2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музей русской иконы в Москве

Музей русской иконы в Москве

История русской иконописи насчитывает семь веков. Имена мастеров, чьи творения дошли до наших дней, составляют славу отечественной живописи, как и созданные ими образы православных святых. Немногие музеи могут гордиться тем, что в их экспозициях выставлены подлинники икон XII-XIX веков, когда и создавалось большинство шедевров русской иконописи. Частный Музей русской иконы на Таганке, основанный предпринимателем и меценатом Михаилом Абрамовым, на сегодня располагает довольно обширной экспозицией – свыше четырех тысяч экземпляров представлены публике в его выставочных залах, среди которых 600 икон, остальное – нательные кресты и предметы старины, имеющие отношение к иконописи и православию.

Сообщений 1 страница 10 из 14

Поделиться12018-10-14 15:12:49

  • Автор: senegalka
  • Родился с рюкзаком за спиной
  • Зарегистрирован : 2010-03-06
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1526
  • Уважение: [+16/-0]
  • Позитив: [+136/-0]
  • Провел на форуме:
    17 дней 19 часов
  • Последний визит:
    2020-07-04 00:03:58

Наш вояж начинался от железнодорожной станции Нахабино (курский вокзал, рижский вокзал, метро Тушино), от станции ехали мы на автобусе «Нахабино-Дачная Слободка» прямо до храма святого благоверного князя Александра Невского. До храма также можно доехать от ст. м. Щукинская, маршрутка № 480. расписание маршрутки можно найти на сайте храма.

немножко об истории храма, с его сайта:
11 апреля 2009 года, в Лазареву субботу, старец и духовник Оптиной пустыни схиархимандрит Илий совершил чин малого освящения Храма. В Богослужении приняли участие Благочинный Истринского церковного округа священник Димитрий Подорванов и настоятель Храма Святого благоверного князя Александра Невского иерей Максим Сычев
Подъём крестов и куполов Храма

15 сентября 2009 купола и кресты были водружены на Храм святого благоверного князя Александра Невского. Общее количество глав с крестами – девять. Диаметр центрального купола — 7,4 метра, а высота креста – 5,2 метра. Все купола и кресты изготовлены и смонтированы специалистами ЗАО Инженерный центр «ГРАНТ» города Волгодонска, позолотные работы выполнили сотрудники «Творческой мастерской «Изограф», расположенной в Сергиевом Посаде.
Во время торжественного Богослужения были освящены кресты и купола. В Богослужении приняли участие настоятель храма иерей Максим Сычев и священник храма иерей Виталий Пелешенко. На этом знаменательном событии присутствовали прихожане храма, жители поселка «Княжье озеро» и сотрудники Холдинга «ГК Сапсан».

ВозращениеВведение в Храм иконы Божией Матери «Одигитрия»

Осенью 2009 произошло одно из важнейших событий как в приходской жизни Храма Святого благоверного князя Александра Невского, так и в современной истории церковно-государственных отношений в России в целом.
В ответ на обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Министерством культуры Российской Федерации и Государственным Русским музеем было принято решение о перемещении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Эфесской-Корсунской-Полоцкой-Торопецкой из фондов ГРМ в Храм Святого благоверного князя Александра Невского.

С просьбой поддержать обращение Святейшего Патриарха Кирилла в адрес Министерства культуры и Государственного Русского музея о возвращении святыни для поклонения верующим обратились авторы открытого письма Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, под которым поставлено более 20 000 подписей.

Утром 3 декабря 2009 года икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Эфесская-Корсунская-Полоцкая-Торопецкая в специальном киоте была доставлена в Храм.
По проекту Храм состоит из 8 приделов: Святого благоверного князя Александра Невского; Пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Святых первоверховных апостолов Петра и Павла; Всех Святых; Святых Жен-Мироносиц; Святого преподобного Сергия Радонежского; Тихвинской иконы Божией Матери; Корсунской иконы Божией Матери. Интерьер центрального Храма и приделов объединяется многоярусным иконостасом, проходящим через все три объема.
Верхний ярус церкви в настоящее время расписывается художниками.
в нижнем ярусе и расположена чудотворная древнейшая икона .

Около ворот в ограду храма имеется плакат, на котором рассказывается об истории иконы.

История иконы. Автор — Александр Трофимов
http://alexandrtrofimov.ru/?p=134

По преданию святой евангелист Лука написал еще при жизни Божией Матери три иконы Ее с Предвечным Богомладенцем, и когда Пресвятая Дева увидела Свое изображение, то сказала: «благодать Рождшагося от Меня и Моя да будет с сими иконами».
Одна из этих икон и находится сейчас в Храме Святого Благоверного князя Александра Невского.
История иконы сложна и увлекательна: сначала она находилась в Малой Азии, в Эфесе, куда была принесена самим апостолом Лукою;
потом, по одним сказаниям, она была перенесена в Херсон, а оттуда 9 октября 988 года св. князем Владимиром – в Киев, а по другим, более известным, она была перенесена в XII веке из Эфеса в Полоцк преподобною Евфросиниею во вторник на пасхальной неделе. Впрочем, сказания эти не противоречат друг другу, а названия, данные этой иконе (Эфесская – Полоцкая – Корсунская – Торопецкая), показывают, что она действительно была и в Херсоне, и в Эфесе.
Есть данные, что эту заветную святыню при распространении христианства носили по городам Руси, и св. Владимир при истреблении идолов показывал новым христианам, кому они должны молиться и как должны изображать Божию Матерь с Богомладенцем.
Из жития преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, видно, что она жила спустя примерно сто лет после просвящения нашего отечества светом христианской веры и происходила из рода святого князя Владимира. Преподобная Евфросиния, кроме Спасской женской обители (1125), основала в Полоцке Богородицкий мужской монастырь (1155), для которого и была принесена икона Эфесской Божией Матери. Из Эфеса в Полоцк икону везли через город Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.
Эта икона находилась в Полоцке до 1239 года, когда великий князь Ярослав Всеволодович благословил сына своего Александра (через год, после знаменитой битвы он станет Невским) вступить в брак в Торопце с дочерью полоцкого князя Брячислава – Параскевою (которая была родственницей преподобной Евфросинии). Княжна принесла с собою этот образ Божией Матери и оставила его в Торопецком соборе под именем Корсунского и чудотворного.
Чудотворною икона эта называется издревле, ибо благодать Богоматери от нее открылась во многих чудесных заступничествах Царицы Небесной: Торопца при нападении врагов и при других, постигших его, бедствиях. В 1611 году жители Торопца одержали знаменательную победу надо Львом Сапегою, который с двадцатитысячным войском двинулся к нему, опустошая все на пути огнем и мечом, и ни в каком случае не рассчитывая получить отпор в Торопце. Но отпор был дан. Торопчане, не рассчитывая на свое тысячное войско, искали защиты в иконе Богоматери, посему проливая горькие слезы, только и взывали: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Действительно, благодаря единственно чудотворной помощи Божией Матери, Лев Сапега, потеряв множество своего войска, должен был отступить от Торопца. Есть предания, что чудотворный образ несколько раз спасал город от набегов литовцев и эпидемий. В 1812 г., когда приблизились французы, торопчане вынесли икону на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.
В 1920-х гг. храм в Торопце был закрыт, колокольня и главы церкви разрушены, а чудотворная Корсунская — Торопецкая икона Богоматери («Эфесская – Полоцкая») была изъята в новообразованный в 1924 г. Торопецкий краеведческий музей. В 1936 г. святыня была передана из Торопецкого краеведческого музея Русскому музею в Санкт-Петербурге, в фондах которого она пребывала до 2009 года.
Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 мм. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца, которое утеряно.

Читать еще:  Украинским делегатам на Поместный Собор не разрешили молиться в Софийском соборе Киева

От себя :
Интересно, что на иконе таки , на мой непрофессиональный взгяд , приписана в более поздние времена ручка, указывающая на младенца (признак иконы Одигитрии). Рука несоизмерима лицу по размеру и цвету — это мое имхо.

Отредактировано senegalka (2018-10-14 15:33:36)

«Святой Иоанн Предтеча». Первая треть XV века, Москва

Автора этой иконы ученым установить не удалось, однако они предполагают, что им был один из учеников или последователей самого Андрея Рублева.

Эта икона была в числе главных экспонатов музея в день его торжественного открытия для посетителей — 21 сентября 1961 года. Этот день описала Ирина Александровна Иванова, один из первых и старейших сотрудников музея: «После окончания митинга распахнул свои двери отреставрированный Спасский собор и выставочный корпус музея (бывшие гаражи). В соборе была представлена икона «Иоанн Предтеча» из Николо-Песношного монастыря, реставрацию которой вел Василий Кириков».

Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва

Музей расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря, в котором работал и был погребён Андрей Рублёв. Иконы в древних интерьерах (обитель была построена в XIV веке, это древнейший из сохранившихся московских храмов) смотрятся естественно и органично, а прогулка по монастырским дорожкам, звон колоколов, отголоски службы, доносящиеся из Спасского собора, позволяют полностью погрузиться в эпоху. На хранении там находится около 15 тыс. экспонатов: иконы, фрески, скульптуры. Они развешаны в хронологическом порядке (с XII по XVIII в.), и у каждого посетителя есть возможность «пролистнуть» историю, сопоставив различные стили и школы древнерусской иконописи. Интересно, что собрание музея пополнялось не совсем обычным способом — помимо произведений, закупленных у частных владельцев, в антикварных и букинистических магазинах, сюда свозились иконы, задержанные при попытке незаконного вывоза за рубеж.

Адрес: Андроньевская площадь, 10. Цена билета: для взрослых — 50, для льготных категорий — 30 руб.

В Русский музей не вернулась икона Корсунской или Торопецкой Божией Матери

Министерство культуры уверено в том, что древней иконе в новом храме ничего не угрожает

Иконе продлили срок
Торопецкая Богоматерь погостит в коттеджном поселке до конца года

Директор Русского музея Владимир Гусев попросил вернуть в собрание подведомственного ему музея Корсунскую, или Торопецкую, икону Божией Матери, которая с декабря 2009 года находится в свежепостроенном храме Святого Александра Невского на территории коттеджного поселка «Княжье озеро». Но возвращать ее музею не собираются никто. С комментариями — МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА.

Когда в декабре 2009 года икона была на время передана храму Александра Невского, речь шла о том, что она вернется в музей в сентябре 2010-го. Срок был продлен до марта 2011 года. В марте объявили, что образ, который, по словам священника этого храма, увидело уже около 500 тыс. паломников (то есть в элитный поселок посторонних наезжало примерно по тысяче человек в день), останется здесь до конца года.

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ /

Известно, что к идее одолжить у Русского музея одну из самых древних икон, хранящихся в российских собраниях, имел отношение Сергей Шмаков — президент группы компаний «Сапсан», построивший тот самый поселок и храм. Господин Шмаков известен как воцерковленный предприниматель, особенно опекающий город Торопец. Так, в 2006 году бизнесмен выделил средства районной больнице и спортклубу, а также пожертвовал 300 тыс. руб. на золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора, где икона находилась с XVII до начала XX века. Сергей Шмаков прославился и как радикальный ревнитель православия — как он его понимает. Прошлой осенью предприниматель обратился в ГУВД города Москвы с заявлением, в котором обвинил журнал «Артхроника» в оскорблении чувств верующих и экстремизме. Причиной стали опубликованные в N 4 за 2010 год иллюстрации к статье корреспондента «Ъ» Сергея Ходнева «Крестовый подход», включавшие, например, работу Александра Косолапова «Икона-икра», изображающую черную икру в золотом окладе.

Читать еще:  В Грозном состоялся обряд принятия Ислама

В пресс-службе Сергея Шмакова отказались от комментариев, объяснив это тем, что нужных сотрудников сегодня нет на месте. Но охотно пояснили, что сам Сергей Шмаков, скорее всего, ответит, что икона находится в храме по соглашению с Минкультом, «совершенно легально». Минкульт, действительно, посчитал передачу иконы возможной и продолжает придерживаться мнения, что иконе ничто не угрожает в специально изготовленном киоте. Это приспособление, однако, вызывает недоверие у сотрудников музея и реставраторов. «О реальном ее состоянии можно будет судить, только если она попадет в реставрационные мастерские»,— заявил директор Русского музея. В его приемной сообщили, что с пятницы он находится в отпуске, поэтому больше комментариев не дает. На вопрос о том, когда последний раз проводилась экспертиза состояния иконы, в пресс-службе ответили, что музейные специалисты приезжают в храм раз в месяц.

«Жаль, что икона не вернулась в оговоренные нами сроки. Я считаю это неверным решением, которое может помешать дальнейшему культурному диалогу»,— подвел итог своему четверговому выступлению Владимир Гусев. Это первое громкое заявление директора музея после того, как икону перевезли в Подмосковье. Пока его сотрудники писали письма Дмитрию Медведеву с призывом оставить музейные фонды в предназначенных для них хранилищах, директор хранил молчание. Лишь заявил в феврале 2010 года: «Мы относимся к передаче иконы как к своего рода выставке. Я настоял на том, чтобы мы выдали икону церкви. Этим актом — передачей — мы продемонстрировали свою готовность к диалогу. Решать все надо сообща. Мне обещали, что в сентябре икона вернется в музей. Если ее не будет, тогда моя позиция уже будет другой».

Фото: Денис Вышинский / Коммерсантъ /

Позиция Минкульта с тех пор не изменилась. Пресс-секретарь Наталья Уварова подтвердила корреспонденту «Ъ», что пребывание иконы было решено продлить до конца ноября 2011 года под наблюдением специалистов. Ранее министр культуры Александр Авдеев заявлял в интервью «Российской газете»: «Существует Торопецкий монастырь, который также дает нам прекрасные гарантии для временного хранения иконы. Сейчас мы рассматриваем возможность ее экспонирования в Торопецком монастыре». То есть еще дальше от реставрационных мастерских Русского музея.

Сохранившиеся древние иконы

Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.

Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Икона «Спас Златая риза», изображающая Христа на троне в золотых одеждах, находится в настоящее время в Успенском соборе Москвы, но на ней сохранилась только живопись XVII века.

«Архангел Михаил», конец XIII в.

Гораздо лучше сохранилась икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Новгородском музее вместе со своим древним окладом.

Ещё одна икона, находящаяся в Успенском соборе Москвы — двусторонняя, с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия (см. Святой Георгий (икона Успенского собора Московского Кремля)).

Сохранился ряд новгородских икон XII — начала XIII вв.

Икона святителя Николая (ГТГ) была создана также в самом конце века и сочетает в себе монументальность с маньеристичностью черт лика. Это наиболее византинизированная икона Новгорода того времени. На полях иконы расположены изображения святых, это станет распространённой новгородской традицией.

Сохранившиеся и отреставрированные древние иконы можно увидеть во многих музеях России и за рубежом. Немало древних икон и в храмах, где им оказывается особое почитание.

Молитва

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую.
Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни.
Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Сначала иконы присутствовали на Руси только в храмах. Поскольку русских икон тогда было еще немного (преобладали, как правило, иконы византийского происхождения), существовали ограничения на то, какое количество икон должно быть в той или иной церкви.

Все храмы украшались по определенному образцу, который заключался в особом порядке следования сюжетов, отражающем устройство мира: вверху — Господь Бог и Небесные Силы, ниже — история Церкви и, наконец, внизу — святые и праведники (см. иллюстрацию).

Подобная структура распределения религиозной живописи в храме сохранилась и в современных православных церквях, хотя ограниченность в средствах или несколько иное размещение икон могут порой делать ее менее очевидной.

Из Византии русские иконописцы позаимствовали и так называемые мерные иконы, которые писались в размер ребенка на момент его рождения и изображали святого покровителя, в честь которого во время таинства крещения священник нарекал младенца.

Читать еще:  В Казань привезут частицу мощей святой преподобномученицы Елисаветы

Византийское влияние на русскую иконопись прослеживается вплоть до XV в. и дает о себе знать как в живописной технике, так и в выборе сюжетов. Однако не может быть и речи о том, что русские мастера лишь копировали византийскую культуру.

Русская иконопись развивалась своими путями и в конечном итоге сформировала ряд новых смысловых сюжетов и форм. Иконопись никогда не была изолированным видом искусства, хотя и не изменилась на протяжении веков так значительно, как жанры западноевропейской живописи.

На ранней стадии русская иконопись испытывала влияние сирийского и коптского искусства, а в период XI-XII вв. в ней прослеживается влияние итальянских мастеров. Так возникли новые типы икон Божией Матери: например, разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является изображение Младенца Иисуса, касающегося ручкой лика Марии или обнимающего Ее за шею.

С XIII в. Спаситель стал изображаться на Кресте мертвым, то есть Его голова теперь не была поднята, а свешивалась на грудь как знак претерпеваемых Им страданий. В этом можно усмотреть влияние католического искусства. В католицизме, равно как и в теологии, в эти века было принято особенно подчеркивать Страсти Христа.

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный. Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

Престол уготованный (греч. Этимасия) — богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

  • церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
  • закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова — Откр.5:1);
  • орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
  • голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Молитва 2-я Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
О, Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector