0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разновидности и значение колокольного звона в православии

Разновидности и значение колокольного звона в православии

Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.

Устройство типичного европейского колокола

Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

Праздник Русской Православной Церкви «Пасха»

Разделы: Музыка

Цель: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи.

Задачи:

  • Расширение и углубление представлений учащихся о народных традициях празднования Пасхи.
  • Развитие творческих способностей.
  • Воспитание чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребенка.

Методы:

  • Рассказ, беседа.
  • Выходы в смежные виды искусств.
  • Эмоциональное воздействие.
  • Прием, сопоставление.

Оборудование:

  • Музыкальный центр.
  • Фортепиано.
  • Синтезатор.
  • Мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал:

  • Молитва “Ангел вопияще”. П.Чесноков.
  • Тропарь “Иисус Воскрес”.
  • Песни Н.Тананко “Только добротой сердец” и “Христос Воскрес”.
  • Русская народная песня “Не шум шумит”.
  • Сюита для двух фортепиано “Светлый праздник”. С.Рахманинов.

Зрительный ряд:

  • Икона “Воскресение”.
  • Древняя фреска “Ангел”.
  • Портрет С.Рахманинова.

Стихи:

  • А.Майков
  • А.Хомяков

Ход урока

I. Вступление

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте оставим все неприятные ощущения за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции.

За окном весна, а это время года всегда связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именует “Праздников праздник, торжество из торжеств”.

Учитель: Может кто-нибудь из Вас знает, о каком дне идет речь?

Дети: Это – Пасха. Светлое Христово Воскресение.

Учитель: Празднование Пасхи – многовековая традиция. И мы сегодня узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресение.

II. Основная часть

Учитель: Пасха – радостный и светлый день. Все события, связанные с ним – огромное чудо. Давайте вспомним евангельскую историю, что же произошло с распятым на кресте Иисусом?

Дети: Распятый на кресте и погребенный Иисус Христос воскрес после своей смерти на третий день.

Учитель: Совершенно верно. В этот день принято отмечать воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

У каждого большого церковного праздника есть свои приметы: на Рождество – наряженная елка; на Вербное воскресенье – распустившиеся ветки вербы, а на Пасху?

Читать еще:  Отличие вакуумных насосов от компрессоров

Дети: Ууличи; крашеные пасхальные яйца.

Учитель: А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами: “Христос воскресе!” – ответным: “Воистину воскресе!”.

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков

Учитель: А сейчас я хочу познакомить Вас с иконой: “Воскресение”

Учитель: Всмотритесь внимательно, и ответьте на следующие вопросы. Кто является главным персонажем этой иконы?

Дети: Иисус Христос.

Учитель: А кого мы еще видим рядом с ним?

Дети: Люди, святые и простые смертные.

Учитель: Что делает Иисус?

Дети: Протягивает руки людям, стоящим перед ним на коленях.

Учитель: Что он чувствует при этом?

Дети: Жалость и любовь к этим людям.

Учитель: А теперь вернемся к евангельской истории. В субботу, накануне, своего воскресения, Иисус Христос спускается в ад, чтобы вывести оттуда праведных людей, живших до его рождения. Первыми он выводит Адама и Еву. Именно им он протягивает руки на иконе “Воскресение”.

Учитель: Песня, которая сейчас прозвучит, так и называется – “Христос воскрес”

(Исполнение песни Н. Тананко.)

Солнце весеннее светит,
Землю ласкает теплом.
Все оживает на свете
Вместе с воскресшим Христом.
Мир наполняется снова
Верой, любовью, добром.
Светлая Пасха, Пасха Христова
Радость несет в каждый дом.

“Христос воскрес!
Христос воскрес!”
Взлетает до небес.
“Христос воскрес!
Христос воскрес!”
Воистину воскрес!

Вновь оживает Писанье.
В свете церковных свечей-
Сколько ужасных страданий
Принял Христос за людей!
Самой Пречистою Кровью
Наши грехи искупил.
Мир Он наполнил Божьей любовью,
Смертею смерть победил.

День Воскресенья прекрасный –
Самый Великий из дней! –
Всюду яички и пасхи,
И аромат куличей.
Настежь распахнуты дверцы
Храмов, квартир и домов,-
Входят без стука в каждое сердце
Вера, надежда, любовь.

Учитель: Праздник Пасхи икона и песня рассказывают нам об одном и том же событии. О каком?

Дети: О воскресении Иисуса Христа.

Учитель: Празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресение. Старые и молодые, верующие и колеблющиеся собирались в храмах на молитву.

Учитель: Давайте и мы не будем отступать от этих традиций и побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении служит очень красивая молитва: “Ангел вопияше”. Она исполняется как бы от лица ангела, который, обращаясь к Богородице, восклицает: “радуйся!- и повторяет вновь (“и паки реку): “Радуйся”.

(Слушание молитвы “Ангел вопияше” П.Чеснокова.)

Учитель: Кто исполнял?

Дети: Церковный хор, солист.

Учитель: Самым главным, и в тоже время простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. Он исполняется всеми присутствующими в храме: священниками и прихожанами (людьми, которые часто посещают церковь или храм). В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый.

Учитель: И мы сегодня попробуем исполнить эту молитву.

(Разучивание праздничного тропаря “Иисус Воскрес”.)

Учитель: Но праздник Пасхи, это не только молитвы. У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей. Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. Слово это означает “поющие под окном”, а обряд носит название “хождение волочебников”.

Читать еще:  В Уфу привезли икону Бугабашской Божьей Матери

(Исполнение народной песни “Не шум шумит”.)

Не шум шумит, не гром гремит!
Христос Воскрес, Сыне Божий.
Шумят, гремят волочебники.
Христос Воскрес, Сыне Божий.
А к чьему двору, ко богатому-
Христос Воскрес, Сыне Божий.
Ко богатому – к Николаеву ( Имя хозяина)
Хозяюшка, наш батюшка!
Раствори окошечко, посмотри немножечко!
Что у тебя в доме деется!?
Среди двора, против окна кутняго,
Стоит церковь с ярого воску.
А в той церкви, все праздники –
Все святые, годовые,
Из года в год раз побывают,
Христа величают!

Учитель: Похожа ли мелодия песни на тропарь?

Дети: Нет, она совсем другого характера.

Учитель: Какая мелодия легче запоминается?

Дети: Народной песни.

Учитель: Почему в народной песне очень часто повторяются одни и те же слова?

Дети: Чтобы легче запомнить. Ведь народная песня передавалась из уст в уста.

Учитель: Первая неделя после Пасхи называлась Светлой. Все семь дней в храмах были открыты колокольни и, каждый человек, особенно ребенок, мог подняться туда и звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

И мощный звон раздался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы,
Сказали весть святого торжества….
А. Хомяков

Учитель: Какие колокольные звоны Вы знаете?

Дети: Набат, Благовест, Трезвон.

Учитель: Какие из них могли звучать на Пасху?

Дети: Благовест и Трезвон. Набат можно услышать, когда случалась беда – пожар, наступление врагов и т.д.;

Учитель: Послушаем, как звучат пасхальные колокола.

(Слушание праздничных трезвонов: Красный Лавровский трезвон.)

Учитель: В светлую пасхальную неделю вечером в концертных залах можно было услышать музыкальные произведения, написанные специально для этого торжественного дня. Сегодня на уроке прозвучит фрагмент сюиты для двух фортепиано “Светлый праздник” русского композитора С. Рахманинова.

(Слушание “Сюиты для двух фортепиано” С. Рахманинова.)

Учитель: Какая знакомая мелодия звучит в этом сочинении?

Дети: пасхальный тропарь.

Учитель: Что напоминает звучание фортепиано?

Дети: праздничный перезвон колоколов.

Учитель: Первое воскресение после пасхи – Красная горка – особая пора для юношей и девушек. Это время свадеб и первого весеннего гулянья на вольном воздухе. Молодежь и дети в этот день пели, водили хороводы, качались на качелях, играли в горелки.

Отдыхали всю Светлую Седмицу. По обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам, собирали деньги для выкупа из тюрем должников, странников, юродивых и увечных досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.

III. Заключение

Учитель: Прислушайтесь к своим сердцам. Сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям.

Наш урок мы завершаем песней “Только добротой сердец”. (Н. Тананко).

(Исполнение песни “Только добротой сердец”. Н. Тананко.)

Есть на свете мудрость золотая,
И она понятней с каждым днем-
Что свечу однажды зажигая,
От людей не прячут под стеклом,
Чтоб она светила всем, кто рядом,
Согревая души и сердца,
Чтоб дарила людям и радость до конца.

Только добротой сердец
Этот мир согреть
Мы можем с вами,
Только добротой сердец,
Добрыми делами и словами.
И среди планет и звезд
Этот шар земной
Вращаться будет
До тех пор, пока сумеют люди
Отдавать тепло сердец.

Холодно, темно и одиноко
В мире без любви и доброты,
Люди научились жить без бога
И не верят в сказки и мечты.
Зло неудержимо рвется к власти,
Но оно бессильно вновь и вновь
В мире, где живут добро и счастье
И любовь.

Спит Сион

Спит Сион, и дремлет злоба,
Спит во гробе Царь царей.
За печатью камень гроба.
Всюду стража у дверей.

Читать еще:  Шотландские священники прибегает к помощи Симпсонов

Ночи темень сад объемлет,
Стража грозная стоит,
Чуткий слух ее не дремлет,
Зорко в даль она глядит.

Ночь прошла. На гроб Мессии
С ароматами в руках
Шли печальные Марии,
Беспокойство в их чертах.

И тревога их печалит:
Кто могучею рукой
Тяжкий камень им отвалит
От пещеры гробовой?

И глядят, дивятся обе:
Камень сдвинут, гроб открыт,
И, как мертвая, при гробе
Стража грозная лежит.

А во гробе, полном света,
Кто-то чудный, не земной,
В ризы белые одетый
Сел на камень гробовой.

Ярче молнии блистает
Блеск небесного лица.
В страхе вестницы внимают,
И трепещут их сердца.

«Что вы, робкие, в смятеньи, —
Им сказал пришлец святой, —
С вестью мира и спасенья
Возвращайтеся домой.

Я ниспослан небесами,
Весть чудесную принес:
Нет Живого с мертвецами,
Гроб уж пуст, Христос воскрес!»

И спешат оттуда жены,
И с восторгом их уста
Проповедуют Сиону
Воскресение Христа!

Он Воскрес! Обитель рая
Вновь открыта для людей…
Жизнь безгрешная, святая —
Лишь одна дорога к ней.

Ноты

Благовест

Это удары, которые звучат один за другим. Но между ними есть паузы: после первого и второго раза (до полного исчезновения звука), а следующие — в ритме музыкальной размерности ¾.

В зависимости от времени суток, вида богослужения и дня определяется время начала, периодичность и, собственно, продолжительность благовеста (например, на всенощном бдении – по продолжительности чтения Псалмов 50 или 118 – 12 раз, что равняется примерно 15 минутам).

Благовест также подразделяется на:

  • воскресный (вес колокола — 3,25 тонн);
  • полиелейный;
  • повседневный (1,64 т);
  • праздничный (6 т);
  • великопостный.

Звон колоколов целебный

Кроме роли в богослужении, церковные колокола и перезвоны выполняют так же сугубо практическую функцию.

Дело в том, что давно замечено, что их звон оказывает целительное воздействие на организм человека.

Данное обстоятельство объясняется как теми воздействиями на тело человека, которые производят на него вибрации от колоколов, так и Божественным чудом.

Многие болезни вылечиваются с его помощью, и, в первую очередь, это расстройство нервной системы.

Религиозная традиция указывает на то, что колокольный звон может отгонять болезни и несчастья, нечистую силу, прекращать стихийные бедствия.

Именно поэтому с после того, как колокол будет водружён на колокольню, можно будет говорить о том, что Храм окончательно возведён.

Так было всегда, ведь в России не мыслят Храма без колокольного звона.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector