0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

И физик, и клирик

Содержание

И физик, и клирик. Тайны биографии главы РПЦ патриарха Кирилла

Кем был глава РПЦ до того, как занял патриарший престол

В этом году исполнилось 10 лет, как Патриарх Кирилл руководит Русской православной церковью. Что скрывает биография святейшего?

Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) родился в Ленинграде в 1946 году.

Родные брат и сестра также пошли по церковной линии, став преподавателями богословских дисциплин.

Глава РПЦ живет в резиденции в Серебряном Бору (элитный поселок рядом с центром Москвы), а лето проводит в резиденции в Дивноморском на Черном море.

Внук и сын опальных священников

В своем юбилейном интервью Патриарх Кирилл признался: «Никогда не просил Бога сделать меня Патриархом».

Но быть священником он мечтал с раннего детства.

– Я всегда хотел быть священником, не помню того времени, когда бы я не хотел быть священником, – признался Патриарх в автобиографии. – Вскоре после того, как я научился ходить и говорить, я потребовал, чтобы у меня было свое облачение. Одна монахиня, алтарница в храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Ленинграде (это первый храм, где служил мой отец), сшила мне из части старого протодиаконского ораря епитрахиль, а мама сделала палицу. Какую-то ткань я использовал в качестве фелони – и «служил». Жили мы тогда очень бедно: помимо совсем маленькой комнатки, где находились книги отца и его письменный стол, у нас была одна 19-метровая жилая комната на Васильевском острове (на пять человек семьи). В этой 19-метровой комнате и прошло мое детство, там я и «служил».

Вероятно, на необычный выбор советского ребенка повлияло окружение: и дед, и отец Володи Гундяева (мирское имя Кирилла) были священниками. Дед очень серьезно пострадал от светских властей: 47 тюрем и 7 ссылок почти за 30 лет заключения, большая часть которых прошла на Соловках. Три года за политическую нелояльность получил и отец будущего Патриарха.

Глава РПЦ рассказывал, что в детстве чуть не погиб от затяжной пневмонии. А помогло выкарабкаться ему, как он считает, обращение к чудотворцу Иоанну Кронштадтскому, портрет которого висел у Гундяевых дома.

В 6 лет родители взяли маленького Володю в поездку в Псково-Печерский монастырь к старцу Симеону, почитаемому среди верующих. Симеон, по воспоминаниям, был чудесный добрый старик, что, возможно, тоже укрепило будущего Патриарха в выборе религиозного пути.

Семинарист

Несмотря на серьезный религиозный бэкграунд семьи, Владимир Гундяев мог пойти и по светской дороге. После 8-го класса он ушел из дома и поступил в геологическую экспедицию, чтобы как-то жить – его семья еле сводила концы с концами и все время была в долгах.

Володя работал и учился в вечерней школе. После ее окончания даже серьезно думал стать физиком, а не клириком – хотел поступить на физический факультет Ленинградского университета. Отговорил его митрополит Никодим (Ротов), который тогда возглавлял Ленинградскую кафедру. Встречу организовал старший брат Владимира Гундяева, Николай, который уже учился в семинарии.

– Выслушав меня, он сказал: «Знаешь, Володя, ученых в нашей стране очень много. Если их поставить друг за другом, то цепочка дотянется до Москвы, а вот священников мало. Кроме того, неизвестно, удастся ли нам принять тебя в семинарию после института. Так что поступай-ка ты сразу в семинарию», – описывал потом беседу с Никодимом сам Кирилл.

Он послушал совета и не прогадал. В 60–70-е годы был разгул атеизма и царство точных наук. Молодежь в религию не шла. И любой способный семинарист легко мог сделать очень успешную карьеру.

По заграницам

Кирилла называют любимцем самого влиятельного православного иерарха советских времен – митрополита Никодима (Ротова). Он постриг Владимира Гундяева в монахи и дал ему церковное имя, под которым сейчас его знает весь мир – Кирилл. Никодим же, еще будучи главой Отдела внешних церковных сношений, и направил перспективного молодого священника представлять церковь за границей.

Кирилл возглавил представительство Московского патриархата в Женеве. Выезжал на церковные мероприятия в Чехию, Болгарию, Румынию, Югославию, Кению, Грецию, Италию, США, Канаду, Германию. Говорят, что именно «западный» период жизни наложил отпечаток на пристрастия Кирилла к отнюдь не аскетичным увлечениям: горными лыжами, яхтенными прогулками, дорогими часами и элитной недвижимостью. А в любимой Швейцарии он со временем приобрел себе виллу.

Агент?

Завидный карьерный рост Патриарха связывают с его дружбой с властями. Осевший в США священник Виктор Потапов впервые опубликовал данные, что Кирилл был завербован КГБ и сотрудничал под псевдонимом «Михайлов».

В 1991 году в Верховном Совете РФ даже была создана «комиссия Якунина – Пономарева» для расследования связей КГБ и РПЦ.

– Это было первое, а может, и единственное большое парламентское расследование – по перевороту ГКЧП, в рамках которого наши эксперты впервые попали в архивы 5-го «идеологического» управления КГБ, – рассказал нам экс-депутат и правозащитник Лев Пономарев. – Ельцин его ликвидировал, а архивы открыл. Тогда же мы стали исследовать материалы о связях РПЦ с чекистами. Но поработать нам удалось не больше месяца, потом нас выдавили оттуда. У меня осталось четкое понимание, что связи РПЦ и КГБ реальны, а основные иерархи были агентами, в том числе и Патриарх Алексий, и нынешний – Кирилл. Мы с Глебом Якуниным тогда написали письмо Патриарху с предложением покаяться или хотя бы принести извинения. Мало ли, какие у них могли быть обстоятельства непреодолимой силы – возможно, это было необходимо, чтобы сохранить церковь и себя. Но ответ пришел в такой форме: Глеба Якунина предали анафеме и лишили сана, а комиссию распустили. Я, как увидел Патриарха в коридорах Верховного Совета, понял, что конец нашему расследованию.

Еще меньше проработала аналогичная комиссия внутри РПЦ.

– В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ, – признался в 2012 году журналистам украинский иерарх Филарет, которого также все эти годы пытались уличить в сотрудничестве с органами под псевдонимом «Антонов». – Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все. Например, архиерей не имел права назначить священника на приход без согласия КГБ.

Мимикрировавший оппозиционер

В 1974 году Кирилл вернулся в СССР на хорошую должность – второго человека в «сердце» церкви – Отделе внешних церковных сношений и параллельно возглавил Ленинградскую духовную академию и семинарию. Но привезенные из-за границы «западные веяния» чуть было не сыграли с будущим Патриархом роковую шутку.

В 1984 году молодого перспективного священника Кирилла вдруг ссылают в Смоленскую епархию. Как Патриарх позже сам признавался в узком кругу, он попал под опалу из-за того, что не проголосовал против резолюции ЦК Всемирного совета церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан. Причем Кирилл опасный документ и не поддержал, а всего лишь «воздержался». Но и этого оказалось достаточно, чтобы позже некоторые журналисты назвали этот поступок «подвигом».

В 2009 году Кирилл возглавил Всемирный русский народный собор, который поначалу был даже оппозиционен к власти. Но уже во второй половине 90-х годов политическая ситуация изменилась, и высокопоставленный священник стал тем Кириллом, которого мы знаем сегодня.

Материал вышел в издании «Собеседник+» №04-2019 под заголовком «И физик, и клирик».

«Бунт» чистопольских священников

Небольшая Чистопольская и Нижнекамская епархия, которая несколько лет назад была образована в Татарстанской митрополии, переживает не очень приятную ситуацию. Пять священников, а это иеромонах Христофор, иеромонах Ермоген, иерей Роман, иерей Илия и иеромонах Митрофан, перестали поминать во время богослужения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. При том, что эта процедура в Русской православной церкви, где принято молиться о священноначалии, считается обязательной для всех членов церкви.

Четверо из пяти священников служили в сельских приходах, где обычно сильна церковная дисциплина, трое из пяти — монахи, давшие обет послушания. Да и двое из представителей «белого» духовенства давали в свое время клятву чтить священноначалие. За что же такое отношение к главе РПЦ? По словам иеромонаха Христофора, патриарх, по их мнению, замечен в экуменизме, что, как они полагают, было продемонстрировано в феврале прошлого года, когда Святейший встречался на Кубе с понтификом.

Напомним, что экуменизм — это сближение всех христианских вероучений, в данном случае — сближение православных и католиков, его отрицает некоторая часть православных. По сути, перемена в отношении к экуменизму в РПЦ произошла в 1960 году, когда на должность председателя ОВЦС был назначен митрополит Никодим (Ротов), одобривший вступление РПЦ во Всемирный совет церквей. Патриарх Кирилл считается одним из любимых учеников митрополита Никодима и его последователем.

Читать еще:  Казино игровые автоматы играть

Митрополит Никодим (Ротов) на Всеправославном совещании. Родос. 1963. Фото sobor2016.com

Российским православным нельзя молиться в церквях за границами России: Кураев о последствиях раскола 8

Русская православная церковь (РПЦ) разрывает отношения с Константинополем. Священный синод признал невозможным продолжение евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Такова реакция на решение Вселенского патриархата предоставить Украинской православной церкви независимость и вывести ее из-под юрисдикции Московского патриархата. РПЦ назвала такой шаг стамбульского Синода легализацией раскола. Ранее Константинополь признал недействительным решение 1686 года о подчинении Киевской митрополии Москве. РПЦ тогда пообещала дать «жесткий и адекватный ответ».

Новости часа

Продолжение текста после рекламы

Рекомендованные новости

Молодая — могла бы жить: из-за медицинской неразберихи больную коронавирусом слишком долго везли в больницу

В Рижскую думу — строго по пропускам: новый порядок посещения избирателями самоуправления

В сентябре Синод РПЦ решил, что патриарх Кирилл больше не будет поминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений, а епископы Московского патриархата не должны совершать совместные богослужения с константинопольскими. Религиозный и общественный деятель, богослов Андрей Кураев в прямом эфире “Ъ FM” назвал такое решение «беспрецедентным». По его словам, РПЦ рано или поздно окажется в изоляции. С экспертом беседовал ведущий Марат Кашин.

— Что означает этот разрыв, и к чему все это может привести?

— Полагаю, что это начало русской реформации, то есть серьезного переформатирования самой матрицы нашего православия. Дело в том, что это резкий, беспрецедентный шаг Синода, который даже обязывает мирян презирать таинства, совершаемые другим патриархом. Из него следует определенная богословская логика. Так называемое «десятое апостольское правило» гласит: если кто помолится с отлученным от церковного общения даже в доме, не то что в храме, тот да будет отлучен.

Патриарх Кирилл, хотя и человек со швейцарским бэкграундом, но он не швейцарский банкир. А про швейцарского банкира есть известная поговорка: если ты видишь, что швейцарский банкир выбрасывается из окна небоскреба, не думай, делай то же самое. Так вот за Патриархом Кириллом ни одна поместная церковь из окна не бросится. Никто не порвет общение с Московским патриархом. Значит, они будут с ним молиться, и, значит, следствие канона будет требовать от нас, сказав «а», сказать «б» и дальше до «я», что вы все еретики, вы все наши враги. Это и называется «бомбить Воронеж», то есть Русская церковь сама себя отправит в изоляцию.

Продолжение текста после рекламы

— Я правильно понимаю, что все поместные церкви, кроме Московского патриархата, признают первенство Варфоломея и будут следовать его словам?

—Он этого ни от кого не требует. Они не будут разрывать с ним церковное общение, общую молитву и общее таинство. Поэтому в нашей изоляции мы останемся в гордом одиночестве. Нужно будет оправдать свою нелогичность, почему мы объявили патриарха Варфоломея анафемой, а то, что другие этого не сделали, для нас они из-за этого анафемой не стали. Значит, для этого потребуется серьезно пересмотреть все это каноническое древнее наследие. Поэтому я и говорю, что это начало реформации.

— Как поступать обычным православным прихожанам, которые окажутся, скажем так, не на территории Московского патриархата? Им нельзя будет заходить в церкви? Как это будет выглядеть на таком уровне?

— Да. Есть огромное количество русских людей, которые живут за границей — вот им теперь будет запрещено не только ходить молиться к католикам, но и в храмы Вселенского патриархата. Это довольно печально, потому что есть человеческие связи, радость от того, что все мы —Вселенское православие. Это был наш главный аргумент и в полемике с украинскими раскольниками, и с какими-нибудь протестантами на Западе. И тут по всей этой нашей замечательной, радостной апологетике нанесен удар топором.

Продолжение текста после рекламы

— Была информация, что Греческая церковь может наложить запрет на посещение Афона для мирян РПЦ. Понятно, что он очень популярен у россиян. Насколько вероятен такой сценарий?

— Я убежден, что никаких ответных санкций со стороны Греции и Константинопольского патриархата не будет. И когда в прошлый раз наш Синод объявил, что мы на уровне епископов отказываемся служить — патриарх Кирилл перестал принимать константинопольского коллегу — Варфоломей не ответил тем же самым, он спокойно продолжает поминать патриарха Кирилла в списке православных патриархов. Я убежден, что так и продолжится.

— То есть это Московский патриархат будет запрещать своим прихожанам заходить в иные церкви?

— А там никто никаких запретов на их пути выстраивать не будет?

— Нет, конечно, их с радостью будут принимать. Поэтому патриарх Кирилл очень точно проговорился 8 октября на службе в Троице-Сергиевой Лавре, где он сказал: «мы пошли на разрыв». Здесь очень четко надо понимать, что инициатива раскола — наша.

— Как Московский патриархат будет относиться к людям, которые будут заходить в другие церкви?

— Я думаю, что им вслед будет сказано много гневных слов вслед всем им будет сказано. Принципиально важная теистическая и богословская проблема, чтобы вот не соглашаться с этим, не принимать. То есть епископы поссорились — это ваше дело. Я понимаю, если ты злишься на другого человека, не надо вместе с ним идти к чаше Христа, пока не примирились. Но у меня нет зла на какого-нибудь грека, почему я не могу с ним вместе помолиться? Потому что мой патриарх обижен? Очень странно.

— Может ли Московский патриархат как-то минимизировать потери? Что для этого нужно предпринять, не доводить ситуацию до абсурда?

Продолжение текста после рекламы

— Уже довели. Теперь можно только отзывать это решение. Формула, которую я предлагал для Украины, очень проста, состоит из двух частей. Первая — разрешить людям спокойно ходить в эту новую структуру, создаваемую Константинополем. Второе — если человек остался в структурах Русской церкви на Украине, это не является преступлением. Вот если бы все на это согласились, это был бы шаг к гражданскому миру на Украине. Теперь это попытка «размазать» украинский конфликт по всему церковному миру.

Продолжение текста после рекламы

Мы не редактируем ваши комментарии, но призываем соблюдать нормы морали, не разжигать национальную рознь, избегать оскорблений в адрес авторов текстов и собеседников. В случае игнорирования этих несложных правил редакция оставляет за собой право удалять комментарии и лишать пользователя возможности их оставлять.

Три группы

По мнению эксперта в Московской патриархии, с которым побеседовала «Новая», сейчас в высшем церковном руководстве оформились три новых «группы интересов», они же — «группы влияния».

«АДМИНИСТРАТИВНАЯ» ГРУППА, ИЛИ ГРУППА «ДВУХ САВВ»

Пожалуй, самой весомой из них становится группа «двух Савв», которую условно назовем «административной». Ее возглавляет 39-летний Тверской митрополит Савва (Михеев), ставший в этом году управляющим делами (говоря светским языком — премьер-министром) Московской патриархии. Подобно более молодому патриаршему фавориту Антонию (Севрюку), он также сделал головокружительную и несколько загадочную карьеру, подлинные причины которой остаются в тени (подобные вещи очень любит расследовать о. Андрей Кураев). В 2014-м стал первым заместителем тогдашнего управделами митрополита Варсонофия, а в прошлом году возглавил Тверскую митрополию.

Говорят, на сентябрьском Синоде патриарх намерен поднять его еще выше, сместив впавшего в немилость Варсонофия еще и с Санкт-Петербургской кафедры.

Вторым Саввой в «административной» группе является заместитель первого, 41-летний епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), переехавший около 10 лет назад в Россию из Франции, где он родился в семье русских эмигрантов, по личному приглашению Кирилла. Долгие годы он тянул на себе всю «черную работу» управления делами — разбирал конфликты, инспектировал епархии — и только в этом году стал архиереем.

Владимир Легойда. Фото: РИА Новости

К этой группе примыкает глава Информационного отдела патриархии Владимир Легойда. Возможно, именно из среды этой группы патриарх Кирилл готовит себе преемника.

«АКАДЕМИЧЕСКАЯ» ГРУППА

Вторую группу можно условно назвать «академической». В нее входят ректор Московской духовной академии архиепископ Амвросий (Ермаков), в прошлом году переехавший из Петербурга в Москву, и уже упоминавшийся глава Учебного комитета о. Максим Козлов. Именно они попытались «съесть» Сретенскую семинарию, а также добились отставки неподконтрольного им ректора Санкт-Петербургской академии епископа Серафима (Амельченкова), просидевшего в своем кресле всего год.

Елена Гундяева, вице-ректор Санкт-Петербургской духовной академии и родная сестра патриарха Кирилла. Фото: сайт Ставропольской духовной семинарии

Силу «академической» группы связывают с наличием у нее негласного покровителя в лице вице-ректора Санкт-Петербургской духовной академии Елены Гундяевой — родной сестры патриарха. Именно с нею не смог найти общий язык в городе на Неве епископ Серафим.

«ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ» ГРУППА

Наконец, третью группу условно назовем «внешнеполитической» — ее составляют председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) и кадровые церковные дипломаты из Отдела. Иларион — единственный «тяжеловес» из первой команды патриарха, который пока не лишился своей должности. Относительную прочность его позиций связывают с поддержкой «профильными» подразделениями администрации президента РФ, поскольку услуги ОВЦС критически важны на украинском и ближневосточном направлениях, на постсоветском пространстве и в отношениях с Ватиканом.

В первые годы нынешнего патриаршества Иларион даже считался преемником патриарха, но постепенно надоел своему шефу, который все чаще стал позволять себе повышать голос на «министра иностранных дел».

Говорят, особо эпичной была сцена на борту самолета, летевшего из Стамбула, где Вселенский патриарх Варфоломей укорил патриарха Кирилла за деструктивную роль Илариона в межцерковных отношениях. Слухи о неизбежной отставке Илариона и замене его, например, патриаршим фаворитом Антонием (Севрюком) упорно циркулируют уже более года. Но пока Илариону хватает своих аппаратных возможностей удерживать должность. Однако как преемника патриарха эксперты его уже не рассматривают.

Читать еще:  Начался новый перспективный проект доверительного управления Insolt Ltd

Провинциальные архиереи, число которых в РПЦ уже превысило 400, при нынешнем патриархе практически лишены возможности участвовать в большой церковной политике, однако с увлечением следят за соотношением московских групп влияния. Кто-то делает ставку на «духовника президента» митрополита Тихона (Шевкунова), сосланного в Псков, а кто-то видит будущим патриархом Московским Киевского митрополита Онуфрия (Березовского), чей образ монаха-аскета близок простому церковному народу. Разумеется, в нынешней политической обстановке все эти чаяния и прогнозы хранятся глубоко под спудом.

Активизация политических процессов в России помогает тем зачаткам гражданского общества, которые образовались в РПЦ, осознать свои интересы и заявить о себе. Именно церковное гражданское общество сумело отстоять Сретенскую семинарию, пригласить — без всякой санкции патриархии и Кремля — папу римского в Москву с частным визитом, укрыло в храме протестующих у мэрии 27 июля.

Поскольку внутренняя «вертикаль» в РПЦ жестче кремлевской, то в церковное гражданское общество вовлекаются не только миряне и рядовые священники, но и епископат. Его главное требование — прекратить бесконечные, ничем не обоснованные и прямо запрещенные канонами перемещения архиереев с кафедры на кафедру. Главное требование рядового духовенства — прекратить бесконечные поборы церковного начальства, которые вымывают из приходов все легальные доходы и вынуждают полностью «уходить в тень». А главное требование мирян — соборность, когда церковь не делится на «профессионалов» и обслуживаемых ими за денежку «клиентов» — потребителей «ритуальных услуг», но когда все ее члены, независимо от сана и должности, разделяют ответственность за церковь и участвуют в принятии решений.

Трудами патриарха Кирилла репутация Московской патриархии опустилась очень низко — в массовом восприятии церковь уже почти неотличима от режима и разделяет ответственность за все его пороки и ужасы. Может быть, присоединение к нынешнему протесту — последний шанс на историческую реабилитацию для «здоровых сил» в РПЦ.

Ради блага православия: Вселенский патриарх жестко поставил на место главу РПЦ Кирилла

В Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей одной фразой осадил главу российской церкви Кирилла

Вселенский патриарх свт. Варфоломей на встрече с патриархом московским Кириллом, где было объявлено решение о предоставлении Украине Томоса, обращался к московскому священнику исключительно «Ваше Блаженство», чем показывал собственное старшинство.

На встречу вместе с патриархом Кириллом в Стамбул приехала митрополия.

«Мы верим в силу диалога … Диалог — путь, указанный нам самим Богом … Мы рады, что визит патриарха Кирилла совпадает с заседанием Священного Синода, который происходит ежемесячно и заседает в течение трех дней. А завтра до понедельника начинается Собор, на котором будут присутствовать все действующие архиереи нашего Патриархата», — сказал, в частности, Варфоломей.

Ани Лорак удивила огромным бюстом в неприличном декольте: «Пятого размера?»

Трагедия в «Дизель Шоу», боль утраты не унять: «Небеса всегда забирают самых лучших»

Шальная мама Сердючки показала, как надо целоваться, Данилко аж покраснел: «Раскрыла чакры»

«До минус 11»: снежное похолодание прорвется в Украину, синоптики назвали дату

«Есть разница между диалогом, который ведут политики и церкви … Диалог внутри церкви имеет природу. Диалог между поместными церквами происходит внутри единого тела. И это накладывает на нас определенную ответственность, но и дает силу. И мы делаем все, чтобы не нарушать наше благополучие, не нарушать единства. В этом доме мы имели различные дискуссии, но мы не сделали того, что могло бы навредить Вселенскому патриархату, Единой Святой Соборной церкви, потому что несем ответственность перед вами и поместными церквями», — говорил Кирилл.

Кроме того, московский патриарх склонял к мысли, что они должны быть примером для новых молодых иерархов Константинополя.

«А здесь как раз присутствуют все молодые иерархи Константинополя и они занимаются отношениями межправославных отношений и ведут диалоги с другими церквями ради блага православия», — отрезал Варфоломей.

Об этом после окончания встречи патриархов в Стамбуле (Турция) заявил митрополит Галльский Эммануил, который ответственный за процесс предоставления УПЦ Томоса.

Также он обнародовал перевод заявления митрополита.

«Главный вопрос, который обсуждался — вопрос ситуации в Украине. Вы знаете, что там раскол, длящийся более 25 лет. Вселенский Патриархат принял решение использовать все пути, чтобы решить вопрос предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви.
Решение было принято в апреле.
И мы имплементируем это решение. Об этом было сообщено (reported) Патриарху Кириллу в ходе его визита. Визит прошел в братской атмосфере…»», — говорится в заявлении.

Размер состояния Патриарха Кирилла на 2020 год

По оценке экспертов, митрополит в 2004 руководил активами стоимостью 1,5 миллиарда долларов. В 2005 в результате работы РПЦ активы увеличились до 5 миллиардов долларов. На 2020 год состояние Кирилла оценивается в несколько десятков миллиардов долларов. Тем не менее, Патриарх не считает себя богатым, подчеркивая, что все это имущество является собственностью церкви, а не его личными активами.

Кроме того, основной доход РПЦ, а также Патриарх, получают благодаря пожертвованиям прихожан, а это миллионы долларов. Ведь некоторые из верующих числятся в списке Форбс)) Помимо этого, организации ежегодно выделяется помощь от государства в размере около 370 миллионов рублей на благотворительные цели — реставрация церквей, помощь нуждающимся, покупка необходимой утвари и имущества. Учитывая все эти источники, точное состояние главы Русской православной церкви определить практически невозможно, но, по приблизительным оценкам, оно достигает 10 миллиардов долларов.

Главред: День великого раскола

Следующим последствием признания автокефалии Украинской православной церкви, как ожидается, будет объединение всех трех православных церквей, существующих на Украине. Помимо уже упомянутых непризнанных церквей, есть еще и Украинская православная церковь Московского патриархата. С 1658 года московский патриархат назначал митрополита Украинской православной церкви. В связи со своим недавним решением Константинопольский патриарх Варфоломей назвал подчинение Украинской православной церкви Москве, которое берет начало в 17 веке, незаконной аннексией. Из-за этого вне закона теперь оказалась Украинская православная церковь Московского патриархата, то есть та, которая верна РПЦ и митрополита которой назначает патриарх РПЦ.

Может ли действительно начаться кровопролитие?

РПЦ ожидает, что ее священнослужители и верующие, проживающие на Украине, останутся лояльны к РПЦ. Поэтому не удивительно, что председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ Иларион заявил о том, что на Украине может начаться кровопролитие. «Если Украинскую православную церковь Московского патриархата признают церковью страны-агрессора, как они сейчас говорят, если ее лишат законных прав, то мы можем ожидать всего чего угодно — что раскольники возьмут контроль над большими монастырями, такими как Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра. Тогда, конечно, православные верующие будут защищать эти святые места, и может начаться кровопролитие», — сказал он.

Высказывание опасений в связи с тем, что может начаться, одновременно является и призывом к верующим, которые лояльны в отношении РПЦ, именно так и поступить, то есть не признать решения патриарха Варфоломея и воспротивиться ему. Таким образом, с новой силой могут начаться столкновения, происходившие в 2014 году, когда РПЦ воспользовалась своими священнослужителями и верующими на Украине в политических целях Кремля.

Заявления митрополита Илариона уже подтвердились. Митрополит Украинской православной церкви Московского патриархата Онуфрий уже отказался слушаться Константинопольского патриарха Варфоломея. Он заявил, что «у Константинополя нет ни морального, ни канонического права вмешиваться в украинские дела».

Чтобы белорусам такое и в голову не пришло

Иерархи РПЦ и ее верующие тяжело переживают прекращение ее юрисдикции на Украине. Особую роль тут играет тот факт, что русские приняли христианство в 988 году, во времена князя Владимира, правителя Киевской Руси, первого русского государства, в названии которого запечатлена его тогдашняя столица — город Киев. Кроме того, в вопросе о признании Украинской православной церкви международно признанный факт существования самостоятельного украинского государства используется для пересмотра традиционных церковных отношений.

Не так воинственно настроенный, как его митрополит Иларион, патриарх Русской православной церкви Кирилл заявил, что не верит, что светские силы могут разрушить каноническую православную церковь на Украине. Подтверждение превосходства церковных традиций над светскими должен был предоставить Синод РПЦ, который провел заседание в Минске, столице Белоруссии. Решение провести в Минске столь важное церковное собрание, вероятно, должно было также стать напоминанием, адресованным президенту Белоруссии Лукашенко, о том, чтобы он и не думал реализовывать украинский церковный сценарий у себя дома.

Лукашенко сигнал понял. На встрече с московским патриархом Кириллом он сказал, что непоколебимая государственная позиция Белоруссии заключается в том, что раскол — это всегда плохо, и подтверждение тому нынешние опасные последствия. «Поэтому мы очень болезненно относимся к тому, что происходит сегодня в православии», — подчеркнул Лукашенко.

Россия заявляет, что будет защищать интересы русских православных

Принципиальные изменения в отношениях между православными церквями не происходят независимо от светского влияния, то есть влияния правительств заинтересованных стран. Это подтверждает и тот факт, что заявление о скорейшем объединении трех православных церквей, существующих на Украине, в одну Украинскую православную церковь сделал отнюдь не какой-нибудь церковный авторитет. Первым об этом заявил президент Украины Петр Порошенко.

Решение 1658 года отменяется

В качестве доказательства, подтверждающего вмешательство светских сил в решение внутренних церковных вопросов, РПЦ приводит тот факт, что исследование, благодаря которому Варфоломей оспорил право Московского патриархата назначать украинского митрополита, финансировал Национальный банк Греции. В этом документе говорится, что по решению 1658 года Московскому патриархату юрисдикция над Украиной предоставлялась лишь временно. Теперь это решение отменяется для окончательного вердикта, а он заключается в предоставлении Украинской православной церкви автокефалии.

Читать еще:  Католические монахини не приедут в Нижний Новгород

Территориальная экспансия русского царства в 17 веке позволила расширить юрисдикцию РПЦ за счет Украины. Это произошло через десять лет после того, как европейские страны, заключив Вестфальский мир в 1648 году, договорились о разделе сфер влияния католичества и протестантизма по принципу «чья земля, того и религия». Похоже, что сегодня на востоке Европы происходит нечто похожее на то, что определило судьбу европейского запада в 1648 году. Правда, не стоит забывать, что Вестфальский мир был заключен после Тридцатилетней религиозной войны. Учитывая, что сегодня между Россией и Украиной уже ведется необъявленная война, лучше было бы, если бы церковные и светские лидеры двух стран как можно скорее договорились о разделе сфер влияния и имущества. Так они подтвердят, что извлекли хоть какие-то уроки из давнего и кровавого европейского опыта.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

По каналу Отдел Внешних Церковных Связей (ОВЦС) , только в 1996 году, в Россию было ввезено 8 миллиардов сигарет. Табачные воротилы тех лет несли огромные убытки, так как были обязаны выплачивать пошлины и акцизы, от чего церковный бизнес был милостиво освобожден властями. 29 января 1997 года председатель правительства разрешил таможенное оформление сигарет в соответствии с действующим порядком, при этом необходимо было уплатить только акцизный сбор. Так митрополит и превратился в «табачного короля». Когда московский патриарх милостиво отошел от табачных спекуляций, передав дела доверенным «высокодуховным лицам» , только на складских помещениях таможни осталось «церковных» сигарет на 50 миллионов долларов .

Сейчас, когда на каждой сигаретной пачке размещены страшные картины последствий курения, становится предельно ясно, что «слуги Божьи» завозили «смерть» в Россию в гигантских количествах, да еще и с целью наживы.

Значение в Православной Церкви

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси

Понятие «патриарх» греки употребляли первоначально в значении «отец, начальник». В течении веков слово обогатилось многими смыслами. Это и старейшина семьи или клана (если речь идет о традиционном «патриархальном» мире) а так же именование кого-то, почитаемого за возраст и заслуги (например «патриарх российской науки»).

В Православии Патриарх — это носитель высшего духовного сана, глава Церкви. И этот титул объединяет в себе все прочие смыслы. Православный Патриарх — это и руководитель, и самый высокий авторитет, и, наконец, батюшка.

Появление термина

В Ветхом завете патриархами называют родоначальников еврейского народа. Они делятся на допотопных и тех, кто жил после потопа. Цепочку из ранних патриархов начинает сам первый человек Адам, а завершает Ной. После Ноя жили Авраам и его потомки – Исаак, Иаков и Иосиф.

Патриарх Авраам — родоначальник избранного народа

Ветхозаветные патриархи были в полном смысле этого слова старейшинами, начальниками кочевых родов и племен. Они управляли своими родами еще не по писанным законам, а на основе укоренных нравственных представлений, жили простой жизнью пастухов, и находились в постоянном и очень тесном Богообщении, гораздо более тесном, чем у представителей более поздних времен и «цивилизованных» народов.

Полезные материалы

Наделенные мудростью и долголетием, они были хранителями обетования, данного им Всевышним, и исполнителями первых, самых простых и гармоничных Богослужений на лоне природы.

В новозаветную эпоху Патриархами именовали глав Синедриона – так называлось высшая религиозная структура в древней Иудее.

Тем не менее, в ранние века существования христианской церкви понятия о Патриархии в ней еще не оформилось, оно появилось лишь в V веке. Патриархом стали называть самого почтенного и уважаемого епископа, пользующегося непререкаемым авторитетом. Когда церковная жизнь в Византийской империи оформилась, так стали именовать самого главного епископа.

После Великой схизмы 1054 года, когда случился трагический разрыв на Восточную (Православную) и Западную (Католическую) ветви, сан Патриарха остался на востоке. Глава Римской церкви получил именование Папы.

Чем отличается Патриарх от католических Пап

В противовес западному миру, в Православии нет представления о единоличной власти первосвященника над всеми епархиями и прихожанами. Если Папа мыслится как отец и начальник всех католиков без исключения, то Патриарх – это предстоятель лишь своей поместной церкви. Более того, само по себе Патриаршество не может считаться неотъемлемой чертой Православной церкви. Есть Церкви, не имеющие Патриарха, в их числе, Элладская и некоторые другие. Русская Православная церковь так же несколько столетий жила без Патриарха.

В Православии бытует представление о «первенстве чести». Речь идет исключительно о председательствовании на церковных соборах, о месте перед престолом в случаях, когда Патриархи служат вместе, о том, чья подпись стоит выше на общецерковных документах. Никакой властью один Патриарх над другими не пользуется, все они совершенно равноправны.

Место каждого определено документом, который называется «диптих» — это перечень Поместных Автокефальных Православных церквей. Патриарх Константинопольский, несмотря на то, что стоит в диптихе первым, пользуется лишь первенством чести. Патриарх Московский имеет исторически сложившуюся пятую позицию.

Первые Патриархи христианских Церквей

В самый ранний период церковью управляли пять Патриархов: Константинопольский, Римский, Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский.

После схизмы в Византийской церкви осталось четыре Патриарха, а когда крещение приняли другие государства, в том числе и славянские – Болгария, Русь — и в них со временем утвердилась автокефалия, Патриархия утвердилась и там.

Патриаршество в России

Первый Патриарх появился в России в 1589 году, при Государе Федоре Иоанновиче. До этого русской церковью управлял митрополит, поскольку она находилась в подчинении у Константинополя. Однако, с падением империи под натиском османов и возникновением формулы «Москва – третий Рим», Вселенский Патриархат из покоренной мусульманами страны, уже не мог претендовать на главенство над церковью крупнейшего православного государства.

Святитель И́ов Московский и всея Руси, патриарх

Первым Патриархом в нашей стране стал Иов. Тогда же за ним закрепилась пятая строка в диптихе. Патриаршество сохранялось чуть более ста лет, до начала 18-го века, то есть, до момента, когда преставился Патриарх Адриан. Царь Петр Алексеевич воспротивился выборам следующего предстоятеля.

Для руководства Церковью им была учреждена Духовная коллегия, которую вскоре переименовали в Святейший Синод. Период истории русской Церкви, который называют Синодальным, завершился в том же году, когда произошел Октябрьский переворот. Тогда на Поместном Соборе на Патриаршее место был избран Московский митрополит Тихон.

Роль предстоятеля в современной Русской Православной Церкви

Священный Синод под председательством Патриарха

Функции и роль Патриарха Московского и всея Руси определены Уставом Русской Православной церкви (принят в 2000 году).

В соответствии с этим уставом Патриарх

  • «попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви, каковой он управляет «совместно с синодом, являясь его председателем»;
  • созыв архиерейских и поместных соборов, на которых он председательствует;
  • попечение о том, чтобы решения Соборов исполнялись;
  • представительская роль в сношениях с другими церквами, а так же со светской властью;
  • поддержание иерархии РПЦ;
  • издание указов об избрании епархиальных архиереев и контроль над их деятельностью.
  • Патриарх Московский и всея Руси является правящим епископом Московской епархии, управляет церковными ставропигиями.

На своем посту Патриарх пребывает до конца жизни. Сместить Патриарха можно, но такими полномочиями обладает лишь архиерейский собор.

После того, как Патриарший престол освобождается, Синод назначает местоблюстителя, избрание которого происходит из членов Синода. У местоблюстителя и Синода есть шесть месяцев для того, чтобы созвать новый Поместный Собор, на котором будет избран новый Патриарх .

Кандидат на этот пост должен отвечать ряду требований: возраст не менее 40 лет, высшее богословское образование и опыт руководства епархией.

Сама процедура выбора Патриарха на протяжении XX и XXI столетий претерпела серьезные перемены. Первый постсинодальный предстоятель Тихон был избран жребием. Последующие Патриархи «назначались» на безальтернативных выборах при жестком контроле атеистического государства. Алексий II стал первым, кого избрали тайным голосованием. После избрания новый Патриарх должен пройти торжественную церемонию интронизации. После этого он считается вступившим в должность.

Какие Поместные Церкви возглавляются в настоящее время Патриархами

В настоящее время насчитывается 15 Поместных Православных церквей. Это: Албанская, Александрийская, Американская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Русская, Русская Зарубежная, Польская, Румынская, Сербская, Синайская, Финляндская, Чехословацкая, Элладская, Эстонская, Японская Православные церкви.

9 из них управляются Патриархами. Это Церкви (в порядке диптиха):

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Антиохийская;
  • Иерусалимская;
  • Русская;
  • Грузинская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Болгарская.

Все Патриархи, управлявшие Русской Православной Церковью

Первый Патриарший (досинодальный) период: Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф, Никон, Иоасаф II, Питирим, Иоаким, Адриан.

Патриарх Тихон (Белавин)

Второй Патриарший период (с 1917 года до настоящего времени): Тихон, Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II, Кирилл.

Ныне действующий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Патриарх Кирилл – в миру Владимир Михайлович Гундяев – родился в 1946 году в Ленинграде. Отец – главный механик на военном заводе, мать – учительница. Дед и старший брат будущего Патриарха были священниками. После окончания средней школы Владимир Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем – в Ленинградскую духовную академию.

Будучи студентом академии, принял монашеский постриг и тогда же был рукоположен в иеромонаха. В 1970 году защитил диссертацию на соискание звания кандидата Богословия. С 1976 года – занимает пост епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С 1984 года – архиепископ Смоленский и Вяземский. В 1989 году был назначен председателем отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 1991 года указом Патриарха Алексия II возведён в сан митрополита. В 2008 году, после смерти Алексия II был назначен местоблюстителем Московского Патриаршего престола.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector