2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резбарење белог камена Дмитровског Сабора

Необычные камни Дмитровского края

Однажды мы уже писали о волшебном валуне в лесу близ небольшой деревушки Киндяково, что в Дмитровском районе Подмосковья. Согласно древним преданиям, камень этот является осколком легендарного Алатырь-камня с острова Буяна, широко упоминающегося в устном народном творчестве и древнерусских легендах. Сейчас это самый известный валун на севере области, однако Дмитровская земля знала и другие необычные камни, о которых сейчас уже почти никто и не помнит.

Вышеупомянутый Киндяковский камень в наши дни довольно быстро стал значимой местной достопримечательностью. Многие любопытные специально заезжают в Киндяково, чтобы побывать в Шутовом лесу и своими глазами увидеть валун, а может быть и заветное желание загадать, а потом ленточку на дереве завязать. Ленточек действительно вокруг очень много — почти как листьев, но, говорят, что загаданные у камня желания в самом деле нередко сбываются.

Отдельного внимания заслуживает и сам лес, в котором лежит камень. «Шутовым» его прозвали не случайно, ведь раньше редко кому удавалось пройти сквозь него не заплутав. Местные жители и сейчас не очень любят ходить сюда за грибами или ягодами, но к камню ведет хорошо заметная тропа и если с нее никуда не сворачивать, то вряд ли заблудитесь.

Широкую известность Киндяковский камень приобрел не впервые. Если сейчас основные посетители это все-таки обычные туристы, приходящие к камню из праздного любопытства, то пару веков назад очень многие всерьез относились к чудодейственным свойствам валуна, а особенно к его способности исцелять недуги. Вот что пишет исследователь Ю.М. Золотов:

Но как насчет других легендарных камней Дмитровской земли? История одного из них связана с именем выдающегося русского художника-пейзажиста — Алексея Кондратьевича Саврасова. Все мы знаем еще со школьной скамьи его самую знаменитую работу «Грачи прилетели», ставшую впоследствии хрестоматийной. Но на творческом пути Саврасова было далеко не все гладко, и еще в самом его начале, когда молодой художник учился в Московском училище живописи и ваяния, отец, мечтавший «приспособить сына к коммерческим делам», перестал платить за обучение, и тогда молодого Саврасова в 1848 году исключили из училища. Преподаватель, в классе которого учился юный художник — Карл Иванович Рабус — сразу рассмотрел в нем талант живописца, а потому обратился за помощью к члену Совета Московского художественного общества — Ивану Дмитриевичу Лужину. Тот прислушался к просьбе и помог Саврасову продолжить обучение.

Спустя два года, летом 1850 года, Саврасов приезжает по приглашению И.Д. Лужина к нему в имение, расположенное в деревне Григорково неподалеку от Дмитрова. Здесь художник проводит много времени на природе и пишет картину «Камень в лесу у разлива». Картина была встречена критиками довольно холодно и лишь спустя годы, когда А.К. Саврасов стал знаменитым и уважаемым живописцем, на нее обратили внимание.

В XX веке исследователи живописи задались новым интересным вопросом. На картине изображен огромный валун на берегу лесного ручья, на который с трудом взобрались два мальчика — барчук — сын хозяина усадьбы, и деревенский мальчик — сын поварихи в семье Лужиных. Лес вблизи усадьбы действительно есть, как, собственно, и ручей, но куда делся столь огромный камень? Обыскали все окрестности, но валун так и не нашли. По размеру он был значительно больше, чем Киндяковский, так что затеряться в лесу или погрузиться в грунт он попросту не мог. Неутомимые исследователи стали опрашивать старожилов окрестных деревень и уже было отчаялись найти какие-либо следы, как вдруг наткнулись на древнюю старушку, внезапно подтвердившую существование «лесного валуна». Более того, она упомянула чудодейственные свойства камня, сказав, что, мол, в ее детстве многие к нему ходили с самыми сокровенными просьбами, как это делали еще их бабушки и дедушки.

Исследователи, услышав от бабушки такой воодушевляющий рассказ, с новыми силами устремились прочесывать окрестные леса, но так до сих пор и не нашли валун, изображенный на картине Саврасова. Кто-то высказывал предположение, что художник мог и придумать его, следуя своему внезапному вдохновению, но большинство все-таки уверено, что валун существовал на самом деле, а может быть существует и до сих пор, но какая-то неведомая сила теперь отводит от него людей.

Другой интересный камень, согласно легенде, был замечен в 1295 году на том месте, где сейчас стоит поселок Деденёво. История этого валуна кроется в названии самого поселка, которое происходит от имени ордынского царевича XIII века — Дюденя (он же Дедень и Тудан). Царевич вошел в летопись, как учинитель самого сильного погрома Северо-Восточной Руси после Батыя. В ходе нашествия были разграблены более десяти городов, среди которых Муром, Коломна. Москва, Можайск, Дмитров, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Углич, Волок Ламский и т.д.

Читать еще:  Тель-Мар-Ильяс: там, где родился пророк Илия

Хан Тудан, согласно преданию, был убит во время сражения в 1295 году, состоявшегося на том месте, где сейчас стоит село Деденёво. Хана неподалеку и похоронили, установив на могиле большой валун, найденный в лесу.

Говорят, что в XX веке эту историю вспомнили, и почти сразу кому-то пришла в голову мысль, что похоронить хана «с пустыми руками» никак не могли, а значит наверняка под валуном в его могиле лежат несметные сокровища — оружие, золото, доспехи, драгоценности. Вооружившись кирками и лопатами, энтузиасты устремились на поиски сокровищ Дюденя. Камень вскоре был найден у деревни Свистуха, что неподалеку. Валун впечатлял своими размерами — и как только в XIII веке его смогли приволочь сюда из леса? Начав раскопки, кладоискатели вскоре были разочарованы — деревянные подпорки не выдержали и камень провалился еще глубже в выкопанную яму. Снова стали копать, и снова неудача — валун все глубже уходил в землю, придавливая собой богатство хана, о котором так мечтали авантюристы.

Позднее в том месте решено было строить дачи, а поэтому все поля поделили на участки. Кому-то достался участок с валуном, верхушка которого торчала из земли, подобно айсбергу. Новый хозяин не был дотошен и суеверен, а потому не придал особого значения камню, закатав его в бетон в процессе строительства. Теперь уже никто и не вспомнит, где именно лежал камень Дюденя.

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «Религия и вера»

БЕЛОКАМЕННАЯ РЕЗЬБА ДМИТРОВСКОГО СОБОРА

Собор Св. Димитрия Солунского (Дмитровский) во Владимире — прекраснейшее произведение древнерусской архитектуры. Выстроенный в самом конце XII века, храм знаменит белокаменными рельефами.

Петр Савицкий # написал комментарий 14 марта 2020, 05:17 Все эти белокаменные соборы строили татары из Булгарии.

Но в СССР это было запрещено.

Итак, на русском троне три великих русских царя – Иван Грозный, Борис Годунов и Петр Первый – имели татарское происхождение.

N1с финно-угры автохтонное население лесной части России,теперь смешанное со славянами.

Славяне стали заселять европейскую часть России из Фракии и с Балтики, теснимые племенами германцев, в 3 веке.

Половина немцев по границе Берлина —онемеченные славяне по ДНК.

Коммунистам еврейским и родноверам

Екатерина и Николай 2 балтийские славяне.

Пусть бегут плакать еврею Ленину в мавзолей!

Кирилл Владимиров # ответил на комментарий Петр Савицкий 14 марта 2020, 09:51 Петя, у князей-царей браки были династические. А у народа не было монголо-татарских генов. Татары брали баб в полон, но по дворам не безобразничали.

Правда, есть версия, что Чингиз был голубоглазым, а монголы тогдашние были R1a.

Гаплогруппа R1a появилась на территории средне-южной Руси. И пошла на Запад. Этруски — славяне.

Гаплогруппа R1b появилась на территории Башкирии. И пошла она через ср. Азию, Африку, Пиренеи в Европу.

И погнали они наших из Европы. Где-то на территории Германии произошла грандиозная битва. Наши их там остановили.

До сих пор суки лезут. Не зря приходится Искандеры на границах держать.

Резьба Дмитриевского собора: святые, князья и Македонский

Дмитриевский собор XII века во Владимире отличается уникальной по площади и качеству резьбой, выполненной на высоком европейском уровне того времени. Центральной фигурой резных фасадов является библейский царь и пророк Давид. Кроме него древние скульпторы украсили стены собора изображениями святых, князей и даже Александра Македонского.

Святые и князья

При взгляде снизу на резьбу Дмитриевского собора привлекает целая галерея фигурок святых в колончатом поясе, опоясавшем собор с трех сторон. Но большинство этих святых— «новоделы», созданные при реставрации XIX века.

Святые, вырезанные в XII веке, сохранились частично только на северном фасаде. Особенно примечательны среди них русские святые князья Борис и Глеб. Он изображены в княжеских шапках, с крестами в руках, как и положено мученикам. Ученые обращают внимание на индивидуализированные лица Бориса и Глеба. Борис явно старше и отличается восточными чертами лица, а у Глеба лицо типичного европейца.

Северный фасад. В центре — святые Борис и Глеб.

Исследователи допускают портретное сходство (намек на сходство) с реальными князьями. Только не с самими Борисом и Глебом, а с владимирскими князьями-братьями Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо. Такую версию предлагает Магдалина Гладкая.

Она же насчитала в резном уборе храма разрозненные изображения всех 12 апостолов. Особенно выделяются апостолы Петр и Павел — в среднем прясле северного фасада. Их «портреты» подписаны. Образ Петра оформлен аркой, обозначающей церковь, храм. А Павел помещен между пальмами, которые символизируют победу Воскресшего.

Читать еще:  Празднование Великого Крещения пройдет в Фанпарке `Бобровый лог`

Северный фасад. Апостолы Петр (справа) и Павел.

12 всадников

Привлекают внимание святые воины, скачущие по стенам собора верхом на конях. Всего этих всадников, по уточненным данным, 12. Кто есть кто, высказывались разные мнения. Нет сомнений только по поводу Георгия Каппадокийского — единственного из всадников, кого подписали резчики.

Западный фасад. Конные святые воины. Справа — Георгий Каппадокийский.

Магдалина Гладкая среди конников вычислила два изображения главного святого собора – Димитрия Солунского. В центральном прясле южного фасада он скачет в паре с Прокопием, а в центральном прясле западного фасада – в паре с Нестором. Дмитрий Солунский размахивает мечом, то есть показан как святой защитник Владимирской земли.

Южный фасад. Конные святые воины Дмитрий Солунский (с мечом) и Прокопий.

Вознесение Александра Македонского

Совершенно поразительным сюжетом выглядит композиция «Вознесение Александра Македонского» на восточном прясле южного фасада. Казалось бы, Македонский — дохристианский персонаж. Однако сюжет был очень популярен в средневековой Европе и входил в набор типичных для украшения храмов резьбой.

Сцена «Вознесения или полета Александра Македонского на небо взята из популярной средневековой повести «Александрии», появившейся на основе романа об Александре Македонском древнегреческого писателя Псевдо-Каллисфена.

Интересна «технология» вознесения. Александр сидит в корзине к которой привязаны грифоны; он держит в поднятых руках в качестве приманки маленьких львят. Грифоны тянутся к ним и поднимают Александра кверху. Над ними мечутся две удивленные птицы Для средневековых христиан этот сюжет символизировал получение праведным правителем предуготованного Царствия Божия, прославлял царскую власть.

Южный фасад. Вознесение Александра Македонского.

Всеволод с сыновьями?

На северном фасаде собора можно увидеть сидящего мужчину с младенцем на коленях на руках, в окружении детей постарше. По версии большинства самых влиятельных исследователей Николая Воронина, Георгия Вагнера, Татьяны Тимофеевой и Магдалины Гладкой это и есть самого создатель храма Всеволод с сыновьями. Почему-то Всеволод изображен без бороды.

Однако есть еще версия немецкого ученого Кемпфера, который считал, что это не Всеволод с сыновьями, а библейский Иосиф с братьями. А композиция символизировала старейшинство владимирских князей над другими княжескими ветвями рода Рюриковичей.

Так или иначе, этот сюжет мужчины с детьми – явный символ главного заказчика Дмитриевского собора и его резьбы князя Всеволода, чьим святым покровителем был святой Дмитрий Солунский.

Северный фасад. Князь Всеволод с сыновьями.

Дмитровский собор: белокаменная книга

Неподалеку от главного храма Владимира — Успенского собора стоит небольшое белокаменное здание, почти наполовину покрытое резьбой. Это «личный» храм князя Всеволода Большое Гнездо, посвященный его небесному «патрону» — Дмитрию Солунскому.

Первоначальный вид собора. Акварель XIX века Современный вид собора (Фото Автора)

Летописи не называют точной даты его постройки. Храм (его почему-то часто именуют собором, хотя он не является ни главным храмом города, ни главным храмом монастыря) упомянут только в общем перечне построек Всеволода: «Созда церковь прекрасну на дворе своем святаго мученика Дмитрия», «постави церковь камену на своем дворе святого Дмитрия, в свое имя».

Возникает вопрос: как так, «в свое имя»? Звали-то князя Всеволодом, в крайнем случае — «Большое гнездо», за многодетность… Но в те времена это была распространенная практика — княжеское имя (Владимир, Всеволод, Ярослав, etc.), эти имена носили только в княжьем роду, но поскольку святых таких не было, князья получали еще и христианское имя. Всеволоду досталось — Дмитрий.

Чертеж фасада собора начала XIX века Реконструкция первоначального вида Сергея Шарова-Делоне

К созданию своего патронального храма Всеволод подошел серьезно: съездил в Солунь (ныне — греческие Фессалоники), привез «гробовую доску» от гроба святого и «сорочку» его же — как главные реликвии своего собора. О точной дате постройки храма спорят до сих пор. Кто-то называет 1191 год, кто-то — интервал между 1194 и 1197 годами.

Еще недавно Дмитровский собор, как когда-то храм Покрова на Нерли, был окружен пристройками, и мы имели бы возможность их исследовать, если бы не «реставрация» начала XIX века. Тогда кто-то высочайше решил, что все пристройки — поздние, портят вид собора, и их нужно снести. Теперь от них осталось только несколько акварелей и чертежей.

Конечно, главное достоинство храма — белокаменная резьба. Ее больше,чем на Успенском соборе или храме Покрова на Нерли, и именно здесь она достигает высочайшего уровня.

Зооморфные рельефы (Фото Автора) Давид-песнопевец. Рельеф центральной закомары (Фото автора) Современный вид собора (Фото Автора)

Как и на храме Покрова на Нерли, о котором мы уже писали, главная скульптурная композиция — это Давид Псалмопевец, которого слушают звери и птицы. На примере этого сюжета можно иллюстрировать доказательность построений в искусствоведении. Когда-то надпись «Давид» на Боголюбовском храме была видна, а на Владимирском — нет.

Замечательный искусствовед Георгий Карлович Вагнер (1908-1995), крупнейший специалист в области древнерусской белокаменной резьбы, построил очень красивую теорию. Дмитровский собор «принимает» эстафету у Покрова на Нерли. Поэтому на нем изображен сын Давида, тоже царь и тоже любитель песни — Соломон. В работах Вагнера приводилась масса логичных аргументов в пользу этой практически безупречной теории. Каково же было мое недоумение, когда, уже изучив труды Вагнера, я в 2004 году приехал во Владимир и увидел возле фигуры в центральной закомаре Дмитриевского собора открывшуюся при реставрации надпись «Давид»!

Читать еще:  Гангрена: ее признаки причины

Можно увидеть здесь и самого строителя храма: в одной из закомар изображен человек с ребенком на коленях. Это Всеволод с младшим сыном. Старшие сыновья почтительно стоят рядом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Art (201)
  • Авто (109)
  • Акварель (1105)
  • Алиса в Стране Чудес (85)
  • Антиквариат (80)
  • Ар Деко (193)
  • Архитектура (977)
  • былОе (220)
  • Винтаж (692)
  • Вкусненько! (138)
  • Восточное & азиатское (86)
  • Города и страны (1552)
  • Городской пейзаж живопись/графика (806)
  • Декор (368)
  • Дизайн (221)
  • Жанровые подборки (492)
  • Женский образ (1071)
  • Здоровье и красота (49)
  • Изба-читальня/цитаты/мысли (298)
  • Иллюстрации (1287)
  • Импрессионисты/пост/нео (598)
  • Интерьер (1312)
  • Интерьер живопись/графика (207)
  • Интерьеры общественные (179)
  • Интерьеры отелей (319)
  • Искусство-Музеи-Культура (404)
  • История искусства (7)
  • Кино документальное (67)
  • Кино и мульты (333)
  • Костюм и мода (655)
  • Котэ (1515)
  • Красавицы (160)
  • Креатив (57)
  • Куклы / Игрушки / Скульптура интерьерная (518)
  • Мебель (107)
  • ММ (91)
  • Модерн (701)
  • Моя работы (0)
  • Музыка (86)
  • Наташины настроения (36)
  • Ню живопись/графика/фото (632)
  • О людях (284)
  • Орнаменты_Узоры_Роспись (77)
  • Пин Ап (175)
  • Подборки картинок и фоточек из сети (3)
  • Православное (252)
  • Разное (324)
  • Ретро (281)
  • Сады и парки (297)
  • Символизм (51)
  • Современное искусство (3)
  • Творчество и ДПИ (163)
  • Театр / Спектакли / Аудиокниги (274)
  • Фото (650)
  • Художники / разное-интересное (110)
  • Художники Австралии (9)
  • Художники Азии (133)
  • Художники Америки (225)
  • Художники Востока (10)
  • Художники Европы (987)
  • Художники РОССИИ (601)
  • Художники 20-21 век (806)
  • Художницы (150)
  • Цацки-пецки (370)
  • Цветочки и растЮхи (85)
  • Цветы живопись (584)

Цитатник

  • Все (22718)

Картахена Индейская Картахена – колумбийский портовый город на побережье Карибског.

Все «Ботинки» Ван Гога https://i.yapx.ru/OWNZN.jpg кликабельно Едоки картофеля 1885 8.

Украинский художник Василий Ходаковский .

Как волшебная шепотка соли, помогла Сергею Виноградову стать настоящим художником. Жанровое.

Архип Иванович Куинджи,1842-1910гг. -русский художник греческого происхождения. .

Метки

Ссылки

  • Все (2)

Новости

  • Все (1)

Музыка

  • Все (2)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (63)

Друзья

  • Все (287)

Постоянные читатели

  • Все (389)

Сообщества

Трансляции

Статистика

Дмитровский собор во Владимире

Резьба по камню. Дмитровский собор во Владимире

Дмитровский собор во Владимире, заказать требу

Заказать молитву в Дмитровском соборе

Дмитриевский (Дмитровский) собор во Владимире – собор, освященный в честь Димитрия Солунского. Он возведен Всеволодом Большое Гнездо на своем княжеском дворе в качестве придворного и не был рассчитан на большое число посетителей.

Собор выглядит аскетичным на первый взгляд, потом обращаешь внимание, насколько он уникален, насколько идеальны его пропорции и формы. Внешний вид здания восхищает мастерством и изяществом резьбы по белому камню, выполненной владимирскими мастерами-резчиками вместе с балканскими славянами.

Насколько удивительно тонко в резьбе воссозданы живые картины мира, включающие сюжеты христианской жизни, древней литературы, языческой мифологии.

На колончатых поясах, также отделанных резьбой, изображены фигуры святых. Поражают резные растения и животные, воплотившиеся в камне представители фантастического мира.

Внутренне убранство удивляет отсутствием росписей, но белые каменные стены с небольшими барельефами вызывают чувство легкости, чистоты, пространства, хотя сам собор небольшого размера.

Этому собору подходит эпитет «необычный». Помимо внутренней отделки необычен и купол в форме богатырского шлема, необычен и крест с полумесяцем внизу.

За долгое время существования собор пережил и пожары, и неудачные ремонты, чуть не погубившие здание, и современный вид собора заметно отличается от первоначального.

Несмотря на все трагические моменты в истории собора, он по праву считается шедевром владимиро-суздальской архитектуры. Расположенный в центре города в живописном месте рядом с парком и смотровой площадкой, он по праву называется «драгоценным ларцом» или «каменной поэмой».

Глядя не собор понимаешь, что Божий Дом – это действительно корабль, плывущий по житейскому морю и несущий нас к тихой гавани вечной жизни.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector