0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С какими грехами надо начинать бороться в первую очередь?

Православная Жизнь

Какой грех наиболее опасен для христианина? Гордыня, которую называют матерью всех пороков? Или ложь, которая кажется безобидной, но беспощадно калечит человеческую душу? Или предательство — Иудин грех? Помог разобраться священник Олег Черниченко, настоятель храма вмч. Димитрия Солунского пгт. Мироновский.

Давайте сначала разберёмся, зачем нужно избавляться от грехов. Если спросить об этом у верующих людей, ответы будут самые разные, от примитивных — мол, за грех Бог наказывает, а я не хочу этого, — до высоких размышлений о бесстрастии. Как бы то ни было, я убеждён: под каким знаменем мы начнём борьбу с нашими пороками, так она будет протекать, таким будет и её исход.

Евангелие говорит нам, что суть борьбы с грехом сводится к двум заповедям о любви — любви к Богу и к ближнему. В них — «весь закон и пророки» (Мф. 7:12), в них — Его главная мысль о человеке. Господь не призывает нас бороться с грехом ради самой борьбы. Он хочет, чтобы эти две заповеди мы воплотили в своей жизни. Вопрос о борьбе с грехом — это, по сути, то же вопрос, который Спаситель задавал Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15-17) — но обращённый теперь уже к нам. Он спрашивает, любим ли мы Его — или есть какие-то вещи, которые мы любим больше? Кому и чему отдано наше предпочтение?

С греческого слово «грех» переводится как «промах, непопадание в цель». Перевод может нам многое сказать о сути греха: мы целимся, прилагаем какие-то усилия, но не попадаем в цель, указанную нам Богом. Возникает вопрос: почему не попали? Какие внутренние желания и стремления не дают попасть в унисон с Ним, не позволяют мыслить и жить гармонично? Что отвлекает, раздражает, отводит в сторону от достижения этой цели?

С этого момента всё очень индивидуально. Каждого из нас отвлекают от Бога разные грехи и страсти. Кто-то может целый день просидеть в соцсетях, бессмысленно скроллить ленту и терять при этом драгоценное время, которое можно было бы посвятить обдумыванию чего-то очень важного и высокого. Кто-то не представляет дня без обсуждения ближних, а ведь после этого вряд ли найдутся силы честно общаться с Богом. Кто-то не может не сорваться и не выплеснуть на окружающих гнев и раздражение — и не понимает, что эта привычка мешает ему жить в гармонии не только с людьми, но и с Господом. Стоит нам понаблюдать за собой в течение дня — и мы увидим, что нас отвлекает от Бога, питает наш разросшийся эгоизм.

Конечно, чтобы заметить в себе всё перечисленное, надо прежде всего быть честным с самим собой. Человеку же, как правило, хочется оправдать себя и свои поступки. Поэтому честность — краеугольный камень в общении с Богом и с близкими.

Каждый наш грех — это кирпичик между нами и Богом. Постепенно из таких кирпичиков выстраивается целая стена, которая отделяет нас не только от Него, но и от ближних. Наблюдая за собой, можно выявить, из чего мы строим эту стену. Тогда получим ответ на вопрос, от каких грехов надо избавляться в первую очередь. Нам нужно ежедневное наблюдение за всем, что мы делаем, постоянный анализ своего поведения. Святые отцы называют это словом «трезвение».

Многие думают, что оно означает отказ от алкоголя, но на самом деле трезвение — это способность стоять на страже своих поступков, мыслей, желаний, умение контролировать их, понимать, откуда они приходят, к чему ведут. Не случайно в вечернем правиле последняя молитва — о наших грехах. Предполагается, что в конце дня мы открываем Богу все свои поступки и анализируем их. Через призму этой молитвы мы пытаемся увидеть настоящих себя и свою реальную жизнь. К сожалению, бывает так, что эту молитву рассматривают только как пособие перед исповедью, шпаргалку, из которой можно выписать какие-то грехи. Вот и выходит: покаются люди в мшелоимстве, а потом спрашивают у священника, что это такое.

Повторюсь: борьба с грехом рождается из наблюдений за собой и своей жизнью. Чтобы не ошибиться и не бороться с мнимыми грехами, не замечая реальных, важно иметь рядом человека, который может взглянуть на вас со стороны, с которым можно посоветоваться. Это может быть опытный священник, или ваш друг, или даже психотерапевт, ведь некоторые проблемы требуют профессионального взгляда. Помощь такого человека может быть очень важна.

Главное — сформировать в себе привычку внимательно анализировать всё, что делаете. Я заметил, что вокруг очень мало людей, которые знают, для чего они живут. Большая часть живёт просто потому, что ноги ходят, а больше их ничего не беспокоит.

Невозможность преодолеть какие-то грехи может ввергнуть в уныние. У каждого человека бывают сложные периоды в жизни, и нужно помнить, что они рано или поздно заканчиваются. Не нужно зацикливаться на плохом, надо подумать, что будет дальше. Как может пойти жизнь после того, как нынешний период закончится? Поразмышлять над этим намного полезнее, чем унывать и расстраиваться.

Записала Екатерина Щербакова

С какими грехами надо начинать бороться в первую очередь?

— Отец Максимилиан, что значит: бороться с грехом? Остановиться за несколько секунд до его совершения?

— После грехопадения человека враг рода человеческого получил доступ к его мыслям. Поэтому основной принцип борьбы с грехом — это борьба с теми внушениями, которые всеваются в нас врагом. Все греховные деяния начинаются с помыслов — поэтому святые отцы в первую очередь советуют быть внимательными ко всем мыслям, которые приходят к нам.

— Но для этого надо распознать, какая мысль является греховной, а какая — нет. Одно дело, когда в голову приходит мысль явно греховная,— тут все ясно. Но ведь множество наших мыслей вроде бы напрямую к греху отношения не имеют. Или, скорее всего, кажутся нам не имеющими отношения к греху, ведь человек, как правило, лоялен к себе. Каков критерий?

— Грех — это нарушение заповедей Божиих. И не надо думать, что наше время внесло какие-то коррективы в их перечень. Если приходит помысел о том, что хорошо бы, скажем, подкрутить электросчетчик,— то надо гнать его не размышляя, потому что это нарушение заповеди «не укради».

— Ну если человек начал думать про счетчик, то он в уме уже подсчитывает «сэкономленные» киловатт-часы и тому подобное.

— Надо не подсчитывать киловатт-часы, а сказать себе: если я сделаю так, я больше потеряю, чем приобрету! Но вы применили совершенно правильную формулировку: «начал думать». Потому что принятие помысла происходит в несколько этапов. Начинается греховный помысел с прилога — начальной степени появления мысли, словно включается лампочка. Если мы сразу эту мысль отсечем, то Господь нам ее в грех не вменит.

— Но эту «лампочку» выключить не так-то просто. Как помочь себе?

— Святые отцы советуют развить в себе состояние гнева, раздражения на эту мысль — то, о чем говорил псалмопевец Давид: гневайтесь, и не согрешайте…(Пс. 4) Состояние гнева присуще человеку, но гнев надо обращать не на ближнего своего, а на борьбу со своими грешными помыслами. Пришел помысел оскорбить человека — подумайте с гневом о том, что эта мысль — от врага рода человеческого.

— То есть в данном случае мы этот «вектор гнева» как бы разворачиваем в обратную сторону, чтобы погасить мысль?

— Именно так. Если же мы не отсекаем греховный помысел на этапе прилога, следует внимание к пришедшей к нам мысли: человек начинает как бы рассматривать ее. Внимание переходит в услаждение греховной мыслью, после услаждения следует желание совершить грех, затем решимость, пленение и уже само греховное действие. Подробно об этом вы можете прочитать, скажем, в книге святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». В ней — письма к духовной дочери: ответы на вопросы, советы, как разрешить ту или иную духовную проблему. Для мирянина, который стремится жить по евангельским заповедям, эта книга будет большим подспорьем в духовном возрастании.

— Мысли приходят к нам непрерывно — следовательно, так же непрерывно нужно нам быть готовыми к борьбе с греховными помыслами. На что следует опираться в этой борьбе?

Читать еще:  Влажность воздуха влияет на состояние здоровья человека

— Святой Иоанн Колов, говоря о своей борьбе с греховными мыслями, сравнивает себя с человеком, сидящим около дерева: видя, что подходят дикие звери, готовые пожрать его, человек взбирается на дерево — и хищники, покрутившись и не найдя его, уходят. Точно так же, когда появляются греховные помыслы, мы должны «взбираться» ко Господу в молитве — и мысли эти, не встретив в нас готовность для собеседования с ними, уйдут. Поэтому главный принцип борьбы с грехом — молитва. И всегда надо помнить, что спасение человека — это результат его усилий и Божией благодати. Усилия христианина — это его решимость жить благочестивой жизнью, решимость бороться с грехом. А силы для того, чтобы идти по этому пути, мы черпаем в Таинствах. И здесь надо отметить, насколько важны для нашего духовного роста обе эти составляющие. Неправильно полагаться только на свои усилия: например, читать много духовной литературы, в повседневной своей жизни стараться руководствоваться советами святых отцов — и считать, что этого достаточно. Также нельзя сказать, что правильным будет рассчитывать только на помощь Божию, подаваемую нам в Таинствах, — и не прилагать никакого собственного труда. Как для того чтобы идти, нам необходимо опираться на обе ноги — так же и здесь: духовное продвижение возможно только в том случае, если человек и предпринимает собственные усилия, и уповает на благодать Божию. Только тогда у нас будут силы бороться с грехом — встать воскресным утром и пойти на службу (хотя очень хочется дать себе послабление и остаться в постели); не включать телевизор, когда есть желание посмотреть недушеполезный сериал. И, поверьте, с каждым разом делать это будет легче.

— То есть это как тренировка в спорте — чем больше делаешь что-то, тем лучше получается?

— Конечно! Повторение формирует навык. Вот сейчас идет Успенский пост, а пост — это не что иное, как духовная тренировка, когда человек учится сказать себе «нет». Раз за разом ограничивая себя, мы приобретаем навык противостоять желанию нарушить запрет, нарушить закон. А грех, как мы с вами в начале говорили, это и есть нарушение заповедей Божиих. Поэтому, когда на пути прошедшего школу поста человека возникает соблазн, будет легче противостоять ему. А соблазнов на нашем пути сегодня как никогда много — отдельное «спасибо» за это надо сказать рекламе, телевидению, журналам…

— Отец Максимилиан, вот мы говорим, что тренировка, повторение действий укрепляют навык. Но этот принцип может работать и «в минус», потому что с каждым повторенным неправедным действием нам все труднее бороться с грехом!

— Преподобный Антоний Великий подвел своих учеников к маленькому дереву и повелел выдернуть его — те легко вытащили его из земли. Тогда он попросил их выдернуть дерево побольше — с трудом, но они задачу выполнили. Но когда он попросил их выдернуть раскидистую пальму — они не смогли это сделать. Так же и грехи человеческие. Укорененный грех, который овладел человеком и приобрел форму страсти, «выдернуть» из души столь же сложно, как ту пальму.

— Получается, что мы, как тот человек у дерева, должны 24 часа в сутки, не теряя бдительности ни на минуту, «сторожить» свою душу от нападения «диких зверей» — даже не грехов, а греховных помыслов. И каждое выключение из этого режима приводит не к временной передышке, отдыху, как мы думаем. Послабление оборачивается нашим ослаблением в борьбе против греха! Отец Максимилиан, допускаю, что вот на этом месте кто-то из читателей может подумать: «Мне такой режим не по силам, я обычный человек — не монах, не священник, у меня не получится…»

— Любой христианин должен жить в постоянном внимании к себе и трезвении: Священное Писание говорит о том, что духовно бодрствовать надо непрестанно. И человек, который стремится к этому, восходит от меры к мере, несмотря на сложность пути. Господь не раз давал мне радость узреть преображение человеческой души, увидеть результаты борьбы человека с грехом. Я знаю случаи, когда человек не просто каялся, а в корне менял свою жизнь, отходя от греха. Когда видишь это чудо, понимаешь, что Господь всегда рядом, и он помогает тем людям, которые хотят исправиться. И это один из самых утешительных моментов в пастырской деятельности. А что касается «не получится»… Я вспоминаю архимандрита Трифона (Новиков) из Троице-Сергиевой Лавры. Он — один из первых священников Русской Православной Церкви, который в самом начале девяностых, когда стало возможным открыть храм в следственном изоляторе в Сергиевом Посаде, начал работать с заключенными. Он рассказывал потом, что проповедовать там было очень трудно, но самым трудным оказалось — не видеть результатов этой проповеди. Он общался с заключенными, дарил им книги — а в ответ ни проблеска хоть какого-то отклика, хоть какого-то встречного движения души. И так прошло пять лет. Все усилия казались ему бесплодными. И вот когда он уже начал задумываться о том, чтобы оставить эту работу, ему стали приходить письма от бывших заключенных. Они писали, как изменилась их жизнь. То есть то, что он говорил им, может быть, пять лет назад, не забылось, а проросло в их душе впоследствии и помогло отойти от греха. И писем было такое количество, что все сомнения, стоит ли ему продолжать эту работу, развеялись. Так что в борьбе с грехом, которую мы должны вести постоянно, не надо ставить каких-то сроков и ждать результата «через неделю, через месяц». Мы должны идти по этому пути, и Господь нам будет помогать.

Маргарита Крючкова
Газета «Православная вера» № 16 (420) 2010 г.

Как справиться с «привычными» грехами?

Комплекс неполноценного православного

Приблизительное время чтения: 5 мин.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел непростой вопрос о борьбе с грехом: «Как спастись заядлому грешнику?» (читать письмо).

Мы попросили ответить на это письмо священников Павла Островского, Андрея Лоргуса, Игоря Фомина, Александра Авдюгина, Константина Пархоменко и постоянного автора «Фомы» Аллександра Ткаченко.

Есть очень больная для верующих людей тема. Причем больная в большей степени даже не для тех, кто делает в Церкви только первые шаги, но для уже воцерковленных людей. Это — невозможность обуздать свои «привычные», постоянные грехи. Вроде бы человек и не совершает чего-то чудовищного, но неспособость отвязаться от «привычного» греха порой доводит его до депрессии. Существуют ли способы как-то справиться со своими греховными привязанностями?

Отвечает священник Константин Пархоменко:

О стремлении к идеальности

Желание быть идеальным, а также болезненное отношение к собственному несовершенству практически всегда говорят о невротической природе такого настроения. Таких людей знают священники (они приходят на исповедь с мелко исписанными длинными списками грехов), это завсегдатаи кабинетов психотерапевтов. Я не хочу сказать, что это – болезнь, но это ненормальное, не совсем здоровое отношение к вопросу.

Английский психоаналитик Дональд Винникотт изучил и описал это состояние на примере матерей, у которых появляется навязчивая идея, что они должны быть «идеальной матерью». Такая мать не получает от жизни радости сама, она мучает и ребенка. Виннекотт говорил, что мы должны стремиться быть «достаточно хорошей матерью», но, не «идеальной».

Примерно тоже можно сказать о христианине, стремящемся стать совершенным. Такой человек, по правде говоря, мучает себя и от него страдают окружающие.

Жесткие требования к себе идут рука об руку с жесткими требованиями и нетерпимостью к близким.

Какова же взвешенная христианская позиция?

Для начала нужно вспомнить те прописные истины, которую мы, часто забываем:

1) Бог любит меня;

2) Он пришел, чтобы меня привести к Вечной Жизни;

3) Вечная Жизнь это не что-то, что наступит после смерти, а то, что начинается уже сейчас, здесь и теперь. И состоит эта жизнь в познании Истинного Бога и в раскрытии богоподобного потенциала нашей уникальной личности;

4)Все, что Бог делает для меня (стучится в сердце, возится, воспитывая, заботится как Мать и Отец и проч.), это не потому, что Он бьется за мои высокие показатели (духовные, или какие-то иные), а потому, что Он любит меня. Начнет любить не завтра, не «когда я стану таким-то», а вот сейчас любит. Как мы любим наших детей, желая им роста, радуясь их успехам, но принимая их такими какие они есть; мы не занимаемся селекцией, не выводим новую породу совершенных людей.

Как принять себя?

После того, как мы усвоили эти прописные, но важные истины, мы идем дальше:

Читать еще:  Руки прочь от алкоголика. Как перестать быть созависимым

Нужно спокойно и внимательно посмотреть на себя. На психологическом языке это называется «Принять себя». Принять себя, то есть увидеть и то хорошее, что в тебе есть и плохое. А потом подумать и проанализировать «плохое». Отчего мы ведем себя так? Что побуждает нас совершать тот, или иной грех?

В чем причина нашей лени, трусости? Откуда склонность к зависимостям (алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость и проч.)?

Мы сможем «первично продиагностировать» себя, то есть увидеть то, что на поверхности. Но этот процесс самоанализа, на самом деле, должен продолжаться всю жизнь. Это серьезная работа.

О книжках со списками грехов

Вред разных книжек с перечнем сотен грехов в том, что он состояние души, динамику и пластику душевных процессов переводит в разряд поступков. В результате, человек, следящий за своей душой по книжке с перечнем грехов, видит следствие, а не причину. А в таком случае, как справиться с проблемой? Такой человек будет на исповеди раз за разом повторять одни и те же грехи, потому, что грехи-то он, вроде смыл (сорняки скосил), но душа не находится на пути исцеления (корни сорняков остались не выполотыми). И эта борьба будет бесконечной.

Например: женщина не может отказать подруге в мелких, но несогласующихся с ее представлениями просьбах. Только когда женщина поняла, что таким образом она боится не оправдать ожидание, боится в глазах подруги выглядеть хуже, только после этого она смогла быть самой собой и делать, что ей кажется правильным.

Единственный вариант, на мой взгляд, это, наблюдая за своей душой, пытаться анализировать причины того или иного желания, поступка. И бороться с причиной.

Как можно бороться с мухами в комнате? Один вариант – взять тряпку и бить и бить их. Второй вариант уничтожить рассадник мух? Может быть, мы на подоконнике оставили недоеденное яблоко и огрызок привлекает мух?

Нужен ли верующему личностный рост?

Христианская жизнь это прекрасная возможность наблюдать за собой и каждый день совершать поступательное движение вверх и вперед. По-моему, очень увлекательно, каждый день открывать что-то новое о себе, видеть какие-то новые грани своей личности. Этим путем с удовольствием идут даже неверующие люди, что же говорить о нас, верующих? Для нас такие вещи как рост души, личностный рост вообще не пустой звук, ибо эта личность и душа войдут в Жизнь Вечную.

Путь этот каждый совершает в своем темпе. Я никогда никого не тороплю. Я уважаю позицию каждого человека, который задает себе свой темп этого духовного пути. Я знаю, что неизбежны падения на этом пути, порой мы соскальзываем куда-то далеко назад по сравнению с той точкой, в которой находились еще вчера. Но главное – идти. И на пути все время держать в голове, что: А) Бог любит тебя и Б) Верит в тебя.

Осознавая и переживая это, мы открываем для себя возможность роста. Не мучительного, как попытки бегства от себя, а интересного и увлекательного пути, который начавшись, больше никогда не закончится.

7 правил успешной борьбы с грехом

Многие люди отмечают в себе те или иные греховные привычки, но справится с ними не могут. Что делать? Вот несколько правил, которые могут помочь.

1. Докапывайтесь до корня греха , той греховной страсти, которая его порождает. Например, такие грехи, как раздражительность, маловерие, осуждение и уныние являются порождением гордыни. Мы зачастую видим в себе лишь грехи-симптомы, но не видим порождающий их грех-болезнь. Это как с сорняком — можешь срывать листья, но пока корень не вырвешь, они будут вырастать снова. Человек, страдающий от затяжной серьезной болезни, начинает читать про нее, пытается разобраться, из-за чего она, что облегчает состояние при ней, какие виды лечения и т. д. Вот и наши духовные недуги надо изучать не менее тщательно. В таких книгах как « Душеполезные поучения » аввы Дорофея, « Лествица », в беседах прп. Паисия Святогорца описывается, какие есть страсти, откуда они происходят, чем они подпитываются и как изгоняются из души.

2. Выберите одну духовную проблему , на решении которой сосредоточьте внимание. Конечно, у нас, как правило, таких проблем несколько, и, конечно, надо стараться воздерживаться от всех грехов. Но как начинающий борец не может успешно сражаться сразу после семерых или более опытных противников, так и мы не сможем достичь успеха, если не сосредоточим преимущественного внимания на какой-либо одной страсти. Позднее, когда мы с Божьей помощью победим ее, этот опыт поможет нам в борьбе и с другими страстями.

3. Проанализируйте ситуации, в которых вы чаще всего впадаете в этот грех . Когда вы будете понимать, что способствует вашим регулярным падениям, вы поймете, чего нужно избегать. И не только чего, но и кого. Человек, не желающий заболеть туберкулезом, не пойдет есть из одной посуды с туберкулезным больным. То же и в отношении грехов. Если у вас проблемы с алкоголем и при этом есть друг, все общение с которым строится исключительно вокруг распития спиртных напитков, то, как это ни печально, нужно прекратить такое общение.

4. Боритесь с грехом системно . Заведите себе особый блокнот, напишите вверху листка название греховного недуга, с которым решили серьезно бороться, а внизу — практические советы по борьбе с этим грехом, которые вы найдете в упомянутых выше книгах. И применяйте эти советы в жизни. Регулярно перечитывайте этот блокнот, чтобы не дать суете отвлечь Вас от борьбы с грехом. Подберите те советы, которые больше всего помогают в вашей борьбе.

5. Разумеется, постоянно просите помощи Божией в этой борьбе . Господь сказал: « просите, и дано будет вам » (Мф. 7:7), и если мы думаем победить грех только своими силами, и не просим помощи Божией, то неудивительно, если у нас ничего не получается. Просить надо со всем усердием, можно своими словами. Необходимо советоваться о нашей духовной борьбе с духовником.

6. Регулярно и, по возможности, часто исповедуйтесь и причащайтесь . Потому что именно в таинстве Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Господа, мы получаем силу измениться. Без этого, сами по себе, мы можем хотеть измениться, можем понимать, что нужно делать, но так и останемся в прежнем состоянии. А с Господом мы все можем, как и апостол говорит: « Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе » (Фил. 4:13).

7. Не ждите мгновенных результатов . Ленивый человек думает, что раз он начал что-то делать, то уже завтра должен увидеть плоды. Но духовная жизнь не для ленивых. Наш враг так быстро не сдается. Нужно иметь упрямство и терпеливую настойчивость в борьбе с грехом. Этим путем шли все святые.

Духовная брань. Борьба с грехами и страстями

Когда человек вступает на путь духовного роста, исправления, он начинает понимать, что с ним что-то происходит, но не всегда может правильно назвать тот или иной жизненный период и не знает, насколько он верен и куда человек идет – вперед или все же назад.

Тот, кто встал на путь духовного роста, безусловно, нуждается в духовном наставнике в лице священника, который сможет пояснить человеческое состояние и подскажет, как с этим бороться.

Всем приходится встречаться с духовной бранью — это то состояние, когда человеку приходится прикладывать массу усилий для исправления себя и преодоления бесконечно возникающих на определенном этапе обстоятельств, которыми искушает человека бес, не желая, чтобы человек исправлялся и направлялся к Богу. Другими словами, духовной бранью можно назвать борьбу с бесовскими нападками.

Духовная брань может проявляться абсолютно по-разному: могут сниться странные сны, будет казаться, что все это ложный путь, выдумка, психоанализ, захочется вновь впасть в грех, будут мешать различные обстоятельства, возникающие на ровном месте и мешающие продуктивному исправлению, не захочется исповедоваться, потом покажется, что священник плохой и нужно искать другого, то есть бес всячески применит все усилия, чтобы человека столкнуть с правильного пути, отвести от нужного пастыря, ввергнуть человека в заблуждение. И это начинается не после первой исповеди, потому как бес это переживет, пришел человек исповедовался и дальше живет как жил, а происходит тогда, когда человек начинает жить церковной жизнью.

Через некоторое время бес отступит, так как человек получит Божественную благодать от своей Богоугодной жизни, регулярной Исповеди и Причастия. Человек научится правильно видеть ситуацию, научится бороться с искушениями, что-то вообще будет переживать с легкостью.

Но духовная брань настолько индивидуальная, что рассказать о ней все невозможно, многое зависит от самого человека, и бес будет давить на слабые стороны, страсти, сомнения, проблемы, собственно, в этом нет ничего нового, но это все нужно пережить с Божьей помощью.

Борьба с грехами и страстями – это нормальное состояние каждого христианина, но для того чтобы борьба была эффективной, человек должен не только видеть внешнее проявление страсти или греха, но понимать и знать определение грехов, определение страсти, их свойства, причины, последствия, взаимосвязь.

Читать еще:  Лондонский священник благословил ноутбуки и смартфоны

Мы предлагаем читателю внимательно изучить раздел, посвященный данным вопросам, для перехода пройдите по ссылке Это очень большая и глубокая тема, которая нуждается в подробном рассмотрении.

Канун Великого поста: покаяние без посредников

Все ближе и ближе Великий пост — время воспоминания о своих грехах и покаяния. Вскоре в храмах выстроятся длинные очереди желающих покаяться. Но может быть, проще исповедоваться «напрямую Богу»? Разве покаяние обязательно должно быть при свидетеле? Можно ли раскаяться в грехах и получить прощение не приходя в церковь и не раскрывая душу священнику?

Исповедь для воцерковленного христианина — привычное дело. Если есть опыт христианской жизни, если подходишь к причастию достаточно часто, то покаяние перед аналоем становится чем-то совершенно естественным. И чем-то таким же нужным, как регулярное обследование у врача. За тем лишь исключением, что врач может найти тебя полностью здоровым, а на исповеди, будь она сколь угодно частой, обязательно вспомнится какой-нибудь грех.

Но если христианин — новоначальный или еще только подходит к порогу Церкви, или попросту не очень-то образован и «подкован» в богословских темах, то исповедь может вызывать у него множество сомнений и недоумений. Один из самых популярных вопросов, которые часто задают никогда не бывавшие у исповеди, но считающие себя верующими люди — это «а зачем ходить на исповедь? Ведь я могу исповедоваться сам, дома, напрямую Богу».

Только почему-то опыт Церкви от самых первых дней свидетельствует не в пользу тех, кто исповедуется «один на один» с Господом. Еще святые апостолы писали, что христианам следует открывать грехи друг перед другом, а не в тайной молитве. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», — писал в своем послании апостол Иаков, ставя молитвенное заступничество христиан друг за друга выше возможности «поговорить» с Богом наедине.

Читайте также: Канун поста: Страшный суд — Суд милости?

Но дело не только в совместной молитве. Есть и другая причина, по которой исповедь «непосредственно Богу» может оказаться если не совсем бесполезной для души, то куда менее полезной, чем могла бы. А может, увы, и вред нанести…

Что обычно подразумевается под исповедью «напрямую Богу»? Хорошо еще, если это действительно вставание на колени и покаянная молитва. Еще лучше — если к молитве из молитвенника, где приведены «среднестатистические» грехи без подробностей (чем они и удобны, едешь по этим строчкам, как на саночках, учитывая еще, что все написано на церковнославянском, а поди разбери, что на этом языке значит какое-нибудь мшелоимство) добавляются искренние перечисления своих согрешений и подлинное в них покаяние.

Хорошо, если это действительно обращение к Творцу и слезы перед Ним. В такой покаянной молитве есть и смысл, и толк. В конце концов, ежедневная исповедь «наедине с Богом» прямо-таки предписывается христианину, и в ежедневном молитвенном «правиле» она присутствует.

Но ведь зачастую речь идет совсем о другом, и «исповедь сразу Богу» ограничивается угрызением совести и неохотным признанием самому себе, что, кажется, был неправ. И никакого выхода за рамки собственного «я» нет в принципе. Бог в такой «исповеди» подразумевается как бы «по умолчанию» — мол, Он видел, что я в душе о чем-то совершенном пожалел — значит, я перед Ним раскаялся. Хотя человек к Богу не обращался, ни о чем Его не молил.

Никакого общения двух личностей при этом, никакого стремления к Богу, обращения к Нему о прощении и помощи в такой «молитве» нет. А по мнению «исповедника» Бог обязан чутко прислушиваться к каждому движению души, даже если это движение вовсе не в Его сторону, а так… само в себе… и засчитывать раскаяние, хоть бы оно заключалось в одной скользнувшей мысли «как-то я нехорошо поступил».

А ведь цель исповеди и покаяния — это не констатация факта «я был неправ». Собственно, это только первая ступень к покаянию, но далеко не его цель. А подлинное покаяние, обозначаемое греческим словом «метанойа» — «перемена мыслей», это — возрождение, воссоединение с Богом, сращение единства с Ним, разорванного грехом. Недаром говорится, что следует «принести плод покаяния» — признанием греха и даже отказом от него дело не ограничивается, следует сделать и нечто положительное, деятельно показать свою перемену.

Но даже в тех случаях, когда молитва — от души, сердечная, со слезами и воззваниями к Богу, и желанием переродиться, опасности можно не миновать. Дело в том, что молиться в пустоту очень сложно. Молиться, храня разум от представлений «воочию» своего Собеседника — очень трудно. Молитва, одновременно сосредоточенная на себе — в своей душе, в своих грехах — и при этом не создающая «образ Бога» внутри себя, к которому эта самая молитва и начинает обращаться — это очень, очень высокая молитва.

Умение не низводить Бога до какой-то картинки — трудное умение, не каждому дающееся (и уж точно не сразу). А ведь подобный самосотворенный «образ Бога в душе» — это не безопасно. Это не видимая икона, на которой можно упокоить взор, обращаясь к Первообразу. Худо начинается, когда этот созданный внутри себя мысленный образ начинает оживать. В прелесть (то есть, духовное заблуждение) можно впасть, и не видя наяву спускающийся с небес ангелов и Самого Господа во плоти. Обмануть самого себя можно очень потихоньку, разрешая созданной в себе картинке заместить Того, Кто Единственный должен принимать исповедь.

Читайте также: Что есть Бог — «нечто» или Личность?

Появляется искушение поверить в картинку внутри себя. Обращаться к тому Христу, Которого вообразил в своем сердце. И пусть Он прекрасен, и Лик Его сияет как солнце, а одеяния — белее белого снега, но к подлинному Христу воображаемая картинка отношения не имеет. Но сам не заметишь, как начнешь исповедоваться — не Богу. Как каяться начнешь — перед воображаемым. И ждать определенной реакции воображаемого Собеседника. И настраивать себя на нее. В зависимости от тяжести греха, глубины богопознания, да и просто собственного настроения. И вот в один день ты будешь «прощен», а в другой — грехи твои останутся с тобой. Только Бог тут будет ни при чем.

В зависимости от настроения «простить» или «обвинить» самого себя так заманчиво. И многие приписывают Богу свои мысли, даже не обратившись к Нему, то есть, попросту решив за Господа. «Я же понял, что был неправ (как вариант: я не мог по-другому, я был слаб) — и Он меня простил». Или наоборот: «Я такой страшный грешник, что Бог меня не слышит, и нет мне прощения во веки веков».

Да, в церкви у аналоя мы тоже исповедуемся Богу, а не священнику. Но здесь, во-первых, есть слушающий человек, обладающий огромным опытом бесед с кающимися — то есть, опасность впасть в мечтания разной степени мазохизма и себялюбия все-таки намного меньше. Во-вторых, священник — это человек, реально (по благодати священства) обладающий правом объявить отпущение грехов и поставить точку там, где «исповедующийся напрямую» человек будет долго-предолго копаться в себе, маясь угрызениями совести. Или наоборот: строго сказать, что простого признание греха — недостаточно. А, в-третьих, по слову апостола Иакова — священник — это свидетель покаяния и молитвенник за кающегося. Присутствие священника подтверждает твердость нашего решения отказаться от греха и готовность засвидетельствовать это перед Богом и людьми.

Порой можно услышать совсем уж детское возражение — мол «я стесняюсь исповедоваться перед священником, я уж лучше напрямую Богу». Но эта фраза в первую очередь свидетельствует о том, что возражающий совершенно не понимает, о чем говорит. Разве логично стесняться человека, такого же грешного и земного, как ты сам, но смело стоять перед Богом и не смущаться перед Его лицом?

На исповедь надо идти, как в травмпункт — ведь к врачу мы идем, не стесняясь самой страшной и уродской раны и не занимаясь самолечением. С тем же чувством следует прибегать и к аналою, чтобы исцелить изъязвленную грехом душу. Недаром священник, начиная исповедь, говорит пришедшим к нему: «внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши…» — то есть «вразумись же, что ты пришел в лечебницу не для того, чтобы выйти из нее неисцеленным…» И еще — помнить всегда, что Богу радостнее простить, чем нам — быть прощенными.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector