3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пятидесятница. Текст службы с переводом и объяснением

Содержание

Пятидесятница. Текст службы с переводом и объяснением

Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, – и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе!

Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам – Симону и Андрею, – о том, что Он сотворит их ловцами человеков (Мф 4,18-19; Мк 1,16-17).

еси – Ты есть – 2-е лицо единств. числа настоящего времени от глагола «быти». иже – перевод на славянский язык определенного артикля греческого языка. явлей – явивший (причастие прошедшего времени). Это причастие с артиклем: «иже явлей» – может быть переведено либо как «явивший» (артикль опускается, но в его определенности подразумевается то, что речь идет именно о Христе), либо как «Тот, Кто явил». иже премудры ловцы явлей – явивший ловцов премудрыми. Синтаксический оборот «Двойной винительный», в котором «второй винительный» выражен прилагательным (См. раздел «Синтаксис»). ловец – греч. αλιεύς – рыболов, рыбак, моряк. От слова άλς, что означает: 1) море, 2) соль. теми – через них. Славянский творительный падеж часто выражает отношения посредничества или предстательства. Напр., «Богородицею помилуй нас» – предстательством Богородицы нас помилуй. Или: «реченное от Господа пророком» – прореченное Господом чрез пророка (Мф. 1. 22). уловлей – уловивший (причастие прошедшего времени). Здесь славянскому «уловити» соответствует греческое σαγηνεύω – не просто ловить, но ловить сетью, уловлять словно сетью, опутывать.

Перевод: Когда Всевышний, снизойдя, смешал языки (т.е. язык как средство общения), Он [этим] разделял народы, когда же Он раздавал огненные языки, – всё призвал к единению. И мы согласно славим Всесвятого Духа.

В церковнославянском языке существует двоякое написание слова «язык» в зависимости от его значения.

Однако, до никоновской книжной справы (XVII в.) такого различия в орфографии слова «язык» не было. Так, в Цветной Триоди XVI века (Триодь цветная, полууст. ХVІ века, в лист, собр. СТСЛ, Ркп. № 399. (314.)) мы видим, что слово «язык», обозначающее понятие «речь, говор», пишется через букву «я» (графическое сочетание «идесятеричного» и «а»), а на месте слова «языки», обозначающего понятие «народы», стоит слово «племена».

Ныне одно и то же славянское слово «язык» выражает два различных понятия, соответствует двум разным греческим лексемам и различается по смыслу посредством только одной буквы, т. е. графически.

Эта ситуация достаточно уникальна даже для церковнославянского языка, в котором имеется лишь один подобный случай различения смысла слова в зависимости от его написания, – это слова «мир» и «мiр», различение смысла которых до реформы 1918 года было и в литературном русском языке.

Однако, именно полное совпадение звучания слова «язык», обозначающего разные понятия, к которым прибавляется и еще одно – метафорическое наименование пламени огня, сходного по форме с человеческим языком как органом речи, и, соответственно, сходного с последним и по написанию, – позволило славянскому переводчику ярче и глубже передать содержание кондака, чем в греческом его оригинале.

В кондаке, как и во многих других текстах службы Святой Троицы, описывается явление Святого Духа в виде огненных языков, которые, разделившись, почили на каждом из апостолов. «Дар языков», полученный при этом учениками Христовыми, проявился в том, что они начали говорить о «величиях Божиих» на разных языках.

Этот дар благовествования на «странных» языках, впервые сообщенный апостолам в день Пятидесятницы при сошествии на них Святого Духа, святые отцы толкуют как явление полноты и совершенства Духа Истины, обнимающего собою всё человечество и призванного объединить все народы во Христе.

В кондаке это событие типологически соотносится (а точнее – противопоставляется) другому событию Священной Истории, – вавилонскому столпотворению (Быт. 11,1-9). Тогда Господь, покарав дерзких строителей башни, смешал единый их язык, – тот язык, говоря на котором они соединились в своем богопротивном деле. Заставив нечестивых говорить на разных наречиях, Господь разделил и рассеял их по всей земле. Тогда также действовали все Три Ипостаси Пресвятой Троицы, ибо, по толкованию свт. Иоанна Златоуста, библейские слова Господни: «Приидúте, и сошедше смесúм тамо язык их, да не услышат кúйждо гласа ближняго (своего)» (Быт. 11, 7) , свидетельствуют об обращении Бога «к Равночестным Себе». Сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков представляет собою полную антитезу ветхозаветному событию, что постоянно упоминается гимнографами в службе Пятидесятницы.

Текст службы Вознесения Господня

Подготовлено специально для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями.

Текст службы в формате .pdf

На­зва­ние празд­ни­ка от­ра­жа­ет суть со­бы­тия — это Воз­не­се­ние на Не­бо Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, за­вер­ше­ние Его зем­но­го слу­же­ния. Это со­бы­тие празд­ну­ет­ся все­гда в 40-й день по­с­ле Па­с­хи, в чет­верг 6-й не­де­ли по Па­с­хе.

Чи­с­ло 40 — не слу­чай­ное, а не­су­щее конкретный смысл. Во всей Свя­щен­ной ис­то­рии это бы­ло вре­мя окон­ча­ния ве­ли­ких под­ви­гов. По за­ко­ну Мо­и­се­е­ву в 40-й день мла­ден­цы дол­ж­ны бы­ли при­но­сить­ся ро­ди­те­ля­ми в храм, к Гос­по­ду. И те­перь в со­ро­ко­вой день по­с­ле Вос­кре­се­ния, как бы по­с­ле но­во­го ро­ж­де­ния, Ии­сус Хри­стос дол­жен был вой­ти в не­бес­ный храм Сво­его От­ца как Спа­си­тель че­ло­ве­че­ст­ва.

По­бе­див смерть, это страш­ное по­с­лед­ст­вие гре­ха, и дав тем са­мым воз­мо­ж­ность вос­кре­с­нуть в сла­ве, Гос­подь воз­нёс в Сво­ём Ли­це че­ло­ве­че­с­кую при­ро­ду, вклю­чая те­ло че­ло­ве­ка. Тем са­мым Гос­подь от­крыл ка­ж­до­му че­ло­ве­ку воз­мо­ж­ность по все­об­щем Вос­кре­се­нии воз­не­стись в вы­с­шую оби­тель све­та к са­мо­му Пре­сто­лу Все­выш­не­го. О со­бы­тии Воз­не­се­ния рас­ска­зы­ва­ют нам еван­ге­ли­сты Марк и Лу­ка, осо­бен­но под­роб­но мо­ж­но про­честь об этом в кни­ге Де­я­ний Свя­тых Апо­сто­лов в 1 гла­ве.

Дав уче­ни­кам по­с­лед­ние на­ста­в­ле­ния, Гос­подь «вы­вел их вон из го­ро­да до Ви­фа­нии и, под­няв ру­ки, бла­го­сло­вил их. И ко­г­да бла­го­сло­в­лял их, стал от­да­лять­ся от них и воз­но­сить­ся на не­бо. Они по­кло­ни­лись Ему и воз­вра­ти­лись в Ие­ру­са­лим с ра­до­стью ве­ли­кой…»

Празд­ник Воз­не­се­ния — это празд­ник Не­ба, от­кры­тия че­ло­ве­ку Не­ба как но­во­го и ве­ч­но­го до­ма, Не­ба как под­лин­ной ро­ди­ны. Грех от­де­лил зе­м­лю от не­ба и нас сде­лал зем­ны­ми и од­ной зе­м­лёй жи­ву­щи­ми. Речь идет не о за­пла­нет­ном про­стран­с­т­ве и не о ко­с­мо­се. Речь идет о Не­бе, воз­вра­щён­ном нам Хри­стом, о не­бе, ко­то­рое мы по­те­ря­ли в зем­ных на­у­ках и иде­о­ло­ги­ях и ко­то­рое рас­крыл и вер­нул нам Хри­стос. Не­бо — это Цар­ст­во Бо­жие, это цар­ст­во ве­ч­ной жиз­ни, цар­ст­во ис­ти­ны, до­б­ра и кра­со­ты. Всё это рас­крыл, всё это да­рит нам Хри­стос.

Воз­не­с­шись на не­бо, Гос­подь не ос­та­вил зе­м­лю Сво­им Бо­же­ст­вен­ным при­сут­ст­ви­ем, стал ещё бли­же к че­ло­ве­ку, ко всем ве­ру­ю­щим в Не­го. Ны­не Он на­хо­дит­ся на зе­м­ле не толь­ко ве­з­де­су­щим Сво­им Бо­же­ст­вом, но и в ве­ли­ком и пре­не­бе­с­ном та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии – Бо­же­ст­вен­ных Те­ла и Кро­ви Его, ко­то­рых при­об­ща­ют­ся вер­ные. Пре­слав­ное Воз­не­се­ние Спа­си­те­ля на не­бо бы­ло про­дол­же­ни­ем и за­вер­ше­ни­ем про­сла­в­ле­ния Его по че­ло­ве­че­ст­ву, ко­то­рое на­ча­лось в Вос­кре­се­нии, и ос­но­ва­ни­ем ко­то­ро­му по­слу­жил Крест Хри­стов. Здесь со­вер­ша­ет­ся и за­вер­ша­ет­ся та­ин­ст­во До­мо­стро­и­тель­ст­ва на­ше­го спа­се­ния Хри­стом в Его пре­бы­ва­нии пло­тию на зе­м­ле.

Воз­не­се­ние Ии­су­са Хри­ста на не­бо вме­сте с тем от­кры­ва­ет для всех ве­ру­ю­щих в Не­го путь к не­бу, к ве­ч­ной жиз­ни, по­доб­но то­му, как Его смерть и Вос­кре­се­ние есть по­бе­да над гре­хом и смер­тью для все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Хри­стос воз­нёс­ся на не­бо, как пер­ве­нец из мёр­т­вых, пред­ста­вив в Сво­ём Ли­це на­ча­ток ис­ку­п­лён­ной и воз­ро­ж­дён­ной Им че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды. Он взо­шёл со сла­вой к Све­то­на­чаль­ни­ку От­цу Сво­ему, Кре­стом Сво­им раз­ру­шив древ­нее осу­ж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва и сре­до­сте­ние (пре­гра­ду) вра­ж­ды ме­ж­ду че­ло­ве­ком и Бо­гом.

При­бли­жал­ся празд­ник ев­рей­ской Пя­ти­де­сят­ни­цы, и уче­ни­ки Хри­сто­вы воз­вра­ти­лись из Га­ли­леи в Ие­ру­са­лим. В со­ро­ко­вой день по­с­ле вос­кре­се­ния Ии­су­са Хри­ста они со­бра­лись в од­ном до­ме. Ии­сус Хри­стос явил­ся им и бе­се­до­вал с ни­ми, го­во­ря: «так на­пи­са­но, и так над­ле­жа­ло по­стра­дать Хри­сту и вос­кре­с­нуть из мёр­т­вых в тре­тий день; и про­по­ве­да­ну быть во имя Его по­ка­я­нию и про­ще­нию гре­хов во всех на­ро­дах, на­чи­ная с Ие­ру­са­ли­ма. Вы же сви­де­те­ли се­му. Иди­те по все­му міру и про­по­ве­дуй­те Еван­ге­лие (уче­ние Хри­сто­во) всей тва­ри. Кто бу­дет ве­ро­вать и кре­стит­ся, спа­сён бу­дет; а кто не бу­дет ве­ро­вать, осу­ж­дён бу­дет. Уве­ро­вав­ших же бу­дут со­про­во­ж­дать сии зна­ме­ния: име­нем Мо­им бу­дут из­го­нять бе­сов; бу­дут го­во­рить но­вы­ми язы­ка­ми; бу­дут брать змей, и ес­ли что смер­то­но­с­ное вы­пьют, не по­вре­дит им; воз­ло­жат ру­ки на боль­ных, и они бу­дут здо­ро­вы».

Читать еще:  В Почаевской семинарии – 23-й выпуск

По­том Спа­си­тель ска­зал уче­ни­кам, что ско­ро по­шлёт на них Свя­то­го Ду­ха; а до то­го вре­ме­ни по­ве­лел им не рас­хо­дить­ся из Ие­ру­са­ли­ма. Он ска­зал: «Я по­шлю обе­то­ва­ние От­ца Мо­е­го на вас; вы же ос­та­вай­тесь в го­ро­де Ие­ру­са­ли­ме, по­ка не об­ле­чё­тесь си­лою свы­ше; ибо Ио­анн кре­стил во­дою, а вы че­рез не­сколь­ко дней бу­де­те кре­ще­ны Ду­хом Свя­тым».

Бе­се­дуя с уче­ни­ка­ми, Спа­си­тель вы­вел их из го­ро­да в сто­ро­ну Ви­фа­нии, на го­ру Еле­он­скую.

Уче­ни­ки, об­ра­до­ван­ные сло­ва­ми Спа­си­те­ля, об­сту­пи­ли Его и ста­ли спра­ши­вать: «не в это ли вре­мя, Гос­по­ди, вос­ста­но­в­ля­ешь Ты цар­ст­во Из­ра­и­лю?»

Спа­си­тель же ска­зал им: «не ва­ше де­ло знать вре­ме­на или сро­ки, ко­то­рые Отец по­ло­жил в Сво­ей вла­сти. Но вы при­ме­те си­лу, ко­г­да сой­дёт на вас Дух Свя­той, и бу­де­те про­по­ве­до­вать обо Мне в Ие­ру­са­ли­ме, и во всей Иу­дее и Са­ма­рии и да­же до края зе­м­ли».

Ска­зав это, Ии­сус Хри­стос, под­няв ру­ки Свои, бла­го­сло­вил уче­ни­ков Сво­их; и ко­г­да бла­го­сло­в­лял, стал от­да­лять­ся от них и воз­но­сить­ся на не­бо, и ско­ро об­ла­ко взя­ло Его из ви­да их.

Так Гос­подь и Спа­си­тель наш Ии­сус Хри­стос воз­нёс­ся че­ло­ве­че­ст­вом Сво­им на не­бе­са и сел оде­с­ную (по пра­вую сто­ро­ну) Бо­га От­ца Сво­его, т. е. Его че­ло­ве­че­с­кая ду­ша и те­ло при­ня­ли (та­кую же) сла­ву не­раз­дель­но с бо­же­ст­вом Его, а бо­же­ст­вом Сво­им Он все­гда был и бу­дет на не­бе и ве­з­де.

Уче­ни­ки по­кло­ни­лись воз­не­с­ше­му­ся Гос­по­ду и дол­го про­дол­жа­ли сто­ять и смо­т­реть на не­бо вслед Ему. То­г­да яви­лись пе­ред ни­ми два ан­ге­ла в бе­лых оде­ж­дах и ска­за­ли: «му­жи га­ли­лей­ские! Что вы сто­и­те и смо­т­ри­те на не­бо? Сей Ии­сус, воз­не­с­ший­ся от вас на не­бо, опять при­дёт (на зе­м­лю) та­ким же об­ра­зом (т. е. во пло­ти че­ло­ве­че­с­кой), как вы ви­де­ли Его вос­хо­дя­щим на не­бо». По­с­ле это­го уче­ни­ки Ии­су­са Хри­ста воз­вра­ти­лись в Ие­ру­са­лим с ве­ли­кою ра­до­стью и ос­та­ва­лись там все вме­сте, ожи­дая со­ше­ст­вия Свя­то­го Ду­ха. Все они еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в мо­лит­ве, бу­ду­чи все­гда в хра­ме Бо­жи­ем, про­сла­в­ляя и бла­го­да­ря Бо­га. С ни­ми бы­ли не­ко­то­рые жё­ны и Ма­рия, Пре­свя­тая Ма­терь Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста, со Сво­и­ми срод­ни­ка­ми. В эти дни апо­сто­лы, по­мо­лив­шись, вы­бра­ли по жре­бию из дру­гих уче­ни­ков Хри­сто­вых две­на­д­ца­то­го апо­сто­ла Мат­фия, на ме­с­то по­гиб­ше­го Иу­ды-пре­да­те­ля.

Пятидесятница. Текст службы с переводом и объяснением

Читайте більше

Троица

  • ТРОИЦА. Праздничный ФОТОРЕПОРТАЖ из еще одной Лавры — Святогорской
  • Текст праздничной службы ТРОИЦЫ (Пятидесятницы)
  • Святковим концертом відзначили Трійцю на Кафедральному соборі (+ВІДЕО)
  • Кировоград — ЗА МИР: 5 тысяч человек прошли крестным ходом с Почаевской иконой Богородицы
  • Прекрасные слова праздника Троицы: «Разлуки у Меня с вами, друзья, не будет…»

Читайте більше в архіві

Троица

Також у розділі

Церковні свята

Нове на сайті

  • УВАГА! Сайт Відкритого православного університету переїхав за новою інтернет-адресою: OOU.org.ua

Вы здесь

Текст праздничной службы ТРОИЦЫ (Пятидесятницы)

Из года в год за вечерней праздника Троицы (по Уставу она совершается сразу после воскресной Литургии) мы слушаем коленопреклоненные молитвы святителя Василия Великого. Впервые после праздника Воскресения все церковное собрание молитвенно преклоняет колени пред Богом. Епископ или священник у открытых Царских врат читает длинные молитвы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КО ДНЮ ТРОИЦЫ: коленопреклоненные молитвы в русском и украинском переводах

Церковь возвышенными песнями и молитвами призывает молящихся достойно принять бесценные дары благодати Божией. Вечерня начинается молитвой «Царю Небесный», которой начинаются и другие богослужения. Но в настоящий день она имеет особенное значение для верующих, вспоминающих сошествие Святого Духа Утешителя.

На великой ектении диакон молится об «ожидающих благодати Святого Духа» и «преклоняющих сердца свои пред Господом и колена» и просит Бога, чтобы Он, «приняв коленопреклонения наши, как фимиам (ладан)», послал нам богатые милости Свои и небесную помощь. После ектении следуют стихиры на «Господи, воззвах», совершается вход с кадилом, поется «Свете Тихий» и возглашается прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса».

После этого священник и все молящиеся становятся на колени и сосредоточенно, с чувством сердечного сокрушения, просят Бога о своем духовном обновлении.

В это время храм становится той древней горницей, в которой на апостолов впервые сошел Святой Дух.

Праздник Пятидесятницы

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему – девятый час утра.

Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошёл на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошёл же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

Образ Троицы в Свято-Троицком Ионинском монастыре

По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина».

Тогда апостол Пётр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мёртвых, вознёсся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Пётр сказал: «Итак, твёрдо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».

Проповедь Петра так подействовала на слушавших её, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: «Что нам делать, мужи братия?»

Пётр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трёх тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, то есть святая Церковь Христова.

Икона Святой Троицы в Троицком Ионинском монастыре

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мёртвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников, иначе иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подаётся в нашей Святой Православной Церкви невидимо – в её святых таинствах, через преемников апостолов – пастырей Церкви: епископов и священников. Этот день считается днём рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Службы праздника Троицы (текст)

Нередко «Троицей» именуют весь временной промежуток времени от Троицкой родительской субботы до Духова дня, то есть Дня Святого Духа, который Церковь отмечает в понедельник после Пятидесятницы. Приводим тексты богослужений, совершаемых в эти дни.

Троицкая родительская суббота — это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Накануне вечером совершается особое заупокойное богослужение с парастасом.

Читать еще:  Преподобный Сергий Радонежский. Библейский сюжет

Текст службы Троицкой родительской субботы (вечерня, утреня с парастасом, Божественная литургия) содержит все песнопения и стихословия заупокойной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.

Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви.

Последование богослужения СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ (Всенощное бдение, Литургия, Вечерня коленопреклонения) содержит все песнопения и стихословия праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.

Церковь установила праздник Святого Духа «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы» в противовес тем ересям, которые в своем учении умаляли Святого Духа.

Последование богослужения Дня Святого Духа, включающей утреню и литургию, содержит все песнопения и стихословия праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Сошествие Св. Духа. Рабула. Евангелие Рабулы. Фолио 14v. 586 год. (cod. Plut. I, 560). Библиотека Лауренциана, Флоренция

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего воскресения из мертвых и на десятый день после вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя – Духа Святого. Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство. Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.

Изначально Пятидесятница праздновалась вместе с Пасхой, как одно из тесно связанных с ней духовных событий, но уже в III веке, по свидетельству древних церковных писателей, этот день окружен обычаями и обрядами, требовавшими не малого времени для своего предварительного развития и представляет собой широко распространенный христианский праздник.

В «Постановлениях Апостольских» — историческом литературном памятнике, относящимся в разных своих частях к периоду от III до IV века, от лица апостолов говорится «спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником». В другом месте Апостольских постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работы после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница.

С IV века упоминание о Пятидесятнице, и как о священном пасхальном периоде, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать общими. Закон византийского императора Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы. У святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы на день Пятидесятницы. Уже Иоанн Златоуст упоминает об обычае в этот день украшать дома зеленью.

От IV до нас дошло подробное описание Богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви передаваемое одной западной паломницей Сильвией. По этому описанию в ночь под Пятидесятницы бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем, как и в каждое воскресение, епископ читал воскресное евангелие. На рассвете народ шел в главную церковь (Мартирум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались закончить к третьему часу дня (около 9 часов утра). После литургии весь народ и епископ с песнями шли на гору Сион. Там читалось место из Деяний апостолов о сошествии Святого Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидьякон приглашал народ в шестом часу собраться на горе Елеон. До этого времени народ расходился по домам отдохнуть.

Потом на горе Елеон совершался крестный ход к самому месту вознесения Иисуса Христа, и там читалось Священное Писание, пелись песни и антифоны, соответствующие праздничному дню и месту. Затем уже в 9-м часу совершались молитвы в церкви пещеры, где Христос учил апостолов, там же совершалась и вечерняя служба. Оттуда все снова шли в Матриум и в городские ворота входили уже ночью, там крестный ход встречали со множеством светильников. В Матриум народ приходил уже во втором часу ночи (около 7 часов вечера), там пелись песни и читались молитвы с благословением оглашенных и верных. Потом снова совершались молитвы в храме Воскресения и наконец совершался крестный ход на Сион где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны. Все оканчивалось около полуночи, таким образом Богослужение почти непрерывно продолжалось почти целые сутки. Нечто подобное бывало только в ночь на Великую Пятницу.

Древнейший известный нам чин Богослужения на пятидесятницу датируется VII веком, это иерусалимский чин, во многом совпадающий со свидетельствами Сильвии. В VIII веке Иоанном Дамаскиным Космой Маюмским составлены каноны на Пятидесятницу. К IX веку относится полный чин Богослужения на Пятидесятницу в уставе Великой Константинопольской церкви (св. Софии). Богослужение Пятидесятницы по этому уставу одно из самых торжественных в году.

Богослужение Дня Святой Троицы, почти что в нынешнем своем виде, сложилось в период XI-XIII веков

Песнопения праздника

Тропарь праздника, глас 8:

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Благословен Ты, Христе Боже наш, сделавший премудрыми рыбаков, ниспослав на них Духа Святого, и через них уловивший весь мир. Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак, глас тойже:

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / негда же огненные языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятого Духа.

Когда, сойдя, Всевышний смешал языки, то разделил народы; когда же раздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единодушно славим Всесвятого Духа.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.

Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.

Задостойник, глас 4-й:

Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно; изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим.

Радуйся, Царица, преславная Мати-Дева! Никакие искусные, красноречивые уста не могут так витийствовать, чтобы Тебя воспевать по достоинству, и всякий ум изумляется, пытаясь постигнуть рождение Тобою Христа; потому мы Тебя согласно славим.

Пятидесятница. Текст службы с переводом и объяснением

Б лагослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Е гда́ снизше́л язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Задостойник, глас 4:

А по́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася,// ка́ко в ви́де о́гненых язы́к яви́ся Дух Святы́й.

Р а́дуйся, Цари́це,/ матероде́вственная сла́во:/ вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут/ Тебе́ пе́ти досто́йно;/ изумева́ет же ум всяк твое́ Рождество́ разуме́ти.// Те́мже Тя согла́сно сла́вим.

Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся́, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произыдо́хом, за вся́, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся́ дни и я́же угото́вала еси́ всем нам в ве́це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в бесчи́сленные от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния. Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́теся, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́ше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко, чи́стыя и пра́ведныя лю́бящи, и гре́шники ка́ющиеся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́, и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше всяк грех, в чистоте́ и пра́вде до конца́ дней на́ших поживе́м, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое и́мя Твое́. Ами́нь.

В елича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́,/ Его́же от Отца́ посла́л еси́// Боже́ственным ученико́м Твои́м.

  • ГЛАВНАЯ
  • КАЛЕНДАРЬ
  • ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
  • НОВЫЙ ЗАВЕТ
  • ПСАЛТИРЬ
  • МОЛИТВОСЛОВ
  • Ц. СЛ. СЛОВАРЬ
  • ТИПИКОН
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ
  • ТЕКСТЫ СЛУЖБ
  • ТРЕБНИК
  • = МОЛИТВОСЛОВИЯ =
  • * Господу Богу и Кресту
  • * Богородице
  • * Ангелам
  • * Пророкам
  • * Апостолам и равноапостольным
  • * Князьям и царям
  • * Святителям
  • * Мученикам
  • * Преподобным
  • * Праведным, блаженным и безсребренникам
  • * Соборам святых и в Недели
  • * Новомученикам и исповедникам XX века
  • * Общие святым
  • * В различных нуждах
  • * О усопших
  • * Триоди постной
  • * Триоди цветной
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Гостевая книга
  • Вопросы-ответы
  • Просьба о молитве
  • Новости
  • Объявления
  • ПОМОЩЬ САЙТУ

Новости

    07 Октябрь 2021

Обновления на сайте

Добавлены новые и отредактированы старые молитвословия в разделах: * Апостолам; * Праведным ; * Мученик ам; * Новомуч еникам и исповедникам XX века; * Преподобным; * Святителям; * Соборам святых

Обновление на сайте

В раздел «Тексты служб» добавлена

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

Читать еще:  Священник Илия Шугаев: Россия, Украина и Белоруссия - три ветки большого дерева

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

7 июня: День Святой Троицы — Пятидесятница: История, традиции, молитвы, богослужение

Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви. На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью — травами, ветками берез и цветами. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы.

Что такое Пятидесятница

День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).

После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.

Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.

Происхождение названия «Пятидесятница»

«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки.

В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.

И вот, после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником нового Завета Господа с людьми. Днем рождения христианской Церкви.

Когда празднуется Пятидесятница

Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи не потому, что христиане просто приняли Ветхозаветный праздник.. Это соответствует новозаветной истории — именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов. День Троицы всегда приходится на воскресенье.

События Пятидесятницы

Сошествие Святого Духа на учеников Христа в день Пятидесятницы описано в одной из книг Нового Завета — Деяния святых апостолов.

Событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, когда на горе Елеонской Он во плоти вознесся на небо. Наступил праздник ветхозаветной Пятидесятницы. Апостолы и Богородица находились в этот день в Сионской горнице в Иерусалиме — той самой комнате, где совершилась Тайная Вечеря. Именно там, как написано в Новом Завете, произошло Сошествие Святого Духа на учеников Христа:

«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).

Чудо не осталось незамеченным. Пятидесятница была общенародным праздником, и столица Израиля наводнилась верующими. Люди приехали из разных городов и даже соседних стран. Каково же было их изумление, когда они, привлеченные шумом, подошли к дому, где собрались апостолы, и услышали, что те говорят на самых разных языках. Сперва народ решил, что ученики Христа просто-напросто пьяны: «говорили: они напились сладкого вина» (Деян 2:13). Но апостол Петр развеял эти домыслы и рассказал людям о смысле чуда, о том, что с этого дня апостолы будут проповедовать Христа Воскресшего всему миру:

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Деян 2:14-18)

Богослужение Пятидесятницы

На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый.

Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях. Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

Икона Пятидесятницы

На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков.

Перед нами — двенадцать апостолов, они стоят как бы полукругом — в форме подковы. Вместо Иуды Искариота — избранный на его замену апостол Матфий. В руках учеников Христа — книги и свитки; пальцы апостолов сложены в благословляющем жесте. Есть на иконе и апостол Павел, которого не было в Сионской горнице. Этим подчеркивается, что Дух Святой сходит не только на конкретных лиц, находившихся в Сионской горнице, но дается всей Церкви, которая на тот момент состояла из Двенадцати апостолов. Между Петром и Павлом на иконе — пустое место, которое напоминает нам о присутствии Святого Духа.

Смысл дня Святой Троицы

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

«Пятидесятница — это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть.

Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».

Молитвы праздника Святой Троицы

Тропарь Пятидесятницы

Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Перевод:

Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак Пятидесятницы

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод:

Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.

Величание Пятидесятнице

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.

Перевод:

Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.

Почему храмы украшают березами?

На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.

Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. . На пяти­десятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector