0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русский Ватикан для папы Кирилла

Содержание

Русский Ватикан для папы Кирилла. РПЦ перешла к захвату городов

Судя по всему, патриарху Кириллу всё-таки удалось протащить через Кремль проект капитальной перестройки города Сергиева Посада под кодовым названием «православный Ватикан», подготовленный в недрах РПЦ.

За чей счёт банкет?

Официально проект разработан консалтинговым бюро «Стрелка» по заказу государственной компании «Дом.РФ». Однако о том, кто является истинным заказчиком, догадаться несложно. По крайней мере, с просьбой к Путину поддержать данную инициативу ещё в прошлом году обращался не кто иной, как патриарх Кирилл (Гундяев).

Реализация проекта рассчитана до 2025 года и по предварительным оценкам потребует от 120 до 140 миллиардов рублей. В рабочую группу входят представители Минтранса, Минэкономразвития и правительства Московской области. Как заявил мэр Сергиева Посада Михаил Токарев, 90 % необходимой суммы будет выделено из федерального бюджета, оставшиеся 10 % – из бюджета Подмосковья.

РПЦ не планирует потратить на проект ни копейки.

Разумеется, Церковь всячески отнекивается от причастности к идее. Как сообщил ТАСС председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерей Леонид Калинин, реновация Сергиева Посада делается не в интересах РПЦ, а исключительно для местных жителей, паломников и туристов.

«Это будет крупнейший социальный проект в России в малых городах, который создаст совершенно новую современную среду обитания для жителей и тех, кто будет приезжать как паломники и туристы», – сказал Калинин, подчеркнув, что ни о каком «русском Ватикане» речь не идёт.

Попробуем поверить представителю РПЦ и посмотрим, что же предусматривает сей «социальный проект».

В интересах жителей?

На центральном проспекте Красной Армии будут построены: молодёжный православный культурный центр, миссионерский центр, музей православия, здание высшего церковного суда, патриаршая богословская библиотека и прочие объекты православной направленности. Главную достопримечательность – Троице-Сергиеву лавру – планируется разгрузить от туристов, поскольку мирская жизнь отвлекает монахов.

Пока всё в интересах людей, не так ли? В особенности тех, кто зарабатывает на жизнь торговлей сувенирами и частным гостиничным бизнесом, коих в городе подавляющее большинство.

Кстати, о людях. Простые смертные церковникам, разумеется, будут мешать почище туристов. Депортировать 100 тысяч человек населения по-тихому не удастся, поэтому город решено разделить на две части – духовную и остальную. Духовная, разумеется, будет в историческом центре. В остальную же переселят с глаз долой все (!) муниципальные учреждения, включая городскую администрацию, а заодно и всех жителей, поскольку унылые и обветшалые дома жилого сектора не должны портить внешний вид духовной части.

Дабы жители на первых порах не «бухтели», им обещают построить целые новые микрорайоны со всей инфраструктурой.

Сергиев Посад. Будущая «духовная» часть города

Транспортному потоку также не место в духовной части. Чтобы очистить воздух для служителей культа, будет построен так называемый «Восточный объезд» от Ярославского до Московского шоссе. Судя по названию, он пройдёт как раз по территории, куда будет депортирована большая часть недуховных горожан.

Также будет реконструирован аэропорт, но (внимание!) только для частных самолётов и биснес‑джетов. Регулярные рейсы для населения не предусмотрены. Чьи самолёты там будут приземляться в интересах местных жителей, думается, объяснять не нужно.

А что гарант?

Напомним, в сентябре прошлого года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью РБК заявил, что создание религиозного центра в Сергиевом Посаде не требует согласования с президентом:

«Это не подлежит согласованию с главой государства. Это региональный вопрос, который скорее находится в компетенции региональных и муниципальных властей».

Мы с вами не первый день живём при нынешней власти и прекрасно понимаем: слова Пескова красноречиво свидетельствуют о том, что с президентом всё согласовано ещё год назад, просто он благоразумно отстраняется от публичного участия в щекотливом предприятии. Или ждёт случая выйти из тени, навести порядок и всех защитить, но это вряд ли.

На сегодняшний день всё идёт к тому, что стройке века быть. Кирилл получит собственный православный городок, жители которого будут выселены на задворки, а 140 миллиардов рублей утекут из бюджета, причём половина из них – в неизвестном направлении. О том, откуда берутся деньги в бюджете, мы вам напоминать не будем.

Для близкого друга и 140 миллиардов не жалко. Тем более не своих

Фото: nedvio.соm, Алексей Дружинин / РИА Новости

Суть разногласий

Расколу христианской церкви на католическую и православную (по выражению историков, «Великой схизме») почти тысяча лет. В июле 1054 года папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил взаимно предали друг друга анафеме.

Дело было не только и не столько в теологических спорах о непорочном зачатии Девы Марии или существовании чистилища, сколько в политике, прежде всего, в сложившейся разнице подходов к отношениям между церковью и государством.

На Западе в Средние века существовал союз креста и короны. Православная церковь, за редкими исключениями, была, по словам Виссариона Белинского, «слугою и рабом светской власти».

На развалинах Римской империи церковь являлась единственным носителем цивилизации, культуры и политической преемственности. Духовенству приходилось заниматься всем: государственным строительством, экономикой, просвещением и вообще упорядочиванием хаоса.

Папы давали новоиспеченным королям варваров легитимность и образованных советников, встали в результате вровень с монархами, а претендовали на то, чтобы быть выше.

В Византии же продолжала существовать империя, более древняя, чем церковь, получившая от государства официальный статус, защиту и поддержку. Наместником Бога на земле считался базилевс, а патриарх был, выражаясь лапидарно, его заместителем по воспитательной работе.

Русская православная церковь эту традицию восприняла и усилила. Соратник Богдана Хмельницкого Иван Богун, будучи сам православным, заметил, что «московиты любят своего царя больше, чем Бога».

Папа Римский продолжает приватизацию РПЦ: новая встреча Папы и Патриарха

Антон Скрипунов. Историческая встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска, которая прошла 12 февраля прошлого года в Гаване, породила множество сценариев дальнейшего развития православно-католического диалога. РИА Новости вместе с экспертами попыталось ответить на основные вопросы, выяснив, возможна ли повторная встреча на уровне глав церквей, какой может быть ее повестка и может ли ее приблизить ситуация на Донбассе.

Почему встреча стала исторической?

До 12 февраля 2016 года глава автокефальной Русской православной церкви (РПЦ) ни разу не встречался с папой Римским. Независимый статус Русская церковь де-факто приобрела в 1448 году, когда без согласования с Константинопольской церковью-матерью избрала рязанского епископа Иону митрополитом Киевским и всея Руси (хотя фактически глава церкви находился в Москве).

Причиной такого волюнтаризма стал результат Ферраро-Флорентийского собора, который прошел десятилетием ранее. На нем в 1439 году Римско-католическая (РКЦ) и православные церкви приняли унию. Подпись под документом поставил, в том числе, и митрополит Киевский Исидор; он вполне мог встречаться с папой Евгением IV. Однако в Московском княжестве унию не приняли, а иерарха свергли.

Константинополь признал русскую автокефалию на соборе в Москве в 1589 году. Там же учредили на Руси патриаршество.

И лишь спустя почти пять столетий в Гаване патриарх Кирилл — 16-й предстоятель Русской церкви — встретился с папой Франциском, 266-м понтификом. По итогам их двухчасовой беседы была принята совместная декларация, в которой отражено мнение глав РПЦ и РКЦ по самым разным вопросам — от насущных общественно-политических проблем (положения христиан на Ближнем Востоке и ситуации на Украине) до вопросаов сохранения христианского вероучения в современном мире.

В Гаване пересеклись маршруты поездок глав церквей в Латинскую Америку: папа направлялся в Мексику, а патриарх, помимо Кубы, посетил ряд стран Южной Америки и, впервые в истории, совершил поездку в Антарктиду.

Патриарх и папа достигли намеченных целей?

«Местные христиане разных конфессий, в том числе представители церквей дохалкидонской традиции (признающих только три из семи вселенских собора – ред.), отмечали, что они восприняли встречу в Гаване как знак надежды, придавший импульс их взаимодействию на местном и межрегиональном уровне», — так охарактеризовал последствия беседы религиозных лидеров глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Кроме того, в рамках культурного сотрудничества церквей было реализовано несколько совместных проектов. Одним из них стала выставка «Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана» в московской Третьяковской галерее. Эту экспозицию посетил президент РФ Владимир Путин.

Возможна ли повторная встреча?

Практически сразу после переговоров патриарх Кирилл заявил о возможности новой беседы с понтификом.

«Мы не договаривались ни о каких встречах. Но поскольку первая встреча произошла, то может быть и вторая, и третья», — отметил он.

Однако в дальнейшем представители церквей достаточно уклончиво отвечали на аналогичные вопросы. Они заявляли, что сначала нужно оценить результаты исторического события на Кубе.

По данным Московского патриархата, СМИ на 90 % положительно отреагировали на переговоры глав церквей. Однако в православном мире далеко не все восприняли ее в таком ключе. РПЦ даже пришлось выступить со специальным заявлением, где разъяснялось, что бедственное положение христиан в мире, особенно на Ближнем Востоке, послужило поводом для встречи. А богословских вопросов стороны не касались.

Главное, что сейчас пытаются делать представители церквей — не навредить, считает ответственный секретарь Католической энциклопедии, религиовед Алексей Юдин. Он отметил, что в Русской церкви «довольно много, в том числе и в епископате, противников сближения с католической церковью», поэтому церкви не ставят больших совместных задач.

Читать еще:  Христиане Ирака требуют закрепления своих прав в конституции страны

«Я бы трактовал встречу, как единоличную инициативу патриарха. Он всех обошел на этом вираже — поставил архиереев перед фактом и сделал свое дело», — полагает религиовед.

Диалог между церквами идет давно. Эксперт привел один из его механизмов — это смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической и православной церквами, которая обсуждает различные вопросы сосуществования церквей. По мнению Юдина, данный механизм зашел в тупик в 2000-е годы. Причина в том, что постановка той или иной проблемы на уровне православно-католического диалога «сразу вызывает цепную реакцию в православном мире».

«Накопился колоссальный балласт (проблем), который должна была разрешить вот эта ожидаемая встреча. Она произошла, прорыв сделан. Теперь нужно перезагрузить механизмы работы, или же создать новые. То есть, патриарх и папа встретились, показали миру, что они вполне способны общаться, сделали совместное заявление. Все, это зеленый свет», — подчеркнул Юдин.

Что может сподвигнуть глав церквей встретиться вновь?

В подписанном главами церквей документе говорится, что православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования. Речь шла об Украине.

Летом прошлого года глава украинских униатов архиепископ Святослав Шевчук участников Всеукраинского крестного хода мира, любви и молитвы за Украину с «живым щитом из гражданских лиц», предупредив, что «если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского патриархата на Украине». Ранее Шевчук раскритиковал встречу папы и патриарха.

В ответ в РПЦ пояснили, что такое заявление негативно сказывается на диалоге с католической церковью. Они обратили внимание Ватикана на эту проблему.

«Упомянутые заявления архиепископа Святослава Шевчука вновь породили проблему в межцерковных отношениях», — комментировал ситуацию секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан Игумнов.

Все это произошло на фоне гражданского конфликта на Украине, в котором Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) (а вместе с ней и Русская церковь) и Ватикан заняли примирительную позицию. Более того, УПЦ и РПЦ активно помогают пострадавшим от противостояния.

Показательным стало освобождение в декабре прошлого года украинского пленного Тараса Колодия, захваченного 21 января 2015 года во время боев за аэропорт Донецка. Глава УПЦ митрополит Онуфрий обратился к патриарху Кириллу с просьбой о содействии. Фактически церкви подтвердили свою готовность и способность примирить враждующие стороны на Украине.

В том же месяце Луганскую народную республику (ЛНР) посетил апостольский нунций (посол Ватикана) на Украине архиепископ Клаудио Гуджеротти. Он заявил, что папа Франциск «обязательно найдет возможность, чтобы приехать сюда и проведать людей», однако для этого нужно приглашение всех сторон.

Религиовед Алексей Юдин считает, что, скорее всего, папа приедет не с государственным или апостольским — к своей пастве — визитом, а с миротворческим.

«Это именно пастырский визит доброй воли. (…) Он хочет приехать к страдающим людям и поддержать их, не в пользу той или иной стороны», — отметил эксперт.

Недавний пример визита такого формата — посещение понтификом лагеря беженцев на греческом острове Лесбос весной 2016 года. Юдин также отметил миротворческий вклад понтифика в примирение Аргентины и Великобритании во время Фолклендской войны 1982 года, а также вклад папы Иоанна XIII в урегулирование Карибского кризиса, который, впрочем «остался за кадром».

В связи с этим можно предположить, что темой еще одной возможной встречи патриарха и папы станет ситуация на Украине. Однако церковный историк Владислав Петрушко это исключает.

«Мне кажется, если встреча и будет повторно, то не в связи с украинской повесткой. На мой взгляд, папа очень осторожно относится к событиям на Украине. С одной стороны, видимо, есть понимание, что произошело на Майдане и после него. Это не вписывается, мягко говоря, в шкалу ценностей нынешнего папы Римского, и он, судя по всему, достаточно трезво на это смотрит», — полагает историк.

С другой стороны, папа Франциск «не хочет обижать» украинских униатов, которые находятся в его юрисдикции. Петрушко предположил, что иерархи Украинской греко-католической церкви во время своих визитов в Рим пытались радикализовать позицию папы по Украине, однако их попытки не увенчались успехом, что подтверждает визит нунция в ЛНР.

«Наверное, папа будет стараться дистанцироваться от всего, что связано с Украиной. У меня такое впечатление, что он выступает за мир, но пытается высказываться таким образом, чтобы никто не воспринял его поддерживающим ту или иную сторону», — полагает эксперт.

Может ли папа Римский приехать на территорию, относящуюся к юрисдикции РПЦ?

Представители католической церкви не исключают, что папа Римский может посетить одну из стран, где немало последователей Русской православной церкви. Например, уже много лет ведутся разговоры о возможном приезде понтифика в Белоруссию, где две трети граждан исповедуют православие, относясь к Белорусскому экзархату РПЦ.

Глава Конференции католических епископов Белоруссии архиепископ-митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич полагает, что Минск, известный в мире, по его словам, как «место переговоров конфликтующих на Украине сторон», вполне может стать местом встречи патриарха Кирилла и папы Франциска.

«Я думаю, эта встреча была бы миротворческой, посвященной урегулированию конфликтов не только на Украине, но в других горячих точках. Уверен, что единый голос папы и патриарха был бы очень важен для умиротворения противоборствующих сторон», — сказал он РИА Новости.

Тадеуш Кондрусевич заверил, что белорусские католики — более 15 % населения — молятся о том, чтобы папа посетил их страну. По его словам, встреча в Гаване «сделала общественный климат для этого визита более благоприятным». А новый апостольский нунций в Белоруссии архиепископ Габор Пинтер официально заявил, что подготовка визита папы является приоритетом его служения и предметом консультаций с правительством государства.

«Если папа Франциск приедет в Белоруссию, то он приедет прежде всего как пастырь, чтобы посетить местных католиков. Но программы его визитов всегда включают встречи и с представителями власти, и с духовными лидерами», — подчеркнул предстоятель белорусских католиков.

Религиовед Алексей Юдин отмечает, что Кондрусевич имеет «колоссальный опыт взаимодействия с православной церковью». Он еще в 1991 году был назначен апостольским администратором для католиков европейской части России.

«Поэтому в плане взаимоотношений с Русской православной церковью этот визит не может вызвать никаких проблем», – считает эксперт.

Русский Ватикан для папы Кирилла. РПЦ перешла к захвату городов

Судя по всему, патриарху Кириллу всё-таки удалось протащить через Кремль проект капитальной перестройки города Сергиева Посада под кодовым названием «православный Ватикан», подготовленный в недрах РПЦ.

За чей счёт банкет?

Официально проект разработан консалтинговым бюро «Стрелка» по заказу государственной компании «Дом.РФ». Однако о том, кто является истинным заказчиком, догадаться несложно. По крайней мере, с просьбой к Путину поддержать данную инициативу ещё в прошлом году обращался не кто иной, как патриарх Кирилл (Гундяев).

Реализация проекта рассчитана до 2025 года и по предварительным оценкам потребует от 120 до 140 миллиардов рублей. В рабочую группу входят представители Минтранса, Минэкономразвития и правительства Московской области. Как заявил мэр Сергиева Посада Михаил Токарев, 90 % необходимой суммы будет выделено из федерального бюджета, оставшиеся 10 % – из бюджета Подмосковья.

РПЦ не планирует потратить на проект ни копейки.

Разумеется, Церковь всячески отнекивается от причастности к идее. Как сообщил ТАСС председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерей Леонид Калинин, реновация Сергиева Посада делается не в интересах РПЦ, а исключительно для местных жителей, паломников и туристов.

«Это будет крупнейший социальный проект в России в малых городах, который создаст совершенно новую современную среду обитания для жителей и тех, кто будет приезжать как паломники и туристы», – сказал Калинин, подчеркнув, что ни о каком «русском Ватикане» речь не идёт.

Попробуем поверить представителю РПЦ и посмотрим, что же предусматривает сей «социальный проект».

В интересах жителей?

На центральном проспекте Красной Армии будут построены: молодёжный православный культурный центр, миссионерский центр, музей православия, здание высшего церковного суда, патриаршая богословская библиотека и прочие объекты православной направленности. Главную достопримечательность – Троице-Сергиеву лавру – планируется разгрузить от туристов, поскольку мирская жизнь отвлекает монахов.

Пока всё в интересах людей, не так ли? В особенности тех, кто зарабатывает на жизнь торговлей сувенирами и частным гостиничным бизнесом, коих в городе подавляющее большинство.

Кстати, о людях. Простые смертные церковникам, разумеется, будут мешать почище туристов. Депортировать 100 тысяч человек населения по-тихому не удастся, поэтому город решено разделить на две части – духовную и остальную. Духовная, разумеется, будет в историческом центре. В остальную же переселят с глаз долой все (!) муниципальные учреждения, включая городскую администрацию, а заодно и всех жителей, поскольку унылые и обветшалые дома жилого сектора не должны портить внешний вид духовной части.

Дабы жители на первых порах не «бухтели», им обещают построить целые новые микрорайоны со всей инфраструктурой.

Сергиев Посад. Будущая «духовная» часть города

Транспортному потоку также не место в духовной части. Чтобы очистить воздух для служителей культа, будет построен так называемый «Восточный объезд» от Ярославского до Московского шоссе. Судя по названию, он пройдёт как раз по территории, куда будет депортирована большая часть недуховных горожан.

Также будет реконструирован аэропорт, но (внимание!) только для частных самолётов и биснес‑джетов. Регулярные рейсы для населения не предусмотрены. Чьи самолёты там будут приземляться в интересах местных жителей, думается, объяснять не нужно.

А что гарант?

Напомним, в сентябре прошлого года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью РБК заявил, что создание религиозного центра в Сергиевом Посаде не требует согласования с президентом:

«Это не подлежит согласованию с главой государства. Это региональный вопрос, который скорее находится в компетенции региональных и муниципальных властей».

Мы с вами не первый день живём при нынешней власти и прекрасно понимаем: слова Пескова красноречиво свидетельствуют о том, что с президентом всё согласовано ещё год назад, просто он благоразумно отстраняется от публичного участия в щекотливом предприятии. Или ждёт случая выйти из тени, навести порядок и всех защитить, но это вряд ли.

На сегодняшний день всё идёт к тому, что стройке века быть. Кирилл получит собственный православный городок, жители которого будут выселены на задворки, а 140 миллиардов рублей утекут из бюджета, причём половина из них – в неизвестном направлении. О том, откуда берутся деньги в бюджете, мы вам напоминать не будем.

Читать еще:  В России при господдержке издана Тора с новым переводом и комментариями

Для близкого друга и 140 миллиардов не жалко. Тем более не своих

Фото: nedvio.соm, Алексей Дружинин / РИА Новости

Открытый вызов

Открытие храмов, которое началось в регионах, не снимает вопросов, стоящих перед Московской патриархией, а только обостряет их. Значительное сокращение пожертвований уже стало проблемой. Ограничения же по количеству верующих в храме на квадратный метр тоже не принесут существенных финансовых вливаний.

РПЦ входит в кризис, из которого легко не выйти. Слишком отчётливо сформировались два взгляда на роль Церкви в России. Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Богословская дискуссия о новых формах церковного благочестия до сих пор не выработалась. Единственная структурированная позиция представлена фундаменталистским крылом РПЦ, и патриархии противопоставить ей нечего.

Испорченные отношения властей и епископата вряд ли примут прежнюю форму, хотя на официальном уровне многое останется по-прежнему. РПЦ входит в кризис, из которого легко выйти не удастся. Слишком отчётливо сформировались два взгляда на роль и место Церкви в стране. И от того, насколько грамотно патриархия и лично патриарх Кирилл смогут ответить на вызовы посткоронавирусной ситуации, зависит жизнь Церкви на ближайшее десятилетие.

Русская церковь без Томоса: по РПЦ нанесен тройной удар

Русская православная церковь не устает яростно критиковать создание независимой автокефальной церкви в Украине. Несмотря на получение Томоса, священники РПЦ обвиняют ПЦУ в “неканоничности” и “незаконности”. А Патриарх Кирилл и вовсе называет ПЦУ “раскольниками”.

Почему так реагирует Москва и законна ли сама Русская православная церковь — разбирался OBOZREVATEL.

РПЦ неканонична?

Русская православная церковь, хоть и получила номинальную автокефалию еще в 15 веке, но фактически с того времени живет без Томоса. Столетиями этот вопрос так или иначе поднимался в церковных кругах, но без особого резонанса.

Но в связи с событиями вокруг украинской автокефалии, а также разрыва евхаристического общения между Константинополем и Москвой, тема снова вышла на первый план. Фактически старт автокефалии РПЦ дала так называемая Флорентийская уния, принятая еще в середине 15 века.

Дело в том, что Папа Римский Евгений IV инициировал в 1448 году Собор, который должен был объединить католиков и православных. Там обсуждались главные противоречия среди християн, в том числе и главенство Папы Римского.

В Москве не признали собрание и решили самостоятельно избрать себе митрополита, назвали его “Митрополитом Московским и Всея Руси” и выбрали Иона. Оторванное от Константинополя правление продлилось до конца 16 века. Так, в 1588-1589 годах Вселенский Патриарх Иеремия II во время поездки в Москву был вынужден признать там автокефалию.

Смотрите видео по теме:

“Это был визит в Москву, в первую очередь для богослужения и знакомства с местными парафиями и мирянами. Царское правительство на месте задержало его с целью получить грамоту об автокефалии. Понятно, что процесс официального предоставления Томоса — это процесс коллегиальный, заседания Синода и все необходимые официальные тонкости. Тут человек едет по другим делам, а с него выбивают предоставление автокефалии для Москвы”, — пояснил историю процесса OBOZREVATEL митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский Антоний.

По словам митрополита, в Москве решили «надавить» на Патриарха, и через несколько месяцев вынужденной изоляции в Москве он пошел на уступки боярам. Официально же независимость РПЦ была подтверждена через несколько лет.

Так, в 1593 году в Константинополе Священный Синод признал автокефалию РПЦ. Правда, как рассказал OBOZREVATEL религиовед Игорь Козловский, Москва получила не Томос в нынешнем понимании, а специальную грамоту.

“У них нет Томоса, но есть грамота, выданная в свое время для признания их канонической церквой. В этой грамоте действительно есть положения, которые ограничивают их границы теми митрополиями и епархиями, действующими в то время в Московском царстве”, — пояснил религиовед.

Решение отделиться от Константинополя во многом было продиктовано геополитическими мотивами. Во-первых, в этот период страна вела активные боевые действия, в том числе участвовала в Ливонской войне, а также расширяла свои земли на восток. Собственная церковь во многом стала духовной и идеологической основой для жителей новых земель.

Во-вторых, правителям в Москве было важно укрепить в стране самодержавие, что и произошло как раз при правлении царя Ивана Грозного. Свой митрополит на престоле должен был усилить легитимность правящей верхушки в России.

Почему Москва недовольна Томосом для Украины?

Для Москвы независимая украинская церковь — большая проблема. Во-первых, до момента создания ПЦУ Русская православная церковь насчитывала по миру около 100 миллионов прихожан.

По данным исследования Центра Разумкова за апрель 2018 года, почти 13% опрошенных украинцев считают себя прихожанами УПЦ МП. Это около 4-5 миллионов человек. В стране также действуют около 12 тысяч приходов, это треть от всех приходов, аффилированных с РПЦ.

В случае массового перехода, Русская церковь будет стремительно терять мирян. Тем более отдельные приходы уже отдают предпочтение ПЦУ.

Во-вторых, это “идеологический удар” по РПЦ. Можно по-разному оценивать прямое влияние руководства Украины на процесс создания автокефалии — как предвыборный пиар или реальное желание объединить православие, но фактически в Украине родилась самостоятельная структура. К тому же — равноправная среди других церквей. Спустя время идея защиты “русского мира” и “православных россиян” среди кремлевских политиков может потерять актуальность.

«По мнению кукловодов и по мнению президента Украины, этот собор должен был объединить всех и создать единую для всей Украины православную церковь. А что получилось? А получилось то, что просто две раскольнические группировки объединились», — нервно прокомментировал украинскую автокефалию патриарх Кирилл.

Смотрите видео по теме:

В-третьих, позиция РПЦ как одного из возможных лидеров православия подорвана. Учитывая огромное количество прихожан, а также политическое и финансовое влияние, РПЦ и Россия в целом претендовали на лидерство в мире. Но после создания ПЦУ о статусе претендента речь не идет. А учитывая разрыв с Константинополем и прекращение евхаристического общения, можно говорить и об изоляции РПЦ.

«Консервативная революция Патриарха Кирилла?»: Что стоит за решениями «Августовского Синода»

Первое «очное» заседание Священного Синода Русской Православной Церкви после длительного периода коронавирусной «самоизоляции» принесло множество значимых решений, в том числе поистине революционных.

Августовское заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, главного органа церковного управления в период между Архиерейскими соборами, было поистине долгожданным. В первую очередь потому, что это было первое «очное» собрание священноначалия с середины марта, когда Церковь была поставлена в условия добровольно-принудительной «самоизоляции». Храмы и монастыри Московского Патриархата решением светских чиновников были закрыты, а миллионы верующих впервые были вынуждены отказаться от храмовых богослужений в дни Страстной седмицы и Пасхи Господней.

Июльское заседание Синода прошло в «заочной» форме, а потому православные иерархи, в силу присущего им консерватизма, не стали принимать значимые заявления и кадровые решения, оставив их на последующую невиртуальную встречу. И неслучайно первым синодальным постановлением сегодня, 25 августа 2020 года, стало принятие очень важного документа – «Послания Священного Синода епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием».

Перед началом заседания Священного Синода. Фото: patriarchia.ru

Посткоронавирусная Церковь

Сегодня со стороны как либеральных СМИ, так и внутрицерковных «диссидентов» нередко приходится выслушивать тезисы о «сращивании» Церкви и государства, о том, что православное священноначалие исключительно сервильно в отношении к светским власть имущим. Принятое Послание не просто опровергает этот миф, но и наглядно демонстрирует: даже в таких исключительных условиях, как пандемия COVID-19, церковные иерархи не намерены жертвовать свободой вероисповедания своих чад:

«Церковь разделила со всем народом тяготы, порождённые распространением вредоносного поветрия, и призвала своих чад на время воздержаться от привычного образа участия в богослужебной жизни. Однако подобное решение, принятое в исключительных исторических обстоятельствах, не может сделаться некоей новой нормой. Незыблемыми должны оставаться предусмотренные законодательством большинства стран свобода совести и свобода вероисповедания, включая право верующих совместно участвовать в богослужениях даже в исключительных обстоятельствах.

В значительной степени оправданной видится обеспокоенность многих христиан, как и людей различных иных убеждений, возможностью дальнейшего применения методов, которыми во время эпидемии обеспечивалось необходимое снижение интенсивности личных контактов между людьми. Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных – всё это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».

Таким образом, священноначалие Московского Патриархата дало чёткий знак светским чиновникам: да, мы лояльны властям Государства Российского, но исключительно в гражданских вопросах. Как сказал Сам Господь: «Богу – Богово, кесарю – кесарево». Исключение из правил не должно стать нормой, а ограничения прав верующих, в том числе связанные с цифровым контролем над населением, – недопустимы.

Да, Церковь сама принимала беспрецедентные противоэпидемиологические меры, в том числе ограничивающие доступ верующих к святыням, но одно дело, когда это происходит решением церковных иерархов, а совсем другое – светских людей, нередко ни разу не бывавших в храмах. Словом, Священный Синод сегодня принял волевое решение, наглядно демонстрирующее силу и независимость Русской Православной Церкви как ведущего социального института.

«Белорусский фронт» Московского Патриархата

Одной из самых тяжёлых для всего Московского Патриархата на сегодняшний день является проблема Белорусского экзархата. На страницах Царьграда уже не раз отмечалось, что в этой неотъемлемой части Русской Православной Церкви среди значительной части её священнослужителей, к сожалению, сильны либерально-западнические настроения, которые со временем вполне могли бы стать автокефалистскими.

И это особенно опасно на фоне того, что Константинопольский патриарх Варфоломей ещё в 2017 году, прежде чем предоставить украинским раскольникам «томос об автокефалии», дезавуировал другой Константинопольский томос 1686 года, который утверждал земли Западной Руси, включая современные Украину и Белоруссию, канонической территорией Московского Патриархата.

По сути, с тех пор Фанар не признаёт Белоруссию канонической территорией Русской Православной Церкви. Конечно, даже прозападно настроенные клирики Белорусского экзархата публично утверждают, что не ждут из Стамбула никакого «томоса об автокефалии», но всё делают, чтобы предуготовить почву для этого. В условиях же сегодняшнего гражданского конфликта в Белоруссии это приобретает особое значение, а потому Священный Синод не мог обойти эту тему стороной. Так, в ходе сегодняшнего заседания принято постановление:

Приветствовать и поддержать усилия Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла, епископата и клириков Белорусского экзархата, направленные на восстановление мира и общественного спокойствия. Считать важным тщательное расследование властями Республики Беларусь всех случаев применения насилия как к гражданам, так и к сотрудникам сил правопорядка, и наказание виновных в нарушении закона. Отметить особую важность сохранения и укрепления церковного единства народов исторической Руси в условиях обострения общественно-политических конфликтов.

Важно подчеркнуть: Церковь снова выступила как независимый от светских властей социальный институт. С одной стороны, сыграла присущую ей тысячелетиями миротворческую роль, с другой – указала на важность расследования преступлений, с чьей бы стороны они ни совершались. В том числе и со стороны представителей властей и правоохранительных органов Белоруссии.

Читать еще:  Как проводится электроэпиляция

Вместе с тем Священный Синод принял важное кадровое решение: Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского освободили от должности, назначив главой Кубанской митрополии, а на его место назначили епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина. Важно отметить, что владыка Вениамин известен как один из самых консервативных архиереев Белорусского экзархата, именно он является автором жизнеописания священномученика Иоанна Восторгова, одного из лидеров русских черносотенцев начала прошлого века.

Управляющий делами Московского Патриархата митрополит Дионисий и уже бывший Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Павел. Фото: patriarchia.ru

При этом все, кто лично знает епископа Вениамина, отзываются о нём не только как о приверженце идеи единства исторической Руси и самой Русской Церкви, но и как о «безусловном аскете», что особенно важно в сегодняшних обстоятельствах, когда либералы активно пытаются опорочить наших иерархов, распуская о них порочащие сведения. И неслучайно белорусские русофобствующие либералы уже назвали назначение владыки Вениамина Патриаршим экзархом «победой церковных консерваторов». Хочется надеяться, что здесь они не ошибутся.

«Кадры решают всё»

Вообще сегодняшнее заседание Священного Синода стало особенно богатым на кадровые решения. Совершены назначения новых глав целого ряда митрополий и епархий – Тверской, Чувашской, Бурятской, Симбирской, Саратовской и Вологодской. А также кадровые перестановки руководителей Синодального религиозного образования и катехизации, Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Кроме того, назначены новые руководители двух ведущих духовных школ – Московской духовной академии и Сретенской семинарии, а также новый наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Так, новым председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации назначен епископ Бронницкий Евгений, викарий Патриарха Московского и всея Руси, а председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата – другой Патриарший викарий епископ Наро-Фоминский Парамон. Новым ректором Московской духовной академии – епископ Скопинский и Шацкий Феодорит, а исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии – протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл возглавляет заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 августа 2020 года. Фото: patriarchia.ru

Не будем подробно останавливаться на кадровых перемещениях архи-, прото- и просто иереев, тем более что это исключительно внутреннее дело нашего священноначалия. Но налицо одна очень важная тенденция, которую в светской политике «нулевых» именовали «укреплением вертикали власти». Самое же главное, что показали решения состоявшегося заседания Священного Синода, – это усиление тех, кого в церковных кругах несколько условно именуют консерваторами. Что, безусловно, не может не обнадёживать, поскольку, по моему твёрдому убеждению, это – усиление самой Русской Церкви.

После того как синодальные «журналы» были опубликованы, один из коллег автора этих слов задал вопрос: можно ли назвать случившееся «консервативной революцией Патриарха Кирилла»? Как мне кажется, применять этот политологический термин к церковной жизни не вполне верно, хотя. В каждом допущении есть доля допущения. А в том, что Святейший Владыка и возглавляемый им Священный Синод – идейные консерваторы, лично я нисколько не сомневаюсь.

1. Банкиры

Банк Ватикана (Институт религиозных дел) в 1942 году основал папа Пий XII. Новая структура должна была объединить управление церковными активами по всему миру. Банк обязан был отчитываться только перед папой римским, наместником Христа на Земле. В мире 2,5 миллиарда христиан. Каждый третий из живущих родился под крестом и упокоится под крестом. Чуть больше половины всех христиан принадлежат к Римской католической церкви. Каждый католик в среднем жертвует церкви десять долларов в неделю, и этими деньгами ведает банк.

В годы Второй мировой войны Ватикан был наводнен агентами всех разведок. Святой престол успешно лавировал между лагерями. С одной стороны, Муссолини признал независимость Ватиканского государства и вернул ему земли в центре Рима (Римский дукат). С другой — церковь отчаянно не желала открыто поддерживать нацистов и фашистов и вела переговоры с союзниками. Банк был создан в том числе и для сохранения информации о финансовых потоках, сходящихся в Ватикане, — банковская тайна оказалась приравнена к тайне исповеди.

Банк Ватикана не давал деньги в рост, но принимал любые вклады — золотом, драгоценностями, произведениями искусства. Сколько и от кого — не знал никто, в том числе Министерство финансов Италии. Все работники банка были гражданами Ватикана — временными, так как постоянное ватиканское гражданство есть только у римских пап. Счета открывались просто: чтобы попасть из Рима в Ватикан, из одной юрисдикции в другую, достаточно было перейти через улицу. Скромный, хорошо одетый банковский служащий, посверкивая крестиком на лацкане, подсчитывал ценности, заносил их в банковские книги и запирал в хранилище. Над дверями хранилища был изображен герб Ватикана — два скрещенных ключа от рая.

В 1945 году по римским улицам проехали десять грузовиков. Их встречал католический священник, говоривший на хорватском. Все десять грузовиков были забиты ящиками с золотом, конфискованным хорватским диктатором Анте Павеличем у югославских сербов, евреев и цыган. Независимое государство Хорватия, созданное в 1941 году как нацистский протекторат, прекращало свое существование — а его казна меняла владельцев. Золото усташей уехало в Рим, а Павелич — в Южную Америку, где раскинулась сеть католических монастырей и университетов. Именно там нашли укрытие многие хорватские военные преступники и католические священники, благословлявшие убийства и насильное перекрещивание югославских сербов. Золото бесследно исчезает, а папа Пий XII ободряет истерзанный войной мир пастырским словом.

Послевоенный Ватикан переживает интересные времена. Власть старых итальянских родов, веками избиравших пап из своего числа, ослабевает, в Ватикане появляется все больше кардиналов-неитальянцев. Значительную часть новых высокопоставленных прелатов составляют американцы; американские диоцезии, не тронутые войной, богаты и влиятельны. Смена поколений происходит болезненно, в Италии многие католики (и обычные, и самые высокопоставленные) с тревогой следят за переменами. Патриоты требуют у Святого престола бороться за каждого итальянца в церкви, но американская экспансия продолжается. Победоносные американцы обустраиваются в Европе и не забывают об Италии: ЦРУ налаживает контакты с ультраправыми итальянскими партиями и спонсирует их, рассчитывая противопоставить итальянским коммунистам.

Причастие как переносчик вируса

Из-за необходимости православным причащаться одной ложкой и иметь с ней контакт, возникают споры относительно того, можно ли из-за этого заразиться инфекцией. Согласно православному вероучению, считается, что в чаше под видом хлеба и вина находятся настоящие тело и кровь Иисуса Христа. Часть верующих и священников из этого делает вывод, что заразиться от причастия нельзя, ведь тело и кровь Господа не могут быть переносчиками вируса. Такую точку зрения занимают уже упомянутые Болгарская и Грузинская церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии.

Есть и другая позиция. Ее сформулировал, в частности, глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов: он утверждает, что причастие не обладает дезинфицирующими свойствами, поскольку сама по себе дезинфекция предусматривает уничтожение вирусов и бактерий, которые тоже являются творениями бога. А он не может уничтожать свое творение, заключает старовер.

Богослов Илья Бей в беседе с корреспондентом Настоящего Времени заявил: риск заражения через причастие все-таки есть. «Причастие всегда подразумевает физический контакт. В то же время предметом православного вероучения не является вера в то, что содержимое чаши обладает особыми дезинфицирующими свойствами», – подчеркивает он.

Ректор Открытого университета святой Софии священник Георгий Коваленко полагает, что Бог не должен работать фильтром по очищению воды на Крещение или дезинфектором во время пандемии. «Экология и собственное здоровье – сфера ответственности человека», – поясняет священник.

Директор Института Святого Фомы Аквинского, католический богослов Петр Балог подчеркивает, что причастие, хотя и является телом и кровью Иисуса Христа, не лишено свойств физических продуктов. Точно так же, как Иисус был и богом и человеком одновременно, причастие имеет свойства богочеловеческого организма, рассуждает богослов. Именно поэтому оно может быть переносчиком вирусов. Отец Петр поясняет: согласно католическому вероучению во время мессы происходит «пресуществление», то есть меняется сущность хлеба и вина, однако их материальные свойства остаются теми же самыми.

Балог также напоминает, что в истории были случаи отравления римских пап через причастие. В Ватикане существовал даже специальный дьякон, который должен был проверять хлеб и вино перед мессой – на предмет того, не отравлены ли они. По словам отца Петра, в XIV веке в Европе во время чумы умерло около половины членов монашеского ордена картузианцев и треть доминиканцев. Так что причастие не панацея от физических болезней.

Богослов и преподаватель Университета Лойла Меритайм (Лос-Анджелес, США) Кирилл Говорун также уверен, что через причастие могут передаваться вирусы. Более того, он считает, что думать иначе – значит впадать в ересь докетизма. Докетизм (последователи этого учения считают Иисуса только Богом, отрицая его человеческую сущность) был осужден Вселенскими соборами и отвергнут церковью.

Протодьякон РПЦ Андрей Кураев приводит в пример святого Никодима Святогорца, который жил в XVIII веке и еще тогда писал, что для причащения больных можно пользоваться индивидуальными ложками, которые потом должны быть помыты уксусом, то есть продизенфицированы, согласно тогдашним представлениям. Кураев также напоминает, что в 1970-е годы, во время вспышки холеры, будущий патриарх РПЦ Пимен по просьбе властей отменил богослужения в районах, охваченных эпидемией.

А бывший главред журнала Московской патриархии Сергей Чапнин предлагает написать коллективное письмо патриарху и членам Синода с предложением модернизировать практику причастия: перестать касаться общей ложкой губ, отказаться от целования чаши, а также от вытирания губ общим платком и от запивки причастия водой из общих емкостей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector