0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прп. Силуан Афонский: святой и природа

Содержание

Православная Жизнь

Имея дело с гениальными людьми и святыми, читая их труды, приобщаясь к их мысли и произведениям, можно заметить, как в немногих словах такие люди концентрируют многие смыслы и открытия. А после исследователи и ценители жизни великих, читая их, разворачивают сказанное ими в новые осмысления мира.

Свт. Иустин Сербский писал: «Святые люди говорили Духом Святым, и поэтому мысль их верна».

А святитель Николай Сербский советовал по крупицам собирать всё, что говорили старцы и подвижники, потому что когда великий человек рассуждает даже о природе или режиме работы трамваев в городе – в его размышлениях присутствует Небо. Его слова помогут другим видеть большее.

Вот всего несколько эпизодов из жизни святого Силуана Афонского, всего несколько малых фрагментов, но посмотрим, сколько в них значения не только этического, но и научного, причём такого уровня, который не был известен человечеству при жизни святого.

В отношении к животным прп. Силуан проявлял сострадание и нежность. В его записях есть такие строки о всеми не любимом насекомом: «Один раз без нужды я убил муху, и она, бедная, ползала по земле больная с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай…»

И ещё одна запись о столь же неприятной многим змее: «Однажды, идя в Старый (Нагорный) Русик из Монастыря, я увидел на дороге убитую змию, порезанную на куски, и каждый кусок ее судорожно бился, и стало мне жалко всю тварь, и всякое творение страдающее, и я много рыдал пред Богом».

Жалость Силуана к природе невероятна и потрясающа. Но одновременно Силуан советует, как пишет митрополит Каллист Уэр, «не привязываться чрезмерно к животным и не уделять им ту любовь, которую мы скорее должны проявлять по отношению к Богу и ближним».

Обратимся вновь к запискам Силуана: «Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать – есть неразумие души. Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками?».

Каллист Уэр вспоминал, как однажды преподобный Софроний Сахаров сказал ему об этом фрагменте: «Я не включил этот текст в английское издание писаний Старца. Я знал, что англичане никогда не поймут этого».

И действительно, люди, далёкие от всемирной жалости Силуана, готовы возмутиться этими словами: «Как можно не говорить с любимой собакой?». Всякий готов рассказать о преданности четвероногого друга, об уме и верности, о том внимании, с которым собака слушает хозяина.

Долгое время слово Силуана воспринималось читателями в этическом ключе: чтоб любовь к животным изливалась у нас сквозь любовь к Богу и другому человеку.

Но о том, насколько совет Силуана научно-практичен, стало возможно говорить лишь теперь, в свете последних открытий.

Для нас, людей, кажется естественным, что наименование предмета к предмету и относится. Человек, слыша имя предмета, воспринимает объект в целом. И лишь исследования последних 20 лет показали, что собака мыслит не так, сосредотачиваясь на свойствах объекта, а не на его целостности.

Известный специалист английского университета Линкольна Даниэль Миллс, автор множества научных статей о воспринимающих способностях у собак, замечает, что человек мыслит существительными, а собака – глаголами. Это открытие было подтверждено и томографической работой с собаками у исследователя Грегори Бернса.
Когда человек слышит слово «ёж», он воспринимает ежа, в речевой форме выраженного для нас существительным. А собака, слыша слово «ёж», воспринимает его как глагольную форму – «найди ежа».

Мы говорим псу: «Белка», а он слышит: «Поймать и покусать», говорим: «Мяч», а он слышит: «Поймать и принести».

Потому собаки легко обучаются командам, ведь команды обозначают действие. Ученые открыли, что собака не видит связи между человеческим словом и предметом. Для неё продемонстрировать нам понимание слова означает вступить в действие с называемым объектом. Проще говоря, собака воспринимает человеческие существительные как глаголы, как команды что-то сделать.

Не стоит удивляться данному факту: мозг существует у животных, чтобы действовать. Это относится не только к собакам, но и к другим животным. Лишь дельфины демонстрируют более высокие языковые способности (конечно, тоже далёкие от сложности человеческой речи).

А теперь в связи с изложенным рассмотрим мысль преподобного Силуана о том, что говорить с животными необязательно. Конечно, слова святого не запрет, да и были святые и вообще добрые люди, говорившие с животными. Но удивляет, как Силуан за 80 лет до научных открытий в данном направлении дает людям понять, что животные слышат нас не так, как это кажется людям.

У наших собак и кошек есть клички. Но как воспринимают их сами животные? У животных отсутствует способность воспринимать слова как символ. Грегори Бернс пишет: «Маловероятно, что оно [животное. – Прим. ред.] трансформирует свою кличку в элемент самосознания. Скорее всего, оно просто усваивает, что определенное сочетание звуков сулит нечто интересное, поэтому на него хорошо отреагировать. Внимание собаки обеспечено любому, кто её окликнет, но у меня никогда не возникало ощущения, что кличка для неё равнозначно ‟я”».

Иными словами, кличка для животного – это сигнал, которым человек привлекает его внимание. Но мозг животных таков, что мы не в силах отождествить для них существительное, которым его именуем, с ним самим в его личном восприятии.

Об этом факте мы можем прочесть и в воспоминаниях и дневниках цирковых дрессировщиков. Например, «Рекс, сидеть!» воздействует на собаку быстрее и эффективнее, чем «Сидеть, Рекс!».

Для человека в перестановке слов в фразе нет никакой сложности, а для собаки есть, и не просто больша́я, а решающая. Потому что кличка, которой мы её именуем, ею воспринимается как слово, которым мы привлекаем её внимание. То есть собака слышит свою кличку как глагол, а нам кажется, что она слышит её как существительное.

Конечно, любая собака знает своё тело, ощущает его границы, никогда не спутает себя с другими живыми существами. Она понимает, что она это она. Но одновременно собака не связывает свою кличку со своим психологическим «я».
Таковы выводы учёных мужей, таковы новейшие открытия в области психологии животных, ставшие возможными благодаря исследовательской аппаратуре, появившейся (или приобретшей современный вид) в медицине уже в XXI веке.

В завершение я хотел бы заметить, что таково свойство гениальных людей и святых. Несколько слов Силуана Афонского, сказанных им в 30-х годах XX века, могут быть развёрнуты в удивительные исследования и открытия, сделанные наукой уже в 2010-х годах века XXI.

Гёте говорил, что гениальному человеку необязательно даже путешествовать и изучать что-либо – все открытия и осмысления мира уже содержатся в нём.

Они, добавим, содержатся в Духе Святом. И те люди, кто, по Григорию Богослову, «очистил или очищает себя для Бога», могут несколькими словами вскрывать и разъяснять такие пласты бытия, для осмысления которых человечеству могут понадобиться десятилетия и столетия. Как в случае тех нескольких слов Силуана о собаках, указывающих в том числе и на то, что животные слышат нашу речь иначе…

СИЛУАН АФОНСКИЙ

Прп. Силуан (Афонский)

Силуан Афонский (1866 — 1938), схимонах, преподобный

В миру Семен Иванович Антонов, родился в 1866 году в селе Шовском Шовской волости Лебедянского уезда [1] Тамбовской губернии в крестьянской семье. Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам и беседовал с ними о Боге и христианской жизни. С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении.

О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: «. Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: «Ты, Иван Петрович, погорел», а он отвечает: «Бог даст, поправлюсь». Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: «Смотри, у нас воруют снопы», а он: «Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, — стало быть, у него нужда есть».

Со временем юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Киево-Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге.

По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон.

Осенью 1892 года он прибыл русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Первым послушанием стала работа на мельнице.

В 1896 г. пострижен в монашество с именем Силуан.

В самом начале молитвенного подвига он пережил такого рода искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность. Однажды ночью келия брата Симеона наполнилась страшным светом, пронизавшим даже тело его, так что он увидел свои внутренности. Помысел нашептывал ему: «Прими — это благодать», душа смутилась, и дух покаяния отступил от нее. Потом старец сокрушенно скажет, что «всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень», — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

Прп. Силуан Афонский. Русская икона (XX в.)

В 1911 году пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой.

Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. «Трудно жить без старца, — говорил он впоследствии. — Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению». Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

Спал он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе прошло пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: “Господи. что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом. чтобы смирилась моя душа?”. И был ему ответ в сердце от Бога: держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению.

Он писал записки, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым).

Скончался 24 сентября 1938 г. во втором часу ночи, поболев перед смертью чуть больше недели. Был погребен в тот же день вечером в 4 часа.

Афонское монашество в своем трезвом недоверии к человеку держится правила: «Никого прежде конца не ублажай». Уже после кончины старца отцы афонские говорили: «Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов. Кончина его в этом убедила». Незадолго до смерти в ответ на вопрос: «Старец, Вы хотите умереть?» он сказал: «Я еще не смирился», но все его поведение в монастырской больнице было исполнено сокровенного смирения и тишины.

Прп. Силуан Афонский

С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.

В 1992 г. его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Серафи́мския любве́ ко Го́споду пла́менный ревни́телю/ и Иереми́и, о наро́де пла́чущему, усе́рдный подража́телю,/ всеблаже́нне о́тче Силуа́не,/ ты́ бо, зо́ву Ма́тере Го́спода Си́л вне́мляй,/ зми́я грехо́внаго мужему́дренно изрыгну́л еси́/ и в Го́ру Афон’скую от суеты́ ми́ра удали́лся еси́,/ иде́же в труде́х и моли́твах со слеза́ми/ благода́ть Свята́го Ду́ха оби́льно стяжа́в,/ е́юже сердца́ на́ша воспламени́/ и с тобо́ю уми́льно взыва́ти укрепи́:/ Го́споди мо́й, Жи́зне моя́ и Ра́досте Свята́я,// спаси́ ми́р и на́с от вся́ких лю́тых.

Кондак, глас тот же

Смиренному́дрия испове́дниче преди́вный/ и человеколю́бия Ду́хом Святы́м согрева́емая добро́то,/ Бо́гу возлю́бленне Силуа́не,/ о по́двизе твое́м Це́рковь Ру́сская ра́дуется,/ и́ноцы же Горы́ Афо́нския и вси́ христиа́нстии лю́дие,/ веселящ’еся, сыно́внею любо́вию к Бо́гу устремля́ются./ Его́же моли́ о на́с, равноа́нгельне богове́дче,// во е́же спасти́ся на́м, в горе́нии любве́ тебе́ подража́ющим.

Записки прп. Силуана

Прп. Cилуан Афонский. Фреска

Записи преподобного Силуана, переданные отцу Софронию (Сахарову), представляли собою несколько тетрадей с пронумерованными листами, в которых содержались разрозненные мысли старца по различным вопросам духовной жизни.

Как отмечает архимандрит Софроний, преподобный Силуан был человеком “малограмотным, в детстве ходил в сельскую школу только “две зимы”, но от постоянного чтения и слышания в церкви Священного Писания и великих творений Святых Отцов, он очень развился и производил впечатление начитанного в монашеском отношении человека. От природы у него был живой, сообразительный ум, а долгий опыт духовной борьбы, внутренней умной молитвы, опыт исключительных страданий и исключительных Божественных посещений — сделал его нечеловечески мудрым и проницательным” [2]. Поэтому писания преподобного Силуана не всегда соответствовали правилам правописания и требовали существенного редактирования. Уже сама способность преподобного Силуана письменно изложить столь великие мысли можно по праву считать чудом Божиим (Достаточно сравнить вторую часть книги “Старец Силуан” (“Писания старца Силуана”) с письмами преподобного Силуана к монахине Силуане (Соболевой) [3]).

В издании книги “Старец Силуан”, подготовленном Иоанно-Предтеченским монастырем в Эссексе, приведены фотографии нескольких станиц этих оригинальных записей преподобного Силуана [4].

Литература

  • Софроний (Сахаров), архим., Старец Силуан, Эссекс: Монастырь св. Иоанна Предтечи, 1990.

Использованные материалы

  • Краткое житие из “Патерика новоканонизированных святых” (Альфа и Омега. -1998. -N 4(18). -С.200-202).
    • http://silouan.narod.ru/zhitsil1.htm
  • А. Л. Гуревич. Работа архимандрита Софрония (Сахарова) над книгой «Старец Силуан»
    • http://silouan.narod.ru/rabota1.htm
  • Светлана Девятова. «Православные старцы XX века». Миссионерский листок под ред. еп. Александра (Милеанта)
    • http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/startzy_20_v. 461
  • Житие из книги: Акафистник. Вып 1. — Нижний Новгород, 1996. — С. 371-374
    • http://silouan.narod.ru/texts/zhitie03.htm
  • Минея. Сентябрь. Изд. Моковской Патриархии, с. 348, 353-354 (молитвословия):
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep349.html
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep354.html и http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep355.html

[1] Важнейшие селения европейской России. Тамбовская губерния. Список важнейших селений. Лебедянский уезд, частный генеалогический сайт Вячеслава Довбешко, http://поиск-липецк.рф/2014/01/

[2] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. С. 24-25

[3] Преподобный Силуан Афонский. Письма к духовной дочери // Христианос. -Рига, 1991. -№ 1. -С.70-76

[4] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. C. 24-25, 116-117

«Русский святогорец» преподобный Силуан Афонский

По образу служения старец Силуан занимает несколько особое место среди святых Русской Православной Церкви XX века. Земная жизнь его окончилась в 1938 году. Он не оказался среди исповедников и мучеников за Христа, ему был уготован путь строгого аскетического подвижничества, но, будучи молитвенником за мир, он глубоко переживал драму современного мира…

День памяти преподобного Силуана Афонского

2411 сентября – День памяти преподобного Силуана Афонского.

Из «огня»

Мир держал Симеона крепко: родительское благословение – прежде окончательного избрания жизненного пути пройти военную службу – привело его из Тамбовской губернии в столицу. Возможно, отец надеялся на то, что строгий распорядок солдатской жизни с его дисциплиной изменят душевный настрой сына в сторону большей практичности, а юношеские мечты о монашестве понемногу войдут в спокойное русло мирского благочестия. Расчет был верным: в казарме при многолюдстве и постоянной занятости держать ум в молитве было невозможно. Внешние условия располагали к тому образу жизни, который вели его сверстники. А душа страдала от суеты, от «голода» по молитвенной жизни и еще от того, что, ощутив призыв Божий, он не нашел в себе сил и решимости исполнить то, к чему влекло его сердце – узнав вкус благодати, вернулся к «пище пресной».

Желание посвятить жизнь монашескому деланию возникло у Симеона рано. Верующая крестьянская семья, где Бога чтили, где труд был и необходимостью и добродетелью, привила ему воздержанность, дала правильный настрой: все, что ни делаешь, делай с молитвой, с памятью об ответе и о конечной цели земных трудов. Праздным он не был никогда, даже занятия в школе был вынужден оставить, проучившись всего «две зимы», – надо было помогать отцу и братьям. И, вот в этой-то простоте, не от изнеженности, а от привычки жить по-Божиему, родилось и окрепло стремление потрудиться для Господа безраздельно, и Симеон высказал отцу свое сокровенное желание – принять постриг в Киево-Печерской лавре.

Послушание родительской воле было для него свято, и, вот, на несколько лет – армия, казарма…Однако даже сослуживцы замечали признаки того разлада, который был у него внутри: «умом он на Афоне и на Страшном Суде».

За несколько времени до окончания срока службы Симеон направился к о. Иоанну Сергиеву, решив испросить у Кронштадтского пастыря благословение на монашество. Отца Иоанна он не застал, и лишь оставил записку с просьбой помолиться о том, чтобы «мир его не задержал».

И молитвами святого праведного Иоанна совершилось дело необычное: на следующий же день в своей казарме Симеон почувствовал море огня, «адское пламя», которое гудело вокруг него с тех пор непрестанно до того самого момента, пока он не расстался с миром и не пришел послушником на Святую Гору, в русский Пантелеимонов монастырь.

Полвека на Афоне

Сорок шесть лет провел он в обители с общежительным уставом. Внешняя жизнь монаха однообразна: работа на мельнице, труд эконома, заведование мастерскими и торговой лавкой не могут поведать о главном, о внутреннем делании – непрестанной, борьбе со страстями, об очищении ума и сердца от суетных и греховных помыслов, об обучении молитве.

Главной трудностью на пути монашеского подъема оказалось для него то, что не было у него учителя, старца, того, кто помог бы опытным советом, оградил от опасностей, неизбежных для всякого новоначального подвижника, и самой обязанностью к послушанию поставил душу в то положение, угодное Богу – «исполнителя духовных уроков» без примеси горделивого мнения.

Были на этом пути и преткновения, и напряженная внутренняя брань, ведомая до конца, во всей полноте, лишь самому монаху. Воспоминания подвижника сохранили только некоторые случаи, малую толику того, что довелось ему пережить. В них есть рассказ о том, как, будучи еще неискушенным, отпросился он в Старый Русик для жизни в безмолвии, настоял на своем, не послушал совета игумена и получил урок: через некоторое время был вынужден вернуться назад с болезнью, до конца напоминавшей ему о важности монашеского послушания. Есть в них и свидетельство о том, как было дано ему рано «узнать Бога» через откровение, «взойти на Небо», и каким трудным оказался потом подъем после поражения помыслами тщеславия и гордости, как горько было потерять «вкус» благодати.

В 1896 году Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911-м принял схиму с тем же именем. Но и под защитой монашеского покрова мысленная невидимая брань продолжалась годами. Пятнадцать лет он вел непрерывную борьбу за бесстрастие в строгом посте, бдениях с небольшими перерывами на сон, при постоянном откровении помыслов и частой исповеди.

«Побеждать врагов христовым смирением»

Не имевший учителя, преп. Силуан Афонский в своих наставлениях, переведенных теперь уже на разные языки, стремился поделиться с людьми, желающими проводить жизнь подвижническую, плодами своего опыта. И главной темой всех его поучений к монахам становится тема смирения.

Если только возможно, – увещевает он, – постарайтесь поручить себя духовному руководству. Это простейший, наиболее удобно-проходимый путь духовного возрастания.

«Кто хочет непрестанно молиться, тот да будет во всем воздержан и послушен старцу, которому служит. Он должен чисто исповедоваться и помышлять, что и духовником и старцем управляет Господь благодатию Своею, тогда не будет у него плохих мыслей против них. Такого человека за его святое послушание будут учить благие мысли от благодати, и он будет преуспевать во смирении Христовом.

Кто без руководителя хочет заниматься молитвой и в гордости подумает, что он может по книгам научиться, и не будет ходить к старцу, тот уже наполовину в прелести. Смиренному же поможет Господь, – и если нет опытного наставника и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь.

Помышляй, что в духовнике живет Святый Дух, и он тебе скажет, что должно. Но если ты подумаешь, что духовник живет нерадиво и как может в нем жить Святый Дух, то за такую мысль ты сильно пострадаешь, и Господь смирит тебя, и ты непременно падешь в прелесть.

Если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное»[i].

Ведомо преп. Силуану и то, что в современном мире не так много наставников, искушенных в духовной брани, знакомо и одиночество и сомнения души, ищущей руководства и не находящей опытного «проводника». Но и таковых афонский подвижник призывает не отчаиваться, а во всем полагаться на Промысел: «Когда нет добрых наставников, то должно предаваться воле Божией во смирении, и тогда Господь Своею благодатию будет умудрять, ибо Господь так много нас любит, что и выразить невозможно, и ум постигнуть не может, и только Духом Святым познается Божия любовь от веры, от ума же не познается…»[ii]

И монашествующим, и мирянам напоминает преп. Силуан о цели христианской жизни стяжании благодати Святого Духа, и о том, за что, за какие провинности она может оставить того, кому Господь дал вкусить ее плодов: «Из-за гордости теряется благодать Божия, а вместе с ней и любовь к Богу, и дерзновение в молитве…»[iii]

Гордость влечет за собой тщеславие, неприязнь к брату и его осуждение, зависть и нечистые помыслы, пристрастие к земным вещам. И тогда «опустошенная и унылая душа скучает о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая».

Как вернуть милость Божию, Его благорасположение, свет, оживляющий и просвещающий душу? И на этот вопрос есть ответ в наставлениях старца Силуана: «Смиряй себя как можно больше; держи ум свой в сердце и во аде. Чем больше смиряешь себя, тем больше получаешь дары от Бога»[iv].

Не о наружном, показательном смирении говорит здесь старец, а о том чувстве, которое не должно покидать тех, кто обручили себя Христу: памяти о грехах, о милости Божией к нам и об Его прощении, которые сами по себе уже могут изгнать из души и превозношение, и ревнивое состязание с ближними: «Когда душа познает Господа Духом Святым, какой Он смиренный и кроткий, тогда видит себя хуже всех и рада сидеть на гноище, как Иов в худых одеждах, а людей видеть в Духе Святом, сияющими и похожими на Христа…

Когда мир Христов придет в душу, тогда она рада…других видеть во славе Тайна сия смирения Христова – велика, и невозможно ее объяснить.

От любви душа всякому человеку хочет больше добра, чем себе, и радуется, когда видит, что другим лучше, и скорбит, когда видит, что они мучаются»[v]

До скончания дней пребывая на Святой Горе, устремляясь душой на Небо, святой старец не оставлял и молитвы за мир, зная об его пороках, об умножающемся нечестии и об оскудении веры, и от этого не меньше любя людей и желая им спасения. «Молиться за мир – кровь проливать», говорил он, и поминал всех: и подвизающихся, и грешных, видя и в них «больных», нуждающихся в большем внимании, более усердной помощи.

[i] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Разумение – во смирении. // Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: «Отчий дом», 2004. Т.I. С. 680-681.

[ii] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Разумение – во смирении. С. 682.

[iii] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. // Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: «Отчий дом», 2004. Т.I. С. 213.

[iv] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. С. 211.

[v] Цит. по: Преподобный Силуан Афонский. Великая наука. С. 211.

Рекомендуемые для чтения источники и литература:

  1. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. — Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990
  2. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию. — Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Братство Святителя Тихона, 1997
  3. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма близким людям: Переписка с семьей прот. Бориса Старка. -М.: Отчий дом, 1997
  4. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы. Автор-составитель Николай Новиков. М.: «Отчий дом», 2004. Т.I.
  5. Преподобный Силуан Афонский (+ 1938). Седмица. Ru. Церковно-Научный центр «Православная энциклопедия» (http://www.sedmitza.ru/text/437636.html)
  6. С. Девятова. Преподобный Силуан Афонский. Православные старцы XX века. (http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_podvizhniki/devyatova_pravoslavnye_startsy_15-all.shtml)
  7. Преподобный Силуан Афонский. http://silouan.narod.ru

Читайте также:

Силуан Афонский: в чем помогает, и как молиться иконе, святому?

Силуан Афонский — это монах, который родился в Тамбовской губернии и прожил долгую жизнь. Приставка Афонский появилась из-за того, что священнослужитель долгое время был на Афоне и молился там.

Силуан Афонский житие

Силуан Афонский — настоящее имя Семен, рожден в обычной семье, где было пятеро братьев и двое сестер. Отец его был работящим, смиренным, спокойным человеком, который постоянно работал. Сам же Семен родился достаточно сильным и крепким. Он тяжело работал, отличался большой силой, а также много ел. Мог работать без перерывов. Прославился у себя на селе благодаря силушке богатырской. Вел как и все обычные люди, сельскую жизнь: работал, отдыхал в трактирах, гулял с девками. Но постоянно терзали его сомнения, что Господь Бог видит, как он неправильно живет, поэтому может наказать его.

Самое интересное, что мысли о Боге к нему пришли в четырехлетнем возрасте, когда отец приютил книгоношу, который у них ночевал. Во время вечерней беседы мужчина сказал, что Бога не существует. Это очень сильно запало в душу маленькому Семену. Поэтому до 19 лет он пытался ответить на вопрос: существует Бог или нет? В одно время хотел пойти учиться в Киево-Печерскую лавру, но отец ему не разрешил.

Силуан Афонский

Сказал что будет делать все что захочет, после военной службы. После службы в армии вернулся Семен, и начали его одолевать бесы и он пустился в разгульную жизнь. Много пил, гулял. В один из таких дней начал сомневаться, что ведет неправильную и очень греховную жизнь. Поэтому должен как-то изменить все. Далее, отправился на Афон, где в 1892 году был пострижен в монахи.

Жизнь была его совсем не простой. Он много молился, практически не спал. Сон у него был коротким, по 15-20 минут, несколько раз в сутки. Днем много работал, постоянно молился и поклонялся Господу Богу. За всю жизнь было ему несколько явлений Исуса Христа и Божией Матери. Именно из-за видения Божией матери, после того как он отдыхал с девками, решил постричься в монахи. Потому что Божья Матерь сказала, что проникла Змея (похоть) и живет в теле, поэтому он ведет разгульный образ жизни.

Прожил старец 72 года. Вся жизнь его была в покаянии и молитвах. Многие священнослужители отмечают его, как сильного духом человека, добродушного с кротким, веселым и добрым характером. Многие из них отзываются о нем, как о самом Господе Боге. Монах был самим смирением и добротой, всегда пытался оправдывать людей.

Фото монаха

Иконы Силуана Афонского, молитва святому

После смерти Силуана, его голову многие монахи прятали от главных митрополитов и священнослужителей. Только в 1987 году Силуан был канонизирован. Именно после этого года было создано много икон с его изображением.

Существует множество вопросов, относительно икон с изображенным Силуана Афонского. Считается, что монах является покровителем монастырей и дает монахам смирение, а также силу, для того чтобы жить в смирении, в молитве. Одной из самых популярных является икона Силуана Афонского в молитве, где руки его подняты вверх. Находится икона в монастыре в Румынии. Дело в том, что много изображений Силуана Афонского находятся за границей, несмотря на то, что он является уроженцем России. Длительное время его останки прятались из-за запретов главных священнослужителей.

Молитва Силуану Афонскому

В чем помогает святой Силуан Афонский?

24 сентября отмечается день Силуана Афонского. В этот день молятся перед его иконами. Стоит отметить, что этот образ используется в особых случаях. Считается что эта дата является особенной. Именно в этот день молитвы обладают огромной силой и практически всегда приводят к исцелению. Сейчас икона старца находится в Афонском Подворье, в Москве, с частичками мощей монаха. Не только 24 сентября, но и в другие дни к этой иконе выстраивается целая очередь. Многие молятся преподобному.

Как и зачем молиться святому (текст ниже):

  • Если хотят исцеления для своих близких, родственников, а также любимых от тяжких болезней
  • Просят о помощи в завершении войны и разногласий
  • Просят примирения с врагами, с которыми давно возникли размолвки и появилась вражда
  • Помогает при головных болях, мигренях, при гордыне, а также в смирении
  • Помогает при несчастной любви
  • Освободиться от греховных помыслов
  • При всевозможных зависимостях, алкогольных в том числе
  • При нездоровой страсти, от которой человек мучается
  • При принятии решения
  • В скорби и отчаянии

Молятся святому и просят помочь при помощи молитв. Если трудно читать молитвы, просите о помощи своими словами, только искренне и с глубокой верою в Бога, Святого Силуана Афонского и в результ.

Молитвы.

О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей Вселенней — мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена).

Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости.

Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися.

Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией.

Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребите любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли.

Такожде и земному Отечеству твоему — земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися.

Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит.

Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися.

Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ниже на картинке читайте еще тексты молитв.

Молитвенный плач преподобного Силуана Афонского

Результат от молитв Силуану Афонскому может наступить не сразу. Все зависит от вашей искренности и веры. Молятся ему до тех пор, пока не наступит исцеление или мучающая причина не исчезнет.

Как видите, житие Силуана Афонского было насыщенным и весьма разнообразным. Он уже в достаточно зрелом возрасте, примерно в 30 лет, пришел к Господу Богу и остригся в монахи. С тех пор он вел правильный образ жизни, постоянно молился. Его вера укрепилась после нападков бесов, которые все чаще являлись к Силуану. Но он продолжал молиться и просить Господа Бога помочь ему. И явилось видение Иисуса Христа. После этого он считал, что вера воскресла и стала еще сильнее. С тех пор бесы ему не являлись. Именно с того времени стал спать урывками, по 15 минут и все свободное время молиться за мирных жителей.

Почему Силуан Афонский один из самых почитаемых святых XX века?

Сегодня православные христиане вспоминают преподобного Силуана Афонского. В день памяти святого, мы расскажем вам почему малограмотный монах из России стал одним из самых известных святых прошлого столетия.

Годы жизни и дата памяти

Преподобный Силуан (в миру – Семен) родился в России в 1866 году в селе Товское Томбовской губернии. Скончался на Афоне в 1938 году. День его смерти (11 сентября по старому стилю и 24-е по новому) отмечается Церковью как день памяти.

Один из самых почитаемых святых XX века

Преподобный Силуан не был мучеником, и нам неизвестно, чтобы он творил чудеса и исцелял приходящих к нему больных. У него не было многотысячной паствы, как, например, у недавно прославленного преподобного Порфирия Кавсокаливитского, и он не оставил после себя многотомного собрания сочинений. Силуан Афонский, может быть, вообще оказался известен лишь благодаря своему ученику архимандриту Софронию (Сахарову), который написал о нем книгу. Однако он один из самых известных святых XX века.

Почему? Его путь – ориентир и добрая наука современному человеку в том, что спасение происходит не через внешнее делание, но через смирение. Его жизнь –пример того, как Господь выбирает Себе не мудрых мира сего, а простых.

Полуграмотный молодой человек из России, он всю жизнь мечтал о монашестве, сам добрался до Афона, а на Святой Горе стяжал такой силы благодать, любовь ко Христу и смирение, что даже при его жизни находились те, кто говорил: вот он, истинный святой.

Был искушаем еще до ухода в монастырь

Как таковых фактов о жизни преподобного Силуана практически нет. Из его жизнеописания можно составить лишь общее представление о святом. Например, отец, хотя и воспитал сына в любви к Богу (да и сам являлся образцом христианского отношения к людям), однако попросил того сначала отслужить в армии и только потом, если захочет, оставить мир.

Для будущего подвижника это стало первой проверкой. Ревность к иноческой жизни стала угасать. Семен был молодой и красивый, к тому же из зажиточной семьи. И перед армией он «вкусил много из того, что принято называть грехом», и, казалось, даже забыл о своем желании.

Наставление Богородицы и молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского

По воспоминаниям самого преподобного, образумила его Пресвятая Богородица. Как-то раз в «тонком» сне ему почудилось, что он глотает змею, а проснувшись от омерзения, он услышал женский голос: «Ты проглотил змия во сне, и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь». Этот положило начало его раскаянию.

А окончательно утвердил Семена в желании новой жизни поход к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Он шел испросить благословение и молитв, чтобы мир не задержал его. Святого он не застал, но оставил записку и, как сказано в жизнеописании, «уже на следующий день почувствовал вокруг себя «адское пламя», которое с тех пор не переставало повсюду, где бы он ни находился».

И через неделю он отправился самостоятельно на Афон, где оказался в 1892 году в возрасте 26 лет.

Много лет был искушаем бесами

В начале духовного пути Господь открывается человеку, чтобы «направить», вдохновить и дать силы, а затем «отходит» на время, чтобы научить его идти самостоятельно. И то, и другое было пережито Силуаном с особой глубиной и остротой.

Согласно житию, в самом начале иноческой жизни он сподобился благодати такой силы, которая для иных опытных монахов была неведома. А затем на несколько лет был низвергнут в такую пучину уныния и богооставленности, что доходил в этих состояниях до полного отчаяния. Сам Силуан объяснял происходившее не столько «духовными законами», сколько собственным тщеславием, которое по неопытности не сумел отследить.

Много лет Господь попускал ему быть подвреженным нападкам бесов. Это выражалось и в тяжелых моральных состояниях: бесы то пытались вознести Силуана, внушая помысел, что он уже стал святым, то повергали в пучину отчаяния, говоря, что со своими грехами он никогда не спасется.

Они являлись ему и физически, и даже в виде «чудесных явлений»: однажды келия его вся наполнилась дивным светом, но потом этот свет стал такой силы, что преподобный мог видеть все свои внутренности.

Сподобился видеть Христа

Проведя в таком состоянии многие годы, он дошел почти до полного изнеможения, пока чудесным образом не был спасен Тем, Кому отдал свое тело и жизнь.

Лучше всего об этом моменте рассказано в книге «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова) в самом ее начале. Мы процитируем этот отрывок:

«Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня», – но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты не умолим!» И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая».

Имел самое суетливое послушение в монастыре

Опыт преподобного Силуана должен вдохновлять еще и по той причине, что преподобный умел хранить в себе непрестанную молитву, несмотря на то что жил в одном из самых многочисленных монастырей Афона (русском, Пантелеимоновом) и выполнял одно из самых «немонашеских» суетливых послушаний – эконома, то есть отвечал за все работы, которые производятся в монастыре мирскими людьми или с мирским связаны: в частности, следил за бригадой строителей. Несовместимые, казалось бы, с исихазмом вещи…

Архимандрит Софроний (Сахаров) — его ученик

Как уже говорилось, известен преподобный Силуан стал во многом благодаря его ученику архимандриту Софронию (Сахарову), который был на 30 лет его младше. Тот тоже имел русские корни, жил много лет на Афоне и там зародилась его духовная связь со старцем. Позже Софроний покинул Святую Гору и жил в Великобритании, где основал мужской монастырь с самым строгим уставом. Впрочем, нам он известен больше своими книгами, в которых описывает свое видение христианского опыта. В описаниях духовной борьбы и различных переживаний архимандрит Софроний вплотную подошел к той грани, за которой слова исчезают, при том, что сам слог остается достаточно простым.

А написанная им книга «Старец Силуан», может быть, главная православная книга XX века. С одной стороны, в ней во всей полноте раскрывается внешний и внутренний мир преподобного. А с другой, житие старца стало поводом рассказать о духовной брани христианина. Борьба со страстями, борьба с помыслами, смирение, покаяние, любовь, созерцание Нетварного Света. Архимандрит Софроний в этой книге совершил удивительное путешествие по внутреннему миру человека.

Оставил после себя записки

Одно из негласных правил Афона – не говорить о человеке как о святом, пока тот жив. Когда об этом правиле вспоминают, то чаще имеют в виду ситуацию, когда все уже признали монаха святым, но смиренно молчат. Преподобного Силуана это правило касалось иным образом: большинство братии не смогло при жизни разглядеть в нем святого. Силуан, по их мнению, был слишком прост и лишен видимой утонченности, чтобы казаться избранным.

Говорят, многие из братии поверили, что это был великий подвижник лишь после его смерти, когда были обнаружены его личные записи. Преподобный писал их для себя изредка, время от времени.

Удивительно само по себе, что написаны они человеком, который получил два класса образования и учил грамоту по Священному Писанию и житиям. Однако, в первую очередь, эти короткие тексты поражают своей глубиной и искренностью. Они без конца переиздаются на разных языках. Их лейтмотив: покаяние, любовь к Богу и Божия Любовь к человеку.

«Любовь не зависит от времени и всегда имеет силу. И, когда душа познает любовь Божию, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя. И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват, – потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата».

«Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа».

«Предадимся на волю Божию и тогда увидим Промысл Божий, и даст нам Господь то, чего не ждем».

Его самое известное поучение

Как и преподобный Серафим Саровский, он специально не размышлял и не формулировал никакого «своего» учения, но все равно остался в памяти Церкви как монах, создавший свое учение. Его можно свести к одной единственной фразе-вразумлению, которое Силуан сам же получил во время очередного периода бесовских искушений: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся».

Лишь осознавая себя достойными ада и осознавая, насколько греховна по своей сути природа человеческая (и не теряя при это упования и любви к Богу), – лишь так мы выжигаем в себе страсти. «И только так, – заключал преподобный, – побеждаются враги. А когда я умом выхожу из этого огня, то помыслы снова приобретают силу»…

Был прославлен в 1988 году

В год празднования 1000-летия Крещения Руси Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. А по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Тропарь преподобного Силуана Афонского
глас 2

Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю
и Иеремии, о народе плачущему,
усердный подражателю,
всеблаженне отче Силуане,
ты бо зову Матере Господа Сил внемляй,
змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси
и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами
благодать Святаго Духа обильно стяжав,
еюже сердца наша воспламени
и с тобою умильно взывати укрепи:
Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,
спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак преподобного Силуана Афонского
глас 2

Смиренномудрия исповедниче предивный
и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,
Богу возлюбленне Силуане,
о подвизе твоем Церковь Российская радуется,
иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,
веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются.
Его же моли о нас, равноангельне боговедче,
во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Преподобный Силуан Афонский

Услышав имя прп. Силуана Афонского, многие вспомнят фразу «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Ее вполне можно назвать ключевой для всей жизни и аскетического делания прп. Силуана. Эти слова были откровением Божиим в ответ на вопрошание мон. Силуана, проведшего уже 15 лет в старательном соблюдении иноческих уставов. «Дважды я был в прелести, – пишет прп. Силуан. – Первый раз, в самом начале, когда я был молодым послушником, тогда Господь скоро помиловал меня. Второй раз уже от гордости, тогда долго я помучился, прежде чем Господь исцелил меня за молитвы духовника. Случилось это после того, как я принял некое видение. Великую пользу получил я: ум мой очистился, и душа обрела покой». Простой русский крестьянин из глубинки стал ярким столпом афонского иночества.

Прп. Силуан Афонский (в миру – Симеон) родился в 1866 г. в Тамбовской губернии, в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова. С юности Симеон пожелал принять постриг, однако отец настоял на поступлении сына на воинскую службу. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета.

Незадолго до окончания воинской службы, которую Симеон проходил в Санкт-Петербурге, он решил испросить благословения у о. Иоанна Кронштадтского. Не застав его, оставил записку со словами: «Батюшка, хочу пойти в монахи. Помолитесь, чтобы мир меня не задержал».

Осенью 1892 г. Симеон прибыл на Святую Гору, был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь. Воспитывался в атмосфере афонской духовной традиции: пребывая в непрестанной молитве Иисусовой, посещении длительных монастырских богослужений, посте, частой исповеди, причащении Святых Христовых Таин, чтении духовных книг и труде. Послушанием его была тяжелая работа на мельнице, затем хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет – торговой лавкой.

В 1896 г. он был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 г. – в схиму с оставлением прежнего имени.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, святой никогда не стремился к удалению в пустынь. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от мирских помыслов для молитвенного предстояния Богу, зная, что это самый краткий путь ко спасению. Любовь к Богу, заложенная в детстве, воспитанная благочестивой атмосферой семьи, выразилась сначала в детской молитве за обижающих, а потом, в монашестве, в пламенной молитве за весь мир. Об этом свидетельствует сам подвижник: «С малых лет молился я о тех, кто меня обижал; я говорил: «Господи, не поставь ему грехов за меня»». Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез». Он достиг таких духовных высот, что прозревал человеческие судьбы, открывая тайны душ. Преподобный призывал всех к пути спасительного покаяния. 11 сентября 1938 г. старец Силуан мирно скончался.

В 1988 г. прп. Силуан причислен к лику святых Константинопольской, а в 1991 г. – Русской Православной Церковью. Задолго до канонизации прибывавшие в Пантелеимонов монастырь паломники совершали поклонение честной главе старца в Покровском храме обители. От прп. Силуана остались писания о сущности христианской жизни и монашеского делания, переведенные на многие языки и получившие большую известность.

На Афонском подворье в Москве находится икона прп. Силуана, написанная на Святой Горе Афон, с частицей его святых мощей. Каждую среду перед ней совершается молебное пение с акафистом святому. В прихрамовом здании подворья в год 60-тилетия со дня блаженной кончины старца в 1998 г. была устроена часовня в его честь.

Тропарь прп. Силуану Афонскому, глас 2
Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак прп. Силуану Афонскому, глас 2
Смиренномудрия исповедниче предивный/ и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/ Богу возлюбленне Силуане,/ о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/ иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/ веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./ Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,// во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Читать еще:  Государство вернуло томашпольской общине Успенский храм
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector