0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Раскол на Кипре и правда об Украине от митрополита Никифора

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
    • Интернет
    • Книги
    • Периодика
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Книга митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам». Выводы

Ниже приводится перевод на русский язык выводов, к которым приходит митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Кипрская Православная Церковь) в своем труде, посвященном украинскому церковному вопросу.

Подводя изложенные до сего момента церковные, богословские, канонические и исторические сведения по украинскому вопросу, в качестве вывода отметим следующее:

1. Отмена действия патриаршей грамоты 1686 года и присвоение Вселенским Константинопольским Патриархатом права юрисдикции над церковной территорией Украины является актом односторонним, самовольным и антиканоническим и, следовательно, не имеющим силы. Церковное сознание как Вселенского Патриархата, так и Русской Церкви, а равно и всеправославное вселенское сознание (т.е. все Поместные автокефальные Православные Церкви) без колебаний и сомнений соглашалось с тем, что последние 332 года подряд (1686-2018) Православная Церковь Украины находилась в церковной юрисдикции Православного Московского Патриархата и составляла его каноническую территорию. Этот опыт всех Православных Церквей постоянно, без каких-либо возражений или оговорок свидетельствовался за всеправославными сослужениями и во время совещаний, в течение мирных визитов, на международных конференциях и во многих других случаях.

2. Предоставление раскольническим группировкам Украины лжеавтокефалии без предварительного уведомления и согласия прочих автокефальных Православных Церквей и даже самой Церкви Матери, каковой в данном случае выступает Русская Церковь, является деянием полностью противоречащим многовековому каноническому преданию и устойчивой церковной практике, и потому с точки зрения священных канонов оно не может быть оправдано.

3. Принятие изверженных из сана и анафематствованных лиц без их предварительного искреннего и глубокого покаяния с одной стороны, на основании антиканонического утверждения, что Вселенский Константинопольский Патриархат искони имел и продолжает иметь привилегию принимать и рассматривать апелляции клириков не только из Церквей его собственной юрисдикции, но и из других Православных Патриархатов и автокефальных Церквей, с другой, находится в полном противоречии со священными канонами, которые эти действия грубо нарушают. А потому и предоставление автокефального статуса Украине не может иметь действительных канонических последствий и не должно приниматься Поместными автокефальными Православными Церквами.

4. Антиканоническое предоставление лжеавтокефалии раскольническим структурам Украины никоим образом не вернуло украинский народ в каноническое русло, как это утверждает Вселенский Патриарх, поскольку огромное большинство православного украинского народа продолжает сохранять верность канонической Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Действия же Вселенского Патриарха Варфоломея, напротив, имели результатом катастрофическое разделение Украинской Церкви и болезненный раскол ее христоименитой полноты. Как следствие этого губительная схизма угрожает всему Телу вселенского, мирового Православия.

5. Одностороннее, самовольное и антиканоническое решение Вселенского Патриарха предоставить статус автокефальной Церкви раскольническим структурам Украины, помимо того, что порождает серьезную церковную проблему и грозит всеправославному единству ненавистной схизмой, в то же время непоправимо колеблет всеправославный авторитет Вселенского Патриархата как координационного центра православных Патриархатов и автокефальных Церквей.

6. Разрыв евхаристического общения между двумя Церквами в том случае, когда бывает вызван догматическими причинами или нарушением божественных и священных канонов, не только дозволителен, но и предписывается как самими священными канонами, так и вековой церковной практикой. Следовательно, применяя священные каноны (10-й и 15-й свв. Апостолов, 5-й I-го Вселенского собора, равно, как и 2-й Антиохийского собора), православный Московский Патриархат поступил правильно, прервав евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом в надежде, конечно, что причины, приведшие к невозможности совместного причащения, скоро будут устранены, а отношения между двумя Церквами снова будут восстановлены «в вере и любви», естественным следствием чего стало бы и восстановление между ними евхаристического общения.

7. На фоне всех этих событий вокруг украинского вопроса всплыла еще одна новая неканоническая претензия на то, что для мирового Православия Архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх не «первый среди равных», а «первый без равных». Этим фактом «первенство служения» заменяется на «первенство власти», что приводит к нарушению принципа соборности, испокон веков действующего в Православной Церкви.

8. В разгар этого весьма опасного и неоправданного кризиса, возникшего в лоне Православной Церкви по причине украинского вопроса, появился также и новый догмат о том, что Вселенский Константинопольский Патриарх — глава Православно-Кафолической Церкви. Перетолковывая 34-й канон святых Апостолов, ближайшие сотрудники Вселенского Престола утверждают, что Вселенский Патриарх должен считаться первым и главой остальных Предстоятелей. То есть все Патриархи, Предстоятели и все епископы вообще должны признавать Вселенского Константинопольского Патриарха в качестве главы Вселенской Православной Церкви. Однако эта новоявленная теория не выдерживает критики ни с исторической, ни с канонической, ни с догматической, ни с экклесиологической точек зрения, потому что у Православно-Кафолической Церкви нет иного Главы, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Единственным, вечным Начальником и бессмертным Главой Церкви является ее Устроитель, Спаситель и Искупитель Христос.

Читать еще:  Обрано нового Великого Магістра Тевтонського ордена

8. Нет никаких сомнений, и нельзя выдвинуть никаких возражений насчет того, что на Украине принцип соборности, который является основополагающим в управлении Православной Церковью, уступил место принципу самовольной и деспотичной власти одного — Вселенского Патриарха Варфоломея, который по иронии исторических событий всего лишь четыре года назад созвал, возглавил и координировал работы Святого и Великого собора на Крите (18-25 июня 2016 года). А этот собор в своем послании провозгласил, что: «Православная Церковь выражает свое единство и кафоличность соборным путем. Соборность пронизывает ее организацию, способ, каким принимаются решения и определяется ее путь».

9. Наконец, и мы сами отметим, что «на основании исторической правды и канонического предания во избежание окончательного раскола грекоязычные Церкви должны поддержать исторические и вытекающие из священных канонов права Русской Церкви и ни явно, ни молчанием не поддерживать антиканоническое вторжение Константинополя в чужую юрисдикцию. Если из-за любви к своему народу и патриотизма они поступят противоположным образом, поддержав Патриарха-грека, то впадут в ересь этнофилетизма, которую сам же Константинополь и осудил в 1872 году».

Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам

Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор

Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам

Единству Православия – в знак признательности и с благоговением посвящается

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

Издание осуществлено при финансовой поддержке некоммерческой организации «Фонд поддержки христианской культуры и наследия»

Перевод с греческого диакона Федора Шульги

© Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор, текст, 2021

© БФ «Познание», 2021

© Издательский дом «Познание», макет, 2021

© Диакон Федор Шульга, перевод, 2021

Предисловие к русскому изданию

Автор книги, которую вы держите в руках, Высокопреосвященный митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор – один из наиболее заслуженных и авторитетных иерархов Кипрской Православной Церкви, игумен древней и славной Киккской обители, чтимой не только на Кипре, но и во всем православном мире.

По словам митрополита Никифора, к столь сложной и, казалось бы, удаленной от Кипра теме, как украинский церковный вопрос, его побудили обратиться те разногласия, которые эта проблема вызывает в мировом Православии. Украинский церковный раскол, зародившийся в 1990-е годы под действием исключительно политических и националистических факторов, после 2018 г. неуклонно ширится и ныне уже грозит разделением всего православного мира. Эти общие для всех православных христиан последствия автор оценивает как катастрофические и видит в том прямую ответственность Константинопольского Патриархата, предпринявшего попытку решить проблему украинского раскола «самочинным и антиканоническим» путем.

Митрополит Никифор обращается, прежде всего, к полноте Кипрской Православной Церкви: к своим собратьям-архипастырям, к пастырям и их пастве. Но его цель – защитить каноническое единство и правое исповедание веры всей Православной Церкви. И глубинную причину раскола он видит не столько в земных амбициях одного из Предстоятелей Поместных Православных Церквей, сколько в искаженном понимании экклезиологии, на котором эти амбиции основаны – в ложном понимании церковного первенства. Автор считает долгом своей архипастырской совести предостеречь своих собратьев и призвать их к совместной, всеправославной работе над ошибками – к уврачеванию раскола и выправлению той ложной экклезиологии, которая стала его опорой. В сохранении соборности Церкви, в защите того, что автор называет ее соборно-иерархическим устроением, он видит средство от искажений православной экклезиологии, отражение любых посягательств на канонические принципы существования Церкви, возвращение мира церковного.

Первейшим средством защиты церковного единства митрополит Киккский считает диалог. В призыве к диалогу, к поиску утраченного взаимопонимания заключается главное послание книги. Автор сохраняет и неизменно подтверждает глубокое почтение к Патриаршей кафедре Константинова града, цитирует авторов, поддерживающих позицию Фанара, обращается к аргументам, которые те разделяют. Это позволяет убедительно и без негативных оценок, с подлинно христианской любовью показать внутренние противоречия вчерашней и сегодняшней позиции Константинопольского Предстоятеля и его окружения – и со смирением предложить им исправить ошибки.

Особое внимание уделено опровержению тех домыслов о Русской Церкви, недостоверность которых может быть очевидной для подготовленного русского читателя, но которые порой слишком легко принимаются на веру за ее пределами. Например, о том, будто бы причиной разделения стало «нежелание» Русской Церкви принять участие в Критском Соборе 2016 г. Либо о том, будто именно Русская Церковь заблокировала рассмотрение документа о порядке признания автокефалии на означенном Соборе, что является заведомой ложью и опровергается документами. Либо, наконец, о том, будто так называемые «чекалинские хиротонии», положившие начало одной из деноминаций украинского раскола, якобы имеют каноническую основу и могут быть признаны в качестве таковых.

С монашеской скромностью игумен Киккского монастыря называет свою книгу «простой и смиренной, далекой от честолюбия работой», но в этом его отношении к своему труду кроется и особое достоинство книги для читателя. Митрополит Никифор сводит вместе наиболее весомые аргументы иных греческих авторов, писавших об украинском церковном вопросе: Блаженнейшего Архиепископа Албанского Анастасия, Преосвященного митрополита Пирейского Серафима, протоиерея Анастасия Гоцопулоса и других. Со смирением и любовью обращаясь к Священному Преданию Церкви, к голосам святых отцов, мнениям современных авторитетных богословов и специалистов по каноническому праву, бережно приводя и анализируя сказанное ими, он умеет отделить главное от второстепенного и наносного. Цель, которую ставит перед собой митрополит Никифор и которая, по нашему мнению, им действительно достигнута – дать каждому православному читателю, незнакомому с предметом, четкое видение вопроса, глубокую и убедительную позицию, донести до каждого члена Церкви самое существенное о ее вере и уповании. И Киккский архипастырь делает это с мужеством, благородством и чрезвычайной искренностью.

Эта книга необычна по жанру и содержанию. В ней есть и беспокойство о судьбах Православия, и размышления о долге архипастыря перед своей паствой и своей Церковью, и защита собственных убеждений, и по-христиански смиренное опровержение мнений оппонентов, и пламенное исповедание веры. По признанию самого автора, его работа задумывалась как доклад перед собратьями-архиереями или как небольшой компендиум для верующих. В своем главном итоге труд митрополита Никифора – это единая и связная апология соборного единства Церкви, ее преданности Христу, ее внутренней свободы от всякого политического и националистического влияния извне. В конечном счете, слово автора находит свою духовную основу в том, чему и посвящено – в догматическом и каноническом единстве Православия. И служит зримым свидетельством этого единства.

Нам показалось особенно важным, чтобы слово Владыки Кикк-ского было услышано и в Русской Православной Церкви. Надеемся, что в переводе, подготовленном и прокомментированном усилиями Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, книга будет со вниманием и теплом воспринята и нашими верующими – как неложный голос архипастырской совести, как выражение сочувствия и поддержки многострадальному Православию Украины, как многоценный вклад в созидание мира и единства мирового Православия.

Читать еще:  В Тюмени начались крещенские купания

Председатель Отдела

внешних церковных связей

Московского Патриархата

митрополит Волоколамский Иларион

Невозможно отрицать тот факт, что Православная Кафолическая Церковь сегодня находится в состоянии кризиса и разделения из-за украинского церковного вопроса. Этот вопрос возник по причине самочинного и антиканонического предоставления Вселенским Патриархатом Константинополя «автокефалии» раскольническим структурам Украинской Церкви вопреки воле Православного Русского Патриархата, Матери-Церкви для православной церковной области на территории Украины. В последние годы украинский вопрос остается в фокусе актуальной православной проблематики – с нескончаемыми дискуссиями, доводами и контрдоводами с обеих сторон, – что приводит к трещинам в самом фундаменте единства всей Православной Церкви.

Раскол на Кипре и правда об Украине от митрополита Никифора

На Кипре создали «опасный прецедент» для всего православия

Кипрская церковь синодальным постановлением официально признала «Православную церковь Украины». Несмотря на ликование раскольников в Киеве, не все так однозначно: у этого решения много противников даже среди епископов Кипра. Чем опасна сложившаяся ситуация для православного мира — в материале РИА Новости.

Свой мир

Еще накануне решения Кипрского синода украинские раскольники в официальном заявлении на сайте поблагодарили «предстоятеля Кипрской церкви архиепископа Хризостома за признание томоса».

Все два года с момента создания и признания ПЦУ Константинопольским патриархатом Кипрская церковь постоянно лавировала.

С одной стороны, большинство духовенства и верующих ратуют за соблюдение многовековых канонов, согласно которым украинские раскольники нелегитимны, не могут поминаться православными в храмах на службах, а все совершенные ими обряды недействительны.

Особенно ярко позиция большинства киприотов проявилась год назад, когда на остров приехал Александрийский патриарх Феодор. За пару недель до визита он признал «новую церковь» Украины. Правда, понимал, что натворил, и постоянно уходил от ответов на расспросы кипрских журналистов. На службе в Лимасоле он помянул главу раскольничьей ПЦУ Епифания Думенко, и духовенство сильно возмутилось. Верующие же устроили настоящую акцию протеста.

Тогда многие местные епископы поспешили заверить общественность: Кипр на стороне митрополита Киевского Онуфрия — предстоятеля канонической Украинской православной церкви.

Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II и митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

С другой стороны, православные киприоты с момента создания ПЦУ постоянно испытывали давление извне — их склоняли признать украинских раскольников. И после скандала с патриархом Феодором прессинг усилился.

Дело в том, что Кипрская церковь принадлежит к так называемой греческой семье православных церквей, иерархию которых преимущественно составляют этнические греки. Семья эта включает Константинопольскую (с центром в турецком Стамбуле), Элладскую (Греция), Александрийскую (Египет), а также Иерусалимскую церкви. Их объединяют общая этническая принадлежность архиереев, общий язык богослужения, общая система образования, общие традиции. Нередки случаи, когда один и тот же человек сперва был, например, Александрийским патриархом, а потом переезжал на Константинопольскую кафедру.

Именно «греческие церкви» первыми приняли ПЦУ — Константинопольская, Элладская и Александрийская.

Иерусалимская же церковь стоит особняком — подавляющее большинство ее прихожан арабского происхождения. Она украинских раскольников не признала.

Кипрская церковь, по сути, тоже весьма обособленна, и долгое время ей удавалось, несмотря на давление извне, воздерживаться от какой бы то ни было легитимизации ПЦУ.

«Эта церковь уникальна: она полноценный член «греческой семьи», но в то же время ее епископы обладают, в отличие от других, большой самостоятельностью», — говорит РИА Новости источник в украинских церковных кругах.

Именно поэтому признание раскольников архиепископом Кипрским Хризостомом месяц назад привело к громкому скандалу. Остальные иерархи Кипра потребовали созвать внеочередной синод, чтобы обсудить проблему.

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке, Республика Кипр

Изначально совещание планировали провести одним днем — 23 ноября. Однако разгорелись жаркие дискуссии, и решение вынесли только спустя двое суток.

Неоконченный спор

Судя по формулировкам итогового коммюнике, спорившие архиереи остались при своих позициях. О признании раскольников в заявлении говорится очень обтекаемо:

«Синод постановил не идти наперекор предстоятелю. В то же время Священный синод ожидает расширенных консультаций по разрешению текущей кризисной ситуации, которая угрожает расколом христианской церкви».

В самой Кипрской церкви раскол уже произошел, на это намекнул митрополит Киккский Никифор. Сразу после заседания он заявил, что решение синода — не общеобязательное.

«Оно не связывает нас, выступавших против признания Епифания, по рукам. В истории православия есть примеры, когда только один не согласился и впоследствии оказался прав», — сказал он журналистам.

В данном случае позиция предстоятеля Кипрской церкви не устроила шестерых участников синода. Восемь на его стороне, один воздержался.

«Решение синода обязательно для всех епископов!» — жестко высказался митрополит Пафосский Григорий.

В Русской православной церкви заявили: несогласные с постановлением епископы Кипрской церкви в сложном положении. С одной стороны, они стремились «сохранить мир среди собратьев», а с другой — остаться верными канонам и совести.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время встречи в Москве с архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II

«Под давлением Константинопольского патриарха архиепископ Кипрский Хризостом согласился поминать лидера украинской раскольнической группировки. Часть епископата Кипрской православной церкви поддержала предстоятеля в этом деянии, другая часть категорически этого не приемлет, руководствуясь священными канонами и архиерейской совестью», — прокомментировал итоги синода на Кипре глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

В РПЦ уточнили — лишь синод вправе решить, какие санкции вводить в ответ на действия киприотов, выступивших за раскольников. Пока что прозвучал ответ только на поминовение главы ПЦУ лично архиепископом Хризостомом, а не на синодальное решение всей Кипрской церкви. И ответ довольно мягкий: патриарх Московский перестал поминать кипрского предстоятеля во время богослужений.

Раскол продолжится

Вполне возможно, что в дальнейшем РПЦ поступит с Кипрской церковью так же, как с Элладской: верующим запрещены паломничества в те ее епархии, чьи архиереи сочли ПЦУ легитимной.

Признание раскольников церковными Афинами в октябре прошлого года проходило по схожему с кипрским сценарию. Сначала ее предстоятель, архиепископ Иероним, помянул раскольнического главу Епифания на службе. Потом его поддержал синод. Правда, противников этого решения тогда в Греции было гораздо меньше, нежели сейчас на Кипре.

Нынешнее постановление кипрского синода, по мнению экспертов, прецедентно. Во-первых, с ним «греческая семья» почти полностью (за исключением Иерусалимской церкви) отделилась от остального православного мира, хотя каноны запрещают деление по этническому принципу. Впрочем, затеявший авантюру с украинскими раскольниками Константинопольский патриарх Варфоломей уже два года как эти каноны опровергает. Поэтому за административным расколом может последовать и раскол богословский — наподобие многовекового глобального разделения Церкви на православную (восточную) и католическую (западную), начатого с церковно-политических несогласий.

Читать еще:  В музее имени Андрея Рублева откроется выставка "Преподобный Серафим Саровский"

Президент Украины Петр Порошенко, митрополит Епифаний и Вселенский патриарх Варфоломей перед церемонией подписания томоса в Стамбуле, Турция. 5 января 2019

«Полторы недели назад патриарх Варфоломей заявил, что нужно «обновить наше богословие». Таких выражений за всю историю христианства не было, эта религия и так «новая» (с точки зрения ее вероучения. — Прим. ред.). А тут он прямо проговорил это и добавил, что патриарха Константинопольского все должны признать «главой всей Церкви». То есть его точка зрения стала более радикальной», — обращает внимание исследователь христианской философии, политолог Аркадий Малер.

Второй прецедент, который создала сейчас Кипрская церковь, — возврат к одному из первоначальных принципов христианства: каждая епархия самостоятельна.

«В этом плане история показательна. И в ситуации с ПЦУ, и в другой, подобной ей, решение принимает каждый епископ по отдельности. С этической точки зрения это плохо, но с политической — вполне приемлемо», — считает эксперт.

Таким образом, постановление кипрского синода обозначило тенденцию к дроблению поместных церквей мира на отдельные епархии. И, скорее всего, процесс этот продолжится.

yurasumy

Если ты ненавидишь — значит тебя победили ©

Иерарх Церкви Кипра митрополит Никифор: «Триумф зла имеет временную природу»

От автора блога. Когда человек пишет книгу, это не следствие импульса или порыва. А если человек пишет о делах далеких, то значит они ему очень значимы. А с учетом того, что сейчас творится в Кипрской церкви данный факт лишний раз подтверждает истину, что породив один раскол в Украине, Варфоломей Фанарский породил огромную проблему.

Кипрский митрополит Никифор выпустил книгу «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам».

Центром исследований Киккского монастыря (Кипрская Православная Церковь) опубликован труд игумена обители митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам».

Митрополит Никифор, один из наиболее уважаемых иерархов Кипрской Церкви, видит свою главную цель в сохранении единства Православия, и с первой страницы ему посвящает свой труд: «Единству Православия – в знак признательности и с благоговением посвящается».

Он особо подчёркивает, что в работе над столь острым для Церкви вопросом руководствовался архиерейской совестью и сознанием долга, стремился сохранить беспристрастность исследователя: «Это простое и смиренное, лишённое честолюбия исследование не видит иной для себя чести, кроме как представить – без умолчаний и тайных умыслов – православным верующим, живущим в тени и сени сокрушительного для Православия раскола, те исходные элементы украинского церковного вопроса, которые им необходимы, чтобы составить себе полное и правильное представление, согласно священно-каноническому Преданию Православной Церкви – и руководствоваться им в своих дальнейших действиях… Его цель – не приукрашивать или драматизировать, но подать правду беспристрастно, т.е. без предрассудков, симпатий или антипатий. Я пишу, по слову божественного апостола, искренно, как от Бога, пред Богом (2 Кор. 2:17). В смиренном усилии раскрыть данный вопрос, насколько это необходимо, мы будем руководствоваться священными канонами Вселенских Соборов, Поместных Соборов, имеющих вселенский авторитет, канонами богоносных Отцов и соответствующей общей и специальной библиографией по данной тематике. А когда понадобится, обратимся и к Слову Божию, сокрытому, подобно сокровищу, в Священном Писании Ветхого и Нового Завета».

Митрополит Киккский сознаёт, что публикация книги может стать опасной для него: навлечь гнев сильных мира сего, вызвать крайнее раздражение со стороны «националистов и других извратителей истины», послужить поводом к пристрастной критике и даже клевете на него – но выражает готовность принять угрозы и поношения с мужеством и благодарностью Богу. Он твёрдо уверен, что «триумф зла имеет временную природу».

Основная содержательная часть книги включает в себя следующие главы:

  • «К церковной юрисдикции какого Патриархата принадлежит Украина?»
  • «Кто обладает правом предоставления автокефалии, и при каких предпосылках?»
  • «Имеет или нет Вселенский Патриархат Константинополя каноническое право принимать апелляционные ходатайства вне своих границ?»
  • «Разрыв церковного общения между Православными Церквами»
  • «Кто является Главой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви»
  • «Традиция Расширенного Синода Эндимусы Константинополя»
  • «Соборное и иерархическое устроение Православной Кафолической Церкви».

Избегая политизации вопроса и исходя из одних только исторических и богословско-канонических аргументов, автор исследует все ключевые аспекты возможного решения украинского церковного вопроса: юрисдикционную принадлежность канонической территории Украины, порядок предоставления автокефалии, рассмотрение апелляций в Православной Церкви, канонические основания к расторжению евхаристического общения, проблему первенства в Церкви и границ полномочий Константинопольского Патриарха.

В своей работе митрополит Никифор приходит к выводам, что:

  • Украинская Православная Церковь составляет каноническую территорию Московского Патриархата, а попытка Константинопольского Патриархата отозвать своё решение 1686 г. о передаче Киевской митрополии является антиканонической и не имеющей силы;
  • предоставление автокефалии представителям украинского раскола противоречит канонам и церковной практике;
  • принятие апелляций от изверженных из сана и анафематствованных лиц без их покаяния противоречит канонам; равным образом антиканонической является претензия Константинопольского Патриархата на принятие апелляций из других Поместных Церквей;
  • предоставление автокефалии украинскому расколу не «вернуло украинский народ в каноническое русло», как это утверждает Константинопольский Патриарх, а напротив, повлекло за собой «катастрофическое разделение Украинской Церкви и болезненный раскол ее христоименитой полноты», а также угрожает расколом мировому Православию;
  • одностороннее предоставление автокефалии пошатнуло авторитет Константинопольского Патриархата как центра координации мирового Православия;
  • разрыв евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом со стороны Московского Патриархата обоснован канонически;
  • новая претензия Константинополя на «первенство без равных» подменяет первенство служения первенством власти и подрывает соборность Церкви;
  • новый догмат о том, будто бы Патриарх Константинопольский является Главой Церкви, противоречит православной догматике, экклесиологии и каноническому праву;
  • узурпация власти Патриархом Варфоломеем на канонической территории Украины противоречит духу Критского Собора;
  • долг грекоязычных Поместных Церквей – поддержать канонические права Русской Церкви; поддержка решений Константинопольского Патриархата из соображений греческого патриотизма будет проявлением ереси этнофилетизма, осуждённой Константинопольским Собором в 1872 г.

Полный текст выводов книги в русском переводе см. здесь.

Книга написана доступным языком, хорошо и убедительно структурирована, снабжена именными указателями и необходимым техническим аппаратом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector