0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чье Рождество правильное

Чье Рождество правильное?

Отгремели официальные “новорождественские” и новогодние праздники. Страна готовится к встрече Рождества по старому стилю.

Республика Молдова далеко не уникальна в этом плане. Кроме нашей страны официально двойное Рождество 25 декабря и 7 января празднуют ещё в четырёх странах мира.

Так когда родился Иисус?

День рождения Иисуса Христа – Рождество – является одним из главных христианских праздников, который отмечают и католики, и православные, и протестанты. Это государственный праздник в более чем 100 странах мира: ежегодно его отмечает большая часть населения планеты.

Принято считать, что Спаситель родился 25 декабря, хотя в Библии нет прямого ответа на вопрос: “Когда родился Иисус?”. Дата 25 декабря впервые была указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году, а в 337 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа. Однако вопрос о реальной дате (а также реальном годе) рождения Спасителя всё ещё является спорным и однозначно нерешенным.

Попытки установить год рождения Иисуса Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов) не привели к конкретной дате, но считается, что, по-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 гг. до н.э. Во всяком случае, согласно Библии, Иисус родился “во дни царя Ирода”, который, как было точно установлено, умер в 4 г. до н.э. Тем не менее, сегодня мы пользуемся ошибочным летоисчислением, введенным римской церковью в 533 году. В его основу были положены расчеты архивариуса Папы Римского, скифского монаха Дионисия Малого, произведенные в 525 году.

Рождество – время Коляды и Бога Солнца

Летом 1996 г. в одном из своих посланий Папа римский Иоанн Павел Второй признал, что историческая дата Рождества Христова неизвестна, и что в действительности Спаситель родился на 5-7 лет раньше новой эры – “официального” Рождества Христова. Тем не менее, исправлять ошибки Дионисия Малого (а в своих расчётах он, к тому же, еще не использовал “0”, потому что в Европе в то время было не известно это математическое понятие) сейчас, естественно, никто не будет.

Такая же путаница возникла и с датой рождения Иисуса Христа. Одно из основных указаний на время его рождества – это рассказ о Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Её символ сейчас украшает все рождественские ёлки.

Скорее всего, волхвы наблюдали реальное астрономическое явление. Наиболее вероятным “кандидатом” в Вифлеемские звезды учёные называют вспышку новой или сверхновой (другие версии – комета Галлея, соединение планет, гелиактический восход).

В 1977 г. английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течении 70 дней вспышкой яркой новой звезды весной 5 г. до н.э. Причём им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. Астрономические расчёты подтвердили, что весной того года ее яркое сияние могло наблюдаться в Персии, откуда пришли волхвы, а в целом – от Сирии до Китая и Кореи, низко над горизонтом, перед восходом солнца – все точно по Евангелию Матфея. Путь из Персии в Иерусалим занимал не менее 5-6 месяцев, следовательно, волхвы прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н.э. — скорее всего, в конце сентября или в октябре, и к тому моменту они уже наблюдали Святое семейство с младенцем Иисусом.

Из расчётов сторонников версии, что Вифлеемская звезда – это комета Галлея тоже выходит, что Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е, но уж никак не 25 декабря. О том, что Спаситель мог родиться в конце сентября – начале октября свидетельствуют и некоторые косвенные указания в Библии: например, время зачатия и рождения Иоанна Крестителя, который, судя по текстам, был на 5-6 месяцев старше Иисуса. Еще одно косвенное подтверждение этого вывода – указание евангелиста Луки о переписи по указу римского кесаря Августа, согласно которому каждый должен был пройти перепись в своем родном городе. Подобное мероприятие вряд ли могло происходить зимой, когда путешествие было довольно затруднительным и дорогостоящим, а декабрь и январь — достаточно холодные месяцы в гористой местности Иудеи, где находился Вифлеем. Кстати, Свидетели Иеговы считают, что Христос родился именно в начале октября. Однако церковное празднование Рождества Христова было закреплено за 25 декабря.

Современные ученые считают, что это было сделано намеренно, и связано не столько с реальными изысканиями возможных сроков рождения Спасителя, сколько с политической конъюнктурой того времени. Дело в том, что даже после принятия христианства язычество у римлян не теряло своих позиций. С особенно большой пышностью 25 декабря отмечался праздник поклонения солнцу – Dies Natalis Solis Invicti (Рождество Непобедимого Солнца), установленный в 274 г. императором Аврелианом. Чтобы устранить языческие традиции в 337 г. Римская церковь официально и постановила считать 25 декабря днём Рождества Иисуса Христа.

“Католическое” и “православное” Рождество

Обычно считается, что 25 декабря отмечается католическое Рождество, а 7 января – православное. На самом деле это не так.

В ночь с 24 на 25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и лютеране и другие протестанские конфессии, а также 11 Поместных Православных Церквей мира (они пользуются не “католическим” григорианским календарём, а так называемым “новоюлианским”, который пока совпадает с григорианским — расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году).

А вот в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают ряд православных церквей, оставшихся в старом стиле (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская), афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, Армянская Апостольская Церковь (отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия), греческие старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви, православные арабы в Иерусалиме, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и часть российских протестантов. В 2014 г. к юлианскому календарю после отмены соборного решения 1924 г. о введении нового стиля вернулась и Польская Православная Церковь.

Митрополит Владимир поздравил православных верующих страны

Юлианский календарь был введен в 45 г до н.э. Юлием Цезарем. Согласно ему, год начинается 1 января, насчитывает 365 дней, каждый четвертый год является високосным, когда в феврале добавляется еще один день – 29 февраля. Однако юлианский календарь не учитывал ещё одного дня, который накапливался каждые 128 лет.

В 1582 г. папа Римский Григорий XIII признал юлианский календарь неточным (у духовенства возникли проблемы с расчетом даты Пасхи). В нём нашли ошибку: отставание календарного учёта от астрономического. В итоге 4 октября 1582 г. в католических странах Григорием XIII был введен новый, “григорианский” календарь, который сегодня используется в большинстве стран мира. На момент проведения реформы 1582 г. между датами в юлианском и григорианском календарях возникло расхождение в 10 дней.

Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по старому — юлианскому календарю. Правда, в 1923 г. по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Так появился не принятый всеми Православными Церквями и их отдельными подразделениями т.н. “новоюлианский” календарь, на данный момент совпадающий с григорианским.

Так что христианские церкви и конфессии сегодня используют сразу три календаря – юлианский, новоюлианский и григорианский. Отсюда и расхождение в праздновании Рождества Христова и других христианских праздников.

Рождество с политическим привкусом

В Молдове первую попытку отпраздновать Рождество “по-европейски” предпринял кишинёвский мэр Дорин Киртоакэ. Было это в 2007 году и вылилось в знаменитые “ёлочные войны”.

В декабре 2007 г. генпримар Кишинёва распорядился нарядить ёлки в городе, включая “центральную” зелёную красавицу, 10 или 15 декабря – чтобы “Кишинёв в этом плане шёл в ногу с крупными европейскими городами”. Вице-мэр Анна-Лучия Кулев на заседании мэрии отрапортовала, что к 25 декабря в честь Рождества по новому стилю будет подготовлена праздничная культурно-художественная программа.

В общем, отмечать “европейское” Рождество столичное руководство собиралось с размахом. Однако правящие на тот момент центральные коммунистические власти запретили мэрии устанавливать рождественскую ёлку на центральной площади Кишинёва ранее 30 декабря. Киртоакэ не послушался. Ёлка была установлена. К ней – для охраны – были приставлены двое активистов Либеральной партии. Тем не менее, той же ночью “ёлка Киртоакэ” внезапно “переехала” с центральной площади города в близлежащий парк.

В 2008 г. операция “Brad de craciun” повторилась. Только на этот раз “ёлке Киртоакэ” сначала не дали доехать до столицы (на пути в Кишинёв она была перехвачена полицией, заявившей, что на ёлку нет документов, значит перевозить её запрещено), а потом у мэрии возникли проблемы с ёлочными украшениями. 25 декабря вновь не получилось.

Всё изменилось в 2009 г., когда к власти пришёл “Альянс за евроинтеграцию”. В ноябре 2009 г. правительство Владимира Филата, несмотря на возмущение православного духовенства, единогласно проголосовало за объявление 25 декабря выходным праздничным днём. Молдавская митрополия тут же направила правительству письмо с просьбой пересмотреть своё решение по Рождеству, так как это религиозный, а не светский праздник, а религиозные праздники определяются по церковному календарю.

“Если власти приняли это решение с учётом того, что другие религиозные конфессии отмечают Рождество 25 декабря, то и в этом случае возникает не меньшее недоумение. Православная церковь в Молдове уважительно относится к представителям всех конфессий, официально зарегистрированных на территории нашей страны, однако объявление выходного дня на национальном уровне для праздника религиозного меньшинства кажется странным”, — говорилось в заявлении Митрополии (по переписи населения 2004 г. 93,3% граждан Молдовы причисляли себя к православным христианам, а по переписи 2014 г. эта цифра составляла 96,8%).

Читать еще:  ИГУ выпустил первых специалистов-религиоведов

Двусмысленность ситуации, по мнению православного духовенства, также заключалась в том, что был не ясен мотив данного решения правительства, поскольку и Митрополия Молдовы, и Митрополия Бессарабии в соответствии со своим статусом следуют юлианскому календарю, который исключает возможность празднования Рождества 25 декабря. “Мы живём в стране, где люди чтят праздники и традиции, которые характеризуют нас, как народ, а также нашу культуру. Мы не вправе терять то, что унаследовали и предавать свою идентичность”, — подчёркивалось в заявлении Митрополии.

Однако правительство, заявив, что хочет идти в ногу с Европой, объявило 25 декабря выходным и праздничным днём и в 2010, и в 2011, и в последующие годы. А кишинёвская мэрия вообще отказалась от какого-либо празднования Рождества 7 января. Столичные власти тогда так прокомментировали новый подход к Рождеству Христову: “Празднование Рождества было организовано 25 декабря на площади Великого национального собрания музыкой и танцами. 7 января никаких мероприятий не будет”.

Почему колядки запоминаются слушателям

Таким образом, Республика Молдова официально уже десять лет дважды празднует Рождество — по григорианскому и юлианскому календарю, но это не является чем-то уникальным. Дважды празднуют Рождество и в ряде других стран. Например, в Беларуси, Ливане, Эритрее и Украине. Причём позже всех к рождественскому дублю пришли на Украине – в 2017 г. и тоже из политических соображений. Как заявил в декабре 2017 г. спикер Верховной Рады Андрей Парубий, новый закон о Рождестве “освободил Украину от московской ментальной оккупации и вернул в семью свободных народов мира”.

А вот в Белоруссии двойное Рождество является устоявшейся традицией по другой причине: страна находится на пересечении сфер влияния двух конфессий – православия и католицизма, и двойное Рождество здесь используется как символ объединения народа и взаимопонимания между католической и православной церквями.

“Представители православной церкви принимают участие в праздновании Рождества 25 декабря, мы принимаем участие в праздновании Рождества 7 января. Людям это нравится, они видят, что мы ведем себя как братья. Я не вижу в этом никакой проблемы. Так люди хотят, поэтому так и будет продолжаться”, — заявил белорусской прессе в 2017 г. католический архиепископ – митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

Так что где-то двойное Рождество разделяет общество, а где-то наоборот – объединяет.

В Республике Молдова граждане в этом вопросе стараются не разделяться – большинство не осуждает тех, у кого праздник 25 декабря и с удовольствием в этот день отдыхает, а празднует Рождество по традиции, унаследованной от предков -7 и 8 января.

Владислав Бордеяну

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Рождество Христово

Рассказ о рождении Иисуса Христа содержат Евангелия от Луки и Матфея. Во время царствования Ирода в Иудее, находящейся под властью Рима, император Октавиан Август издал повеление провести всенародную перепись. Иудеев записывали по коленам и родам; у каждого рода были свои места праотцев. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, вели род из Вифлеема, их должны были записать только там, туда они и направились из Назарета.

Согласно Евангелию, в Вифлееме они не смогли найти себе места в доме или на постоялом дворе, отчего были вынуждены остановиться за городом, в пещере, где пастухи укрывали скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии и родился Младенец — Сын Божий, Христос. Первыми Рождеству Иисуса пришли поклониться пастухи, извещённые об этом чудесном событии явлением ангела. А на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно закону, ему дали имя Иисус, которое указано было Господом через ангела.

Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю).

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

filaretuos

Друзья и враги

Молдавские святые и Молдавская Православная Церковь

14 октября в День Покрова Пресвятой Богородицы, празднуется память всех Молдавских святых.
Собор Молдавских святых — праздник установленный в честь святых, чья жизнь проходила или связана с Молдавией. Установлен в 2004 году

Исторически считается, что первые православные на земле Молдавии появились в девятом веке .

В тот же день были канонизированы Штефан из Маре (2/15 июля), за которым в 2004 г. был закреплен титул Святого воеводы, и Св. Леонтие из Рэдэуць , живший в 15 веке и являвшийся монахом местного монастыря (отмечается 1/14 июля).

5 июля 2005 г. Священный Синод Румынской Православной церкви канонизировал Св. Иерарха Дософтея (отмечается 13/26 декабря). Известный в миру как Димитрие Барила (1624-1693), он учился в Латино-греческо-славянской академии в Яссах, был епископом Хуш (1658-1659), Романа (1659-1671) и митрополитом Молдовы (1673-1674, 1675-1686). Дософтей переоборудовал Ясскую митрополичью типографию, был первым молдавским поэтом, книгоиздателем и автором ряда переводов. В его честь названа одна из улиц в центре Кишинева.

Так же в собор Молдавских святых вписаны : Святитель Пётр (Могила) -память 13 января, Преподобный Паисий Величковский — 28 ноября, Священномученик Серафим (Чичагов) — 11 декабря и Священномученик Никадим (Кротов) — 8 августа, Преподобный Антипа Валаамский , Преподобный Иоанн Новый Хозевит , Преподобная Феодора Сихлская .

Главная Молдавская святыня, это Гербовецкая Богородица . Её день празднования тоже 14 октября, на ряду в этот день с такими иконами как Люблинская, Барская, Касперовская, Браиловская, Псково-Покровская .

Происхождение Гербовецкой иконы неизвестно, её появление в Гербовецком Успенском монастыре (Молдавия) связывают с событием, произошедшим незадолго до Рождества 1790 года. Тогда в обитель к игумену Пахомию прибыл из Подмосковья его старый приятель полковник Албадуев. Здесь с ним произошёл трагический случай: необъезженный конь сбросил гостя, причинив смертельную рану. Это произошло 14 декабря, а 17 декабря полковник был погребен в монастырской церкви. После этого приехали родственники и привезли в дар Гербовецкому монастырю семейную реликвию, — передававшуюся из поколения в поколение старинную икону Божьей Матери. С тех пор она и стала называться Гербовецкой.

Трижды в истории монастыря он был уничтожаем турками, но каждый раз, возвращаясь в оскверненный монастырь братия находила среди пепла неповреждённый образ Богородицы, разве что края полотна оказались почерневшими, да краска местами вскипала. Но лики Богородицы, младенца Христа и их руки остались неповреждёнными.

Богомольцы приносили в дар иконе различные пожертвования на её украшение. Так, некто Степан Лупов и его жена Елена Иванова украсили икону серебряной ризой, а при настоятеле Иерониме эти ризы вызолотили и добавили драгоценные камни, поместив образ в киот.

В начале XX века история иконы оказалась связанной с священномучеником Серафимом (Чичаговым). В 1908 году он был назначен епископом Кишинёвским и Хотинским и ввёл в обычай совершать еженедельно службу перед иконой с чтением акафиста.

В мае 1995 года Успенский монастырь был вновь открыт и с тех пор Гербовецкая икона в зимнее и весеннее время (до Пасхи) пребывает в нём, а в остальное время переносится по храмам Кишинёва и окрестных сёл.

Все случаи чудотворений, происшедших от иконы, фиксировались и многократно проверялись.

В 1861 году, во время крестного хода с иконой из Кишинёва в монастырь исцелились парализованная М. И. Гречин-Людвигская и страдавший лихорадкой священник Никифор из села Гординешты. В этом же году исцеление получила 5-месячная дочь священника Варфоломея Усаневича. В 1862 году от укуса зверя заразились бешенством трое детей. Одного из них, сына священника тут же отправили в Кишинёв молиться перед чудотворным образом и он остался жить, а другие дети умерли .

Вторая Молдавская известная икона Богородицы носит название Варзарештская .

В Молдавии 98% населения — православные, но храмы посещают из них только 2% . В маленькой Молдове, 6 православных епархий Русской Православной Церкви и 1277 приходов.

Молдавское православие не представляет единства в вопросах юрисдикции и распадается на десяток различных православных церквей и групп.

На втором месте после Русской Православной Церкви стоит Румынская Православная Церковь Молдавии , она объединяет 106 приходов, 7 монастырей и около 10—20 % православных верующих .

Так же в Молдавии имеется аж три различные группы Русскиой Православной Зарубежной Церкви .

Также имеются Церкви : Истинная Православная, Молдавская Автокефальная, Православная Церковь Восточной Молдавии, Украинская Церковь в Молдове, Апостольская Православная Церковь, Русская Истинно-Православная Церковь, Российская Православная Автономная Церковь, Старостильная Православная Церковь .

Рождественские обряды Молдовы как составляющая европейской культуры

Совсем скоро Новый год – пожалуй, самый большой и почитаемый цикл праздников у большинства народов планеты Земля. Согласно традициям, испокон веков, от Экватора до Севера завершение года воспринималось как конец света. Считается, что на протяжении двенадцати дней, пока будут происходить праздничные действа и ритуалы, время, солнце, природа и люди должны совершить совместный переход к новому началу, вернувшись к своим метафизическим ролям, к первичному порядку. Пик этого сакрального процесса приходится на зимнее солнцестояние 23 декабря, когда «слабое» Солнце уступает пространство для самой протяженной ночи, после чего день становится больше на «куриный шаг».

Поклонение главной звезде являлось основой большинства праздничных обрядов, через которые было принято поддерживать ее силу. Существовал обычай, когда из леса приносилось большое дерево, чаще всего – дуб, ствол которого в течение двенадцати дней необходимо было сжечь. Эта традиция, как и многие другие, в результате процесса глобализации постепенно стерлась и исчезла из народных культур. Однако, до настоящего времени, на территории современной Европы, в основном в восточной ее части, зимние обряды и ритуалы хорошо сохранились.

Согласно последним исследованиям, новогодний период в Молдове в два раза длиннее и насыщеннее чем в других европейских странах, что связано с празднованием по старому и новому стилю. В 2013 году ЮНЕСКО включило в Список нематериального культурного наследия человечества обряд «Колядование группы мужчин» (Colindatul de ceata barbateasca) представленный Румынией и Республикой Молдова. Эксперты считают, что сегодня мы являемся свидетелями тенденции к возвращению и популяризации традиций: взрослые люди все чаще интересуются и изучают старинные колядки, дети в школах увлекаются изготовлением масок. Обществу эти ритуалы и обряды необходимы по различным причинам. При этом отмечается факт, что в населенных пунктах, где нет домов культуры, обычаи сохранились практически в первозданном виде.

Читать еще:  Подарочные православные книги: сделайте шаг в светлую сторону

«Повелители вселенных»

Каждое отдельное село – это целый универсум, и свою идентичность жители стремятся выделять именно через традиционные праздники. При этом села зачастую сильно отличаются по обычаям, хотя могут располагаться рядом друг с другом. Неизменными остаются определенные правила поведения – существуют обязательные приглашения и заявления о намерениях, на колядование принято спрашивать разрешение. Период колядок в Молдове обычно происходит как по «исправленному календарю» с 23 декабря по 7-ое января, так и по «неисправленному» с 7 по 19 января, то есть, до крещения. Однако череда новогодних праздников начинается уже в конце осени, когда 30 ноября отмечается «Святой Андрей». В этот день группе молодых людей принято собираться в большом доме называющимся «Хурдугия». Как правило, это большой дом кого-то из старшин, которые в свое время также входили в коллектив колядующих. Здесь молодежь как бы перенимает опыт и готовится к выступлениям – учатся тексты и музыка, подбираются наряды и атрибутика – маски, костюмы и другие необходимые предметы.

“Сеемвеемпосеваем”

В селах праздничный сезон обычно открывают маленькие дети, которые с самого утра ходят по дворам и читают небольшие простенькие колядки, посвященные преддверию рождества. К середине дня выходят дети постарше, собирающиеся уже более организованными группами, они знают как минимум одну большую коляду. Как правило, обход совершается по территориальному принципу – играют и поют по так называемым «магалам», – районам, где колядующих хорошо знают и приветствуют. У каждой группы строго регламентируемое время, уникальный репертуар и ритуальные принадлежности. По традиции исполнителей ждет награда в виде калачей, сладостей и фруктов, деньги принято давать только самым близким. Вечером выходят старшеклассники, у которых в «репертуаре» несколько больших колядовочных песен. Взрослые их часто проверяют на знание тех или иных колядок, и, в случае успешного результата, награда увеличивается. Старшая группа выходит ближе к ночи – у нее наиболее богатый, серьезный и насыщенный арсенал колядок – это самые древние и значимые произведения со сложным музыкальным сопровождением, чаще всего византийского происхождения.

Каждому – по колядке

По количеству колядок, репертуары групп отличаются в зависимости от региона и традиций в определенных селах. К примеру, в Шолданештах, Оргееве и Сороках, старшие группы знают по 5-7 колядок, а вот на Юге – в Кагульском и Кантемирском районе уже по 17-23 таких произведений. Ритуальные песни отличаются и по своему значению. Например, есть как специальная «полуночная» миниатюра, так и колядка для «утренней зари». Если исполнители приходят в дом к молодоженам, обязательно будет исполнена специальная колядка для молодых. Если посещают человека, известного своими добрыми делами и заслугами – для него также непременно найдется своя песня. Колядки есть практически для каждой социальной группы – для рыбаков, чабанов, земледельцев. Такие произведения, как правило, состоят из похвального текста, через который воспеваются трудоспособность и красота наряду со словами «на удачу».

Особым праздничный период является для парней решивших вступить в брак, они заходят в семьи, где есть девушки на выданье. Это значительное событие, к которому подходят со всей серьезностью. В это время молодые люди должны воздерживаться от употребления алкоголя, и стараться демонстрировать свои положительные качества, которые обязательно должны увидеть, оценить и обсудить. Необходимо отметить, что в далекие времена, новогодние праздники были поводом для встречи будущих молодоженов: к примеру, известно, что еще в 19 веке свадьбы у европейских народов справлялись именно в этот период – то есть, в конце или начале года. В другое время венчаться было не принято.

Есть среди колядующих и отдельная группа женатых людей, состоящая как из мужчин, так и женщин, которые до утра ходят в гости, поют хором и разыгрывают представления. Около полуночи они дают знать, что выходят колядовать – их пение слышно практически на все село.

Веселье до и после Рождества

«Святой Василий» отмечаемый через неделю после Рождества, также проходит массово и ярко. На стол принято подавать блюда, обязательно приготовленные из продуктов, выращенных в собственном хозяйстве. Продукция, купленная на рынках или в магазинах – исключена. Обычно количество блюд равняется двенадцати – по одному на каждый месяц года. Культурная программа также весьма разнообразна. В центральных регионах страны колядующие ходят с плугом (Plugusorul), что является одним из ритуалов поклонения хлебу. На севере страны развита традиция народных драм, своеобразных спектаклей на различные темы – «Хайдучий», «Арнауций», «Маланки» и тд.

В канун Рождества в селе Ченак района Чимишлия (родном селе молдавского народного артиста Николая Сулак) сохранилась старинная традиция, когда в четыре часа дня все село выходит на общий танец хоры. И не важно, какая выдалась погода – будь то вьюга, гололед или крепкий мороз. Как правило, танец начинают молодые парни, затем присоединяются девушки. К шести вечера к месту танца собираются все жители и смотрят, как танцуют молодые. По завершению в центр выходят два парня, так называемых ватава, являющихся руководителями групп колядующих. Они кидают жребий и решают, в какую часть села пойдут колядовать их коллективы. Матери обоих ватавов должны сварить заму, чтобы утром, когда закончится обход, вся группа, состоящая примерно из 20 человек пришла в дом ватава на завтрак. В результате таких обходов собирается определенный денежный фонд, предназначенный для музыкантов, которые будут играть перед всем селом семь праздников первой половины года.

В селе Цыганешты района Стрэшень, каждый год 12 января, накануне «Святого Василия» также принято много танцевать. По деревне разъезжает специальная повозка или сани, в которых избранные послы приглашают всех на жок. Танцуют все от мала до велика, включая стариков и детей. Парней, которым только исполнилось 16 лет, поздравляют с «вхождением в хору». По этому случаю на специально подготовленной грузовой машине квартет музыкантов играет марш.

Шестнадцатилетнего подростка подхватывают молодые люди постарше и три раза подбрасывают в воздух, что является ритуалом приема во взрослую группу. Затем подходит отец новобранца с ведром вина и вдвоем с сыном они ходят по кругу и угощают всех желающих. Вечером следует другой обряд под названием «продажа села», во время которого, музыканты прекращают играть и объявляют что «нашелся покупатель села, он предлагает 1000 леев, согласны ли мы его продать»? Все кричат, что «продаем», начинается подсчет и передача денег, после чего веселье возобновляется. Через некоторое время танцы и музыку вновь останавливают для нового объявления, но уже с большей ставкой, первому покупателю возвращают деньги. «Аукцион» продолжается до позднего вечера, пока за пять минут до одиннадцати не найдется покупатель, предложивший наибольшую сумму. Всенародно ему присуждается титул «Господарул чел Маре», а деньги также идут на оплату музыкантов.

Вместо эпилога

Подобные обычаи и традиции в молдавских селах многочисленны и разнообразны. Большинство из них уходят корнями в глубокую древность, и, хотя на протяжении новогодних праздников чествуются в основном христианские святые, сами ритуалы и обряды сохраняют языческие суть и формы, которые церковь со временем адаптировало под свои каноны. Сохранятся ли эти традиции в будущем – зависит от нас.

Общество

КИШИНЕВ, 7 янв — Новости-Молдова. В ночь с 6 на 7 января 2016 года миллионы православных христиан во всем мире отметили один из главных церковных праздников — светлое Рождество Христово, которое входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.

Рождество Христово
Согласно пророкам, Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира в царствование императора Августа (Октавия). События Рождества Христова отражены в Евангелиях от Луки и Матфея.

Как сообщают евангелисты, Дева Мария и ее муж Иосиф, жившие в городе Назарет (он существует в Израиле и в наши дни), пошли в Вифлеем, чтобы принять участие в обязательной переписи населения Римской империи. Император Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Перепись велась по коленам, племенам и родам, а каждое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. У Девы Марии и Иосифа таким городом был Вифлием, куда они и отправились, чтобы внести свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых о его рождении известил ангел. Матфей упоминает и о чудесной звезде, которая привела к младенцу Иисусу волхвов, поднесших дары — золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну.

Прослышав о рождении Иисуса, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, и опасавшийся его как соперника своему царствованию, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

История праздника
В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник — Рождество Христово. Начало его празднования относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятаго месяца» (от марта).

Праздник Рождества Христова отмечается в разные даты христианскими церквями из-за различий в юлианском и григорианском календарях.

Читать еще:  Сказка в интернет казино Вулкан

В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря,но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

В 1582 году западные европейцы провели реформу, перейдя на григорианский календарь, который был введен в России лишь в 1918 году. Однако, Русская православная церковь этого не признала и продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.

Рождественский пост
Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Молдова отмечает Рождество дважды
Молдова — православная страна, однако в ней переплелось множество различных культур. Отмечают здесь с размахом и католическое Рождество — 25 декабря, и «традиционное» православное — 7 января.

Две даты празднования Рождества Христова — по новому и по старому стилю — закреплены в республике на законодательном уровне. Различия в юлианском и григорианском календарях и стали причиной того, что в правительственном праздничном календаре появилось два Рождества.

Молдавские традиции на Рождество
Колядки и прочие зимние песнопения — наследие славян, которые славили в эти дни бога Коляду, хотя слово «колядка» в молдавском языке звучит как «колинда» — от римских календ, священных дней. Один из главных атрибутов колядок — коза.

Колядующие обычно ходят по дворам с котомками, куда складывают полученные от хозяев дары. По поверью, кто щедро одарит колядующих, к тому в Новом году придут удача и достаток. Традиционный дар — хлеб, символ достатка. Возглавляет их переодетый в козла мужчина. На его голове — рога, поверх одежды — овечий тулуп, вывернутый наизнанку.

Козел олицетворяет нечистую силу: он прыгает вокруг прохожих, пугает их. Другой ряженый несет в руках специально изготовленный к этому празднику национальный инструмент «бугай». Остальные колядующие звенят колокольчиками. В народной памяти хранятся сотни рождественских мотивов. Среди них своеобразные кричалки — «урэтурь» и «стригэтурь», в которых звучат пожелания счастья, здоровья, урожайного года.

Колядки обязательно сопровождаются еще одним характерным для праздника элементом — звездой. Несут ее дети. В центре звезды помещают икону с ликом младенца Иисуса, колядующие поют о появлении на небе звезды, возвестившей о рождении Сына Божьего и приведшей трех восточных королей к месту его рождения. Большинство колядок начинаются словами: «Восходит высоко звезда». Эта традиция также тесно переплетается с язычеством.

Детям дарит подарки Мош Крэчун, аналог Деда Мороза и Санты Клауса. Многие этнологи сравнивают его с языческим богом славян Карачуном. Однако в молдавских легендах это добрый старик. Вместе с ним приходит поздравлять детей Алба ка Зэпадэ (Белоснежка или Снегурочка). Им пытается помешать ведьма Хырка, аналог Бабы Яги. Как правило, в селах разыгрываются разнообразные сценки с масками этих персонажей.

Рождественский стол в Молдове
Рождество в Молдове отмечают с размахом. После поста столы ломятся от лакомств. Но даже праздничное застолье не обходится без обрядовых традиций. В Рождество на праздничном столе обязательно должны быть блюда из свинины, символизирующие богатство и достаток в доме. Традиционно подают свиное жаркое и колбасы, голубцы, холодец (студень), рыбу, хлеб, фрукты, сласти и напитки, а также мамалыгу и кутью (толченая пшеница с изюмом, орехами и медом).

Блюд должно быть семь, девять или 12. Считается, что эти числа имеют магическое значение.

Рождественская ель

Традиция наряжать елку в России появилась лишь в 1699 году – ее привез из Западной Европы Петр Первый. Повсеместно украшенные ели стали устанавливать к Рождеству в домах еще позже — в середине 19-го века.

Рождественская ель – символ эдемского дерева жизни, надежда получить доступ к которому и приобщиться к вечности у человечества вновь появилась с рождением Христа.

Христиане украшают верхушку ели восьмиконечной звездой – в память о Вифлеемской звезде, приведшей к младенцу Иисусу волхвов с дарами. Также на ель вешают игрушки в виде ангелочков и колокольчиков – ведь Ангел возвестил о рождении Младенца, а звон колокольчиков прославляет Иисуса.

Святки

Собственно праздником Рождества Христова в православной (впрочем, правильнее было бы сказать — дохристианской) традиции начинались Святки или Святые вечера. Это 12-дневный период, умещающий в себя воспоминания о Сретении и Крещении Христа, а также о приходе волхвов с дарами.

В языческом мировосприятии период, называемый «Каляды», считался периодом борьбы тьмы и света. Именно из язычества берут своё начало традиции святочных гаданий. В христианстве же (в том числе, в православии) гадание находится «вне закона», ведь оно представляет собой попытки узнать то, что человеку знать до поры не следует.

Впрочем, в период Святок православная традиция на гадания (особенно – гадания незамужних девушек на суженого) смотрит сквозь пальцы.

Традиции православного Рождества довольно обширны и многочисленны. И хотя зачастую крайне сложно вычленить именно традиции православные, ведь они переплетены с языческими и на протяжении многих веков были подвержены сильным западным влияниям, это не мешает нам радоваться общему для всех христиан празднику. Даже если сама по себе дата условна, а традиции – разношёрстны и имеют множество смыслов и толкований. Главное – помнить о Том, Кто воплотился в человеческом теле больше двух тысячелетий назад. И – зачем Он это всё-таки сделал.

Как празднуют Рождество в Европе и в России

Решение о праздновании Рождества Христова 24—25 декабря было принято в Европе в V веке, на Третьем вселенском соборе. На Руси Рождество стали отмечать после принятия христианства, примерно с X века.

Отметим: Рождество приходится на время зимнего солнцестояния, также в это время отмечается иудейский праздник Ханука, когда принято зажигать огни (эта традиция есть и в христианстве).

В преддверии католического Рождества, которое в западной традиции считается самым главным и уж точно самым любимым церковным праздником, по всей Европе начинают работать рождественские ярмарки, это время радости и развлечений. Среди атрибутов праздника — свечи, верки, гирлянды, елки, а также рождественские вертепы: композиции, представляющие события Рождества, как их трактует Евангелие.

На Рождество принято колядовать (эта традиция есть и в России) — ходить по улицам и домам с праздничными песнопениями, получая в награду лакомства и деньги.

У католиков предрождественское время называется Адвент, оно не предполагает строгих ограничений в еде, но предусматривает молитвы, благотворительность и духовное очищение.

В России для предпраздничного очищения существует Рождественский пост, время строгих ограничений в еде: запрещено молочное и мясное, а также яйца. Кроме того, на Руси пост предусматривал запрет всех развлечений, вплоть до наступления Рождества.

Подарки на католическое Рождество, как известно, приносит Санта-Клаус, прообразом которого является святой Николай, который, согласно легенде, щедро одаривал неимущих и детей. В России его аналогом является Дед Мороз, из которого в советское время постарались изгнать религиозное содержание.

Почему православные празднуют Рождество в январе, а не в декабре как католики

Почему русские отмечают Рождество 7 января?

Январь для жителей России, Украины и некоторых других стран является месяцем праздников. Конечно же, у многих возникает вопрос, почему православные и католики отмечают Рождество в разные дни.

На самом деле день один и тот же, разные лишь календари. В 46 году до нашей эры легендарный император Юлий Цезарь ввел новый календарь, которые в его честь и прозвали юлианским. Он был более удобным, чем старые римские, но все же не совсем точным.

Именно поэтому в XVI веке Папа Григорий XIII ввел новую систему исчисления. Цель его была одна — сократить разницу между календарным и астрономическим годом. Календарь назвали григорианским и именно по нему до сих пор живет население большинства государств мира. Но православные христиане продолжали отмечать праздники по старому стилю — так дата Рождества Христова с 25 декабря перенеслась на 7 января.

Кстати, на момент реформы римского папы разница между юлианским и григорианским календарем составляла 10 суток. Сегодня же она равна 13 дням.

В каких еще странах празднуют по старому стилю?

Россия — не единственная страна, в которой месяцем рождественского праздника является январь. По юлианскому календарю живут также Украина, Беларусь и Грузия. В январе Рождество отмечают в Израиле, Сербии, Черногории, Македонии, Молдове, Казахстане, а также в Египте, Эритрее и Эфиопии.

А вот православные христиане в Румынии, на Кипре и в Греции после принятия пересмотренной версии юлианского календаря в 1923 году отмечают рождение Иисуса в декабре.

Как отмечают праздник в разных странах? Интересные традиции

Безусловно, у каждого народа есть собственные традиции, которые за столетия успели переплестись с религиозными ритуалами. В России времен СССР Рождество в открытую никто не отмечал, но сегодня сотни тысяч граждан совершают путешествие в Москву для того, чтобы посетить рождественскую литургию в одном из храмов столицы. 6 января, после восхода первой звезды, члены семьи садятся за праздничный стол, на котором обязательно должно быть 12 блюд.

В Украине празднования включают в себя переодевания в костюмы или национальные наряды, а дети ходят от двери к двери, распевая колядки. В Беларуси стол на Сочельник полностью покрывают соломой для того, чтобы помнить, где и как родился Иисус.

В Черногории выпекают специальные хлебцы, в один из них помещая монетку. Найти монетку в выпечке — хороший знак, который сулит удачу и успех в грядущем году. В Сербии и Македонии сжигают рождественское полено. В Грузии во время рождественских праздников на улицах можно увидеть парады. А вот христиане Египта придерживаются строго вегетарианского поста в течение 43 дней — в Сочельник на стол кладут блюда из мяса, а также традиционный суп из ягненка.

Рождество — совершенно особый праздник, наполненный настоящим волшебством вне зависимости от того, в какой именно день его принято отмечать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector