1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рождество Христово в России

Содержание

Праздник Рождества Христова установлен в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

Согласно евангелиям от Матфея и Луки Иисус родился немногим более двух тысяч лет назад в палестинском городе Вифлеем. Во время рождения Христа Марии пришлось укрыться в пещере, в которой держали скот, поэтому его колыбелью стали деревянные ясли с сеном.

Сразу после появления Младенца на свет пещеру озарило яркое сияние. Ангел Господень возвестил о великой радости – рождении Спасителя не царям и вельможам, а простым бедным пастухам, пасшим скот неподалеку:

«Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12)

Над пещерой на небе зажглась чудесная путеводная звезда, увидев которую, к Христу пришли на поклон вавилонские мудрецы — волхвы, признав в нем Царя Мира. Они принесли драгоценные дары – золото, ладан и смирну.

Эти события нашли отражение в антураже праздника – люди дарят друг другу подарки, украшают елку Вифлеемской звездой, зажигают свечи.

Базилика над пещерой, где родился Иисус Христос, в городе Вифлеем:

Традиции празднования православного Рождества Христова.

У христиан одним из важнейших праздников является Рождество – празднование рождения Иисуса Христа, сына Бога и Спасителя человечества. Празднование Рождества Христова в России претерпевало немало изменений, особенно во времена революции, но сегодня традиции старой Руси вновь возрождаются , молодежь всё так же ходит по домам с колядками, христиане соблюдают рождественский пост, а в сочельник на стол обязательно ставят кутью. Большинству из нас эти традиции знакомы и любимы, но откуда они взялись, и сильно ли отличаются от первоначальных

Отличие Рождества католического от православного.

Строго говоря, точной даты, когда родился Иисус Христос, не знает никто. Первые христиане вообще не отмечали отдельно Рождество, а объединяли его вместе с Крещением в единый праздник Богоявления, который отмечали 6 января. Возможно, они думали, что Мессия, пришедший на землю для искупления человеческих грехов, должен был появиться на свет в тот же день, когда не менее чудесно появился Адам – первый человек и первый же грешник. Эта дата продержалась до IV века, пока император Константин I не распорядился разделить праздники и отмечать Рождество 25 декабря. Этим он пытался косвенно подтвердить, что непорочное зачатие произошло в день еврейской Пасхи, то есть, 25 марта. Но ещё важнее было затмить новым праздником день почитания Солнца, который был очень уважаем языческим населением. Нужно было заставить людей забыть старых богов, чтобы они обратились к новому.

Многие века потом католическое и православное Рождество праздновалось в один день – 25 декабря, пока в конце XVI столетия папа Григорий вместо старого юлианского не ввёл новый календарь, названный его именем. Тут-то между католиками и православными и возникли разногласия.

Ряд восточнокатолических и православных церквей отказались переходить на григорианский календарь и продолжали отмечать Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, но поскольку страны, в которых они действовали, перешли на григорианский календарь, то и получилось, что этот день уже приходился на 7 января по новому стилю.

У большинства же католиков, протестантов и ряда православных конфессий эти даты просто совпали, поэтому там и празднуют Рождество 25 декабря. В этом главное отличие Рождества католического от православного.

Поскольку разница между юлианским и григорианским календарём существует, то разбег между датами медленно, но неуклонно растёт, и в следующем веке добавится ещё один день разницы во времени празднования Рождества по старому и новому стилям.

Рождественский пост

Конечно, нас больше интересует, как празднуют Рождество Христово в России. Характер этого праздника у нас такой же, как и в любой другой христианской стране – это сугубо семейное торжество.

Традиции празднования Рождества на Руси неизменно связаны с рождественским или филипповским постом, который начинается за 40 дней до самого праздника (у православных – 28 ноября).

Название «филипповский» связано с тем, что «заговенье» (канун поста) приходится на день памяти апостола Филиппа. В этот день доедаются все запасы мясных и молочных продуктов, дабы потом они не вводили в соблазн. Рождественский пост не такой суровый, как великий. Он нужен для очищения души покаянием и молитвой, а тела – умеренностью в пище. Но ближе к Рождеству пост становится строже.

Сочельник

Встреча празднования Рождества предваряется сочельником – последним днём перед двунадесятым праздником. Постящимся в этот день полагалось есть сочиво – сваренные с добавлением мёда ячменные или пшеничные зёрна. Уже с утра сочельника верующие начинали готовиться к празднику: мыли полы, убирались в доме, после чего и сами шли в баню. С наступлением вечерней трапезы оканчивался и строгий филипповский пост.

Все собравшиеся за столом родственники ждали появления на небе первой звезды – эта традиция навеяна историей Рождества с Вифлеемской звездой, оповестившей мир о рождении Мессии.

Очень интересно, как в старину праздновали Рождество. В сочельник хозяйки приступали к приготовлению обрядовых блюд, которых на столе должно быть ровно 12 – чтобы хватило всем апостолам.

Для поминовения усопших готовилась кутья – приправленная льняным маслом и мёдом пшеничная каша. Тарелку с кутьёй ставили под иконами, подкладывая под первую сено – это должно было напоминать первую колыбель Иисуса.

Делали также взвар (узвар) – компот из сухофруктов и ягод, который был посвящён рождению на свет младенца. Рождественский стол должен быть разнообразным и сытным, поэтому непременно пекли пироги, блины и расстегаи. С окончанием длительного поста на стол возвращались мясные блюда: колбасы, окорока, ветчина. Приветствовался запечённый поросёнок или гусь.

Под скатерть на столе настилали солому. Вначале на него ставили свечу и тарелку с кутьёй, затем из-под скатерти вытягивали соломинку, на которой гадали – если попадётся длинная, то урожай хлеба будет хорошим, а в противном случае жди неурожая. Уже в сочельник работать (кроме бытовой уборки) было нельзя.

Описывая, как праздновали Рождество на Руси, нельзя не упомянуть об одной из самых ярких и интересных традиций – колядовании . Изначально эта традиция была языческой, одним из видов поклонения Солнцу.

Но за последующие столетия христианство вытравило из народной памяти практически все языческие традиции либо встроило их в систему собственных обрядов.

В деревнях ряженая в вывернутые наизнанку тулупы и с раскрашенными лицами молодёжь начинала ходить по домам, возле которых радостно возглашала, что Спаситель родился, разыгрывала простенькие представления, пела рождественские песни, желала хозяевам благополучия и здоровья, а после этого хозяева одаривали колядовальщиков какими-нибудь сластями, колбасой, караваем или даже деньгами.

Было поверье, что после захода солнца в рождественскую неделю нечисть вылезает на свет божий и начинает делать людям всякие пакости. А блуждающие между домами ряженые должны были показать этой нечисти, что сюда путь заказан.

Крестники накануне Рождества носили своим крёстным родителям кутью, пели им рождественские песни, за что также удостаивались подарков. В этом было общее, как праздновали Рождество на севере России, а также в Беларуси и Малороссии.

Рождество.

Празднование Рождества на Руси приобрело ещё такую интересную традицию. Ещё до рассвета в день Рождества на селе проводили обряд посевания изб.

Человек во время рождественского поста освобождался от всего плохого, накопленного за предыдущий год. Теперь же нужно было «засеять» его душу зёрнами удачи и благополучия – в этом и состоял сакральный смысл посевания. Первым в избу должен был войти мужчина (чаще всего пастух), держащий торбу с овсом. Он должен был с порога начать разбрасывать зерно, одновременно желая хозяевам благополучия.

С приходом Рождества заканчивается и пост, поэтому к постным блюдам на столе, наконец, добавлялись долгожданные скоромные, то есть, содержащие животные продукты, а также спиртные напитки.

При этом со стола не исчезает узвар, кисель, сочиво и рыба, зато к ним добавляются колбасы, заливное, гусь, жаркое, курица, пряники и блины, колядка, прочая выпечка – всё, что сможет приготовить хозяйка к великому празднику.

Щедрость угощения была обоснована не только голодными желудками после поста, но и тем, что к такому столу устремлялись добрые духи, всю ночь боровшиеся с нечистью. Им также требовалось немедленно подкрепиться, чтобы и дальше защищать хозяев от невзгод.

Святки.

Говоря о том, как празднуют праздник Рождество русские, украинцы и белорусы, важно понимать, что он впитал в себя множество дохристианских, языческих обрядов, которые соответствовали древним верованиям славянских народов.

Так, народные гуляния, называемые святками, могут служить лучшей тому иллюстрацией. Когда ещё в первые века прихода христианства на русскую землю, Рождество совпало с древним языческим обрядом святок, они не были вытеснены христианством, а поглощены им, превратившись в рождественские святки.

Они начинались в первый день после Рождества и продолжались до 19 января, то есть, до даты Крещения. В святочные дни у девушек было принято гадать на «суженого», а способы гаданий были очень разнообразны и отличались в разных местностях.

Как новогодняя ёлка связана с Рождеством?

Если вспоминать, какие традиции празднования Рождества оказались наиболее стойкими и самыми радостными, то нельзя забыть про ёлку, заботливо наряженную к зимним праздникам.

Историки считают, что рождественские ели стали появляться впервые в немецких домах в VIII веке, когда был издан запрет на установку в домах больше одного дерева. По этому документу и удалось установить примерный возраст этой традиции.

Уже в те времена ёлки стали наряжать цветными бумажными фигурками, разными блестящими мелочами, монетами и даже выпечкой. В Скандинавии и Германии к XVII столетию эти привычки сформировали устойчивую традицию, которая незаметно стала связанной с рождественским праздником.

Когда где-то рассказывают, как празднуют Рождество в России кратко, то обязательно отмечают, что в России ёлки получили доступ в дома на Рождество благодаря Петру I – именно первый российский император повелел украшать в святые дни дома сосновыми либо еловыми ветками. Но впервые целые деревья в столичных залах стали устанавливать в 1830-х годах, и делали это жившие здесь немцы. Эта традиция быстро приглянулась и русским, которые придали ей традиционный для себя широкий размах. В результате ёлки стали ставить в больших количествах на городских улицах и площадях, и они стали прочно ассоциироваться с празднованием Рождества.

Читать еще:  Есть ли спасение вне Церкви?

История празднования Рождества в России

Рождество Христово праздновали до революции 25 декабря. Во всех российских храмах начиналось богослужение в честь дня рождения Спасителя. Рождество в России издавна чтили и любили, поэтому во многих российских городах были построены храмы в честь Рождества Христова. Для молодёжи самой любимой рождественской традицией и одновременно развлечением было колядование.

После 1917 года для церкви наступили смутные времена. Большевики запретили отмечать церковные праздники, экспроприировали, разграбили или разрушили многие храмы и монастыри.

Населению приходилось работать в праздничные дни, чего раньше никогда не было. Досталось и ёлке, которую также причислили к символам веры и на некоторое время её также запретили. Однако любовь народа к этой безобидной традиции была так сильна, что в 1933 году властям пришлось вернуть её, но теперь ёлка стала просто новогодней.

Даже в период запрета Рождества многие жители страны тайком продолжали его отмечать, втайне приносили домой еловые ветки, посещали священников, крестили детей и совершали обряды. Некоторые пели у себя дома рождественские гимны. А ведь празднование Рождества в России в то время могло закончиться для человека весьма печально, если бы об этом узнали власти.

Когда в 1991 году распался СССР, то официально было разрешено и празднование Рождества. Но нужно признать, что за годы Советской власти люди в массе своей отвыкли от празднования религиозных праздников, поэтому в нашем обществе главным зимним праздником по-прежнему остаётся Новый год.

Хотя попытки возрождения старых рождественских традиций, несомненно, делаются. Многие ходят по домам с колядками, по федеральным телеканалам транслируется торжественное рождественское богослужение из восстановленного храма Христа Спасителя, крестники носят своим крёстным родителям кутью. Так что память о празднике жива, и если посмотреть на традиции Руси, то многие из них возрождаются с новой силой.

Традиции российских верующих

Священник Игорь Ковалевский считает, что католики в России придерживаются славянских традиций празднования. «24 декабря, рождественский Сочельник, считается постным днем. Есть традиция рождественских ужинов, празднования Сочельника за семейным столом или среди прихожан. Есть и традиция преломления специального рождественского хлеба», — добавил он.

Для национальных католических общин, сообщил он, проводятся богослужения на их языках. «У нас есть специальные мессы для национальных общин — для вьетнамцев, для англо- и франкоговорящих, для корейцев и для других общин. Само богослужение рождественское проходит примерно одинаково, независимо от того, на каком языке оно служится, но есть уже местные, семейные, национальные традиции, связанные непосредственно с праздником, и это объединяет католиков во всем мире», — заключил он.

Пресс-секретарь РОСХВЕ Антон Кругликов рассказал ТАСС, что пятидесятнические общины готовят к празднику множество рождественских концертов, спектаклей и рождественских вертепов — театральных воспроизведений сцены рождения Иисуса Христа. По его словам, «вертепы в российской традиции не столь сильны, а вот рождественские спектакли делают воскресные школы практически в любой церкви, и в том или ином формате в богослужении участвуют дети — это или песня, или постановка».

Кругликов добавил, что в некоторых общинах РОСХВЕ Рождество отметили в прошедшее воскресенье 22 декабря, а специфически российской традицией стали два празднования — по григорианскому и юлианскому календарям. «В протестантизме празднование Рождества в конкретную дату жестко не регламентируется, поэтому, как правило, — и это наше российское ноу-хау, — в некоторых церквях проводится два Рождества. Одно Рождество сейчас, зачастую оно проводится в более семейных, домашних группах, в небольшом общении, и проводится большое богослужение тогда же, когда проходит у нас [в России] праздник — 7 числа [января]. Это специфика российская — раньше, в советское время, когда все было жестко, отмечали 25-го, ну а сейчас — вот так», — пояснил он, добавив, что традиция отмечать праздник раньше 25 декабря также зародилась в СССР.

Кто отмечает Рождество 25 декабря? Различия западных и восточных христиан

Рождество Христово или день рождения Сына Божьего — один из самых важнейших христианских праздников, отмечают во многих странах мира, но в разные дни

Западные христиане Рождество отмечают 25 декабря, а восточные — 7 января.

Кто отмечает Рождество 25 декабря, в чем различия празднования западных и восточных христиан, рассказывает Sputnik Грузия.

Святое Писание

Родился Сын Божий, согласно Евангелию, в иудейском городе Вифлеем. Мать Иисуса – Мария, вместе с мужем Иосифом, прибывшие из Назарета в Вифлеем, остановилась в пещере, предназначенной для стойла скота, поскольку все места в гостиницах были заняты в связи с переписью. Перепись проводилась по приказу императора Августа.

Сын Божий родился в пещере — Дева Мария спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

В момент рождения Спасителя на небе засияла Вифлеемская звезда — по восточным пророчествам она означала пришествие в мир Сына Божьего – Мессии, которого ждал иудейский народ.

Первыми Богомладенцу поклонились пастухи — они узнали о рождении Спасителя от ангелов. Поклонились новорожденному и древние мудрецы, которые прибыли в Вифлеем, а потом и в пещеру, следуя за путеводной звездой.

Они принесли в дар Спасителю золото, смирну и ладан, которые имели глубокий смысл.

История торжества

Рождество отмечают с первых веков христианства — праздник был установлен в честь рождения Девой Марией Сына Божьего во плоти.

Рождество Христово восточные и западные христиане до IV века отмечали в один день с праздником Крещения — 6 января. Торжество называлось Богоявление — его основной целью было прославление явления в мир Сына Божия во плоти.

Рождество от праздника Крещения впервые отделили в Римской Церкви в первой половине IV века. Дату 25 декабря как день Рождества Христова утвердил папа Юлий I в 337-м.

Восточные христиане отмечать Рождество 25 декабря начали во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинопольской церкви ввели около 377 года. Обычай праздновать Рождество 25 декабря среди восточных христиан распространился из Константинополя.

Переносом праздника на 25 декабря Церковь как бы хотела создать противовес языческому культу Солнца и предохранить от участия в нем христиан. Помимо этого, Церковь считала, что 25 декабря исторически более всего соответствует дню рождения Сына Божия.

Рождество с тех пор христиане во всем мире, как западные, так и восточные, отмечают 25 декабря. Древняя традиция празднования сохранилась только в Армянской Апостольской церкви – она по сей день отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления 6 января.

Рождество Христово отмечают 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января, Иерусалимская, Грузинская, Русская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также некоторые протестанты и католики восточного обряда, придерживающиеся юлианского календаря.

Рождество 7 января отмечает также Коптская православная церковь в Египте, православные христиане Македонии, православные и греко-католики на Украине, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане.

Различия западных и восточных христиан

Различия, в частности в датах празднования, у западных и восточных христиан возникли после календарной реформы, проведенной Римско-католической церковью в 1582-м. Православная церковь эти реформы не признала.

Юлианский календарь, который ввел в 46 году до нашей эры император Юлий Цезарь, был удобнее, чем старый римский, но оказался недостаточно четким. Поэтому в XVI веке папа римский Григорий XIII провел реформу — цель скорректировать между астрономическим и календарным годом нарастающую разницу.

Папа Григорий ввел григорианский календарь, то есть новый стиль, по которому в настоящее время живет большинство стран мира, включая Грузию, а Православная церковь продолжает церковные праздники отмечать по-старому — юлианскому календарю.

В год, когда был введен григорианский календарь, между старым и новым стилями различие составляло 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Почему католическое Рождество 25 декабря, а православное – 7 января

Один из главных праздников всего христианского мира отмечается в десятках стран, но не в один и тот же день

Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы. В чем причина этих различий, читайте в нашем материале.

Опаздывающий календарь

Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.

Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский Григорий XIII решил: пора что-то менять.

В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира.

Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.

Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.

История раскола

Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.

Читать еще:  Поститься ли, находясь рядом с неверующими?

Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.

Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.

Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.

Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.

Разница в традициях

Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.

Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.

В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.

За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.

Кстати : Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.

Понравился материал? Подписывайтесь на наш канал

Как живется верующим разных юрисдикций? Не возникают ли у них проблемы из-за календаря?

Сказать, что проблем совсем нет – было бы лукавством. Самым показательным примером будет здесь Америка, в которой живут представители практически всех Поместных Церквей. Но для русских православных в Америке проблемы связаны вовсе не с «как поститься в Новый год», а в большей мере с тем, куда податься.

Малочисленность приходов и большая их удаленность друг от друга – довольно серьезный аргумент в вопросе выбора юрисдикции Православной Церкви. Бывает, что на всю округу едва найдется один православный храм, и тот не вашей Поместной Церкви. Это как если бы жителю Южного Бутова, а то и Калуги, чтобы помолиться на литургии и причаститься, приходилось бы каждый раз ехать в Троице-Сергиеву лавру.

Хотя православные на Аляске придерживаются старого календаря, как и некоторые Поместные Церкви Америки, большинство Поместных Церквей в США и даже некоторые приходы Московского Патриархата в США Рождество отмечают 25 декабря.

Многие православные в Америке отмечают церковные праздники дважды. Причиной такой гибкости является не только удаленность и разбросанность приходов, но и место работы верующих. Если праздник по новому стилю приходится на выходной, например, а по старому стилю он выпадает на будний день, то ради службы люди предпочитают отметить праздник по новому стилю.

С другой стороны, многие городские приходы Православной Церкви в Америке на Западном побережье континента празднуют Рождество по обоим календарям. Это связано с большим числом русских иммигрантов и особенно популярно в регионах, где поблизости нет приходов РПЦЗ.

Мало этого, в приходе американского города Такома, например, на рождественскую старостильную службу приезжают палестинцы. Поэтому часть службы вообще поется по-арабски. Словом, в Америке календарем пользуются довольно гибко.

Несмотря на наличие в Москве подворий Поместных Церквей, они остаются приходами Московского Патриархата с представителями Поместных Церквей в качестве настоятелей. Поэтому Рождество в них будут отмечать по старому стилю. Новостильный православный храм в Москве вы вряд ли сумеете найти.

filaretuos

Друзья и враги

Западное и Восточное Рождество

Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты.

Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

И в наше время Православное Рождество «отстает» от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные — 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким — «лишнее» время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников — Пасха — стал «наступать» намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году, однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» Григорианским календарем, а так называемым «Новоюлианским», который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского — за 3 тысячи 333 года, а «Новоюлианского» — за 40 тысяч лет).

На вопросы о «Рождественском и Православном» Рождестве отвечает иеромонах Филипп (Рябых) и генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорем Ковалевский.

Иеромонах Филипп (Рябых): Суть праздника Рождества заключается в том, что примерно 2 000 лет назад человечество увидело сбывшейся свою долгую надежду на тесное общение с Богом. Об этой надежде говорит писание Ветхого Завета, о том, как праведники искали этой близости с Богом. И о том, как в Рождество человечество действительно может очень близко подойти к Богу, обратиться к нему и изменить свою жизнь.

А.З.: Но ведь многие люди празднуют Рождество, да и Новый Год, просто как семейный праздник. Покупают подарки, поют песни. То есть Рождество для многих людей связано просто с какой-то чисто житейской радостью.

Иеромонах Филипп (Рябых): Это действительно так. Но ведь источник этой радости и заключается в осознании события. Человек ищет в своей жизни опору, ищет добра, любви. И как раз пришествие Бога на землю открывает человеку все это.

А.З.: Отец Игорь, а для вашей церкви в России, чем Рождество отличается от Рождества в каких-то других местах или от Рождества в Православной Церкви?

Священник Игорь Ковалевский: В России прежде всего датой. Хотя некорректно говорить, что 25 – это католическое Рождество. Большинство православных тоже отмечает Рождество 25-го декабря по григорианскому календарю. На самом деле даты эти условные. Библия не говорит, когда конкретно родился Христос. Главное, чтобы он родился в наших сердцах. А смысл праздника, наверное, лучше всего выражает начало Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотью и обитало с нами ». Бог стал человеком. Раз Бог стал человеком, то нашу жизнь наполняет истинная радость. Радость и есть главный атрибут Рождества. Она проявляется в культуре, в том числе в традициях, которые у разных народов могут отличаться друг от друга. Но главное, все должно приводить к радости.

Иеромонах Филипп (Рябых): Если говорить об особенностях празднования Рождества в России, то надо отметить, что подготовкой к встрече этой радости в России является соблюдение рождественского поста.

А.З.: И этому так мешают новогодние праздники!

Иеромонах Филипп (Рябых): Действительно, это то, что мы унаследовали с советского времени, потому что государство в 1918 году перешло на григорианский календарь и с тех пор гражданский календарь – это григорианский календарь, но церковь продолжала жить по юлианскому календарю. И теперь получилось так, что Новый Год мы отмечаем раньше, чем к нам приходит Рождество. И люди этот праздник уже стараются отметить весельем, застольем. И как раз это не соответствует духу поста.

А.З.: Сегодня на Западе очень актуален вопрос для многих христианских общин о «возвращении Христа в Рождество» — «Return Christ to Christmas». Мне приходилось читать статью одного протестантского пастора в Америке, который совершенно серьезно предлагает вместо Рождества сделать 2 праздника. И убрать из этого христианского Рождества охоту за подарками, застолье и его потребительскую сторону. В России, казалось бы, этой проблемы нет.

Читать еще:  Всегда ли архимандрит — монах?

Иеромонах Филипп (Рябых): Мне кажется, что такие предложения рано или поздно окажутся непродуктивными. Потому что, когда мы стараемся отделить духовное от материального, от земного, тогда все равно происходит некое искажение смысла христианского праздника. Ведь Бог стал человеком. Значит, соединилось духовное и материальное. И с тех пор мы не можем противопоставлять духовное и материальное, духовное и земное. Мы должны суметь их соединить. И в этом является задача и христианина, в том числе.

Священник Игорь Ковалевский: Церковь призвана облагораживать культуру. В том числе светскую, мирскую культуру. И, в частности, то, что касается коммерческой составляющей Рождества Христова. Это задача для всех христиан на самом деле и на Западе, и на Востоке вносить эту духовную составляющую. Сейчас даже в некоторых странах идут дискуссии по поводу политкорректности самого названия – Рождество (Christmas), насколько это приемлемо для представителей других религий. На самом деле необходимо вернуться к истокам.

А.З.: Поскольку заканчивается год, каковы главные события этого года, итоги года для православной церкви, для католической церкви в России?

Иеромонах Филипп (Рябых): В русской православной церкви таким событием стало избрание нового Патриарха, главы церкви. 1 февраля была совершена интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его приход на патриарший престол открыл новую страницу в истории русской церкви и, думаю, в истории тех стран, которые окормляет русская церковь. Святейший Патриарх уже показал, что главной задачей его патриаршества будет работа с молодежью. Это будущее церкви.

Священник Игорь Ковалевский: На самом деле для католической общины в России, избрание нового Патриарха тоже является важнейшим событием. Ничего в этом удивительного нет, ведь мы близкие по духу конфессии, а католическая община находится в меньшинстве в России и призвана, по своей природе, к плодотворному сотрудничеству с Русской Православной Церковью. Поэтому для нас очень важным событием также является возобновление работы нашей смешанной рабочей группы по урегулированию проблем между нашими Церквями в Российской Федерации. Мы как раз председатели с отцом Филиппом этой рабочей группы.

А.З.: Спасибо! И давайте поздравим сейчас всех наших читателей, зрителей, слушателей, пользователей сайта РИА Новости с праздниками! И с Рождеством Христовым!

Языческие корни христианского Рождества

История происхождения праздника Рождества Христова

Принятие христианства в Европе сопровождалось не только вытеснением языческих культов, но и заимствованием некоторых их элементов. Так, чтобы облегчить населению переход от одной религии к другой, христианская церковь часто сохраняла языческие праздники, однако придавала им новое значение. Поэтому не удивительно, что некоторые современные праздники, которые мы привыкли считать христианскими или даже светскими, на самом деле имеют глубокие языческие корни.

Так, например, в свое время христианская церковь присвоила себе праздник дня рождения солнечного бога Митры (иначе – день рождения Непобедимого Солнца –dies natalis Solis invicti), проходивший в Римской Империи 25 декабря, превратив его в рождество собственного бога, дня, месяца и даже года рождения которого они не знали.

Фрейзер пишет: “Наиболее значительным языческим культом, взрастившим празднование 25 декабря как святого праздника во всем римском и греческом мирах, было языческое солнцепоклонство – культ Митры.… Этот зимний фестиваль назывался ‘Рождество’ – [Рождество солнца]”

“Этот зимний фестиваль был очень популярен в древности. ‘В языческом Риме и Греции, во времена тевтонских варваров и в отдаленные дни древней египетской цивилизации, во времена детства человеческой расы на западе и востоке, севере и юге – везде время зимнего солнцестояния было временем веселья и празднований.’[7] Этот праздничный сезон был заимствован Римской Церковью как время рождения Христа именно из-за его огромной популярности.“ (Из труда Ральфа Вудроу Тайная Религия Вавилона, изд. 1992, ст. 142, 143).

Митра был одним из самых популярных богов восточного происхождения. Учением и обрядностью культ митры напоминает не только культ Великой Матери, но и христианство. Сходство было настолько очевидным, что многие христианские богословы истолковывали его как козни дьявола.
Евангелия ни одним словом не упоминают о дате рождения Христа, поэтому ранние христиане этот праздник не отмечали.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Христа.

Однако, со временем, египетские христиане стали считать Рождеством 6 января. Обычай праздновать эту дату распространился к 4 веку по всему Востоку. Но в начале 4 века Западная церковь установила в качестве подлинной даты 25 декабря. Со временем с этим решением согласилась и восточная церковь.
Дата 7 января возникла во времена введения григорианского календаря в России – нового стиля, во времена прихода к власти большевиков и появилась она от того. Что православная церковь не пожелала изменяться и приспосабливаться к окружающей реальности; и продолжила отмечать рождество 25 декабря по старому календарю, что как раз и есть 7 января нового стиля.

День рождения других богов солнца — Осириса, Гора, Геркулеса, Бахуса, Адониса, Юпитера, Таммуза, Сатурна, и других, — тоже праздновались 25 декабря.

Гор родился в самый короткий день в году, в тот день, когда цветет лотос, поэтому изображения Гора и лотоса часто встречаются как в скульптурных композициях, так и на барель ефах.

В древнем Египте, истоки религии которого теряются во тьме третьего тысячелетия до Рождества Христова, в районе 25 декабря справлялся праздник в честь Осириса, умирающего и возрождающегося бога, единого со своим сыном Гором, как Христос был един со своим отцом. Есть у Осириса и другие общие черты со своим столь знаменитым последователем – оба они судят души умерших в загробном мире, оба они умерли и воскресли после своей смерти.

Календарная мифология кельтских народов разработана весьма подробно. Последняя декада декабря – один из самых священных периодов. С захода Солнца 20 декабря начинаются священные «Дни Змеи».

Считалось, что в течении трех дней – 21-го, 22-го, 23-го декабря, Солнце находится в преисподней (в Аннуне), где оно претерпевает очищение от всех грехов старого года и 24-го декабря утром восходит новое, чистое Солнце.

В этот день кельты отмечали новый год и окончание «Дней Змеи», рождение нового Солнца. Три темных дня полагалось проводить, предаваясь аскезе, с трепетом ожидая рождения нового светила, зато 24-го праздник отмечался очень ярко и весело.

Сходным образом отмечался праздник зимнего солнцестояния и у германцев. Назывался он Йуле (от англ. Yule, от др.-сканд. Iul – «колесо»). То есть, это праздник коловорота (солнцеворота), как и у славян; и праздновался он приблизительно с середины декабря до самого конца месяца (современного конечно). Считалось, что в этом периоде содержится весь последующий год, который рождается как раз в это время.

То, что Рождество имеет языческие корни, молчаливо признает Блаженный Августин, когда увещевает братьев во Христе праздновать этот день не как язычники, то есть из-за рождения Солнца, а ради того, кто сотворил это солнце. Из всего этого ясно, что церковь приняла решение праздновать день рождения своего основателя 25 декабря для того, чтобы перевести религиозное рвение «язычников» с Солнца на собственного бога.

Как отмечали праздник на Руси в языческие времена?

Зимние праздники начинались со дня солнцеворота. Самый короткий день в году носил название «карачун». После него начинались обряды, посвященные душам умерших предков: готовились ритуальные блюда для поминовения, в ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы души предков «грелись». Даждьбог – податель тепла и света рождается именно в день зимнего солнцестояния. С 25 декабря по 6 января проходили Святки. Святки — зимние праздники — были языческими, но православная Русь не отказалсь от древних традиций, внеся в христианский праздник множество народных традиций.

Наиболее известным элементом, связанным с которым, являются колядования и святочные гадания. Традиция гадания, которая сохранилась до сих пор, очень легко объясняется, если вспомнить веру кельтов и германцев в то, что во время зимнего солнцестояния граница между миром видимым и миром невидимым (миром богов и духов) становится наиболее тонкой и поэтому в это время легче всего получить ответ от богов посредством гадания именно в это время.

Согласно современной реконструкции славянского языческого календаря, Коляда – имя ипостаси Даждьбога-Солнца: на это указывает корень «коло» в имени Коляда и обычай печь блины и круглые лепешки – символы Солнца в праздник Коляды (Замещен Рождеством Христовым).

Так что же за праздник справляется на самом деле, Рождество?

Да, мы справляем именно Рождество, в этом нет никакого сомнения; мы справляем рождение нового года, нового света, нового Солнца, которое возвращается к нам обновленным после смерти в преисподней, неся с собой новые силы, свет и тепло предстоящей весны.

Католическое Рождество: традиции

За день до наступления Рождества отмечается Сочельник, который считается наиболее строгим в католическом рождественском посту. При этом сам пост у них менее строгий, нежели у православных верующих.

По традиции на столе необходимо поставить двенадцать постных блюд. Аналогично с православными христианами, они начинают трапезничать с кутьи, однако до восхождения первой звезды перекусывать могут лишь дети, а взрослые ожидают этого момента.

Одно из главных отличий рождественской кутьи у католиков — это ее предназначение, ведь у них это блюдо является праздничным, а у православных поминальным. Готовят ее при помощи пшеничных зерен, реже с использованием риса и изюма.

Касательно самой рождественской трапезы, католики начинают ее с постного хлеба, который в народе называют оплатком. При этом главное блюдо на столе — это запеченная индейка.

С наступлением данного праздника в католических церквях проводятся три мессы, или рождественские служения Господу.

Начало первой в полночь, ее называют Навечерией, а главным символом является единство Отца и Сына. Вторую служат на рассвете, и она символизирует появление новой жизни, а третья происходит днем, в качестве символа рождения Сына Божьего в сердцах каждого верующего.

Как известно, в Рождество, 25 декабря у католиков принято дарить и получать подарки. А дети с нетерпением ждут подарков от Санта-Клауса, который кладет их в специальные рождественские носки. Также к празднику ярко украшают весь дом.

В католическое Рождество также есть традиция колядовать: колядуют, как правило, в кругу семьи, в отличие от православных христиан, которые обходят каждый дом на пути, чтобы возвестить о рождении Сына Божьего. Источник

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector