1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вынужденный шаг

Вынужденный шаг

«Вынужденный шаг, но не сделать его было нельзя», — то нравственное резюме, которым сопровождают событие церковные политики.

— Надеемся, что здравый разум восторжествует, что Константинопольский патриархат изменит свое отношение к существующей церковной реальности, — говорил журналисту на брифинге после Синода в Минске глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. — Но до тех пор, пока эти изменения не произошли, пока эти беззаконные и антиканоничные решения остаются в силе, мы не сможем находиться в общении с этой церковью, оказавшейся сегодня в расколе.

За захлопнувшейся дверью горит свет, напоминая о возможности восстановить диалог. Но.

Что такого сделал Константинополь, что Русской церкви пришлось «закрывать дверь»?

11 октября Синод Константинопольской церкви принял вызывающие для православного мира и по сути враждебные для Русской церкви решения. С киевских раскольников была снята анафема, которую наложила на них Русская православная церковь. А кроме того, было отменено решение Константинополя от 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.

Все это напоминает вторжение в чужую семью, когда в ваш дом приходит сосед и безапелляционно говорит: я прощаю вашему сыну вчерашнее участие в дикой драке, я так решил, ваши родительские воспитательные резоны не имеют значения. Не ювенальная комиссия даже — сосед.

Дальше может последовать только немая сцена. И меры по предотвращению вторжения в ваш дом. Потому что у Константинополя нет никаких юридических церковных прав на распоряжение жизнью других церквей, это всего лишь одна из Поместных православных церквей, «первая по чести», причем исторической.

«Немая сцена» усилилась и продлилась вердиктом об отмене решений 1686 года — история Церкви, полная страданий, гонений, сопротивления враждебной политике, вмиг превратилась в сценарий дурного детектива, наскоро написанный на коленке группой авторов.

Методичные одобрения, звучащие в адрес новых константинопольских решений из госдепартамента США, умеряют пыл стыдить себя за конспирологию: коллектив политических авторов придуманной Петром Порошенко «единой» украинской автокефалии легко расшифровывается.

— Наша церковь делает сейчас то, что она должна делать: демонстрирует категорическое неприятие решений Константинопольского патриархата, — говорит «РГ» заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, известный церковный аналитик Вахтанг Кипшидзе. — Во-первых, о снятии анафемы и возвращении в общение известного раскольника Филарета Денисенко. Это человек, который несет личную ответственность за страдания православных верующих канонической Украинской православной церкви.

Последние десять лет новости о рейдерском захвате храмов на Украине, об избиениях людей, их защищающих, переполняют топы Яндекса.

— И все это с молчаливого согласия или тайного благословения Денисенко, — говорит Вахтанг Кипшидзе. — И для нас немыслимая вещь — принять его в лоно канонической церкви, без его особого покаяния в сделанном и признания его в совершении низких и противоречащих даже здравому смыслу деяний.

Это «абсолютно законный» ответ, по словам Кипшидзе, на реабилитацию раскольника.

Что делать дальше, зависит от многих событий, в частности, от тех позиций, которые займут православные поместные церкви. Картина еще окончательно не сложилась. Но официальная позиция Русской церкви обозначена ясно: мы не приемлем вмешательства в жизнь православия на Украине и считаем ничтожным решение об отзыве Константинополем документов 1686 года, передающих Киевскую митрополию в Московский патриархат.

Реализация авантюристического с точки зрения канонов, традиций и правил церковной жизни «проекта украинской автокефалии», инициированной Петром Порошенко, во многом зависит от президентских выборов на Украине в 2019 году.

— Притязания Константинополя на Украину носят абсолютно политический характер, — говорит Вахтанг Кипшидзе. — И мы исходим из того, что все усилия украинских политических властей, направленные на создание в своей стране так называемой Единой православной церкви, — часть фейковой предвыборной президентской кампании, построенной на эксплуатации националистических чувств, слава Богу, присущих абсолютному меньшинству населения Украины. Но именно носители этих чувств и становятся жертвами развернувшейся националистической пропаганды. То, что делает украинская власть перед выборами, не решит никаких проблем, а только усугубит их и принесет страдания простым украинцам. Немногие из них находятся в националистическом угаре, но теми, кто ему подвержен, активно манипулируют украинские власти.

Пока история церковного разрыва качается на политических весах, обычные люди вынуждены по-другому планировать свои духовные маршруты. Ехать на Афон, который находится под юрисдикцией Константинополя? Ждать ли в этом году Благодатного огня, привозимого на Пасху из Иерусалима? Заходить ли в храм Константинопольского патриархата во время отдыха в Турции?

Чрезвычайный и полномочный посол РФ при Святом престоле Александр Авдеев — об отношениях России с Ватиканом

В преддверии визита Владимира Путина в Ватикан там побывал «Огонек».

Елена Пушкарская, Ватикан

На этой неделе Владимир Путин отправляется с визитом в Рим. Первой запланирована его встреча с папой Франциском в Апостольском дворце Ватикана, куда президент РФ поедет прямо из аэропорта. Путин посетит Святой престол уже в пятый раз, и это будет его третья встреча с папой Франциском.

Приоткрыть завесу этих встреч, которые, как известно, происходят с глазу на глаз, а также заглянуть в закулисье российско-ватиканских отношений «Огонек» попросил чрезвычайного и полномочного посла РФ при Святом престоле Александра Авдеева.

— В городе-государстве Ватикан вы представляете Россию, крупнейшую мировую державу. Объясните, пожалуйста, Александр Алексеевич, почему взаимоотношения с этим крошечным государством для нашей страны столь важны?

Александр Авдеев, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Ватикане

— Известен исторический анекдот, когда Сталин спрашивал: сколько у Ватикана дивизий? Мне и сейчас часто приходится объяснять, что дивизий у Святого престола нет, но за папой стоит миллиард триста миллионов верующих христиан-католиков. Для этих людей мнение, авторитет и позиция понтифика порой важнее, чем позиции политических руководителей стран, в которых они живут. Так что, хотя территория Ватикана и мала, духовное воздействие на мир огромно.

— Вероятно, поэтому главы государств всегда включают посещение Ватикана в программы своих визитов в Италию. Владимир Путин посетит Апостольский дворец уже в пятый раз, причем с нынешним папой Франциском это будет уже третья встреча. Вы знаете, о чем они будут говорить?

— Я лишь могу предположить: Путин и папа будут говорить о самых важных проблемах современности — дестабилизация международных отношений и мировой торговли, кризис на Ближнем Востоке, судьба Сирии, судьба разоружения, иранский кризис. Это то, что сейчас на устах всех мировых лидеров.

— Как по-вашему, такая повестка — это скорее протокол, дань традициям или все же личные встречи действительно важны для обоих лидеров, а то, что они обсуждают наедине столь масштабные вещи, впоследствии сказывается на развитии мировых процессов?

— Беседы Франциска с нашим президентом всегда интересны и политически насыщенны. Я бы назвал это обменом философскими и политическими взглядами на мир между лидером России и лидером христианского католицизма. Подчеркну, что личные отношения президента РФ и понтифика очень хорошие, они с большой симпатией относятся друг к другу.

— Во всяком случае, один из плодов личных договоренностей между Владимиром Путиным и папой Франциском был, что называется, на виду. Я говорю о выставке шедевров из Ватиканской пинакотеки в Третьяковке в 2016-м и об ответной выставке русской живописи в Ватикане прошлой зимой.

— Да, это были выдающиеся выставки, равных которым по художественному уровню не было за всю историю отношений России со Святым престолом.

— Владимир Путин встречался и с предшественниками Франциска. Как вы полагаете, почему именно с нынешним понтификом установились доверительные отношения?

— Личность Франциска необычная, интересная, и, безусловно, он является решительным сторонником развития отношений с Россией. Вдобавок к этому скажу так: время пришло. Время, когда католики не могут решать многие задачи и проблемы, не учитывая логику российской внешней политики, а также опыт и роль русского православия.

— Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние отношений России и Святого престола? Представляется, что они лучше, нежели со многими европейскими странами.

— Политический диалог и в целом отношения России с Ватиканом развиваются весьма успешно. Они базируются на близком или общем понимании сути многих международных процессов, сложившихся в последние годы.

— В межгосударственных делах больших разногласий нет. Очень важно, что Ватикан заинтересован в стабильности и безопасности во всех регионах мира, где проживают католики. А они есть везде.

Имеются особые темы, по которым наши позиции совпадают. В первую очередь это защита христиан в мире. У нас почти идентичные позиции по ближневосточному урегулированию, борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, по проблеме мигрантов и беженцев. Ватикан — активный сторонник укрепления международного авторитета и статуса самостоятельности Палестинского государства. Помните, как был выстроен визит папы на Ближний Восток в 2014 году? Он сначала посетил с государственным визитом Палестину и уже оттуда отправился в Израиль. И — что очень важно — выступил за сохранение статус-кво Иерусалима как центра трех мировых религий. Это имеет особое значение сегодня, когда американцы такой статус разрушают.

Как прошла первая встреча Владимира Путина и папы римского

Ватикан энергично выступает за сохранение территориальной целостности Сирии, за скорейшее принятие новой Конституции, которая отвечала бы чаяниям всего сирийского народа, в том числе и нацменьшинств. Ватикан всегда подчеркивает заслугу России в разгроме терроризма.

Наконец, Ватикан выступает за укрепление режимов нераспространения оружия массового уничтожения. Здесь не приветствуют решение Трампа о выходе из договора по ракетам малой и средней дальности. Ватикан осудил и решение США о расторжении ядерной сделки с Ираном. Причем об этом тут говорят не шепотом, а громко и авторитетно.

Близки наши позиции по урегулированию в Венесуэле. Святой престол выступает за свободные выборы в реалистичные сроки. Он считает, что спорящие стороны могут сделать шаги навстречу друг другу вплоть до создания «правительства национального согласия». И конечно, Святой престол категорически против иностранного вмешательства в дела Венесуэлы.

— А по Украине у нас тоже близкие позиции?

— Ватикан поддерживает минские договоренности. Здесь дистанцируются от вмешательства во внутренние дела мирового православия и, подчеркну, постоянно высказываются за укрепление единства православных церквей. Каких-либо контактов с украинскими раскольниками или с «новой» псевдоцерковью у Ватикана не было.

Особая внутренняя проблема католической церкви, доставляющая, на мой взгляд, немало хлопот Ватикану, это отношения с украинскими униатами (действующая на Украине греко-католическая церковь византийского обряда.— «О» ). Формально эта церковь подчиняется Ватикану, но имеет большую степень собственной автономии. Руководство униатов нарушает призывы Ватикана о недопустимости политизации веры и идеологизации ее паствы. Лидеры униатов фактически превращают церковь в политическую партию. Поэтому напряженность между ними и Ватиканом нарастает. Униаты захватили и не возвращают не только православные, но и католические храмы. К примеру, папа римский давно и безуспешно просит вернуть захваченный ими католический собор во Львове. Здесь вызвал недоумение и проведенный униатами во Львове митинг с рукоплесканиями в честь проигравшего президентские выборы Порошенко.

— Как удалось достичь взаимопонимания? Ведь в 1990-е отношения приходилось выстраивать даже не с нуля, а, я бы сказала, с минуса?

— Думаю, что важнейшую роль здесь сыграла решительная позиция Московской патриархии против имевшей место в 1990-е годы политики католического прозелитизма. И это почувствовал весь христианский мир.

Читать еще:  В Чечне широко отметят день рождения Пророка Мухаммеда

Показательно, что при двух последних понтификах — Бенедикте XVI и Франциске — католическая церковь стала отходить от прозелитизма, а два года назад Франциск вообще назвал прозелитизм грехом. Это был жест в пользу укрепления отношений с православием на базе равенства, при том что каждая из церквей должна оставаться сама собой, сохраняя собственные традиции, обряды, историю. На основе такого равенства и принципа невмешательства в дела друг друга и строятся сегодня отношения Ватикана и с Московской патриархией, и с другими православными церквями.

— Прошло больше двух лет с исторической встречи папы и патриарха Кирилла на Кубе. Есть ли с тех пор подвижки, примеры сближения, конкретного сотрудничества?

— Это скорее вопрос к представителям РПЦ. Я представляю здесь российское государство. Диалог между двумя церквями независимый и самоценный. Мы же помогаем ему. Разумеется, в той мере, в какой это отвечает интересам Московской патриархии. В качестве примера хотел бы выделить уникальную мультимедийную выставку «Новомученики и исповедники Церкви Русской», проведенную силами Патриаршего совета по культуре и развернутую в папском Латеранском дворце летом 2018 года. Это был год столетия расстрела царя Николая II и начала гонений на Русскую православную церковь.

Эта выставка, первая в своем роде за пределами России, показала исторический путь России и Церкви. Огромное число духовенства и мирян, почти весь епископат прошли через тюрьмы, ГУЛАГ и ссылки. Более 80 тысяч монахов и священников были расстреляны и замучены. Эта же участь постигла и всех российских католических священников и монахов. Жизненный подвиг этих людей и показала наша выставка. Ее посетили тысячи римлян, студенты католических университетов, служащие Ватикана. Люди крестились и молились прямо перед фотографиями жертв репрессий.

Как прошла вторая встреча Владимира Путина и папы римского

Хочу также отметить, что между Ватиканом и РПЦ подписан специальный протокол о совместном восстановлении разрушенных православных и католических храмов в Сирии. Их более 30. Это должно послужить сигналом для возвращения в страну покинувших ее христиан. Ведь в Сирии до начала военных действий было 18 процентов христиан, сейчас остался всего лишь 1 процент. Поток гуманитарной помощи в Сирию идет и по линии РПЦ, и по линии Святого престола, причем и теми, и другими она раздается независимо от конфессиональной принадлежности.

Ватикан оказывает Сирии существенную медицинскую помощь. В Дамаске развернуто два католических госпиталя, один — в Алеппо. Причем эти медучреждения сотрудничают с госпиталями, в которых работают российские врачи. Сейчас знаменитая ватиканская клиника Bambinо Gesu открывает в Сирии свое отделение. Причем параллельно с оказанием помощи детям там будут учить сирийских врачей тем методикам, которые разработаны в этой ватиканской клинике, являющейся одной из лучших в мире. Попутно отмечу, что в Bambinо Gesu ежегодно проводятся операции 25–30 детям из России. Здесь делают уникальные операции, в том числе по пересадке органов, которые у нас не везде можно сделать.

— Давайте вернемся к визиту. Нас, журналистов, как правило, пропускают лишь во внутренний двор Апостольского дворца, куда прибывает президентский кортеж. Можете рассказать поподробнее, что происходит потом?

— Из внутреннего дворика делегация поднимается на третий этаж Апостольского дворца и направляется к кабинету понтифика. Здесь перед входом висит большое полотно Эль Греко. Наш президент (в сопровождении переводчика) проходит в кабинет, а делегация остается в приемной, где идут параллельные беседы с членами правительства Ватикана. Встреча глав государств длится, как правило, около часа. Она, как я уже говорил, представляет собой обстоятельный разговор о мировых делах. Когда беседа завершается, всю делегацию приглашают в кабинет и представляют папе. Он здоровается с каждым за руку, все это фотографируют.

— Кто кроме глав государств и правительств может претендовать на личную аудиенцию папы?

— Раньше предшественники Франциска принимали много политиков, артистов, музыкантов, представителей общественности. А сейчас на личную встречу с понтификом кроме глав государств могут рассчитывать только католические паломники, направляющиеся со всего мира. Это простые верующие, священники, причем самого разного ранга, бывают просто беженцы из Сирии либо люди, пострадавшие в других конфликтных регионах. Франциск концентрирует свое время на контактах именно с такими людьми. На культурные и светские мероприятия у него просто нет времени.

— Каждый раз, когда российский президент наносит визит в Ватикан, католики ждут приглашения папы в Москву. Как вы думаете, она когда-нибудь состоится?

— Знаете, очень хорошо сказал по этому поводу глава ОВЦС (Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.— «О» ) митрополит Иларион: каждый прожитый день приближает нас к этому событию.

Конфликт вокруг спектакля в Новосибирске надолго рассорил Русскую православную церковь и интеллигенцию, считает Константин Эггерт. Комментарий российского журналиста специально для DW. (01.04.2015)

Уверен, в ближайшие месяцы Кремль будет настойчиво уговаривать патриарха Кирилла согласиться на государственный визит папы в Россию. В качестве абсолютного монарха государства Ватикан Франциск может приехать в Москву по приглашению президента России. Историческая встреча с патриархом могла бы стать частью программы визита. Папа из Аргентины, не жалующий американцев, даже с точки зрения подозрительных к неправославным христианам российских фундаменталистов — намного более приемлемая фигура, чем поляк Иоанн Павел II или немец Бенедикт XVI.

И Кремлю, и Святому престолу сближение сулит политическую выгоду. Думаю, у Владимира Путина достаточно формальных и неформальных аргументов, от политических до финансовых, чтобы убедить патриарха Кирилла больше не противиться встрече с понтификом.

Автор: Константин Эггерт, российский журналист, обозреватель радиостанции «Коммерсант FM»

  • Дата 16.06.2015
  • Автор Константин Эггерт
  • ТемыВладимир Путин, Виктор Янукович, Олег Тягнибок, Всеукраинское объединение «Батькивщина», Всеукраинское объединение «Свобода», Партия регионов, Евромайдан, Афганистан, Базы ПРО в Восточной Европе, Беларусь и Россия
  • Ключевые словаВладимир Путин, патриарх Кирилл, РПЦ, папа Францииск, Иоанн Павел Второй, Бенедикт Шестнадцатый, Алексий Второй, Святой престол, Ватикан, Украина, США, Сирия, Константин Эггерт
  • КомментарийПрисоединиться к обсуждению
  • Обратная связь: Согласны ли вы с мнением Константина Эггерта?
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/1FhoS

Также по теме

3. Праведники

Марцинкус и Ренатино были замешаны и в еще одной странной и страшной истории — исчезновении 15-летней Эммануэлы Орланди, дочери служащего Банка Ватикана. Девочка пропала в 1983 году. Семья Орланди жила в Ватикане, Эммануэла обучалась игре на флейте в Папском институте церковной музыки. В день пропажи девочку должен был довести до школы ее старший брат, но у него не нашлось времени — Эммануэла пошла одна. Больше ее никто не видел.

Исчезновение Эммануэлы Ор­ланди расследовали полицейские, семья пропавшей, журналисты, сам папа Иоанн Павел II во время проповеди обратился к похитителям. Неожиданно на связь с семьей Орланди вышел неизвестный человек, которого называли «Американец» — по‑итальянски он говорил с американским акцентом, используя множество латинизмов и церковных фраз. Американец предложил желающим поискать в урне у здания парламента — там нашелся школьный пропуск девочки. Потом намекнул на комнату отдыха в римском аэропорту, где обнаружили еще одну копию пропуска. Иногда вместо Американца обезумевшая от страха и горя семья Орланди слышала аудио­запись голоса Эммануэлы — «Я Эммануэла Орланди, я учусь в музыкальной школе» — и ничего больше. Иоанн Павел II семь раз призывал похитителей отпустить ребенка, но тщетно. Поползли слухи, что отец девочки пытался шантажировать банк некими документами, имеющими отношение еще к Синдоне и его делам с мафией. Марцинкуса опять хотели допросить — и Ватикан опять отказал.

Под подозрением был и Рена­тино — его люди уже попадались на заказных похищениях. Но и его допросить не удалось — а в 1990-м Ренатино прикончили товарищи. За заслуги перед церковью бандит и убийца удостоился похорон в усыпальнице церкви Сент-Апполинаре, рядом со святыми. Считалось, что Ренатино «много помогал бедным». Куда более вероятно, что за мертвого бандита замолвил слово его друг кардинал Полетти, в то время второй человек в Римской диоцезии после папы. К тому же вдова покойного вовремя пожертвовала церкви миллиард лир.

В 2005 году на итальянское телешоу Chi l’ha visto? («Кто видел?» — аналог «Жди меня». — Esquire) дозвонился анонимный доброжелатель и рассказал в прямом эфире, что тело Эммануэлы похоронено в могиле Ренатино. Могилу вскрыли только в 2012 году — кроме костей Ренатино там нашли и неизвестные останки, но генетическая экспертиза показала, что это не Эммануэла Орланди. После вскрытия могилу Ренатино перенесли из знаменитой церкви, и миллиард лир пропал зря.

Пол Марцинкус сложил с себя полномочия управляющего Банка Ватикана в 1990 году. Он пережил трех пап и всех своих товарищей — Кальви висел под мостом, Ренатино расстреляли, Синдону отравили в тюрьме цианидом еще в 1986-м. Марцинкус уехал домой, в США. После него не осталось финансовой отчетности, зато осталось множество вопросов: правда ли, что Банк Ватикана ссужал деньгами никарагуанских контрас? Правда ли, что церковь финансировала революцию польской «Солидарности»? Правда ли, что Личо Джелли, великий магистр ложи Propaganda Deu, сел в тюрьму в 1989-м в обмен на свободу для Марцинкуса? Правда ли, что папа Иоанн Павел I был отравлен — причем первой, случайной жертвой этого отравления стал православный епископ Никодим, отпивший на встрече с понтификом кофе не из той чашки?

Архиепископ Марцинкус умер в Аризоне в 2006 году. В 2010-м против Этторе Тедески, нового главы Института религиозных дел, было начато расследование по подозрению в отмывании денег. В 2014-м, вскоре после того как папу Бенедикта сменил папа Франциск, итальянские власти арестовали монсиньора Нунцио Скарано: святой отец летел в Швейцарию на частном самолете в сопровождении вооруженной охраны, в чемоданах у него нашли 26 миллионов долларов наличными. Скарано утверждает, что собирался на эти деньги построить приют для бедных. «Я не намерен раскрывать имена жертвователей, — заявил он полиции и журналистам. — Ибо Господь говорит: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Каждый католик в среднем жертвует церкви десять долларов в неделю. Восемь из этих десяти долларов остаются в ведении диоцезии, церковной области, управляемой обычно епископом. Остальные два доллара невозможно найти — за этим следит Банк Ватикана.

Русский Ватикан для папы Кирилла. РПЦ перешла к захвату городов

Судя по всему, патриарху Кириллу всё-таки удалось протащить через Кремль проект капитальной перестройки города Сергиева Посада под кодовым названием «православный Ватикан», подготовленный в недрах РПЦ.

За чей счёт банкет?

Официально проект разработан консалтинговым бюро «Стрелка» по заказу государственной компании «Дом.РФ». Однако о том, кто является истинным заказчиком, догадаться несложно. По крайней мере, с просьбой к Путину поддержать данную инициативу ещё в прошлом году обращался не кто иной, как патриарх Кирилл (Гундяев).

Реализация проекта рассчитана до 2025 года и по предварительным оценкам потребует от 120 до 140 миллиардов рублей. В рабочую группу входят представители Минтранса, Минэкономразвития и правительства Московской области. Как заявил мэр Сергиева Посада Михаил Токарев, 90 % необходимой суммы будет выделено из федерального бюджета, оставшиеся 10 % – из бюджета Подмосковья.

РПЦ не планирует потратить на проект ни копейки.

Разумеется, Церковь всячески отнекивается от причастности к идее. Как сообщил ТАСС председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерей Леонид Калинин, реновация Сергиева Посада делается не в интересах РПЦ, а исключительно для местных жителей, паломников и туристов.

«Это будет крупнейший социальный проект в России в малых городах, который создаст совершенно новую современную среду обитания для жителей и тех, кто будет приезжать как паломники и туристы», – сказал Калинин, подчеркнув, что ни о каком «русском Ватикане» речь не идёт.

Попробуем поверить представителю РПЦ и посмотрим, что же предусматривает сей «социальный проект».

Читать еще:  Обзор лучших игровых автоматов в казино онлайн

В интересах жителей?

На центральном проспекте Красной Армии будут построены: молодёжный православный культурный центр, миссионерский центр, музей православия, здание высшего церковного суда, патриаршая богословская библиотека и прочие объекты православной направленности. Главную достопримечательность – Троице-Сергиеву лавру – планируется разгрузить от туристов, поскольку мирская жизнь отвлекает монахов.

Пока всё в интересах людей, не так ли? В особенности тех, кто зарабатывает на жизнь торговлей сувенирами и частным гостиничным бизнесом, коих в городе подавляющее большинство.

Кстати, о людях. Простые смертные церковникам, разумеется, будут мешать почище туристов. Депортировать 100 тысяч человек населения по-тихому не удастся, поэтому город решено разделить на две части – духовную и остальную. Духовная, разумеется, будет в историческом центре. В остальную же переселят с глаз долой все (!) муниципальные учреждения, включая городскую администрацию, а заодно и всех жителей, поскольку унылые и обветшалые дома жилого сектора не должны портить внешний вид духовной части.

Дабы жители на первых порах не «бухтели», им обещают построить целые новые микрорайоны со всей инфраструктурой.

Сергиев Посад. Будущая «духовная» часть города

Транспортному потоку также не место в духовной части. Чтобы очистить воздух для служителей культа, будет построен так называемый «Восточный объезд» от Ярославского до Московского шоссе. Судя по названию, он пройдёт как раз по территории, куда будет депортирована большая часть недуховных горожан.

Также будет реконструирован аэропорт, но (внимание!) только для частных самолётов и биснес‑джетов. Регулярные рейсы для населения не предусмотрены. Чьи самолёты там будут приземляться в интересах местных жителей, думается, объяснять не нужно.

А что гарант?

Напомним, в сентябре прошлого года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью РБК заявил, что создание религиозного центра в Сергиевом Посаде не требует согласования с президентом:

«Это не подлежит согласованию с главой государства. Это региональный вопрос, который скорее находится в компетенции региональных и муниципальных властей».

Мы с вами не первый день живём при нынешней власти и прекрасно понимаем: слова Пескова красноречиво свидетельствуют о том, что с президентом всё согласовано ещё год назад, просто он благоразумно отстраняется от публичного участия в щекотливом предприятии. Или ждёт случая выйти из тени, навести порядок и всех защитить, но это вряд ли.

На сегодняшний день всё идёт к тому, что стройке века быть. Кирилл получит собственный православный городок, жители которого будут выселены на задворки, а 140 миллиардов рублей утекут из бюджета, причём половина из них – в неизвестном направлении. О том, откуда берутся деньги в бюджете, мы вам напоминать не будем.

Для близкого друга и 140 миллиардов не жалко. Тем более не своих

Фото: nedvio.соm, Алексей Дружинин / РИА Новости

Противоречивый папа

Порядка 400 тысяч коробок с документами. И в каждой — сенсация. Ватикан долго не решался обнародовать архивы с 1939 по 1958 год, когда «наместником апостола Петра» был папа Пий XII. Вот уже полвека о его деяниях спорят далеко за пределами кабинетов историков.

«Папа убеждал мировых лидеров не начинать войну», — говорят одни.

«Пий XII не отлучил нацистов от Церкви», — парируют другие.

И хотя его понтификат активно изучают не одно десятилетие, до сих пор до конца не известна его роль во время Второй мировой войны. Именно поэтому во всем мире с воодушевлением встретили решение нынешнего папы Франциска рассекретить архивы того периода.

Правда, пандемия коронавируса нарушила планы. Через несколько дней после того, как Святой престол впустил в архивы историков, самое маленькое государство в мире закрыли на карантин. С того момента специалисты изучили всего 180 коробок с документами — пару сотен тысяч листов из десятка миллионов. Однако и этого хватило для новой волны дискуссии о роли Пия XII.

На днях исследователи из Университета Мюнстера вспомнили о документах, которые сорок лет назад хотели включить в 11-томный труд, посвященный участию Ватикана в холокосте. Однако в последний момент публикации этих бумаг воспрепятствовали члены ордена иезуитов. Ради сохранения репутации Пия XII.

«Согласно архивам, осенью 1942 года понтифик прочел докладную записку американского дипломата, где подробно изложена информация о массовых убийствах евреев в Варшаве и Львове», — сообщил руководитель группы, историк Хуберт Вольф в интервью католическому изданию Kirche + Leben. После такого от папы ждали активного противодействия очевидному злу.

Что боится потерять Московский патриархат

Сейчас в Украине большинство приходов (около 12 тысяч из 18 тысяч) относятся к Украинской православной церкви Московского патриархата.

К Украинской православной церкви Киевского патриархата относятся еще четыре тысячи приходов, к Украинской автокефальной православной церкви — одна тысяча приходов. Ни УПЦ КП, ни автокефальная православная церковь не считаются каноническими.

В случае предоставления Украинской православной церкви томоса об автокефалии они объединятся в каноническую Украинскую православную церковь, признанную Константинополем. Вероятно, эту Украинскую православную церковь будет признавать канонической также большинство православного мира, так как, кроме РПЦ, никто не оспаривает право патриарха Варфоломея предоставлять ей автокефалию.

Московский патриарх Кирилл опасается сокращения влияния в Украине / Фото: EPA

Кроме появления серьезного соперника на территории Украины, Московский патриархат также столкнулся с опасностью того, что часть приходов УПЦ МП присоединится к Украинской православной церкви после предоставления ей автокефалии. Это может значительно сократить влияние Московского патриархата в Украине. В частности, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский УПЦ МП Александр (Драбинко) уже заявил, что после решения Вселенского патриарха отменить письмо 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве, все православное духовенство митрополии является клириками Константинопольской церкви.

УПЦ МП может также потерять право называться украинской церковью. По словам Киевского патриарха Филарета, те приходы, священники и епископы, которые не присоединятся к Украинской единой поместной церкви, не смогут называться Украинской православной церковью, а будут лишь митрополией или экзархатом Русской православной церкви в Украине. Филарет также заявлял в интервью, что православные святыни на территории Украины, в частности, обе лавры, должны принадлежать Украинской православной церкви. В то же время, митрополит РПЦ Иларион уже заявлял, что «верующие будут защищать эти святые места, и может начаться кровопролитие».

Российским православным нельзя молиться в церквях за границами России: Кураев о последствиях раскола 8

Русская православная церковь (РПЦ) разрывает отношения с Константинополем. Священный синод признал невозможным продолжение евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Такова реакция на решение Вселенского патриархата предоставить Украинской православной церкви независимость и вывести ее из-под юрисдикции Московского патриархата. РПЦ назвала такой шаг стамбульского Синода легализацией раскола. Ранее Константинополь признал недействительным решение 1686 года о подчинении Киевской митрополии Москве. РПЦ тогда пообещала дать «жесткий и адекватный ответ».

Продолжение текста после рекламы

Рекомендованные новости

Кричал: «Вы как бешенные собаки!» В Depo объяснили случай с задержанием посетителя без маски

Сломана челюсть, разбиты очки: спор покупателя с подростками в Rimi из-за маски перерос в потасовку

В сентябре Синод РПЦ решил, что патриарх Кирилл больше не будет поминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений, а епископы Московского патриархата не должны совершать совместные богослужения с константинопольскими. Религиозный и общественный деятель, богослов Андрей Кураев в прямом эфире “Ъ FM” назвал такое решение «беспрецедентным». По его словам, РПЦ рано или поздно окажется в изоляции. С экспертом беседовал ведущий Марат Кашин.

— Что означает этот разрыв, и к чему все это может привести?

— Полагаю, что это начало русской реформации, то есть серьезного переформатирования самой матрицы нашего православия. Дело в том, что это резкий, беспрецедентный шаг Синода, который даже обязывает мирян презирать таинства, совершаемые другим патриархом. Из него следует определенная богословская логика. Так называемое «десятое апостольское правило» гласит: если кто помолится с отлученным от церковного общения даже в доме, не то что в храме, тот да будет отлучен.

Патриарх Кирилл, хотя и человек со швейцарским бэкграундом, но он не швейцарский банкир. А про швейцарского банкира есть известная поговорка: если ты видишь, что швейцарский банкир выбрасывается из окна небоскреба, не думай, делай то же самое. Так вот за Патриархом Кириллом ни одна поместная церковь из окна не бросится. Никто не порвет общение с Московским патриархом. Значит, они будут с ним молиться, и, значит, следствие канона будет требовать от нас, сказав «а», сказать «б» и дальше до «я», что вы все еретики, вы все наши враги. Это и называется «бомбить Воронеж», то есть Русская церковь сама себя отправит в изоляцию.

Продолжение текста после рекламы

— Я правильно понимаю, что все поместные церкви, кроме Московского патриархата, признают первенство Варфоломея и будут следовать его словам?

—Он этого ни от кого не требует. Они не будут разрывать с ним церковное общение, общую молитву и общее таинство. Поэтому в нашей изоляции мы останемся в гордом одиночестве. Нужно будет оправдать свою нелогичность, почему мы объявили патриарха Варфоломея анафемой, а то, что другие этого не сделали, для нас они из-за этого анафемой не стали. Значит, для этого потребуется серьезно пересмотреть все это каноническое древнее наследие. Поэтому я и говорю, что это начало реформации.

— Как поступать обычным православным прихожанам, которые окажутся, скажем так, не на территории Московского патриархата? Им нельзя будет заходить в церкви? Как это будет выглядеть на таком уровне?

— Да. Есть огромное количество русских людей, которые живут за границей — вот им теперь будет запрещено не только ходить молиться к католикам, но и в храмы Вселенского патриархата. Это довольно печально, потому что есть человеческие связи, радость от того, что все мы —Вселенское православие. Это был наш главный аргумент и в полемике с украинскими раскольниками, и с какими-нибудь протестантами на Западе. И тут по всей этой нашей замечательной, радостной апологетике нанесен удар топором.

Продолжение текста после рекламы

— Была информация, что Греческая церковь может наложить запрет на посещение Афона для мирян РПЦ. Понятно, что он очень популярен у россиян. Насколько вероятен такой сценарий?

— Я убежден, что никаких ответных санкций со стороны Греции и Константинопольского патриархата не будет. И когда в прошлый раз наш Синод объявил, что мы на уровне епископов отказываемся служить — патриарх Кирилл перестал принимать константинопольского коллегу — Варфоломей не ответил тем же самым, он спокойно продолжает поминать патриарха Кирилла в списке православных патриархов. Я убежден, что так и продолжится.

— То есть это Московский патриархат будет запрещать своим прихожанам заходить в иные церкви?

— А там никто никаких запретов на их пути выстраивать не будет?

— Нет, конечно, их с радостью будут принимать. Поэтому патриарх Кирилл очень точно проговорился 8 октября на службе в Троице-Сергиевой Лавре, где он сказал: «мы пошли на разрыв». Здесь очень четко надо понимать, что инициатива раскола — наша.

— Как Московский патриархат будет относиться к людям, которые будут заходить в другие церкви?

— Я думаю, что им вслед будет сказано много гневных слов вслед всем им будет сказано. Принципиально важная теистическая и богословская проблема, чтобы вот не соглашаться с этим, не принимать. То есть епископы поссорились — это ваше дело. Я понимаю, если ты злишься на другого человека, не надо вместе с ним идти к чаше Христа, пока не примирились. Но у меня нет зла на какого-нибудь грека, почему я не могу с ним вместе помолиться? Потому что мой патриарх обижен? Очень странно.

— Может ли Московский патриархат как-то минимизировать потери? Что для этого нужно предпринять, не доводить ситуацию до абсурда?

Продолжение текста после рекламы

Читать еще:  Почему 'Ника строй' лучше других строительных магазинов.

— Уже довели. Теперь можно только отзывать это решение. Формула, которую я предлагал для Украины, очень проста, состоит из двух частей. Первая — разрешить людям спокойно ходить в эту новую структуру, создаваемую Константинополем. Второе — если человек остался в структурах Русской церкви на Украине, это не является преступлением. Вот если бы все на это согласились, это был бы шаг к гражданскому миру на Украине. Теперь это попытка «размазать» украинский конфликт по всему церковному миру.

Продолжение текста после рекламы

Мы не редактируем ваши комментарии, но призываем соблюдать нормы морали, не разжигать национальную рознь, избегать оскорблений в адрес авторов текстов и собеседников. В случае игнорирования этих несложных правил редакция оставляет за собой право удалять комментарии и лишать пользователя возможности их оставлять.

РПЦ и Католицизм

Валерий-2010

Александр_лингвист

«1. Святой благоверный князь Александр Невский с новгородцами стояли перед выбором кого избрать своими союзниками: немцев (католиков) или монголо-татар (язычников). Перед таким же выбором стоял также князь Даниил Галицкий с галичанами. Первый посчитал меньшим злом язычников, второй — католиков (как христиан, хотя и еретичествующих). Результат: Новгород до 1917 года оставался православным и сейчас тоже православный. Галичина же по прошествии 2-3 столетий постепенно была обращена в униатство и сейчас там господствующая религия — униатская, с подчинением Римскому папе, а православие лишь кое-где как исключение.»
Вы забываете про то, что монголо-татар было во много раз больше, чем новгородцев, и ещё больше, чем немцев-католиков. Невский заключил союз с Ордой не из любви к ордынцам, а потому что понимал, что на данный момент разорённая Русь не готова к открытому противоборству с Ордой. Если бы дело до этого дошло — история Руси закончилась бы в 13 веке. Немцев-католиков было намного меньше, и их было реально отбить. Тем более Ледовое Побоище было не настолько значительным по численности воинов сражением. Те же Куликовская битва и Грюнвальдская были намного серьёзнее, ожесточённее и с большим количеством жертв. Униатство — это всё-таки не совсем католичество, это полуавтономная церковь, которая Папе подчиняется только формально и не исполняет политику Ватикана. Пример: отрицательная реакция лидера УГКЦ на Гаванскую декларацию. Если в неё внимательно вчитываться — униатство вообще нужно ликвидировать )

«2. Греция, Болгария, Сербия, Румыния с Молдавией побыли под турецким владычеством и в большинстве своем не стали мусульманами. Хотя Малая Азия (Территория нынешней Турции) практически полностью утратила православие. Так что тут вопрос спорный.» — да, они не стали мусульманскими благодаря самоотверженному труду таких подвижников, как Св. Косма Этолийский и Матей Басараб, например. А про Малую Азию — спросите у жертв геноцида армян 1915 и греков 1919-23 гг, куда исчезло христианство в Малой Азии.

«Прот. Андрей Ткачёв как то объяснял, почему даже мусульмане иногда удостаиваются комплиментов, а некоторые псевдо-православные группы — только критики со стороны представителей Церкви. Он считает, что лжеучители тем для православных опаснее, чем более похожи на православных. По этой логике протестанты опаснее мусульман, католики опаснее протестантов, раскольники опаснее католиков, а либералы, находящиеся внутри Церкви, и изнутри вводящие лжеучения, опаснее всех предыдущих вместе взятых.» — может в этом и есть зерно правды. Но у меня другой жизненный опыт. Я изучаю западные языки (английский, французский), историю Европы очень углублённо. У меня есть знакомые-католики, живущие на Западе и здесь, в России. У современных католиков совершенно нормальное отношение к России и Православию. Возможно, моё мнение однобоко, я не общался с Папами и епископами по этому вопросу. Рядовые католики, которых я встречал, не испытывали ко мне никакой вражды, потому что я православный. Скорее наоборот. Сейчас в Европе ОООЧЕНЬ не любят мусульман, и большинство католиков, которых я встречал, критикуют правительства своих стран, которые навпускали этих «мирных братушек». Собственно, у нас в Екатеринбурге, тоже хватает мусульман. И, если не считать татар и башкир, в основном лишь формально относящихся к исламу, у меня не получалось с ними выстроить диалог. Их культура, «духовность», взгляды на жизнь АБСОЛЮТНО другие! Можно критиковать католиков, но в отличие от католиков, у мусульман нет идеи о Любви, о Любви в браке, о человеческом отношении к людям других культур, многие из них поощряют жестокость по отношению к женщинам и иноверцам, что для меня неприемлемо. Даже с образованными светскими людьми, которые индифферентны к религии, отношения складываются, а с мусульманами — ни в какую. Это другой мир, и достаточно агрессивный.

Валерий-2010

Валерий-2010

Мне никогда не приходилось жить там, где много мусульман, поэтому я только по-наслышке знаю.

К стати, у о. Даниила Сысоева другое мнение, где меньшее зло. По его мнению меньшее зло представляют те религиозные течения, с которыми можно вести диалог, дискутировать. Поэтому и у священников РПЦ нет единого мнения.

Александр Черных

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия

Александр Невский не был привереженцем не только католиков, но и язычников. Он не принял языческих верований, не поклонялся их божествам. И народ, который был под его защитой, также не принимал язычество. Те политические соображения, о которых написали Вы, конечно же, имели место. Но главное было то, что язычники НЕ ЗАПРЕЩАЛИ порабощенному населению исповедывать свою веру. Мало того, с монастырей даже не взимали дани. Псы-рыцари же шли на соседей крестовым походом, то есть их цель была обратить порабощенных в свою веру. Разницу чувствуете? Ну и плюс те причины, о которых Вы сказали. Таким образом, Александр Невский решал сразу две задачи: сохраниение веры и сохранение своего народа.

Папские войска не защитили запад Руси от нашествия монголов. Не помогла галитчанам уния в этом вопросе.

Униаты могут быть согласны или не согласны с какими-то решениями внутри своей церкви. Главное не в автокефалии или еще каких-то организационных момнетах. Главное — в разнице догматики и религиозной практики, которая основывается на этой догматике. Уния исповедует католицизм. Это не православная вера ни в каком приближении. Догматы (основы) разные.

Здесь, на мой взгляд, Вы смешиваете отношения между людьми и отношения между верованиями.
Мусульманство, конечно же, не является христианством со всеми вытекающими из этого последствиями. Но среди мусульман, как и среди людей других верований, есть искренние добрые люди, которые в моральном плане (не в вопросах веры!) могут служить примером и для нас.

То же самое относится и к вопросу о католиках. Конечно, и среди них есть искренние добрые люди, и их доброте тоже нужно учиться.

Дорогой Александр, кто Вам сказал, что православие учит испытывать вражду к инославным? Напротив, Сам Господь не гнушался общением с Самарянами и приводил их праведность в пример иудеям. И нам следует поступать так же. Но обратите внимание, Господь не учил, что у Самарян правильная вера.

P.S. Для того, чтобы процитировать собеседника, нужно «нажать» в его посте опцию «цитировать». Чтобы цитата не было слишком большой, ее затем можно сократить уже в «окошечке» для ответа. Квадратные скобки «вокруг» цитаты убирать не нужно, а то цитата не будет оформлена как цитата.

Александр_лингвист

[ «Но главное было то, что язычники НЕ ЗАПРЕЩАЛИ порабощенному населению исповедывать свою веру. Мало того, с монастырей даже не взимали дани.» — да, но это было вызвано не прямлюбовью язычников к нам, как сейчас описывают. Скорее всего, имели место всё те же меркантильные соображения. Они понимали, что русский народ ни за что не отступится от своей Веры, поэтому её не особо и трогали. К тому же, градус веротерпимости среди ордынцев резко упал, когда они приняли ислам. Есть версия, что восстание в Твери в 1327 году было вызвано тем, что ордынский баскак Чолхан собирался насильно обратить тверичей в ислам. Эта версия считалась правдивой в дореволюционной литературе по Истории Церкви (например, в истории Русской Церкви архиепископа Филарета Гумилевского). Значит, такие случаи тоже имели место. Но их было немного, и не из-за любви ордынцев-мусульман к православию (тогда они бы не жгли города и не уводили русских в плен), а потому что завоевателям нужна была дань, которая должна быть регулярно выплачиваема, а не груда мертвецов и выжженные поля. В истории других народов, которые были послабее, «мирные собратия» нередко поступали по другому и насильно обращали в свою веру либо весь народ, либо его часть. Скажу по секрету, в Средние Века христианским был почти весь Кавказ, христиане (пусть несториане, а не православные) были в Средней Азии, и даже среди ордынцев. Но потом христианство исчезло. И не всегда путём мирной проповеди в ислам. Тот же Фазиль Ирзабеков рассказывал о том, что азербайджанцы — «гылындж-мусульмане», от слова «меч», их предков обратили в ислам мечом. А куда делось христианство в Чечне, Дагестане, Северной Африке?

» Псы-рыцари же шли на соседей крестовым походом, то есть их цель была обратить порабощенных в свою веру. Разницу чувствуете?» — чувствую. Однако, те же самые католические рыцари в 1410 году пошли войной на. католическую Польшу и новообращённую в католичество Литву. И потерпели поражение, более жёсткое, чем под Псковом от Александра Невского. Значит, их вера была лишь оправданием к экспансии. Тех же латышей и эстонцев, земли которых они захватили, были крещены очень формально, по сути до 16 века оставались язычниками. Если бы они стремились сделать из них примерных католиков — то катехизировали бы их без меча. Собственно, к чему я это говорю. Рыцари стремились к экспансии немецкого влияния и немецкой культуры, и не были примером «хороших католиков», независимо от того, что у них на спинах были кресты. На их стороне не было ни одного француза, поляка, чеха, испанца, итальянца, например. Значит эту битву нельзя рассматривать, как «войну Руси и проклятого вражеского Запада», потому что это была де-факто война новгородцев и псковичей с немцами-тевтонцами.

«Униаты могут быть согласны или не согласны с какими-то решениями внутри своей церкви. Главное не в автокефалии или еще каких-то организационных момнетах. Главное — в разнице догматики и религиозной практики, которая основывается на этой догматике. Уния исповедует католицизм. Это не православная вера ни в каком приближении. Догматы (основы) разные.» — я и не говорю, что униаты = православные. Это конечно же, другая вера. Но они отличаются в плане религиозной практики от РИМСКИХ католиков, которых большинство. То есть по сути, это — отдельная церковь с католической догматикой, но православной обрядовостью, и с евхаристическим общением с Римом. Я бы сравнил их с террористами в исламе — украинствующие радикалы, которые захватывают православные храмы, и ПРИКРЫВАЮТСЯ своей, якобы «правильной» верой, для достижения определённых политических целей. Но это не значит, что к русским православным также негативно относятся католики, которые нормальные, латинские католики, во Франции или Германии или Испании, например. Там наоборот, православным дают помещения для богослужений, и даже ДАРЯТ свои пустующие храмы.

«Дорогой Александр, кто Вам сказал, что православие учит испытывать вражду к инославным? » — очень многие «истинно православные патриоты» считают, что католиков и европейцев надо ненавидеть и мочить, среди них «все гомики» и «нет хороших людей вообще». Все попытки доказать, что они — тоже люди и бывают разные, заканчиваются провалом. И наоборот, об исламе они другого мнения. Для них ислам — это «без 5 минут православие». Надеюсь, эту позицию вы не разделяете.

«Напротив, Сам Господь не гнушался общением с Самарянами и приводил их праведность в пример иудеям. И нам следует поступать так же. Но обратите внимание, Господь не учил, что у Самарян правильная вера.» — золотые слова!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector