3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кремлевская власть не уверена в себе»: Татарстан возглавит работу по сохранению языков народов России

Содержание

«Кремлевская власть не уверена в себе»: Татарстан возглавит работу по сохранению языков народов России

Президент Татарстана предложил объявить Год сохранения родных языков и народного единства. Не только татарского

Президент Татарстана Рустам Минниханов, выступая с посланием к Госсовету, предложил республиканскому парламенту объявить 2021 год Годом сохранения родных языков и народного единства. Эксперты «Реального времени» обратили внимание, что в будущем году запланирована перепись населения и такая инициатива главы региона, по их мнению, неслучайна и весьма актуальна. И после отмены в России обязательного изучения национальных языков, решение татарстанских властей выглядит как своеобразный ответ федеральному центру.

В Москве 21 сентября прошел VI Междлис – съезд Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР), принявший решение о переименовании организации в ДУМ Российской Федерации. Судя по выступлению главы объединения муфтия Равиля Гайнутдина, вновь переизбранного на свой пост на пятилетний срок, «новая старая» организация будет пытаться занять лидирующее положение в российском мусульманском сообществе.

Мероприятие было приурочено к 20-летию образования муфтията под руководством Равиля Гайнутдина. 23 сентября 1994 года президиум организации, носившей тогда еще название Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР), принял решение о выходе из состава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России с центром в Уфе.

Как заявил в своем докладе на съезде Гайнутдин, уже тогда создатели нового духовного управления мусульман, чьим вторым названием по сей день остается «Московский муфтият», считали, что «деятельность мусульманских организаций страны должна координироваться из столицы».

Говоря о нынешнем раскладе сил в умме России, Гайнутдин предпочел уйти от цифр, связанных с числом общин в разных муфтиятах. Он сосредоточился на том, что «по количеству и качеству издаваемой литературы, периодики, медийных ресурсов Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман европейской части России являются бесспорными лидерами».

Это объяснимо. Как было указано в анонсе съезда на сайте ДУМЕР, оно «объединяет несколько сотен мусульманских общин» страны, в то время как сам Гайнутдин указал, что в России в настоящий момент действует около 8 тыс. мечетей, каждая из которых является центром местной исламской общины. За несколько дней до VI Меджлиса ДУМЕР Верховный муфтий России Талгат Таджуддин не преминул указать, оспаривая претензии Гайнутдина на лидерство, что в состав ЦДУМ «входит около 2 тыс. общин».

Сам съезд не производил впечатления всероссийского собрания мусульман, чего можно было ожидать, исходя из смысла переименования объединения в ДУМ РФ. Присутствовали делегаты от региональных духовных управлений ДУМЕР и лидеры муфтиятов, входящих в состав созданного в 1996 году на его базе Совета муфтиев России, – Хаджимурат Гацалов (Северная Осетия), Мукаддас Бибарсов (Саратовская область) и Нурмухаммад Нигматуллин (Башкирия), а также руководитель Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМАЧР) Нафигулла Аширов.

Стоит заметить, что когда Аширов поднялся на трибуну для выступления, лицо Равиля Гайнутдина словно окаменело.

Возможно, существовала обеспокоенность, что глава ДУМАЧР будет протестовать против расширения юрисдикции ДУМЕР на азиатскую часть России. Но этого не произошло. Выглядевший подавленным Аширов многословно поминал свою «давнюю дружбу и сотрудничество» с Гайнутдином, затем заявил, что «все мусульмане братья между собой, и если между братьями возникают разногласия», то Коран советует им смиряться (сура «Аль-Худжурат», 49:10).

В конце выступления Аширов сказал, что все верующие хотят, «чтобы исламская умма Российской Федерации консолидировалась… стала цельным ядром исламской проповеди и цельным ядром всей российской нации», и что он «надеется на продолжение сотрудничества» с муфтиятом Гайнутдина. «Каждый региональный муфтий будет вам поддержкой и опорой в ваших делах», – обратился он к лидеру ДУМ РФ.

В президиуме пустовало одно из кресел. Возможно, не приехал кто-то из тех, кого здесь желали видеть. Не исключено, что один из региональных муфтиев, вышедших из подчинения Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), критике которой много места уделил Равиль Гайнутдин в своем докладе. На то, что бывшие «раисовцы» могут присутствовать в президиуме съезда в качестве почетных гостей, ранее сообщал «НГР» первый зампредседателя ДУМЕР Дамир Мухетдинов.

Не было представителей и приветствий ни от прочих российских муфтиятов, ни от зарубежных исламских организаций. Присутствовал лишь заместитель главы Духовного управления мусульман Крыма Эсадуллах Баиров и председатель Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, обратившийся к собравшимся с речью на татарском языке.

На этот же язык то и дело переходили и сам Гайнутдин, и выступавшие с трибуны региональные муфтии. «Я хотел бы подчеркнуть, – сказал глава ДУМЕР, – что мы – татарские имамы, коих большинство в Центрально-Европейской части России, Поволжье, Урале и Сибири». Этот момент сложно связать с претензиями на всероссийский масштаб, ведь в одном только Дагестане больше тысячи мечетей.

Отталкиваясь от татарской самоидентификации, Гайнутдин заявил, что «считает Россию и Украину единой цивилизацией, общей цивилизацией славян и тюрок, православных и мусульман». Это известный тезис, озвученный в 2005 году тогдашним лидером «Родины» Дмитрием Рогозиным: «Россия – это русско-татарская, православно-мусульманская страна».

Но попытка как-то привязать тюрок к истории Украины в обращении о ситуации в Донбассе, которое также принял съезд ДУМЕР, приобрела довольно-таки странный характер. «Великий Тюркский каганат, Великая Булгария, Хазарский каганат, печенеги и половцы, Золотая Орда, Крымское ханство вписали свои страницы в историю Украины, – говорится в документе. – Сегодня кровавое противостояние охватило эти земли». Судя по летописям, набеги печенегов, половцев и ордынцев были не менее кровавыми, от нашествия Батыя Южная Русь вообще не могла оправиться несколько столетий, а Киев лежал в развалинах.

Несколько натянутым получилось обращение к теме интервенций Запада в исламские страны – как заявил Гайнутдин, «государств, которые несут народам «демократию» на крыльях бомбардировщиков, при этом оставляя сиротами миллионы детей». «Многие наши братья, – добавил он, – помнят, какой процветающей страной была Ливия, глава которой Муаммар Каддафи поддерживал братьев по вере во всем мире и многое сделал для религии в своей стране».

Однако непосредственно во время конфликта в Ливии Гайнутдин говорил совершенно иное.

«Принятие резолюции ООН (о закрытии воздушного пространства над Ливией, давшей возможность для авиаударов западных стран. – «НГР») отвечает интересам исламского мира», – заявлял он на пресс-конференции 22 марта 2011 года в Интерфаксе. И оценки правления Каддафи тогда Гайнутдин давал иные, по сути, поддержав революцию против ливийского лидера: «Если кто-то руководит страной более 30 лет, не создавая социальных или каких-либо других благ, то естественно, что население само вышло на улицу, чтобы произвести демократические, экономические и политические преобразования».

Нынешняя смена позиции выглядит попыткой Равиля Гайнутдина переиграть Талгата Таджуддина, также заявившего 18 сентября с.г. об угрозе России со стороны Запада: «Учения НАТО проходят в нескольких сотнях километров от нашей границы… Это утверждение монополизма со стороны США».

Но Таджуддин со всей своей эксцентричностью – в 2003 году он «объявил джихад» Штатам за вторжение в Ирак – хотя бы последователен. Попытка Гайнутдина «забыть» период конца 2010 – начала 2011 года, когда он резко критиковал Кремль за «ущемление прав мусульман в России» и приветствовал революцию в Ливии, выглядит менее удачной.

Точно так же можно было бы указать, что военные действия в Украине, которые сейчас озаботили ДУМЕР и его председателя, на протяжении многих месяцев не вызывали какой-либо их реакции – даже когда в середине августа снаряд украинской артиллерии разворотил купол Соборной мечети в Донецке.

Как отметил в своем докладе на съезде Равиль Гайнутдин, умма России вновь вернулась к той ситуации, когда, как и в нулевые годы, в ней доминировали три федеральных муфтията (ДУМЕР, ЦДУМ и Координационный центр мусульман Северного Кавказа). По сути, так оно и есть, несмотря на то что одно из объединений сменило название, сделав заявку на всероссийский статус и особое внимание власти.

Московские мусульмане во время распада СССР

Когда великая держава раскололась на куски, люди потеряли значительно больше, чем стабильность. Их мир покрылся трещинами и рассыпался в одночасье. Люди паниковали, метались и переживали. Им некуда было пойти, чтобы восстановить душевное равновесие. На улице и дома настигал обман перемен, новые правила, неизвестные принципы и идеи, зачастую ввергавшие в ужас. Будущий муфтий России Равиль почувствовал это тяжелое состояние сограждан. Он объединил вокруг себя коллег. Муфтии России должны были заняться проблемами сограждан. Они направили усилия на возрождение в душах мусульман традиционных ценностей. Работы было много, ведь религиозность в СССР не приветствовалась. Люди позабыли, как нужно молиться, да и веру воспринимали с сомнением. Шейх Равиль тратил ежедневно много часов для того, чтобы убедить сограждан в необходимости возвратиться к традициям предков. Он организовал работу школы по изучению арабского языка, мог часами разговаривать с прихожанами, заниматься их насущными проблемами. Вокруг были отчаявшиеся, озлобленные люди. Их следовало поддержать. Но не только. У них росли дети – будущее страны. Если их оставить один на один с жестоким миром, не развивая духовности, то государство со временем развалится. Это осознавал и шейх Равиль, который работал не покладая рук.

Читать еще:  Духовные лидеры ислама призвали мусульман надавить на Францию

2021 год пройдет под знаком реформ — Токаев

НУР-СУЛТАН, 22 окт — Sputnik. Следующий 2021 год пройдет в Казахстане под знаком экономических и политических реформ. Об этом заявил президент Касым-Жомарт Токаев, завершая заседание Нацсовета общественного доверия.

«Следующий год — это год 30-летия нашей независимости. Он должен пройти под знаком экономических и политических реформ, цифровизации, защиты прав людей, развития здравоохранения и образования, защиты экологии. Сейчас не время для проведения многочисленных торжеств по случаю этой важной исторической даты», — сказал Токаев.

Он призвал, не откладывая дела в долгий ящик, в самые кратчайшие сроки добиться конкретных результатов.

Драматический период

Текущий 2020 год глава государства назвал «особым в истории всего человечества».

«Мир переживает драматичный период. Пандемия обнажила многочисленные проблемы в международных отношениях, привела к пересмотру устоявшихся принципов экономического взаимодействия, заложила основу новых социальных тенденций, актуализировала технологические инновации. Мы видим, как сам институт государства проходит испытания на прочность и эффективность», — указал президент.

По словам Токаева, перспективы многих глобальных и региональных проектов в этих условиях выглядят туманными. Серьезной ревизии подвергаются «широко распространенные идеологические и философские концепции».

Заметную трансформацию претерпевают общественные практики и нормы, а также модели поведения людей.

«Становится очевидным, что в таких кризисных условиях любое государство должно исходить из своих долгосрочных национальных интересов во имя сохранения стабильности и обеспечения благополучия народа», — подчеркнул Токаев.

Не допустить конфронтации

Президент отметил, что логика конфронтации — это путь в никуда.

«Если точнее сказать, это путь к хаосу и разрухе. Причем к разрухе, которая не имеет перспективы к восстановлению. В то же время государство обязано учитывать законные требования своих граждан, будь то экономические требования или требования политического характера», — пояснил Токаев.

Зачем нужен «Социальный кодекс»

Чтобы отвечать новым вызовам, Токаев предложил подготовить принципиально новый документ — Социальный кодекс.

«Государство должно следовать своим социальным обязательствам перед гражданами. Перед высшим экономическим советом стоит задача разработки совершенно новых подходов к развитию экономики. В частности, к налоговой и фискальной политике, чтобы быть готовыми встретить новые вызовы пост пандемического периода», — заявил Токаев.

Социальный кодекс должен будет систематизировать взаимоотношения между гражданином и государством.

27 Февраля 2017 года В ходе сегодняшней пресс-конференции Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина, организованной в связи со знаковым событием в жизни мусульманской Уммы и, в том числе, российских мусульман – первой из запланированных в предстоящем ряду акций гуманитарной помощи мусульман России сирийским беженцам, Глава мусульман России рассказал не только об успехе начального гуманитарного акта. Об общем ходе пресс-конференции читайте на наших сайтах.

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин вынужден высказать и недоумение в связи с практически полным замалчиванием в СМИ деятельности мусульман, направленных на создание верного имиджа нашей страны, усилия которой направлены на установление мира в ближневосточном регионе.

Сотрудничество, нынешняя помощь сирийскому народу и от российских мусульман, также как и всей нашей России – это ли не достойнейший внимания и подражания пример и для мирового сообщества?

Обращаясь к собравшимся на пресс-конференцию Глава мусульман России был вынужден констатировать: «К сожалению, приносящая авторитет и уважение к россиянам, к России в целом, наша гуманитарная акция – помощь беженцам Сирии – у нас в России прошла под полным умолчанием, без какой-либо информации и, похоже, при полном игнорировании!» Это при повышенном внимании к любому, порой и незначительному факту с мусульманами с негативным оттенком.

Муфтий вынужден констатировать — у нас, у мусульман России, нет своих радио- и телеканалов, нет своих программ на государственно-федеральных каналах. Стараниями чиновников Управления внутренней политики Администрации Президента РФ – закрыли единственную, выходившую в эфир один раз в неделю 13-минутную ТВ программу «Мусульмане» на канале «Россия-1». Это для более чем 25-миллионной российской части Уммы! И, невзирая на многочисленные письма, жалобы, требования граждан, нет никаких подвижек в восстановлении. Нет предела возмущения многомиллионной аудитории!

Многообещанное и долго ожидаемое открытие телеканала «Аль-РТВ» благополучно похоронили. А руководитель этого, много месяцев и большими усилиями создаваемого, но оставшегося так и не открытым телеканала – известный маститый журналист и общественный деятель Рустам Арифджанов, получил инсульт на нервной почве. Его довели до инвалидности, и он остался без средств на существование лежачим больным!

И эти же люди – чиновники Управления внутренней политики Администрации Президента РФ изо всех сил создают раскол и вражду между мусульманами страны, учреждая новое марионеточное духовное собрание, взамен «благополучно» почившей прежней «ассоциации», успешно утилизовавшей за пару-тройку лет существования в 2011-2013 годах деньги, полученные через Фонд поддержки Исламской культуры, науки и образования.

Более того, планируется учредить новые химеры, при неуемном усердии исламофоба Романа Силантьева (какие деньги он отрабатывает и чьим интересам служит, изливая из себя грязные потоки на мусульманские организации), вкупе с предателями интересов мусульман, нечистоплотными марионетками.

Они уже пытаются подтянуть туда для веса – и Ташкентский Исламский Университет и Дамасский Университет «Аль-Фатх». Они рассчитывают, что Сирия и Ташкент будут участвовать в финансировании?!

Сирия сама нуждается в гуманитарной и финансовой помощи! А Ташкент? Неужели Узбекистан, центр древнейшей исламской культуры, религиозного образования пойдет на эту авантюру?

И что? Остается Фонд поддержки Исламской культуры, науки и образования, который находится под патронатом той части чиновников, а они вновь наступают на те же грабли в обновленном Управлении внутренней политики Администрации Президента РФ.

Значит, финансирование будет через этот Фонд, а это означает создание коррупционной схемы дележа средств, распил под предлогом строительства неизвестно чего, открытие непонятно какого института.

Главное, под чьим руководством, под какой идеологией, под каким идеологом – неуемным исламофобом!

Все это делается вместо того, чтобы консолидировать российских мусульман. И происходит в условиях предвыборного в нашей стране года. Создание конфликта, раскола, распространение смуты в многомиллионной российской Умме — способно породить и разлад во всем российском обществе.

И важно понимать и помнить: под это подставляют и уважаемого Мэра Москвы С.С. Собянина, так как его заместитель Александр Николаевич Горбенко, на сегодняшний день уже попал под давление тех, кто сверху навязывает эту авантюру!

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин убежденно заявил:

«Я уверен, первый Заместитель руководителя Администрации Президента Сергей Владиленович Кириенко и новый начальник Управления внутренней политики Администрации Президента РФ Андрей Вениаминович Ярин серьезно проанализируют деятельность старой команды Управления внутренней политики и в дальнейшем не допустят вмешательства во внутренние дела мусульманских организаций, не отступят от линии Главы Государства, Президента страны В.В.Путина, который обозначил приоритетными соблюдение прав и свобод граждан, обязал не ущемлять права по национальному и религиозному признаку, призвал к сохранению стабильности, мира и согласия в обществе!»

Муфтий отметил, что надежда на изменения в выстраивании взаимодействия власти и мусульманского сообщества России обязательно превысит и преодолеет нынешнее вынужденное наше недоумение.

Работал ассистентом режиссёра на Казанском телевидении. В 1979 году поступил в медресе «Мир Араб» в Бухаре (Узбекистан), после окончания становится первым имам-хатыбом второй казанской соборной мечети «Нур Ислам». В 1985 году назначен ответственным секретарём Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году становится имам-хатыбом московской соборной мечети, в 1988 году — главным имам-хатыбом. В 1991 году избран президентом Исламского центра Москвы и Московской области.

29 января 1994 года избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. 1 июля 1996 года избран председателем Совета муфтиев России.

Женат, отец двух дочерей.

Профессор Московского Исламского Университета, Международной славянской академии, Международной академии информатизации, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

  1. Экологические изменения. Изменение климата и истощение природных ресурсов требуют срочных действий.
  2. Экономические изменения. Научные знания создают новые возможности и решения проблем. Но они же создают разрушительные волны перемен во всех сферах. Инновации в науке и технике, например, создание искусственного интеллекта, поднимают фундаментальные вопросы метафизики и морали: «что значит быть человеком?», «что есть человеческое?».
  3. Финансовые изменения. Взаимозависимость на местном, национальном и региональном уровнях создала глобальную экономику. Данные создаются, используются и распространяются в широких масштабах. Возникают новые вопросы о защите конфиденциальности и кибербезопасности.
  4. Социальные изменения. По мере того, как населения планеты продолжает расти, миграция, урбанизация и растущее культурное, социальное, национальное многообразие меняет сообщества, связи в них, сами страны и их культурный код. В мире увеличивается неравенство.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

  • Математическую
  • Финансовую
  • Естественнонаучную
  • Глобальные компетенции
  • Читательскую — добавить вебинары
  • Критическое мышление

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:

  • Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
  • Способностью строить социальные отношения;
  • Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова, издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя»

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Функциональное чтение

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

  • Поиск информации
  • Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
  • Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
  • Применение информации для решения своих задач.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

  1. Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации?
  2. Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур?
  3. Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы?
  4. Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур?
Читать еще:  Саудовская полиция нравов изымает из продажи елочные украшения с христианской символикой

Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой вы сможете ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования.

Креативное мышление

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран. Главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде — как развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills) у школьников?

Ответы и практические рекомендации представлены учителям в новой книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник».

Модель Б. Лукаса. Источник: Пособие «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации»

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию)

  • Интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;
  • Самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:

  • Оригинальность предложенных идей;
  • Гибкость или подвижность;
  • Способность продуцировать большое количество идей.
  • Оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
  • Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Задания на формирование креативного мышления

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:

  1. Вербального выражения
  2. Художественного выражения
  3. В области решения социальных, естественно-научных и математических проблем.

Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

  • Задания, требующие использования художественных средств — словесных и изобразительных
  • Задания на разрешение проблем — социальных и научных.

Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности

Глаголы из правого столбца помогут педагогам формулировать задания, направленные на развитие нужных навыков у ребят. Более подробно с заданиями, построенными на основе Пирамиды Блума, вы можете ознакомиться здесь: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf.

1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку

Перед вами УМК под редакцией М.М. Разумовской, 7 класс, тема «Характеристика человека». Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации.

Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.

Обратим внимание, что в этом же учебнике 2000 года формулировка приведенного задания крайне проста: «Прочитайте текст. расскажите об особенностях этого человека. », и с его помощью нельзя сформировать навыки мышления высокого уровня. Это свидетельствует о необходимости своевременного перехода на новые переиздания, соответствующие как новым стандартам, так и актуальным задачам современности.

Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.

Справа — новое задание с расширенным функционалом

Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Задание рекомендуется выполнять с помощью сервиса «Национальный корпус русского языка». На основе найденных в НКРЯ источников можно выстроить целую исследовательскую работу.

2. Самостоятельная работа

Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

  • Учимся читать и понимать лингвистический текст
  • Учимся говорить на лингвистическую тему
  • Рассуждаем на лингвистическую тему
  • Готовим проектную работу на лингвистическую тему
  • Учимся редактировать сочинение

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета.

Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.

3. Учимся собирать и систематизировать информацию

В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:

  • Учимся определять стиль по речевой ситуации
  • Учимся употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации
  • Учимся проводить смысловой анализ текста
  • Учимся пересказывать, сохраняя особенности стиля речи
  • Создаем текст определенного стиля речи

Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.

4. Жизненные задачи. Групповая работа

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

5. Проектная и групповая работа

Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.

Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.

Для выполнения таких заданий особо рекомендуем интернет-проект «Региональные особенности русской речи»: изучите, чтобы предложить школьникам выполнить работу по образцу.

6. Подбор текстов из разных научных областей

Перед нами упражнение, которое знакомит ребят с другими профессиями. На основе текста дается система заданий и упражнений. С учетом актуальности темы профориентации в старшей школе (учебник для 10 класса, УМК Т.М. Пахновой), сам предмет «русский язык» становится проводником в мир решения практических, прикладных задач.

7. Работа с текстами разной природы

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

Главная новость

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на научно-практической конференции «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее».

Тесное соприкосновение и соседство культур и мировоззрений, активная миграция – это ситуация, не уникальная для России, такова примета эпохи. Широко известны примеры мэров Лондона и Роттердама – они являются практикующими мусульманами и получили свои полномочия в результате выборов. С одной стороны в современных европейских столицах мечети исчисляются уже сотнями, а с другой – на 10 миллионов населения Объединенных Арабских Эмиратов приходится не менее миллиона мигрантов-христиан из Азии и такое положение дел в той или иной степени характерно и для других богатых нефтяных стран Аравийского полуострова.

В условиях этих тектонических сдвигов, можно ли рассчитывать на то, что общества придут в сбалансированное состояние без каких бы то ни было усилий государств, интеллектуального класса и духовенства? Ведь противоречия, напряжение, взаимные претензии имеют свойство накапливаться и выливаться в социальные потрясения, социально опасные явления, что мы регулярно наблюдаем в Западной Европе?

Исторический шаг: мухтасиб Мухетдин защитил первую в России докторскую диссертацию по исламской теологии

14.10.2020

14 октября в стенах СПбГУ состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора теологии первого зампреда ДУМ РФ, ректора Московского исламского института, председателя ДУМ СПБ и ЛО Дамира-хазрата Мухетдина. Это – первая докторская диссертация по исламской теологии в истории России.

Председателем диссертационного совета выступил Гендиректор Государственного Эрмитажа, академик РАН Михаил Борисович Пиотровский. Также в состав совета вошли ведущие специалисты отечественной и зарубежной академической науки – Николай Николаевич Дьяков (Восточный факультет СПбГУ), Ефим Анатольевич Резван (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН), Леонид Рудольфович Сюкияйнен (НИУ «Высшая школа экономики»), Матиас Роэ (Ун-т им. Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге, Германия). Научным консультантом диссертанта выступил научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Вячеславович Наумкин. Ряд членов диссовета приняли участие в заседании в режиме видеосвязи.

В выступлении перед началом обсуждения диссертации Дамир-хазрат выразил благодарность духовному лидеру российских мусульман, председателю ДУМ РФ муфтию шейху Равилю Гайнутдину за помощь и поддержку в научных изысканиях, ректору СПбГУ Николаю Михайловичу Кропачеву, инициировавшему защиту диссертации именно в стенах старейшего ВУЗа нашей страны. Глубокая признательность была выражена научному консультанту, академику Виталию Вячеславовичу Наумкину, а также профессору Тауфику Камелю Ибрагиму.

Богословский дискурс и глобализация: курсы повышения квалификации проходят в Петербурге

11.10.2020

11 октября в Санкт-Петербурге под эгидой ДУМ СПб и ЛО стартовали курсы повышения квалификации по программе «Перспективы исламского богословского дискурса в контексте глобализации».

Цель курсов – раскрыть принципы фикха в эпоху современных коммуникаций, познакомить слушателей с правилами выведения фетв, проблематикой женского вопроса в мусульманском сообществе России и передачи хадисов в современных русскоязычных изданиях.

С лекциями выступают преподаватели Московского исламского института (МИИ) и Санкт-Петербургского государственного университета, сотрудники Санкт-Петербургского Мухтасибата, в т.ч. и.о. заведующего кафедрой религиозных дисциплин МИИ Руслан-хазрат Баишев, первый заместитель председателя ДУМ СПб и ЛО Дамир-хаджи Хусаинов, руководитель аппарата ДУМ СПб и ЛО Наталья Тамбиева, к.и.н., специалист по социальной антропологии стран Магриба Анна Коровкина.

ДУМ РФ И СПбГУ: набор 2020, 5 лет сотрудничества и новые вершины

05.10.2020

2020 год отмечен серьезными шагами и для академической школы петербургского востоковедения, и для мусульманской общины Северной столицы. Ровно пять лет назад на базе Восточного факультета СПбГУ было положено начало реализации Программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама. Годы совместной усердной работы профессорско-преподавательского состава университета, сотрудников Санкт-Петербургского Мухтасибата и направленных от Московского исламского института студентов оказались весьма продуктивными.

Читать еще:  Кришнаиты весело отметили Новый год, но после праздника их московский храм ограбили

К настоящему времени на Восточном факультете уже состоялся выпуск дипломированных арабистов и исламоведов трех основных академических ступеней – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. В их числе – молодые религиозные деятели, которые, усвоив как теологическую, так и светско-академическую научные составляющие, продолжили работу на благо уммы во многих российских регионах. Также на базе старейшего университета России в этом году был учрежден Центр исламских исследований под руководством председателя ДУМ СПб и ЛО, имама-мухтасиба Дамира Мухетдина.

1 сентября двери университета открылись для новых шакирдов, направленных совершенствовать знания по инициативе ДУМ РФ. Новоиспеченные студенты, которые также сформируют новый преподавательский состав на площадке ДУМ СПб и ЛО, поделились мыслями о целях и ожиданиях от нового учебного формата.

Пятничная проповедь на площадке ДУМ СПб и ЛО, в МРОМ г. Луги и Лужского района Ленинградской области

02.10.2020

Джума мубарак! С благословенной пятницей Вас, братья и сестры!

2 октября на площадке ДУМ СПб и ЛО, в МРОМ г. Луги и Лужского района Ленинградской области прошла пятничная молитва. Предлагаем вашему вниманию проповедь первого зампреда ДУМ СПб и ЛО Дамира-хазрата Хусаинова, посвященную институту посланничества как явлению посредничества между Господом и творениями:

«Актуальность темы состоит в том, что люди разделились в понимании посланнической миссии – посредничестве между Господом и людьми – на три группы. Среди них:

– те, кто отрицает это посредничество как единственный способ обучения религии и закону;

– те, кто проявил чрезмерность в понимании такого посредничества и взяли сам субъект, обладателя этой миссии или его последователей в качестве посредников в поклонении и доведении своих нужд уже между собой и Господом;

Петербургская делегация на съезде в Московской Соборной мечети

02.10.2020

21-26 сентября в Московской Соборной мечети, отпраздновавшей в этом году 5-летие масштабной реконструкции, состоялся цикл торжественных мероприятий. На курсах повышения квалификации центральным вопросом стало правовое обеспечение деятельности религиозных организаций. В ходе Пленума ДУМ РФ были озвучены ключевые стратегии и перспективы развития региональных организаций мусульман, входящих в структуру ДУМ РФ. Вопросам интерпретации Сунны и многообразия подходов в исламской теологии была посвящена XIII Международная научно-практическая конференция «Чтения имени Галимджана Баруди».

К участникам обратились председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин и его первый заместитель, председатель ДУМ СПб и ЛО, имам-мухтасиб Дамир Мухетдин. С лекциями и докладами выступили авторитетные ученые, преподаватели-практики, представители органов государственной власти, религиозных организаций России, почетные иностранные гости.

В Москве проходят чтения имени Галимджана Баруди, посвящённые проблеме интерпретации Сунны

24.09.2020

24 сентября в Московской Соборной мечети проходит XIII Международная научно-практическая конференция «Чтения имени Галимджана Баруди» по теме «Проблема интерпретации Сунны: многообразие подходов в исламском богословии».

Цель мероприятия – инициация содержательного сотрудничества между научно-образовательными и культурными центрами исламского мира и России в реконструкции аутентичного концепта Сунны, который характеризуется гуманизмом, веротерпимостью, гибкостью, этической ориентацией, связью с кораническим мировоззрением, реализация связанных с ним совместных научных, образовательных и книгоиздательских проектов.

Организаторами мероприятия выступают Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт, Центр исламских исследований СПбГУ при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и при участии глав Духовных управлений мусульман стран СНГ.

Заседание пленума ДУМ РФ проходит в Москве

23.09.2020

23 сентября в Московской Соборной мечети под председательством главы мусульман России муфтия шейха Равиля Гайнутдина проходит заседание пленума Духовного управления мусульман Российской Федерации.

В работе заседания принимают участие члены президиума, председатели централизованных религиозных организаций мусульман, входящих в структуру ДУМ РФ, руководители высших и средних духовных образовательных организаций и частных образовательных учреждений, созданных ДУМ РФ – всего более 40 человек.

С речью в адрес участников пленума обратился председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин, поздравив с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Значимость Великой Победы, по его словам, невозможно переоценить в истории как России, так и всего человечества. Также глава мусульман России поздравил с пятилетием со дня открытия обновленного и расширенного комплекса Московской Соборной мечети.

Курсы повышения квалификации по программе «Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций»

22.09.2020

21 сентября в Москве стартовали курсы повышения квалификации по программе «Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций».

Организатором мероприятий выступает Духовное управление мусульман Российской Федерации (при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования).

Курсы проходят с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний, в т.ч. социальной дистанции и максимально допустимой вместимости, предписываемой Роспотребнадзором (1 человек на 4 кв. м). Во время нахождения в аудитории верующие соблюдают перчаточно-масочный режим, ограничиваясь только устным приветствием, временно отказавшись от рукопожатий и обниманий.

При входе в аудитории установлены устройство по бесконтактному измерению температуры, а также санитайзеры для дезинфекции рук. Лица с повышенной температурой на лекции не допускаются.

Великий и могучий: история развития русского языка

Алёна Зиновьева 10 октября 2017

Его звучание, выразительные средства и художественные возможности воспевало множество известных людей. На нем говорили Пушкин, Тургенев, Толстой, Добролюбов, Чернышевский… и продолжают говорить более 260 млн человек. Он возник не так давно, как остальные его «собратья», однако имеет уже богатую историю. Речь идет, конечно, о русском языке, историю возникновения и развития которого мы сегодня и расскажем.

Происхождение: версии нескольких ученых

Согласно легенде, которая бытует в Индии, «отцами» русского языка можно считать семерых белых учителей. В далекие времена они явились с холодного Севера (район Гималаев) и подарили людям санскрит – древний литературный язык, получивший распространение в Индии с I в. до н.э., – тем самым заложив основу брахманизма, из которого позже родился буддизм. Многие считают, что этот Север на тот момент был одним из районов России, поэтому современные индусы часто ездят туда паломниками.

По теории этнографа Натальи Гусевой, написавшей более 150 научных трудов по истории и религии Индии, многие слова санскрита полностью совпадают с русскими. Но почему она вообще пришла к такому выводу? Однажды в туристической поездке по северным рекам России Гусева сопровождала уважаемого ученого из Индии. Общаясь с жителями местных деревень, индус неожиданно расплакался и отказался от услуг переводчика. Увидев недоуменные взгляды, он ответил, что очень счастлив слышать родной санскрит. Наталью Гусеву очень заинтересовал этот случай, поэтому она решила посвятить всю свою жизнь изучению русского языка и санскрита.

Текст на санскрите.
Источник: Wikimedia.org

По другой версии, которую одобряет и принимает большинство ученых–филологов, люди около 2,6 млн лет назад (время появления первого человека) были просто вынуждены научиться общаться между собой в ходе коллективной работы. Однако в те времена население было крайне малочисленно, поэтому индивиды разговаривали на одном языке. Спустя тысячи лет, произошла миграция народов: ДНК перепутались и изменились, а племена изолировались друг от друга, так и появилось много разных языков, которые отличались друг от друга по форме и словообразованию. Позже появилась нужда в науке, описывающей новые достижения и изобретенные человеком вещи.

В результате такой эволюции в людских головах возникли так называемые матрицы – языковые картины мира. Этими матрицами занимался лингвист Георгий Гачев, в свое время он изучил их более 30. По его теории, немцы были очень привязаны к своему дому, так и сложился образ типичного немецкоговорящего человека – организованного и бережливого. А менталитет русскоговорящего ­произошел из образа дороги и пути, т.к. в давние времена русскоязычный народ много путешествовал.

Рождение и становление русского языка

Привнесем в нашу статью немного конкретики и более подробно расскажем о рождении и становлении нашего родного и великого русского языка. Для этого вернемся в Индию III тысячелетия до н.э. Тогда среди индоевропейских языков выделялся протославянский диалект, спустя тысячу лет ставший праславянским языком. В VI—VII вв. уже н. э. он разделился на несколько групп: восточную, западную и южную (русский язык принято относить к восточной). В IX в. (момент образования Киевской Руси) древнерусский язык достиг своего максимального развития. В это же время два брата, Кирилл и Мефодий, на основе греческого письма изобрели первую славянскую азбуку и алфавит.

Благодаря труду и знаниям братьев-просветителей, славянский язык стал стремительно развиваться. К тому времени по уровню популярности он уже мог сравниться с греческим и латинским, которые, к слову, тоже принадлежат к индоевропейской языковой семье.

Разделение языка и нормализация письменности

Затем пришла эпоха феодализма, а польско-литовские завоевания в XIII—XIV вв. разделили язык на три группы: русский, украинский и белорусский, а также некоторые промежуточные говоры. К слову, до XVI в. русский был под огромным влиянием двух других – белорусского и украинского и назывался «проста мова».

В XVI в. Московская Русь решила нормализовать письменность русского языка, тогда-то и ввели преобладание сочинительной связи в предложениях и частое употребление союзов «да», «и», «а». Также склонение существительных стало похоже на современное, а основой литературного языка стали характерные для современной московской речи черты: «аканье», согласный «г», окончания «ово» и «ево».

Русский язык в XVIII в.

Петровская эпоха очень сильно повлияла на русскую речь. Именно в это время наш язык освободился от опеки церкви, а в 1708 г. реформировали азбуку и сделали ее подобной европейской.

«Геометриа славенски землемерие» — первое светское издание, напечатанное после реформы русского алфавита 1708 года.
Источник: Wikimedia.org

После Ломоносова язык продолжали развивать и преобразовывать Державин, Радищев, Фонвизин. Отметим, что именно они увеличили количество синонимов, чтобы раскрыть все богатство русской письменности. Также огромный вклад в развитие нашей речи внес, конечно, и А.С. Пушкин, который отвергал все ограничения по стилю и комбинировал русские слова с некоторыми европейскими, чтобы создать полноценную и красочную картину словесности. Далее его поддержали Лермонтов и Гоголь.

Как развивался русский язык в дальнейшем?

С середины XIX до начала XX вв. особое внимание уделялось сближению литературного языка и разговорной речи, расширению языка, благодаря диалектизмам и жаргонизмам, развитию жанра «реализм» в литературе и философской проблематике.

Получается, что наш современный и любимый русский язык, со всеми его лексическими и грамматическими правилами, произошел от смешения различных восточнославянских диалектов, распространенных на территории всей Руси, и церковнославянского языка. В итоге, испытав множество метаморфоз, он стал одним из самых популярных языков мира, который, по словам М.В. Ломоносова, вобрал в себя все «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector