5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преподобный Серафим Вырицкий

Содержание

  1. Икона Пречистой Богородицы «Скоропослушница
  2. Икона Николая Чудотворца
  3. Икона Споручница Грешных

Святой Серафим Вырицкий занимает одно из главных мест среди православных отшельников, которые жили сравнительно недавно.

Во времена особо жестоких притеснений православия, Серафим принял решения принять монашеский обет и своей жизнью он выразил Божью заповедь любви.

За это Господь Бог наградил Серафима Вырницкого истинной божественной мудростью, с помощью которой Святой в течении своей жизни направлял верующих на праведный путь, а сегодня делает это через свой божественный лик.

«Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Расквартированные в Вырице немецкие офицеры батюшку Серафима побаивались. Самые смелые — отчаялись даже прийти к нему «на совет», надеясь получить благоприятный ответ о будущем Гитлеровской армии. Надежда эта, как им казалось, была «оправдана» тем, что старец был из числа пострадавших от Советов. Однако смелость его ответов была способна обескуражить даже видавших виды офицеров: было ясно, что он говорит не от себя, это была та самая смелость древних библейских пророков, чье благое слово невозможно было заполучить ни щедротами, ни угрозами, ни лестью. Немощный с виду, он ничуть не боялся вопрошавших, тушевались они — перед Тем, Кто был за ним, Тем, у кого «нет лицеприятия», Кто «не терпит лжи» и «поругаем не бывает». С опущенными головами выходили они от священника, предсказывавшего им поражение в России и то, что Ленинград им не взять никогда.

Сколько бы ни старался отец Серафим Вырицкий избегать мирской известности, духовные дарования, которыми он был щедро наделен от Бога, еще задолго до его кончины стали известны большому числу людей. В век материализма и науки, в век самых отчаянных и жестоких социальных экспериментов, он был явлением другого мира, «запрещенного», объявленного мифическим, причисленного к «пережиткам проклятого прошлого».

Советская наука не признавала ни дара откровения о будущем, ни факта исцеления неизлечимых больных, страдавших «странными недугами», не вмещающимися ни в какие представления об известных болезнях и «необъяснимым образом» обострявшихся в моменты приближения подверженных им людей к православным святыням, — недугов, которые на языке духовном издавна назывались одержимостью. Слова «молитва», «старчество», «благодать» в Советском Союзе официально были отнесены к «анахронизмам» царского времени. Власть делала все возможное для того, чтобы пресечь в обществе любые разговоры о таких людях, как Серафим Вырицкий или Амфилохий Почаевский, — способных оказывать помощь в тех случаях, когда медицина была абсолютно бессильна. Их «запрещали», однако к ним тайно устремлялись дети «первых лиц в государстве». Они словно подтверждали силу известного высказывания Блеза Паскаля: «Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Случалось и так: когда тюрьмы и ссылки, которым власть подвергала старцев, оказывались слишком ничтожным средством, она прибегала к убийству. Но и то, и другое для этих известных священников становилось лишь ступенями святости, поводом для свидетельства о Силе Святого Духа, о воскресении души, прошедшей через горнило страданий за веру, за Христа.

Молиться за немощных, страдающих, заблудших, живых и усопших, невзирая ни на что, вопреки всему, отмаливать Россию — таков долг истинного монаха. Не искал и не мог искать для себя иного жребия тот, кто еще в юности проникся желанием всю свою жизнь без остатка посвятить служению Богу.

О семье преподобного Серафима Вырицкого

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

3 апреля совершается память святого Серафима Вырицкого. Следующая статья посвящена истории семьи Василия Муравьева, будущего святого Серафима Вырицкого.

Преподобный Серафим Вырицкий

По благословению о. Варнавы, Василий постоянно совершенствовал себя в чтении молитвы Иисусовой, все время старался блюсти чистоту ума и противостоять греховным помыслам, а его духоносный наставник всегда помогал ему советами и святыми молитвами, оберегая молодого подвижника от мирских соблазнов и готовя его ко вступлению в будущем на иноческий путь.

Светская жизнь и карьера

Пока же Василию необходимо было выбрать себе спутницу жизни. Ею стала Ольга Ивановна, с которой в 1890 году по благословению о. Варнавы Василий и обвенчался.

Господу было угодно, чтобы молодой подвижник, прежде чем отречься от мира и его забот, усовершился бы на поприщах семейного и коммерческого служений. В 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу – в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны.

Господь даровал Василию Николаевичу удивительную способность – умело совмещать попечения о земном с задачами духовными. И еще – быть преданнейшим сыном своей Отчизны, стремящимся сделать все возможное для ее блага и процветания. Его любовь к России и ее народу была воистину безгранична.

Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Однако молодой предприниматель всегда старался всемерно повышать уровень знаний и эрудиции. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие Коммерческие курсы, организованные при обществе.

Деятельность Общества отличалась патриотической направленностью. Его члены считали своим долгом, прежде всего, всемерно содействовать Императору и правительству в области национального экономического развития. Государь, со своей стороны, также находил работу общества весьма полезной и своевременной, и в 1896 году выделил из личных средств 100 000 рублей на его развитие. Это было время, когда заморские предприниматели, в частности, знаменитый Генри Форд, учились у русских купцов и промышленников. Россия диктовала уровень мировых цен на многие виды сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, а золотой рубль стараниями Государя Императора Николая II был самой весомой в мире валютой…

Русское купечество всегда было носителем национальных традиций и хранителем православной культуры. Оно славилось делами милосердия и благотворительности. Это был созидательный слой, который, стоя на прочном фундаменте православной веры и любви к Отчизне, помогал Русским Государям строить великую державу.

Успешно закончив курсы в 1897 году, Василий Николаевич Муравьев приобрел хорошее образование, дававшее глубокие знания и широкий кругозор. Несомненно, оно немало помогало ему и в дальнейшем, уже после вступления на иноческий путь, когда на монастырских послушаниях и в беседах с людьми приходилось встречаться со множеством практических вопросов.

Чета Муравьевых

До 1914 года супруги Муравьевы числились крестьянами Ярославской губернии, имевшими вид на жительство в столице и занимавшимися там купеческим промыслом по сословному свидетельству 2-й гильдии. Существовало в ту пору еще такое сословное понятие – «временный Санкт-Петербургской 2-й гильдии купец». Такой «временный» статус, впрочем, не мешал чете Муравьевых находить общение в самых различных кругах петербургского общества и быть глубоко уважаемой и любимой многими.

Ольга Ивановна, будучи внешне весьма женственной, характер вместе с тем имела твердый и решительный. Известно, что она немало помогала супругу в торговых делах, а во время отсутствия Василия Николаевича в Петербурге успешно руководила работой предприятия. Василий Николаевич старательно подбирал себе в сотрудники верующих православных людей, и оттого в отношениях между хозяевами и служащими всегда царил дух Христовой любви.

Послушные наставлениям батюшки Варнавы, Василий и Ольга Муравьевы смотрели на мятущийся мир как бы со стороны, – не заглядываясь на его обманчивую красоту, не прилагая свои сердца ни к чему земному. По-прежнему творили они дела любви и милосердия, всецело уповая на Господа и молитвенное предстательство Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих.

В 1895 году в их семье родился сын Николай, а затем появилась на свет и дочь Ольга. Однако последняя отошла ко Господу еще младенцем, и после ее кончины, по обоюдному согласию и благословению о. Варнавы, Василий и Ольга стали жить, как брат и сестра. Молитвы духовного отца помогали им устоять в этой решимости.

Трапезы для неимущих

В семье Муравьевых уже тогда сложился обычай – после литургии в дни двунадесятых праздников, праздников в честь чудотворных икон Божией Матери и чтимых святых в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаньями и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. После чтения «Отче наш» Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь, рассказывая историю и смысл наступившего праздника, а затем поздравлял всех, кто пришел под кров его дома. После трапезы и благодарственных молитв ко Господу хозяин всегда благодарил присутствующих за то, что они посетили его дом.

На дорогу супруги обычно щедро наделяли гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашали к следующему празднику, будучи верным учеником о. Варнавы, Василий Муравьев убежденно говорил: «Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже…». Один Бог ведает, сколько нищих и убогих от всего сердца поминали в своих простых молитвах, обращенных ко Господу, имена Ольги и Василия и испрашивали здравия и спасения своим благодетелям.

Любовь к Богу и ближнему

Сами же супруги Муравьевы питались очень скромно, употребляя простую и здоровую пищу в небольших количествах. Василий Николаевич приучился постничать с детских лет. Ольга тоже старалась подражать ему. После того, как супруги Муравьевы принесли обет целомудрия, в доме их к среде и пятнице присоединился еще один постный день – понедельник.

Любовь к Богу и ближнему служила началом всякому их делу. Известно, что Василий Николаевич бывал очень спокоен и снисходителен по отношению к подчиненным, даже в случае их явных оплошностей. Его никогда не видели в состоянии раздражительности или в смущении, и оттого подчиненные всегда питали к нему нелицемерное уважение. Искренне желая всем добра, он ничем не оскорблял в людях достоинства, но всегда был исполнен милости и долготерпения.

При малейшей возможности дружные супруги, искренне сострадавшие чужому горю, посещали больницы, богадельни и дома призрения, внося пожертвования на их содержание, утешая одиноких и беспомощных людей своим участием, раздавая гостинцы и духовные книжки.

Рассказ монахини Иоанны Шихобаловой

Вот что рассказывала спустя многие годы монахиня Иоанна Шихобалова (1944), на себе испытавшая любовь и заботу супругов Муравьевых: «Родилась я в 1869 году в Петербурге и с 13 лет пребывала в Воскресенском Новодевичьем монастыре. В 1905 году я тяжело заболела и около года была в больнице, действовавшей при монастыре. Поправлялась я с большим трудом, было много неожиданных осложнений. Из больницы меня взяли к себе крупные в то время мехоторговцы Василий и Ольга Муравьевы. На их иждивении я находилась до 1917 года».

Забота о страждущих

Муравьевы не раз принимали к себе болящих из казенных больниц. Страждущим было несравненно легче поправляться в домашних условиях. Сердечное участие и искренняя любовь творили чудеса – безнадежно упавшие духом и истощенные тяжкими недугами люди вставали на ноги и возвращались к деятельной жизни. Василий и Ольга никогда не навязывали ближним своих убеждений и строгостей духовных. Сама их подлинно христианская жизнь служила к назиданию окружающих.

Торжества прославления прп. Серафима Саровского

1903 год. «Дивен Бог во святых Своих!» (Пс. 67:36). Нелегко передать словами все то, что ощутили верные чада Церкви на торжествах прославления прп. Серафима Саровского. В те незабываемые дни вся Россия, сохранившая верность Христу, во главе с Государем Императором и членами Августейшей фамилии пришла поклониться смиренному Серафиму.

Сподобил Господь и Василия с Ольгой побывать тогда в Саровской обители. На всю жизнь сохранили благоговейную память о великих Серафимовских днях благочестивые супруги Муравьевы. Василий Николаевич от юности своей глубоко почитал батюшку Серафима. Этому немало способствовало то, что великий Саровский подвижник происходил из купеческого рода и занимался торговлей.

Молодой петербургский купец видел в о. Серафиме убедительный пример святого жития, учился у него. Жизнь и подвиги батюшки Серафима были для него действенным образом спасения. Впоследствии, приняв в схиме имя прп. Серафима, он не раз признавался, что чувствует особую духовную близость к своему небесному покровителю.

Член Ярославского благотворительного общества

В 1905 году Василий Николаевич Муравьев стал действительным членом Ярославского благотворительного общества – одного из крупнейших в России. Постоянными участниками Общества являлись многие известные в то время иерархи и деятели Русской Православной Церкви, включая о. Иоанна Кронштадтского. В 1908 году в Общество вступил высокопреосвященный Тихон, впоследствии Патриарх Московский и всея России, принявший тогда к управлению Ярославскую кафедру.

Служение в обществе требовало от его членов не только материальной благотворительности, но и глубокой христианской любви к ближнему. Ведь обращавшиеся в Общество со своими скорбями нуждались не только в земных благах, но и в духовной поддержке.

Читать еще:  4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

В течение многих лет Василий Николаевич Муравьев вносил свою лепту в добрые дела, совершаемые Обществом. Однако, по традиции в его отчетах, как и во многих благотворительных реестрах того времени, пожертвования нередко записывались без указания имен благотворителей. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих. Ольга Ивановна Муравьева впоследствии признавалась, что, несмотря на свою отзывчивость к людям и близость по духу к супругу, порой ей было нелегко понять Василия Николаевича. Случалось, что он, не раздумывая, отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.

Время гонений за веру

И вот грозный 1917 год. Для России наступило время тяжких испытаний. Многие состоятельные знакомые Муравьевых поспешили перевести капиталы за границу и стали покидать страну, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Для Василия Муравьева подобного выбора не существовало – он всегда был готов разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом.

Пришла пора лютых гонений за веру, предсказанная многими угодниками Божиими. К 1920 году число убиенных за веру достигло десяти тысяч.

Каждый день приносил все новые и новые тяжкие известия, наполнявшие сердце Василия Николаевича скорбью и, вместе с тем, надеждой и радостью – в них он видел приближение того заветного часа, когда, по завещанию преподобного Варнавы Гефсиманского, ему надлежало вступить на путь иноческих подвигов. Даже сама мысль о принятии монашества в это страшное время была настоящим подвигом…

В течение трех лет после октябрьского переворота семья Муравьевых проживала, по большей части, за городом. Еще в 1906 году Василий Николаевич приобрел большой двухэтажный дом-дачу в живописном поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. До 1920 года он стал главным пристанищем Василия и Ольги – оставаться в столице было крайне опасно. Мятеж и перемена власти лишили Муравьевых торгового дела, и в этот период времени Василий Николаевич, свободный от мирских забот, как бы подытоживает прожитые годы, погружается в чтение творений святых отцов, изучение монастырских уставов и богослужебных книг, уединенную молитву.

Принятие монашеского пострига

Верный ученик преподобного Варнавы Гефсиманского сначала собирался поступить в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, чтобы подвизаться в Гефсиманском скиту у мощей своего духоносного наставника.

Однако Господь судил иначе. Василий Николаевич неожиданно получил благословение митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина на принятие монашеского пострига в Александро-Невской лавре. Как оказалось, такой поворот дела был для него спасительным. Обитель преподобного Сергия вскоре была упразднена властями. Так Промыслом Божиим Василий Николаевич остался в Петрограде.

13 сентября 1920 года В. Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание – пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича – Ольга. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете – по тому времени целое состояние!

Уже 26 октября владыка Вениамин благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с Ольгой Муравьевой. 29 октября 1920 года наместник Лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина.

Из книги В. П. Филимонова «Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого»

Празднуется память преподобного Серафима Вырицкого, знавшего будущее России

— многим говорил в свое время вырицкий старец.

Прошло 60 лет со дня кончины прп.Серафима Вырицкого.

Почти вчера, — по меркам истории. И два-три поколения, — по нашим меркам, другое время — по новой истории Отечества.

Еще живы некоторые из тех, кто прибегал к духовной помощи отца Серафима. Помнят его. Уже нет многих среди нас, как нет и Алеши, будущего Патриарха Алексия II, семинариста стоящего у гроба иеросхимонаха Серафима. Нет уже многих живых свидетелей тех лет.

Но память свежа, ясна и крепка. Добро, от сердца дарованное, во имя Господа — незабываемо.

И даже, чем более мы отходим во времени — тем яснее видим и величие духовного подвига отца Серафима, и его скромность в жизни, любовь ко всем и каждому.

Осталось множество тому воспоминаний, а и передаваемого из уст в уста. Добро помнится.

Уже 60 лет нет его между нас, но не менее явственно мы чувствуем его молитвенную помощь, его заступничество о нас. Мы прибегаем к нему и в радости дней, но чаще в надежде разделить тяжесть скорби. В поисках опоры для ноши, трудной для нас. С надеждой и верой в заступничество, в совет.

» Приходите ко мне на могилку, как к живому.. .» — говорил старец. И течет нескончаемый людской поток к его святым мощам, в Вырицу, отовсюду, с верой и надеждой.

И каждый, как и тогда, получает утешение и опору. Как у живого. Чувствуем его среди нас, исполненного любви к нам. Так было всегда.

Не иссякал людской поток к о.Серафиму в жестокие годы войны, и в следвоенные, не менее тяжелые годы. Не иссякал и когда уже его не было, но утешение около его могилки было не менее явным, чем у его ног. И не иссякает поток к нему, как к живому, в Часовню над святыми мощами прп.Серафима Вырицкого. И в скорби, и в радости, но уходя всегда с надеждой и теплом в душе.

Господи! Благодарим Тебя, что послал нам в нужный нам час молитвенника и помощника в скорбях наших. Благодарим Тебя за посредничество его, за радость общения.

Уже, или всего, 60 лет прошли, пролетели. Но все так же радостно на душе и светло у его могилы, как у живого.

Вот и мы побывали у отца Серафима в гостях, поделились с ним чем хотели.

Ясное синее небо над Часовней, шумят высокие стройные сосны, слышится тихое чтение Акафиста.

Кругом лица ясные. Легко и радостно на душе. В гостях у старца, прп.Серафима, в Вырице.

Благодарим Тебя Господи, за все!

Слово ко Дню памяти преподобного Серафима Вырицкого

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры!

Сегодня Церковь Русская прославляет преподобного Серафима Вырицкого. Днём памяти этого подвижника избран третий день апреля, так как 3 апреля 1949 года, 60 лет назад, преподобный отошёл ко Господу.

Для многих церковных людей сегодня имя преподобного Серафима Вырицкого стоит в одном ряду с преподобными Сергием Радонежским и Серафимом Саровским – этими великими молитвенниками за землю нашу; и сегодняшний праздник есть не только радость нашей Вырицкой веси, но и торжество всей Русской Церкви, всей православной России.

Много людей сегодня наполняет наш храм – разного возраста, достатка и социального положения – и вряд ли стоит сомневаться в том, что всем нам по-особому дорог батюшка Серафим. Нам дорог и близок этот святой во многом и потому, что он – наш современник. Есть люди, и может быть в числе стоящих здесь, которые видели или помнят старца живым.

Господь являет Свою заботу о нашем спасении через святых людей, в которых явственно проступает образ Божий, и, взирая на святость человеческой жизни, мы познаём, что «дивен Бог во святых Своих». (Пс. 67, 36) Особенно свойственно нам переживать молитвенную связь с теми святыми, которых мы воспринимаем не отстранённо от нашего бытия, а как тех, кто живёт рядом с нами, разделяя тяготы исторического времени. И очень часто общение с человеком святой жизни доказывает нашему уму, что при любых внешних условиях возможно нам исповедовать свою веру, жить по-христиански, созидать своё спасение, исполняя закон Христов.

Преподобным Церковь именует того, кто в себе самом раскрыл богоподобие, то есть состояние человека до грехопадения, первоначальный замысел Бога о Своём творении. Монах, аскет, непрестанно совершая свой молитвенный подвиг, постоянно находясь в общении с Богом, как сосуд, переполняется Христовой любовью, благодатью Божией, которые как бы переливаются через край этого сосуда, изливаясь на ближнего.

Вырица, 1930 год. С этого времени начинается старческое служение о. Серафима в Вырице. Время тяжёлое для нашего государства – во многих областях голод, порождённый коллективизацией, и особенно тяжело верующему человеку открыто исповедовать свою веру. Уже больной, старец, в прошлом духовник Александро-Невской Лавры, иеросхимонах Серафим поселяется здесь, недалеко от храма. И к дверям его кельи выстраивается длинная людская очередь – идут, едут люди к старцу, чтобы утвердиться в вере, выстоять в гонениях, не пасть духом в испытаниях, услышать ласковое слово утешения, ободрения, поддержки духовной, а нередко и деньгами из тех пожертвований, что приносили батюшке, а он раздавал тем, кто действительно нуждался. Слово батюшки и его молитва пробуждали в людях любовь друг ко другу, кто-то вновь обретал потерянную веру и отвращался от греховной жизни. Многие приходили для того, чтобы узнать о своих близких, которых разбросала война; приходили потому, что знали о даре прозорливости, которым Господь наградил о. Серафима. Приходили люди и для того, чтобы попросить молитв или испросить совета в принятии какого-либо важного решения. Дверь кельи старца была распахнута для всех – мужчин и женщин, епископов, священников и мирян, образованных и простецов…

ХХ век для русской истории стал временем тяжких кровавых испытаний. Это век, когда русский народ долгое время был разделён между собой по классовому и социальному признакам, и это разделение не преодолено и до ныне. В это время в душах людей была посеяна зависть к тому, кто более обеспечен, образован, талантлив – эта зависть обозначалась термином «классовая борьба». И борьба эта простиралась не только на враждебный класс, но и на природу, которую человек возомнил мастерской, а себя работником в ней. Но в годы испытаний и войны народ наш выстоял и духовно окреп лишь потому, что были люди, которые пробуждали в соотечественниках не борьбу со всем и вся, а любовь, сочувствие, помощь друг другу и молитву. Молитву, которая есть обращение ума и сердца к Богу, к Его заботе и милости о нас. В этом и есть «образ кротости и смирения», явленный преподобным старцем в «годину лютых гонений», в этом подвиг его служения – в русских людях стал мало помалу проявляться образ Божий и пробуждаться стремление к богоподобию.

60 лет назад, в 1949 году, преподобный Серафим Вырицкий отошёл ко Господу. За это время почитание старца не прекратилось. Всё время люди приходили на батюшкину могилку, и как сам он просил перед своей кончиной, говорили с ним, как с живым. Благодатная помощь по молитвам старца продолжала изливаться на людей. Огромное количество людей сообщали о том, что получили ответ на свою молитву, сообщали об исцелениях и иных чудесных случаях…

В 2000 году, на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в Москве, иеросхимонах Серафим (Муравьёв) был причислен к лику святых в чине преподобного. 60 лет не прекращается людской поток к могиле батюшки. Мы приходим, дорогие братья и сёстры, в часовенку, молясь о разрешении своих трудностей и недоумений, в ожидании порой чудесной помощи по молитвам старца, в надежде получить просимое. Сегодняшний юбилей в первую очередь есть свидетельство того, что наша общество всё более и более пробуждается от греховного сна. Свидетельство того, что почитание и молитва батюшки Серафима 60 лет остаются востребованы, что духовная жизнь нашего народа потихоньку возрождается. И мы знаем пророчество батюшки о том, что «пройдёт гроза над русскою землёю, народу русскому Господь грехи простит». Но будем, братья и сёстры, помнить ещё и то, что это пророчество в полной мере исполнится лишь тогда, когда каждый из нас, молящихся здесь, сотворит достойный духовный плод покаяния и исправления греховной жизни. Когда мы станем христианами не только в храме, но и за его порогом будем помнить, чему учил нас Спаситель. Когда мы действительно будем участвовать в церковной жизни, приходя каждый воскресный и праздничный день. Когда мы придём в храм Божий, имея потребность в спасении от греха и Спасителе, а не только для того, чтобы поторжествовать.

Сейчас идёт Великий пост – время покаяния и изменения нашей жизни. Во время богослужений Великого поста во всех православных храмах читается молитва святого Ефрема Сирина. Преподобный говорил о ней так: «В этой молитве – вся суть Православия, всё Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощь на приобретение свойств нового человека». Постараемся же и мы, братья и сёстры, соделать в себе нового человека, изгнав из нашей жизни лень, всякую словесную и деятельную праздность, узкомерие, гордость, самопревозношение, упоение властью и страсть покомандовать, зависть, лицемерие, осуждение, жажду наживы и всё то, что нас разделяет с Богом, всё то, что есть грех.

Постараемся же очистить наш ум от грязных и суетных помыслов, осознаем себя перед Богом грешниками, которых Он и пришёл спасать, и спасает и поныне через Церковь. Будем терпеливы друг ко другу, участливы, заботливы, отзывчивыми на помощь – это приблизит нас к Богу.

И сейчас мы переживаем трудное время, когда многими из нас овладевает неуверенность в завтрашнем дне. Кризис – это суд Божий над нами, это проверка нашего профессионализма, нашей честности и добросовестности. Батюшка говорил: «Любую работу следует делать, как в подарок Богу». Если мы так будем относиться каждый к своему делу на своём месте, Господь не отступит от нас, и молитвами преподобного и богоносного отца нашего Серафима Вырицкого, всё у нас будет хорошо. Аминь.

Читать еще:  Радостный перезвон колоколов возвещает сегодня о Воскресении Христовом

Святейший Патриарх Кирилл: Посещение Санкт-Петербурга — большое событие в моей жизни


«Значение Санкт-Петербурга как духовного центра Русской Церкви будет возрастать», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх рассказал, что завтра посетит Вырицу, где почивают мощи святого Серафима Вырицкого. «Этот святой был близок нашей семье, его знали мои родители, он сыграл очень большую роль в жизни моей семьи. Зная, что 3 апреля празднуется его память, я с радостью направлю мои стопы в Вырицу. К тому же 3 апреля, 40 лет назад, я был пострижен в монашество», — заключил Предстоятель.

Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме поселка Вырица Ленинградской области.

Литургия Преждеосвященных Даров из Казанского храма в п.Вырица

Совершил Литургию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

Переезд в Серафима Вырицкого в Вырицу

Врачи нашли у святого множество серьезных болезней, по их настоянию старец Серафим был отправлен в село Вырица под Питером для поправки здоровья. Ухаживать за ним была благословлена его верная спутница жизни.

Старец перестал обращаться к врачам, мужественно терпел свои болезни, называя их «школой смирения». Несмотря на слабость и постоянные боли, святой держал строгий пост. Он ничего не ел в постные дни, а в обычные питался только хлебом и водой. Много времени он проводил в молитве. Священники ближайшего храма каждую неделю причащали его Святыми Дарами.

Во время Великой Отечественной войны старец повторил подвиг стояния на камне своего тезки –преподобного Серафима Саровского , молясь перед его иконой. До этого камня его приходилось нести на руках.

Множество людей потянулись к старцу, узнав о его подвигах. Во время войны в основном приезжали женщины, спрашивая о своих близких, ушедших на войну. Старец всегда безошибочно говорил, жив этот человек или погиб. Многих больных святой исцелял молитвой. Всем была известна кротость старца, ласковое обращение с людьми. Он всегда принимал их, несмотря на сильную слабость, часто лёжа в кровати. Все посетители помнят его кроткий взгляд небесной голубизны.

Несколько раз его приходили арестовать красноармейцы, но каждый раз Господь спасал своего угодника. Однажды солдат, пришедший за старцем, был удивлен его прозорливостью и кротостью. Ведь старец назвал его по имени, хотя видел впервые. Красноармеец был поражен его взглядом и святостью и сказал: «Если б все такие были, мы давно бы уж стали верующие».

Житие преподобного Серафима Вырицкого

Прп. Серафим Вырицкий

Серафим Вырицкий – один из тех святых, которых Господь посылает нам в тяжёлые времена испытаний. Святой, который помогал людям пережить лишения и сохранить веру и любовь к Господу.

Годы жизни

Родился в 1866 г. — умер в 1949 г. (82 года).

Детство и юношеские годы Василия Муравьева

Василий Николаевич Муравьёв (Серафим Вырицкий) родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии. Его родители — Николай и Хиония, занимались крестьянским трудом. Младенец был крещён 1 апреля 1866 года. После смерти младших сестёр, Василий стал единственным ребёнком в семье. Он рос тихим и богобоязненным. С раннего детства ему нравилось бывать в церкви и читать жития святых.

Полезные материалы

Когда Василию было десять лет, умер его отец. Теперь он, десятилетний мальчик, стал главой семьи. Его мама была больна, и заботы о единственном родном человеке легли на его хрупкие плечи. Господь не оставил осиротевшую семью – один из соседей Муравьёвых работал приказчиком в столице, он взял мальчика с собою на заработки. В Санкт-Петербурге Василий стал служить в купеческой лавке.

Он самостоятельно обучился сначала грамоте, а затем и другим наукам. Ум и трудолюбие продвинули его в работе. Уже к семнадцати годам он стал старшим приказчиком – фактически правой рукой хозяина, его заместителем. Жалование юноши тогда составляло двенадцать рублей. По тем временам это были приличные деньги, которые он отправлял в деревню маме.

Прп. Серафим Вырицкий

Ещё с детства Василий мечтал стать монахом. Однажды, отпросившись у хозяина лавки, он пошёл в Александро-Невскую лавру, чтобы поговорить с настоятелем обители. Там ему указали на схимонаха и посоветовали побеседовать с ним. Василий, встав на колени перед старцем, молил, чтобы приняли его в монастырь на любые работы. Однако старец ответил ему, что пока рано и сначала надо пожить мирской жизнью: жениться, воспитать детей, а потом вместе с женой посвятить себя монашеству.

Эти слова были восприняты Василием как Божие благословение. Дальнейшую жизнь он жил так, как и завещал ему Господь через Своего служителя.

Женитьба

В 1890 году Василий Муравьёв женился. Его супруга, Ольга Ивановна Найдёнова была родом из крестьянской семьи и жила в д. Кобылино. Юная Ольга была набожной девушкой — с детских лет мечтала о монашеской жизни. Когда она была на богомолье в женском Иверском монастыре, то беседовала со схимонахиней Пелагией, и эта беседа повлияла на её дальнейшую жизнь.

Схимонахиня дала Ольге благословение на жизнь в миру, замужество, воспитание детей и принятие монашеского пострига только после долгих лет семейной жизни по обоюдному согласию с супругом. Господь свёл Ольгу и Василия, они обвенчались, создав благочестивую семью.

Предпринимательская и благотворительная деятельность

Владелец лавки сделал молодым подарок на свадьбу – деньги на собственное дело, это помогло Василию открыть контору по заготовке и продаже пушнины. Со временем он стал купцом второй гильдии. Торговля была успешной и вскоре вышла на международный рынок – магазины Муравьёва были открыты во многих странах Европы. Василий Николаевич стал миллионером.

Однако он всегда помнил о благословении лаврского старца делать добро и поддерживать нуждающихся. Большую часть заработанных денег он отдавал в монастыри, храмы и богадельни, всегда помогал нищим и обездоленным.

Однажды, возвращаясь домой, он увидел крестьянина в рваной одежде, который сидел на мостовой, плакал и громко повторял: «Не как ты хочешь, а как Бог даст». Василий Николаевич остановился и спросил человека, что с ним произошло. Оказалось, что в деревне у этого крестьянина осталась семья – жена с семью детьми и старый отец. Все они болели тифом, и никто из соседей не заходил к ним из-за страха заразиться. Помочь было некому.

И тогда он продал на рынке лошадь, чтобы на вырученные деньги купить корову – единственную надежду на выживание. Но деньги у него отняли, а он был слишком слаб из-за голода и не смог постоять за себя. С пустыми руками возвратиться домой он не мог, так и сидел на мостовой, решив здесь умереть и только повторял: «Не как ты хочешь, а как Бог даст».

Тогда Василий Николаевич поехал с крестьянином на рынок, купил две лошади, корову и телегу, которую нагрузил доверху продуктами. Крестьянин стал отказываться от такого щедрого подарка, но Василий Николаевич сказал ему: «Не как ты хочешь, а как Бог даст».

В семье у него уже подрастал сын Николай, которому родители дали блестящее образование – он учился в Царскосельской гимназии, а затем на юридическом факультете университета в Петербурге, знал 11 иностранных языков.

Прп. Серафим Вырицкий

Супруги Василий и Ольга были строги к себе и жили скромно, несмотря на то, что были состоятельными людьми. У них был общий духовник старец Варнава Меркулов (впоследствии был прославлен в лике святых). Он наставлял супругов, говоря:

Супруги следовали этому наставлению. Все тридцать лет супружества они занимались благотворительностью. На собственные деньги чета Муравьёвых содержала в Петербурге несколько богаделен. В их доме жили одинокие немощные люди, которых они приглашали пожить в домашних условиях для скорейшего выздоровления. А в дни больших праздников в доме Муравьёвых накрывался щедрый стол, и все желающие могли прийти и подкрепиться.

После смерти младшей дочери, ставшей сильным ударом для родителей, супруги решили жить в «белом браке», как брат и сестра. В 1920 году они приняли решение, к которому стремились все эти годы. Передав всё своё имущество Церкви, супруги ушли в монастыри. Василий Николаевич – в Александро-Невскую лавру, Ольга Ивановна — в Воскресенский Новодевичий монастырь.

Монашество

В октябре 1920 года Василий Николаевич Муравьёв был пострижен в монахи с именем Варнава. Тогда же приняла постриг и его супруга с именем Христина. Спустя некоторое время он был рукоположен в иеродиакона, а в сентябре 1921 года в иеромонаха.

С 1920 по 1926 гг. отец Варнава был послушником в Лавре. Это были непростые годы. Церковь захлестнуло обновленческое движение. В 1923 году Собор объявил о низложении патриарха Тихона. Вместе с монахами отец Варнава перенёс попытку захвата Лавры обновленцами. Наместнику пришлось пойти на компромисс – в обители перестали поминать патриарха Тихона. Это было необходимо для того, чтобы сохранить управление Лаврой. Вскоре обитель вернулась под омофор святителя Тихона, но аресты и ссылки священников продолжались.

Принятие схимы

Прп. Серафим Вырицкий

В 1927 г. на отца Варнаву было наложено послушание духовника Лавры. В связи с серьёзностью этого служения, он попросил о постриге в схиму. На протяжении сорока дней отец Варнава не принимал пищу, а после этого принял схиму с именем Серафим, в честь прп. Серафима Саровского.

Иеросхимонах отец Серафим стал духовным наставником для великого множества людей. Под его пастырское окормление собирались миряне и монахи, священники и архиереи, среди которых были и такие выдающиеся иерархи как епископ Григорий (Лебедев), митрополит Серафим (Чичагов), епископ Николай (Ярушевич), архиепископ Алексий (Симанский).

Господь дал отцу Серафиму дар прозорливости, что увеличило поток людей, стремящихся попасть на служение к нему. Он часто служил в Покровском приделе Лаврской церкви, исповедовал и причащал прихожан, его всегда ждала толпа посетителей. В те страшные годы братоубийственных войн, ненависти и предательства, Лавра с её старцем, говорящим о Любви и Боге искренней исцеляющей молитвой, стала великим утешением. Вот и шли люди к нему, как к последней надежде — получить благословение, утешение и назидание о том, как жить дальше.

Сам он говорил о своём служении так:

Схимонахи Серафим и Серафима

В 1930 году он переехал в Вырицу. Вместе с ним туда отправились вызванная из Новодевичьего монастыря мать Христина (супруга в миру), и внучка Маргарита, тоже монахиня. Так, по воле Божьей, бывшие супруги снова оказались вместе. Матушка приняла великую схиму с именем Серафима, и по этому поводу полушутя говорила:

Старческое служение в Вырице

Прп. Серафим Вырицкий

В Вырицу, к святому старцу Серафиму стал стекаться народ. Именно здесь с особой силой проявился его дар прозорливца и целителя. Он знал всех, кто к нему приходил, называя их по имени, хотя люди не представлялись. Детей всегда принимал без очереди. И хотя на фотографиях и иконах отец Серафим чаще всего выглядит сурово, все, кто знал его при жизни, говорили, что старец был очень добрым, ласковым и тактичным – он всегда общался с людьми так, чтобы никого не обидеть.

Его улыбка успокаивала, и смущение проходило. Вот как вспоминает о старце Тамара Алексеевна Сиверцева, которая часто бывала в Вырице:

Отец Серафим с благоговением чтил св. прп. Серафима Саровского, и стремился быть похожим на него в своём подвиге старчества. Так, по понедельникам, средам и пятницам он не ничего не ел. Иногда его едой в течение многих дней был маленький кусочек просфоры, который запивался освящённой водой, иногда это была натёртая морковь. Очень редко он пил чай с небольшим кусочком хлеба. Это трудно было назвать едой. Однако при этом он принимал в день по сотне человек, а ночью молился. Казалось, он никогда не спит.

Во время войны, подражая Серафиму Саровскому, старец Серафим совершает подвиг столпничества. Недалеко от дома рядом с яблоневым деревом из-под земли выступал камень. Отец Серафим укреплял на ветвях яблоньки икону и, встав больными коленями на холодный камень, молился о спасении России от захватчиков. Молился истово, иногда по нескольку часов. В то время он уже практически не ходил самостоятельно, и к месту моления его несли на руках. Каждый день старец молился на камне в любую погоду — в жару и мороз, вьюгу или дождь.

Иногда он прекращал принимать посетителей, и на несколько дней оставался в уединении и безмолвии. В такие дни он получал высшие откровения. Его пророчества всегда сбывались.

Пророчества Вырицкого старца

Святому Серафиму Господом был дан дар прозорливости. Он предсказал патриаршество архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому), предупреждал о приближении жестоких гонений на священнослужителей. Он предвидел Великую Отечественную войну и победу в ней нашего народа. Много судеб разных людей он предвидел и сегодня это бесспорный факт.

Стихотворение

В 1939 г. старец написал стихотворные строки «Пройдёт гроза над Русскою землёю…», которые стали пророческими. Во времена гонений на Церковь, святой старец предсказал её возрождение. Говорил он и об основании монастыря в Вырице, и о том, что город Ленинград снова будет переименован в Санкт-Петербург и о том, что наступит время, когда в России будут православные радиостанции, и что в передачах их будут звучать молитвы и песнопения.

Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

Читать еще:  В воскресенье в храмах Свердловской области освятят ветви вербы

И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.

около 1939г.

Но не только хорошее предвидел старец. Говорил он и о том, что:

Прп. Серафим Вырицкий

А некоторые его предсказания вызывают большую тревогу:

Святой Серафим часто повторял, что у нашей страны есть бесценное сокровище — православная вера, хранительницей которой она является. Не Запад, с его поклонением материальному благополучию здесь и сейчас, а Русь, которая сохранила в своей душе образ распятого Христа и несёт его в своём сердце – есть истинный свет миру.

Монахиня Серафима (Морозова) вспоминала, как старец, описывая одно из своих духовных созерцаний, говорил ей:

Чудеса преображения человеческих душ

Многие люди, встречавшие при жизни отца Серафима, говорили, что от него исходила такая любовь, что человеческие души буквально преображались рядом с ним. Вот одно из таких свидетельств:

Кончина святого старца

Старец Серафим сильно болел. Его чада молились о выздоровлении своего духовного отца и говорили о том, как им не хочется расставаться с батюшкой. На что отец Серафим отвечал:

И будучи уже совсем слабым, он просил, чтобы к нему пропускали всех, кто пришёл.

Однажды старцу явилась Сама Пресвятая Богородица. Он увидел Её у берёзы, что росла под окном его кельи. За две недели до смерти старец Серафим сказал отцу Алексию Кабардину что Богородица велела причащать его каждый день. Отец Алексий вспоминал: «

Я каждую ночь причащал старца по его слову. И вот однажды я проспал, не услышав звонка будильника. Проснувшись в четыре часа ночи (а причащал я его обычно в два часа), я надел дароносицу и в буквальном смысле слова побежал к старцу. Когда зашёл в дом, а затем в келью, старец лежал необыкновенно сияющий. Я извинился, что проспал, на что отец Серафим ответил:

— Батюшка, не беспокойтесь, меня уже ангелы причастили. – Глядя на его лицо, я понял, что это истинно так».

В день кончины святой сказал: «Сегодня принять никого не могу. Буду молиться». Этой же ночью, 3 апреля 1949 года старец Серафим Вырицкий произнёс: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» и скончался. Похоронен на кладбище рядом с Казанским храмом, где его отпевали.

Почитание и прославление

Преподобный Серафим Вырицкий

Почить старца стали сразу же после его смерти: люди шли на его могилу поклониться и помолиться праведнику. В лике святых прп. Серафим был прославлен Церковью в 2000 году.

БУДУЩЕЕ РОССИИ. ПРОРОЧЕСТВА СТАРЦА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО

Уди­ви­тель­ны от­кро­ве­ния стар­ца Се­ра­фи­ма. Он го­во­рил сво­им ду­хов­ным ча­дам, что при­дет та­кое вре­мя, ког­да бу­дет в Рос­сии ду­хов­ный рас­цвет.

От­кро­ют­ся мно­гие хра­мы и мо­на­с­ты­ри, да­же ино­вер­цы бу­дут при­ез­жать в Рос­сию, что­бы крес­тить­ся.

На во­прос о бу­ду­щем Рос­сии ста­рец пред­ло­жил по­дой­ти к ок­ну и по­смот­реть.

Спро­сив­ший уви­дел Фин­ский за­лив и мно­жест­во плы­ву­щих под раз­ны­ми фла­га­ми ко­раб­лей.

– Как это по­нять? — спро­сил он у ба­тюш­ки. Ста­рец от­ве­тил: “На­сту­пит та­кое вре­мя, ког­да бу­дет в Рос­сии ду­хов­ный рас­цвет. От­кро­ют­ся мно­гие хра­мы и мо­на­с­ты­ри, да­же ино­вер­цы бу­дут к нам при­ез­жать крес­тить­ся на та­ких ко­раб­лях. Но это не­на­дол­го — лет на пят­над­цать, по­том при­дет ан­ти­христ.”

– Если рус­ский на­род не при­дет к по­ка­я­нию, – го­во­рил ба­тюш­ка Се­ра­фим Вы­риц­кий, – мо­жет слу­чить­ся так, что вновь вос­ста­нет брат на бра­та.

Ста­рец пре­дуп­реж­дал, что ког­да Вос­ток на­бе­рет си­лу, все ста­нет не­у­стой­чи­вым. Чис­ло на их сто­ро­не, но не толь­ко это: у них ра­бо­та­ют трез­вые и тру­до­лю­би­вые лю­ди, а у нас та­кое пьянст­во.

На­сту­пит вре­мя, ког­да Рос­сию бу­дут раз­ди­рать на час­ти. Сна­ча­ла ее по­де­лят, а по­том нач­нут гра­бить бо­гат­ст­ва. За­пад ста­нет вся­чес­ки спо­собст­во­вать раз­ру­ше­нию Рос­сии и от­даст вос­точ­ную ее часть Ки­таю.

Даль­ний Вос­ток бу­дут при­би­рать к ру­кам япон­цы, а Си­бирь — ки­тай­цы, ко­то­рые нач­нут пе­ре­се­лять­ся в Рос­сию, же­нить­ся на рус­ских и в кон­це кон­цов хит­ростью и ко­вар­ст­вом возь­мут тер­ри­то­рию Си­би­ри до Ура­ла. По­том Ки­тай за­хо­чет пой­ти даль­ше, но За­пад ему не по­зво­лит.

Вос­ток бу­дет крес­тить­ся в Рос­сии. Весь мир не­бес­ный мо­лит­ся о про­све­ще­нии Вос­то­ка.

Мно­гие стра­ны опол­чат­ся на Рос­сию, но она вы­сто­ит, утра­тив боль­шую часть сво­их зе­мель. Вой­на, о ко­то­рой про­ро­чест­ву­ет Свя­щен­ное Пи­са­ние, и пред­ска­зы­ва­ли про­ро­ки, ста­нет при­чи­ной объ­еди­не­ния че­ло­ве­чест­ва, и вы­бо­ров еди­но­го пра­ви­тельст­ва — это бу­дет пред­две­рие во­ца­ре­ния ан­ти­хрис­та.

По­том нач­нут­ся го­не­ния на хрис­ти­ан. На­сту­па­ет цар­ст­во лжи и зла. Бу­дет так тя­же­ло, так страш­но, так пло­хо, что не дай Бог до­жить до это­го вре­ме­ни.

Но мы с ва­ми — го­во­рил он сво­им ду­хов­ным ча­дам — мы то с ва­ми не до­жи­вем.

На­пом­ним, что эти про­ро­чест­ва от­но­сят­ся к кон­цу 40-х го­дов, ког­да ни­кто и по­мыс­лить не мог о раз­ва­ле Со­вет­ско­го Со­юза и на­ступ­ле­нии Вос­то­ка.

— Если бы лю­ди все­го ми­ра — про­дол­жал ста­рец — все до еди­но­го че­ло­ве­ка, в од­но и то­же вре­мя вста­ли бы на ко­ле­ни и по­мо­ли­лись Бо­гу, хо­тя бы толь­ко пять ми­нут о про­дле­нии жиз­ни, да­бы да­ро­вал всем Гос­подь вре­мя на по­ка­я­ние.

При­дет вре­мя, ког­да не го­не­ния, а день­ги и пре­лес­ти ми­ра се­го отвра­тят лю­дей от Бо­га и по­гиб­нет ку­да боль­ше душ, чем во вре­мя от­кры­то­го бо­го­бор­чест­ва.

– Иеру­са­лим ста­нет сто­ли­цей Из­ра­и­ля, а со вре­ме­нем он дол­жен стать и сто­ли­цей ми­ра. Ибо там ис­тин­ный центр Зем­ли, там был рас­пят и вос­крес Спа­си­тель ми­ра.

Сколь­ко Гос­подь дал бла­го­да­ти Рос­сии: ка­кие ле­са, озе­ра, ре­ки, нед­ра зем­ли бо­га­тые. Но жи­вем мы без Бо­га, а зем­ля — она мать, она хлеб да­ет и жизнь. Вра­ги на­ши и бо­го­бор­чес­кая власть дол­го не да­дут лю­дям воз­вра­тить­ся к зем­ле. Мож­но и на­кор­мить всех и все устро­ить, но вра­гам не­вы­год­но — им страш­на Рос­сия воз­рож­ден­ная.

И все же Рос­сия бу­дет жить от сво­ей зем­ли. Гос­подь си­лен вос­ста­вить де­ла­те­лей, если мы бу­дем про­сить. Да­вай­те же мо­лить­ся и про­сить — и тог­да из кам­ней вос­ста­вит Гос­подь из­бран­ни­ков сво­их.

– Хо­тя бы раз в жиз­ни нуж­но по­ста­вить све­чу за тех, ко­го мы оби­де­ли, об­счи­та­ли, у ко­го укра­ли, не вер­ну­ли дол­га.

Ста­рец го­во­рил, что на­ста­нет вре­мя, ког­да за каж­до­го ве­ру­ю­ще­го бу­дут по со­рок че­ло­век цеп­лять­ся, что­бы он вы­та­щил их.

– Гос­подь ты­ся­чу лет бу­дет ждать, что­бы хоть один че­ло­век спас­ся и вос­пол­нил чис­ло пад­ших ан­ге­лов.

Ба­тюш­ка пред­ска­зал Ве­ли­кую Оте­чест­вен­ную вой­ну, ра­зо­ре­ние Церк­ви и воз­рож­де­ние ве­ры в Рос­сии.

Ста­рец пред­ска­зал, что у ка­то­ли­ков бу­дет па­па-сла­вя­нин.

Го­во­рил отец-Се­ра­фим близ­ким о бу­ду­щем сво­ем про­слав­ле­нии, но до­бав­лял при этом:

– Не спе­ши­те вы­ка­пы­вать мое те­ло. Предо­ставь­те все Гос­по­ду… Не хо­чу, что­бы мо­им те­лом тор­го­ва­ли.

С од­ной сто­ро­ны, бу­дут воз­дви­гать кре­с­ты, и зо­ло­тить ку­по­ла, а с дру­гой — на­ста­нет цар­ст­во лжи и зла. Ис­тин­ная Цер­ковь всег­да бу­дет го­ни­ма, а спас­тись мож­но толь­ко скор­бя­ми и бо­лез­ня­ми, го­не­ния же бу­дут при­ни­мать са­мый изощ­рен­ный, не­пред­ска­зу­е­мый ха­рак­тер. Страш­но бу­дет до­жить до этих вре­мен.

Ста­рец го­во­рил об из­ме­не­ни­ях в ха­рак­те­ре мо­ло­де­жи. Он го­во­рил, что на­сту­па­ют вре­ме­на, ког­да раз­вра­ще­ние и упа­док нра­вов мо­ло­дых до­стиг­нут по­след­них пре­де­лов.

Поч­ти не оста­нет­ся не­рас­тлен­ных. Они бу­дут счи­тать, что все им до­зво­ле­но для удов­летво­ре­ния при­хо­тей и по­хо­тей, ибо уви­дят свою без­на­ка­зан­ность. Ста­нут со­би­рать­ся в ком­па­нии и бан­ды, во­ро­вать, раз­врат­ни­чать.

Но при­дет вре­мя, ког­да бу­дет глас Бо­жий, ког­да пой­мет мо­ло­дежь, что так жить даль­ше не­воз­мож­но, и пой­дут к ве­ре — раз­ны­ми пу­тя­ми. Воз­ник­нет же­ла­ние по­движ­ни­чест­ва. Те, кто был греш­ни­ка­ми, пья­ни­ца­ми, на­пол­нят хра­мы, по­чувст­ву­ют ве­ли­кую жаж­ду к ду­хов­ной жиз­ни. Мно­гие из них ста­нут мо­на­ха­ми.

Спа­се­ние ми­ру — от Рос­сии, а Пе­тер­бург ста­нет ду­хов­ным цент­ром стра­ны. Еще бу­дут ве­ли­кие со­бы­тия в Рос­сии — от­кры­тие и про­слав­ле­ние мо­щей в Пе­тер­бур­ге — ра­дость ве­ли­кая для все­го ми­ра. Вы­ри­ца бу­дет мес­том па­лом­ни­чест­ва, и от­кро­ют здесь мо­на­с­тырь

То, что сей­час гре­шат,— так го­ря­чее ка­ять­ся бу­дут.

Как све­ча пе­ред тем, как по­гас­нуть, яр­ко вспы­хи­ва­ет, оза­ряя все по­след­ним све­том, так и жизнь Церк­ви. И это вре­мя близ­ко.

Гос­подь си­лен вос­ста­вить де­ла­те­лей, если мы бу­дем про­сить. Да­вай­те же мо­лить­ся и про­сить — и тог­да из кам­ней вос­ста­вит Гос­подь из­бран­ни­ков сво­их.

Не­ко­то­рые из про­ро­честв ба­тюш­ки Се­ра­фи­ма Вы­риц­ко­го уже ис­пол­ни­лись, дру­гие ждут ис­пол­не­ния.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Детство, купечество, духовное взросление. 1866-1920 гг.

Преподобный Серафим Вырицкий, в миру Василий Николаевич Муравьев, родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в простой крестьянской семье. Родители Василия были людьми глубоко набожными и приучили всех своих детей к вере.

В десять лет Василий теряет отца, и для того, чтобы содержать многодетную семью своих родителей, отправляется на заработки в Санкт-Петербург. Бог дал мальчику очень много природных дарований. У него был цепкий ум, хорошая жизненная хватка, прекрасная память.

Работая рассыльным в одном из ларьков Гостиного Двора, Василий проявляет такое усердие, исполнительность и старательность, что в семнадцать лет уже становится старшим приказчиком. Путь, на который другие тратили десятки лет, Василий прошел за семь. Это была очень высокая должность, которая давала хорошую прибыль. Василий начинает строить свое дело и, в конце концов, занимаясь продажей пушнины, он становится купцом второй гильдии.

Его хорошо знали в Вене, Берлине, Варшаве. Параллельно занимаясь самообразованием, Василий изучил несколько европейских языков, прекрасно разбирался в истории, экономике, философии.

Василий Николаевич Муравьев. Петроградский купец 2-й гильдии. 1916 год

Но душа Василия всегда была с Богом. Еще юношей он намеревался уйти в монастырь, но схимонах, к которому он обратился за благословением на постриг, по данной ему от Бога благодати, пророчествовал, что сперва Василию нужно пройти свою стезю в миру, а с началом гонений на Церковь он должен принять монашество. И лишь в 54 года состоялся его постриг в монашество.

А пока, по совету старца, Василий продолжает жизнь в миру. Излишним будет говорить о том, что большую часть своих средств он тратил на благотворительность.

Главной же встречей в жизни Василия было знакомство с преподобным Варнавой Гефсиманским, который в течение двадцати лет, до самой своей смерти, будет его сомолитвенником и духовным руководителем. И ученика, и старца объединяла глубокая любовь и почитание преподобного Серафима Саровского. Их обоих с батюшкой Серафимом связывала глубокая личная духовная связь. Старец Серафим Саровский незримо принимал самое непосредственное участие в жизни каждого из них.

В 1890 году, по благословению своего старца, Василий венчается с Ольгой Ивановной Нетрониной, а в 1895 году у них рождается сын Николай. Несколько позже в семье появляется дочь Ольга, которая умирает еще в младенческом возрасте. После смерти дочери, получив благословение старца Варнавы, супруги Муравьевы стали жить как брат с сестрой.

Купец Василий Муравьев с семьей. 1905 год

Стяжание Духа Святого, по заповеди преподнобного Серафима Саровского, было главным смыслом жизни для этой семьи. Поэтому, в наступившие грозные годы революционного безумия, супружеская чета Муравьевых начинает восхождение на свою личную Голгофу. Имеющегося в наличии материального капитала с избытком хватило бы для безбедной жизни в Европе или Америке. В те годы многие купцы переводили свои счета в европейские банки и уезжали из охваченной революционной горячкой России. Но вместо этого, Муравьевы жертвуют все свои деньги и имущество бедным и в 1920 году принимают монашество.

Василий был принят в послушники, а затем и пострижен с наречением имени Варнава в Александро-Невской лавре, а Ольга приняла постриг с именем Христины в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга. Позже иеромонах Варнава и монахиня Христина в схиме будут пострижены с именами Серафим и Серафима.

Прочие пророчества преподобного

До нашего времени дошли также другие пророчества, которые изрекал прозорливый старец. Они касались и технического прогресса в России, и событий в церкви, которые имели мировую важность. Бог открыл ему даже события, связанные с кончиной преподобного и его отходом к жизни вечной.

Последователям Серафима Вырицкого хорошо запомнились его слова о русской земле. Он утверждал, что Бог наделил страну многими благами:

  • озерами;
  • лесами;
  • реками;
  • богатыми земными недрами.

Однако печалило старца то, что народ русский живет без Бога в душе. Преподобный говорил, что богоборческая власть и враги страны не дают людям вернуться к земле-матери, которая дает пищу и жизнь. Серафим утверждал, что врагам России невыгодно возрождение страны. Ведомые страхом, они будут мешать этому. Однако страна и её народ будет жить от земли.

С великим прозрением говорил старец и о пути от Вырицы до Петербурга. Во времена жизни преподобного паровозы проходили это расстояние за несколько часов. Он предсказал появление электропоездов, которые станут проходить дистанцию быстрее. Также Серафим Вырицкий утверждал, что в будущем будет так, что поезда будут отправляться один за другим.

Еще одно пророчество, дошедшее до нашего времени, касалось духовной жизни страны. Преподобный говорил, что в грядущем Россия подарит спасение всему миру, а Петербург станет центром духовности. Радостью для всего мира станет открытие и последующее за этим прославление мощей в Петербурге. Помимо этого, произойдет много значимых и радостных для церкви и мира событий. Вместе с этим он утверждал, что в Вырице, где он жил, откроется монастырь, а сам поселок станет местом паломничества.

Еще одно пророчество, дарованное Серафиму Господом, касалось развития католической церкви. Старец предсказал, что однажды сан Папы получит человек, являющийся славянином.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector