0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РПЦ получила ₽4,5 млрд через субсидии агентства по делам национальностей

Содержание

РПЦ получила ₽4,5 млрд через субсидии агентства по делам национальностей

За последние четыре года только организации, связанные с Русской православной церковью (РПЦ), получали субсидии федерального бюджета на поддержку в сфере духовно-просветительской деятельности.

Всего через Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) было выделено 4,5 млрд рублей. В большинстве случаев деньги идут на строительство духовных центров в регионах РФ. Также поддержку регулярно получают фонд по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря (расположен в Подмосковье), в попечительский совет которого входит российский премьер Дмитрий Медведев, и Валаамский монастырь, где периодически бывает Владимир Путин.

В 2019–2020 годах на «поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности» будет потрачено 1,47 млрд рублей в виде субсидий из федерального бюджета. Решение об отборе организаций для распределения средств было принято на заседании комиссии ФАДН, которую возглавил руководитель ведомства Игорь Баринов. В протоколе заседания (есть в распоряжении Znak.com) говорится, что заявки на получение субсидий подали 34 организации. В итоге были одобрены 33, все они — от организаций, которые либо напрямую учреждены епархиями РПЦ, либо связаны с ними. Единственная организация, не получившая поддержку — АНО «Голубые ели» (Петрозаводск), не аффилированное с РПЦ. Из протокола следует, что документы были неправильно оформлены. Руководитель этого АНО Валерий Гуртов не стал делиться со Znak.com мнением, почему так произошло. «Я знаю процессы (как распределяются субсидии. — Znak.com) изнутри, это довольно тонкая материя», — уклончиво сказал Валерий Гуртов.

ТОП-5 организаций по объему субсидий от ФАДН за 2016–2019 годы

Название организацииУчредительОбъем субсидий (руб.)
АНО по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам»Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь РПЦ589 091 000
Благотворительный фонд по восстановлению воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря РПЦСтавропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь254 996 600
АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр»Владикавказская епархия РПЦ220 769 800
АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо»Георгиевская епархия РПЦ170 000 000
АНО по оказанию услуг в области сохранения памятников историко-культурного наследия «Рождество Пресвятой Богородицы»Россошанская епархия РПЦ157 000 000

Полные данные, собранные Znak.com, по всем православным организациям, получавшим субсидии от ФАДН в 2016–2019 годах можно посмотреть здесь.

Практически все организации, получившие субсидии, были организованы для строительства или создания в регионах духовно-просветительских центров. Например, АНО «Духовное благолепие» (Башкортостан) получила субсидию в размере 40 млн рублей, АНО «Возрождение» (Карелия) — 45 млн рублей, АНО «Таврида» (Крым) — 45 млн рублей, АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр» (Северная Осетия) — 120 млн рублей, АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо» (Ставропольский край) — 170 млн рублей.

Организации, связанные с РПЦ, регулярно получают субсидии через ФАДН. Всего, по данным СПАРК, за период с 2016 по 2019 год таким образом было выделено 4,55 млрд рублей

Речь идет о выделении средств в рамках госпрограммы «Реализация государственной национальной политики». В основном речь идет о субсидиях двух видов — поддержка НКО в сфере духовно-просветительской деятельности и «господдержка мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, направленных на снижение межэтнической и межконфессиональной напряженности на территории РФ». Для получения субсидий второго вида, в частности, необходимо предоставить документ, в котором региональные власти подтверждают «целесообразность мероприятий», говорится в соответствующем постановлении правительства РФ. О приеме заявок на получение субсидий объявляется на сайте ФАДН.

Некоммерческие организации, не связанные с РПЦ, по данным СПАРК, денег по этим направлениям не получают совсем.

В соответствии с методикой оценки заявок на субсидии, некоммерческие организации, в частности, должны представить программу мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, подтвердить другие источники финансирования этой программы и указать ее актуальность. Получить комментарий ФАДН по этому поводу оперативно не удалось — в агентстве пока не ответили на запрос Znak.com.

«Новый Иерусалим» Дмитрия Медведева

Одна из организаций, регулярно получающих поддержку — благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря РПЦ, сопредседателями попечительского совета которого являются российский премьер Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл. В 2017 и в 2019 годах фонд через ФАДН получил по 85 млн рублей, в 2018 — 84,9 млн рублей. Кроме того, в 2016 году Минкульт РФ выделял на восстановление монастыря около 1 млрд рублей.

Этот монастырь был основан еще в середине XVII века в Подмосковье и по замыслу на его территории должен был быть воссоздан иерусалимский храм Воскресения Господня. Во время Великой Отечественной войны здания комплекса частично были разрушены. Масштабная концепция развития православного комплекса, который называется в ней «Новый Иерусалим», появилась после того, как в июле 2008 года монастырь посетил Дмитрий Медведев, тогда занимавший пост президента.

Согласно отчету фонда, в 2018 году монастырь посетило 130 тыс. человек, из них более 80 тыс. туристов. На территории комплекса открылись две гостиницы, кафе «Вареничная», в 2019 году планируется запуск пекарни для продажи монастырского хлеба. Также работает музей, который планируется развивать, фонд проводит «духовно-просветительские мероприятия». Например, в прошлом сентябре на территории монастыря провели концерт в честь Дня семьи, любви и верности, в ноябре — конференцию об истории технологий керамических строительных материалов в России, в декабре — вечер памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова) с концертом. С 2008 года, то есть за 10 лет, согласно отчету, в фонд поступило 1,46 млрд рублей пожертвований на восстановление монастыря.

Гостиница Валаамского монастыря в природном парке

Также пользуется поддержкой Валаамский монастырь, где периодически бывает президент Владимир Путин. АНО по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам» получила в 2017 и в 2018 годах субсидии в размере 361,1 млн рублей и 227,9 млн рублей, соответственно.

Согласно отчету ФАДН, речь шла, в частности, о реставрации корпуса Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Причем земельные участки были расположены в границах природного парка «Валаамский архипелаг», а значит, не подлежали отчуждению. Чтобы предоставить землю монастырю, правительство Карелии внесло необходимые изменения в постановление о парке.

Отметим, в 2015 году уже было выделено 358 млн рублей из федерального бюджета на создание на базе Зимней гостиницы духовно-просветительского центра.

«Нужно было разделить мирское и духовное»

Финансирование строительства православных духовных центров в регионах из федерального бюджета началось еще раньше. По данным РБК, в 2014 году речь шла о 2 млрд рублей. Тогда деньги шли по федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации», субсидии распределял Минрегион РФ.

«Сначала для строительства духовного центра в Георгиевске (Ставропольский край) рядом с собором Георгия Победоносца мы использовали федеральные целевые деньги, которые выделялись через Минкульт РФ. Строительство велось в 2014–2015 годах, а потом было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Сейчас мы получили крупную сумму уже через Федеральное агентство по делам национальностей. Надеемся, что строители зайдут на площадку в ближайшее время, может быть, уже в октябре», — рассказала Znak.com директор АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо» Алла Безгина. Организация, отметим, получила в 2019 году субсидию через ФАДН в размере 170 млн рублей.

По словам Безгиной, АНО, учрежденное местной епархией в 2014 году, было создано с единственной целью — строительством духовного центра. «Идея строительства такого здания возникла у нашего епископа Гедеона. Самой епархии нужно больше заниматься духовной деятельностью, и мы не стали мешать мирское и духовное, поэтому создали АНО», — пояснила Безгина.

Духовный центр в Георгиевске, по ее словам, будет построен в виде подковы, его центральная часть будет трехэтажной (сейчас построено только полтора этажа). «В здании будет небольшая часовенка, как внутренний храм. Также там будут актовые и лекционные залы, библиотека, воскресная школа, столовая для прихожан и малоимущих, кинозал для православных фильмов», — продолжила Безгина.

По ее мнению, духовный центр будет востребован.

«Чистая православная вера, кажется, только в России и осталась. Нужно ее сохранять. Кроме того, духовные центры — это помощь людям. Я недавно прочитала красивую фразу: „Бог — не последняя надежда. Бог — единственная надежда“. Сейчас очень тяжелое время, с экранов телевизоров столько всего льется. Важно оградить от этого молодежь, установить молодых людей на путь, чтобы они шли по своему пути и не болтались в разные стороны», — считает директор АНО.

«Надзорные органы и так постоянно нас проверяют, это информация не для журналистов», — отказался рассказывать про проект духовного центра в городе Шахты Ростовской области директор АНО по предоставлению услуг в области создания, восстановления и обеспечения деятельности духовно-просветительских центров «Вера, надежда, любовь» Владислав Касьянов. Это АНО, учрежденное Шахтинской епархией РПЦ, получило через ФАДН в 2018 году 47,9 млн рублей. «Мы — ворота Кавказа, создание у нас центра особенно важно», — лишь добавил Касьянов.

На создание Владикавказского духовно-просветительского центра соответствующее АНО получило 220,76 млн рублей за период с 2017 по 2019 год. Для него выделен архиерейский дом, где до начала 2000-х, по данным местной епархии, располагался один из корпусов военного госпиталя. После этого здание оказалось заброшенным, а в 2013 году Минобороны передало его в собственность епархии.

В этом году завершилось строительство духовно-просветительского центра Горноалтайской епархии — 31 августа состоялось его освящение, а также был открыт памятник святителю Макарию Алтайскому рядом с центром. Через ФАДН на него было выделено с 2016 года 80 млн рублей. В этом центре тут же начала работу фотовыставка, посвященная «сохранению наследия алтайской духовной миссии на территории современного заповедника», сообщили в епархии.

«Раз православные наши братья получают, мы тоже хотим»

Руководитель Федерального агенства по делам национальностей Игорь Баринов поддерживает связь и с представителями других конфессий. В понедельник он присутствовал на съезде Духовного управления мусульман России.

Впрочем, по словам председателя Духовного управления мусульман Свердловской области Артура Мухутдинова, никаких субсидий из федерального бюджета через ФАДН региональная организация не получала. «Уральские мусульмане не получают никаких субсидий от ФАДН. Возможно, тут есть и наше упущение: мы не отслеживали эту информацию, не заявлялись. Но теперь я обязательно задам вопрос: раз православные наши братья получают, мы тоже хотим», — сказал Znak.com Мухутдинов.

«Церковь — один из ключевых реципиентов»

В международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International напоминают, что Русская православная церковь «осваивает все возможные каналы поддержки от государства». «Это и госконтракты, и гранты, и налоговые льготы. Также РПЦ получает спонсорские деньги и деньги от госкорпораций. Церковь — один из ключевых реципиентов», — говорит замдиректора российского отделения Transparency International Илья Шуманов.

Таким образом, по его мнению, субсидии из федерального бюджета через Федеральное агентство по делам национальностей для православных АНО выглядят как «еще один замаскированный способ финансирования церкви».

Читать еще:  Рождество на Кипре - любимый праздник

При этом, по мнению Шуманова, формально церковь не должна иметь отношения к ФАДН и во всяком случае распределение субсидий на поддержку духовно-просветительской деятельности между представителями разных конфессий было бы логичнее.

КУСОЧЕК СЕРБИИ У ЯУЗСКИХ ВОРОТ

Новые традиции древнего Петропавловского храма

Мы начинаем серию материалов, посвященных подворьям Поместных Православных Церквей в нашем городе. В этом номере мы расскажем о Сербском подворье.

Знакомство

За более чем трехсотлетнюю историю Петропавловская церковь не закрывалась никогда. Сюда приходят те, кто крестил здесь своих детей и внуков, отпевал почивших близких, венчался. Для многих этот храм родной. А с тех пор, как в 2002 году он стал Cербским подворьем, среди прихожан появилось очень много сербов. Службы на престольный или национальные праздники здесь проходят в особой семейной атмосфере. Прихожане приходят со своими складными стульчиками, а за Литургией следят по книжечке или планшету.

Мое личное знакомство с подворьем Сербской Православной Церкви в Москве началось в один из воскресных дней, когда я решила отправиться туда на службу. Вышла из метро на станции «Китай-город» и несколько минут провела в ожидании транспорта.

– Не подскажете, как до храма Петра и Павла добраться? – спросила вдруг прохожая.

Выйдя на трамвайной остановке «Яузский бульвар», мы направились к храму и разговорились. Моя попутчица рассказала: в этот день должны состояться крестины ее первой внучки, а ее зять – серб.

Крестная Слава

Крестины для сербов – большое событие, на которое собирается вся семья. Но у этого православного народа не принято называть детей по святцам, как у русских. Малышам дают традиционные сербские имена – Милош, Зоран, Горан, Драган, Мирослав, Милица, Милена.

Нет у сербов и такого праздника, как День Ангела. Зато есть свои православные традиции. У каждой сербской семьи есть святой покровитель, в честь которого празднуется Крестная Слава. Отмечая этот праздник, сербы вспоминают день, когда предки в их роду впервые приняли православие. Слава наследуется по мужской линии. Если девушка выходит замуж, она отмечает Славу мужа.

Подготовка к торжеству начинается заранее. В дом приглашают священника. Он освящает воду, на которой замешивают тесто для калача. В день праздника вся семья отправляется в храм на Литургию и причащается. После окончания службы священник благословляет калач, кутью и красное вино. Совершается чин разрезания Славского калача. Одна его половина отдается священнику, а другая остается у главы семьи. Освещенные калач, кутья и вино – первые угощения, которыми потчуют пришедших на праздник гостей. Стоит отметить: Крестная Слава непременно празднуется в доме у главы семейства. И все сыновья обязательно стараются приехать к отцу, как бы далеко они ни жили.

Чудеса и святыни

Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот – настоящая историческая жемчужина Первопрестольного града. Убранство подлинное, сохранилось с момента постройки церкви. Здесь хранятся уникальные святыни. Одна из них – почитаемый список Боголюбской иконы Божией Матери. Она была написана в XVIII веке и находилась в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Когда в 1930-е годы сносили китайгородскую стену, прихожане принесли эту икону в храм Петра и Павла. Это чудотворный образ, перед которым множество москвичей исцелилось от чумы.

С тех пор, как здесь обосновалось Сербское подворье, появилось много образов и частиц мощей чтимых в Сербии святых. Хранится тут и образ святого Симеона Мироточивого с частицей виноградной лозы из монастыря Хиландар. Эта икона чудотворная, помогает бездетным супругам стать родителями.
– Там, где медицина бессильна, Господь проявляет свою милость и творит чудеса. Эти чудеса свершаются и в наше время, а мы являемся их свидетелями. Я знаю более десятка семей, которые, по заключению врачей, не могли иметь детей, – говорит настоятель храма епископ Моравичский Антоний. – Но по молитвам преподобного Симеона Мироточивого они стали родителями. Все это происходило на моих глазах.

Подготовила Мария Максимова

Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, епископ Моравичский Антоний:

«То, какими будут отношения между Церквами, зависит от того, как складываются отношения между иерархией, духовенством и народом. Когда появляется политическая проблема, как, например, на Украине и в Косове, молитвенная поддержка в этих регионах лишь усиливается. Мы единокровные братские народы, которые всегда друг друга поддерживали и будут поддерживать, потому что единственный способ преодоления конфликтов между народами – молитвенное единство, духовное единство Святых Божиих Церквей. И в этом единстве мы сильны и крепки настолько, насколько мы соблюдаем канонический порядок Церкви».

А где Россия?

«А как же Россия? Почему не помогли сербским братьям?» — задавалось вопросом 80% сербского населения (именно столько людей в Сербии, согласно опросам, выступают за укрепление отношений с Россией). Люди ждали новостей о помощи из Москвы и от всего сердца недоумевали, почему «братья-русские» молчат. Корреспонденту ТАСС приходилось за последние три недели в беседах с сербами многократно искать ответ на вопрос: «А что же Россия?» Сербский лидер Александр Вучич в одном из своих многочисленных обращений к нации, отвечая на этот вопрос, сказал: «Мы ожидаем помощь и поддержку России, но у России, которая для нас искренний друг, есть сейчас и свои проблемы».

Тем не менее Белград 26 марта направил в Москву официальный запрос о помощи в рамках соглашения между правительствами двух стран о сотрудничестве в области чрезвычайного гуманитарного реагирования. Речь идет о договоре, на основе которого в сербском городе Ниш функционирует Российско-сербский гуманитарный центр (РСГЦ). Этому центру, кстати, с 2012 года не могут предоставить официальный статус — Брюссель и Вашингтон выступают резко против, огульно обвиняя российских спасателей в шпионаже.

Однако, несмотря на запрос о помощи из Сербии, Россия сначала направила своих военных врачей в Италию. Переброской помощи на Апеннинский полуостров Минобороны России показало всему миру свои исключительные логистические возможности. А российские медики завоевали симпатии итальянцев и, главное, спасли тысячи жизней. В Сербии внимательно следят за событиями в Италии. Здесь многие обратили внимание, что один из российских флагов на военных грузовиках в Италии оказался перевернут, став таким образом сербским флагом. Это было воспринято сербским обществом как тайный знак и основание для надежды.

После этого Россия помогла. но опять не Сербии. О российской помощи заявил президент США Дональд Трамп. Днем позже российский самолет прибыл в Соединенные Штаты, доставив медикаменты и медоборудование. Это снова вызвало невиданный отклик и произвело ошеломляющий эффект во всем мире.

Наконец, 2 апреля после телефонных переговоров между российским президентом Владимиром Путиным и Александром Вучичем последний сообщает, что Россия готовит помощь для Сербии. В отличие от президента Франции Эмманюэля Макрона, который выразил «полную поддержку Сербии и ее лидеру в борьбе с коронавирусом», Владимир Путин моральной поддержкой не ограничился. По словам Вучича, его российский коллега пообещал помощь врачами, специалистами по дезинфекции со специальным оборудованием, аппаратами ИВЛ, медикаментами.

В то же время сербский лидер, похоже, сам не ожидал, какого масштаба будет российская помощь. Рассказывая о результатах телефонного разговора с российским коллегой, сербский президент заявил, что в Белград приедут восемь (!) врачей из РФ. А согласно новым данным Минобороны России, в Белград прибывают восемь медицинских бригад, что, учитывая оснащенность и опыт российских медиков, серьезно увеличивает современные мощности сербской медицины.

Как подчеркнула в ходе встречи российских военных медиков премьер Ана Брнабич, российская помощь поступила как раз вовремя: Сербии в ближайшие 14 дней предстоит выдержать основной удар эпидемии, а собственные мощности страны оказались на пределе.

Миллиарды верующих. Как РПЦ собирает себе на земле

«Эхо Москвы» публикует данное расследование – выводы вы можете сделать сами.

Патриарх Кирилл

РПЦ судится с чиновниками за недвижимость, получает деньги от государства и связана с куратором частной военной компании.

«Господь рождается не в царских чертогах, а в убогой пещере, в последней нищете… Не ставим ли на первое место собственное благополучие и комфорт, не боимся ли мы, что кто-то будет лучше нас, талантливее и добрее, не творим ли мы зло такому человеку, стараясь уязвить его или опорочить перед другими, свергнуть с пьедестала, дабы возвести на высшую ступень себя?»

Так в своем рождественском послании Патриарх Кирилл призывал людей задуматься, не ценят ли они личное благополучие больше истинных ценностей.

Сама РПЦ пусть и не купается в богатстве, но и самой нищей ее назвать вряд ли можно. В том, как церкви удается выживать в условиях рыночной экономики, разбирался «Собеседник».

Дорогие авто

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл еще в 2012-м призвал священников отказаться от использования дорогих автомобилей. Нужно «подумать о том, чтобы использовать такие транспортные средства, которые не могли бы стать поводом для дискредитации духовенства», сказал он тогда. Однако «топ-менеджеры» РПЦ и сегодня продолжают передвигаться на престижных авто, выяснил «Собеседник». Нарушая при этом «человеческие» законы.

Член Священного синода Варсонофий известен не только в церковном мире. В течение 10 лет, до февраля прошлого года, он возглавлял управление делами Московской патриархии. Сейчас сосредоточился на руководстве Санкт-Петербургской митрополией. В миру митрополит Варсонофий – Анатолий Владимирович Судаков. На его имя (совпадает также дата рождения) в базе ГИБДД зарегистрирован внедорожник Volvo XC90. Цена такого автомобиля в базовой комплектации начинается от 4 млн руб. Приобрел его иерарх в 2017-м – спустя пять лет после призыва Кирилла к нестяжательству.

Госномер у Варсонофия, кстати, не петербургский, а московский. И правила дорожного движения он часто нарушает также в столице.

4 января, к примеру, прокатился с превышением скорости по Берниковской набережной, а накануне Нового года проехал по полосе для общественного транспорта на проспекте Мира.

Монах Варсонофий не любит пробки

Нарушает ПДД (но при этом вовремя оплачивает все штрафы) и председатель отдела внешних церковных связей Григорий Алфеев, более известный как митрополит Иларион. Это весьма влиятельный в РПЦ человек, одно время его даже называли в числе возможных преемников Кирилла. В собственности у Алфеева есть как минимум два Mercedes-Benz: S 350D 4МАТIС (7 млн руб.) и G63 АМG (16 млн руб.).

Иларион предпочитает Mercedes

Проживает же монах в 6-комнатной квартире рядом с метро «Третьяковская». Стоимость недвижимости – около 25 млн руб. «Мы как члены церкви призваны быть примером и для неверующих, и для маловерующих», – заявлял глава РПЦ.

Иларион

Небо Патриарха

Глава РПЦ пользуется бизнес-джетом Gulfstream G450, стоимость которого оценивается примерно в 43 млн $. Этот самолет оказался связан с бизнес-джетами из расследований Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), на которых летают телеведущая «России 1» Наиля Аскер-заде и жена Дмитрия Медведева Светлана.

Ранее, выяснил РБК, Патриарх для путешествия в Латинскую Америку пользовался самолетом ИЛ-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется Управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства.

Связь с Пригожиным

Сам Патриарх Кирилл несколько лет назад попал в скандал вокруг своей 145-метровой квартиры в элитном Доме на набережной. Он отсудил 19 миллионов рублей у экс-министра здравоохранения Юрия Шевченко в качестве компенсации ущерба за пыль во время ремонта. Интересы предстоятеля РПЦ в суде представляла Лидия Леонова, проживавшая с Патриархом в одной квартире.

Кем Леонова приходится Кириллу – доподлинно неизвестно. В вышеуказанной квартире она была прописана как минимум до конца 2016-го – момента, когда приобрела автомобиль BMW X3 xDrive28i. Номера у авто – с петербургским кодом 178.

В базе ЕГРЮЛ по Санкт-Петербургу находится всего одна Лидия Михайловна Леонова. Можно почти достоверно утверждать, что это именно та приближенная к Патриарху женщина. И вот почему.

Читать еще:  Игровые автоматы Вулкан россии: как выигрывать вдвое больше с помощью wild-символа?

Питерская Леонова – соучредитель ООО «Владолид». Ее бизнес-партнер – Владимир Юрьевич Лыпарь, которому Кирилл лично вручал патриаршую награду. А еще Лыпарь – гендиректор ООО «Конкорд». Компания с одноименным названием известна как часть холдинга «кремлевского повара» Евгения Пригожина, который через номинальных собственников и директоров фирм является крупным господрядчиком. И вряд ли это просто совпадение в названии организации: Лыпарь плюс ко всему еще и учредитель благотворительного фонда «Прииди и виждь», создателем которого была Любовь Пригожина – супруга «повара».

Владимир Лыпарь получает награду // фото: Global Look Press

Евгения Пригожина также называют «крестным отцом» ЧВК Вагнера, чьи бойцы воюют в Сирии. Связанные с Пригожиным же структуры занимались возведением православной часовни на Кубани в память о погибших наемниках «Вагнера», сообщала BBC.

Связь через соседку по квартире Кирилла и директора «Конкорда» – не единственная между Патриархом и Пригожиным. Оба они имеют интересы в парке Минобороны «Патриот». На его территории возводится «главный храм вооруженных сил», а подконтрольное «кремлевскому повару» ООО «Белый медведь» оказывает парку клининговые услуги.

«Сегодня впору не зазывать в храмы, а осаживать входящих в них. Ты всерьез понимаешь, куда ты пришел и зачем? Ты знаешь, как твоя жизнь изменится, если ты станешь христианином? Ты готов вынести эти изменения?»

Протодиакон Андрей Кураев

Храм цвета хаки

«Война не совместима с христианством. Ферруций высказал это определенно и решительно и был за это казнен: «Не дозволено христианам проливать кровь, даже в справедливой войне и по приказу христианских государей». Павлин, епископ Ноланский, умерший в 431 году, еще грозил вечными муками за службу кесарю с оружием в руках. Так это было в первые четыре века христианства» – это цитата из книги Льва Толстого, отлученного, как известно, от церкви.

Первые христиане действительно проповедовали отказ от службы в армии. В III в. мученик Максимилиан пострадал за отказ от военной службы в императорских войсках Рима, которую считал не совместимой с христианской заповедью любить своих врагов. «Мне непозволительно воевать, потому что я христианин», – заявил он. И был казнен.

В XXI в. Русская православная церковь строит в «Патриоте» храм, который должен вдохновлять христиан на «ратные подвиги». На строительство храма фонд «Воскресение» собрал пожертвования на сумму более 3 млрд руб. Однако без государственных денег при возведении религиозного объекта не обошлось, убедился «Собеседник», изучив извещения на сайте госзакупок.

За счет Минобороны для храма в Кубинке закупаются светильники (47 млн руб.), мультимедийное оборудование (107 млн), мебель (6 млн), выполняются работы по устройству лотков снеготаяния (15 млн), облицовке (66 млн) и так далее. Причем поставщики назначаются без проведения конкурсных процедур.

фото: сайт патриархии patriarchia.ru

38 600 приходов насчитывается у РПЦ.

Да судимы будете

25 декабря православный приход храма Святого Иакова Заведеева в Казенной Слободе выиграл иск в суде у департамента городского имущества города Москвы, узнал «Собеседник». Как следует из постановления, столичные власти отказывались отдавать РПЦ в собственность здание (Яковоапостольский пер., д. 6, стр. 3), которое раньше использовалось для проживания церковнослужителей. На этом основании суд признал недвижимость религиозной и вернул церкви.

Судится Московская епархия с мэрией Москвы и за помещения по адресу: ул. Никольская, д. 11–13, стр. 5. При этом православные храмы зачастую содержатся за счет государственных средств. По словам министра культуры Владимира Мединского, федеральный бюджет вложил более 10 млрд рублей в реконструкцию монастырей, включенных в список объектов исторического наследия.

Как подсчитали «Открытые медиа», с 2006-го московский бюджет потратил на содержание здания храма Христа Спасителя 5,4 млрд рублей, причем при мэре Сергее Собянине финансирование росло в разы.

В регионах подобные траты вызывают частичное недовольство местных политиков. Депутат из Ярославля Наталия Бобрякова выступила против реставрации Толгского монастыря на деньги из бюджета.

– Ни в коем случае не хочу оскорбить чувства верующих, но, на мой взгляд, у нас церковь отделена от государства. И ремонтные работы объектов, принадлежащих церкви, должны проводиться за счет средств собственника, то есть РПЦ. У нас разрушаются школы, детские сады, нет средств на ремонт больниц, – считает она.

Финансирование церковь получает и по линии Федерального агентства по делам национальностей. За последние четыре года организациям, связанным с РПЦ, выделили субсидии (4,5 млрд руб.) на поддержку в сфере духовно-просветительской деятельности.

Впрочем, зарабатывает РПЦ и самостоятельно. Патриархату принадлежит ООО «ХПП «Софрино» с выручкой 2,1 млрд руб. в год. Фирма занимается производством икон, свечей, ювелирных изделий. Однако и здесь без властей не обходится – компания является госпоставщиком утвари, а для правительства Тульской области продает те же иконы.

Занялась церковь и алкогольным бизнесом. Осенью ООО «Мезыбь» получило лицензию на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции. Фирма займется продажей вина под брендом Mezyb.

Был у РПЦ и собственный банк «Пересвет». Но он столкнулся со сложностями и не смог исполнять свои обязательства перед кредиторами. Было возбуждено уголовное дело, в ходе которого выяснилось, что топ-менеджеры банка под видом получения кредитов вывели деньги за границу.

Новое окружение Путина

Президент встретил Рождество в компании дочерей казака, сталиниста и господрядчика.

Владимир Путин во время праздничного богослужения в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга оказался в окружении детей. Телеграм-каналы с помощью сервисов по распознаванию лиц деанонимизировали юное окружение главы государства.

фото: Global Look Press

Через аккаунты в соцсетях находятся и родители. Оказалось, что допущенные до Владимира Путина дети воспитываются в православных семьях. К примеру, мама одной из девочек – Наталья Курочкина – учредитель прихода храма Святой равноапостольной царицы Елены в главном здании СЗГМУ имени И. И. Мечникова.

Религиозный образ жизни, судя по своему аккаунту в «ВКонтакте», ведет и мама Анастасии – Екатерина Изотова (в девичестве Шишова). Она замужем за Виктором Васильевичем Изотовым. Так зовут собственника и гендиректора ООО «Санкт-Петербург-90». Фирма участвует в госзакупках и заключает контракты на техническое обслуживание контрольно-кассовых машин.

А еще Виктор Изотов – поклонник «вождя народов». Он подписан всего на одну публичную страницу в «ВК»: «Сталин. Вспоминаем вместе». И не просто подписан, а ставит лайки к постам с восхвалением экс-главы Советского государства.

Отцом еще одной девочки, встретившей Рождество рядом с Путиным, оказался петербургский казак Иван Андрианов. Он даже является лидером первой в России казачьей рок-группы «Ас Вентура».

РПЦ против

В Русской православной церкви заявили, что не станут закрывать храмы в карантинную неделю, которую определил президент России как выходную. Просьбу мэра также проигнорировали. В рабочей группе РПЦ по коронавирусу, а есть и такая, рассказали о своих представлениях о санитарных мероприятиях:

«Пастырский долг духовенства будет в полном объеме исполняться по отношению ко всем тем верующим людям, которые находят для себя необходимым в нынешнее трудное время прийти в храм для молитвы о своих близких и о нашем народе».

Правовое управление Московской Патриархии вдруг озаботилось правами и свободами человека. Раскритиковало постановление правительства Санкт-Петербурга № 161 от 26 марта 2020 года, которое подразумевает запрет на посещение гражданами храмов.

Православные юристы сослались на Конституцию России и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», посчитав права своих единоверцев ущемленными.

Без причастия и исповеди

В первую очередь религиозный раскол коснется российских священников, которые раньше часто ездили на Афон. Теперь им будет запрещено служить в храмах Святой Горы, рассказал Русской службе Би-би-си председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. В случае нарушения этого запрета им может быть запрещено служить в российских церквях, добавил он.

Впрочем, российские священники и так уже воздерживались от службы на Афоне с лета 2018 года, после начала трений между РПЦ и Вселенским патриархатом, рассказали Русской службе Би-би-си несколько «афонитов» и представителей паломнических компаний. Это связано с тем, что во время богослужения на Святой Горе в обязательном порядке поминается имя константинопольского патриарха Варфоломея.

Но в качестве обыкновенных паломников священники РПЦ по-прежнему смогут приезжать на Афон, уверяет митрополит Иларион. Нет радикального запрета и для мирян: православные россияне смогут приезжать на Святую Гору и приходить на богослужения. Единственное ограничение — в храмах Афона больше нельзя будет исповедаться и причащаться.

Автор фото, Alexandr Shalgin/TASS

Будущий глава СВР Сергей Нарышкин (в 2016 году — спикер Госдумы) также ездил на Афон с депутатами

Большинство «афонитов», с которыми поговорила Русская служба Би-би-си, не будут полностью отказываться от привычного паломничества на Святую Гору. «Если и буду ездить, то меньше. Как турист я могу съездить в другие места, мне важно причаститься», — говорит региональный чиновник, регулярно посещающий Афон. «Сто процентов буду ездить. В каждой стране есть свои правила, так и тут будут свои канонические правила», — говорит московский предприниматель, активно жертвующий деньги Свято-Пантелеймонову монастырю.

«Святая гора Афон — удел Пресвятой Богородицы. Все по ее воле. Допустит — поеду обязательно», — уклончиво ответил вице-губернатор Санкт-Петербурга, экс-министр регионального развития Игорь Албин.

А вот соратник Полтавченко по Русскому афонскому обществу, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи решил отказаться от паломничества на Святую Гору. «Я — чадо Русской православной церкви, но я подчинюсь рекомендациям [не посещать Афон]», — заявил он Русской службе Би-би-си.

Пока не сворачивает деятельность и паломническая служба «Святогорец», которая известна среди «афонитов» своей специализацией — доставкой на Святую гору всевозможных «випов» — от чиновников до сотрудников «Роснефти» и «Газпрома».

16 октября на Афон заехала очередная группа паломников от «Святогорца», а в воскресенье на празднике в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Свято-Пантелеймоновом монастыре причащалось около 600 человек, рассказал директор службы Игорь Фролов. Отказов со стороны паломников пока не было, уверяет он.

По его мнению, афонские монахи могут заявить, что не подчиняются решениям Константинопольского патриарха, в том числе стремясь не допустить снижения числа паломников, от которых напрямую зависит бюджет монастырей.

Православное импортозамещение: как РПЦ выходит в интернет

«Елицы» вместо Facebook, «Правжизнь» вместо Telegram

Фоторедактор: Нина Расюк
Фото: Heritage Images / UniversalImagesGroup / Print Collector / gettyimages.com / elitsy.ru

Ситуация с Telegram перешла в стадию открытого конфликта. Глава Роскомнадзора Александр Жаров пригрозил Павлу Дурову блокировкой мессенджера, если сервис не будет зарегистрирован как распространитель информации. Это подразумевает хранение пользовательских переписок и передачу спецслужбам ключей для расшифровки сообщений. Подобное решение мотивировано тем, что «Телеграмом» пользуются террористы. Между главой РКН и создателем мессенджера начался диалог, в ходе которого Дуров заявил, что для победы над терроризмом с помощью блокировок придется заблокировать интернет.

Предположим, что РКН все же сдержит свое обещание, а затем выдвинет аналогичные ультиматумы руководству других популярных мессенджеров — WhatsApp и Viber. В таком случае возникает вопрос, кто займет пустующее место. Это свято место может занять РПЦ, чья экспансия в сеть вышла в последние годы на новый уровень.

РПЦ и интернет

Русская православная церковь едва ли ассоциируется с прогрессом и высокими технологиями. На дворе 2017 год, а священники с айфонами продолжают вызывать у прихожан недоумение. Отношение к РПЦ как к этаким современным луддитам подогревается и многочисленными высказываниями патриарха Кирилла.

По словам главы РПЦ, интернет — это «королевство кривых зеркал», «порабощение сознания и воли», общение в соцсетях — «ярмарка тщеславия», а погоня за «лайками» — болезнь. В 2013 году патриарх выступил против использования интернета в монастырях. По его мнению, в Сети много греховного и соблазнительного и если монах берет в руки мобильный телефон с целью выхода в интернет, то он должен задаться вопросом — а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?

Однако в апреле 2015-го Кирилл заявил, что паства представлена в том числе и в социальных сетях и подразделения РПЦ предпринимают определенные усилия, чтобы церковная миссия заговорила на языке социальных медиа. Через месяц патриарх зарегистрировался в социальной сети «ВКонтакте».

Читать еще:  Казино игровые автоматы играть

В июле 2016-го патриарх благословил создание «православного мессенджера», а в конце года у РПЦ появился свой Telegram-канал . Через некоторое время председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Владимир Легойда выступил с критикой набора стикеров с изображением патриарха, назвав его примером дурновкусия. В феврале 2017-го РПЦ объявила о запуске мессенджера «Правжизнь Телеграмм» .

В этом году деятельность РПЦ в соцсетях вышла на новый уровень. В январе протоиерей Дмитрий Рощин заявил, что Церковь планирует проводить работу с известными блогерами, в том числе с теми, кто ранее выступал с критикой РПЦ. Каким образом Церковь собирается взаимодействовать со звездами YouTube после громкого дела видеоблогера Руслана Соколовского, который получил три с половиной года условно за ловлю покемонов в храме, остается вопросом. Рощин также заявил, что Церковь больше не может игнорировать «кибервойны».

В марте патриарх призвал продвигать в соцсетях героический образ Александра Невского. Отметим, что речь идет не о миссионерской деятельности, официально Церковь планирует популяризировать через социальные сети русскую культуру. Помимо видеоблогеров он предлагал привлечь к продвижению классической поэзии рэпера Тимати и группу «Ленинград».

Но не является ли столь активная миграция РПЦ в соцсети профанацией сакрального? С этим вопросом мы обратились к бывшему председателю Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволоду Чаплину.

«На самом деле как такового перехода от критики соцсетей к их активному использованию у РПЦ не было. Патриарх регулярно говорит как о необходимости присутствовать в соцсетях, так и об их опасностях. Церковь вообще была первым из российских институтов, кто стал пользоваться компьютерами, — еще в конце 80-х. Мы были одними из первых, кто создал сайт, — в 1997 году. Любовь к технологиям была в Церкви всегда — со времен древних монастырей. Так что в целом отношение самое положительное.

Что касается терминалов по оплате услуг РПЦ, то ничего незаконного с церковной точки зрения в этом нет. Если, конечно, та или иная техническая новинка действительно связана с храмом или монастырем. Это не более греховно, чем передача записки паломнику. О молитве можно и в соцсетях попросить, и SMS с просьбой отправить. Впрочем, очень важно установить, что молитва в самом деле совершается, — в конце концов, бывают и мошенники.

Но в остальном нет никакой разницы между личным обращением или в мессенджере. Однако некоторые таинства возможны только в присутствии верующего — венчание, крещение, причастие. Исповедь по телефону допустима только в самом крайнем случае».

Православная соцсеть

РПЦ в самом деле активно осваивает новые формы коммуникации и даже создает для них новые платформы по образцу уже существующих — так, в 2014 году возникла православная социальная сеть «Елицы» . За первые полгода работы в ней зарегистрировались 20 тысяч пользователей, а к середине 2016-го их число превысило 100 тысяч. «Елицы» во многом копируют популярные соцсети, однако религиозный колорит здесь на каждом шагу — прямо на главной странице есть категория «Вопрос батюшке» (с которой соседствует «Вопрос психологу»), в профиле помимо стандартной анкеты есть графа «Выбрать храм». Также пользователям периодически предлагают вступить в «православное интернет-воинство». Кроме того, в сети приветствуются пожертвования — за них можно получить специальный статус «сподвижника».

Создатели «Елиц» (руководителем проекта является Валерий Чепухалин) позиционируют соцсеть как «современную площадку для укрепления связей между православными верующими». В ряде случаев соцсеть пытались использовать в политических целях: после отмены ряда поездок Владимира Путина в «Елицах» провели пятиминутную онлайн-молитву о президенте, патриархе, политиках, а также всех болящих и нуждающихся. В РПЦ акцию назвали частной инициативой, а также отметили, что молитва за руководство страны — нормальное явление в российских храмах. Организатором молитвы стал священник Андрей Ткачев, известный в первую очередь своими проповедями на Майдане во время политического кризиса на Украине в 2013 году.

Православные приложения

Религиозные приложения для смартфонов не отличаются особой выдумкой — цифровая Библия с удобным поиском, всевозможные справочники, молитвословы и словари. Кроме того, они быстро осваивают новые платформы. Так в Telegram уже есть BibleBot , позволяющий найти нужный фрагмент Священного Писания. Разработчик Life.Church занимается выпуском «профессиональных» приложений. Скажем, Church Metrics поможет священникам подсчитать количество прихожан в их церквях.

Однако есть и довольно необычные приложения. Например, с помощью «Исповедального зеркала» можно вести реестр собственных прегрешений. И ладно бы, на этом функционал «Зеркала» исчерпывался, однако оно также способно предлагать пользователю варианты раскаяния. После его осуществления грехи попадают в папку «Прощенные». Воистину прекрасная возможность исповедаться, если у вас нет времени дойти до церкви.

Не менее сюрреалистично выглядит приложение «Свеча за здравие» , которое предлагает поставить за здравие человека виртуальную свечу. В целом религиозные приложения делают все, чтобы оторвать мистический опыт от реальных объектов. Если в будущем они получат широкое распространение, то роль посредников между небесной канцелярией и верующими перейдет от Церкви к разработчикам.

Вместо послесловия: Ватикан и интернет

Иным образом дела обстоят с католической церковью, которая мигрировала в соцсети последовательно и взялась за это еще в прошлом десятилетии — так, YouTube-канал Папы Римского появился еще в 2007 году. Избранный в 2013 году понтифик Франциск активно пользуется твиттером и в отличии от своего российского коллеги не закрывает от страждущих комментарии. Да и риторика Папы Римского в отношении соцсетей сугубо положительная. Если верить понтифику, то соцсети — это «дар божий», но уж точно не «королевство кривых зеркал».

РПЦ тоже волей-неволей придется перехватывать инициативу у разработчиков, работать с лидерами мнений, нанимать толковых SMMщиков и общаться с верующими посредством соцсетей. И все же опыты вроде православного мессенджера по-прежнему выглядят диковато: в одночасье имидж «модных и прогрессивных» не построишь.

Русская церковь без Томоса: по РПЦ нанесен тройной удар

Русская православная церковь не устает яростно критиковать создание независимой автокефальной церкви в Украине. Несмотря на получение Томоса, священники РПЦ обвиняют ПЦУ в “неканоничности” и “незаконности”. А Патриарх Кирилл и вовсе называет ПЦУ “раскольниками”.

Почему так реагирует Москва и законна ли сама Русская православная церковь — разбирался OBOZREVATEL.

РПЦ неканонична?

Русская православная церковь, хоть и получила номинальную автокефалию еще в 15 веке, но фактически с того времени живет без Томоса. Столетиями этот вопрос так или иначе поднимался в церковных кругах, но без особого резонанса.

Но в связи с событиями вокруг украинской автокефалии, а также разрыва евхаристического общения между Константинополем и Москвой, тема снова вышла на первый план. Фактически старт автокефалии РПЦ дала так называемая Флорентийская уния, принятая еще в середине 15 века.

Дело в том, что Папа Римский Евгений IV инициировал в 1448 году Собор, который должен был объединить католиков и православных. Там обсуждались главные противоречия среди християн, в том числе и главенство Папы Римского.

В Москве не признали собрание и решили самостоятельно избрать себе митрополита, назвали его “Митрополитом Московским и Всея Руси” и выбрали Иона. Оторванное от Константинополя правление продлилось до конца 16 века. Так, в 1588-1589 годах Вселенский Патриарх Иеремия II во время поездки в Москву был вынужден признать там автокефалию.

Смотрите видео по теме:

“Это был визит в Москву, в первую очередь для богослужения и знакомства с местными парафиями и мирянами. Царское правительство на месте задержало его с целью получить грамоту об автокефалии. Понятно, что процесс официального предоставления Томоса — это процесс коллегиальный, заседания Синода и все необходимые официальные тонкости. Тут человек едет по другим делам, а с него выбивают предоставление автокефалии для Москвы”, — пояснил историю процесса OBOZREVATEL митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский Антоний.

По словам митрополита, в Москве решили «надавить» на Патриарха, и через несколько месяцев вынужденной изоляции в Москве он пошел на уступки боярам. Официально же независимость РПЦ была подтверждена через несколько лет.

Так, в 1593 году в Константинополе Священный Синод признал автокефалию РПЦ. Правда, как рассказал OBOZREVATEL религиовед Игорь Козловский, Москва получила не Томос в нынешнем понимании, а специальную грамоту.

“У них нет Томоса, но есть грамота, выданная в свое время для признания их канонической церквой. В этой грамоте действительно есть положения, которые ограничивают их границы теми митрополиями и епархиями, действующими в то время в Московском царстве”, — пояснил религиовед.

Решение отделиться от Константинополя во многом было продиктовано геополитическими мотивами. Во-первых, в этот период страна вела активные боевые действия, в том числе участвовала в Ливонской войне, а также расширяла свои земли на восток. Собственная церковь во многом стала духовной и идеологической основой для жителей новых земель.

Во-вторых, правителям в Москве было важно укрепить в стране самодержавие, что и произошло как раз при правлении царя Ивана Грозного. Свой митрополит на престоле должен был усилить легитимность правящей верхушки в России.

Почему Москва недовольна Томосом для Украины?

Для Москвы независимая украинская церковь — большая проблема. Во-первых, до момента создания ПЦУ Русская православная церковь насчитывала по миру около 100 миллионов прихожан.

По данным исследования Центра Разумкова за апрель 2018 года, почти 13% опрошенных украинцев считают себя прихожанами УПЦ МП. Это около 4-5 миллионов человек. В стране также действуют около 12 тысяч приходов, это треть от всех приходов, аффилированных с РПЦ.

В случае массового перехода, Русская церковь будет стремительно терять мирян. Тем более отдельные приходы уже отдают предпочтение ПЦУ.

Во-вторых, это “идеологический удар” по РПЦ. Можно по-разному оценивать прямое влияние руководства Украины на процесс создания автокефалии — как предвыборный пиар или реальное желание объединить православие, но фактически в Украине родилась самостоятельная структура. К тому же — равноправная среди других церквей. Спустя время идея защиты “русского мира” и “православных россиян” среди кремлевских политиков может потерять актуальность.

«По мнению кукловодов и по мнению президента Украины, этот собор должен был объединить всех и создать единую для всей Украины православную церковь. А что получилось? А получилось то, что просто две раскольнические группировки объединились», — нервно прокомментировал украинскую автокефалию патриарх Кирилл.

Смотрите видео по теме:

В-третьих, позиция РПЦ как одного из возможных лидеров православия подорвана. Учитывая огромное количество прихожан, а также политическое и финансовое влияние, РПЦ и Россия в целом претендовали на лидерство в мире. Но после создания ПЦУ о статусе претендента речь не идет. А учитывая разрыв с Константинополем и прекращение евхаристического общения, можно говорить и об изоляции РПЦ.

Открытый вызов

Открытие храмов, которое началось в регионах, не снимает вопросов, стоящих перед Московской патриархией, а только обостряет их. Значительное сокращение пожертвований уже стало проблемой. Ограничения же по количеству верующих в храме на квадратный метр тоже не принесут существенных финансовых вливаний.

РПЦ входит в кризис, из которого легко не выйти. Слишком отчётливо сформировались два взгляда на роль Церкви в России. Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Богословская дискуссия о новых формах церковного благочестия до сих пор не выработалась. Единственная структурированная позиция представлена фундаменталистским крылом РПЦ, и патриархии противопоставить ей нечего.

Испорченные отношения властей и епископата вряд ли примут прежнюю форму, хотя на официальном уровне многое останется по-прежнему. РПЦ входит в кризис, из которого легко выйти не удастся. Слишком отчётливо сформировались два взгляда на роль и место Церкви в стране. И от того, насколько грамотно патриархия и лично патриарх Кирилл смогут ответить на вызовы посткоронавирусной ситуации, зависит жизнь Церкви на ближайшее десятилетие.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector