0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 важных фактов о кошерных продуктах Израиля

Содержание

Слово «кошер» пошло от понятия «кашрут» — законов и предписаний, касающихся жизни евреев. Свод этих положений описан в Торе, основном иудейском собрании религиозных текстов. Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания.

Требования предъявляются в основном к выращиванию культур, убою скота и предварительной обработке сырья, составу продуктов. Практически всегда исключается содержание любых посторонних примесей и ненатуральных добавок. Иными словами, кошерный – значит, соответствующий принятым канонам, натуральный. Поэтому и бояться кошерной еды совершенно не стоит.

Понятие «кошерности» в мире стало синонимом натуральности и пользы для здоровья. Так, кошерная косметика никогда не может содержать парабенов и других искусственных ингредиентов.

Кошерными могут быть животные, растения и даже насекомые.

>>> Почему стоит арендовать машину в Израиле. Узнайте подробно про все нюансы

Оружейные игры Израиля за право диктовать Азербайджану: как война в Карабахе сорвала маски

Война в Карабахе показала, что Израиль является отнюдь не второстепенным актором в регионе Южного Кавказа. И дело не только в том, что в ход, в том числе против мирного населения, пошли израильские ОТРК LORA и разведывательно-ударные беспилотники IAI Harop.

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Оказывается, есть на земле такое место, где израильские ударные БПЛА, скажем, Orbiter-2M, используются на поле боя одной из воюющих сторон (Азербайджаном) наравне с тяжелыми ударными беспилотными аппаратами Bayraktar TB2, производимыми в Турции, а точнее, на заводе, принадлежащем зятю турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана — Сельчуку Байрактару. И место это называется Карабах.

Много оружия, всякого и разного

А еще на поле боя вдоль всей линии соприкосновения карабахской Армии обороны и азербайджанских вооруженных сил задействованы белорусские «Полонезы», танки, гаубицы, самоходки «Пион», БТР-ы и даже штурмовики Су-25 (11 штук). О российской военной технике, которая представлена в более чем достаточных объемах у противоборствующих сторон, даже говорить не хочется – давно уже набило оскомину. Равно как и о снарядах для гаубиц и ракетах для РСЗО разного калибра, поставляемых в Азербайджан из Пакистана.

В общем, перечислять все будет долго и муторно, поэтому сразу же перейдем к главному. К теме — кто и почему поставлял все эти годы оружие воюющим в Карабахе сторонам. Ведь никто не наивен настолько, чтобы думать, что дело только в деньгах.

На самом деле международный рынок вооружений существует. И финансовые обороты на этом рынке сопоставимы, скажем, с рынками наркотиков, энергоносителей и так далее. И на этом рынке ведется жесточайшая конкуренция между ведущими странами, которые владеют современнейшими технологиями, необходимыми для того, чтобы люди имели возможность максимально эффективно уничтожать себе подобных. Это понятно, да и в силу «всемогущего» доллара не верят лишь самые наивные.

Однако нельзя отрицать также, что наравне с финансовой составляющей есть у мирового рынка вооружений и обратная сторона – геополитические интересы. И было бы, пожалуй, просто глупо полагать, что таким эффективным рычагом, как продаваемое оружие, не пользуются.

Вот и получается, что сейчас взгляд на кровопролитные бои и человеческую трагедию, развернувшуюся в Карабахе, позволяет просчитывать и видеть геополитические интересы всех стран, оружие которых сейчас стреляет, летает, взрывается и горит на фронте. Ведь на самом деле соотношение финансовых и геополитических интересов любого государства, продающего вооружения, может варьироваться от нуля до бесконечности. И в этом плане, скажем, Россия – показательный пример.

Ведь у этой страны – одна из ведущих ролей на мировом рынке вооружений. И с потенциальными конкурентами идет постоянная жесткая схватка за любого клиента. А как же – свободный ведь рынок. И в этом плане поставки оружия, скажем, Азербайджану (в общей сложности миллиардов на пять) можно объяснить целым рядом факторов.

Интересы бывают разные — финансовые и геополитические

Те же самые танки, артиллерия, гаубицы, РСЗО (ну и так далее) Азербайджан охотно покупал бы и у других производителей и поставщиков, начиная от Турции и Пакистана и заканчивая той же Беларусью или Украиной. А еще есть китайцы, корейцы, американцы, европейцы… В этом плане в бизнесе уступать на рынке конкурентам – смерти подобно. Другое дело, что у России на Южном Кавказе, куда все эти годы она продавала оружие, есть и весьма серьезные геополитические интересы.

И вот уже тридцать лет эти интересы, по большому счету, свелись в регионе к жесткому противостоянию двух государств – Армении , выступающей гарантом безопасности Карабаха, и Азербайджана. Вот и старалась Москва в меру возможностей выравнивать ситуацию, создавать паритет между Ереваном и Баку, поставляя оружие одной из сторон (Армении) по внутренним ценам РФ.

В Москве, по всей видимости, рассчитывали на то, что Азербайджан будет довольствоваться тем количеством вооружений, которое закупалось у России. И тогда выровнять паритет было бы достаточно легко, поставив соответствующее количество Армении. Видимо, рассчитывали также на то, что Баку хоть какую-то часть доходов от халявной каспийской нефти все-таки будет тратить, скажем, на «социалку». Ну, чтобы людям жилось бы чуть легче. Однако решение социально-экономических проблем граждан явно менее всего волновало военно-политическое руководство Азербайджана, и в этом заключался своеобразный «просчет» Москвы.

Только у Израиля Азербайджан за последние годы докупил вооружения (высокотехнологичного) примерно на те же 5 миллиардов долларов. Немало «нефтяных долларов» ушло также в Беларусь и Пакистан уже тогда, когда Москва перестала продавать вооружение стране, у которой (под влиянием Турции) вдруг стали проявляться пантюркистские замашки.

О Турции в данном контексте говорить не нужно. Азербайджану турки продают вооружение самого разного класса, видимо, по тем же «внутренним ценам» (если вообще не бесплатно). Потому-то и «работают» в нынешней карабахской войне, скажем, из РСЗО, в основном турецкие T-300 Kasirga и T-122 Sakarya. Видимо, ракеты как минимум на эту войну Анкара поставляет Баку бесплатно (ну или в кредит). С расчетом на то, что в дальнейшем именно Турция воспользуется предполагаемыми «победами» азербайджанской армии в Карабахе.

Теперь в геополитическом плане. Ну, с Турцией, точнее, с ее неоосманскими (или пантюркистскими, кому как нравится) имперскими амбициями, для Эрдогана весьма болезненными, все более или менее понятно. О том, что Анкара буквально «влезет» в карабахские разборки по самые уши, было ясно изначально.

Кому «мягкое подбрюшье», а кому – Северные ворота

Гораздо интереснее получается сочетание финансовых и геополитических интересов Израиля, ради которых, собственно, и завели власти этой страны в последние годы активные игры на Южном Кавказе. Причем на уровне спецслужб и корпораций, производящих оружие. Насчет финансовой составляющей тех самых теплых отношений Тель-Авива и Баку также расклад вполне очевидный.

Согласно статистике, порядка пятидесяти процентов нефти Израиль закупает именно у Азербайджана. Платить приходится либо звонкой монетой, что до недавнего времени было достаточно дорого (баррель до ста долларов), либо оружием. Цены на израильские высокотехнологичные дроны, ракетные комплексы на рынке весьма высоки. Следовательно, за нефть выгоднее расплачиваться именно ими.

Потом, когда стоимость энергоносителей резко снизилась, да и сейчас, когда цены тихо-тихо, с трудом карабкаются вверх, продолжает работать налаженная за последние годы структура, от которой бизнесмены и с той, и с другой стороны отказываться не намерены. Хорошие доходы в торговле всегда предполагают, что торговцы будут цепляться за налаженный механизм до последнего.

Видимо, поэтому Высокий суд Израиля отклонил ходатайство Общественной организации «Еврейское сердце» о запрете продажи оружия Азербайджану. Мол, не доказано, что продаваемое Тель-Авивом Баку оружие используется для военных преступлений. Ну, со своим судом израильтяне пускай сами разбираются. Тем более, что общественность этой страны, судя по всему, в подавляющем большинстве – на стороне Карабаха.

Геополитические же соображения, из-за которых, собственно, Израиль и наладил с Азербайджаном теплые отношения, несмотря на серьезные разногласия с Турцией, в корне связаны с Ираном. Ведь если для России Южный Кавказ – это «мягкое подбрюшье», за которое Москва любому глотку перегрызет, то для Ирана это – Северные ворота, в которые вечно лезет враг.

И понятно, что Азербайджан в этом плане для Израиля – лакомый кусочек, на который ориентируется не только он, но и его заокеанский патрон – США. Ведь планами американцев о военном ударе по Ирану в последние годы не интересуется лишь ленивый. Вот и получается, что за свое влияние, за право диктовать Азербайджану политический вектор, схлестнулись сразу все – и турки, и израильтяне. Ну а об иранцах и говорить не стоит. Но это уже – тема для отдельного разговора.

Этапы оформления сертификата

  1. Заполнение заявки
  2. Подача заявки в орган по сертификации
  3. Сбор документов для сертификации
  4. Переговоры с органом по сертификации
  5. Подписание договора
  6. Экспертный анализ производства
  7. Устранение выявленных недочетов (если таковые имеются)
  8. Отправка макета на согласование
  9. Получение сертификата

Мы выдаем сертификат «KOSHER» исключительно по результатам испытаний продукции!

Благодаря этому, данной системе сертификации доверяет большое число потребителей, а у вашей компании, соответственно, появляется более значимый вес среди конкурентов.

Во время испытаний будет проверен состав продукции на отсутствие в нем запрещенных ингредиентов, а также весь процесс производства. Повышенное внимание к требованиям сертификации связано с тем, что даже при том, что состав идеально соответствует всем правилам, даже незначительные нарушения на производстве могут привести к появлению в конечном продукте нежелательных компонентов.

Можно ли употреблять в пищу кошерные продукты представителям прочих национальностей и религий?

Запрета на приём в пищу вышеупомянутых продуктов в других конфессиях не существует. Кошерное мясо является также «Халяль», что примечательно для мусульман. Люди абсолютно разных национальностей и конфессий доверяют качеству кошерных продуктов. Такая система питания подходит также для людей с аллергией на лактозу, веганам и убежденным в том, что знак кошерности обеспечивает качество и безопасность продукта.

Известный факт, что очень непросто соблюдать диету, также и придерживаться законам каршута невозможно контроля над собой и дисциплины. Человек, ограничивая себя, закаляет силу воли, энергетическую силу и выносливость. Благодаря всему этому, в конечном итоге он добивается в жизни большего — и в духовной, и в материальной сфере.

Ради Бога: почему растет спрос на «религиозно чистые» продукты и услуги

Что угодно для души

О расширении линеек «богоугодной» продукции предприятия отечественной пищевой промышленности сообщают чуть ли не ежедневно. Прежде всего, речь идет о мясных изделиях — ведь у большинства людей понятие халяльной (от арабского «халяль» — дозволенное), то есть разрешенной для правоверных мусульман, еды ассоциируется именно с отсутствием в ней свинины. Только нынешней осенью о начале выпуска или пополнении такого ассортимента объявили мясоптицекомбинат «Пензенский», холдинг «Тюменский бройлер», ОАО «Царицыно», Лианозовский колбасный завод и мясокомбинат «Раменский». По словам начальника отдела маркетинга комбината «Пензенский» Александра Рябухина, решение о «религиозной» новинке связано с заметно возросшим спросом. «У мусульман в Пензенской области сейчас не очень богатый выбор. Большинство продукции выпускается мелкими частными цехами, от которых вряд ли можно ожидать высокого уровня качества, а рост спроса на «халяль» в последние годы настолько стабилен, что сейчас все крупные предприятия начали задумываться о его производстве», — говорит он.

«В наших планах значительное увеличение как объемов, так и ассортимента, — заверил SB генеральный директор специализирующегося на выпуске халяльных мясопродуктов завода «САФА» Рафаэль Насыров. — Сейчас думаем об изготовлении сырокопченых колбас, консервов и другой продукции».

Однако, вопреки распространенному заблуждению, под запрет у мусульман попадает не только свинина (см. справку), а потому «меры безопасности» вынуждены принимать и те предприятия, которые с мясом вроде бы и вовсе не работают. В частности, выпуск халяльной продукции налажен на казанской кондитерской фабрике «Заря» и местном булочно-кондитерском комбинате. А компания «Заинский крекер» (г. Заинск, Татарстан) и вовсе объявила о полном переходе на «халяль».

Этнический состав населения Москвы по итогам переписей 1989 г. и 2002 г.

Численность в 1989 г. (в тыс. чел.)

Численность в 2002 г. (в тыс. чел.)

«В России это первые кондитеры, решившиеся на такой шаг. Они окончательно отказались от использования ингредиентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманам», — отметил глава комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Татарстана Ильнур Гайнуллин. Проведя специальную проверку, эксперты убедились: вся выпускаемая на заинской фабрике продукция не содержит жиров животного происхождения и желатина, алкоголя, а также сомнительных с точки зрения мусульман красителей (например, кармина, известного также как добавка E120). Что и было подтверждено специальным сертификатом.

Не отстают и производители кошерных (от еврейского «кашрут» — пригодный) продуктов. У евреев запреты и ограничения еще строже (см. справку). Достаточно сказать, что даже стейк из филейной части не имеющего ничего общего со свиньей бычка иудею есть строго воспрещается — Тора позволяет употреблять в пищу лишь мясо с передней половины животного. А ведь есть еще табу, связанные с молоком, рыбой, яйцами. Налицо целый пласт потребителей, которые «обычные» продукты покупать не могут, но за «религиозно чистые» готовы платить. А раз есть спрос — будет и предложение.

Только за последние несколько месяцев департамент кашрута при Главном раввинате России выдал целую пачку сертификатов кошерности, признав «чистыми» несколько видов детского питания, сырки АО «Коломна Молоко», вафельные торты московского комбината «Коломенское», красную (а также минтаевую и тресковую) икру компании «Русское море». И даже несколько сортов «Очаковского» пива. «В иудаизме, в отличие от ислама, запрета на употребление алкоголя нет, хотя некоторые спиртные напитки могут быть некошерными», — сообщили SB в департаменте кашрута.

Все на продажу

«Чистую» пищу, как и любую другую, нужно не только произвести, но и продать. Делают это по-разному. За счет пользующихся спросом халяльных и кошерных продуктов охотно расширяют свой ассортимент самые обычные магазины. «Наличие столь «экзотической» продукции положительно сказывается на имидже. Ведь всегда хорошо звучит «Только у нас вы найдете. » Это добавляет привлекательности, а, придя в магазин, скажем, за кониной, человек, возможно, купит и что-то еще. Появление на полках товаров немассового производства, как правило, увеличивает оборот», — отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская.

В результате нанесенные на упаковку эхшеры (значки, подтверждающие кошерность) или маркировки «халяль» можно встретить практически в любом крупном супермаркете, а в некоторых для таких продуктов созданы специальные зоны. Кошерные отделы и стенды есть в столичных «Мосмарте» и «Патэрсоне». Встречаются они и за Уралом, не только в Биробиджане. Например, недавно такая витрина открылась в одном из омских супермаркетов. «Его представители по собственной инициативе обратились в еврейскую общину, увидев публикацию о первом после революции кошерном забое скота. Если есть предложение, значит, существует и спрос, посчитало руководство и приняло решение устроить кошерный отдел», — отмечает раввин Омска Ошер Кричевский.

Стеллажи с халяльной продукцией в столичных супермаркетах тоже не редкость. Есть они в «Бахетле», а недавно вывеска «Халяль» появилась и в сети «Ашан». «Мы давно предлагали ее руководству создать для удобства покупателей-мусульман отдельную витрину. Теперь наши пожелания воплотились в жизнь. Мы очень рады, что людям не придется долго искать товар благодаря таким табличкам», — говорит генеральный директор Центра стандартизации и сертификации «Халяль» при Совете муфтиев России Жафар Азизбаев.

Другой канал распространения «религиозно чистых» продуктов — особые кошер-маркеты или халяль-универмаги. Этот вариант активно используется самими производителями. Собственные фирменные магазины в Москве (в том числе на территории Мемориальной мечети на Поклонной горе) созданы специализированным предприятием «САФА», а также Щелковским заводом «Халяль-Аш». Работают в столице и области «независимые» торговые точки — недавно открытый в Москве «Таваккуль», только что появившийся в подмосковной Коломне «Татарский», активно рекламирующий себя в интернете «Халяль-продукт» и, конечно, супермаркеты «Апельсин», один из которых в ходе проведенного недавно префектурой ЦАО опроса покупателей был признан в ряду лучших магазинов центра города.

«Думаю, высокая оценка местных жителей связана с расширенной из-за отсутствия отдела спиртных напитков сеткой продуктов, предлагаемых нами, а также индивидуальным подходом к каждому клиенту. Упор делается на обслуживание посетителей. Сюда приходят не только за покупками, но и за общением, чего подчас очень не хватает пенсионерам», — объяснил генеральный директор супермаркета «Апельсин-Халяль» Ильгам Мухарлямов.

Специализированных кошерных магазинов в Москве два — при синагоге на Большой Бронной и «Кошер-маркет» недалеко от Еврейского общинного центра в Марь-иной Роще. На недостаток клиентов ни тот, ни другой не жалуются, хотя цены на мясо и прочие продукты здесь ощутимо выше, чем в «обычной» рознице. «Наш оборот только в 2006 году вырос примерно на 70%, расширился и ассортимент. Многое импортируется из Израиля, США, Франции, однако на полках есть и кошерные товары российского производства», — заявили SB в «Кошер-маркете». Кроме Москвы, крупные магазины такой направленности, как сообщили нам в Федерации еврейских общин России, действуют в Санкт-Петербурге, Сочи, Перми, Новосибирске, Тольятти и Казани.

Читать еще:  В Николо-Угрешском монастыре будет выставлен гвоздь с креста, на котором распяли Иисуса

Как получить сертификат халяльности

Для получения сертификата халяльности производителям пищевой продукции, владельцам заведений общепита или торговых точек необходимо обратиться в Центр стандартизации и сертификации «Халяль» при Совете муфтиев России или в комитет по стандарту «Халяль» при региональном Духовном управлении мусульман.

После события развиваются в следующем порядке:

1. Составляется «Протокол о намерениях», в котором указывают наименование предприятия, его юридический адрес, адреса производственных площадок, запланированный ассортимент продукции, объемы выпуска и сбыта, источники сырья (основного, специй, добавок и др.), наличие сертификатов халяльности на них, предполагаемые регионы реализации.

2. Заключается договор на проведение специальной проверки производственных и торговых мощностей.

3. На предприятие выезжают эксперты для освидетельствования производственных помещений, оборудования, технологической документации.

4. Разрабатывается план мероприятий для обеспечения производства продукции «халяль».

5. Повторный выезд экспертов для составления акта готовности предприятия производить продукцию.

6. На основании положительных результатов выполнения рекомендаций выдается сертификат о соответствии требованиям стандарта «ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР».

7. Совет муфтиев России выдает эксперту предприятия доверенность на право контролировать соответствие производства требованиям стандарта «ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР» или назначает своего представителя

Свои сложности

Собираясь заняться «богоугодными» товарами, нужно понимать, что и производителей, и ритейлеров здесь ждут не только выгоды, но и проблемы. И не какого-нибудь там мистического, а самого что ни на есть реального характера. Во-первых, процесс изготовления «чистых» с религиозной точки зрения продуктов куда сложнее обычного. Достаточно сказать, что убой животных, из мяса которых впоследствии будет произведена колбаса или сосиски, должен проходить в строгом соответствии с религиозными канонами. То же касается разделки туш и обработки. Любое нарушение правил может сделать продукт «нечистым» и повлечь за собой отзыв сертификата, что изрядно подорвет репутацию компании в глазах целевой аудитории.

Между тем за соблюдением всех условий и мусульманские, и иудейские эксперты следят строго. Например, в 2006 году в связи с подтверждением факта фальсификации кошерных вин, выпущенных молдавским СП Basarabia Lwin Invest, департамент кашрута при Главном раввинате России отозвал выданный ранее сертификат кошерности, а уже в этом году некошерными признаны сухие дрожжи одного французского производителя. Кроме того, каждый желающий может в любой момент свериться со списком кошерных продуктов на сайте департамента кашрута.

Перечень предприятий, «законно» выпускающих халяльный товар, можно найти и на сайте Центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России. Здесь же ведется и специальный «черный список» нарушителей, на которых все желающие могут подавать в суд за недостоверную информацию на упаковке.

Напомним также о заведомой некошерности практически половины туши. Кстати, именно это обстоятельство, по словам Жафара Азизбаева, и вынудило руководство мясокомбината «Раменский», уже выпускающего кошерные мясопродукты, наладить выпуск еще и халяльной линейки. Нормы ислама против забитой по иудейским канонам скотины ничего не имеют, а значит, непригодные с точки зрения одних «задки» вполне могут использовать другие.

Свои сложности есть и в производстве молочных продуктов. «При технологическом процессе обязательно присутствует машгиах, особый эксперт, который контролирует качество дойки, чистоту помещения, оборудования, людей и коров. Он устраивает специальную проверку каждого животного на ферме, следит, чтобы у них не было кровотечения или гноения», — объясняет глава фирмы «Рускошер» Менахем Оренштейн. Плюс к тому на производстве и в магазинах необходимо создание отдельных зон для хранения кошерных и халяльных продуктов и сырья для них. Все это, безусловно, сказывается на себестоимости.

Отдельные проблемы возникают и у розницы. Если магазин или, например, кафе создается специально для продажи халяльного товара, то ничем «запретным» они торговать уже не смогут. В том числе и такой высоко-прибыльной продукцией, как спиртное. Именно поэтому в Москве до сих пор не открылось ни одной халяльной точки общепита. «Ресторанов и кафе, соответствующих стандарту «Халяль», в столице пока нет, исключение — кафе при мечети на Проспекте Мира», — сообщили SB в Совете муфтиев России.

Зачем потребителям кошерная еда

Желание потребителей правильно питаться и есть исключительно здоровую еду очень сильно влияет на современные гастрономические тенденции. В интернете сейчас можно найти десятки концепций здорового питания. Потребители пробуют различные диеты, зацикливаются на органических продуктах, и всеми силами и возможностями стараются соответствовать своеобразной моде «есть только здоровую пищу».

Ни для кого не секрет, что для современного потребителя здоровье и безопасность сегодня стоят на первом месте. А халяльные и кошерные продукты нередко позиционируются как наиболее экологически чистые. В результате спрос на них увеличивается. Сегодня можно уверенно сказать, что сегмент «религиозных» продуктов становится новым модным брендом.

В еврейской культуре уже тысячи лет существует диетарная система — кашрут, дающая четкие представления о том, как питание влияет на человека. Про мусульманский маркетинг я уже писал. Сегодня разбираемся, что такое кошерные продукты и какую пользу кошерная сертификация может принести бизнесу. На самом деле, здесь больше маркетинга, чем ЗОЖ.

Что такое кошерная еда

Кошерным является продукт, ингредиенты которого и производственный процесс, соответствуют еврейскому диетарному закону кашруту («кашрут» ивр. — пригодность) — один из разделов еврейского религиозного законодательства, занимающийся вопросами разрешенной и запрещенной в употребление пищи.

Эти религиозные правила употребления еды были взяты не с потолка. В основном это древние и крайне упрощенные санитарные нормы и правила ЗОЖ, оформленные в закон на имеющемся тогда уровне знаний.

Многие современные евреи считают, что законы кашрута устаревшими примитивными медико-санитарными правилами. Например, согласно современным научным знаниям нет никаких причин считать мясо верблюда или кролика менее здоровыми, чем мясо коровы или козы. Нет также прямых научных доказательств или наблюдений вреда от сочетаемости молочной и мясной продукции (но это считается не кошерным).

И логика, и технологии

В силу современного развития технологий производства, упаковки и хранения пищевых продуктов, некоторые спорные зявления закона о кашруте получили новые уточнения и пояснения. И вопрос тут не столько в диетологии, сколько в простой в логике.

Например, не кошерный для употребления в пищу верблюд является более полезным в качестве вьючного животного, чем как источник пищи. А всем известное не сочетание молочных и мясных продуктов объясняется тем, что богатые белком мясо и «молочка» для переваривания в организме требуют больше усилий. Поскольку на переваривание белковой пищи тело может тратить до 30% энергии, которую от них получает (в среднем, тело тратит не более 5-10% от содержащейся в пище энергии на ее переваривание). Логичным объяснением будет не усугублять работу организма сочетая мясные и молочные продукты?

Так или иначе, кашрут заслужил свою репутацию благодаря четкому, бескомпромиссному механизму контроля качества. Во всем мире создан огромный потенциал доверия кашруту. И все мировые бренды в своем ассортименте имеют кошерные продукты питания, которые у большинства людей в мире ассоциируются с продуктом более высокого качества.

Перспективы рынка кошерных, халяльных и постных продуктов

Росту спроса на постные, халяльные и кошерные продукты являются увеличение интереса к религиозным практикам. К примеру, во время Великого поста растет спрос на постные продукты. Все ритейлеры отмечают, что в этот период продажи всех постных продуктов увеличиваются в разы.

Рост продаж в таких традиционно «постных» категориях, как замороженные овощи и смеси в денежном выражении составляет порядка 30-40%. Рост спроса на постные продукты во время Великого поста отмечают в Дикси, Metro Cash&Carry, X5 Retail Group (розничные сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель»). По окончании поста спрос резко снижается и через некоторое время стабилизируется.

В многоконфессиональной России помимо рынка постных продуктов, существуют и развиваются рынки халяльной и кошерной продукции. Халяльные продукты питания, предназначенные для мусульман, занимают даже более значительную долю на российском рынке, чем постные продукты.

Сотрудники Центра стандартизации и сертификации «Халяль» (Москва) оценивают, что в России ежемесячно производится порядка 5 тыс. тонн халяльного куриного мяса и около 1 тыс. тонн халяльной говядины. Объем импорта сопоставим с объемом внутреннего производства.

Только в Москве число граждан, следующих мусульманским традициям (а соответственно, потребляющих халяль) оценивается экспертами примерно на уровне 100 тыс. человек. Реальное же число потребителей халяльной продукции в столице может быть значительно большим. Как часто бывает и в других конфессиях, сегодня следовать традиционным пищевым предписаниям решают даже не слишком религиозные люди.

Кошерная продукция

Если рынок халяльной продукции достаточно широк и представлен как российскими, так и зарубежными производителями, то иначе обстоят дела с кошерной продукцией. Оценить рынок кошерных продуктов питания в денежном выражении не представляется возможным.

Представители Российского еврейского конгресса определяют рынок кошерной продукции в России как очень небольшой. Примерное число потребителей кошерных продуктов питания: 50-60 тысяч человек. Из них примерно 10 тысяч — российские евреи, а 40-50 тысяч — живущие в России граждане Израиля.

Объем российского рынка кошерных продуктов эксперты оценивают примерно в $5 млн. При этом на российском рынке доминируют иностранные производители. Однако, у этого сегмента имеется огромный потенциал.

Если посмотреть на рынок США, на котором на сегодняшний день евреи составляют менее 2% населения и только очень небольшая их часть досконально соблюдают законы кашрута, то на нем более 48% продуктов питания и напитков продается там в упаковках с кошерным символом. В 2010 году, они составляли лишь 33% продукции.

Только в США рынок кошерных продуктов оценивается в 17 миллиардов долларов. В целом мировой рынок кошерных товаров оценивается в примерно в 29 миллиардов долларов в год с тенденцией роста примерно 10-15% ежегодно.

Почему же знак «Кошер» по статистике сегодня является самым используемым знаком для пометки продуктов питания? Для того чтобы проанализировать размеры громадные размеры рынка и быстрый рост, было проведено исследование покупателей кошерных товаров в результате чего выяснилось что основная масса клиентов кошерного рынка использует стандарты кошер совсем в иных целях.

Кто же основные покупатели кошерной продукции?

  1. Евреи
    Употреблять в пищу исключительно кошерные продукты важно для всех, кто придерживается кашрута.
  2. Мусульмане
    Диетические законы ислама почти полностью совпадают с законами кошер. Ассортимент кошерных блюд значитлеьно шире. В число кошерных продуктов входят не только мясо курицы и говядины, но и крупы, чай, замороженные овощи и еще многие продукты, которые позволяют расширить меню.
  3. Православные и католики
    Во время поста используют кошерную продукцию с отметкой парве (нейтральной) подтверждающей не животное происхождение товара.
  4. Протестанты
    Кошерная продукция как нельзя лучше подходит адвентистам седьмого дня по религиозным соображениям.
  5. Индуисты
    Используют товары кошер-парве соответствующие их религиозным требованиям.
  6. Вегетарианцы и веганы
    Используют кошерную продукцию со статусом «парве» гарантирующию неживотное происхождение продукта.
  7. Люди с аллергией на лактозу
    Кошерные парве (нейтральные продукты) гарантируют даже минимальное отсутствие молока, что очень ценят люди с аллергией на лактозу.
  8. Страдающие аллергией на клейковину
    Используют товары кошерные на Песах не содержащие клейковины.
  9. Люди с экстра требованиями к качеству продуктов питания
    Предпочитают товары прошедшие еще один независимый контроль на всех стадиях производства и упаковки.

Как видите, целевые группы покупателей кошерной продукции это не только представители религиозных групп, но и люди с различными диетическими пристрастиями и различными видами аллергий.

Наш кошер везде кошер

Целевая аудитория кошерных продуктов в РФ — это люди со средним достатком от $3 тыс. в месяц и выше. Эти покупатели, которые могут себе позволить купить виноградный сок по цене 150—200 руб. за литр. Они хотят хорошо, вкусно и полезно питаться.

Другими словами, покупатели, убежденные, что знак кошерности обеспечивает качество и чистоту продукта. Потребители, покупающие кошерные продукты, тратят на питание в среднем на человека на 30-40% больше. Кошерные продукты продаются на 20% лучше стоящих рядом на полке продуктов конкурирующих некошерных марок (данные Kosher Spirit).

Кроме того, именно кошерные продукты питания попадают под группу экологически чистых продуктов, которые сейчас в большой моде и как нельзя лучше подходят под тренд ЗОЖ. Как сказал один раввин из Нью-Йорка «Если хочешь быть уверенным, что эту курицу не кормили антибиотиками, покупай кошерную».

Знаки кошерности

В мировой практике существует большое количество так называемых экшеров — знаков кашрута, которые даются производителям по итогам проверки производства по вышеописанным критериям. Присутствие на упаковке такого знака говорит о том, что данный продукт получил сертификат кошерности и нет сомнений в том, что он разрешен в пищу согласно еврейскому закону.

Знаки «кошерности» пищевой продукции на отечественных макаронах.

Сегодня знак кошерности получают все больше российских продуктов и напитков. Большинство крупных игроков рынка продуктов питания уже получили сертификат кошерности на свои продукты. Это такие известные отечественные бренды, как «Макфа», «Кристалл», «Российские семена», «Русский стандарт» (алкогольные изделия), «Победа вкуса», «Русское Море», «Балтика» и «Очаково» (пиво) «Ногинский пищевой комбинат», «Невская сушка», «Коломенский молочный завод». «Славпром» (Славянск–на–Кубани) выпускает партии кошерного вина.

Символ «кашрут» есть на продукции мировых торговых марок Snapple, Domino, Tropicana, Maxwell House, Kraft Foods, Post. Службы сертификатов кашрута уже более 70 лет выдают свои разрешения на более 300 000 продуктов в более 90 странах. Кошерная сертификация проводится и в России. Кошерный сертификат сегодня стал реальным инструментом для расширение рынка сбыта и увеличения объёмов продаж. А кошерные продукты питания — долгосрочный трендом на российском рынке.

Кашрут сам становится новым брендом. Кошерная, халяльная и постная продукция позиционируется как полезная пища для людей любого вероисповедания. И даже для атеистов.

Материалы по теме

Кто не знает, среди моих компаний есть Центр йогатерапии «ЙогаМед» История его возникновения до банальности проста! 3,5 года назад у меня заболела спина. Спина-то болела у меня и раньше, но…

Вот, блин, когда вижу такие вещи, становится так жаль тех людей, кто на них покупается. Йога не может быть ничем другим, как просто йогой! Граждане, все эти направления йоги -…

Недавно мне попались данные опроса, проведенного одним производителем курсов иностранных языков. Результат меня, откровенно, удивил. Обратите внимание, около 40% опрошенных предпочли бы не изучать язык, а улучшить свою мотивацию, активность и…

Как растет спрос на кошерную, халяльную и православную еду

Халяльное и кошерное мясо дороже обычного, тем не менее его охотно покупают не только верующие. Спросом пользуется и особый «православный продукт», хотя РПЦ уверяет, что такого продукта в природе не существует. Почему далеким от религии людям нравится конфессиональная еда, разбирался корреспондент «Денег».

Уроженец Дагестана Магомед У. переехал в город Шахты Ростовской области несколько лет назад. Каждое утро он едет 20 минут на автобусе до работы и, пройдя через проходную, моется, переодевается в стерильный спецкостюм, надевает головной убор и перчатки. В общем, видна одна борода. Затем идет в специальную чистую комнату, где расстилает молельный коврик и молится. Так начинаются его рабочий день и производство продукции по нормам халяля. Это важнейшая часть контракта компании «Евродон» и халяльного центра, приславшего на предприятие Магомеда. После молитвы нужно проследить за чистотой на производстве и технологией — но с этим у «Евродона» все и так было в порядке. Получение халяльного сертификата хлопот «Евродону» доставило, таким образом, немного — а резон в его приобретении был весомый: лидер в сегменте индейки, компания уже около 5% своей продукции продает с маркировкой «халяль» (пять лет назад было 1%), на 3-4% дороже сопоставимых продуктов в сегменте.

На самом деле никакой приверженности исламу ни владельцы, ни менеджеры «Евродона» не испытывают. Ростовская компания просто верно угадала тренд: продажа еды под брендами, связанными с религией, располагает покупателя к производителю. Даже когда эта связь выдуманная. В 2010 году, например, «Евродон» зарегистрировал торговую марку «Индейка Пасхальная» — явно рассчитывая на аберрацию сознания потребителя, который так мечтает отметить праздник с гигантской жареной птицей, что готов не делать различий между православной Пасхой и американским Днем благодарения.

Себестоимость кошерной баранины существенно выше, чем халяльной

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

На православии в правильное время действительно можно неплохо заработать и повысить продажи, поэтому российские производители с готовностью используют любые тематические наклейки перед Великим постом и Пасхой. Питерская компания «Петрохолод», которую многие считают в этом деле первопроходцем, еще в 2006 году придумала бренд «Русь православная», и стала выпускать под ним вегетарианские пельмени и котлеты, продаются они главным образом во время Великого поста. На сайте компании указано, что бренд получил официальное благословение наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, епископа Выборгского Назария.

Между тем известно, что никакого официального свода правил относительно «правильных» продуктов питания у христиан нет, а Русская православная церковь даже дала отрицательный отзыв на идею Общественной палаты о специальной сертификации православной еды. Зато к этой идее с энтузиазмом отнеслась компания «Амскорт Интернэшнл». Она уже довольно давно предлагает сертификаты собственного изобретения, например «Знак качества», а в позапрошлом году придумала сертификат «Православный стандарт» (РПЦ от такой сертификации не в восторге).

Ничего съедобного

Производители еды по собственному усмотрению снабжают свою продукцию наклейками типа «рекомендовано в Пасху» — и это работает. «Каждый год мы отмечаем рост продаж овсяного печенья «Посиделкино» в период Великого поста. Мы маркируем упаковки продукции специальным значком «можно в пост». В среднем, по опыту нескольких лет, в период поста мы видим рост продаж порядка 35-40%»,— говорит региональный менеджер компании «Любимый край» Екатерина Подовинникова. При этом надо понимать, что бюджет на значок — мизерный.

Правда, специализированные православные магазины такие наклейки не любят и иначе как маркетинговой уловкой не называют. «Наши клиенты смотрят на состав, а не на значки, потому что их клеят уже на все подряд»,— сказали «Деньгам» в одном из православных интернет-магазинов.

Никаких правил для продуктов питания в христианстве нет, но производители готовы их выдумать

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

В России живет более 20 млн мусульман, каждый год численность этой группы населения увеличивается примерно на 10%. Между тем продажи халяльной еды за последние годы увеличились в разы. Быстрее всего растет производство халяльного мяса. Точных данных никто не собирает, но, по информации президента AgriFood Strategies Альберта Давлеева, из 4,5 млн тонн мяса птицы, производимого в России за год, примерно 0,5 млн тонн — халяль, то есть около 9% всей российской птицы адресовано мусульманам. (Помимо «Евродона», крупным производителем халяльной птицы является компания «Черкизово», ее специальный халяльный бренд — «Латифа»).

Читать еще:  Советский Союз перешел на григорианский календарь (1918)

При этом доля халяльной баранины и говядины в магазинах еще больше — 55% и 15% соответственно, полагает исполнительный директор «Ринкон-менеджмент» Константин Корнеев. International Trade Centre оценивает российский рынок халяльного мяса в $10 млрд.

Согласно исследованиям самих производителей и к их удивлению, значительную долю покупателей халяльной продукции составили не мусульмане. Она воспринимается как более качественная и чистая, так что ее берут все подряд, и производители, видя такой энтузиазм, наращивают профильные мощности.

Кроме того, халяльное мясо проще экспортировать: соответствующая маркировка — пропуск на рынки Ближнего Востока, и производители этим активно пользуются. «Экспорт халяльного мяса птицы в 2015 году составил 15 тыс. тонн, прогноз на 2016-й — 20 тыс. тонн. А вместе с другими видами мяса потенциал экспорта в ближайшие год-два достигнет 100 тыс. тонн»,— считает руководитель международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Айдар Газизов.

Кашрут не нужен

Количество мусульман в России ежегодно растет минимум на 10%, а количество специализированных производителей и продавцов «правильной» еды для них — еще быстрее

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

А вот перспективы у рынка кошерных продуктов совсем не такие радужные. Компания «Любимый край» изучала вопрос получения сертификата кошерности для печенья и пряников «Посиделкино» на предмет поставок в США и Израиль, но в итоге сочла это невыгодным. Сертификат стоит около €3 тыс. в год, однако придется сильно потратиться на изменение технологий. «Влияние кошерности на продажи кондитерских изделий сомнительно, и по опыту других компаний нашего рынка мы видим, что такой сертификат не дает существенного роста продаж»,— пояснила Екатерина Подовинникова.

Производители кошерных товаров пользуются тем, что конкуренции в их нише практически нет, и, по их собственному утверждению, некоторый рост продаж они все же фиксируют. Так, бренд «Тевье молочник» благодаря сертификату кошерности прошел во многие московские торговые сети. Правда, «Ашан» и «Магнит» от него отказались из-за цены, сожалеет владелец компании «Альянс молоко» (владелец марки «Тевье молочник») Игорь Сандлер. Единственным крупным производителем кошерного мяса является Раменский мясокомбинат, который выделил под него отдельный бренд «Эльйон». Впрочем, и в том и в другом случае выбор ниши обусловлен не реальными интересами бизнеса, а скорее религиозной принадлежностью его владельцев.

По словам руководителя кошерного гастронома, в Подмосковье кашруту соответствуют примерно лишь две коровы из десяти

Дело в том, что себестоимость у еды, отвечающей требованиям кашрута, гораздо выше, чем у халяльной (особенно это касается мясной продукции). О сложностях кошерного производства среди производителей ходят легенды. «Как-то мы думали получить сертификат кошерного производства для мяса птицы, но потом руководство и инженеры завода пообщались со специалистами по кашруту и сказали, что никогда в жизни не возьмутся за это, отказались проходить сертификацию — настолько сложной оказалась технология для кашрута»,— рассказали «Деньгам» в одной из компаний, попросив ее не называть. Производителя смутила, в частности, необходимость ручного забоя и разделки — эти операции, как правило, давно автоматизированы.

Победа над творогом

«На кошерном производстве убой производится только вручную, при снятии пера используется низкотемпературное ошпаривание, необходим особый контроль внутренностей птицы. Все эти процессы невозможно автоматизировать, поэтому производство кошерной продукции практически редко появляется у нас на крупных поточных производствах»,— говорит Константин Корнеев. В свою очередь Игорь Сандлер отмечает, что для кошерной «молочки» нужны специальные закваски и ингредиенты, многие из которых в России не выпускаются.

В любом случае при производстве кошерных продуктов питания всю цепочку от поля до прилавка контролируют специалисты-машгиахи. Они работают на департамент кашрута при Главном раввинате, но за их работу платит производитель. У «Альянса молоко» они находятся на каждой ферме—поставщике сырого молока, проверяют все корма и ингредиенты и даже смотрят за чистотой вымени коров перед дойкой в пять утра, а на заводе, по словам Игоря Сандлера, они днюют и ночуют, следя за оборудованием и даже за трубами — их необходимо ошпаривать кипятком, чтобы не было бактерий. С вечера пятницы по вечер субботы (то есть в шаббат) производство перепрофилируется на некошерное.

В итоге кошерная мясная продукция получается дороже обычной сопоставимой на 40-50%, а молочная — на 10-15%. По словам гендиректора кошерного гастронома «Пардес» Альберта Давыдова, его магазин порой вынужден производить забой коров своими силами, кроме того, он по собственному опыту знает, что в Подмосковье кашруту соответствуют примерно лишь две коровы из десяти. Причем использовать кошерно можно только переднюю часть туши. На юге России «кошерное» соотношение крупного рогатого скота лучше, но прибавка в себестоимости все равно получается минимум 40%.

«Да, действительно, в России кошерное мясо существенно дороже, но так быть не должно. Я знаю множество производств в США и Израиле, где отбраковка составляет только 70% объема производства, поэтому разница в цене гораздо ниже. Исключая молочную и мясную продукцию, кошерные товары могут стоить как обычные»,— замечает глава департамента кашрута при Главном раввинате России Иосиф Верзуб.

Единственные кошерные продукты, дешевые в производстве,— овощи и фрукты. В департаменте кашрута «Деньгам» пояснили, что в России для непереработанных овощей и фруктов сертификация вообще не нужна.

Светские с ложками

В магазин кошерных продуктов «Эльйон» приходят и православные, и мусульмане, и совсем неверующие

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Наблюдая, как растут продажи разных конфессиональных продуктов питания, иной может решить, что российское население стремительно становиться религиозным. На самом деле это не так.

Эксперт по рекламе и маркетингу института МИРБИС Евгений Бойченко считает взлет халяля, кашрута и православных маркировок в том числе следствием псевдорелигиозности. Особое внимание он обращает на нестыковку ответов в тематических опросах. «В России, как показывают исследования, не менее 80% считают себя православными, но реально в церковь ходят и по-настоящему соблюдают пост не более 5-7%. В период православного поста не изменяются продажи мяса или молочных продуктов, при этом дополнительные значки «рекомендовано в пост» могут вызвать рост продаж»,— рассказывает он. При этом, согласно опросу Euromonitor, примерно 17 млн россиян постятся каждый год. Получается, что пост сопровождается покупкой продуктов с наклейками и одновременно потреблением молока и мяса.

По оценке маркетинговой компании Canadean, всего 8% россиян едят только халяльные продукты, хотя доля мусульман в России оценивается в 20-25%. Для сравнения, в США халяль покупает 14% населения, в Великобритании — 11%. Многие российские мусульмане приобретают халяльные продтовары только по случаю, в том же «Ашане» к примеру, если случайно натыкаются на них.

Бес стагнации

Евреев в России вообще доли процента, а по-настоящему религиозных хорошо если наберется пара десятков тысяч, поэтому кошерные магазины выживают за счет светского населения, живущего в соседних домах, а также мусульман (в соответствии с нормами ислама кошерная мясная продукция дозволена мусульманам). «Примерно половина посетителей нашего магазина — люди, отношения к иудаизму не имеющие, еще процентов пять — мусульмане, живущие рядом»,— оценивает трафик своего гастронома Альберт Давыдов.

Успех религиозного маркетинга в России в большой степени связан со стереотипами. «Россияне считают, что халяльная и кошерная продукция экологически чистая, вкуснее обычной и качественнее. Действительно, требования для сертификации включают контроль ингредиентов и чистоты процесса, но качество и вкус у продукции других хороших производств не хуже»,— говорит Константин Корнеев из «Ринкон-менеджмент». Примерно такие же мысли у россиян относительно товаров, маркированных под пост и Пасху. В целом они убеждены, что это означает дополнительный контроль качества, и потому готовы переплачивать.

Эксперты предсказывают, что Россия, скорее всего, повторит путь западных стран, где главный покупатель товаров с указанием на ту или иную конфессиональную принадлежность — человек светский, нерелигиозный. Примерно треть халяльной еды на Западе приобретают люди, к исламу не имеющие отношения. Американская ассоциация халяльной продукции заявляет, что такой товар занимает около четверти всего мирового рынка продовольствия, оборот в нише халяля достиг $650 млрд. Ситуация с кашрутом схожая. В некоторых американских супермаркетах кошерные продукты занимают до 40% полок, но 80% их потребителей никак не связаны с иудаизмом. Последователей этой религии — не более 0,2% мирового населения, между тем, по данным Market Research Group, рынок кошерных продуктов имеет годовой оборот $260 млрд.

Еще раз о кашруте вина

Статья посвящена кошерности вина. Рассказываются основные принципы кашрута вообще, кашрута вина в частности, и правила сохранения кошерности вина.

A Jewish man buying kosher wine for sacramental purposes, New York, New York, early to mid 20th century. (Photo by Underwood Archives/Getty Images)

Кашрут

Слово «кошер» на иврите буквально означает «подходящий, пригодный». Законы кашрута или точнее правила кошерности пищи определяют продукты, определенные как подходящие, пригодные для потребления евреем. Эти правила распространяются на происхождение продуктов — животных и растительных, на приготовление пищи из кошерных продуктов и даже на подачу блюд к столу.

Сейчас мы приведем пять самых основных правил кошерности, просто в качестве общей информации. Если вас интересует только кошерность вина, смело пропускайте эти правила и историю, и переходите к существу вопроса.

Основные правила
  • Одни виды животных (и их яйца и молоко) разрешены для потребления, а другие запрещены. Например, говядина, баранина, курица и индюшка разрешены, а свинина, конина и моллюски, да и другие морские гады — запрещены.
  • Запрещено смешивание мясного с молочным. Для каждого из этих двух видов пищи используется отдельная посуда. Кроме того, соблюдается определенный период времени ожидания между их употреблением.
  • Правило шхиты — разрешенное в пищу животное должно быть забито (умерщвлено) специальным образом, безболезненным для животного. Некоторые части туши, включая кровь, должны быть удалены. Кровь запрещена к употреблению в пищу категорически.
  • Фрукты и овощи, а также злаки, в основном всегда кошерны. Они не относятся ни к мясному, ни к молочному, а составляют отдельную (среднюю) категорию — парве.
  • Насекомые запрещены к употреблению (за исключением одного вида саранчи, однако это исключение не используется в настоящее время). Поэтому должно быть обеспечено отсутствие насекомых в любой растительной пище.
  • Вино, виноградный сок и продукты перегонки вина, коньяк, арманьяк, граппа, чача и т.д., выделены в отдельную категорию кашрута из-за значимости предмета в еврейской жизни.
  • Полный свод законов о кошерности очень сложен. Существует специальный институт сертифицированных наблюдателей, получивших соответствующее образование, которые инспектируют пищевые производства и предприятия и удостоверяют их кошерность и кошерность их продукции

Значения различных символов кошерности можно посмотреть например на сайте Кошер.ру, посвященном кашруту и его сертификации.

Символы кашрута, распространенные в Северной Америке

Происхождение заповедей кошерности

Правила кашрута были выданы Всевышним евреям в Синайской пустыне вместе с дарованием Торы. В Пятикнижии они записаны в книге Ваикра (Левиты) в главе 11 и в книге Дварим (Второзаконие) в 14-ой главе. Детали и всевозможные подробности этих законов передавались из поколения в поколение и в конечном итоге были записаны в Талмуде. К ним добавлены некоторые дополнения, служащие «оградами», позволяющими не нарушить законы Торы.

Важно отметить, что законы кошерности не имеют рационального объяснения. Можно сказать, что кашрут представляет собой своего рода «еврейскую духовную диету». Пища, определенная кошерной, полезна для еврейской души. А не кошерная — не полезна. Изучение же эзотерической составляющей религии не входит в цели нашей статьи.

Винотурс на сборе урожая кошерной винодельни Гваот

Сельское хозяйство

Как уже упоминалось выше, сельскохозяйственные продукты — злаки, овощи, фрукты и ягоды — в принципе кошерны. Необходимо только удостовериться в отсутствии в них насекомых. Однако к продуктам растительного происхождения, выращенным в Израиле, предъявляются следующие четыре основных требования.

  • Правило трумот и маасрот (благотворительность и десятина) — различные виды «десятин» должны быть отделены от урожая, прежде чем он становится разрешенным к использованию. Исторически десятина отделялась для людей (левиим и коhаним), занятых в работе Храма. В наше время, когда Храма нет, заповедь выполняют с приблизительно 1% урожая.
  • Правило орлА (отделение) — урожай фруктов первых трех лет после посадки дерева запрещен к употреблению в пищу.
  • Правило нэта реваи (четвертый год) — фрукты урожая четвертого года плодоношения, которые во времена Храма можно было есть только в Иерусалиме, тоже запрещены в настоящее время.
  • Правило запрета на смешивание несовместимого — запрещено выращивать фрукты, овощи и злаки между виноградными лозами
  • Правило шнат шмита (субботний год) -запрещена обработка земли [Израиля] каждый седьмой год [сельскохозяйственного цикла]. Соответственно, урожай, выращенный и собранный в нарушение этого закона, становится запрещенным.
Кошерное вино

Значение вина в еврейской религиозно-культурной традиции очень велико. Любой еврейский праздник начинается и заканчивается со специального благословения над вином. Многие религиозные ритуалы и обряды также содержат это благословение «при а-гефен» — на плод виноградной лозы.

С глубокой древности в различных культурах, культах и религиях вину придавали специальное сакральное, мистическое, эзотерическое значение. Вино используется в различных языческих ритуалах и обрядах других религий. Именно поэтому в еврейской традиции к вину предъявляются особые требования. Эти требования регулируют использование вина не только в ритуальных, но и в бытовых, пищевых целях.

Требования кашрута
  1. При производстве вина из винограда, выращенного в Израиле, виноград должен удовлетворять упоминавшимся выше пяти правилам кашрута [плодов Святой Земли]: маасер (десятина), орла, нэта-реваи, смешивания и шмита.
  2. Все производственные операции при изготовлении кошерного вина производятся только евреями мужчинами, соблюдающими религиозные заповеди. Формально это начинается с операций приемки ягоды на винодельне и сортировки, хотя многие кошерные винодельни перестраховываются и используют исключительно «кошерных» рабочих уже на стадии сбора урожая. В случае если винодел не соблюдает заповедей или винодел-женщина, они не могут сами делать никаких операций с вином, только указывать рабочим, что сделать. И даже набрать в бокал вина из бочки для дегустации они не могут сами, для них это сделает религиозный рабочий.
  3. Любая емкость с кошерным вином, настоящим или будущим, должна быть закрыта так называемой двойной печатью. Например, на обычную крышку или клапан бочки наклеивается сверху полоска бумаги с росписью наблюдателя кашрута. И ее сохранность контролируется все время.
  4. Во время производства вина запрещено использовать некошерные ингредиенты и продукты животного происхождения. Это относится к любым фильтрам, органическим осветлителям, вкусовым добавкам и консервантам. Самый известный пример — использование глинистого минерала бентонита для осветления и стабилизации вин вместо животного желатина и яичных белков.
  5. И во время изготовления вина, и после его открытия (распечатывания) только еврей может прикасаться к вину. Например, официант нееврей наливая вино в бокал, делает его некошерным.

Кошерное вино вареное, яин мевушаль. Фото из блога ботинок http://botinok.co.il/

Вареное вино — яин мевушаль

Еврейские мудрецы во времена службы в Храме постановили, что нагрев вина до определенной температуры лишает его сакрального статуса. То есть делает его непригодным для жертвоприношения. Вино, потерявшее свой эзотерический статус, с точки зрения кошерности становится равным воде. Это означает, что прикосновение к нему нееврея, например, или еврея, не соблюдающего заповеди, уже не делает его некошерным.

Поэтому кипячение вина позволяет обойти много проблем, связанных с возможными нарушениями кашрута. Еще в начале двадцатого века евреи по-настоящему кипятили вино. И оно и называлось вареным — «яин мевушаль» на иврите. Затем было принято решение о достаточности нагревания его до температуры 80 градусов Цельсия. В наши дни для того, чтобы вино было признано вареным, яин мевушаль, достаточно подвергнуть его процедуре пастеризации, то есть краткосрочному нагреванию до температуры чуть более шестидесяти градусов Цельсия. Кстати, в соответствующей современной инструкции Главного рабанута Израиля используется двойной термин — яин мевушаль / мепустар, то есть «вино вареное и / или пастеризованное».

Технологически в этой процедуре важны оба момента — температура и краткосрочность. В реальной жизни при бутылировании струя вина проходит через разогретую проволоку, нагреваясь и остужаясь за доли секунды. Заодно, кстати, отметим, что многочисленные исследования доказали скептикам, что эта процедура никак не влияет на качество вина. Ни в одну сторону, ни в другую.

Кошерное вино пастеризованное. Фото из блога ботинок http://botinok.co.il

Кошер ле-меадрин и БаДаЦ

Существуют разные степени инспекции, проверок и наблюдения за соблюдением правил кошерности. Самыми высокими являются степени получившие названия «глат-кошер» или «кошер ле-меадрин», что означает абсолютно, совершенно кошерно. Для многих общин религиозных евреев наибольшей степенью кошерности является удостоверение кошерности выданное «своим» рабанутом.

Однако есть и общепризнанные авторитеты в этой области. Среди них — наблюдатели, представляющие так называемые суды справедливости. На иврите суд справедливости — бейт дин а-цедек. Сокращенно — БаДаЦ. Высокую степень кошерности продуктов дают удостоверения кошер ле-меадрин Бадац.

символ кашрута Бадац Иерушалаим (hаэдат hахаредит)

Кошер ле-Песах

Песах (в ашкеназийском произношении Пейсох) — один из самых важных еврейских праздников, установлен в память об Исходе из Египта. Начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля.

Отличительная особенность праздника — запрет есть квасное (хамец) все время празднования. Для продуктов в фабричных упаковках в дополнение к символу кашрута предусмотрен специальный символ «Кашер ле-Песах» или Kosher for Passover.

Хамец — квасным называется пища, приготовленная из пяти видов злаковых — пшеницы, ржи, ячменя, овса и полбы. Когда любой из этих видов зерна входит в контакт с водой при комнатной температуре, не подвергаясь при этом обработке, он становится хамецом с восемнадцатой минуты. Нагревание и добавки могут ускорить этот процесс заквашивания.

Вино считается кошерным на Песах, если в добавление к вышеописанным требования кошерности, вино во время всего процесса приготовления не было в контакте с квасным, с хамецом. Когда наблюдатель кашрута отслеживает этот факт в технологическом процессе, то вино получает «удостоверение кошерности на Песах», что и отмечается специальным символом или надписью на этикетке.

Читать еще:  У Союза христиан лопнуло христианское терпение при виде шаманов

Кстати, водка, виски и пиво не являются кошерными напитками для этого праздника.

Вино кoшерное на Песах, фото с сайта http://wine-cityguide.ru

Еще одна особенность

Еще одна важная деталь кошерности до сих пор не была нами упомянута. Евреям, согласно hалахе (религиозному правилу) запрещено пить вино из бутылки. В момент отхлебывания «из горлышка», вино превращается в некошерное. В различных источниках мы нашли несколько разнящиеся ограничения на кошерный винный бокал. Законы не регламентируют ни форму его, ни объем, ни материал, хотя все отмечают, что лучше всего использовать бокалы стеклянные или хрустальные. Также существуют положения, сколько именно вина нужно выпить для выполнения той или иной заповеди, однако этот вопрос, выходит за пределы темы данной статьи.

Заключение

В этой статье мы попытались изложить то, что знаем о кошерности вина в более-менее доступной форме. В реальной жизни возникает множество ситуаций связанных с исполнением тех или иных требований. Например, существует понятие «кашрут винодела», когда сам винодел и следит за выполнением требований кошерности на своем собственном производстве. На различных производствах по-разному решают проблемы двойного покрытия сосудов с вином. Мы видели, например, деревянный брус, фиксирующий затычки бочек, в которых выдерживается вино. Следует отметить, что все крупнейшие винзаводы Израиля очень строго соблюдают правила кашрута. Для них это вопрос коммерческий, поскольку 30-40% производства уходит на экспорт в еврейские общины диаспоры.

Если у читателя сложилось мнение, что кошерное вино изготавливается только в Израиле, то это не так. Существует значительное число кошерных виноделен за пределами Святой Земли. Кроме того многие известные винодельни иногда выпускают партии кошерного вина, как правило по специальному заказу. Мы встречались с кошерными винами произведенными во Франции, Италии, Испании, Германии, Португалии, США, Чили, Аргентине, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии.

Если вы прочитав этот пост хотите спросить что-то, если что-то из прочитанного вам не понятно, или навело вас на раздумья — пожалуйста, не стесняйтесь и спрашивайте. Мы ответим, а если не знаем сами, то свяжемся с авторитетными источниками и найдем ответ. Лехаим!

Доказательство иудаизма — список признанных раввинов

Joshua Pex

Процедура подачи просьбы на получение гражданства Израиля на основании Закона о возвращении предусматривает наличие ряда документов, необходимых для подтверждения причастности заявителя к иудаизму. Одним из таких документов, является письмо от признанного раввина, подтверждающие принадлежность заявителя к иудейской вере или же, если заявитель является потомком еврея (сыном, внуком), наличие у заявителя еврейских корней. Но что означает термин «признанный раввин» или «признанное еврейское сообщество»?

Список иностранных раввинов, которые признаются главным израильским Раввинатом, а соответственно и МВД Израиля, был опубликован в 2018 году. Долгое время этот список оставался закрытым для широкой общественности. Однако, после удовлетворения иска, поданного общественной организацией «Итим», список все же был опубликован. В дополнение к нему был также опубликован список раввинов, не являющихся признанными с точки зрения израильского раввината.

В этой статье адвокат по вопросам иммиграции Джошуа Пэкс, объяснит значение наличия рекомендации от признанного раввина для репатриации в Израиль.

Что такое доказательство причастности к иудаизму и его предназначение?

Государство Израиль — было создано как государство еврейского народа. На основании Закона о возвращении евреи и члены их семьи, а также потомки евреев (дети и внуки) и члены их семьи имеют право на иммиграцию/ репатриацию в Израиль . Статья 4Б Закона о возвращении дает следующее определение понятию «еврей»: «тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр, и не принадлежит к другой религии». Однако законом не определен список документов, предоставление которых необходимо для доказательства еврейства перед государством Израиль. Более того, в израильском законодательстве или в официальных постановлениях Министерства внутренних дел нет информации, которая позволила бы определить, кто является «признанным раввином», квалифицированным для предоставления соответствующего письма — рекомендации, необходимого для процесса репатриации. Также официально не определены критерии, кому из заявителей на получение гражданства Израиля будет необходимо такое письмо — рекомендация.

В некоторых случаях представители МВД говорят об обязательности предоставления письма — рекомендации, помимо официальных документов, выданных государственными органами страны исхода. Иногда также могут потребоваться семейные фото, фото надгробий родственников, похороненных на еврейских кладбищах, религиозные свидетельства о браке (ктуба) заявителя, его родителей, бабушек/дедушек и тд.

В случае требования МВД предоставить письмо — рекомендацию от признанного раввина, заявитель должен предоставить оригинал письма, оформленном на официальном бланке синагоги. Предпочтительно, чтобы раввин предоставляющий письмо — рекомендацию, был лично знаком с заявителем или его семьей. Однако, раввин может подготовить письмо — рекомендацию и без личного знакомства с заявителем или его семьей. При этом он буде основываеться на документах, предоставленных заявителем и подтверждающим его еврейские корни.

Следует заметить, что в большинстве случаев, требование предоставить письмо — рекомендацию от признанного раввина выдвигается МВД в случае, если заявителем является гражданин стран Западной Европы или США.

Что или кто определяет, какие документы необходимы для Алии?

Запрашивая документы, подтверждающие право на репатриацию заявителя, МВД Израиля преследует определенную цель. Такие документы не просто доказывают происхождение заявителя, но и свидетельствуют о том, что его семья соблюдала/соблюдает еврейские традиции.

Иногда у представителей МВД возникают подозрения в том, что заявитель принял другую веру и больше не исповедует иудаизм. В таком случае, дополнительно могут быть запрошены документы, подтверждающие, что заявитель и/или же его предки не меняли вероисповедание. В таких случаях МВД чаще всего подозревает, что заявитель или его предки по еврейской линии приняли христианство или же ислам. Такое обращение исключает право на репатриацию заявителя на основании Закона о возвращении. Но если в редких и исключительных случаях факт перехода в другую религию можно оспорить Высшем Суде Справедливости, то миссионерская деятельность является неоспоримым основанием для отказа в предоставлении гражданства Израиля.

Важно знать, что просьбы о репатриации граждан из стран СНГ дополнительно проверяются консульским отделом «Натив», и в ряде случаев именно сотрудники «Натива» могут запросить предоставлении дополнительных документов, подтверждающих еврейство заявителя. Просьбы о репатриации граждан стран Западной Европы и США, дополнительно проходят проверку Еврейского агентства (Сохнута), в таком случае, представителе «Сохнута» могут попросить заявителя изыскать дополнительные документы.

Кто такие «признанные» раввины, и может ли быть принято письмо — рекомендация от «непризнанного раввина»?

Следует отметить, что список достаточно часто подвергается изменениям и обновлениям. Из-за этого, поскольку Главный раввинат Израиля не обязан их публиковать, данные, опубликованные в этом списке, могут являться неактуальными.

Если раввин не входит в «черный список» раввинов, показания которых по умолчанию считаются недействительными, Вы можете попытаться обратиться в МВД Израиля или в Еврейское агентство по месту жительства, с письмом — рекомендацией от раввина не входящего в список «разрешенных». Документ подписанный консервативным ортодоксальным раввином будет считаться более благонадежным, чем письмо от раввина из «консервативной» или «реформисткой» общины.

Как быть, если ни один раввин не готов предоставить соответствующее письмо — рекомендацию?

В последние годы, проблема невозможности получения, по тем или иным причинам, такого письма — рекомендации становится все более распространенной. Такая ситуация что усугубляет разрыв между Израилем и еврейским диаспорой. Большинство евреев мира не посещают синагогу и не принадлежат к той или инной еврейской общине, возглавляемой «признанным» раввином. К тому же, мало кто проживает на одной и той же территории десятилетиями. Это не позволяет человеку быть в одной и той же общине долгое время. Именно в таких случаях, раввин не может предоставить письмо — рекомендацию, свидетельствующее о том, что их семья является частью общины уже нескольких поколений, что во многих случаях является «минимальным» требованием МВД. Интересно заметить, что даже не все евреи, имеющее гражданство Израиля смогут доказать свою принадлежность к иудаизму по критериям, требуемым МВД.

В еврейской традиции, человек, утверждающий, что он исповедует иудаизм признается евреем без дополнительных на то доказательств. В тоже время, государство Израиль отошло от этой традиции и доказательство иудаизма стало ключом к получению гражданства Израиля. Поэтому государством Израиль были установлены материальные требования о том, что репатриант должен доказать свою причастность к иудаизму и таким образом получить право на репатриацию на основании Закона о возвращении.

Возможно ли репатриироваться без предоставления письма — рекомендации от раввина ?

Утверждение о том, что еврей является евреем, только в том случае, если он посещает синагогу или же принадлежит к еврейской общине не является объективным и соответственно не закреплено ни одним законодательным актом государства Израиль. Поэтому если Вы вознамерились репатриироваться в Израиль и Вы можете представить документы, подтверждающие, что Вы имеете право на репатриацию на основании Закона о возвращении, но у Вас нет возможности получить письмо — рекомендацию от раввина, наш офис будет рад помочь Вам в процессе репатриации и получения гражданства Израиля.

Так например, многие евреи, репатриировавшиеся из стран СНГ, могут доказать свое происхождение предоставив свидетельство о рождении. В СССР выдавали свидетельства о рождении, в которых указана «национальность» новорожденного. В таких случаях, консульский отдел «Натив» отвечает за проверку достоверности документов, подтверждающих принадлежность к иудаизму.

Свяжитесь с нашими специалистами по иммиграции:

Адвокатский офис Коэн, Декер, Пекс, Брош специализируется на вопросах репатриации в Израиль. Свяжитесь с нашим офисом в Петах-Тикве или Иерусалиме для получения информации и юридической помощи в иммиграции в Израиль. У нас большой опыт работы с Министерством внутренних дел Израиля.

: 03-3724722, 055-9781688

Многоступенчатый контроль качества

Разрешенные кошерные продукты производятся и выращиваются в чистых условиях и только на натуральных удобрениях. Животные содержатся в прекрасных условиях и откармливаются чистыми кормами. Их умертвляют так, чтобы не причинять лишних страданий. Вся продукция перед поступлением в магазины и на рынки проходит строгий отбор, и контроль качества на всех этапах переработки от сырья до готовой к употреблению пищи.

Функции контроля возложены на 1500 еврейских организаций по всему миру. Это хашгаха – своеобразные надзорные агентства. Их представители – машгиахи проверяют все – от состава продуктов, которые производятся на пищевых фабриках и кухнях ресторанов до отсутствия на овощах следов плесени. Пригодный продукт получает эхшер – сертификат кошерности. И снабжается соответствующей маркировкой на упаковке.

Варианты маркировки в разных странах свои. Это может быть прямое указание «kosher» либо общепринятые европейские и американские буквенные сокращения — «KS», «U», «К», иногда заключенные в кружок или в обрамлении шестиконечной звезды. Всего в мире насчитывается около сотни вариантов таких обозначений, по которым потребители выбирают кошерные товары.

А что касается ресторанов, то они в Израиле все кошерные. Строго проверяются и подвергаются сертификации даже заведения быстрого питания типа «МакДональдс» и каждый гамбургер в них. Если вы собираетесь переехать в Израиль, то обязательно изучите эту статью.

Требования к мясным продуктам

Тора разрешает к употреблению мясо млекопитающих, если эти животные являются одновременно парнокопытными и жвачными. Это означает, что евреи не едят верблюдов, свиней, лошадей, зайцев и кроликов. Мясо хищников и всех пресмыкающихся также совершенно недопустимо. Список запрещенных птиц состоит из 24 наименований. Таким образом, все кошерные мясопродукты получают из:

  1. Говядины.
  2. Баранины и козлятины.
  3. Из диких, добываемых охотой, разрешено есть косуль и оленей.
  4. Плюс все традиционные виды домашней птицы.

Чтобы кошерное животное попало в тарелку еврея, убивать его надо только так, как повелел Бог. Это не просто банальное умерщвление, а целый ритуал под названием шхита, который выполняют специально подготовленные мясники-шойхеты. По традиции, животных забивают очень острым, идеально гладким без зазубрин ножом, быстрым и плавным движением разрезая пищевод и трахею.

Если случился какой-то сбой, и животное не сразу испустило дух, такое мясо сразу же идет в брак. Бывает, что таким образом отвергается до половины продукции, но законы кашрута отвергают всякие компромиссы. Мясо не успевшего почувствовать боль животного в течение 72 часов после забоя подвергается кошерованию.

То есть полному обескровливанию путем вымачивания и высаливания крупной солью. Печень, из которой трудно удалить кровь без остатка, подвергается обжариванию на открытом огне, чтобы стать кошерным продуктом.

Молочные кошерные продукты, рыба и яйца

С молочным немного проще. Если оно получено от кошерных животных, то разрешено. Но продукты переработки не могут содержать всяких загустителей и красителей – это не кошерные добавки. Те же правила по отношению к кошерным яйцам. Но Тора строго запрещает готовить мясо с молоком.

Запрет соблюдается настолько, что на каждой еврейской кухне имеются как минимум два отдельных набора посуды и приборов, разделочных досок и ножей – для молочного и мясного. А часто есть еще и третий набор для продуктов парвэ, которые разрешено сочетать и подавать, как с молоком, так и мясом. Рыба тоже относится к таким продуктам.

Но кошерная рыба обязательно должна быть с плавниками и чешуей. Другие, не имеющие таких признаков, дары моря попадают под запрет. Кроме того, неприемлемыми видами рыб считаются сом, угорь, осетровые. Рыбья икра этих видов также попадает в черный список. К тому же в Талмуде есть указание, что одновременное употребление рыбы с мясом вредит здоровью.

Поэтому на стол одновременно такие блюда не ставят. Но допустимо подавать их поочередно и прополаскивать рот после них. Относительно рыбы с молоком нет таких строгостей. Но в некоторых еврейских общинах их тоже не ставят на стол одновременно и даже разделяют их на отдельные приемы пищи, хотя Тора такого и не предписывает. Зато там есть рекомендация выдерживать интервал 6 часов между продуктами из молока и мясными блюдами.

Продукты растительного происхождения

Фруктовые плоды и овощи также проходит строгий кошерный контроль. Выбраковываются все червивые и подпорченные, так как насекомые, за исключением определенных видов саранчи, также не кошерны. Интересно в этом смысле, что некошерные пчелы дают пригодный кошерный мед. Для сладкого продукта кашрут делает исключение.

Объясняется это тем, что пчелы только собирают сладкий нектар и хранят его в сотах, где тот проходит процесс ферментации. А поскольку произведен он не насекомыми, мед относится к разрешенным продуктам. Напитки в основной своей массе кошерны, если они не содержат алкогольных и молочных компонентов.

То есть чай, все сорта и виды кофе, фруктовые компоты и соки разрешены. С алкогольными ситуация другая. Они традиционно для еврейской культуры попадают под строгие ограничения. Нельзя пить коньяк и виски, весь выдержанный в бочках алкоголь, все напитки с некошерными добавками. Но пиво можно. И не вызывают нареканий ром с текилой, водка или джин.

Вино – особый случай. Разрешается лишь произведенное в Израиле по кошерной технологии. К выращиванию винограда тоже есть определенные требования. К примеру, четвертый урожай винных ягод считается непригодным для переработки. Кроме того, вино в Израиле пастеризуют. Тогда откупоривший бутылку не еврей не лишит напиток кошерности.

Все плоды перед поступлением в продажу или в переработку проходят тщательнейшую проверку на червивость. Недопустимо употребление ядовитых косточек с амигдалином из персиков и слив, попадание в пищу яблочных семечек, позеленевшего картофеля и недозревших томатов, так как в них есть опасный соланин.

На квашеные овощи действует кошерный запрет во время еврейской Пасхи. Хотя понятие хамец относится к всему квасному, в том числе к дрожжевому, приготовленному с брожением теста хлебу. Действует запрет на весь алкоголь и пиво. Вся посуда старательно очищается после таких продуктов, чтобы соответствовать пасхальной кошерности.

При выпечке тоже действует требование кашрута об отсутствии насекомых. Поэтому зерно тщательно отбирается, а мука просеивается. Те же строгости действуют в отношении и добавок в тесто при выпечке. Все должно быть натуральным, без химии. Исключение составляют животные жиры. Их не добавляют в тесто. Производство пат-исраэля – еврейского хлеба, тоже осуществляется по древним традициям и обставлено множеством ограничений и ритуальных запретов.

Кошерность как знак качества

Потребители со всего мира давно усвоили, что сертификат с печатью эхшер является синонимом отсутствия в продуктах вредных добавок, их чистоты и стопроцентной натуральности, особых технологий выращивания. Но существует еще глат кошер с более строгими стандартами отбора идеальных со всех сторон продуктов.

Эхшер — знак качества и кошерности на продуктах

Первоначально это понятие относилось к кошерным животным, если их легкие были стопроцентно чистыми от спаек и здоровыми. Но потом словосочетание распространилось на другие продукты и стало обозначением наивысшей кошерности, безупречного качества и суперпридирчивых проверок.

Не удивительно, что интерес к кошерным продуктам давно вышел за пределы еврейской кухни. К примеру, пятая часть американцев предпочитает покупать именно их. Для людей, которые пытаются организовать здоровое питание семьи в век засилья пищевой химии это просто находка. Большой интерес проявляют к продуктам парвэ вегетарианцы, так как отсутствие в них мяса не подлежит сомнениям.

Древняя система выживания, закрепленная законами кашрута, становится особенно ценной в сегодняшнем мире, где производители продуктов в погоне за прибылью закрывают глаза на состав, спокойно заменяя многие компоненты дешевыми трансжирами и красителями. Такие суррогаты просто не пройдут строгой проверки на кошерность.

Мусульмане тоже с удовольствием приобретают кошерную пищу, так как она одновременно является халяльной. Хотя в действительности это не совсем одинаковые понятия. Просто правила во многом совпадают:

  • Запрет на употребление крови животных.
  • Особые правила забоя на мясо.
  • Неприемлемость свинины и алкоголя.

Хотя на рыбу и дары моря в исламе нет ограничений.

Кому не нравятся кошерные продукты

Но не все в восторге от еврейской системы. Борцы за права животных все громче кричат о необходимости запрета шехиты и халяльного убоя. Ведь по кашруту оглушать животное недопустимо. И в сравнении с современными технологиями с применение оглушающих пневматических пистолетов, чтобы животное не почувствовало боли и страха смерти, это выглядит не слишком гуманно в глазах обывателей. И совсем не в духе нашего времени. В отдельных странах Европы уже ввели официальные законы против шехиты.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector