0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предстоятель пояснив, хто такі безкровні мученики

Православная Жизнь

Святые – это звезды, указывающие путь ко спасению.

Бескровный мученик – это тот, кто не сдается в борьбе со своими страстями. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в проповеди во время Божественной литургии в Вознесенском Флоровском женском монастыре 31 августа 2021 года, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Как отметил Предстоятель, святые угодники – это звезды на церковном небосклоне, которые светят каждому взирающему на них и указывают путь ко спасению. Каждый святой прошел свой особый путь страданий, испытаний, скорбей и болезней, но никто не спасовал перед трудностями, все твердо стояли за веру. А непосредственно святые мученики Флор и Лавр пролили свою кровь за Христа и отдали жизнь.

По словам Архипастыря, нет человека, который бы не сталкивалась с трудностями и испытаниями. Всем приходится с чем-то бороться.

«Христиане борются со своими страстями, дьяволом, греховными обычаями мира сего, и в этой борьбе человек страдает. Страсти мучают, дьявол нападает, мир тоже угнетает человека. Когда человек мужественно терпит это и не поддается страстям, не уступает дьяволу, не идет на поводу у мира с его страстями и пороками, то он становится бескровным мучеником», – сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Такими мучениками должны быть все мы – «потому что в земной жизни человек должен бороться против зла», продолжил Архипастырь.

«На земле мы должны бороться со своими страстями. Бывает, что у человека есть какой-то укоренившийся порок. Никогда не надо сдаваться. Человек может падать каждый день, может вставать и снова падать, и это может длиться не день, не два, а годы и десятилетия. Но даже если упал, надо сказать: “Господи, я упал, я – грешник, но все равно не согласен со своими страстями, со своими недостатками и прошу у Тебя прощения и помощи”», – сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

В завершение проповеди Предстоятель отметил, что человек, который неустанно борется со своими пороками и страстями, благословен на земле и спасен на Небе – «он действительно является бескровным мучеником».

При совершении Литургии Его Блаженству сослужили председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий, епископ Ирпенский Лавр, епископ Бородянский Марк и духовенство обители.

За богослужением молилась настоятельница Флоровского монастыря игуменья Евлампия (Елисейкина) с сестрами, прихожане и паломники.

Архиереи, духовенство, монашествующие и миряне возносили молитвы о прекращении распространения пагубного поветрия, о врачах и больных.

После Литургии состоялся крестный ход вокруг Вознесенского собора, в конце которого Блаженнейший Митрополит Онуфрий вознес молитву святым мученикам Флору и Лавру. Архипастырь благословил детей на начало нового учебного года и окропил присутствующих освященной водой.

Безкровний мученик – це той, хто не здається у боротьбі зі своїми пристрастями — Блаженніший Митрополит Онуфрій (відео)

Про це Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій сказав у своїй проповіді в день пам’яті святих мучеників Флора і Лавра, повідомляє Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ.

«Святі угодники — це зірки на церковному небосхилі, які світять кожному, хто споглядає на них, і вказують шлях, що веде до спасіння», — зокрема зазначив Предстоятель.

Архіпастир зауважив, що кожен святий пройшов свій особливий шлях страждань, випробувань, скорбот і хвороб. Однак ніхто не спасував перед труднощами, натомість натомість усі твердо стояли за віру. А безпосередньо святі мученики Флор і Лавр пролили за Христа свою кров і віддали своє життя.

За словами Його Блаженства, немає людини, яка б у своєму житті не стикалася з труднощами та випробуваннями. Всім доводиться з чимось боротись.

«Християни борються зі своїми пристрастями, дияволом, гріховними звичаями світу цього, і в цій боротьбі людина страждає. Пристрасті мучать, диявол нападає, світ теж пригнічує людину. Коли людина мужньо терпить це і не здається пристрастям, не поступаються дияволу, не йде за світом з його пристрастями і пороками, то вона стає безкровним мучеником», — наголосів владика.

Такими мучениками, як закликав Блаженніший Митрополит Онуфрій, повинні бути всі ми — «тому що в земному житті людина повинна боротися проти зла».

Читать еще:  Секрет счастья. Как семинарист глухую регентшу искал

«На землі ми повинні боротися зі своїми пристрастями. Буває таке, що в людини є якийсь порок, укорінений порок. Ніколи не треба здаватися», — відзначив Блаженніший владика та дав наступну пораду: «Людина може падати щодня, може вставати і знову падати, і це може тривати не день, не два, а роки і десятиліття. Але навіть якщо впав, треба сказати: “Господи, я впав, я – грішник, але все одно не погоджуюся зі своїми пристрастями, зі своїми вадами і прошу в Тебе пробачення і допомоги”».

Підсумовуючи сказане, Блаженніший владика зазначив, що та людина, яка так невпинно бореться зі своїми вадами і пристрастями, є благословенною на землі і спасенною на небі, — «вона дійсно є безкровним мучеником».

Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул

Официальный сайт монастыря

Еретики мученики

Аргумент от эмоций – «инославные мученики»

Иногда сторонники убеждения о том, что еретики могут спастись, приводят в пример католических или протестантских миссионеров, убитых иноверцами, и спрашивают: неужели вы даже про них, пострадавших за Христа до смерти, посмеете сказать, что в будущем веке они будут отлучены от Христа?

Этот аргумент в сущности ничего не способен противопоставить ясным словам апостола и святых отцов о погибельности ереси, он просто бьет на эмоции, уводя дискуссию из сферы ума в сферу личных чувствований и сентиментов.

Отвечая на этот аргумент, нет необходимости придумывать что-то новое, достаточно напомнить знаменитые слова священномученика Киприана Карфагенского: «Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником» [Цит. по: свящ. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 428]. А также 34 правило Лаодикийского Собора, которое гласит, что «христианину не подобает… отходить ко лжемученикам, которые у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою».

Можно привести и слова прп. Амвросия Оптинского: «стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, т. е. латинских миссионеров и сестер милосердий? Это прямо жалкие подвижники. Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе» [Прп. Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к Латинской Церкви]. Действительно, хотя среди западных миссионеров порой можно встретить яркие примеры самоотверженности, в целом миссии еретиков имели немало того, что не отвечает Евангелию или прямо противно ему. Святитель Николай Сербский говорил, что в Индии эти миссионеры во многом дискредитировали христианство вообще. «Вера без искренности – не вера, а холера. Холера духовная. Это мы видим здесь на римокатолических и протестантских миссионерах» [Свт. Николай Сербский. Индийские письма, 22]. Прп. Амвросий Оптинский напоминает, что в мусульманских странах католические и протестантские миссионеры в основном проповедуют не среди мусульман, а среди живущих там православных, стремясь увести их от истинной веры. Подобные примеры приводит для Японии и свт. Николай Японский.

Насильственная смерть некоторых католических и протестантских миссионеров может дать повод к искреннему сожалению об их страданиях и кончине, но не может заставить нас забыть о пропасти между истиной и ложью, признав, что при каких-то обстоятельствах мы можем счесть ересь несущественной мелочью, не влияющей на спасение человека.

Тот, кто неправильно записал адрес и отправился в путь, не достигнет места назначения, даже если в пути ему придется пострадать. Также и тот, кто руководствовался ложными представлениями о Боге, не достигнет Бога, поскольку ложь не приводит к истине, а напротив, уводит от нее. Да, очень жалко тех, кто, доверившись ложному описанию, вместо отчего дома забрел в болото, но если мы, поддавшись сентиментальным чувствам, скажем: «давайте считать утопших в болоте достигшими отчего дома», то тем самым лишь повредим себе этой ложью и нисколько не поможем погибшим.

Свидетелями принципиальной разницы между Православием и ересью являются наши мученики, пострадавшие от рук еретиков, как, например, Зографские мученики, сожженные заживо за отказ подчиниться папе Римскому, Кантарские мученики, погибшие по той же причине на Кипре, Подляшские новомученики, убитые католиками в Польше, и многие, многие другие.

Читать еще:  Папа на рождественском богослужении призвал к установлению всеобщего мира

(Зографские мученики)

Помнится, священномученик Игнатий Богоносец, отправляясь на казнь в Рим, в одном из своих посланий, порицая еретиков-докетов, несколько раз вопрошал: «Если они правы, то за что тогда я терплю эти страдания?» Вспоминая мучеников, погибших от рук еретиков, хочется спросить: если ересь не препятствует спасению, то за что и зачем пострадали все эти мученики и за что прославила их Церковь?

Церковь никогда не признавала лжемучеников

9-е и 34-е правила Лаодикийского собора запрещают посещать могилы лжемучеников:

Правило 9: «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемые у них мученические места, да не будет позволено церковным ходить для молитвы, или для врачевания. А ходящим, если суть верные, быть лишенными общения церковного на некое время. Кающихся же и исповедующих, что согрешили, приимати в общение» (Ап. 10, 11,45, 46, 64, 70; III Всел. С. 2, 4; Лаод. 6, 32, 33, 34, 37; Карф. 83; Тимофея Алекс. 9).
Перевод: «Да не будет позволено церковным людям ходить для молитвы или для врачевания на кладбища всяких еретиков или, в так именуемые у них, мученические места. А ходящим, если они верные, быть лишенными общения церковного на некоторое время. Кающихся же и исповедующих, что согрешили, принимать в общение».
Толкование: «Подобно православным, еретики также имели своих мучеников и прославляли их, особенно монтанисты и фриги. О таких еретических мучениках говорит в истории Евсевия Аполлинарий Иерапольский. Таковые существовали в действительности, причем, принадлежа к той или иной ереси и веруя в правоту своего учения, они во время общих гонений охотно шли на мучения, где гонители мучили их и предавали смерти вместе с православными. Места, где погребались еретические мученики, назывались, так же, как и у православных усыпальницы, кладбища. Так назывались эти места и называются и теперь, потому что христиане веруют, что смерть есть не что иное, как временный сон, в котором пребывает человек до дня общего воскресения. Они назывались μαρτύρια ради почивающих в них мощей мучеников. Почитая св. мучеников, христиане часто посещали эти места, молились там и совершали божественную службу, а впоследствии начали воздвигать там и настоящие храмы. По примеру православных христиан то же стали делать и еретики в своих усыпальницах или μαρτύρια. Данное правило Лаодикийского собора воспрещает православному или, как сказано в тексте, «церковным», каждому принадлежащему к [истинной] Церкви, посещать ради молитвы и богослужения такие еретические места, так как в противном случае его можно заподозрить в склонности к той или иной ереси и не считать православным по убеждению. Преступившего это, если он верный, т. е. уже окрещен, должно отрешить на определенное время от святого причащения и удостоить последнего только после того, как он покается и исповедует свой грех. Для оглашенного, впавшего в этот грех, время его оглашения продолжалось по усмотрению подлежащего епископа». («Правила Поместных соборов, с толкованиями еп.Никодима (Милоша)», Лаодикийский собор, прав.9, изд. 1912г.).

Правило 34: «Всякому христианину не подобает оставлять мучеников Христовых, и отходить ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо они удалены от Бога: поэтому прибегающие к ним да будут под клятвою».
Перевод: «Всякому христианину не подобает оставлять мучеников Христовых и отходить ко лжемученикам, которые находятся у еретиков или сами еретиками были. Ибо они удалены от Бога; и потому, прибегающие к ним да будут под клятвою (проклятием-анафемою)».
Толкование : Данное правило находится в связи с 9 правилом этого же собора и главным образом говорит об одном и том же предмете, а именно о лжемучениках, которым некоторые православные воздавали почитание. Разница заключается лишь в том, что в 9 правиле Лаодикийские отцы имеют в виду тех православных, которые делали это по незнанию или под чьим-либо влиянием, вследствие чего и налагают на таковых временное отлучение от св. причащения. В этом же правиле они говорят о тех, которые поступали в данном случае намеренно или, как говорит в толковании этого правила Вальсамон (с полным душевным расположением), почему и предают таковых анафеме, как отступивших от Бога». («Правила Поместных соборов, с толкованиями еп.Никодима (Милоша)», Лаодикийский собор, прав.34, изд. 1912г.).

Люди приходили на могилы лжемучеников за исцелениями от недугов. Церковь таковых отлучала от Церкви и предавала анафеме.

Страдания не спасают, если переносятся в неправом настрое духа. О падении и покаянии

Не всякое страдание спасает; и не само по себе — а Господь. Кто страдает в Истине, тот может страдать за Христа. Кто находится в другом духе, не может страдать за Христа. У католиков, филиппинские туземцы каждый год просят, сами, чтобы их распяли на кресте за Христа. Их распинают, и они страдают на кресте, но их страдание не спасает их, а еще более губит. Почему? — Потому что страдают они в духе сладострастном: в духе самоуверенности, самонадеянности, в духе тщеславия, в духе душевного сладострастия, в духе самости и гордыни. Одним словом, не за Христа страдают, а ради своих страстей. Есть святые и у католиков, и у других религий, и они тоже несли подвиги, страдали, творили чудеса: Тереза Алокаквийская, Франциск Ассизский, Фома Кемпийский, Тереза Албанская, Маргарита, Гертруда и др.. Почему бы апологетам современного православия, — охваченным любовью, которая есть душевное сладострастие, — и этих, тоже, не признать за святых, за мучеников? Ведь и они тоже страдали, творили чудеса? — Но страдание, само по себе, не спасает человека. А спасается человек, через посредство страдания, только тогда, когда он его переносит в должном настрое духа, в правильных душевных чувствах и расположениях.

Читать еще:  Папа римский причислил к лику святых трех миссионеров

Как мы видим, Церковь признавала мучеников, за Христовых мучеников, только тех, кто пострадал в Истине или за Истину. Подвиг мученичества не может быть без любви. А любовь может быть — только в Истине. Любовь без Истины – есть душевное сладострастие. Те, которые страдали не в Истине, но в компромиссе со злом, не могут быть истинными мучениками, потому что они попрали свою совесть, а страдали — за свои грехи, за свое отступление от Истины. — Да простит им Господь их грех. И чтобы страдания были истинными, нужно очистить свою совесть покаянием и раскаянием за свое отступничество.

Не страдания, сами по себе, делают человека угодным Богу, а то, в каком духе они претерпеваются. Ибо любое дело судится, — как говорит свт.Феофан Затворник, — по тому, в каком духе оно совершается: в Истине ли, в любви ли, во смирении ли? А это тогда, когда не омрачаешь, не топчешь и не сжигаешь свою совесть. Когда же не омрачаешь свою совесть, — то Благодать будет с тобой, и ты пострадаешь в должном настрое духа.

А отступившие от Истины, пойдя следом за митр.Сергием на компромисс со злом, тем самым омрачили свою совесть и начали сжигание ее. Поэтому, страдание с омраченной и оскверненной совестью, это есть — страдание во лжи. И для того чтобы примириться со своею совестью, необходимо покаяние в том, что пошел на компромисс со злом.

Поэтому, канонизировать таковых никак нельзя. Но кто из них, при конце, в каком духе предстал пред Господом, пусть об этом, и их, судит Господь. Но канонизировать таковых — это уже будет канонизация пути лжи и компромисса со злом. – Полнейшая дезориентация последующих поколений и направление всех на путь погибели.

А как же быть с теми, которые падали? Ведь и святые падали и потом каялись?

Они хотя и падали, но раскаивались в своем падении и приносили плоды покаяния. Святой великомуч. Иаков Персянин отрекся от Христа, но потом за Христа же перенес страшные мучения, в должном настрое духа.

Кто в чем согрешил, тот в том и должен приносить покаяние. Только тогда это и считается покаянием. Кто отрекся от Христа и пострадал за исповедание Его — это и есть покаяние.

Кто отрекся от Истины, а пострадал за исповедание Христа, тот пострадал, находясь во лжи, исповедуя Христа в неправде. Ибо Христос сказал: «Я есть Истина» (Ин. 14, 6) . И только исповедание Его в Истине и есть — исповедание Христа. А исповедание Христа во лжи, это есть исповедание, по духу, антихриста, который во всем похож на Христа. Это не покаяние, а отсутствие его. Это — дух тонкой гордыни.

Кто отрекся от Истины и пострадал за исповедание Истины, тот и пострадал за Христа. И это есть покаяние и подвиг исповедничества и мученичества. Только таковые и могут быть причислены к лику мучеников. Ибо они хотя и погрешили, но принесли истинное покаяние, вплоть до смерти. И, таким образом, являются образцом для подражания всем падающим.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector