывают столы, и празднуют этот большой день. После проведения рождественского обеда, Святой день завершается речью, которую произносит королева.

Празднование рождественского дня происходит 25 декабря, в это время начинаются служения в церкви.

Германия

Государство расположено в католической Европе, поэтому праздновать Святой день здесь принято в ночь с 24 на 25 декабря. Но в Германии люди готовятся к торжественному вечеру за месяц до святого дня. Период подготовки к торжеству называют “адвент”.

Во всех храмах страны начинаются торжественные службы. Церкви совершают обряды покаяния и причастия.

Рождество в других странах не отличается яркостью и праздностью, США же является страной, где в Рождественскую ночь зажигаются миллионы огоньков на домах. Американцы тратят большие суммы денег, чтобы украсить свои дома иллюминациями света и гирляндами. Перед домами принято устанавливать фигурки оленей, Иисуса и Санты. Именно в Соединенных Штатах к празднованию подходят весело и необычно.

На входной двери вешают венки из хвои, а также делают украшения из полосатых рождественских леденцов.

Франция

Рассматривая, в каких странах празднуют Рождество 25 декабря, можно увидеть, что во Франции Святой день также приходится на это время. Еще в 12 веке французы имели особенный обычаи, накануне праздника в дом приносили вишневое дерево, его поливали вином и маслом, а затем сжигали в печи. Такая традиция должна быть привлекать удачу в дом.

Сегодня традиции сохранились, но вместо дерева используется торт в виде полена. Его готовят в каждой семье. Если в России Рождество принято встречать в домашней обстановке, то во Франции жители ходят в кафе и рестораны.

Италия

Многие интересуются, почему Рождество празднуется не 7 января в этой стране. Так как Италия относится к католическому государству, то и празднование проходит 25 декабря. В Италии рождественская ночь отличается своей символикой и уникальностью.

Здесь нельзя увидеть привычного Санту, так как в качестве декора итальянцы используют сценки из писания про появление на свет Иисуса Христа. Статуэтки можно увидеть на площадях, в домах и во дворах жителей страны. Витрины магазинов и супермаркетов также украшены живыми постановками.

Австрия

Многие страны еще не отпраздновали Рождество 7 января, но в Австрии Святой день приходится на 25 Декабря, поэтому жители страны начинают подготовку к этому празднику заранее. Приготовления принято начинать за месяц до этого дня. В конце ноября верующие начинают соблюдение строго поста, он носит название адвент. В это же время и занимаются подготовкой к Рождественской ночи.

В домах хозяйки своими руками изготавливают венки с четырьмя свечами. Венки ставят в доме, и в первый воскресный день поста зажигают первую свечу, затем в каждое воскресенье зажигают последующие свечи. В последнее воскресенье на венке должны гореть все четыре свечи.

Греция

Во всех городах Греции, в каких бывает Рождество, горожане для детей делают праздничные костюмы своими руками. Костюмы должны соответствовать празднику, родители с детьми учат рождественские песни и колядки. В Рождественский день дети наряжаются и ходят к родным и знакомым, чтобы поздравить их с наступающим праздником и рождением Христа. Хозяева дома должны поблагодарить детей за поздравления, дав им сладости и сладкую сдобу.

Болгария

Болгария входит в список государств, какие отмечают рождество в стране 25 декабря. В этой стране рождественский день называется “Коляда”. По поверьям в дома приходит Дедушка Коляда и приносит деткам подарки. Дедушка посещает дома верующих в ночь с 24 на 25 декабря. В это же время проходят народные забавы, когда мужчины одеваются в традиционные наряды и поют коледни. В этих песнях юноши желают каждому из домов счастья, здоровья и плодородия.

Хозяйки могут подарить “певцам” чернослив, брынзу, различные орехи, сало или выпеченные крендельки. В Болгарии принято праздновать этот день в кругу семьи.

Почему Рождество у католиков и православных не совпадает, а с Пасхой все сложнее

Как известно, в христианстве праздники бывают непереходящие, то есть закрепленные в календаре и всегда отмечаемые в один и тот же день, и переходящие (то есть имеющие плавающую дату).

Так вот, в 1948 году на московском совещании православных церквей было принято постановление, что Пасха и все переходящие праздники должны рассчитываться по юлианскому календарю, а непереходящие — по тому календарю, по которому живет поместная церковь.

Но на самом деле все это нужно просто принять и запомнить, а что касается переходящих праздников, например, Пасхи — просто ежегодно уточнять их дату по церковному календарю.

filaretuos

Друзья и враги

Западное и Восточное Рождество

Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты.

Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

И в наше время Православное Рождество «отстает» от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные — 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким — «лишнее» время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников — Пасха — стал «наступать» намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

Читать еще:  Нюансы и правила выбора автоломбарда, как не ошибиться

В России григорианский календарь был введен в 1918 году, однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» Григорианским календарем, а так называемым «Новоюлианским», который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского — за 3 тысячи 333 года, а «Новоюлианского» — за 40 тысяч лет).

На вопросы о «Рождественском и Православном» Рождестве отвечает иеромонах Филипп (Рябых) и генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорем Ковалевский.

Иеромонах Филипп (Рябых): Суть праздника Рождества заключается в том, что примерно 2 000 лет назад человечество увидело сбывшейся свою долгую надежду на тесное общение с Богом. Об этой надежде говорит писание Ветхого Завета, о том, как праведники искали этой близости с Богом. И о том, как в Рождество человечество действительно может очень близко подойти к Богу, обратиться к нему и изменить свою жизнь.

А.З.: Но ведь многие люди празднуют Рождество, да и Новый Год, просто как семейный праздник. Покупают подарки, поют песни. То есть Рождество для многих людей связано просто с какой-то чисто житейской радостью.

Иеромонах Филипп (Рябых): Это действительно так. Но ведь источник этой радости и заключается в осознании события. Человек ищет в своей жизни опору, ищет добра, любви. И как раз пришествие Бога на землю открывает человеку все это.

А.З.: Отец Игорь, а для вашей церкви в России, чем Рождество отличается от Рождества в каких-то других местах или от Рождества в Православной Церкви?

Священник Игорь Ковалевский: В России прежде всего датой. Хотя некорректно говорить, что 25 – это католическое Рождество. Большинство православных тоже отмечает Рождество 25-го декабря по григорианскому календарю. На самом деле даты эти условные. Библия не говорит, когда конкретно родился Христос. Главное, чтобы он родился в наших сердцах. А смысл праздника, наверное, лучше всего выражает начало Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотью и обитало с нами ». Бог стал человеком. Раз Бог стал человеком, то нашу жизнь наполняет истинная радость. Радость и есть главный атрибут Рождества. Она проявляется в культуре, в том числе в традициях, которые у разных народов могут отличаться друг от друга. Но главное, все должно приводить к радости.

Иеромонах Филипп (Рябых): Если говорить об особенностях празднования Рождества в России, то надо отметить, что подготовкой к встрече этой радости в России является соблюдение рождественского поста.

А.З.: И этому так мешают новогодние праздники!

Иеромонах Филипп (Рябых): Действительно, это то, что мы унаследовали с советского времени, потому что государство в 1918 году перешло на григорианский календарь и с тех пор гражданский календарь – это григорианский календарь, но церковь продолжала жить по юлианскому календарю. И теперь получилось так, что Новый Год мы отмечаем раньше, чем к нам приходит Рождество. И люди этот праздник уже стараются отметить весельем, застольем. И как раз это не соответствует духу поста.

А.З.: Сегодня на Западе очень актуален вопрос для многих христианских общин о «возвращении Христа в Рождество» — «Return Christ to Christmas». Мне приходилось читать статью одного протестантского пастора в Америке, который совершенно серьезно предлагает вместо Рождества сделать 2 праздника. И убрать из этого христианского Рождества охоту за подарками, застолье и его потребительскую сторону. В России, казалось бы, этой проблемы нет.

Иеромонах Филипп (Рябых): Мне кажется, что такие предложения рано или поздно окажутся непродуктивными. Потому что, когда мы стараемся отделить духовное от материального, от земного, тогда все равно происходит некое искажение смысла христианского праздника. Ведь Бог стал человеком. Значит, соединилось духовное и материальное. И с тех пор мы не можем противопоставлять духовное и материальное, духовное и земное. Мы должны суметь их соединить. И в этом является задача и христианина, в том числе.

Священник Игорь Ковалевский: Церковь призвана облагораживать культуру. В том числе светскую, мирскую культуру. И, в частности, то, что касается коммерческой составляющей Рождества Христова. Это задача для всех христиан на самом деле и на Западе, и на Востоке вносить эту духовную составляющую. Сейчас даже в некоторых странах идут дискуссии по поводу политкорректности самого названия – Рождество (Christmas), насколько это приемлемо для представителей других религий. На самом деле необходимо вернуться к истокам.

А.З.: Поскольку заканчивается год, каковы главные события этого года, итоги года для православной церкви, для католической церкви в России?

Иеромонах Филипп (Рябых): В русской православной церкви таким событием стало избрание нового Патриарха, главы церкви. 1 февраля была совершена интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его приход на патриарший престол открыл новую страницу в истории русской церкви и, думаю, в истории тех стран, которые окормляет русская церковь. Святейший Патриарх уже показал, что главной задачей его патриаршества будет работа с молодежью. Это будущее церкви.

Священник Игорь Ковалевский: На самом деле для католической общины в России, избрание нового Патриарха тоже является важнейшим событием. Ничего в этом удивительного нет, ведь мы близкие по духу конфессии, а католическая община находится в меньшинстве в России и призвана, по своей природе, к плодотворному сотрудничеству с Русской Православной Церковью. Поэтому для нас очень важным событием также является возобновление работы нашей смешанной рабочей группы по урегулированию проблем между нашими Церквями в Российской Федерации. Мы как раз председатели с отцом Филиппом этой рабочей группы.

А.З.: Спасибо! И давайте поздравим сейчас всех наших читателей, зрителей, слушателей, пользователей сайта РИА Новости с праздниками! И с Рождеством Христовым!

Рождество Христово: история и традиции празднования

Миллионы православных христиан во всем мире отмечают один из самых главных церковных праздников — светлое Рождество Христово

В ночь с 6 на 7 января миллионы православных христиан во всем мире отмечают один из главных церковных праздников — светлое Рождество Христово, которое входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.

Рождество Христово

Согласно пророкам, Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира в царствование императора Августа (Октавия). События Рождества Христова отражены в Евангелиях от Луки и Матфея.

Как сообщают евангелисты, Дева Мария и ее муж Иосиф, жившие в городе Назарет (он существует в Израиле и в наши дни), пошли в Вифлеем, чтобы принять участие в обязательной переписи населения Римской империи. Император Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Перепись велась по коленам, племенам и родам, а каждое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. У Девы Марии и Иосифа таким городом был Вифлием, куда они и отправились, чтобы внести свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых о его рождении известил ангел. Матфей упоминает и о чудесной звезде, которая привела к младенцу Иисусу волхвов, поднесших дары — золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну.

Прослышав о рождении Иисуса, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, и опасавшийся его как соперника своему царствованию, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

История праздника

В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник — Рождество Христово. Начало его празднования относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятаго месяца» (от марта).

Праздник Рождества Христова отмечается в разные даты христианскими церквями из-за различий в юлианском и григорианском календарях.

В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря,но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

В 1582 году западные европейцы провели реформу, перейдя на григорианский календарь, который был введен в России лишь в 1918 году. Однако, Русская православная церковь этого не признала и продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.

Рождественский пост

Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Молдова отмечает Рождество дважды

Молдова — православная страна, однако в ней переплелось множество различных культур. Отмечают здесь с размахом и католическое Рождество — 25 декабря, и «традиционное» православное — 7 января.

Две даты празднования Рождества Христова — по новому и по старому стилю — закреплены в республике на законодательном уровне. Различия в юлианском и григорианском календарях и стали причиной того, что в правительственном праздничном календаре появилось два Рождества.

Молдавские традиции на Рождество

Колядки и прочие зимние песнопения — наследие славян, которые славили в эти дни бога Коляду, хотя слово «колядка» в молдавском языке звучит как «колинда» — от римских календ, священных дней. Один из главных атрибутов колядок — коза.

Колядующие обычно ходят по дворам с котомками, куда складывают полученные от хозяев дары. По поверью, кто щедро одарит колядующих, к тому в Новом году придут удача и достаток. Традиционный дар — хлеб, символ достатка. Возглавляет их переодетый в козла мужчина. На его голове — рога, поверх одежды — овечий тулуп, вывернутый наизнанку.

Козел олицетворяет нечистую силу: он прыгает вокруг прохожих, пугает их. Другой ряженый несет в руках специально изготовленный к этому празднику национальный инструмент «бугай». Остальные колядующие звенят колокольчиками. В народной памяти хранятся сотни рождественских мотивов. Среди них своеобразные кричалки — «урэтурь» и «стригэтурь», в которых звучат пожелания счастья, здоровья, урожайного года.

Читать еще:  Освящен первый православный храм в Антарктиде

Колядки обязательно сопровождаются еще одним характерным для праздника элементом — звездой. Несут ее дети. В центре звезды помещают икону с ликом младенца Иисуса, колядующие поют о появлении на небе звезды, возвестившей о рождении Сына Божьего и приведшей трех восточных королей к месту его рождения. Большинство колядок начинаются словами: «Восходит высоко звезда». Эта традиция также тесно переплетается с язычеством.

Детям дарит подарки Мош Крэчун, аналог Деда Мороза и Санты Клауса. Многие этнологи сравнивают его с языческим богом славян Карачуном. Однако в молдавских легендах это добрый старик. Вместе с ним приходит поздравлять детей Алба ка Зэпадэ (Белоснежка или Снегурочка). Им пытается помешать ведьма Хырка, аналог Бабы Яги. Как правило, в селах разыгрываются разнообразные сценки с масками этих персонажей.

Рождественский стол в Молдове

Рождество в Молдове отмечают с размахом. После поста столы ломятся от лакомств. Но даже праздничное застолье не обходится без обрядовых традиций. В Рождество на праздничном столе обязательно должны быть блюда из свинины, символизирующие богатство и достаток в доме. Традиционно подают свиное жаркое и колбасы, голубцы, холодец (студень), рыбу, хлеб, фрукты, сласти и напитки, а также мамалыгу и кутью (толченая пшеница с изюмом, орехами и медом).

Блюд должно быть семь, девять или 12. Считается, что эти числа имеют магическое значение.

Краткая история Рождества Христова

История церкви Христовой знает немало расхождений с истинным учением апостолов, оно выражалось в искажении общего богословия и, как следствие, искажалось само учение о Христе. Это также стало причиной того, что праздник отделился от общего празднования Боговоплощения, которое соединило в себе три события, и было введено отдельно Рождество.

Отделение праздника произошло в IV веке при папе Юлии. Установив дату празднования 25 декабря, Церковь создала противовес культу солнца, который язычники отмечали в этот день. Празднование было так популярно, что в нем принимали участие даже христиане, греша тем самым против второй заповеди. Таким образом, введение праздника Рождества Христова заменило языческую традицию празднования зимнего солнцеворота и обратило сердца людей к истинному Богу.

День для праздника был крайне символичен и закономерен – ведь символ солнца, как никакой другой, приличествует воспоминанию события Рождества, так как Христос – это Солнце правды, Свет миру, Победитель смерти – как называют Его апостолы.

По мнению великих христианских умов мировой величины, таких как Иоанн Златоуст, блаженный Августин, св. Кирилл Александрийский и другие – дата Рождества 25 декабря действительно имеет высокую историческую достоверность в деле вычисления дня Рождества Христова.

Введение летоисчисления от Рождества Христова произошло в 525 году и связано со значением, которое оно имело для всего человечества. Две эры – до Рождества Мессии, до возможности вечной жизни и прощения грехов, — и после. Монах Дионисий Малый, который высчитывал события, чтобы положить их в основу нового календаря, ошибся с расчетами – если быть точным, то сейчас на 4 года раньше, чем принято считать и действующий счет времени имеет эту погрешность. Но событие, тем не менее, осталось главным в истории человечества – вот почему летоисчисление ведется от Рождества Христова.

История Православного Рождества

Спросите у своих знакомых, друзей, когда православные отмечают рождество, и услышите утверждение, что 7 января, и ответ будет, как ни странно, не совсем верным.

Ведь существуют православные церкви, отмечающие Рождество 25 декабря. И их не мало, а 10 из существующих сегодня 15.

Кроме этого, существуют и католические церкви, которые отмечают Рождество совместно с православными христианами 7 января. Почему же произошла такая путаница с днем католического и православного Рождества.

Чтобы разобраться, придется заглянуть в историю.

И здесь, как ни странно, однозначного ответа нет, так как не установлена настоящая дата рождения Христа.

Привычное для многих 6 января долго отмечали, как День Крещения, так как это событие считалось более важным в жизни христиан.

Когда же встал вопрос о рождении Христа, то его высчитывали исходя из даты вести о богозачатии, которое припадает на 25 марта по старому стилю.

Так и вычислили 25 декабря. Именно эта дата встречается во многих древних источниках.

К тому же на 25 декабря во многих западных странах праздновался языческий праздник, посвященный богу Сатурну.

Римской церкви было удобно провозгласить Рождество на эту дату. Такая подмена помогала искоренять языческие праздники, более привычные по тем временам людям.

Константинопольская церковь присоединилась к празднованию Рождества в веке.

Поэтому длительное время православное Рождество отмечалось именно 25 декабря. И такое положение вещей сохранялось буквально до начала 20 века.

В России в это время принимается решение о переходе на Григорианский календарь, по которому европейские страны живут уже не один год. Но церковь такого решения не поддерживает.

Поэтому церковный календарь русской церкви исчисляется по Юлианскому календарю.

И даты праздников сохранились именно в соответствии со старым стилем.

По григорианскому летосчислению даты праздников сдвинулись на 13 дней.

Поэтому и получается, что Рождество по православному календарю и сегодня отмечается 25 декабря, но по юлианскому календарю, что соответствует 7 января по более привычному для обывателей календарю.

Какие православные отмечают Рождество 25 декабря по старому стилю?

Это прихожане Русской, Сербской, Грузинской, Белоруской и Иерусалимской Церкви.

С 2014 года к ним присоединилась еще и Польская православная церковь.

Вместе с ними Рождество празднуют и украинские греко-католики, но на фоне последних событий начал подниматься вопрос о переносе даты празднования Рождества.

Дата празднования православного Рождества также совпадает с днем праздника у некоторых протестантов, придерживающихся Юлианскому календарю. На этот же день отмечают Рождество афонские старцы. Так что дать однозначный ответ, какого числа православное рождество, сложно.

Почему католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные — 7 января?

Дата католического Рождества – 25 декабря, а православные украинцы отмечают Рождество Христово 7 января. Почему же даты рождения Иисуса Христа разные?

Православное Рождество «отстает» от католического на 13 дней. Это произошло из-за путаницы календарей: в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль». Старый, юлианский календарь, стали называть старым стилем. Различие между новым и старым стилем каждые сто лет увеличивается на 1 день и в XX в. составляет 13 суток.

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в России продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть ввела григорианский календарь и в Советском Союзе, церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря – таким образом, появился «Новоюлианский» календарь.

Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее, чем через месяц. Таким образом, католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, встречают праздник Рождества Христова в ночь с 24 на 25 декабря.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» Григорианским календарем, а так называемым «Новоюлианским», который пока совпадает с Григорианским.

Расхождение между Григорианским и «Новоюлианским» календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского – за 3 тысячи 333 года, а «Новоюлианского» – за 40 тысяч лет).

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира.

25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который после принятия в Риме христианства наполнился новым содержанием.

Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» — особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, — и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector