0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Росписи Студенецкого монастыря

Монастырь Студеница

Монастырь Студеница (серб. Манастир Студеница) — один из первых и самых больших сербских монастырей, Сербская Лавра, основанная Стефаном Неманей в 1190 году. Монастырь также известен по сохранившимся фрескам 13 и 14 века. В 1986 году монастырь включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Монастырь Студеница был возведён в 12 веке на пустынном месте, где иногда охотились местные жители. Посвящен Успению Пресвятой Богородицы.

Его основатель, Стефан Неманя, отрёкся от престола в пользу своего второго сына, Стефана Первовенчанного, и отошёл в монастырь Студеницу в 1196 году. Тогда же в монастыре завершились первые этапы строительных работ. Позднее он едет на Афон, где со своим младшим сыном, монахом Саввой, работает на восстановлении монастыря Хиландар. Здесь же Стефан Неманя принял монашеский постриг и имя Симеон. В это время о монастыре Студеница заботился Стефан Первовенчанный.

Монах Симеон умирает в 1199 году на руках своего сладшего сына Саввы, который возвращается с Афона в Сербию в 1206 году,чтобы помирить своих старших братьев, и привозит с собой в монастырь Студеницу мощи своего отца. Тогда святой Савва становится старейшиной (игуменом) монастыря до двадцатых годов 13 века в чине архимандрита. В это время монастырь становится культурным, духовным и медицинским центром Сербии. Здесь святой Савва написал Студеницкий типик, в котором описал житие своего отца, преподобного Симеона.

Монастырь играл важную роль в сербской истории. Позже его восстанавливали и другие сербские правители из династии Неманичей, но Студеница часто разрушалась турками во время ига.

В комплексе монастыря сейчас три церкви, хотя раньше их было четырнадцать. Главный храм посвящён Успению Пресвятой Богородицы, к которому уже в 1230 году король Радослав, внук Стефана Немани, возвёл притвор, где находилась первая церковь, посвященная святому Симеону. Вторая по величине церковь посвящена святым Иоакиму и Анне, она известна как Королевская церковь, так как её основал в 1314 году король Милутин. Третья церковь посвящена святому Николаю Чудотворцу. На территории монастыря также сохранился фундамент церкви, которая скорее всего была посвящена Иоанну Крестителю. В комплекс монастыря входят трапезария, корпуса, колокольня из 13 века, где когда-то была часовня.

Известный Успенский храм монастыря Студеница построен из белого мрамора, его архитектура довольно специфическая, так как сочетает два стиля — романский и византийский. Позднее из этого сочетания появляется характерный для Сербии рашский стиль архитектуры, который был распространён в средние века.

Монастырь прославился своими фресками, которые датируются 13 и 14 веками. В середине 16 века фрески реставрируют, но уже в начале 17 века из-за землетрясения и пожара они снова пострадали.

В 1846 году фрески монастыря обновили, но сделали это очень непрофессионально. В стены был вбит металлический крепёж для нового слоя штукатурки, от чего старые фрески сильно пострадали, а храм был расписан заново. Но с 1951 года начались рестоврационные работы, во время которых слой штукатурки с новыми фресками был снят, а старые фрески до сих пор восстанавливают рестовраторы. Тогда же была обнаружена и надпись о основателе монастыря, которую оставил святой Савва:

„ОВАЈ ПРЕСВЕТИ ХРАМ ПРЕЧИСТЕ ВЛАДИЧИЦЕ НАШЕ БОГОРОДИЦЕ САЗДАН БИ ВЕЛЕСЛАВНИМ … ВЕЛИКИМ ЖУПАНОМ И СВАТОМ (ПРИЈАТЕЉЕМ) ЦАРА ГРЧКОГ КИР АЛЕКСЕ – СТЕФАНОМ НЕМАЊОМ (КОЈИ ЈЕ) ПРИМИО АНЂЕОСКИ ОБРАЗ (КАО) СИМЕОН МОНАХ … (А ЗАВРШЕН – НАСЛИКАН – БИ ТРУДОМ ВЕЛИКОГ ЖУПАНА … СТЕФАНА … И) ВЕЛИКОГ КНЕЗА ВУКАНА ГОДИНЕ 6717. (то је 1209.), ИНДИКТА 12. И МЕНЕ КОЈИ САМ ТУ РАДИО ПОМЕНИТЕ САВУ ГРЕШНОГА.“

что в переводе значит:

«Этот пресвятой храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы создан был славным великим жупаном и сватом царя греческого Кир Алексе — Стефаном Неманей, который принял ангельский образ как Симеон монах, а завершен — фрескописан — был трудом великого жупана Стефана и великого князя Вукана года 6717 (то есть 1209), индикта 12, и меня, который здесь работал, помяните Савву грешного.»

Современное состояние [ править ]

В составе монастырского комплекса находятся два гостевых дома, для посетителей монастыря. Первый корпус находится недалеко от монастырского комплекса, с его восточной стороны. Балкон смотрит на монастырский комплекс. Второй корпус построен раньше и находится на западной стороне с балконом с видом на реку Студеница.

Храмы [ править ]

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Церковь святых Иоакима и Анны

Церковь святого Николая Чудотворца

Святыни [ править ]

Монастырская церковь построена как семейная гробница, называемая криптой. С правой стороны в наосе находится гробница с мощами ктитора и родоначальника Неманичей, святого Симеона. Перед алтарной преградой с правой стороны расположен киот с мощами святого Симона (Стефана Первовенчанного), а слева находятся мощи святой Анастасии, матери святого Саввы.

alexjourba

Иллеттература

1. Вид монастыря Студеница со склона горы

Сербский православный монастырь Студеница (называемая еще Царской Лаврой) — очень значим для истории Сербского государства и церкви. Он расположен в долине реки Студеницы — левого притока реки Ибар — главного «водного стрежня» государства Рашки. Студеницу, окружают горы Голия, сложенные метаморфизованными палеозойскими горными породами, местами прорванными интрузивами гранитов.
Монастырь был основан, по одним данным, в 1190 году, снова тем же Стефаном Неманей, о котором я рассказал в посте о Петровой Цркве.
Этот монастырь стал местом упокоения Стефана Немани (под монашеским именем Симеон Мироточивый), его сына, Стефана Первовенчанного и его внука Стефана Радослава — а Святой Савва Сербский был архимандритом Студениц.

Впоследствии, правнук Немани Стефан Урош Милутин, младший брат Драгутина, о котором я вспоминал в рассказе о Джурджеви Ступови, по легенде обещавший строить по одному новому храму в каждый год своего правления, выстроил в Студенице «королевскую» церковь Иоакима и Анны.
Студеница входит в список мирового культурного наследия Юнеско.
Мы смотрели этот монастырь 28 августа 2012 года, ожидая увидеть толпы паломников (был церковный праздник), однако, кроме нас было совсем немного людей, нам показали сокровищницу-музей (в котором хранятся грамоты российских царей, дарующие монастырю Студеница особые привилегии) и разрешили фотографировать внутри храмов.
Из-за резьбы и фресок пост по Студенице получился довольно-таки большим, но на удачу, есть отличный сайт на котором изложена история монастыря на русском языке, так что я не буду в нее углубляться.

Монастырь имеет план круга, внутри которого находятся большая церковь Успения Богородицы (1190-1196, экзонартекс 1230-х) с преобладанием романских черт в архитектуре и знаменитыми фресками в интерьере, церковь Иоакима и Анны («королевская», 1314, построена по заказу короля Стефана Уроша II Милутина) и скромная бескупольная церковь Св. Николая (нач. 13 века). Периметр круга образуют колокольня (13 в.), трапезная (1190-е), кельи (в одном из зданий находится монастырская сокровищница) и ограда.

2. План монастыря

3. Вход в монастырь, ворота реконструированы

Фасады основной части Успенской церкви облицованы мрамором и украшены романской резьбой и скульптурой.

4. Самая романская церковь Сербии — Успенская в Студеницах — вид с востока, апсида с резным окном

5. Вид на Успенскую церковь с северо-запада, от музея

6. Вид на Успенскую церковь с юго-запада, в отличие от основного объема храма, поздний экзонартекс не облицован

7. Перспективный романский портал (ранее был главным порталом, сейчас внутри экзонартекса), к сожалению многие детали утрачены

9. Волк?

10. Лев (по «ломбардскому типу») с базой для колонны на спине

11. Богородица с ангелами

12. Резьба с орлом и гарпией

13. Резьба с кэльпи и грифами

14. Святой «под карнизом» портала, благословляющий вход в храм

Указывается, что фрески Успенской церкви были написаны в три разных периода
1208-1209 гг., 1230-е гг. и 1568 год — к сожалению, я не записывал точное местоположение фрески и могу ошибиться( а книги-путеводителся у меня нет. Поэтому я в посте пишу датировки, ориентируясь, на стиль письма фрески так — начало 13 века, середина 13 века и 14 век.

15. Тайная вечеря — фреска в экзонартексе, 14 век?

16. Христос учит иудеев и фарисеев — фреска в экзонартексе, 14 век?

17. Суд Пилата — фреска в экзонартексе, 14 век?

18. Поругание Христа — фреска в экзонартексе, 14 век?

19. Общий вид наоса — на западной стене — Распятие

20. Распятие — середина 13 века

21. Распятие, Богородица, фрагмент — середина 13 века

22. Распятие, Иоанн, фрагмент — середина 13 века

23. Ктиторская фреска — Стефан Неманя подносит Богородице и Христу модель храма — начало 13 века

24. Ктиторская фреска — Св.Савва Сербский — начало 13 века

25. Св.Савва Сербский — пилястра, середина 13 века

26. Евангелист Матфей — паруса, середина 13 века

27. Царь Давид — своды над алтарем, середина 13 века

28. Богородица афонская — начало 13 века

Читать еще:  Главные раввины Израиля высказались против абортов

29. Резное окно апсиды

30. Перспективный романский южный портал

31. Фрагмент резьбы южного портала 1

32. Фрагмент резьбы южного портала 2

33. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова агнца

34. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова волка?

Церковь Иоакима и Анны расписана фресками сразу после строительства (1314) при участии архимандрита Йована (среди фресок выделяется цикл, посвященный Богородице, великие праздники, король Стефан Милутин с моделью церкви).

35. Два храма монастыря Студеница — вид с северо-запада

36. Церковь Иоакима и Анны — вид с юго-востока

37. Наос храма Иоакима и Анны

38. Введение Марии во храм — начало 14 века

39. Св.Георгий, Св.Савва Сербский, Св.Симон Мироточивый, Богородица — начало 14 века

40. Успение Богородицы? — начало 14 века

41. Рождество Богородицы — начало 14 века

42. Ктиторская фреска — Христос, Св.Иоаким, Богородица — начало 14 века

43. Ктиторская фреска — Стефан Урош Милутин с моделью храма (одет по византийски), Симонида — его жена — начало 14 века

44. Св.Петр? — начало 14 века

45. Распятие — начало 14 века

46. Воскресение и сошествие во ад — начало 14 века

47. Церковь Св. Николая (начало 13 века)

48. Колокольня над вторыми воротами (13 век)

Что произвело на меня самое сильное впечателение в Студеницах — это мраморная декорация стен Успенской церкви (возможно — местным мрамором) и изящная орнаментальная резьба порталов.
Из фресок — на мой взгляд (и после обработки кадров) выделяются Распятие в Успенской церкви, Рождество Богородицы и Сошествие во ад (мне вообще нравится эта тема) в Иоакиманской церкви, и еще интересная Тайная вечеря в экзонартексе Успенской церкви. Однако росписи Студениц и по сохранности и по целостности исполнения уступают росписям Сопочан, о которых мне еще предстоит рассказать.

Семь соборов, где сохранились иконы Дионисия

5 августа 2013 18:20

6 августа 1502 года Дионисий начал роспись Ферапонтова монастыря. Именно она дошла до нас в полном составе и подлинном виде. Всего же известно о десятках монастырях и соборах, в росписи которых участвовал Дионисий. Однако не все из них сохранились: некоторые безвозвратно утеряны. Мы сделали подборку из семи храмов, где работы великого иконописца можно увидеть по сей день.

1. Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год.

Ферапонтов монастырь возник на Белоозере вслед за Кирилло-Белозерским монастырем в начале XV в. Основан преподобным Ферапонтом, другом и сподвижником преподобного Кирилла Белозерского. Монастырь расположен в Кирилловском районе Вологодской области.

Собор Рождества Богородицы возвели в 1409 году. Согласно тексту летописи на откосе северной двери собор был расписан Дионисием и его сыновьями. Иконописцы трудились в нем с 6 августа по 8 сентября 1502 года: «В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их Господи мук вечных».

Роспись состоит из трех сотен композиций и занимает площадь около 600 квадратных метров.

Помимо росписи собора Рождества Богородицы, единственной дошедшей до нас в полном объеме, в Ферапонтовом монастыре до нас дошли все иконы из деисусного и пророческого чинов ферапонтовского иконостаса, а также две иконы из местного ряда – «Богоматерь Одигитрия» и «Воскресение Христово» (обе находятся в Государственном Русском музее).

Работы Дионисия можно увидеть в Третьяковской галерее и в Кирилловском музее-заповеднике. Стоит отметить, что фрески и иконы Ферапонтова монастыря были, возможно, последней крупной работой Дионисия.

2. Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год

Кирилло-Белозерский монастырь расположен в черте города Кириллов Вологодской области. Он основан преподобным Кириллом Белозерским, пришедшем сюда вместе с преподобным Ферапонтом измосковского Симонова монастыря в начале XV в. Кирилло-Белозерский монастырь является самым крупным в Европе. Его площадь составляет около 12 гектаров. В течение столетий в нем накапливались и хранились многочисленные произведения художественной культуры, создававшиеся здесь или попадавшие сюда со всех концов Руси.

Сохранились две работы Дионисия. Раньше они находились в местном ряду, однако сейчас хранятся в Русском музее. Это иконы «Преподобный Кирилл Белозерский» и «Преподобный Кирилл Белозерский с житием».

3. Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год

Спасо-Прилуцкий монастырь недалеко от Вологды основал в 1371 году преподобный Димитрий, игумен из Переславля-Залесского, ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского. Этот монастырь известен как один из самых древних и больших северных русских монастырей.

В XIX веке Спасо-Прилуцкий монастырь считался оплотом Православия на Севере. Об этом говорит и тот факт, что в 1812 году перед нашествием французов сюда были свезены святыни и богатое убранство московских храмов и монастырей.

С 1924 по 1991 годы монастырь был закрыт. Сейчас монашеская жизнь в обители возобновилась, и при монастыре уже действуют многочисленные мастерские.

Сохранилась одна икона – «Преподобный Дмитрий Прилуцкий с житием».

4. Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Новый каменный московский Успенский собор был возведен итальянским мастером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах, как главная соборная церковь, важнейшее общественное здание Русского государства, как соборный храм, независимого самодержца «всея Руси» – первого московского государя Ивана III.

Первое упоминание имени Дионисия в летописях связано с его работой в Успенском соборе в 1481 году: «Того же лета владыка Ростовский Васьян дал сто рублев мастером иконником Денисью, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писати деисус в новую церковь святую Богородицу, иже и написаша чюдно вельми, и с праздники и с пророкы». Артель мастеров во главе с самым искусным иконописцем должна была сделать новый иконостас для храма.

Вероятно, тогда же были написаны и деисусы на каменных алтарных преградах в приделах Успенского собора, упоминаемых в его описи начала XVII века. Ни иконостас, ни алтарные деисусы не сохранились.

К этому же времени и художественному кругу относятся композиции в нижнем ярусе стен алтарных помещений собора: Петропавловского и Похвальского приделов. Некоторые из них дошли до наших дней.

В Похвальском приделе на северной стене сохранилась верхняя часть композиции Собор Богоматери – Поклонение волхвов. Выдающийся мастер-стенописец искусно вписал эту многофигурную композицию в полукруг арки на стене. Блестящий рисовальщик и живописец, Дионисий создает тонкую и праздничную цветовую гамму этой фрески. На южной стене сохранилась верхняя часть фрески Рождество Иоанна Предтечи.

На южной стене Петропавловского придела сохранились две сцены этого времени – Апостол Петр.

Для нового Успенского собора Дионисий в 1480-х годах написал две, парные, житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.

Эти иконы являются первыми житийными иконами московских чудотворцев и созданы на основе глубоко продуманной и детально разработанной программы. Им отводилась одна из ключевых ролей в декорации нового собора, пока он не был полностью расписан в 1513-1515 годах.

В настоящее время икону «Митрополит Петр с житием» можно увидеть в Успенском соборе Московского кремля, для которого она и была написана, а «Митрополит Алексий с житием» — в Государственной Третьяковской галерее.

5. Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год

Вознесенский монастырь основан в 1386 году княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. В 1482 году в соборе в очередном пожаре обгорела чудотворная византийская икона «Богоматерь Одигитрия» XIV века, привезенная из Константинополя.

Восстановленная Дионисием икона уцелела во время страшного пожара 1547 года: «. Вознесенский монастырь. весь выгоре, 10 стариц в нем згореша, и церковь Вознесение выгоре, образы и посуды церковные и животы людцкие многие, токъмо един образ Пречистые протопоп вынес. ».

В настоящее время написанная Дионисием икона «Богоматерь Одигитрия» находится в Государственной Третьяковской галерее.

6. Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Монастырь был основан в 1479 году стараниями преподобного Иосифа Волоцкого. В 1486 году в новом монастыре выстроили каменный собор, в росписи которого принимал участие сам Дионисий. «. И по прехожении немного лет подписал ея хитрыми живописцы в русской земли Дионисием и его детми Владимером и Феодосием и Пасеею иноком и два братанича (племянника) Иосифова – инок Досифей да инок Васиян».

Скорее всего, Дионисий расписывал Успенский собор в конце 1480-х годов. Однако росписи Дионисия в монастыре не сохранились – в XVII веке собор был полностью перестроен.

Дионисий на протяжении 1480-1490-х годов неоднократно работал над монастырскими заказами. В общей сложности им было написано для обители около ста икон.

Однако до нас дошла лишь одна — «Богоматерь Одигитрия». Описи сообщают, что «икона местная болшая Пречистая Богородица Одигитрия, письмо Дионисьево» стояла в местном ряду соборного иконостаса первой слева от Царских врат. В настоящее время икона хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве.

7. Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год

Монастырь основан учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Павлом Обнорским недалеко от Вологды на реке Обноре в 1414 году по благословению Московского митрополита Фотия. Для деревянного Троицкого собора Дионисий в 1500 году написал иконостас.

Читать еще:  В Москве может быть восстановлен храм Иоакима и Анны

Об этом свидетельствует резная надпись, сохранившаяся на обороте центральной иконы деисусного чина «Спас в силах»: «В лето 7008 (1500) писан деисус и празники и пророци Денисьева письмени». Первоначальный деревянный собор был заменен каменным в 1505-1516 года по повелению Василия III и сюда был перенесен дионисиевский иконостас.

Большая часть древних икон Троицкого собора до нас не дошла. Сохранились лишь 4 иконы: «Спас в силах», «Распятие» из праздничного чина (обе хранятся в Государственной Третьяковской галерее), «Уверение Фомы» из праздничного же чина (Государственный Русский музей), «Успение Богоматери» из местного чина (Вологодский государственный историко-архитектурный и художежственный музей-заповедник).

В работе над иконостасом Павло-Обнорского монастыря, вероятнее всего, принимали участие помощники Дионисия – его сыновья, но бесспорной работой самого мастера можно считать икону «Распятие».

Об этом свидетельствует не только исключительное качество живописи, но и особое духовное содержание, которое получает в этой иконе традиционный сюжет.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

balakerskaya

  • Add to friends
  • RSS

balakerskaya

Из Переславля-Залесского привезли летом кучку материала, к которой я уже подступилась со стороны деревянной скульптуры, но не знаю, чем продолжить).
Кажется, что все темы не успеть закрыть, пока спит сын))), но я попробую написать сегодня про одно из самых ярких впечатлений — фрески Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря и сам собор.
В пятый раз стирается готовый пост в ЖЖ, скоро этот сказочный интерфейс приведет меня к просветлению, теперь надо собраться и написать все заново.
Итак, в Переславле есть Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь, в котором находится Троицкий собор 16 века, мало известный по причине того, что фрески внутри него фотографировать настоятель не разрешает. А фотографировать есть что!

Для начала сам собор:

Источник

Краткая справка:
«Троицкий собор, воздвигнутый в 1530-1532 гг. в связи с рождением наследника великого князя Василия III, будущего царя Ивана IV, — простое и вместе с тем изящное сооружение. Его облик несколько подпортили перестройки конца XVII — начала XVIII веков, которые можно назвать типичными: были растесаны щелевидные окна, позакомарное покрытие заменили на четырехскатное, шлемовидную главу — на луковичную. В 1660 г. с северной стороны собора появился большой (во всю длину стены) Даниловский придел — храм над могилой основателя монастыря Даниила. В 1689 г. на средства князя И.П. Барятинского построена шатровая соборная колокольня, имевшая часовой механизм. Циферблат часов располагался на фасаде, обращенном к святым воротам. Собор был расписан в 1660-х гг. мастерами под руководством Силы Савина и Гурия Никитина. Часть фресок сохранилась до наших дней.» (О.Ю. Иванова. ПО «ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ». Смоленск, «Русич», 2006 г.)

В общем, чтобы воспринять его, надо сильно постараться в воображении вернуть закомары, шлемовидный купол и прорези, а все пристройки убрать. Выходит очень мощно и воинственно, богатырь. Но вытянутые пропорции облегчают конструкцию, делая ее нежнее как будто. То есть с одной стороны вроде бы богатырь, а с другой — есть что-то трогательное в этом образе из-за небольшого купола. Это конечно, не Покрова на Нерли, но и не Свято-Преображенский собор 12 века, с давлеющим над основной частью куполом. Сравним:


Источник

Апсиды интересные: граненые и низкие, это тоже как-бы дробит целостную конструкцию. Внизу один мир, дробный, а вверху целостный, единый и неделимый. Вот такая мысль у меня возникла.
Интересны мне еще купола. Ведь пока русичам нужна была защита от постоянных набегов, надежда на победу, шлемовидные купола обеспечивали это ощущение безопасности, но в них не было стремления вверх, которое есть в луковичке. Она так и тянется к небу. Так что, может, смена оправдана не только модой, но и тем, что люди смогли снять шлем, поднять голову и посмотреть в небеса.

Интересный собор. Но когда мы попали внутрь, то совершенно обомлели, фотографировать было нельзя, о чем я очень жалею, но я нашла фотографии нарушителей и воспользовалась ими, чтобы показать эту сказку. Миша не разрешил мне нарушить закон, а я бала готова:-) Мне вспомнился голубец из «Рублева» Тарковского))) Так вот там потрясающий сияющий голубец, который обволакивает все и всех. Нашла одну фотографию, которая немного это передает:

Справка: «В 1662 году монастырский келарь Савва нанял для украшения интерьера Троицкого храма артель художников, во главе которой стоял Гурий Никитин Кинешемцев. Это был выдающийся мастер монументальной живописи и иконописи второй половины XVII века, один из самых прославленных художников Оружейной палаты. До подряда в Данилов монастырь Гурий был в числе изографов, приглашенных в 1660 году возобновлять стенопись в Архангельском соборе Московского Кремля, а также выполнял различные царские заказы. Работа по созданию живописного убранства Троицкого собора растянулась на несколько лет.» Источник

А здесь написано про рестарацию 2008 года к 500-летию монастыря. Мне показалось, что владимирские мастера прекрасно выполнили работу, нет ощущения, что закрашивали, есть ощущение, что стремились максимально возвратить былой облик, несохранившиеся фрески они оставили и не зарисовали. Есть и фотографии с реставрации по ссылке выше.

У меня было ощущение праздника в этом соборе. Несмотря на то, что большую часть нижних росписей составляют всякие страшилки из Ветхого Завета и, в частности, Страшный суд, который оказался совсем неСтрашным))). Это сказка!

Вот бирюзовые чертики. Снова вспомнилось мне, как Даниил Черный у Тарковского сокрушался «А я такого черта придумал!»:

которые явно проигрывают по цвету ангелам. Там еще есть Кощеи и Змеи-Горынычи, но в интернете решительно ничего нет!
Все эти нечисти тонут в мерцании золотых крыльев и голубого фона! Совсем не страшно! Но, конечно, надо смотреть в живую. Жаль, там нельзя фотографировать, но это повод, чтобы поехать и увидеть самим!

Вот еще несколько снимков. В интернете почти ничего нет. Цвета переданы плохо. Их очень сложно сфотографировать.

Чуть не забыла наше селфи на прощание!

Надеюсь, что я все это увижу снова.
Спасибо за внимание!

Фрески Снетогорского монастыря

Оригинал взят у _corso_ в Страшный Суд. Собор Рождества Богородицы с псковскими фресками XIV века передается РПЦ Пт, 27 Июл, 2012, 09:04, который цитирует http://lev-shlosberg.livejournal.com/586152.html
Я переставила местами части цитируемой статьи — вынесла наверх сами фрески и Страшный суд, фотографии росписи из поста lev_shlosberg

Страшный Суд. Фрагмент. Скованный Диавол на Звере, пожирающем головы грешников с душой Иуды на колен

Страшный Суд. Фрагмент. Душа Иуды на колене Диавола

Страшный Суд. Фрагмент. Звери из видения пророка Даниила

Страшный Суд. Фрагмент. Звери из видения пророка Даниила

Страшный Суд. Фрагмент. Лоно Авраама. Благоразумный разбойник и огненный Серафим

Страшный Суд. Фрагмент. Лоно Авраама и благоразумный разбойник

Страшный Суд. Фрагмент. Лоно Авраама и благоразумный разбойник

Страшный Суд. Фрагмент. Апостол Петр с ключами от Рая

Воскресение

Успение Богородицы

Преподобные отцы

Воскрешение Лазаря

Рождество Богородицы (со следами очага пожара XVI в.)

Снетогорская Богородица с младенцем

Крещение Господне

Сошествие Святого духа на апостолов

Евхаристия. Фрагмент

Евангелист (роспись в парусах)

Евангелист (роспись в парусах)

Ну, вот — оно кажется началось.
То, о чем мы всех год назад предупреждали.
Тогда нас, разумеется, никто не стал слушать и этот чертов закон был принят практически в том виде, в каком его разработали — то есть с возможностью передать РПЦ практически все, что она пожелает. Без всяких ограничений.
Начинать объяснять сейчас все по новой — абсолютно безнадежная затея. Тем более, что противоположная сторона в данном случае представлена владыкой Евсевием, то есть персонажем абсолютно упертым и никаким уговорам не поддающимся.

С одной стороны, хочется залепить глаза и уши, идти в ближайшую квестуру, просить — политического? религиозного? культурного? — убежища и забыть навсегда про эту страну, в припадке остервенелой тупости доедающую всё то (немногое!) значительное, прекрасное и ценное, что удалось сохранить до сегодняшнего дня из созданного ее народом.
С другой стороны, возвращаться все равно придется и придется, наверное как-то участвовать в этой совершенно безнадежной ситуации.

Снетогоры жаль как-то особенно — уж очень памятник прекрасный и необыкновенный.
Ох.

Да, и прошу вас — на меня не ссылайтесь, поскольку я тут пока исключительно наблюдатель (причем в данный момент — сильно издалека). Ссылайтесь на Шлосберга. И думайте, чем ему помочь.

Оригинал взят у lev_shlosberg в Страшный Суд. Собор Рождества Богородицы с псковскими фресками XIV века передается РПЦ

Сегодня, 25 июля, стало известно о состоявшемся 17 июля 2012 года расторжении охранного договора на безвозмездное пользование памятником истории и культуры «Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря» от 05 ноября 2011 года № 207 (в заголовке соглашения о расторжении указана дата расторгаемого договора – 2001 год, в тексте соглашения – 2011 год).
Соглашение о расторжении договора на пользование объектом культурного наследия федерального значения уместилось на одном листе.
Его подписали руководитель территориального управления Росимущества в Псковской области Александр Сребролюбов и директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев.

Читать еще:  Великомученик Пантелеимон

Я полагаю, что обе стороны соглашения нарушили закон и превысили свои полномочия. Подписанный ими документ юридически ничтожен, не подлежит исполнению и будет предметом изучения правоохранительных органов.
Соглашение ссылается на Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», а также на два заявления: местной религиозной организации «Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь Псковской Епархии Русской Православной Церкви» от 2 мая 2012 года № 55 и заявление ГБУК «Псковский государственный объединенный историко-художественный и архитектурный музей-заповедник» от 17 июля 2012 года № 310.
Очевидно, что добровольно отречься от памятника федерального значения музей не мог.
Юрию Киселеву приказали (устно) — и он отказался (письменно).
На мой взгляд, установленная Законом процедура многократно и грубо нарушена. Проще сказать – она не исполнена.
Более детальный правовой анализ будет завтра.

Бесспорно, что ситуация была известна узкому кругу лиц как минимум с начала мая.
К этому кругу лиц относятся – Росимущество федеральное и территориальное, Министерство культуры, госкомитет Псковской области по культуре, руководство Псковского государственного музея-заповедника, Псковская епархия РПЦ. Сомневаюсь, чтобы не был в курсе событий такого уровня губернатор.
В пункте 2 соглашения о расторжении указано, что «каждая из сторон подтверждает, что обязательства по акту приема-передачи выполнены (Приложение № 1)».
Это означает, что директор музея Юрий Киселев подписал данный акт, не уведомив об этом непосредственно ответственных за хранение объекта культурного наследия лиц.
На этот час получить Приложение № 1 не удалось, но это вопрос времени.
Закрытость процесса может быть следствием только прямого приказа о неразглашении и сознания полной незаконности действия.

Ситуация вышла в свет сегодня вечером, когда заведующая отделом музея-заповедника «Мирожский монастырь» Таисия Круглова получила приказ директора музея «О передаче ключей от Собора Рождества Богородицы» в территориальное управление Росимущества.

Подпись на этом приказе не принадлежит директору музея Юрию Киселеву (можно сравнить с подписью на соглашении о расторжении договора); по внешним признакам, это подпись заместителя директора Татьяны Огинской.

Таисия Круглова, несущая непосредственную ответственность за сохранение памятника и не допущенная к оформлению акта приема-передачи, отдать ключи от памятника отказалась.
Она как хранитель объекта культурного наследия строго исполняет свои обязанности.

Единственный в своем роде памятник культуры федерального значения планируется передать местной религиозной организации для использования в богослужебных целях.

Происходящее повергло в шок ведущего специалиста в области русской монументальной живописи Владимира Сарабьянова. Вечером мы говорили с ним подробно; о происходящем он, ведущий реставратор средневековой монументальной живописи в России, узнал по телефону.

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря является мировым памятником культуры.
В этом храме сохранились самые древние из известных (1313 г.) фрески псковской школы монументальной живописи (росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря сер. XII в. относятся к византийской школе).
Короткая цитата из статьи Ирины Голубевой и Владимира Сарабьянова: «Апофеоз Снетогорского ансамбля – “Страшный суд”, едва вместившийся в западный неф собора. Это достойный аналог всем скульптурным порталам романских храмов Европы, но в мировой живописи снетогорский Апокалипсис по полноте сюжетов, сложнейшим символам их изводов не имеет подобия. Здесь псковские мастера утвердили начало новой живописной школы».
Угроза утраты этих фресок – это преступление перед культурным наследием человечества.
Росписи собора Рождества Богородицы раскрыты и реставрированы не полностью.
Использования в богослужебных целях фрески не выдержат и могут быть утрачены.

Вопрос очень давний, ему не один год.
Для желающих изучить его подробно (не только в части, касающейся собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря) прилагаю ссылки на публикации «Псковской губернии».

Цитата из Владимира Сарабьянова (статья «Сухая передача»):

«Когда Снетогорский монастырь вновь начал действовать, то настроение у только что вселившихся сестер и священников было довольно категорическое: «Это всё наше, нам и надо передать!». Я не раз слышал из уст и матушки Людмилы, и ее ближайшего окружения, что фрески эти им не нужны, что это всё – рухлядь, остатки былого величия. Нам, реставраторам, говорили: хотите – снимайте и увозите к себе в музей; не хотите – мы все это забелим и пригласим отца Зинона, он распишет. Конечно, у о. Зинона рука бы на это не поднялась. Он – человек в высшей степени грамотный, прекрасно понимает бесценность этих фресок. Но в дальнейшем, как мне казалось, отношение к фрескам изменилось. И категоричности поуменьшилось.

Я с самого начала ратовал за то, чтобы вопрос был решен мирным путем – путем совместного использования храма. Но совместное использование предполагает взаимное уважение, соблюдение закона, и приоритетом в решении этого вопроса должно быть элементарное сохранение памятника. Не приспособление его под сиюминутные, текущие нужды, а сохранение памятника! Памятник – это вечная категория. Он должен быть отреставрирован совместными усилиями, доведен до идеального состояния и сохраняться обеими сторонами. Это должны понимать и музей, и Министерство культуры, и церковь, которая в той или иной мере будет пользоваться памятником.

Я был уверен, что всё идет к такому паллиативному решению, построенному на взаимных уступках и компромиссах. Я прекрасно понимаю отношение епархии к нынешнему положению вещей: действующий монастырь с огромным количеством монахинь (их там сейчас живет около ста человек: монахинь, насельниц, послушниц) и посередине монастыря стоит большой, очень вместительный храм, который никак не задействован. Реставрация, которая длится уже третий десяток лет, у них вызывает и недовольство, и раздражение.

Я согласен с позицией Владыки: храм, находящийся посередине монастыря, должен жить не только как памятник истории и культуры, но и как собственно храм. Но мы имеем дело с очень большим пространством. В этом храме есть, скажем так, объем XIV века, а есть большая западная часть: пристройки, приделы, паперти. Все эти пристройки, с запада прилегающие к собору, по площади вдвое больше, чем сам храм. И, при разумной организации, можно было бы элементарно сделать так, чтобы основная часть богослужений проходила в этих пристройках. А в самом храме можно совершать редкие богослужения. И к этому всё шло.

И вдруг перед нами нарисовали совершенно иную картину. Под нами я подразумеваю себя, псковских архитекторов, реставраторов, членов ВООПИиК, сотрудников Псковского музея-заповедника. У нас сложилось впечатление, что комиссия и была призвана сюда, чтобы резко передать собор в полное ведение епархии. Без каких-то совместных использований и соблюдений взаимных интересов. Просто передать и всё, а потом – хоть трава не расти.

Но этот храм – очень хрупкое сооружение. У него очень сложная история, очень сложная жизнь. Его много раз перестраивали, у него множество проблем, связанных с инженерным состоянием. А главная проблема – это фрески. Фрески, которые абсолютно уникальны. Их ценность – это не предмет для обсуждения. Это – явление мирового уровня, основа псковской иконописной школы, памятник, который требует самого бережного отношения. Там дышать надо, что называется, вполголоса. И что мы услышали? Никто не произнес слова об их сохранении. Такое ощущение, что просто есть какая-то постройка, которую надо отдать монастырю, а он ее будет использовать по прямому назначению и по своему усмотрению. А то, что фрески требуют строгого соблюдения определенного режима хранения, об этом никто даже не говорит.

На заседании комиссии в Снетогорском монастыре, из уст владыки Евсевия, мы услышали такие вещи, которые сразу заставили вспомнить пример Крыпецкого монастыря. Да, пока Владыка говорит, что «памятник – это храм Божий, это место, где живет Бог», я с ним абсолютно согласен. Но когда Владыка сообщает, что и «мы живем в этом храме» – мне становится страшно. Мне становится страшно от того, что мне обещают относиться к храму, к памятнику, как к собственному дому, в котором должно быть удобно жить и удобно служить. И в соответствии с этими представлениями об удобстве приспосабливать его для своих нужд. Вот если покажется им, что здесь нужно окошечко, потому что в храме темно, то его сделают, его пробьют. Пробьют окно в соборе по фреске, потому что им было темно, и никто ничего сделать не сможет. Или перепишут древние фрески по своему вкусу.

Именно такое отношение к «своему дому» привело к скандалу в Крыпецах.

Поэтому я уверен: если абсолютно все будет отдано на откуп монастырю, то завтра меня как реставратора в собор просто не пустят. И никого туда не пустят. А если и пустят, то мы можем увидеть фрески либо переписанными, либо сбитыми. И то, и другое для них – гибель».

Псков с удивительным постоянством и пугающей частотой снова и снова становится местом скандала с объектом культурного наследия федерального значения. Мы начинаем выглядеть как город, где ключевые решения в сфере охраны объектов культурного наследия принимаются по меньшей мере дикарями, а по существу – варварами. Которые не боятся Страшного Суда и уверены, что держат Бога за бороду.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector