0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Медине было не менее четырех домов, принадлежавших казанским мусульманам»

«В Медине было не менее четырех домов, принадлежавших казанским мусульманам»

Азат Ахунов о 40 случаях отмены хаджа, первом появлении волжских булгар в Мекке XI века и татарских приютах для пилигримов в Стамбуле

В Саудовской Аравии недвусмысленно намекают на отмену будущего хаджа — паломничества к святым местам ислама. И вряд ли кто-то подобному сильно удивится, учитывая нынешнюю обстановку в мире. При этом, несмотря на то что хадж является одним из столпов ислама, поездки в Мекку отменялись десятки раз за последние без малого полторы тысячи лет. Известный казанский востоковед Азат Ахунов рассказывает о причинах данных событий, попутно знакомя с «татарским следом» в истории мусульманских паломничеств.

«В потоке событий последних дней, посвященных коронавирусу и ценам на нефть, осталась незамеченной сенсационная новость об отмене предстоящего хаджа — паломничества к святым местам ислама» Фото: Wikimedia/Omar Chatriwala

В ЦЕЛОМ СИТУАЦИЯ С ЗАБОЛЕВШИМИ COVID-19 В КОРОЛЕВСТВЕ ДОСТАТОЧНО БЛАГОПРИЯТНАЯ

В потоке событий последних дней, посвященных коронавирусу и ценам на нефть, осталась незамеченной сенсационная новость об отмене предстоящего хаджа — паломничества к святым местам ислама. Министр хаджа и умры Саудовской Аравии Мухаммад Салех ибн Тахир Бантен в интервью каналу «Ал-Ихбарийа» призвал мусульман отложить организацию поездки в хадж из-за неопределенности с пандемией коронавируса. Месяц назад власти королевства приняли решение запретить умру — малый хадж. Большой хадж нельзя отменить — данный обряд входит в число пяти столпов ислама. То есть это обязательное предписание шариата наравне с намазом и постом в месяц Рамадан. Каждый правоверный мусульманин, достигший совершеннолетия, хотя бы раз в жизни должен совершить паломничество в Мекку и Медину. Хадж должен был состояться в июле и августе, государство готовилась принять около 2 млн мусульман.

Королевство Саудовская Аравия одним из первых закрыло свои границы для иностранцев. С 2 апреля и до особого распоряжения в Мекке и Медине введен круглосуточный комендантский час. Все въезды и выезды в эти города перекрыты. Местным жителям разрешено покидать свои дома только с шести утра до трех часов дня в исключительных случаях — для покупки продуктов первой необходимости и посещения больниц.

В целом ситуация с заболевшими COVID-19 в королевстве достаточно благоприятная. В пятницу министерство здравоохранения КСА озвучило последние цифры, согласно которым в настоящее время в Саудовской Аравии суммарно зафиксировано 2 039 случаев заражения коронавирусом, от болезни скончались 25 человек.

Несмотря на обязательность хаджа, не все желающие мусульмане могут совершить паломничество, каждой стране выделяется квота, за рамки которой нельзя выходить. Например, в этом году России получила 25 тыс. мест. Из них только 1,8 тыс. досталось Татарстану. Судя по ценам, указанным на сайте «Хадж Центра», путевки на хадж планировалось продавать от $2,6 тыс. до 5,5 тысячи. Что будет с теми людьми, которые уже приобрели их, пока неясно. Как сообщили источники в «ДУМ РТ Хадж», бронирование туров ведется в обычном режиме.

فيديو عاجل | وزير الحج يدعو دول العالم عبر #الإخبارية من أمام #الكعبة_المشرفة التريث في إبرام عقود #الحج pic.twitter.com/3ToLj2pv0n
— قناة الإخبارية (@alekhbariyatv) March 31, 2020

«ЕСЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО ВСЕ-ТАКИ СОСТОИТСЯ, ЭТО БУДЕТ НАСТОЯЩАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГЛУПОСТЬ»

На самом деле ситуация в текущем году беспрецедентная. Власти Саудовской Аравии прямо не говорят об отмене хаджа, но намекают на это почти прямым текстом. Дело в том, что самому паломничеству предшествует много бюрократических процедур: получение виз, справок о прививках и т. д. Если саудиты и дадут зеленый свет через месяц-два, то чисто физически консульские учреждения не смогут обработать такое большое число заявок. Но пока, судя по сообщениям саудовской прессы, главный приоритет — здоровье и безопасность своих граждан.

«Если паломничество все-таки состоится, это будет настоящая административная глупость, — заявил известный российский исламовед Александр Малашенко. — А поскольку в исламе самую большую ценность представляет человек, верующий, его и нужно беречь. Поэтому я просто уверен, отмена хаджа — правильное и неизбежное решение».

В СМИ уже прозвучали громкие заявления о том, что хадж может быть отменен впервые в истории ислама, но на самом деле это не так. Из прошлого исторического опыта известно как минимум 40 случаев, когда хадж отменялся по тем или иным причинам. Причем паломничество в Мекку прерывалось и в доисламские времена. Данный город почитался святым аравийскими бедуинами еще до появления пророка Мухаммеда. Среди большинства древних арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звезд, а также различные суеверия. Одними из самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена которых упоминаются в Коране. Главным местом скопления идолов являлась Кааба — кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Накануне появления ислама вокруг Каабы накопилось свыше 300 идолов.

ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К ДОИСЛАМСКОМУ ПЕРИОДУ, ДАТИРУЕТСЯ 570 ГОДОМ Н. Э.

Первый случай, относящийся к доисламскому периоду, датируется 570 годом н. э., за год до рождения пророка Мухаммеда. По-другому его называют Годом Слона. Наместник эфиопского царя в Йемене Абраха начал поход в Хиджаз, чтобы уничтожить Мекку. Он построил церковь в йеменской Сане и хотел, чтобы центр паломничества переместился туда. Согласно легендам, поход не удался, поскольку эфиопская армия была уничтожена стаями птиц, закидавших ее кусками обожженной глины. Также известно, что, когда войско Абрахи вошло в Мекку, чтобы разрушить Каабу, слон остановился и опустился на колени перед храмом. В тот год люди не могли совершить паломничество в Мекку, опасаясь войны.

Что касается времени ислама, то можно привести несколько примеров, когда хадж отменялся по тем или иным причинам.

В 692 году хадж был приостановлен во время осады Мекки полководцем Хаджаджем ибн Йусуфом, который по приказу халифа решил уничтожить окопавшегося возле Каабы претендента на трон — близкого сподвижника пророка Мухаммеда, Абдуллаха ибн аз-Зубайра. Хаджадж, несмотря на просьбы последнего и на то, что наступило время хаджа, атаковал бунтовщиков, обстрелял Каабу камнями, а самого Зубайра распял на воротах Мекки.

Читать еще:  Что могут дать нам святые места?

В 865-м произошла резня на горе Арафат. В этот год некий человек по имени Исмаил ибн Йусуф, известный также как ас-Саффак, возглавил восстание против Аббасидского халифата. Он напал на паломников, собравшихся возле священной горы Арафат, и перерезал их. Эта трагедия стала причиной отмены хаджа.

Изображение ал-Хаджаджа на монете 695 года

В 930 году Мекка была захвачена караматами — сектой из Бахрейна. Их лидер Абу Тахир аль-Джаннаби заявил, что паломничество является языческим ритуалом. Сектанты убили около 30 тыс. паломников, а их тела сбросили в святой колодец Замзам. Мекку и Запретную мечеть разграбили, а святой Черный камень увезли в Бахрейн. По этой причине хадж был приостановлен на 10 лет, пока камень не вернули на место.

В 967-м хадж сорван из-за эпидемии некой болезни «ал-Машри», о чем писал известный арабский ученый Ибн Касир. Эта болезнь быстро распространилась среди паломников в Мекке, большинство из них умерли от жажды.

С 983 по 991 год хадж не проводился из-за распрей между аббасидскими и фатимидскими халифами.

В 1831-м он отменен в результате эпидемии холеры, которая пришла в Мекку из Индии.

В период 1837–1858 годов хадж не состоялся трижды из-за различных эпидемий чумы и холеры. То же самое было в 1865-м и 1883-м.

Последний вопиющий случай произошел в ноябре 1979 года. Саудовские власти пытались его скрыть, но информация об этом благодаря американцам быстро распространилась по всему миру. Бывший гвардеец Джухайман аль-Утайби, который считал себя мессией Махди, захватил вместе со своими боевиками Каабу и Запретную мечеть в первый день хаджа. Он выступил против официальных властей, которые, по его мнению, слишком сблизились с Западом и нарушили основные постулаты ислама. Поскольку любое кровопролитие на этой территории запрещено, пригласили французских спецназовцев, которым пришлось временно принять ислам. Штурм завершился успехом, повстанцы были убиты, но вместе с ними погибли сотни мирных паломников.

«Штурм завершился успехом, повстанцы были убиты, но вместе с ними погибли сотни мирных паломников»

«НЕСКОЛЬКО ИСТОЧНИКОВ УКАЗЫВАЮТ, ЧТО В СТАМБУЛЕ ИМЕЛСЯ ТРЕХЭТАЖНЫЙ ДОМ, ПРИНАДЛЕЖАВШИЙ РАНЕЕ КАЗАНСКИМ МУСУЛЬМАНАМ»

Во время эпидемий, которые случались довольно часто, погибло немало паломников, отправлявшихся в святые земли из наших краев. Например, в 1812 году во время поездки в хадж скончался от холеры известный татарский богослов Габденнасыр Курсави.

Вообще, что касается истории паломничества у татар, то первые сохранившиеся сведения о хадже, совершенном предками современных татар — волжскими булгарами, относятся к 1041/1042 годам. О прибытии булгар в Багдад упоминает арабский историк Ибн ал-Джаузи: «И прибыл один человек из булгар — говорят, что он один из больших людей того народа, — со свитой из 50 человек, направляясь совершить хадж».

Сама Волжская Булгария официально приняла ислам в 922 году, но исламизировалась гораздо раньше. В X–XII веках ислам распространился по всей территории этого крупного восточноевропейского государства. Будучи мусульманами, волжские булгары стремились выполнить один из обязательных столпов ислама — совершить паломничество к святым местам. На месте Волжской Булгарии возникло Казанское ханство, после завоевания Казани в 1552 году русскими войсками — Казанская губерния, просуществовавшая до 1920-го.

Во все эти века предки татар, несмотря на отсутствие хороших дорог, всевозможные опасности, отправлялись в дальний путь, который занимал не один месяц передвижения пешком, верхом на лошадях и верблюдах, а в лучшем случае на кораблях морем.

Татарский религиозный деятель Габдерашит Ибрагимов (1857–1944) в своей автобиографии писал, что в Медине было не менее четырех домов, принадлежавших казанским мусульманам, и что в одном из них, которым управлял шейх Габдесаттар-эфенди, он останавливался и сам. Кому именно принадлежали данные дома, точно неизвестно. Правда, архивные материалы иногда дают некоторые зацепки. До сих пор было мало сведений о Мухамметшакире Закировиче Бигаеве 1883 года рождения, который до ареста владел в Казани часовой мастерской. В 1933-м он арестован по делу так называемой Всесоюзной социал-фашистской партии. Следователи характеризовали Бигаева как крупного домовладельца, «имевшего свои дома в Казани, Константинополе и Медине (Аравия), где [он] несколько лет проживал в дореволюционное время». Иные подробности, к сожалению, остаются за кадром.

Мухамметшакир Закирович Бигаев

Несколько источников указывают на то, что в Стамбуле имелся трехэтажный дом, принадлежавший ранее казанским мусульманам и купленный, по мнению вышеназванного Ибрагимова, на средства Исхака хаджи Апанаева. Этот дом, а точнее тэккэ, располагался неподалеку от мечети «Нур Османийа», его посещали многие известные татары по пути в Мекку. Среди них можно назвать Марджани, самого Ибрагимова, суфийского шейха Зайнуллу Расулева и других. Вообще, в те годы Стамбул и Медина представляли собой два крупных пункта на пути паломничества. Татарские приюты, имевшиеся в данных городах, оказывали неоценимую услугу паломникам, отправлявшимся в Мекку с берегов Волги, особенно тем, кто не располагал достаточными средствами. По всей видимости, эти дома служили одновременно гостиницей и местом встреч для татар, причем туркестанцы, проезжавшие через Стамбул, селились отдельно.

В советское время совершить хадж удавалось лишь единицам мусульман со всего СССР. Например, в 1955-м из огромной многомиллионной страны в хадж направились всего 20 человек, хотя в тот же год, например, из Йемена в Саудовскую Аравию прибыли 58 089 паломников, а из Египта — 34 618.

Когда в СССР началась перестройка, рухнул железный занавес, многие мусульмане захотели совершить хадж, но мешал недостаток средств и проблема с конвертируемостью советского рубля. Лишь в 1990 году первая большая группа мусульман из Советского Союза в количестве 1,5 тыс. человек побывала в священных местах. Эта поездка была полностью профинансирована королем Саудовской Аравии и стала подарком советским мусульманам.

Нараставшие центробежные силы в мусульманской умме России, ускорившиеся с распадом советского государства, привели к созданию в августе 1992 года в Казани независимого от духовного управления мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) духовного управления мусульман РТ. С этого момента начался отсчет функционирования самостоятельных религиозных институтов в Татарстане. В том же 1992-м, еще до образования ДУМ РТ, впервые организован прямой хадж на автобусах с выездом из Казани.

После признания легитимности вновь созданного муфтията Татарстана процесс организации хаджа в республике был взят под контроль государством. Например, для проведения хаджа в 1993-м по договоренности с президентом РТ духовное управление заказало два самолета Ту-154, принадлежащих компании «Авиалинии Татарстана». В этот год хадж совершили 300 татарстанцев при стоимости путевки в 350 тыс. рублей (около $400). Действующие имамы, преподаватели медресе и воскресных школ смогли приобрести тур по льготной цене в 100 тыс. рублей. В следующем, 1994 году многие российские мусульмане, в том числе и татарстанцы, воспользовались подарком короля Саудовской Аравии Фахда, который направил личные средства на оплату паломничества в Мекку 13 тыс. мусульман из России и стран СНГ.

Читать еще:  Иранские оппозиционеры в ходе манифестаций в Тегеране сожгли Коран

Хадж текущего года может не состояться. Но, как показывает история, такие события уже случались раньше. И надо относиться к этому спокойно. Здоровье и безопасность людей должны стоять на первом месте.

История появления

Традиция паломничества мусульман в Мекку ведется со времен Адама и Хавы. После изгнания из Рая они были прощены Всевышним и возвели молельный дом для религиозных обрядов. Храм находился на месте нынешней Каабы, но был разрушен во время Всемирного потопа.

Святыня требовала восстановления. По окончании потопа Всевышний велел пророку Ибрахиму с семьей идти по указанному пути, который привел странников в Мекку. На том же месте была построена новая Кааба. Возвели ее Ибрахим с сыном Исмаилом. Их пример вдохновил мусульман на совершение подобного богоугодного деяния – хаджа в Мекку и посещения святых мест.

Со временем интерес к паломничеству у мусульман стал угасать. Вновь пробудил его пророк Муххамед. Он напомнил верующим о главной сути ритуала, призвал к единению с Аллахом, поклонению и отказу от гордыни, миру и спокойствию.

Мавзолеи Арыстан Баб

Пока есть вдохновение, нужно писать, вербализировать прожитые опыты и состояния, дабы опосля осознать их с новой глубиной и под новым ракурсом. С этими мыслями, после двухчасового сна, на рассвете, я отправляюсь с группой к мавзолею Ходжи Асмета Яссауи.

Проклиная ранний подъем и того, кто его изобрел, в мою голову закрадывается просветляющая мысль: «а когда еще у меня будет возможность сфотографировать уникальное архитектурное создание в лучах рассветного солнца??». Через 15 минут я уже стоял на стене Любви (остатки былой цитадели Туркестана), пытаясь поймать свет.

Поскольку группа у нас собралась эзотерическая, народ всячески эзотерировал на лучи восходящего солнца, чем меня порой вгонял в тоску. Впрочем, вспоминая извечные «не суди», я отпустил свое раздражение, дабы сублимировать его в бесконечные потоки творчества, а именно — поиска того освещения, о котором писал ранее. Через каких-то несколько минут каждый занимался своим делом и я с радостью для себя отметил принятие восприятия окружающего пространства участниками группы.

Я был всем и ничем, перед величием входных порталов в мавзолей мудреца, которые бережно хранят его самадхи уже на протяжении веков. Мое эго растапливалось восходящим светилом, я сидел под стенами этого земного рукотворного великолепия с блаженной улыбкой паломника на лице. Только редкие щелчки затвора выводили меня из этой утренней медитации. Проходившие мимо пилигриммы местного разлива сочувственно бросали мне свои взгляды.

Впрочем, я отвлекся. После возвращения в гостевой дом, паломничество по святым местам Туркестана закончилось, но наш путь лег дальше. Я потерял всякие ориентиры движения. Названия поселков, городков и аулов на придорожных знаках мне ничего не говорили. Я просто был в дороге, без цели. В «здесь и сейчас», периодически разминая отекщие зад и конечности ерзанием на неудобном сидении микроавтобуса.

Где-то на идеально ровной поверхности горизонта замаячил купол мечети и двух минаретов — единственная часть пейзажа, за которую мог прицепиться ум, и ее обжевать. Как следствие, стали рождаться различного рода фантазии: древние караваны Великого Шелкового пути, вереницы верблюдов, палящее солнце, и бесконечно длинный путь из Китая в Византию.

По приезду, мечеть предстала вполне себе современным зданием, с медресе, гостиницами и куцей зеленью вокруг. Рядом расположился один из ключевых мавзолеев здешних мест — Арыстан-баб. (для справки: это учитель Ходжи-Ахмета Яссауи. По легенде, он является инкарнацией (так про это говорят сами мусульмане. ) одного из подвижников самого Пророка, которому выпал путь — принести Ислам в эти земли).

Вокруг — глинянные степи, и бесконечные кладбища, на все 4 стороны света. Много народу. Чем-то напоминает Индию с ее бесконечными базарами и вездесущей суетой, только просторы более лихие. Как обычно, молитвы у самадхи Святого на благо себя и всех живых существ, садака (пожертвование) на нужды молитвословам, чарочка минеральной воды (никогда не думал, что вода может иметь ТАКОЙ вкус) и дальше в путь.

Лирическое отсупление: Ислам без экстремальных точек кипения — суть мирная и скромная религия. Внешне помпезные мечети имеют более чем скромное убранство и подобных своему убстранству, служителей. Каждая молитва предворяется даретом — ритуалом омовения перед входом в храм Бога. Любое неосторожное движение со стороны твоего желудочно-кишечного тракта или мочеполовой системы карается повторным даретом, ибо нефиг с грязными частями тела ходить по святым местам. Удивительно

Классификация принципов вероучения

Сама религия базируется на основе шариата. Соответственно, и столпы представляют собой шариатские основополагающие принципы, которые неукоснительно должен соблюдать любой правоверный мусульманин. Их классификацию вы вряд ли найдете в священной книге мусульман – Коране. Однако их можно найти в хадисе Пророка Мухаммеда (с.а.в.), который во многом сформировал принципы вероучения.

Фундаментальными считаются главных 5 столпов, которые являются своеобразными заповедями и регламентируют не только покорность Всевышнему, но и образ жизни каждого мусульманина. Нельзя считать их вместилищем всей исламской мудрости, однако сама религия не смогла бы быть состоявшейся, если бы их не существовало.

В перечень столпов ислама входят:

  1. Шахада.
  2. Намаз (салят).
  3. Ураза (сыям).
  4. Закят.
  5. Хадж.

Что означают эти понятия?

  • Шахада – это свидетельство. Оно утверждает, что Аллах един, кроме него не может быть никаких других божеств. Кроме того, оно определяет согласие с утверждением, что Мухаммед является Пророком Аллаха. Таким образом, представляет собой подтверждение безоговорочной и твердой веры мусульманина.
  • Намаз – это обязательство пятикратной молитвы каждого правоверного. Намаз должен совершаться каждый день без каких-либо уклонений.
  • Ураза – обязательный пост во время месяца Рамадан. Этот месяц считается значимым и священным периодом для мусульман всех течений.
  • Закят – обязанность обеспеченных мусульман регулярно отчислять определенную сумму в пользу неимущих.

  • Хадж – паломничество в священный город Мекку.

Многие мусульманские мыслители не без основания утверждают, что главный столп ислама – это шахада. Именно она регламентирует основную идею всей религии и свидетельствует о том, что ислам является религией не воинственной, а более чем миролюбивой. Этот постулат следует из самой формулировки заповеди.

Тем не менее, в последние годы исламисты вписывают в эту стройную пятиступенчатую систему еще и шестую составляющую. Они полагают, что джихад можно называть дополнительным столпом, несмотря на то, теологи не включают джихад (борьбу) в список и, отвечая на вопрос о том, сколько столпов существует в исламе, по-прежнему называют только пять.

Читать еще:  Старицкому Свято-Успенскому монастырю исполняется 900 лет

Четвертый столп Ислама: Пост

Пост, называющийся Ураза у тюркских народов совершается в определенный лунный месяц — Рамадан. Всевышний Аллах установил обязательный пост Рамадан для мусульман в 624-м году. Сама традиция держания поста берет свое начало еще в доисламские времена, как известно пост вменялся и представителям христианства и иудаизма. В Коране Всевышний Аллах обращается к верующим: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь» (Аль-Бакара (Корова), 183-й аят).

Священный Коран предписывает соблюдать пост, как и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ . Пост длится двадцать девять или тридцать дней, начинается время поста на рассвете (время сухура), а заканчивается после заката солнца (период ифтара).

Суть обряда поста в том, чтобы воздерживаться от приема пищи и питья в светлое время суток, отказаться от интимных супружеских отношений, а также от всего того, что может отвлечь от благочестия. Все эти запреты снимаются, как только заходит солнце. Ночь во время поста используется до того, чтобы читать Коран, совершать дополнительную коллективную молитву Таравих и ночную молитву Тахаджуд и размышлять о вечном. На протяжении всего месяца соблюдения поста Рамадан, следует как можно больше совершать богоугодных дел, раздавать милостыню и улаживать ссоры.

Соблюдать пост обязательно должны все взрослые мусульмане, которые придерживаются установлений веры Ислама, а если человек по некоторым обстоятельствам не может соблюдать пост, по состоянию здоровья или человек не способен отвечать за свои поступки, то такие люди освобождаются от его соблюдения. К этой категории людей относятся кормящие и беременные женщины, престарелые люди. Женщины в период менструации также пост не соблюдают.

В чем отличие ваххабизма от традиционного ислама

Ваххабиты считают, что от мертвого пророка Мухаммеда больше нет никакого толку. К тому же они не признают праздников, которые чтят те, кто исповедует традиционный ислам. Например, они не отмечают рождества пророка Мухаммада, не приемлют обращения к Аллаху через святых людей и пророков, как это принято в исламе испокон веков.

Ваххабиты вместо почитания вечных мусульманских истин взяли куски из других религий, смешали их и приправили злостью. Верующие в традиционный ислам и мусульманские ученые в среде ваххабитов считаются «неверными».

У этого течение постепенно сформировался свой список святых:

  • ибн Теймийя;
  • ибн аль-Каййим;
  • ибн Абдуль-Ваххаб.
  • Последователи ваххабизма принесли много горя традиционному исламу. Они снесли святыни мусульман:

  • могилы святых;
  • надгробия;
  • мавзолеи.
  • Свое поведение они объясняют тем, что таким образом борются с «идолопоклонничеством».

    Видео по теме

    Аль-Масджид

    Первое к чему стремятся паломники со всего мира это, конечно же запретная мечеть Аль-Масджид аль-Харам , ещё её называют Священной мечетью.

    Мечеть названа так потому, что на территории этой мечети, с самого момента её возведения, был строгий запрет на посещение её иноверцами, а также на какие-либо действия насильственного характера или же убийства людей и животных. Это самая главная и самая масштабная мировая мечеть. Это самое грандиозное строение мусульманской архитектуры, во внутреннем дворе которой стоит мусульманская святыня в виде кубического строения — Кааб. Помимо Кааба в составе мечети присутствуют минареты (с арабского «маяк») – башни, с которых муэдзин (служитель мусульманской мечети) призывает верующих на молитву. Помещения для молитв и омовений, входящие в состав Аль-Масджид аль-Харам, разделяются на мужские и женские. Изначально в составе мечети было лишь шесть минаретов. На сегодняшний момент мечеть насчитывает девять минаретов. Два минарета обрамляют вход в саму мечеть.

    Сунниты и шииты – вражда на политическом фоне

    Говорить, что корень противоречий между двумя религиозными течения ислама лежит сугубо в трактовке вопросов веры будет неверным. Над отношениями между двумя конфессиями все время довлеет политический аспект. Исламский мир никогда не был монолитным и единым в своем духовном порыве. Всегда находились люди, которые в угоду собственным политическим амбициям или под внешним влиянием, использовали имеющиеся между суннитами и шиитами разногласия на религиозной почве.

    Примеров конфликтов, которые возникали на религиозной почве между мусульманами, история знает не мало. Османская Империя, в которой большинство населения исповедуют суннизм, постоянно находилась в конфронтации с Персией, где шииты представляли подавляющее большинство. Современная история наглядно демонстрирует ту роль, которую играют противоречия между суннитами и шиитами в отношении между самыми крупными и влиятельными государствами Среднего Востока — Ираном и Саудовской Аравией.

    Карта Ближний Восток

    Отличие суннитов в вопросах веры и исправление культа от своих единоверцев заключается в следующем:

    • сунниты почитают сунну в полном объеме (шииты сунну воспринимают как священное писание только в той части, где описывается жизнь Пророка);
    • сунниты считают день Ашура праздничным, шииты наоборот, считают этот день поминальным;
    • сунниты в отличие от шиитов по-другому относятся к институту брака. В их толковании брак должен быть одним, как завещал Пророк Мухаммед. У шиитов количество браков не ограничивается;
    • сунниты и шииты имеют свои отличные места паломничества. Для первых святыми местами являются Мекка и Медина. Шииты отправляются в паломничество в Эн-Наджаф и в Кербелу;
    • количество намазов (время для молитвы) у тех и других отличается. Сунниты обязаны совершать в день не менее пяти намазов. Шииты считают достаточным совершением трех намазов.

    Такие разногласия не являются критичными и принципиальными, однако в большинстве случаев они до сих пор не могут быть принятыми ни теми, ни другими. Большинство конфликтов, которыми сегодня охвачен Ближний Восток и регион Персидского залива, имеет религиозные корни. Шиитский Иран всесторонне поддерживает шиитские общины в Йемене и в Сирии. Саудовская Аравия наоборот, всячески поддерживает режимы суннитского толка. Религия становится удобным орудием в руках политических деятелей, которые стремятся укрепить свое влияние в мусульманском мире, и не только.

    Искусно манипулируя на религиозных чувствах мусульман, нынешние политические режимы в странах Ближнего и Среднего Востока остаются оплотом конфессионального раздора. В большинстве случаев современные теологи объясняют возникшие противоречия извечным противостоянием между арабами и персами. Арабы, которые в основном исповедуют ислам суннитского толка, склоняются к тесному переплетению вопросов религии со светскими законами. Шииты, которые являются потомками древних восточных династий, тяготеют больше к исламу ортодоксального толка. Нынешняя сложная военно-политическая обстановка в исламском мире создана искусственно, в угоду политических интересов правящих режимов.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector