0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предстоятель почтил память святого пророка Илии

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Биография
  • Приветствия и обращения
  • Интервью
  • Послания
  • Проповеди
  • Программа «Слово пастыря»

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве

2 августа 2020 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти пророка Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, мои дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником!

Всякий раз, собираясь приехать в какой-то храм совершить богослужение, я готовлюсь к тому, что мне следует сказать. Но сейчас, слушая отца настоятеля, я подумал: мне уже и сказать нечего, все, что я готовил, он сказал, и сказал очень хорошо.

Остановлюсь на одном, как мне кажется, важном обстоятельстве. На том, что пророчество, которое в религиозном сознании иногда воспринимается как способность предвидеть будущее, в действительности таковым не является. Пророк может прозревать будущее, но не в этом смысл его служения. Он может и не прозревать будущее, а быть пророком. Пророк — тот, кто передает людям Божию правду, а Божественная правда — это великая сила. Одних она привлекает, и они навсегда становятся учениками Господа, других раздражает, у третьих провоцирует агрессию против тех, кто эту правду провозглашает. Другими словами, Божия правда, как и Божие слово, — это оружие обоюдоострое, и без этого оружия Церковь потеряла бы свою силу.

Церковь всегда теряет силу, когда перестает возвещать Божию правду. А почему это происходит? Чаще всего от страха. В свое время, когда были прямые гонения на Церковь, многие боялись проповедовать, уходили далеко-далеко в пустыни, в катакомбы, только чтобы словом своим не навлечь на себя и на свою общину гнев гонителей. В другие времена остерегались говорить Божию правду, потому что она не совпадала с общественным мнением. Нам порой кажется, что в дореволюционные времена Церковь была свободна, но и в то время мало кто отваживался говорить ту правду, которая была особенно важна для нашего народа. Кто говорил правду о тогдашней интеллигенции или о тогдашней власти, не говоря уж о том, как разрушалась на глазах благочестивого народа Святая Русь? Да, были пламенные проповедники, такие как отец Иоанн Кронштадтский, но их было совсем немного. И люди в сане молчали — не потому что не знали, что происходит, а потому что не могли, не были готовы, не были способны обращать к людям Божию правду с огромным риском для своего благополучия.

Сегодня Церковь наша по милости Божией провозглашает Божию правду. Может быть, не так, как всем бы нам хотелось, ведь провозглашают ее от лица Церкви все-таки люди, и каждый сам налагает на себя определенные ограничения, связанные со своими интеллектуальными, культурными возможностями, с тем, как проповедник понимает окружающий его мир, насколько ему кажется целесообразным сказать то, что он собирается произнести. Но, тем не менее, даже если сделать все поправки на частные случаи, Церковь сегодня не боится говорить Божию правду. И правильно только что было сказано: когда вы читаете самые ужасные вещи о Патриархе, об архиереях, о священниках, помните, что даже капли правды там обычно не бывает, но все это направлено на то, чтобы скомпрометировать тех, кто правду Божию провозглашает. Так, чтобы народ перестал нас слушать и доверять: «Ну что ты нам говоришь? Ты посмотри, что о тебе пишут!»

Кстати, этому искушению подвергаются не только миряне. Однажды я был просто поражен общением с одним из владык — сейчас он на заслуженном отдыхе, человек уже пожилой. Мы летели с ним из одной страны в другую — он в то время работал за границей, а я был председателем Отдела внешних церковных связей. И он мне так по-братски (а мы давно с ним были знакомы) говорит: «Владыка, ну помогите, пожалуйста, деньгами, нам очень трудно». Я сказал: «Ну, мы же вам перечисляем деньги». «Да нет, Вы из своих помогите». Я поднапрягся, говорю: «Что значит из своих?» «Слушайте, у Вас же шесть миллиардов долларов». Я посмотрел на этого владыку и говорю: «Ты не шутишь?» «Да нет». Значит, этот бред достиг сознания архиерея, и он в него поверил.

Так вот, все, что говорят и пишут, — это чаще для того, чтобы мы перестали говорить Божию правду. Как только мы станем говорить то, что приятно слышать сильным мира сего, никакой критики в адрес Церкви не будет. Все моментально исчезнет, на руках носить будут. Но тот факт, что Церковь сегодня на руках не носят, — хоть она существует в условиях свободного государства, по милости Божией нет никаких гонений или ограничений нашей деятельности, — это и есть свидетельство того, что Церковь, подкрепляемая силой Божественной, стремится и сегодня тихим голосом обращаться к людям со словом, исполненным Божественной правды. И дай Бог, чтобы так было до скончания века, потому что, если Церковь умолкнет, не будет больше пророческого слова в мире.

Пророков гнали, и Церковь на протяжении всей истории гнали, потому что она совершала пророческое служение. Критика в адрес Церкви напрямую связано с тем, что Церковь говорит Божию правду. Вот хочется сегодня запустить страшный эксперимент с продажей младенцев от суррогатного материнства, а Церковь говорит: «Нет, это грех, этого делать нельзя». То же самое нам говорят про аборты — мы отвечаем: «Нет». Мы принимаем тех, кто совершил этот грех, женщин и мужчин, их мужей, мы проводим их через таинство Покаяния, но мы никогда не скажем, что это норма жизни. Мы никогда не скажем, что нормой является нарушение целостности брака, нарушение супружеской верности, как бы эту истину ни разрушала современная культура — в виде кинематографа, литературы и так далее. Мы будем говорить так, какими бы старомодными, устаревшими, неграмотными нас ни называли.

Поэтому пророческое служение, которое совершали древние пророки, совершается и сегодня. Как доставалось тем, так и ныне достается каждому, кто со смирением, без гордыни, но свидетельствует правду Божию, даже когда эта правда не очень приятна слушающим.

Пусть Господь сохранит нашу Церковь способной провозглашать Божию правду, способной осуществлять пророческое служение. Пусть новое поколение духовенства также будет способно продолжать то, что совершали предшествующие им поколения. И надеемся, что миссия Церкви продолжится, как Господь благословит, дабы до скончания века свидетельство Единой Святой Соборной Апостольской Церкви было свидетельством пророческим для спасения рода человеческого. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Церковь празднует память святого пророка Илии

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В понедельник 2 августа 2021 года православные вспоминают одного из величайших ветхозаветных праведников – святого пророка Божия Илию.

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до прихода в мир Господа Иисуса Христа.

С детства святой Илия («крепость Господня») посвятил себя служению Богу, поселившись в пустыне и проводя свои дни в строгом посте и молитве.

Возмужав, он был призван Самим Богом на пророческое служение, также он должен был напоминать народу Израиля о необходимости хранить благочестие и веру в истинного Бога.

Обличая народ Божий за частые отпадения в язычество, поклонение идолам и другие неблагочестивые дела, святой пророк Илия прославился многими чудесами по молитвам к Господу.

Так, по его молитве в Израиле три года не было дождя, а по всей стране свирепствовали засуха и голод. Так продолжалось до тех пор, пока израильский царь Ахав не отказался от поклонения идолам.

Также святой Илия помог одной бедной вдове из города Сарепта Сидонская. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. По его молитве мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Помимо того, святой Илия молитвой к Богу воскресил мертвого сына этой вдовы.

Читать еще:  Константинопольский Патриархат

Еще одним чудом святого пророка стала его победа над жрецами языческого бога Ваала, которому также поклонялась жена царя Ахава Иезавель. На горе Кармил было устроено два жертвенника – один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения истинному Богу.

– На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти, – сказал святой Илия.

Первыми стали молиться своему идолу жрецы Ваала, но за весь день так ничего и не произошло. По молитве же пророка с неба сошел огонь и попалил предложенную им Богу жертву, дрова, камни и даже воду, находившуюся во рве, специально выкопанном по просьбе пророка.

В конце своего земного служения, по повелению самого Бога, святой Илия помазал на пророческое служение своего ученика Елисея, а сам был взят на Небо живым в огненной колеснице.

По преданию Церкви, пророк Илия будет Предтечею Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Напомним, что святой пророк Илия считается небесным покровителем Воздушно-десантных войск России (ВДВ), которые 2 августа отмечают свой профессиональный праздник.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день пророка Божия Илии

2 августа 2015 года, в день памяти пророка Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе святого равноапостольного князя Владимира в г. Новочебоксарск (Чувашская Республика). По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варнава! Ваше Превосходительство, глава Чувашии! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые высокие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с этим воскресным днем и радуюсь, что Господь привел меня на благочестивую землю Чувашии, с тем чтобы вместе с вами помолиться в новом храме, посвященном князю Владимиру, 1000-летие преставления которого мы в этом году торжественно отмечаем.

Сегодня воскресный день совпал с большим праздником, который очень почитается в нашем народе, — памятью пророка Божия Илии. Казалось бы, что общего между Чебоксарами и Израилем почти за тысячу лет до Рождества Христова, когда жил пророк Илия? Какая огромная временная дистанция нас разделяет — три тысячи лет, и жил он в месте географически отдаленном от того, где мы находимся. Но мы прославляем имя пророка Божиего, потому что оно не ушло из истории. Это вообще редчайший случай, потому что история сохранила очень мало имен из той глубокой древности, и тем более никому в голову не придет собраться ради памяти какого-то древнего героя, чтобы стоять почти три часа и обращать к нему свои мысли. Такое не бывает нигде, кроме Церкви, потому что именно Церковь хранит память о тех, кто внес наиболее существенный вклад в жизнь человеческого общества.

Сегодня мы прославляем имя пророка Божиего Илии. Мы в его честь воспеваем гимны, мы произносим проповеди, мы обращаемся мыслью к его подвигу. Илия был пророк, то есть человек, получивший от Бога особый дар и особые силы. Некоторые считают, что пророк — это тот, кто видит и предсказывает будущее, но это неправильно. Конечно, у пророка может быть сила духовного прозрения и видения будущего, но смысл пророческого служения в другом. Пророк — это тот, кто передает людям Божию правду и Божию волю. Пророк получает от Бога сигнал такой силы, что его нельзя сравнить ни с каким естественным воздействием на человеческую психику. Это не просто внушение — это Божественный императив, и пророк отдает всего себя тому, чтобы слова, полученные от Бога, мысли, которые пришли к нему свыше, передать другим людям.

Вот пророк Илия и был таким вдохновенным свидетелем Божией правды и Божией воли, а жил он в очень тяжелое время. Царь Ахав, который правил во времена Илии, был человек слабовольный, а жена его Иезавель, по национальности финикиянка, была женщиной с очень сильным характером. Она вышла замуж за израильского царя, но не порвала с языческими культами и поклонялась Ваалу и Астарте. Став царицей, она решила утвердить веру в этих ложных идолов во всем израильском народе и подчинила своей воле и мужа, так что он исполнял все то, что она говорила. В стране стали воздвигать капища Ваалу и священные рощи в честь Астарты, — в то время, когда пророк Илия вышел на проповедь, в Израиле было 450 лжепророков Ваала. На их долю выпала обязанность изменить сознание израильтян, отвратить их от поклонения истинному Богу, и, опираясь на царскую власть, служители Ваала стали насаждать эту ложь. А ложь, которую проповедуют при поддержке государственной власти, принимается хотя бы из-за страха, — началось массовое предательство, многие отрекались от Бога…

А что же Илия? Один против 450-ти, которых поддерживала мощь государства и царская казна? Казалось бы, как он может перекричать эти 450 голосов, да еще и царицу Иезавель и Ахава, царя израильского? С великой молитвой обратился пророк Божий ко Господу, и Бог по его молитве наказал народ израильский: три с лишним года не было дождей. И наконец наступил кульминационный момент этой борьбы — мужественный Илия говорит Ахаву: «Воздвигни жертвенник на горе Кармил, и пусть твои лжепророки принесут жертву Ваалу, не возжигая огня». И поставили жертвенник, положили на него дрова, а сверху — жертвенных животных, но как ни пытались лжепророки призвать огонь с неба, ничего не получалось. Тогда Илия обратил пламенную молитву к Богу, и возгорелся огонь, и принесена была жертва Единому Истинному Богу; и в этот же день пошел дождь (см. 3 Цар. 18:1-46). Так один человек, опиравшийся на силу Божию, победил всю силу государственной власти, всю мощь тогдашней ложной и греховной идеологии, и спас свой народ. Вот такого ветхозаветного подвижника мы с вами сегодня вспоминаем.

Господь Иисус Христос, когда пришел в мир, тоже действовал как пророк. Он открывал людям Божию волю и Божию правду. Его и называли пророком, пока не уразумели, что Он есть Сын Божий. И мы знаем, что правда Божия оказалась несовместимой с убеждениями тогдашних правителей иудейских и несовместимой с сознанием большинства народа, и за эту правду Господь был пригвожден ко кресту. По воскресении Он направил апостолов проповедовать даже до края земли (Деян. 1:8). Он их направил в мир, чтобы они продолжали Его пророческое служение, и это служение и сегодня вверено Церкви: она призвана говорить людям правду Божию.

Как и в древние времена, эти слова не воспринимаются миром с легкостью, потому что правда глаза колет, правда обжигает, правда пробуждает угрызения совести, правда не дает человеку возможность жить спокойно, сыто, не задаваясь серьезными вопросами. Правда Божия является вызовом каждому человеку, вызовом обществу, народам, государствам. Вот почему на протяжении всей истории Церковь была гонима. Достаточно вспомнить, казалось бы, очень благополучное время — Византия, V век. Во главе Церкви Константинопольской — архиепископ Иоанн, получивший прозвание «Златоуст», великий проповедник, святой человек. Он выступил против царя и против жены его, которую сравнивал с Иезавелью. И что же? В православнейшей империи православный царь бросает несчастного архиепископа Иоанна Златоуста в темницу, а затем отправляет его в ссылку, в Абхазию, где тот умирает от малярии и голода.

Чему все это нас учит? История пророка Илии, пророческого служения Господа Иисуса Христа, пророческого служения Церкви учит нас, что пророчество — это служение, сопряженное с риском. В какой-то момент каждый, кто осмеливается говорить миру правду, становится изгоем. Мы видим, что сейчас происходит в мире, когда во многих государствах принимаются законы, легализующие распутство, самые страшные греховные деяния, которые в Ветхом Завете карались огнем и серой с неба. Когда же Церковь поднимает против этого голос, на нее обрушиваются прещения. Но таково служение Церкви.

В нашей стране мы живем в очень благоприятное время. Пожалуй, за всю историю России не было другого времени, когда власть с таким уважением относилась бы к Церкви, не вмешиваясь в ее внутренние дела. В свою очередь Церковь, не вмешиваясь в управление государством, имеет право определять свою позицию по многим жизненно важным вопросам. Мы должны благодарить Господа, что после страшных гонений Он дает нам эту духовную передышку, и мы строим храмы, мы строим школы, мы воспитываем молодежь. Но ни в коем случае благоприятные условия не должны нас убаюкивать. Мы должны помнить, что в истории бывало всякое. И каждый священник, который восходит на амвон и говорит Божию правду, должен нести пророческое служение, принимая на себя всю ответственность и все риски.

Ну, а теперь самое главное. Тем, кто отказывается от несения пророческой миссии, — по малодушию, по глупости или по отсутствию интереса, — кажется, что так спокойнее: никто тебя не тронет, никто на тебя внимание не обратит. Но есть и другой выбор, которому, я надеюсь, остается верным большинство епископата и духовенства нашей Церкви, большинство верующего народа: хранить веру в сердце, различать добро и зло и слушать пророческий голос Церкви.

Читать еще:  Католическая епархия Брюсселя оказалась заложником противостояния валлонцев и фламандцев

И да поможет всем нам Господь оставаться верными Ему, жить по Божиему закону, с тем чтобы никогда ни Ахавы, ни Иезавели более не господствовали на Русской земле, но чтобы распространялась вера, а вместе с ней — жизнь по вере, исполненная святости, мира, благочестия, чистоты, честности, порядочности, верности долгу, любви к Родине, уважения к старшим. Мы верим, что все эти ценности, которые сегодня нередко пытаются оттеснить из центра общественной жизни на периферию, а то и предать забвению, формируют человеческую личность и человеческое общество, которое способно к внутреннему саморазвитию.

Пусть Господь приклонит милость Свою ко всем нам, к Церкви нашей, к Отечеству, к земле Чувашской. И будем помнить тот великий урок, который всем нам преподал святой пророк Божий Илия, пошедший на многие и многие страдания для того, чтобы в народе своем укрепить веру в истинного Бога.

Я всех вас сердечно поздравляю с этим праздником. Молитвами святого пророка Божия Илии да хранит Господь всех нас на путях нашего спасения. Аминь.

В Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память св. пророка Илии

2 августа 2015 года в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память святого пророка Божия Илии.

Традиционно в этот день в почитаемой многими Ильинской церкви обители совершаются праздничные богослужения. По окончании Всенощного бдения братия и многочисленные паломники Свято-Пантелеимоновой обители проследовали в знаменитый «храм на жерновах», чтобы на месте явления прп. Силуану Афонскому Самого Господа помолиться за ранней Литургией и приобщиться Святых Христовых Таин.

В день праздника игумен Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) призвал братию не забывать обращаться с молитвой к святому пророку Илии, который ходатайствует пред Богом не только о ниспослании естественного дождя, но и дождя благодатного, душевного – покаянного плача о грехах, умягчающего черствость наших окаменевших сердец.

По словам 100-летнего старца Иеремии, святому Илии, который прославился ревностью по славе Господней, необходимо также молиться о даровании ревности духовной:

«Монах по существу своему – ревнитель. Он не может быть расслабленным, не может быть теплохладным, равнодушным. Монашество – это авангард Церкви. Оно призвано всегда держать высокую планку благочестия и задавать тон христианам, спасающимся в миру. И если монашество расслабится, то и уровень благочестия христиан, живущих в миру, упадет.В последние времена враг особенно будет нападать на монашество, чтобы не было в Церкви ревнителей, чтобы не было примеров благочестия, чтобы не было молитвенников за мир. Расслабив монашество и упразднив его, враг с большей легкостью и дерзостью сможет нападать на мирских людей. Монах должен крепко держать в своей руке меч духовный, чтобы посекать им страсти, отдаляющие его от Бога. Самолюбие, самомнение, славолюбие, плотоугодие – главные «жрецы», всегда похищающие наши жертвы и приносящие их другому «богу». Они начальствуют над прочими страстями. Монах должен ревновать о чистоте ума и сердца, о молитвенном настроении своего духа, о готовности всегда отсечь свою волю и мнение, о том, чтобы во всем, во всех повседневных частностях, уступать ближнему, не думать ни о ком плохо, о том, чтобы снисходить и прощать немощи других. Монах должен ревновать о славе Господней против самого себя, против своих немощей и страстей, но ни в коем случае не против немощей и ошибок ближнего. Монах должен ревновать об исполнении своего правила, о непрестанной молитве и посещении ежедневных богослужений, о благоговейном, благочинном поведении. Все это – маленькие вещи, которые, как кажется, не имеют никакого отношения к обществу людей, к миру и к решению проблем, существующих в нем. Но на самом деле все эти маленькие частности формируют из простого немощного, грешного человека, пришедшего в монастырь, – подвижника, крепкого духом, молящегося о мире с постоянством неизменно».

Ильинский храм Афонского Пантелеимонова монастыря, будучи непосредственно связан с жизнью и подвигами прп. Силуана Афонского, является величайшей православной святыней Святой Горы, став в последнее время местом паломничества всех, кто посещает русскую обитель на Афоне.

Труд на монастырской мельнице был первым послушанием преподобного Силуана, отличавшегося могучим телосложением. Именно здесь, в Свято-Ильинском храме, что на жерновах, с ним произошло событие, изменившее всю его жизнь. Во время уединенной молитвы в храме пред ликом Спасителя он сподобился узреть Самого Господа. В память об этих чудесных событиях рядом с церковью пророка Илии в 1999 году был освящен новый храм в честь Преподобного Силуана.

Знаменитый «храм на жерновах» находится на склоне большого ущелья, на старой монастырской мельнице, что в расстоянии около двух километров от обители. Сама мельница представляет собой комплекс из четырех зданий, выстроенных каскадом. В этих корпусах жили и трудились братия обители, несшие послушание на мельнице. В нижнем этаже каждого здания находятся массивные жернова, которые приводились в движение водяным колесом, расположенным с тыльной стороны дома. Вода подавалась на лопасти колес из специально устроенного выше каскада бассейна, в котором она накапливалась из подземных источников. Верхние этажи были приспособлены под келлии.

В одном из зданий мельницы и расположена упомянутая Свято-Ильинская церковь. В течение седмицы братия жили и молились здесь, на месте своего послушания, и лишь в конце недели приходили в обитель для участия в торжественном соборном богослужении в честь воскресного дня.

Сайт прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне радостный праздник в честь пророка Божия Илии, память которого мы празднуем в этот знаменательный день. Святая Церковь вчера и сегодня в праздничных песнопениях, прославляя святого пророка Илию, называет его «земным Ангелом», «вторым Предтечей пришествия Христова», «основанием для пророков» и другими именами, которые свидетельствуют о том, как святая Церковь относится к этому великому угоднику Божию, который жил в десятом веке до Рождества Христова и оставил о себе знаменательную память о тех деяниях и чудесах, которые он совершал в Иудее и в Израиле.

Когда жил и трудился святой пророк Илия, было два Царства в Палестине: Царство Иудейское с центром — Иерусалим и Царство Израильское, центром которого был город Самария. Основная деятельность его была в Израильском Царстве. Тогда правил израильтянами царь Ахав, который был нечестив, потому что поклонялся идолам и божествам языческим Ваалу и Астарте, и поэтому пророк Илия обличал Ахава и его жену, которая жила нечествио и содержала языческих жрецов, которые приносили жертвы. А пророк Илия по велению Божию поразил этих жрецов и многих лжепророков, которые были в услужении царицы и царя Ахава. За свое обличение, за свои деяния, за то, что он твердо стоял на исповедании истинной веры, веры в истинного Бога и всячески противодействовал идолопоклонству, его преследовали. Он должен был убегать из земли Израильской в землю Иудейскую — там находил себе пристанище, но Господь никогда не оставлял своего верного служителя. В горе Хорив, где укрывался пророк Илия, Господь являлся ему и, являя ему любовь, снова и снова направлял его на то служение, на которое он был изначально поставлен.

Святая Цервковь за ревность, за верность, за мужество, которые проявил святой пророк Илия во время своего служения, называет его основанием пророков. Почему основанием? — да потому, что такая ревность, верность, мужество, которые имел пророк Илия — это то, что является фундаментом для деятельности любого пророка. И каждый пророк, который действовал в Ветхом Завете, конечно, вдохновлялся примером этого великого и славного пророка Божия Илии.

Святая Церковь также именует пророка Илию «земным Ангелом», потому что он вел жизнь, действительно, равноангельскую: питался он скудно, но творил великие дела Божии, будучу вестником (Ангел — само слово означает — вестник). Так вот пророк Илия тоже был вестником воли Божией, глашатаем того, что повелевал ему Господь во обличение в несчестии нечестивых. И далее, как уже отмечено, пророк Илия именуется «вторым Предтечей» пришествия Христова. Это очень важное определение, потому что, как мы уже знаем, что Предтечей первого Пришествия был Иоанн Креститель, а вот по вере Церкви — святой пророк Илия будет Предтечей второго Пришествия, славного Пришествия Господа для того, чтобы совершить общий Суд и окончательно определить участь всех людей, которые когда-либо жили на земле.

И мы знаем также из Евангелия, а именно из повествования о славном Преображении Господнем, что на горе Фаворе явился вместе с Моисеем и пророк Илия удостоился этого непосредственного общения с Господом. Как замечает евангелист, пророк Илия и Моисей беседовали с Господом об Его исходе, т. е. о завершении земного пути Господа и Спасителя нашего.

Евангелие, которое мы слышали сегодня — это повествование евангелиста Луки, в котором по словам Господа, вспоминается два чуда, которые совершил Господь через Своего пророка Илию. Господь ныне в Евангелии от Луки говороит нам о том, что много вдовиц было и в Израиле в дни Илии, но только вдове в Сарепте Сидонской пришел пророк Илия, когда было тяжкое время испытаний, потому что по попущению Божию было заключено небо: не было дождя в течение трех с половиной лет, и была старшная засуха — все страдали от голода и жажды. И, когда пророк Илия явился в Сарепту Сидонскую к вдовице, там прося приюта. Никто не дал такого приюта пророку Илие, а только вдова, которая жила в одиночестве и пророк Илия, несмотря на то, что у нее была только горсть муки и немного елея, просил, чтобы она испекла лепешку для него. Она не пожалела последнее, что имела отдала, пророку. За это она удостоилась того, что мука никогда не оскудевала у нее и елей не истощался. Далее, как вы слышали, Сам Господь вспоминает в Евангелии от Луки относительно того, что в дни пророка Илии много было прокаженных в Израиле, но никто из соочественников не очистился от этой страшной болезни, а только удостоился этого Нееман Сириянин, т.е.человек, который был иноплеменником, который не заслуживал никакого внимания, снисхождения и сострадания. Тем не менее именно за те добрые дела, которые совершал этот человек, Господь удостоил его того, что он очистился от этой болезни. Мы знаем, что проказа — это очень тяжкая болезнь, и в Евангелии слышим также, повествования о том, что Господь исцелил десять прокаженных, которые чудесным образом освободились, очистились от проказы. Проказа страшна по себе как болезнь, но еще и из-за того, что люди, которые поражены этим недугом, являются изгоями, потому что живущие в городах и селениях не хотят видеть рядом с собой прокаженных, они изгоняют таковых за пределы города и селения, чтобы не видеть страшные струпы и страдания этих людей и, конечно, из-за боязни заразиться этим тяжким недугом.

Читать еще:  Туры в Мадрид, Испания

Пророк Илия совершал и многие другие чудеса, о которых нам повествуют исторические книги Священного Писания Ветхого Завета — Царств и Паралипоменон. В них говорится о той деятельности, которую осуществлял пророк Илия по отношению к тем людям, которых он обличал, которых наставлял, которых вразумлял, которых направлял на путь истинный. Таким образом, пророк Илия являет для нас образ верности, ревности, мужества в исповедании истинной веры. Поэтому, прославляя этого пророка, будем и мы тоже вдохновляться его примером и стремиться к тому, чтобы с ревностью, исполнять свой христианский долг и мужественно исповедовать нашу веру в истинного Бога.

2 августа. Память святого пророка Божия Илии

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 2 августа, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь совершает память святого пророка Божия Илии.

Святой пророк Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета – родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до воплощения Бога Слова.

Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Савах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным».

Данное младенцу имя Илия («крепость Господня») определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия.

В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле. И действительно, по молитве пророка небо заключилось. Наступила засуха и начался голод по всей земле, отчего нестерпимо страдал народ. Господь по Своему милосердию, видя мучения людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному богопочитанию.

Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего тяжелого времени голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо – воскресил умершего сына этой вдовы.

По прошествии трех лет засухи Милосердный Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинный, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Первыми приступили к жертвоприношению пророки Ваала: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно: небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил к Себе их сердца. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един. И нет другого Бога, кроме Него!» Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось – и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему в тихом ветре (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея.

За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на Небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотью (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет предтечею страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Жизнь святого пророка Илии описана в ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 115; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).

Со дня огненного вознесения пророка Илии на Небо его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на запряженной четырьмя крылатыми конями и окруженной со всех сторон пламенем колеснице.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Авраамия Галичского, Чухломского, игумена (1375);

сщмч. Константина Словцова, пресвитера (1918);

сщмчч. Александра Архангельского, Георгия Никитина, Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского и Феодора Яковлева, пресвитеров;

прмчч. Тихона (Кречкова), архимандрита, Георгия (Пожарова), Кирилла (Вязникова), иеромонахов, мчч. Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова (1930);

сщмч. Алексия Знаменского, пресвитера (1938);

прмч. Феодора Абросимова, послушника (1941).

Совершается празднование в честь икон Божией Матери Чухломской, или Галичской (1350), Абалакской («Знамение») (1637) и Оршанской (1631).

Празднуется обретение мощей прмч. Афанасия Брестского, игумена (1649).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),

насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector