0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Место рождения Иисуса Христа — город Вифлеем

Содержание

Место рождения Иисуса Христа — город Вифлеем. Храм Рождества Христова в Вифлееме

  • 9 Июня, 2019
  • Направления
  • Екатерина Кириллова

Храм Рождества Христова в Вифлееме — культовое для всех христиан место. Грот, который в нем находится, имеет важное религиозное значение. Он считается местом, где родился Иисус Христос. Грот является старейшей христианской святыней, а сама церковь — главным христианским храмом на Святой земле.

filaretuos

Друзья и враги

Современный Вифлеем, город Рождества Христова

ИНТЕРВЬЮ С ГИДОМ ПО ВИФЛЕЕМУ

-Что привлекает туристов в Вифлеем?

-Прежде всего святыни. Для христиан всего мира это святой город, здесь родился Иисус Христос, для иудеев мира это тоже святой город, здесь родился царь Давид, и для мусульман мира это святой город, здесь погребена Рахиль.

-На сколько Вифлеем древний город?

-У египтян он упоминается за 5.000 лет до Рождества Христова. Это город плодородия с хорошими плодородными землями. Евреи называют Вифлеем — город хлеба, арабы — город мяса, а первое название города самое древнее Лахма, так звали месопатамскую богиню плодородия.

-Вифлеем ни когда не был большим городом.

-Да, Вифлеем был всегда маленьким незначительным городом, как до Рождества Христова, так и после. Когда Иисус Христос родился в Вифлееме жило от 300 до 1.000 человек. Но интересно другое, этот город не разросся и после Рождества Христова, более того, первая христианская церковь в городе была построена только в 326 году. Почему христиане три столетия обходили город в котором родился Христос, мне не понятно. В одно время в город вошли крестоносцы и был такой подьём города, но потом пришли Османы, выбили крестоносцев и вскоре город пришёл в упадок и стал практически селом.

-Какое сегодня населения города?

— Можно говорить о 27.000 жителей из которых 41% христиан и 59% мусульман, это подконтрольная территория Палестины и иудеи сейчас здесь практически не живут.

-Вражды в городе нет?

-Лет 20 назад здесь было опасно. Израиль хотел развивать Вифлеем как центр туризма и зарубежные страны готовы были помогать, но палестинцы подняли восстание, засели в храме Рождества Христова, были бои, но палестинцы взяли город в свои руки, евреи ушли, программу по развитию города свернули. Напряжение иногда витает в воздухе, но вообще Вифлеем считается сегодня самым безопасным городом Израиля. Здесь живут милые и добродушные очень гостеприимные палестинцы будь то христиане или мусульмане, туристу от населения города ни какой опасности нет. Мусульмане и христиане здесь живут дружно и рады гостям.Город под полным контролем Палестинской Автономии.

-Разговаривают в Вифлееме по арабски?

-Арабский язык основной, но здесь многие местные знают английский и французский языки. В городе дежурит туристическая полиция к которой всегда можно обращаться.

-Как лучше пребывать в Вифлеем?

-Лучше всего через Иерусалим. Вифлеем от Иерусалима на расстоянии 10 км. Ходит из Иерусалима автобус, 30 минут пути. За три км. перед Вифлеемом есть Пропускной Пункт между Израилем и Палестиной, все как в аэропорту проходят через металоискатели и сканер личных вещей. Турист может хоть каждый час ходить туда и обратно, ограничений нет, нужен только паспорт с Израильской визой. Из Иерусалима в Вифлеем ходили и крестные ходы пешие, это два часа пути, но это трудно, сильная жара и другие мелкие трудности которые могут возникать в дороге, потому лучше на автобусе.

-Чем путешествовать по самому Вифлеему?

-Здесь всё в шаговой доступности. Ну в случае усталости, так как город маленький, то такси здесь тоже дешёвое.

-Что рекомендуете посмотреть в Вифлееме?

-Ну конечно же, церковь Рождества Иисуса Христа, это один из старейших самых храмов мира. Построен в 330 году, были разрушения и войн и землетрясений. Древний, потому вид такой чуть мрачный внешне, больше напоминает крепость, но это очень большая мировая святыня. Единственное надо быть к тому, что там толпа туристов, очереди, толкотня и много охраны, которая может проверять вещи и просто останавливать. Вход свободен по всему храму.
Далее конечно надо посетить гробницу Рахили. Это второе по важности историческое место города. Святое место для христиан, мусульман и иудеев. Гробница находится в мечети, но там есть с доступом свои трудности, так как вход находится за пределами Вифлеема и войти можно только если вы путешествуете со стороны Иерусалима. Это святыня которую делят постоянно мусульмане Вифлеема с иудеями Иерусалима и из-за этой делёжки страдают и христиане, которые могут не попасть к гробнице если захотят войти со стороны Вифлеема.
Ещё надо посетить поля пастухов, места где Ангелы навестили пастухов при Рождестве Христа. Поля там поделены, есть православные и есть католические.
Ещё место посещения, это христианская часовня «Молочный грот»,где Богородица кормила грудью Христа, когда бежала с ним во Египет. Капля молока капнуло на землю и пещера стала белой.
Нужно войти и можно войти в действующую исламскую мечеть Омара.
В 3 км. за Вифлеемом в лесу находится три бассейна Соломона.
Три колодца царя Давида.
Католическая Патриаршья Церковь в которой служит Католический Патриарх, это храм Благовещения, не далеко есть ещё католический меньший храм Девы Марии.
Ну и просто пройтись по улицам старого арабского Вифлеема, но только если вы не похоже на еврея, если примут за еврея может быть вам плохо..
Так же по дороге в Иерусалим из Вифлеема имеется древний монастырь пророка Ильи.
А так же по той же дороге перед Контрольным Пунктом со стороны Израиля монастырь святого Георгия.

-Что можно приобрести в Вифлееме?

-В городе хорошие специи и конечно сувениры, они много дешевле чем в Иерусалиме.

-Продают ли спиртное в Вифлееме?

— Очень и очень много точек с продажей ликёра «Арак», различных вин, пива «Тайбех», много винных магазинов, много баров , есть ночные клубы, но часто одиноких парней не пускают, только с девушкой.

-С отелями нет проблем?

— Время ночлега в пещере как Марии с Иосифом давно ушло, сейчас в городе много отелей. Цены разные, есть очень не дорогие.

РОЖДЕСТВО НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подготовка к Рождеству Христову начинается на Святой Земле задолго до наступления самого праздника. В городах, где живет много христиан (в Вифлееме, Назарете, Хайфе и Яффе, а также в христианском квартале старого Иерусалима), уже с конца ноября на улицах, в магазинах, торговых центрах и кафе устанавливаются елки. В остальных городах и селениях Израиля вы не встретите никаких признаков приближающегося Нового года и Рождества Христова: елка здесь вне закона как явное свидетельство и напоминание о пришествии в мир Спасителя.

С новым… Сильвестром

В еврейских ортодоксальных СМИ постоянно звучат призывы к местному населению ни в коем случае не праздновать этот день как языческий, не устанавливать елки и прочие украшения. В последние десятилетия советские репатрианты завезли в Израиль светские обычаи празднования Нового года. Но широко ни этот праздник, ни тем более Рождество не отмечаются. Первый январский день в Израиле называется «Сильвестр». Разумеется, не в честь актера Сталлоне, а в память святого, которую совершает в этот день Католическая церковь (Православная – днем позднее). Православные же арабы и греки Новолетие празднуют по церковному календарю, то есть 1 сентября.

Главная подготовка к Рождеству начинается с праздника Николы зимнего – 19 декабря. В тот день дети из православных семей непременно получают в храмах подарки – как бы из рук самого святителя Николая, которого тут очень почитают. А в течение последующей недели Вифлеем и окрестности объезжают «волхвы» – наряженные в старинные одежды всадники на верблюдах.

Читать еще:  Православная общественность России собирается строить на Кубе русский храм

Икона, известная как «Богородица улыбающаяся», из пещерного Храма Рождества Христова в Вифлееме.
Это единственный образ Божией Матери с улыбкой на лице

Православные христиане – арабы, русские, украинцы – как правило, соблюдают Рождественский пост, причем миряне постятся не менее строго, чем монашествующие. Если в это время зайти в какой-либо дом арабской православной семьи и случайно заметить скоромную пищу на столе, то хозяева будут в смущении страшно извиняться и оправдываться, что они, конечно же, постятся, но просят прощения: у них, мол, либо кто-то сильно болящий, либо беременная, либо кормящая мать.

В целом христиан на Святой Земле осталось не так много: в прошлом веке арабы активно эмигрировали. Поэтому оставшиеся стараются держаться вместе. И, поскольку католиков все же больше, православные охотно принимают участие в праздновании католического Рождества – 25 декабря.

При этом характерно уважение, которое выказывают католики к православным: у вас пост, поэтому примите от нас постное угощение.

Незадолго до Рождества Христова в Вифлеем на свой фестиваль собираются православные скауты. Их отряды есть при каждом приходе и каждой православной школе, и различают они друг друга по цвету формы (юбки, брюки, рубашки, галстуки и головные уборы – как правило, береты). В некоторых отрядах в память о временах британского правления 1917–1948 годов юноши надевают килты – подобие юбок шотландских воинов.

Конечно же, на общественных мероприятиях православные скауты «вооружены» музыкальными инструментами. На скаутский смотр-парад в Вифлеем могут собираться до двух тысяч молодых людей, их родители и друзья-прихожане. В это время в городе перекрывают движение автотранспорта.

В дни Святок проходят многочисленные праздничные мероприятия. Обязательно посещают стариков, детские дома и приюты в эти дни. В православных храмах собираются приходские благотворительные комиссии и распределяют пожертвования – для малоимущих, на основные нужды или, например, кому-то постановляют оплатить обучение в школе.

Генеральная уборка в Вифлееме

На Рождество православные христиане на Святой Земле обычно оставляют свои приходы и съезжаются в вифлеемский храм Рождества Христова на продолжительные службы сочельника и ночную Литургию.

В приходских храмах праздничная служба не отменяется, но совершается тихо и скоро, как правило, безлюдно, чтобы не оставить храм в этот день без богослужения.

В монастырях служат по уставу без особых изменений. На праздник братия обычно остается в обители, а настоятель или его представитель выезжает на Патриаршее богослужение.

Также традиционно незадолго до праздника члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме совершают соборное богослужение в пещере Рождества Христова, куда собираются наши паломники, монахини и трудники Горненского монастыря.

Заслуживает внимания еще одна местная традиция – генеральная уборка храма Рождества Христова в Вифлееме, куда по возможности собираются все клирики и монашествующие Иерусалимского Патриархата 28 декабря каждого года. После уборки священники совместно трапезничают и общаются в предвкушении предстоящего праздника.

По свидетельству местных жителей, сама по себе уборка остается как бы на втором плане, ведь главное – братское общение.

Иногда, правда, радостное греческое духовенство может устроить незлобную драку с армянскими священниками, которые также владеют частью этого храма. Но не со зла, а больше из «священного озорства» ради утверждения Православия.

Восток – дело тонкое, и люди здесь совсем другие. Но Христос – един для всех, и Рождество Его все равно помирит всех!

Отмечу еще одну особенность Святой Земли. Как подчеркивают местные православные, есть определенная милость Божия в том, что разные конфессии отмечают Рождество Христово в разные дни: католики – 25 декабря по новому стилю, православные – почти через 2 недели, 7 января (25 декабря, но по старому стилю), а армяне по древней традиции – 19 января, в один день с праздником Богоявления.

Несмотря на догматические расхождения, в отношении взаимных поздравлений и приветствий с торжеством Рождества Христова никаких затруднений не возникает.

Рождество для местных жителей – очень живой и семейный праздник.

Все ходят друг к другу в гости, собираются целыми семьями в доме матери семейства (а семьи бывают очень большие – до сотни человек). В течение двух-трех праздничных дней считается необходимым посетить всех родственников.

Колядки и василопита с запеченными монетками

Дети, особенно учащиеся школы Греческой Патриархии на Сионе, в святочные дни обходят кельи насельников и дома прихожан с пением колядок, собирая угощение. Колядки здесь в основном западного толка – переводные с английского и немецкого языков рождественские carols.

В русских храмах поют наши привычные колядки, чаще по-украински. Ведь большую часть прихожан храмов Русской Духовной Миссии составляют переехавшие на постоянное жительство в Израиль украинцы.

У арабов же и греков существуют колядки разные: рождественские отличаются от богоявленских. С последними духовенство местных православных храмов по традиции обходит дома прихожан после праздника Богоявления для окропления домов святой водой.
Обычно священство определяет очередность и время, когда и кто идет по домам, уделяя этому занятию первую половину дня.

В течение Святок по обычаю Православного Востока главный праздник – память святителя Василия Великого, которая отмечается очень торжественно. В этот день в храмах совершается освящение василопиты. Это новогодний греческий пирог, который по традиции запекается с монеткой на счастье.

Как Рождество празднуют в Иерусалимском Патриархате

Накануне праздника в Храме Гроба Господня в Иерусалиме совершаются царские часы. После богослужения от Храма движется большой крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом, вместе с которым идут духовенство и многочисленные верующие, в том числе скауты. Процессия останавливается у Яффских ворот. Здесь Патриарх и духовенство садятся в автомобили и проезжают 10 километров до Вифлеема. По всей дороге останавливается движение, на каждом перекрестке в почетном карауле стоят израильские полицейские (среди них немало православных христиан – как арабов, так и русско­язычных). Кортеж останавливается около монастыря Пророка Илии за пару километров от Вифлеема. Здесь Патриарха встречают старейшины арабских православных приходов и общин. В монастырском соборе совершается непродолжительный молебен. После трапезы Патриарх направляется дальше в Вифлеем. От монастыря его сопровождает конный квартет всадников израильской полиции. Около гробницы праматери Рахили на границе, где Израиль и территорию Палестинской автономии разделяет шестиметровая бетонная стена, Патриарха встречают палестинские джигиты, тоже на лошадях. Духовенство в это время объезжает город по окружной дороге, чтобы заранее прибыть в храм ко встрече Предстоятеля.

Храм Рождества Христова в Вифлееме

На площади перед храмом Рождества Христова Патриарха приветствуют вифлеемский губернатор, духовенство и верующие. Начинается парад скаутов, который может продолжаться пару часов. После него Патриарх с сопровождающими входит в храм с пением рождественского тропаря. Начинается вечерня и Литургия Святителя Василия Великого. Служит ее только один священник, все остальные вместе с Патриархом молятся в храме. Прихожане (обычно их немного) причащаются Святых Таин. Как правило, после начала богослужения большинство простых верующих расходится до ночной службы.

Литургия заканчивается примерно к четырем часам дня. После нее в Тронном зале всем предлагается постное угощение – обычно традиционный для сочельника фасолевый суп с рисом без масла.

Около 22.30 в храм снова прибывает Патриарх. Вместе с Предстоятелем Иерусалимской Церкви в крестном ходе по давней традиции участвует местный англиканский епископ. Утреня совершается в верхнем храме над пещерой Рождества, а ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите» Патриарх с духовенством спускаются петь в вертеп к Вифлеемской звезде – месту, где Матерь Божия родила Спасителя мира. Во время пения в вертепе рядом с Патриархом ставят красивое кресло для руководителя Палестинской автономии, который «заочно присутствует» на богослужении.

После утрени сразу совершается Литургия, причем Патриарх служит в верхнем храме. В пещере Рождества в это же время на престоле над местом Рождения Спасителя Литургию совершает один из епископов Иерусалимского Патриархата. Он заканчивает службу раньше Патриаршей и присоединяется к духовенству в верхнем храме.

Затем в Патриаршем зале всем священнослужителям и почетным гостям предлагается довольно скромное угощение: немного вина, кофе и сладости. И все разъезжаются по домам поздравлять свои семьи и славить родившегося Богомладенца Христа.

Рецепт

Чечевичный (фасолевый) арабский суп для Рождественского сочельника

На стакан коричневой чечевицы или мелкой фасоли – 2 литра воды, лук, морковь, соль, перец, зира, зелень петрушки по вкусу.

Бобы сварить до мягкости. Лук и морковь мелко натереть на терке, при желании обжарить в масле. Овощи добавить к бобам и варить до полного размягчения чечевицы или фасоли. (В Израиле, бывает, бобовые супы нарочно томят на маленьком огне до 18 часов. Следовать ли этой традиции, зависит от ваших возможностей и наличия свободного времени.) Добавить соль, перец, зиру, зелень петрушки. Готовый суп при помощи блендера довести до консистенции пюре. Подавать в Рождественский сочельник с хлебными сухариками.

Читать еще:  В Тибете нашли древний индуистский священный храм

Протоиерей Игорь Пчелинцев, ключарь подворья Праведной Тавифы в Яффе

Османский период

С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским хедивом), под контролем которого находился город в течение десяти лет.

Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле.

Рождество – один из главных христианских праздников, уходящих корнями в далекое прошлое, к самым истокам христианства. За более чем двухтысячелетнюю историю религии во многих христианских странах сформировались свои обычаи празднования, имеющие, тем не менее, довольно много общего. Но первоисточником по праву считается традиционное Рождество на Родине Христа.

Христиане в Палестине: немного статистики

Палестину не зря называют колыбелью трех мировых религий: христианства, мусульманства и иудаизма. Именно тут все они зарождались, здесь же находятся и их главные святыни. Для христианства это – Церковь Рождества Христова в Вифлееме и Храм Гроба Господня в Иерусалиме. 8% населения современной Палестины (349 тысяч человек) составляют христиане. А всего в мире сейчас насчитывают около миллиона палестинских христиан!

Еще один интересный факт: христианство в Палестине представлено более чем шестнадцатью различными концессиями. Есть здесь православная, католическая (римская, западная и сирийская), протестантская, лютеранская, коптская, армянская и другие церкви. Самые большие из них – православная и католическая – несколько десятилетий назад договорились между собой и «объединили» праздники, так что Рождество в Палестине празднуется по католическому календарю, а Пасха – по православному.

Так какое же оно, традиционное палестинское Рождество?

Традиционное Рождество: украшаем дом и город

У католиков рождественские праздники начинаются уже в первых числах декабря. В гостиной появляется так называемый рождественский венок с четырьмя свечками, символизирующими четыре адвента (недели) рождественского поста. В первое воскресенье месяца зажигается первая свеча, которая символизирует приближение праздника и создает праздничное настроение. Во второе воскресенье горят уже две свечи, и так далее, пока в последнее воскресенье перед Рождеством не зажгутся все четыре свечки.

Все христианские дома Палестины в декабре преображаются: кроме традиционной елки столы украшают скатерти с рождественскими и новогодними мотивами, глиняные статуэтки Деда Мороза или Вифлеемской пещеры с колыбелью Христа, а также стилизованные рождественские вазы с конфетами. Входную дверь и забор дома также принято украшать рождественскими венками или гирляндами.

Традиционно христианские города Рамалла, Вифлеем, Сальфит, а также поселки и деревни (Бирзет, Тайбе, Жифне, Аббуд и др.) тоже готовятся к приближающемуся празднику: на главной площади наряжается елка, на «открытие» которой собираются жители города или деревни с детьми. К елке приглашаются мэр города и представители городской и государственной власти, уважаемые люди деревни. Там же, возле елки, проходит праздничный концерт и так называемый «кашшаф»: праздничное парадное шествие с музыкой.

Традиционное Рождество в Палестине: Праздник семьи и всей общины

К Рождеству готовятся заранее. Кроме украшения дома готовят и подарки, а также — угощение: пекут традиционные рождественские кексы с орехами и сухофруктами, покупают вино, коньяк или ликер.

Одним из традиционных аттрибутов Рождества на Святой Земле тся и является и «Бурбара» — кутья, сваренная из пшеницы с добавлением различных пряностей, орехов, изюма и конфет. День «бурбары» у разных концессий разный, но суть одна: ее едят за общим семейным столом, приглашают друзей и знакомых, а также разносят и раздают по домам родственников и соседей.

22-23 декабря в церковных общинах и христианских школах проходят детские праздничные утренники, на которых Дед Мороз раздает подарки, а дети делают праздничный концерт. Во многих церквях в эти дни дают праздничные камерные концерты, на которых исполняют пасхальные и новогодние мелодии. По улицам разъезжают на машинах Деды Морозы, они звонят в колокольчики и сигналят, напоминая о приближении праздника. А еще они, как и все Деды Морозы в мире, разносят детям подарки, — правда, предварительно заботливо выбранные и купленные их собственными родителями.

Утром в сочельник, за день до Рождества, многие христианские семьи посещают кладбища, чтобы навестить своих усопших родственников. Кроме цветов они приносят свечки и «баххур» (благовония). В этот же день в церквях проходит богослужение и предрождественское причастие.

Тогда же, 24 декабря, все родственники, друзья и знакомые посещают семью, в которой кто-то не так давно умер. Это – поддержка семье и своего рода «испрошение разрешения» на празднование и веселье. Семья ушедшего, как во время поминок, в качестве угощения предлагает горький кофе и арабскую сладость «бакляве». В этот день принято посещать также и стариков, живущих по соседству – в знак уважения к их возрасту.

Вечером в канун Рождества (с 24-го на 25-е декабря) христианские семьи с детьми собираются в церквях на всенощную. Некоторые после полуночи едут на молитву в Вифлеем, в Храм Рождества Христова, праздничное богослужение в котором начинается в двенадцать часов ночи и длится до утра.

Следующий день – семейный. Вся семья собирается на большой праздничный обед в доме у родителей: все женатые сыновья с невестками и детьми, а также другие близкие родственники. Готовят женщины, иногда невестки приносят блюда «в складчину», а после обеда – совместно убирают и моют посуду. Здесь же, после обеда, проходит и обмен подарками, а после – праздничное угощение (коньяк или ликер и шоколадные конфеты). Потом некоторые семьи снова идут в церковь на праздничное богослужение.

Вечер Рождества и последующие несколько дней проходят в «гостях»: семьи ходят друг к другу в гости: к близким и дальним родственникам, а также – друзьям, где их традиционно угощают шоколадными конфетами и ликером или вином. Ходить в гости принято по старшинству: младшие сначала идут к старшим, и уже потом – наоборот, таким образом выказывается уважение. Если женщина не замужем и живет одна, то братья, дяди и другие родственники тоже обязаны ее навестить.

Празднование Нового года в Палестине

«Поздравительный» марафон может длиться до самого Нового года. А Новый год традиционно принято отмечать дома: с шашлыками, салатами и алкоголем. Но многие, особенно молодежь, в последнее время все чаще празднуют в ресторанах, с семьей или друзьями. После полуночи на улицах городов можно увидеть прогуливающиеся семьи, молодежь танцует на площади, сигналит в проезжающих машинах, смеется на ночных улицах.

А во многих христианских деревнях до сих пор сохранился древний языческий обычай: в новогоднюю ночь парни выходят на улицу, делают чучело из старой одежды и сжигают его. Считается, что вместе с ним сгорает все зло, которое было в ушедшем году, благодаря чему наступивший год будет чище и добрее. Салюты, петарды, машинные гудки, веселые крики и смех — так молодежь встречает Новый год.

Вот такие они – традиционное Рождество и Новый год в Палестине. Интересно узнать, а как празднуете вы? Пишите в комментариях ниже!

Молочный грот

Молочный грот Богородицы, расположенный в городе Вифлеем, в Палестинской администрации, является местом паломничества для женщин, которые мечтают стать матерью или имеют проблемы с лактацией – кормлением грудью. Он был создан на месте пещеры, в которой, по преданию, спасались бегством в Египет Иосиф и дева Мария – родители Иисуса Христа.

Когда Мария кормила младенца молоком, капля молока попала на красные пол и стены грота и окрасила их в белый цвет. Именно с тех самых пор считается, что порошок из грота избавляет от бесплодия и помогает с кормлением. Часовню над пещерой воздвигли монахи-францисканцы. Помимо чудотворной иконы Божьей Матери, в гроте висят фотографии матерей с младенцами, которым помогло посещение этого святого места. Совсем рядом с Молочным гротом находится Вифлеемский Храм Рождества Христова.

Координаты: 31.70246600,35.20755200

Новое от Franz Collection

5 друзей

  • К приложению

Конвертер видеоссылок

  • К приложению

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Сообщества

Статистика

Незабываемое путешествие в Вифлеем

Вифлеем – один из древнейших городов мира, на территории которого расположены знаменитый Храм Рождества Христова и Пещера Рождества, в которой, согласно старинному преданию, когда-то давным-давно родился Иисус Христос. В настоящее время этот удивительный городок, являющийся столицей Палестинской автономии, с огромным удовольствием принимает огромное количество туристов и паломников. Каждый, кто приезжает сюда, мечтает непременно побывать в Храме Рождества Христова, а если очень повезет и позволит время, то заодно посетить и Пещеру Рождества!

Читать еще:  В ААЦ создана комиссия для слежения за процессом открытия иноязычных школ в Армении

Вифлеем – древний и в то же время современный город!

В Вифлееме мне довелось побывать уже дважды, и когда я ехала сюда в самый первый раз, этот чудесный город представлялся мне древним во всех смыслах, недаром ведь он считается исторической родиной самого царя Давида! Как выяснилось впоследствии, в этом я жестоко ошибалась – древность очень гармонично сочетается в Вифлееме с современной цивилизацией! Безусловно, здесь всегда найдутся старенькие, но очень уютные жилые дома с небольшими симпатичными окошками.

И в то же время совсем рядом можно увидеть современные многоэтажные постройки, которые мало чем отличаются от наших.

По стареньким повидавшим виды улочкам вовсю разъезжают новехонькие и удивительно чистые желтые такси.

А буквально в шаговой доступности от них уютно располагаются современные отели, предлагающие своим гостям достаточно неплохой уровень сервиса. Кроме того, здесь активно сторятся и новые отели, ведь с каждым годом туристов в Вифлееме становится все больше и больше!

Еще одно напоминание о современной цивилизации – это многочисленные рекламные щиты, которые встречаются в этом необычном городе практически на каждом шагу. Реклама здесь, разумеется, вся исключительно на арабском языке!

А рядом с погонщиками верблюдов примостились недорогие придорожные кафешки и автозаправки. И, несмотря ни на что, все это смотрится невероятно гармонично!

Немало в Вифлееме и магазинов: здесь есть и простенькие лавочки, и крупные торговые центры. Но особенно меня впечатлили ювелирные магазины – они просто не могут не поражать великолепием своих витрин!

Тем не менее, основной целью моей поездки все-таки было посещение Храма Рождества Христова, поэтому, вдоволь налюбовавшись роскошной вифлеемской панорамой и великолепными витринами местных магазинов, наша экскурсионная группа сразу же отправилась именно туда.

Храм Рождества Христова – сочетание простоты и величия!

Храм Рождества Христова располагается на небольшой вифлеемской площади, а паломничество в это удивительное местечко не прекращается с четвертого века! Это один из старейших в мире непрерывно действующих храмов!

И, что особенно удивительно, за свою тысячелетнюю историю это здание практически не подвергалось разрушениям, а богослужения здесь не прекращаются с самого момента основания Храма (между прочим, это ориентировочно с 332 года)! Ну, а старенькие ворота и двери так и манят поскорее войти вовнутрь!

Нельзя сказать, что изнутри Храм сияет роскошью, но, тем не менее, именно там появляется какое-то особое, ни с чем несравнимое, чувство.

Практически под самым потолком располагается целый ряд окошек, пропускающих дневной свет.

А чуть ниже все здание увешано старинными сверкающими лампадками, щедро украшенными чем-то наподобие хорошо всем знакомых новогодних шаров.

Впечатлили меня и старинные кованые люстры, ведь им, наверняка, как минимум несколько сотен лет, а то и целая тысяча!

А еще в Храме Рождества Христова сохранилась уникальная мозаика – она красуется тут со времен Константина, великого византийского императора, начавшего строительство данного храма в качестве благодарности Всевышнему за свои многочисленные военные победы.

Кстати, во время нашего визита в одном из приделов храма шла католическая служба. И именно здесь, справа от скамеечек, находится вход в знаменитую Пещеру Рождества!

Пещера Рождества – удивительное рядом!

Пещера Рождества, нередко именуемая Гротом Рождества – это именно то самое место, где когда-то родился Иисус Христос. И именно здесь в тот чудесный момент воссияла Вифлеемская Звезда! Для того, чтобы попасть в это благословенное местечко, придется проделать путь по узенькому коридорчику с каменными ступенями.

В пещере практически повсеместно можно увидеть изображения Иисуса Христа. Особенно эффектно они смотрятся на старинных стенах.

Кстати, если присмотреться к каменным стенам повнимательнее, можно заметить на них и многочисленные рисунки-письмена. Вот только что означает большинство из них – до сих пор остается загадкой.

А близ одной из таких стен располагается небольшой алтарь со свечами и подставкой для священных книг.

Чуть подальше есть еще один алтарь, только на сей раз на стене изображен один из библейских сюжетов, выложенный из мозаики. И все здесь очень чистенько и красиво!

Не менее привлекательно смотрятся и мозаичные лампы – свет очень эффектно играет в этих разноцветных стеклышках!

А окошки с рисунками из цветного стекла делают пещеру особенно уютной и гостеприимной!

Лампады, многочисленные изображения библейских сюжетов, свечи и распятия – все напоминает нам о том, что мы находимся в особенном, святом месте!

Вот и оно – то самое место, где когда-то, более двух тысяч лет назад, воссияла Вифлеемская Звезда, указавшая древним волхвам путь к месту рождения Иисуса Христа! Именно здесь установлена Вифлеемская Звезда из серебра, от которой отходят четырнадцать лучей, символизирующих количество остановок Спасителя по пути на Голгофу, к месту его последующего распятия. Данную звезду установили монахи-францисканцы в 1717 году, а до этого здесь было просто выложенное мрамором углубление. Это место действительно стоит того, чтобы его посетить!

Нынешний рождественский сезон не оправдал ни самых радужных надежд, ни самых мрачных опасений горожан, рассказывает мэр Вифлеема

Редкий рассказ о Вифлееме обойдется без упоминания о стене, с которой и начинается знакомство с родным городом Христа. Щерясь наглухо закрытыми металлическими воротами, восьмиметровая бетонная лента обрывает древнюю дорогу, по которой библейские волхвы когда-то шли с дарами к колыбели Иисуса.

Новый путь в Вифлеем, палестинский город, что в семи километрах от Иерусалима, лежит немного в стороне — через переход «Рахель» со шлагбаумами и предупредительными знаками, с бронированными будками для израильских постовых.

На стене при въезде — аршинный плакат от министерства туризма Израиля с пожеланием мира на нескольких языках. «Еще бы написали Arbeit macht frei («Труд делает свободным»)», — с мрачной иронией произносит палестинец, для которого бетонный барьер на годы очертил пределы доступного жизненного пространства.

Преодолеть стену, которую Израиль воздвиг в попытке отгородиться от палестинского террора, сегодня проще, чем в обычные дни. На время Рождества, которое на Святой земле празднуют с 25 декабря по 19 января, военные смягчили режим въезда в Вифлеем для тысяч туристов, паломников, журналистов.

Центр торжеств — храм Рождества Христова, построенный в IV веке на месте, где, по преданию, появился на свет Младенец Иисус. В ночь на воскресенье в храме прошла праздничная служба, которую возглавил Патриарх Иерусалимский Феофил III. На богослужении присутствовал президент Палестинской автономии Махмуд Аббас.

Храм принадлежит представителям трех конфессий — католикам-францисканцам, православному Иерусалимскому Патриархату и Армянской Церкви. Поэтому и Рождество здесь отмечают трижды: католики — 24-25 декабря, православные — 6-7 января, последователи Армянской Церкви — 18-19 января.

За воротами храма в дни праздника на прибыли рассчитывают владельцы гостиниц, хозяева ресторанов, торговцы сувенирами, в чьих лавках христианские распятия мирно сосуществуют с мусульманскими головными платками, иудейскими подсвечниками-менорами и вполне космополитичными статуэтками верблюдов. Жители Вифлеема очень ждут гостей, от щедрости которых зависит благосостояние города.

Нынешний рождественский сезон пока не оправдал ни самых радужных надежд, ни самых мрачных опасений горожан, рассказывает РИА «Новости» мэр Вифлеема Виктор Батарсе.

«Накануне (католического) Рождества мы начали было волноваться, не увидев ожидаемого притока иностранных паломников. Но ситуацию спасли арабы-христиане, приехавшие к нам из других районов палестинских территорий и Израиля», — говорит собеседник агентства.

«В итоге набралось больше десяти тысяч человек. Все наши гостиницы полны, город празднично украшен. Это было хорошее Рождество, но не настолько, как нам бы хотелось», — подводит Батарсе предварительные итоги празднеств этого года.

Иностранцы, напуганные израильско-палестинским противостоянием и палестинской междоусобицей, предпочитают останавливаться в Израиле, ограничивая пребывание в Вифлееме несколькими часами ночной рождественской службы.

В самом Вифлееме год от года сокращается число тех, кто считает Рождество своим праздником. В городе, где христиане когда-то составляли до 90% населения, сегодня их около трети и не только от того, что у мусульман выше рождаемость.

«Христианская община сокращается по всей Палестине. До 1948 года христиан было 12%, иногда 15% населения. Сейчас нас всего 1,9%. Это — результат эмиграции, которую провоцирует израильская оккупация, ее экономические, физические и психологические последствия», — говорит мэр Вифлеема.

Сердце Вифлеема — это Ясельная площадь. Здесь расположены храм Рождества, массивные здания мэрии и Вифлеемского центра мира. При тусклом свете январского дня площадь выглядит безликой и пустой, светлые фасады домов сливаются с мостовой, выдержанной в той же цветовой гамме. Глазу не за что зацепиться.

Но когда на город опускается темнота, картина преображается, приобретая глубину и насыщенность. Исчезает серость, иллюминация расписывает дома пятиконечными звездами, на черном бархате ночи вспыхивают разноцветными огнями рождественские кедры и кресты над древним храмом. Вопреки невзгодам, Вифлеем встречает Рождество.

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector