0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения мира

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
    • Служение
    • Встречи и поездки
    • Выступления и послания
    • Указы и награждения
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

В Великий Четверток Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя

29 апреля 2021 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого и чин освящения святого мира в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Звенигородский Феодорит, ректор Московской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Иларион (Гоюк), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре, хранитель святого мира; духовенство г. Москвы.

За богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

В процессии великого входа участвовали первенствующий священник — протопресвитер Владимир Диваков с алавастром древнего мира и две пары священников с сосудами нового мира. В царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола.

После евхаристического канона Предстоятель совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка обратился со словом к участникам богослужения:

«В Великий Четверг совершается таинство Церкви — освящение святого мира. Господу было угодно после Вознесения на небо даровать Духа Святого Своим ученикам, а через них — всем их последователям. Мы знаем, что это великое таинство и это великое чудо совершилось на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда собравшиеся в Сионской горнице апостолы обрели этот дар и был дан видимый знак сошествия Святого Духа — огненные языки почили на каждом из апостолов.

Получив этот великий дар Божественной благодати, апостолы низвели его на своих ближайших учеников — тех, кто стал именоваться епископами, а через епископов Церкви этот дар низводится при рукоположении на каждого священника и диакона. Более того, обладая даром и правом низведения Духа Святого, Церковь получила возможность благословлять некое физическое вещество, которое мы называем миром, на которое по особой молитве Церкви в Великий Четверг низводится благодать Святого Духа — та благодать, которая почила на святых апостолах.

Святое миро используется для помазывания крещаемых. В соединении с таинством Крещения совершается таинство Миропомазания, и тело крещеного помазывается крестообразно святым миром — тем самым миром, которое содержит благодать Святого Духа, дарованную в день Пятидесятницы святым апостолам. И после этих слов мы все вместе помолимся, чтобы Господь ниспослал Духа Святого на Церковь нашу, укрепил в Духе Святом и в силе веры всех крещаемых, чтобы благословил Отечество наше, оградил его от всяких врагов, укрепил веру православную в народе нашем. А сейчас приступим к великому таинству освящения святого мира».

При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром.

По окончании Божественной литургии хранитель святого мира иеромонах Митрофан (Матыцын) и другие священнослужители изнесли алавастр и сосуды с новым миром в храм Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Миро по благословению Предстоятель Русской Церкви будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.

Проповедь перед причастием произнес епископ Звенигородский Феодорит.

В завершение богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Православная Жизнь

Священнодействие состоялось за Литургией в Храме Христа Спасителя.

Чин освящения святого мира для епархий Русской Православной Церкви совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 29 апреля 2021 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери. Священнодействие состоялось во время Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, сообщает Patriarchia.ru.

Во время Великого входа алавастр с древним миром и сосуды с новым миром были изнесены из алтаря. В царских вратах Святейший Патриарх Кирилл принял алавастр и поставил его на престоле. Слева и справа от престола были размещены сосуды с новым миром.

Перед началом чина освящения мира Святейший Владыка обратился со словом к участникам богослужения:

«В Великий Четверг совершается таинство Церкви – освящение святого мира. Господу было угодно после Вознесения на небо даровать Духа Святого Своим ученикам, а через них – всем их последователям. Мы знаем, что это великое таинство и это великое чудо совершилось на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда собравшиеся в Сионской горнице апостолы обрели этот дар и был дан видимый знак сошествия Святого Духа – огненные языки почили на каждом из апостолов.

Получив этот великий дар Божественной благодати, апостолы низвели его на своих ближайших учеников – тех, кто стал именоваться епископами, а через епископов Церкви этот дар низводится при рукоположении на каждого священника и диакона. Более того, обладая даром и правом низведения Духа Святого, Церковь получила возможность благословлять некое физическое вещество, которое мы называем миром, на которое по особой молитве Церкви в Великий Четверг низводится благодать Святого Духа – та благодать, которая почила на святых апостолах.

Святое миро используется для помазывания крещаемых. В соединении с таинством Крещения совершается таинство Миропомазания, и тело крещеного помазывается крестообразно святым миром – тем самым миром, которое содержит благодать Святого Духа, дарованную в день Пятидесятницы святым апостолам. И после этих слов мы все вместе помолимся, чтобы Господь ниспослал Духа Святого на Церковь нашу, укрепил в Духе Святом и в силе веры всех крещаемых, чтобы благословил Отечество наше, оградил его от всяких врагов, укрепил веру православную в народе нашем. А сейчас приступим к великому таинству освящения святого мира».

При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем восполнил алавастр новоосвященным миром.

По окончании Литургии хранитель святого мира иеромонах Митрофан (Матыцын) и другие священнослужители изнесли алавастр и сосуды с новым миром в храм Синодальной резиденции в Даниловом монастыре.

По благословению Предстоятель Русской Церкви миро будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.

Напомним, мироварение происходило в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы с понедельника Страстной седмицы до утра Великой Среды. Все это время священники по очереди читали Святое Евангелие, а диаконы перемешивали миро.

Предстоятель Русской Церкви совершил молебен на начало Чина мироварения (комментарий в свете веры)

2 апреля, в понедельник Страстной седмицы, в Малом соборе Донского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молитвы на начало чина Мироварения.

После совершения Малого водоосвящения Предстоятель Русской Православной Церкви окропил святой водой печь, котел, сосуды со специями, вином и маслом, после чего, взяв трикирий, возжег специальные дрова в мироваренной печи. Затем Его Святейшество благословил ингредиенты для приготовления Святого Мира, и в котел были влиты святая вода, вино, елей и добавлены специи.

По окончании Богослужения Святейший Патриарх Алексий рассказал о чине Мироварения. Варится Святое Миро «по разсуждению искусство ведущего». В первый день Миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают Миро веслами. Освящение Мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

Читать еще:  Как объяснить ребёнку пугающие инциденты в храме?

Слово Святейшего Патриарха Алексия на молебне на начало чина Мироварения

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня в Великий понедельник мы полагаем начало приготовлению Святого Мира.

Сразу после принятия Таинства Святого Крещения христианин принимает и второе Таинство – Миропомазания. Это Таинство берет начало во временах апостольских. После Крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа апостолы возлагали на крещаемых руки, призывая благодать Святаго Духа. Когда христианское благовестие настолько распространилось, что апостолы лично не могли участвовать в совершении Таинства Крещения, было установлено церковное Таинство Помазания освященным Миром. Во время Миропомазания помазуется чело, перси, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Печать дара Духа Святаго».

Чин Мироварения совершается в этом древнем храме Донского монастыря с тех пор, как Мироваренная палата Московского Кремля стала недоступна для Церкви. Готовое Миро переносится в Богоявленский кафедральный собор, где в Великий четверг совершается чин его освящения.

Сейчас мы совершим Малое освящение воды и окропим ею печи, сосуды и ингредиенты для приготовления Святого Мира. Потом мы возжем мироваренную печь и помолимся, чтобы Господь и Бог наш Иисус Христос благословил нас на совершение дела Мироварения, дабы через это Миро крещаемые могли получить благодать Духа Святаго.

О приготовлении и освящении Святого Мира

С апостольских времен для совершения Миропомазания употребляется особое благовонное вещество, известное под названием «мира». Его приготовление и освящение совершалось еще в Ветхом Завете. В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещенных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ» [1], которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле) [2], а право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам [3].

По традиции Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет. Оно используется для совершения таинства Миропомазания, а также для освящения антиминсов и престолов храмов. В древности в Византии и России Святым Миром также помазывали на царство православных государей.

Вхождение в Церковь по заповеди Спасителя со дня Пятидесятницы совершается через таинства Крещения и Миропомазания. Первоначально, в апостольское время, когда число христиан было не столь велико, апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещенных, низводя на них Духа Святого. Для каждого нового христианина это был момент, сравнимый с тем, чем явился день пятидесятницы для всей Церкви. Поэтому таинство это стали называть таинством Духа Святого или Личной Пятидесятницей.

Однако число христиан увеличивалось, и апостолы (а затем епископы) уже не в состоянии были совершить таинство через возложение рук над каждым новокрещенным. Тогда ученики Христовы обратились к тем обрядовым формам, которые уже прежде существовали в Ветхом Завете. Было решено использовать для совершения Личной Пятидесятницы Святое Миро. Его стали приготовлять по образцу того благовонного состава, который в ветхозаветную эпоху служил для посвящения священников Храма Иерусалимского, поставления царей и пророков.
Святое миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них Миро получали священники, которые стали использовать его при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Впоследствии право приготовлять и освящать Святое Миро было закреплено только за Предстоятелями автокефальных Поместных Православных Церквей. Русская Православная Церковь, обретя автокефалию в 1448 г., с этого времени самостоятельно приготовляет и освящает Святое Миро.

Символом апостольского преемства в каждой Поместной Православной Церкви является Алавастр – сосуд с древним Миром, которое при каждом новом освящении Святого Мира добавляется в новоприготовленное. В свою очередь в Алавастр каждый раз добавляется новое Миро.

Приготовление нового Святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста и завершается в продолжение первых трех дней Страстной седмицы. Освящение нового мира совершает Предстоятель Церкви в сослужении других архиереев в Великий Четверг, за Божественной литургией, после того, как было совершено освящение Святых Даров.

Традиционным местом приготовления Святого Мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (печь и сосуды для мироварения можно увидеть здесь, в Крестовой палате, и ныне). Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. После упразднения патриаршества при Петре I вторым местом освящения Мира помимо Кремля стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 г. освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. В продолжение ХХ столетия основным местом приготовления Святого Мира был (и остается доныне) Малый собор Донского монастыря столицы, где для с этой целью была утроена специальная печь. А освящение мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

Миро в Православной Церкви приготовляется из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году – 55-ти, а в реестре чина Миропомазания 1894 года их число сократилось до 50-ти. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ.

Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в малом Донском соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Москве.

В Великий Понедельник Святейший Патриарх (или по Его благословению – митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению.

Освящение приготовленного Мира

Из Малого Донского собора сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в патриарший собор и при пении тропария «Благословен еси, Христе Боже наш. » поставляются по сторонам жертвенника. В то же время из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр – сосуд, в котором хранится освященное Миро, хранимое в Церкви по преемству от апостолов с добавлением в него от каждого сосуда нового освящения – и поставляется на жертвеннике.

На Божественной Литургии в Великий Четверг во время великого входа сосуды с Миром переносятся к престолу. Их несут священнослужители северными дверями, предшествуя Честным Дарам. Алавастр принимает из рук первенствующего иерея Патриарх и поставляет его на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола.

По возгласе Литургии «И да будут милости Великого Бога. » Патриарх освящает Миро.

Примечания:

1. Писания отцов и учителей Церкви. М., 1863, т.1, с.122, 140.

2. Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Киев, 4891.

3. Постановления отцов IV Карфагенского Собора. Цит. по кн. Алмазов А. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. Казань, 1884, с.389.

Схема чина мироварения

«Благословен Бог наш. »

«Царю Небесный. », Трисвятое по «Отче наш. »

«Господи, помилуй» (12 раз)

«Придите поклонимся. » (трижды)

Тропари: «Благословен еси Христе Боже наш. » (дважды) и слава и ныне: «В рождестве девство сохранила еси. »

Малое освящение воды

После освящения воды молитва ко Господу Иисусу Христу о помощи в совершении дела мироварения

Окропление святой водой приготовленных для мироварения веществ и котла, вливание в котел немного святой воды.

Благословение духовенству на вливание в котел масла и вина.

Патриаршее благословение десницей котла, возжигание трикирием огня под котлом и чтение Святого Евангелия.

Продолжение непрерывного чтения Евангелия духовенством в течение трех дней.

В Великий Вторник в мироваренный котел добавляют виноградное вино и благовонные вещества.

В Великую Среду – виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.

В присутствии архиерея в Среду заканчивается мироварение и после остывания священного мира по благословению архиерея в котел вливаются благовонные масла и все тщательно перемешивается.

(Чин мироварения. М., 1894).

Схема чина освящения Мира

Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь»

Диакон: «Вонмем. Господу помолимся»

Священнослужители в алтаре: «Господи, помилуй»

Молитва освящения, читаемая Предстоятелем

«Мир всем», Певцы: «И духови твоему»

Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните»

Молитва, тайно читаемая Предстоятелем

Троекратное благословение Патриархом каждого сосуда с новоосвященным Миром

Добавление в каждый сосуд из алавастра от древнего святого Мира и пополнение алавастра новоосвященным Миром

(По книге прот. Геннадия Нефедова «Таинства и обряды Православной Церкви» (М., 2002. с. 60-63))

Диак. М.Желтов

(Статья из I тома «Православной энциклопедии»)

Греческий – alabastros: в древности – высокий сосуд без ручек, обычно изготовлявшийся из алебастра (отсюда название), использовавшийся в средиземноморских странах для хранения благовоний. Алавастр упоминается в Евангелии в повествовании о том, как женщина помазала Господа миром (Мф 26. 6; Мк 14. 3; Лк 7. 37). С этим связано использование слова «алавастр» в качестве литургического термина – в богослужении византийского обряда алавастр стал называться особый сосуд для хранения св. мира. Первоначально алавастром называли сосуд, в котором миро освящалось (Арранц), впоследствии алавастр стали преимущественно называть сосуд, в котором постоянно находится освященное миро (в Русской Православной Церкви алавастр хранится в алтаре кафедрального Патриаршего собора). «Сосуд для хранения мира – круглый, без ручки, с узким длинным горлом, называется алавастр… Узкое горло его завинчивается медною пробкою» (Никольский). При освящении мира на литургии в Великий четверг А. с преждеосвященным миром предносится на великом входе сосудам с освящаемым миром. После освящения из А. в сосуды с только что освященным миром вливается по капле преждеосвященного мира, затем А. восполняется освященным миром – это символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней.

Читать еще:  Шесть типов проповеди, которая не нужна прихожанам

Источники: Чин мироварения. М., 1891; Arranz M. La consecration du saint myron // OCP. 1989. Vol 2. P. 325.

Литература: Никольский. Устав. Т. 2. С. 705–708; Алавастр // ППБЭС. Т. 1. Стб. 94–95; Alebastros // QHE. T. 2. Stl. 2; НКС. Т. 4. С. 503, 657–658; Арранц М. Крещение и Миропомазание. Рим, 1997. С. 137–139.

В РПЦ показали, как происходит мироварение

РПЦ опубликовала видео, демонстрирующее, как проходит мироварение, которое совершается не каждый год, а по мере расходования мира, только Предстоятелем Поместной Церкви.

22 апреля 2019 года, в понедельник Страстной седмицы, по окончании литургии Преждеосвященных Даров, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы совершил молебен на начало чина мироварения. Об этом сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

После совершения малого водоосвящения Предстоятель Русской Православной Церкви окропил освященной водой печь, котел, сосуды со специями, вином и маслом, после чего, взяв трикирий, возжег специальные дрова в мироваренной печи. Святейший Патриарх Кирилл благословил ингредиенты для приготовления святого мира, в котел были влиты святая вода, вино, елей и добавлены специи.

Затем Святейший Владыка прочитал зачало 1-е Евангелия от Матфея. При чтении Евангелия два диакона взошли на помост у котла со специальными веслами для перемешивания ингредиентов мира и приступили к мироварению. Чин мироварения, во время которого будет непрерывно читаться Четвероевангелие, завершится в Великий Четверг освящением мира в Храме Христа Спасителя.

В дар каждому из насельников обители Святейший Патриарх Кирилл передал сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании».

Напомним, освящение мира – одно из священнодействий Православной Церкви. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы.

Миро – особое масляное вещество, используемое в некоторых Церковных таинствах и чинопоследованиях.

Главным образом святое миро нужно для таинства миропомазания. Из самого названия таинства следует, что в нем человек помазывается святым миром.

С самого момента зарождения христианства, для вступления в христианскую общину было необходимо не только крещение, в котором человек очищается от первородного греха, но и возложение рук апостолов, через которое новому члену Церкви преподавались дары святого Духа – вселение Духа Святого лично в человека, а также духовные благодатные дары, подающиеся как духовная пища.

Уже в апостольских посланиях это таинство называется помазанием – древним жестом, которым возводились цари и первосвященники.

Изначально таинство преподавания Даров Святого Духа было прерогативой епископов – как непосредственных преемников апостолов и как глав локальных церковных общин. Но по мере увеличения Церкви, для епископов уже стало затруднительно лично миропомазать всех новых христиан, поэтому данное таинство стало делегироваться священникам. Для этого, по сложившейся традиции, Предстоятель Поместной Церкви – как глава христианской общины, возглавляет чин мироварения, и освящения мира, которое потом рассылается по всем приходам Поместной Церкви для совершения таинств.

Также, миро обязательно используется при освящении нового храма, а в прошлом использовалось при помазании на царство монарха.

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. Торжественный чин варения мира для Русской Церкви совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря (до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая (Мироваренная) палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле).

В Великий Понедельник Патриарх в сослужении клириков полагает начало мироварению. В течение трех дней непрерывно читается Евангелие. Освящение мира происходит за Патриаршей Божественной литургией в Великий Четверг.

Освященное миро по благословению Святейшего Патриарха раздается в епархии и используется при совершении таинства Миропомазания, а также при освящении храмов.

Слово в Великий Четверток после Литургии и чина освящения мира в Храме Христа Спасителя в Москве

Аудио

13 апреля 2017 года, в четверг Страстной седмицы, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого, чин освящения святого мира и чин умовения ног в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

Патриарх прибыл в Храм Христа Спасителя к западному входу. Войдя в храм, прежде облачения в мантию, Патриарх передал алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира) первенствующему протоиерею, который перенес его в алтарь и поставил на Престоле слева от Дарохранительницы. Перед великим входом алавастр переносится с Престола на жертвенник.

Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола; иеромонах Серафим (Амельченков), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство г. Москвы.

В храме присутствовали глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций А.А. Жаров, глава Одинцовского района Московской области А.Р. Иванов.

За богослужением Патриарший пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».

В процессии великого входа также участвовали первенствующий протоиерей с алавастром древнего мира и две пары священников с сосудами нового мира. В Царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на Престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от Престола.

После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово, в котором рассказал о совершаемом чине:

«По установившемуся обычаю примерно раз в два-три года в Храме Христа Спасителя во время Божественной литургии в Великий Четверг совершается освящение мира.

Миро — это драгоценная жидкость наподобие той, что возлила на главу Спасителя грешная жена за два дня до Пасхи. Миро в древности возливалось и на главу тех, кто принимал самую высокую ответственность за народ, — на царей. Поныне существует чин миропомазания на царство. Но поелику пресеклось царское правление в стране нашей, то святое миро ныне используется только в двух случаях — при миропомазании после крещения и при помазании престола во вновь построенном храме.

Святое миро есть особый проводник Божественной благодати, и таковым оно становится не по богатству составляющих его веществ, а по молитве, которая совершается во время мироварения и особенно в момент освящения святого мира за Божественной литургией в Великий Четверг. И мы верим, что сила Божественного духа присутствует в этом веществе, так что когда крещаемый помазуется этим миром, замыкается невидимая цепь между ним и Богом, подающим благодать. Это таинство мы именуем миропомазанием. Верим также, что особая благодать почивает на алтарях Божиих, помазанных священными миром.

Сейчас все мы являемся соучастниками, сомолитвенниками великого таинства мироосвящения. Помолимся Господу, чтобы Он явил чудо снисхождения Своей благодати на освящаемое миро и чтобы через это миро освящался мир, освящались люди, освящалось Божие творение. Аминь».

При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.

Проповедь перед причастием произнес митрополит Волоколамский Иларион.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1-17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.

После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении архидиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви взошел на амвон и обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил епископа Подольского Тихона орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Также Святейший Патриарх Кирилл вручил протоиерею Михаилу Рязанцеву, ключарю кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, памятный крест в ознаменование 35-летия служения в сане пресвитера.

Сегодня вечером, в канун Великого Пятка, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя утреню с чтением 12 Евангелий Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В Великий Четверток Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя

29 апреля 2021 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого и чин освящения святого мира в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

Читать еще:  Грузия отпраздновала 900-летие великой битвы при Дидгори

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Звенигородский Феодорит, ректор Московской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Иларион (Гоюк), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре, хранитель святого мира; духовенство г. Москвы.

За богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

В процессии великого входа участвовали первенствующий священник — протопресвитер Владимир Диваков с алавастром древнего мира и две пары священников с сосудами нового мира. В царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола.

После евхаристического канона Предстоятель совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка обратился со словом к участникам богослужения:

«В Великий Четверг совершается таинство Церкви — освящение святого мира. Господу было угодно после Вознесения на небо даровать Духа Святого Своим ученикам, а через них — всем их последователям. Мы знаем, что это великое таинство и это великое чудо совершилось на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда собравшиеся в Сионской горнице апостолы обрели этот дар и был дан видимый знак сошествия Святого Духа — огненные языки почили на каждом из апостолов.

Получив этот великий дар Божественной благодати, апостолы низвели его на своих ближайших учеников — тех, кто стал именоваться епископами, а через епископов Церкви этот дар низводится при рукоположении на каждого священника и диакона. Более того, обладая даром и правом низведения Духа Святого, Церковь получила возможность благословлять некое физическое вещество, которое мы называем миром, на которое по особой молитве Церкви в Великий Четверг низводится благодать Святого Духа — та благодать, которая почила на святых апостолах.

Святое миро используется для помазывания крещаемых. В соединении с таинством Крещения совершается таинство Миропомазания, и тело крещеного помазывается крестообразно святым миром — тем самым миром, которое содержит благодать Святого Духа, дарованную в день Пятидесятницы святым апостолам. И после этих слов мы все вместе помолимся, чтобы Господь ниспослал Духа Святого на Церковь нашу, укрепил в Духе Святом и в силе веры всех крещаемых, чтобы благословил Отечество наше, оградил его от всяких врагов, укрепил веру православную в народе нашем. А сейчас приступим к великому таинству освящения святого мира».

При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром.

По окончании Божественной литургии хранитель святого мира иеромонах Митрофан (Матыцын) и другие священнослужители изнесли алавастр и сосуды с новым миром в храм Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Миро по благословению Предстоятель Русской Церкви будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.

Проповедь перед причастием произнес епископ Звенигородский Феодорит.

В завершение богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий Четверг приравнивается по своему значению к двунадесятым праздникам, потому что событие, в честь которого он учрежден, имеет значение не меньшее, а может, и большее по сравнению с некоторыми из двунадесятых праздников. Ведь именно в этот день Господу было угодно установить Таинство Святой Евхаристии, которое преподобный Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви.

Таинство Евхаристии — это продолжение Тайной Вечери Господа и Спасителя. Господу было угодно, чтобы с Его отшествием из этого мира не прекратилось Его пребывание — не только духовное, но и видимое — в этом мире. И на последней трапезе с учениками, которая была пасхальной, ибо совершалась во время еврейской Пасхи, Господь, взяв хлеб, благословил, преломил и сказал: это Тело Мое, за вы ломимое (то есть, за вас преломляемое) во оставление грехов (см. Мф. 26:26-28; 1 Кор. 11:24). В конце трапезы, как и полагалось по обряду еврейской пасхальной вечери, Он взял чашу, над которой обычно произносился барех, то есть, в переводе с еврейского, особое благословение, имевшее строго определенную формулу. Но Господь отклонился от этой формулы и, благословляя последнюю чашу после вечери, говорит: это чаша Крови Моей, и пейте от нея вси. Этими действами Господь учредил Таинство Тела и Крови Своей, Таинство Святой Евхаристии, в которой и через которую продолжается присутствие Господа и Спасителя, прославленного и воскресшего и Телом, и Кровью Своею.

С самого начала бытия Церкви, которая главным своим делом считала воскресное собрание верных и совершение Евхаристии, это Таинство окружалось особым поклонением, особым трепетом. Потому что через вкушение хлеба и вина, которые прелагаются в Тело и Кровь Христову, ученики, собравшиеся вокруг евхаристической трапезы, вновь и вновь переживают присутствие Господа и Спасителя. Снова и снова поколения христиан произносили слова, запечатленные в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова: ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22:20). Потому что через Таинство Евхаристии Господь не покинул землю, не покинул род человеческий — Он присутствует среди нас, и это дает нам надежду на Его пришествие во славе. Вот почему гимн ранних христиан «Ей, гряди, Господи Иисусе!» произносился в первую очередь в связи с совершением Таинства Евхаристии.

Апостол Павел назвал Церковь Телом Христовым в 1-м Послании к Коринфянам (1 Кор. 12:12-27), и это проистекает именно из учения о том, что Церковь совершает Таинство Святой Евхаристии и, приобщаясь Телу и Крови Спасителя, становится Телом Христовым. Учение о Церкви как о Теле Христовом содержится в творениях многих святых отцов, но особенно ярко оно выражено в творениях Симеона Нового Богослова, жившего уже во времена Византийской империи. Преподобный Симеон Новый Богослов, отталкиваясь от слов святого апостола Павла, справедливо утверждал, что Евхаристия и есть основание Церкви, то, без чего Церковь существовать не может, зримое присутствие в Церкви, в общине верующих Самого Господа и Спасителя.

Именно поэтому присутствие за евхаристическим собранием строго оберегалось от внешних. В богословии существует термин disciplina arcani, заимствованный из латинского языка. Что это означает в переводе на русский? То, что Таинство, все то, что священно в Церкви, должно особым образом оберегаться — и не только физически от всякого рода сумасшедших и иных людей, желающих совершить святотатство, но и вообще от всякого злонамеренного воздействия. И это понимание того, что хранящееся в Церкви есть Святая Святых, также проистекает из учения апостола Павла о том, что сама Церковь есть Тело Христово; апостол в 1-м Послании к Коринфянам об этом очень ясно говорит. Поэтому всякое посягательство на Церковь, всякое посягательство на святыню есть кощунство, особо страшный грех.

Церковь есть Тело Христово, и все, что совершается в Церкви, совершается для того, чтобы люди могли причащаться Тела и Крови Господней, чтобы было возможно прикосновение к этой святыне. Для этого произносятся проповеди и научается в истинах христианских народ, для этого крестятся дети и взрослые, для этого совершаются особые благословения людей на их жизненном пути через действия, именуемые Таинствами. Все это направлено на то, чтобы поддерживались вера и благочестие в роде человеческом и чтобы люди были способны принимать Тело и Кровь Христовы, которые не просто несут исцеление души и тела, но и являются залогом нашего спасения.

Сегодняшний день, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю и установление Таинства Святой Евхаристии, действительно является особым днем, и верующие особенно настойчиво призываются в этот день к принятию Святых Христовых Таин. И запомните, мои дорогие: если даже в какие-то другие дни Великого поста или другие дни года вы не могли причаститься, то в Великий Четверг это нужно сделать непременно. Потому что если человек, называющий себя православным христианином, уклоняется от причастия, то он уклоняется от общения с Церковью и подлежит отлучению от Церкви. Только причастие Святых Христовых Таин предохраняет нас от того, чтобы подпасть под такое отлучение. В нынешней практике Церкви это отлучение не провозглашается, но это не значит, что оно не происходит на небесах. Потому что не может человек называть себя христианином и учеником Спасителя, если не причащается Тела и Крови Его, если не становится в ряд Его учеников, вкусивших Тело и Кровь Спасителя на последней Тайной Вечере в преддверии Его страданий. И будем помнить, что таинство Святой Евхаристии испепеляет наши грехи. Мы причащаемся в прощение грехов, в жизнь вечную, чтобы это величайшее Таинство давало нам силы бороться с грехом, преодолевать нашу человеческую неправду и сохранять надежду на вхождение в вечное Царство Божественной славы. И пусть молитвы Великого Четверга помогут нам со всей очевидностью осознать непреходящее великое значение Таинства Евхаристии для спасения, а значит, и для наследования Царства Небесного каждым из нас. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector