4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пророк Илия на земле откровения

Православная Жизнь

2 августа Чернобыльский храм в честь святого пророка Божия Илии отмечает престольный праздник. Репортаж из зоны отчуждения.

Свято-Ильинская церковь. Ильинская церковь построена в 1779 году, сгорела во время пожара в 1873 году и восстановлена в 1878 году

Церкви, посвященные святому пророку Божию Илии, как известно, были самыми первыми на нашей земле. Пламенному ревнителю Творца, унесенному огненной колесницей прямо в Небо, посвящали храмы, когда еще не было своих прославленных святых. Свято-Ильинский храм Чернобыля принадлежит именно к первым древнейшим ковчегам спасения на нашей земле. 2 августа здесь празднуют престольный праздник, на который приезжают паломники и бывшие чернобыляне.

. Мы миновали сталкерские пейзажи с оставленными домами, арки коммуникационных газовых труб, оплетших улицы, черного ангела с трубой, поднятой несколько лет назад. Цитата из Апокалипсиса Иоанна Богослова теперь высится здесь в прутьях черной арматуры. «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр. 8: 10–11).

Авто останавливается у храма. От одного его вида охватывает спонтанная радость. Так бывает, когда узнается живое создание посреди полумертвого города. Просторный церковный двор устлан зеленой травой. Глядят ввысь бело-голубые своды, купол нацелен в небо стрелкой компаса, крест торжественно позолочен лучами радостного солнца. Рядом колокольня под васильковой крышей. Этот красивый каменный храм был построен на месте сгоревшего деревянного 144 года назад на средства, лично пожертвованные императором Александром II. Узнав, что в Чернобыле на тот момент было пять синагог и ни одного православного храма, царь прислал эмиссаров с деньгами и подарками.

В пространной церковной ограде стоят длинные деревянные столы и лавки для братских трапез, за ними лазурного цвета ульи, возле которых озабоченно гудят пчелки. Здесь так мирно, тихо и безмятежно, что хочется себя ущипнуть – ты приехал в зону отчуждения или проснулся в ангельских селениях?

Прочитав мой изумленный взгляд, упершийся в ульи, мне отвечает матушка в летах:

— А у нас возле храма радиации нет совершенно! И в храме нет – не раз измеряли. Такое вот чудо Господь явил.

Чудеса в Чернобыльском храме случаются и правда регулярно, что неудивительно – здесь несколько чудотворных икон

С давних времен в этом храме находится чудотворная икона Николая Угодника, святителя Мирликийского, известная как «Никола исцеляющий многих». О ней рассказывается у историка Лаврентия Похилевича в издании 1840 года, хотя прославилась икона задолго до 18 века. В безбожные времена на нее бросались с топором святотатцы. Да сами пали от меча гнева Божьего – вскоре померли. А добрых людей, которые спасли икону от поругания, отблагодарил сам святитель Николай, известный своей добротой и заботой: их дом с того времени не касалась беда и нужда. С тех пор как икону вернули в храм, она его не покидает. После аварии икона тоже оставалась в покинутой церкви, и сам Николай Чудотворец явно охранял ее все 17 лет молчания в этих стенах.

Трижды храм пытались ограбить мародеры. Позже, потрясенные они сами сознались, что не могли пройти внутрь: какая-то невидимая сила не пускала их. Один раз воры даже увидели внутри храма седого старика, грозный взгляд которого так испугал их, что они бросились наутек. Чернобыльский образ Николая Чудотворца носили крестным ходом по Украине, и тогда от нее было явлено много чудес и исцелений. В 90-е годы, когда на территории Чернобыля полыхали сильные пожары, которые дошли по домов самоселов, люди обнесли икону вокруг поселения и пожар постепенно начал утихать.

Другая известная икона Свято-Ильинского храма — Чернобыльский Спас, у которой тоже своя особенная история. «Эта икона, можно сказать, пошла с народа, — рассказывает настоятель Свято-Ильинского храма протоиерей Николай Якушин. — Люди пережили трагедию, которых не знала история. Многие болели, поначалу была огромная паника. Люди нуждались в поддержке, теплоте.

Так получилось, что Юрий Андреевич Андреев, ныне уже покойный парторг Чернобыльской АЭС, коммунист, и можно представить, каких воззрений человек, серьезно заболел. Он очень страдал, уже лежал на смертном одре. Думали, что его дни сочтены. И ему постоянно снился один и тот же сон-видение. Парторгу снилась эта икона. Потом он в точности рассказал художнику, как она должна выглядеть. Он и мне рассказывал, затем я Блаженнейшему Митрополиту Владимиру об этом сообщил. В предсмертном бреду парторг все время просил: «Напишите эту икону». И Блаженнейший благословил.

Икону написали в Троице-Сергиевой Лавре в 2003 году. А освятили в Киево-Печерской Лавре на престольный праздник — Успение Божьей Матери. Когда Блаженнейший Митрополит Владимир освящал икону, в небе появилась радуга, и на икону на глазах у огромного количества людей спустился и сел голубь. И что интересно — парторг Юрий Андреевич после этого выздоровел, Господь его исцелил. Удивительно, что именно парторг ЧАЭС был избран для такой миссии — через него в мир пришла икона Чернобыльский Спас, у которой с той поры Господь не раз исцелял страждущих и болящих.

Над иконой работал иконописец Владислав Грецкий, мастер высокого класса. Посмотрите, как исполнен образ. Как все тонко, выразительно и духовно. Икона исключительная. Исключительна она еще и потому, что в истории иконописи впервые здесь рядом с Богом и святыми изображены люди — живые справа, и души покойных жертв аварии слева. На это Блаженнейший Владимир просил благословение самого Патриарха Алексия II. И он благословил написать живых людей.

Монумент « Тем, кто спас мир» установлен в Чернобыле у пожарной части. Отсюда на тушение горящего блока выехали первые пожарные машины

Сюжет иконы глубоко символичен — это воплощенный эпизод «Апокалипсиса» Иоанна Богослова. Здесь мы видим «звезду полынь», сосну в виде креста, которая действительно росла в этой местности. Она нам напоминает крестообразное древо политое слезами Лота из Святого писания, в виде креста на котором потом распяли Христа. Станция — апогей гордыни человека, «покорившего атом». А над всем этим Господь Иисус Христос, Иоанн Предтеча и Архангел Михаил».

Припятчане и чернобыльцы, которые пожертвовали собой, спасая миллионы других, поступили по-евангельски

Известно, что многие святые и мученики по доброй воле шли на пытки. Но они были подвижниками, знающими, ради Кого идут на муку и смерть. В Чернобыле действовали люди, потерявшие Бога из вида. Тем дороже стал подвиг тех, кто поступил по-христиански — из тьмы неверия и духовного вакуума, не рассуждая, бросился на невидимого врага и принял мученическую кончину от смертельных доз радиации.

Нас восхищают былины, в которых повествуется, как богатыри выходили на недруга, защищая свои селения и города, принося себя в жертву. Герои Чернобыля закрыли собой планету — ни больше, ни меньше. Хрупкое и беззащитное человеческое тело поднялось на огромный полыхающий реактор, в дышащую адским пламенем пасть зверя, в жерло дикой неуправляемой стихии. Тем самым ликвидаторы исполнили долг — не перед партией и правительством, а перед Богом и собратьями. В тот момент четвертый реактор стал жертвенником, на котором была принесена великая жертва. «Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы» (Пс.50).

Настоятель храма пророка Илии в Чернобыле отец Николай Якушин

«Нет большей любви, чем положить душу за други своя» (Иоанн, 15:13). Эти слова касаются людей, об упокоении которых сугубо молятся в Чернобыльском храме. «Среди этих людей могли быть и неверующие, но своим самопожертвованием они исполнили главную заповедь любви и мы надеемся, что Господь воздаст им за этот подвиг», — сказал отец Николай.

Народу на престольный праздник здесь всегда собирается полный собор. Благоуханные курения ладана и восковых свечей волнами растекались по старинному намоленному храму. С вековых икон на чернобыльцев и паломников, приехавших помолиться о ближних, внимательно и строго смотрел пророк Илия, утешительно и по-доброму — Николай Чудотворец, ласково и сострадательно — Богородица. В храме много старинных редких икон, источающих великую благодать.

. После Литургии народ по обычаю рассаживается на свежем воздухе за столами с видом на колокола и купола, угощаясь рыбкой из Припяти и полесскими грибами. Ни один самый богатый прием и пышный банкет не сравнится с этими простыми монастырскими и храмовыми трапезами за общим столом, где все дружно сидят рядом. В Припяти всегда водилось много рыбы. Рыбный промысел, пчеловодство, охота и собирательство ягод были основным промыслом полищуков-чернобыльцев с давних времен.

Читать еще:  Детская Исповедь. Советы священника

Чернобыль, как известно, один из древнейших городов Киевской Руси. И о «выдумках церковников»

Впервые о нем упоминается в Ипатьевской летописи «в лето 6699 от сотворения мира» (1191 от Рождества Христова). А Припять, построенная для атомщиков, напротив была самым юным городом в окрестности. Средний возраст его жителей составлял около 30. Городу было всего 17 лет, когда в нем остановилась жизнь. В Припяти не было ни одного храма, но стоял памятник языческому богу Прометею, герою древнегреческой мифологии, который похитил и принес людям огонь. У ног статуи горел вечный огонь, т.е. по духовному рассуждению, это по сути был жертвенник языческому божеству. И тут есть о чем задуматься, памятуя об огне, который вырвался из жерла реактора 26 апреля 1986 года и сделал город мертвым навсегда. Символы несут информацию и энергию, соединяющую их с конкретной силой, которой они принадлежат. И если люди этого не понимают, тем хуже для них. Ведь воздействия символики и ее последствий для мира, не защищенного Божией благодатью, не отменишь.

И тут важно одно великое знамение, явленное в Чернобыле в пору бурного развития в нем атомной энергетики. Рассказал нам о нем отец Николай:

— Свидетели и очевидцы события потом вспоминали, что произошло это ровно за десять лет до аварии 26 апреля 1976 года. День в день. То есть считайте, 40 лет назад Господь явил знак. О приближающейся трагедии предупредила сама Царица Небесная. В то время даже в местной газете «Прапор перемоги» была заметка об этом под названием «Выдумки церковников». О том, что в небе появилось необычное облако, и церковники утверждают, что это было явление Богородицы. Однако это было не просто облако.

Под вечер многие местные жители видели, как к земле опустилось облако так, что стали ясно и четко видны очертания фигуры Пресвятой Богородицы. Был виден лик и одежды — все в ярких красках. В руках Она держала пучки сухой полыни, которую у нас называют чернобыльник. Матерь Божья уронила пучки на Чернобыль. Затем сияние переместилось на лес и остановилось над храмом. Богородица повернулась к нашему храму Илии пророка и дважды двумя руками благословила его. Когда Она явилась, сразу же утих дождь, и установилась теплая тихая и ясная погода. Об этом явлении рассказали местному священнику отцу Александру Прокопенко. Он тогда сказал, что двумя руками может благословить только Божья Матерь, больше никто. Архиереи тоже двумя руками благословляют, но это был не мужской образ.

Истолковано явление было так, что следует ожидать неурожайного засушливого лета. И только спустя годы, уже после аварии стало понятно, к чему было это явление. Некоторые люди нашли и подобрали упавшую с неба полынь. А ровно через десять лет произошла авария. Но тогда такое творилось, что никому в голову не пришло, что между этими событиями есть связь. Только гораздо позже люди вспомнили и начали осознавать, что это был знак. Но тогда его никто не понял.

О знамениях и чудесах, явленных в Чернобыле, лучше всех знает отец-настоятель храма в честь святого пророка Илии

Батюшка возрождал и поднимал храм из запустения, он один поднял крест большого веса на купол храма.

«Вы один здесь служите?» – спрашиваю. Отец Николай смущенно улыбается: «Помощников у меня особых нет, все-таки это зона отчуждения, не каждый согласится». «Но вам же кто-то помогает?» – не отстаю я. «А как же! – подтверждает батюшка. – Господь помогает, Пресвятая Богородица, Илия пророк, Николай Чудотворец. Наши чернобыляне лепту давали на восстановление. Я и сам отсюда родом. Мой дед тоже в этом храме служил. Его расстреляли в годы репрессий…Так что куда мне деваться? Я живу возле храма. К сожалению, о нас вспоминают раз в году, когда подходит годовщина Чернобыльской катастрофы. Но мне как человеку православному не надо никаких рассказов. Мы молимся – и всё. Как делали наши деды и прадеды».

Чернобыль – страшная беда и испытание. И в то же время это земля Откровения. Метка «третьей звезды». Край – под покровительством великого огненного пророка Илии. Храм, благословленный Самой Царицей Небесной. Место, предизбранное от начала. Он всегда на линии огня, и недаром в 2015 году Чернобыль опять полыхал. Очевидно, он тот эпизод Апокалипсиса, где мистическое прорывается в реальное. Именно здесь Господь поднял Свой великий щит – Чернобыльский Спас. Эта икона – божественное послание, которое сообщает, как Господь приблизился к нам в страшной беде. Икона-утешение, икона-обещание: «Я с вами!» Живые подле Господа – на одной доске, в цельном поле, в едином пространстве – как никогда до этого. Непреодолимая граница пересечена не только на иконе. Христос шагнул к нам через «портал «Чернобыль»». Господь с нами!

Восходили ли Енох и Илия на небо?

Рассмотрим вначале повествование о Енохе. Апостол Иуда говорит, что Енох был седьмым от Адама (см.: Иуд. 1: 14). В Библии есть две фразы, повествующие об окончании его земной жизни: в Ветхом Завете сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24); о Енохе также говорит апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11: 5). В обеих фразах нет ни слова о небе. Сказано лишь, что Енох был переселен, но разве переселение должно обязательно быть на небо? Енох был перемещен в некое место, но это не то место, куда взошел Христос. Святитель Григорий Палама говорит: «Еноха переместил Бог; следовательно – переместил его на небо? – Прочь, такая мысль! – Потому что, как говорит Евангелие, “никтоже взыде на небо, токмо Сшедый с небесе”»[1]. Столь же апофатично об участи Еноха высказывается и святитель Феофилакт Болгарский: «Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет – мы знаем, но где или как – неизвестно, так как в Писании не сказано об этом»[2]. Поэтому и говорить, что слова Христа противоречат жизнеописанию этого праведника, нет ни малейшего основания.

Особого внимания заслуживает еще один аспект в анализе текстов Ветхого и Нового Заветов. Спаситель говорит о Себе как об активном участнике восхождения на небо, а Енох пассивно участвует в переселении. Подчеркнем, что Спаситель Сам взошел на небеса, Еноха же переселил Бог и не на небо, а в некое место.

Что случилось с другим ветхозаветным праведником, который, как и Енох, пока что не вкусил смерти? Куда же вознесся пророк Илия?

Пророк Илия

Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илии и его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужели Спаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий слова Христа? Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во времена Спасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророка Илии на небо.

Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места.

Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо:

«И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо» (4 Цар. 2: 11).

Единственное отличие от Масоретского текста в частице «яко», однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы?

Святитель Иоанн Златоуст: «Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь»[3].

Читать еще:  Предстоятель пояснил, кто такие бескровные мученики

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямо на небо»[4].

Святитель Фотий: «И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а “яко на небо” (4 Цар. 2: 11). Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся»[5].

Евфимий Зигабен, цитируя блаженного Феодорита Киррского, говорит: «Повелевается им (ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а – как бы на небо»[6].

Преподобный Максим Грек: «Также и Илия взят был не на небо, но яко на небо»[7].

Гимнографические произведения также говорят об относительном вознесении пророка:

Так, Преп Андрей Критский воспевает: «Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй»[8].

Преп. Роман Сладкопевец, замечает, что, прор. Илия хоть и был вознесен, но не сподобился войти в рай: «Илия же, седяй на огненней колеснице взыде, яко на небо, якоже пишется, но не достиже небесе»[9].

Из приведенных цитат следует, что пророк Илия был взят не на небо. Но куда? И где он находится сейчас? Пророк был поднят на воздух («яко на небо»), однако это небо не одно и то же с небом духовным, раем. Весьма апофатично об этом размышляет преп. Симеон Новый Богослов: «Илия был взят на огненной колеснице и прежде него Енох, не на Небеса, а в некое другое место, хотя и не сам по себе, однако же был преложен»[10]. Более катафатичный образ даёт Святитель Григорий Двоеслов. Он описывает место пребывания пророка Илии так: «Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного… так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти»[11].

Пророк Илия вознесся «яко на небо» не собственной силой, но на огненной колеснице, при помощи ангелов, как писал святитель Фотий[12]. Так в вознесении Илии проявилась его человеческая природа и человеческая немощь, он не мог сам взойти на небо и был вознесен ангелами. Христос, возносясь, показал Свою Божественную природу и всемогущество. Святитель Григорий Двоеслов говорит: «Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, яко человек, не мог быть без внешних пособий. Это пособие сделали ему ангелы, когда он восходил на воздушное небо; ибо он сам собою не мог вознестись и туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделиться от земли; между тем как Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо, потому что Он возвратился туда, откуда сошел; вошел туда, где от века имел пребывание: ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землею»[13]. Следовательно, Спаситель, Сын Человеческий, вознесся Сам на небо, как и обещал, а Илия был поднят в воздух и помещен в сокровенную область земную.

Если Илия был взят «яко на небо», то что же за небо, на которое взошел Спаситель? Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, Сын Божий «делается Человеком, но не покидает небес и лона Отчего»[14] и, обожив человеческую природу, «восходит туда, где был прежде как Бог»[15]. Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, восприняв человеческую природу, возносит ее в «лоно Отца», или, как говорится в Евангелии, одесную Бога (см.: Мк. 16: 19). Туда, куда ни один из людей, ни даже ангелы, не могут взойти, туда, где только Дух проницает глубины Божии.

Итак, мы коснулись таинственного сокрытия Богом двух ветхозаветных праведников. Пророк Илия и Енох были перемещены в некое сокровенное земное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророки не восходили на небо, в этом не встречается разногласия со словами Христа, произнесенными в ночной беседе с Никодимом: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13).

Ильин день. Тайна пророка Илии

20.07/2.08. – Пророка Илии

Ильин день. Тайна пророка Илии

Пророк Илия – один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. Имя Илия переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения – ревностная борьба за поклонение единому Богу.

Жизнь св. пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Его имя также не раз упоминается в Новом Завете, с чем связываются эсхатологические и мессианские ожидания. Во время Преображения Господня Моисей вместе с пророком Илией беседовали со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). По мнению свт. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Сам Иисус вспоминает историю Илии применительно к Своему служению после того, как Его проповедь в Назарете не имела успеха, говоря, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4:24). Особо важное значение имеет свидетельство о пророке Илии в Апокалипсисе.

С малых лет Илия посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Этим идолам евреи ритуально приносили в жертву детей (4 Цар. 17:17). Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве.

И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.

Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо – воскресил умершего сына этой вдовы.

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти» (3 Цар. 18, 21-24). Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Читать еще:  «Молодой» инсульт: в 28 и в 40

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о безсилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея.

За свою ревность о Боге пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице (4 Цар.2:11). Иконописная традиция часто изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшим плащом дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия. Согласно Библии, до Илии живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). Этим двум пророкам предсказано и возвращение на землю перед концом времен для последней проповеди.

Уже в Книге пророка Малахии говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). В откровении св. Иоанна Богослова описано подробнее: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчества их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвой, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят… Но после трех дней с половиной вошел в них дух жизни от Бога, и они оба встали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говорящий им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр.11:3-12). Об этом упоминается в православном богослужении (Триодь постная, Служба св. Пророку Илии, Четьи Минеи за 20 июня).

Поскольку ветхозаветное служение пророка Илии преследовало цель обращения евреев от идолопоклонства, возможно, и последняя проповедь пророка Илии будет особо обращена к еврейскому народу, ныне самому антихристианскому и пребывающему в состоянии богоборчества – как последняя возможность спасения хотя бы его части. На это указывает и место убиения обоих пророков: Иерусалим, «который духовно называется Содом и Египет», потому что теперь оккупирован «детьми диавола», они именно там воздвигнут Третий храм для своего машиаха-антихриста. В иудейской традиции также считается, что Илия должен вернуться на землю пред пришествием машиаха. Предания об Илие сохраняются и у мусульман, и ему воздаётся высокая похвала в Коране.

Сохранились свидетельства различных христианских авторов, что в первые века по Р.Х. существовали сочинения, которые были составлены от имени пророка Илии. В этих произведениях, которые рассматриваются исследователями как «апокалипсисы» (откровения), пророк предстает провозвестником конца времен и прихода Мессии.

На Руси пророк Илия изначально пользовался большим уважением. Еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм пророка Илии в Киеве. Приняв Крещение, святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Возможно, давнее и особое почитание пророка Илии на Руси объясняется тем, что с принятием христианства в народном сознании Ильёй-пророком заменился образ языческого Громовержца-Перуна.

Многие языческие обычаи заметны поныне в праздновании Ильина дня. С четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье. Накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была запрещена любая работа – считается, что она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка за непочтительное отношение к его празднику. Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза (братчина) с гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. С Ильина дня, по народным поверьям, запрещалось купаться по причине того, что в вода с этого дня становится холоднее и в нее возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос – с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью. В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая, в некоторых местах крестьяне ставили на воротах чашку с зерном, прося священника «провеличать Илию на плодородие хлеба». Раньше праздник, связанный с символикой плодородия, также связывался в представлениях славян с брачной темой: девушки молились о том, чтобы выйти замуж. Православные особенно молились пророку Илие при засухе, а также и о прекращении затяжных дождей, о недопущении оружейных ран, об удаче на охоте. Праздник совпадает с датой создания воздушно-десантных войск СССР и РФ, поэтому святой Илия считается покровителем «голубых беретов». Летчики также считают его своим покровителем – оберегающим их в небе.

Многие русские пословицы связывают с этим днем поворот лета на осень:
Илья лето кончает.
Петр и Павел на час день убавил, и Илья Пророк – два уволок.
Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья – отщипнет и два.
С Ильина дня ночь длинна.

С Ильина дня в реке уже не купаются, поговаривая: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».

Ежегодно 2 августа в РФ отмечается День Воздушно-десантных войск (День ВДВ), объявленный Указом президента РФ №549 от 31 мая 2006 г. «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах». Днём создания ВДВ считается 2 августа 1930 г., когда на учениях Московского военного округа под Воронежем впервые было десантировано на парашютах десантное подразделение в количестве 12 человек. Поскольку этот день совпал с днем св. Илия пророка – этот святой теперь признан покровителем Воздушно-десантных войск России. К счастью, в отличие от знамени всей армии РФ (где позорно присутствует пентаграмма), в символике ВДВ нет богоборческих советских родимых пятен. Это хороший признак, поскольку армия нам нужна для обороны государства независимо от преходящих недостойных правителей.


Флаг ВДВ, учрежденный приказом министра обороны РФ 14.6.2004 г.


Эмблема ВДВ, учреждена приказом министра обороны РФ 6.5.2005 г.

Кстати, изобретателем первого в мiре авиационного ранцевого парашюта был Глеб Евгеньевич Котельников (1872‒1944). Он окончил Киевское военное училище (1894), и, прослужив три года обязательной службы, ушёл в запас, стал акцизным чиновником в провинции.

Котельников с парашютом собственного изобретения

В 1910 г. Котельников под впечатлением от гибели лётчика Л.М. Мациевича занялся разработкой парашюта. Вскоре изобретатель получил удостоверене: № 5010 Коллежскому асессору Г. Котельникову ‒ на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом 27 октября 1911 г. Затем во Франции он получил 20 марта 1912 г. патент за № 438 612. Французское слово parachute состоит из para (греч.: против) и chute (фр.: падение).

Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.

Парашют РК-1 был продемонстрирован в показательном испытании со сброшенным с аэростата манекеном 6/19 июня 1912 г. в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы близ деревни Сализи под С.-Петербургом (ныне Котельниково). Зимой 1912‒1913 г. парашют РК-1 был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 г. студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом.

Котельников умер 22 ноября 1944 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище . Его могила является местом паломничества парашютистов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector