0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С места в карьеру. Как не ошибиться с работой?

С места в карьеру: о чем стоит подумать в момент карьерного кризиса?

К выбору и построению карьеры лучше подходить осознанно, но даже если что-то пошло не так, никогда не поздно исправить положение самостоятельно или с помощью карьерного коуча. Эта статья рассказывает о том, на каких принципах основан карьерный коучинг и на каком этапе он может быть полезен. А также о том, почему успешная карьера должна приносить не только деньги и обеспечивать статус, но и приносить радость.

Печально, но факт: на сегодняшний день около 70% людей старше 30 лет готовы сменить работу или хотя бы задумываются об этом, несмотря на общую удовлетворенность финансовым вознаграждением и тематикой работы. Это можно объяснить изменениями на финансовом рынке, падением уровня дохода или стагнацией должностного роста. Но еще одной немаловажной причиной является то, как меняемся мы сами.

«Поиск» себя для многих специалистов стал приоритетом благодаря проникновению осознанности в нашу жизни.

Это новая парадигма мышления, которая предполагает возврат человека к фокусу на свои жизненные ценности, стремлении стать лучше, желании затрачивать оптимальное количество ресурсов и не забывать про свою личную жизнь.

В теории спиральной динамики развития общества Дона Бека такая парадигма называется «оранжевой» или «стратегической». В ней человеку становится мало быть просто винтиком в механизме, он хочет построить свой пусть самостоятельно и эффективно. Развитие, лучшие решения, победа и независимость становятся важными словами, которые зажигают сердца.

Как найти свою работу мечты человеку нового времени? Ведь прежние методы поиска приводят не к новым, а к прежним результатам. Выход один – нужно сделать то, чего вы, возможно, раньше никогда не делали, – разложить ваши мысли о будущей жизни по полочкам.

Когда вы искали работу, выписывали ли вы на бумажке абсолютно все параметры желаемой вакансии? Какие параметры у вас сформировались? Что было для вас по-настоящему важно в работе? Ведь работа не складывается только из суммы, которую вы получаете в месяц и вашей должности на визитке. На работе вы проводите минимум 50 часов в неделю, вы общаетесь там с людьми, передвигаетесь по офису, назначаете встречи, посещаете мероприятия. И да, потом вам бы еще домой.

Отсутствие четкой цели, которая бы не просто была, а вдохновляла человека, ведет к тому, что человек выбирает что-то социально ожидаемое, навязанное обществом, окружением. Путь, успешный с точки зрения сообщества профессионалов вашей сферы, на самом деле довольно стандартен. Но ограничение себя только целью иметь деньги и престиж может быть не самой правильной стратегией.

Когда рост материального вознаграждения достигает предела или теряется перспектива новой должности, наступает кризис. Вы начинаете задаваться вопросами: к чему дальше идти? А правильную ли я профессию выбрал или есть другая, где мне все-таки больше заплатят? Мозг старается снова подключиться к привычной денежно-дофаминовой зависимости. А фактически человек встает в очередь: сейчас для всех, потом для бизнес-класса, а потом и до очереди в первый доберусь.

Сразу поспешу сказать вам банальную истину – никто не работает только за деньги или за звание. Такой результат работы, как бы странно это ни звучало, не дает нужного эффекта удовлетворения, когда он не привязан комплексно к жизни человека.

Деньги и престиж тесно взаимодействуют только с нашим самым древним, рептильным мозгом. Он является основополагающей нашего существования и отвечает за удовлетворение базовых потребностей организма. Именно из-за него нам все время хочется всем запастись – покушать побольше, поспать подольше, энергию не тратить и на спорт не ходить. Задумайтесь, уже 500 миллионов лет этот мозг борется за выживание человечества, ему так просто не объяснишь, почему вы не умрете, если съедите всего тарелку салата. Вот и денег побольше, место повыше, вдруг что.

Напишите сумму, которую вы сейчас тратите на поддержание вашего образа жизни. Напишите, что вам принципиально важно и обязательно нужно добавить в ваши расходы? Ради чего? Ради чего в вашей новой работе вы готовы были бы снизить ваш доход?

Хорошо, что помимо этого мозга у нас есть еще целых два – лимбическая система (эмоциональный мозг) и лобная доля (визуальный мозг).

Эмоции завязаны на все наши мысли и действия, но почему-то люди пытаются все время от них абстрагироваться. Как бы нам всем хотелось бы быть в любой сложной ситуации холодными и расчетливыми! Кажется, что именно так можно добиться успеха. На самом же деле, именно настоящий кураж и энергия могут помочь сделать вашу жизнь яркой, незабываемой. С эмоциональными реакциями не надо бороться, с ними надо просто уметь работать.

Подключение вашего эмоционального опыта к процессу постановки цели принципиально важно, поскольку ваша лимбическая система либо будет приносить вам удовольствие и стимулировать работать, либо будет раздражать и снижать вашу продуктивность. Она будет жить либо в консонансе с рептильным мозгом, либо в диссонансе — ваш выбор.

Какие сейчас эмоции сопровождают ваш рабочий день? Сделайте ретроспективу: выписывайте свои эмоции как минимум один день.

Теперь подумайте, как должен поменять ваш день с точки зрения эмоционального опыта? С каким ощущением вы хотите приходить с работы каждый день? Что в ней будет приносить вам самые интересные переживания?

Теперь о визуальном мозге.

Своим визуальным мозгом мы отличаемся от животных, у них такого нет. Он способен обрабатывать эмоции и формировать ценности, находить смыслы и закреплять нейронные цепочки, на самом деле для этого мозга вообще нет ничего невозможного. Если вы правильно тренируете свое визуальное мышление, то развиваете огромное количество разных суперсил современного мира: от жизнестойкости до эмоционального интеллекта. И любая цель, которая взаимодействует с этим мозгом, будет мотивировать и награждать вас дофамином всю вашу жизнь, даже если вы при этом не будете зарабатывать по миллиону долларов в месяц.

Свою цель вы должны визуализировать в подробностях, смотреть на нее, слушать ее, потрогать (если вы кинестетик), делать что угодно, чтобы ясно ее представлять. Найдите для себя ассоциацию: картинку в интернете, песню, предмет, — что угодно, что для вас будет являться бессознательным символом работы мечты. Такой нестандартный «взгляд в будущее» поможет сформировать более реалистичную, более четкую цель, упростит ее и сделает легкой в достижении.

Кто может помочь вам поставить карьерную цель, которая удовлетворит рептильный мозг, успокоит эмоциональный и будет вдохновлять визуальный?

Бизнес-консультанты, тренинги из серии «восстань из пепла и стань олигархом», многочисленные советы иногда не работают, просто потому что они не учитывают особенности вашей жизни. Каждая история уникальна, мотивация сложна и многогранна, вам хочется делать осознанный и ответственный выбор, опираясь на себя. Помочь в этом может только человек, который не хочет вас «починить» или переделать. И это коуч.

Главным отличием коучинговой профессии является вера в пять основных принципов:

  • с вами все «ок», вы абсолютно нормальный человек;
  • вы всегда делаете наилучший возможный выбор;
  • у вас есть все ресурсы для тех изменений, которые вы задумали;
  • ваши намерения всегда позитивны;
  • изменения в вашей жизни неизбежны.

Благодаря этим принципам коуч не буде давать вам советов, оценивать или критиковать вас. Слушать клиента, задавать вопросы, структурировать мысли и находить те самые шаги клиента, которые будут его мотивировать, приносить удовлетворение, соотноситься со всей его жизнью – вот задачи коуча.

Одной из самых важных компетенций коуча является и работа с целями клиента. Карьера должна соотноситься с личной жизнью и с потребностями, все способности и компетенции клиента должны учитываться и придавать силы и уверенности, выбранный путь должен приносить счастье и вести к новым возможностям, к тому, ради чего человек вообще хочет жить.

Это непростой процесс, но это та самая перезагрузка осознанности, которая нужна сейчас любому специалисту, потерявшему себя в профессии.

При выборе коуча опирайтесь в первую очередь на наличие у него сертификации в Международной Федерации Коучей (ACC ICF, PCC ICF, MCC ICF) и соответствующего образования в ведущих школах коучинга (например, Эриксоновский Университет).

У каждого процесс трансформации протекает по-своему. Изменения даются всегда нелегко, особенно если предыдущие правила вели вас по жизни несколько десятилетий. Но факт того, что вы осознали и прояснили цель, к которой надо прийти, делает каждый шаг легче.

Жизнь не стоит на месте, но она все еще может приносить удовольствие. Все то, что у вас уже есть – это ваш фундамент, и прыжок с него способен вывести вас на принципиально иной виток развития. То место, где вы окажетесь, будет вполне реальным, будет гармоничным, будет заряжать энергией, дарить потрясающие эмоции. Все ответы есть внутри вас. Возможно, вам просто нужен хороший вопрос от коуча.

Читать еще:  Опубликован график бесплатных дней в музеях Киева в июне

Поиск работы: как не ошибиться с выбором работы?

Продолжим разговор про поиск работы и рассмотрим, как не ошибиться с выбором работы, не попасть в какие-нибудь мошеннические схемы и просто не устроиться туда, где все, от самого характера работы до оплаты труда, будет в корне отличаться от того, что было предложено в вакансии.

Прежде всего, я хочу акцентировать ваше внимание вот на чем. Почему-то многие считают, что, если они находятся в поиске работы, главное, чтобы работодатель выбрал именно их кандидатуру среди всех остальных. То есть, они уже заранее ставят себя в бесправное положение, и полностью перекладывают принятие решения на работодателя. Это — неправильный подход!

Осуществляя поиск работы, соискатель, в первую очередь должен сам выбирать, к какому работодателю он хотел бы трудоустроиться, а к какому нет, и только сделав свой окончательный выбор, ждать решения работодателя.

Наверняка многие не знают, что перед тем, как откликнуться на размещенное резюме, профессиональные сотрудники по подбору персонала серьезных компаний тщательно проверяют соискателя по всем возможным каналам. Наводят справки с предыдущих мест работы, просматривают профили в соцсетях, ищут, где в интернете «засветились» контактный е-мейл и телефон соискателя и т.д. А вот среди тех, кто пытается найти работу, очень мало кто делает нечто подобное перед тем, как откликнуться на вакансию, и совершенно зря.

Благодаря поверхностному подходу к поиску работы, и откликам на все подряд вакансии (лишь бы взяли хоть куда-нибудь!) многие соискатели становятся жертвами недобросовестных работодателей, а иногда и настоящих мошенников.

Тогда что делать? Как правильно вести себя соискателю? Как не ошибиться с выбором работы? Все очень просто: перед тем, как откликнуться на вакансию, или согласиться на прохождение собеседования, если работодатель сам к вам обратился, необходимо собрать основные сведения о потенциальном работодателе, которые позволят вам сделать вывод: хотите вы у него работать или нет. Если ответ будет «нет» или даже «скорее нет» — то не тратьте время, а старайтесь найти работу, которая вас действительно будет устраивать.

Для сбора сведений следует использовать, прежде всего, корпоративный сайт компании, а также все, что вы найдете о ней, используя поисковые системы, социальные сети, форумы: новости, статьи, отзывы и т.д. Кстати, не забудьте пробить через поисковики контактные телефоны и адреса компании: возможно она уже засветилась в каких-нибудь черных списках работодателей.

Рассмотрим, какие сведения о работодателе можно собрать из открытых и общедоступных источников.

1. Товары и услуги компании. Если это коммерческая структура — узнайте, что она производит или продает. Насколько товары и услуги компании конкурентоспособны и востребованы на рынке по цене и качеству. Особенно это необходимо изучить тем, кто претендует на должности, так или иначе связанные с продажами: если по вашему мнению товары или услуги компании откровенно бесперспективны — вы просто не сможете их продавать, а значит вас даже если и возьмут на работу, то вскоре уволят, и вы просто потеряете время.

2. Цели и задачи компании. Вполне может быть, что цели и ценности компании не сопоставимы с вашими, скажем, по морально-этическим соображениям. Ну, к примеру, вы претендуете на должность менеджера по рекламе, потенциальный работодатель производит табачные изделия, а вы категорически против курения. Сможете ли вы разрабатывать хорошую рекламу для этой компании и будете ли этим заниматься?

3. Кадровая политика компании. Изучите, как компания относится к своим сотрудникам, как отзываются о ней те, кто там работал или работает, велика ли текучка кадров, какова вообще репутация этой компании на рынке труда. Может быть, каждый, кто там побывал, через 2-3 месяца увольняется, потому что ему платят в два раза меньшую зарплату, чем обещали, или не платят вообще, и компания тем и живет? Или если просто чуть что не так — сотрудника сразу увольняют? Вы хотели бы работать в таком психологическом напряжении?

4. Потенциальные начальники и коллеги. Эту информацию собрать уже сложнее, но при желании можно. Выясните, кто будет вашим непосредственным руководителем, и в каком коллективе вам предстоит работать в случае трудоустройства. А вдруг ваш начальник окажется вашим злейшим врагом, а вы узнаете об этом лишь тогда, когда уже будете оформлены на работу? Или климат в коллективе, мягко говоря, недружелюбный, а вы — человек с ранимой психикой…

Если вы собрали эти и другие необходимые сведения, и они вас устраивают — это еще не означает, что вы готовы работать в данной компании. Пока это означает, что вы откликнитесь на вакансию и постараетесь попасть на собеседование. А вот к собеседованию стоит подготовиться не только в том плане, чтобы выгодно «продать» себя, но еще чтобы получить все недостающие, интересующие вас сведения, которые позволят вам принять окончательное решение и не ошибиться с выбором работы.

Поэтому соберите список вопросов, ответы на которые вам необходимо знать до трудоустройства, и задайте их на собеседовании своему потенциальному руководителю или сотруднику кадровой службы. Кстати, хорошие руководители всегда ценят «пытливый ум» своих будущих сотрудников, так что это даже сыграет вам на пользу. И лишь получив все ответы, вы (а не только работодатель!) сможете сделать свой окончательный выбор.

Как показывает практика поиска работы, очень часто можно наблюдать такую картину: те, кто, осуществляя поиск работы, рассылают свои резюме, звонят и ходят на собеседования во все компании подряд, долго не могут найти работу, а те, кто долго и тщательно изучает рынок, после чего «бьет точно в цель», отослав резюме всего 1—5 работодателям, тут же трудоустраивается. Задумайтесь об этом.

Теперь вы знаете, как не ошибиться с выбором работы. Надеюсь, что эти советы помогут вам найти хорошую работу, которая будет приносить вам моральное и материальное удовлетворение долгие годы.

До новых встреч на Финансовом гении — сайте, который научит вас максимально эффективно использовать личные финансы, и всему, что так или иначе с этим связано.

С места в карьеру

Какую специальность выбрать, чтобы не остаться без работы через 5 лет

Как раз сейчас в государственных вузах идет распределение. И, увы, не более половины выпускников образовательных учреждений получают работу по специальности, около 15 процентов обладателей новеньких «корочек» регистрируются в качестве безработных, процентов 40 пашут на «чужом поле».

Как не ошибиться с выбором профессии? Особенно в ситуации, когда среднегодовая потребность государственных предприятий и организаций в кадрах с высшим образованием до 2015 года всего около 18 тысяч человек. А только в государственные вузы в прошлом году поступили более 75 тысяч ребят (из них почти 24,8 тысячи — на бюджетную форму), и еще около 14 тысяч стали первокурсниками частных вузов. За последние 5 лет набор в вузы увеличился на 13,4 тысячи человек. Спору нет, хорошо, когда в стране много образованных людей. Плохо, когда их знания остаются невостребованными.

Притом что сегодня все стремятся получить высшее образование, самый высокий спрос на специалистов с профессиональным образованием: водителей автомобилей, сварщиков, электриков, слесарей, монтажников, токарей, прорабов, мастеров. В дефиците терапевты и врачи скорой помощи, инженеры высокотехнологических отраслей. Требуются менеджеры младшего и среднего звена — «лейтенанты» производства. А в числе безработных неизменно экономисты и юристы, товароведы, бухгалтеры, секретари, техники–технологи, воспитатели и педагоги отдельных дисциплин.

На рынке труда сейчас котируются специалисты гостиничного бизнеса, банковского дела, фармацевтики, IТ–технологий, нанотехнологий, наноматериалов. Но будут ли эти профессии популярны через 5 лет так же, как сегодня?

Говорят, прогнозы — дело неблагодарное. Но ошибка в выборе профессии дорого стоит. В прошлом году клиентами службы занятости стали более 2,2 тысячи новоиспеченных специалистов с высшим образованием и 6,3 тысячи со средним специальным, на сегодняшний день из них трудоустроены только 849 выпускников вузов и 2.512 выпускников ссузов.

— Могу точно сказать, рабочие кадры будут востребованы всегда. Хотя набор в профессионально–технические училища, увы, с каждым годом сокращается, — говорит директор Минского городского центра занятости населения Чеслав Ровба. — Кроме того, есть такая формула: на одно рабочее место в сфере производства приходится два рабочих места в сфере обслуживания. Торговля, пассажирские перевозки, почта, баня, парикмахерская, тренажерные залы — там всегда будут вакансии.

Поскольку население Беларуси стареет, будут востребованы социальные работники. Растет автомобильный рынок, а с ним и спрос на специалистов по ремонту и обслуживанию авто. Среди приоритетов — жилищное строительство и агропромышленный комплекс. Так что для инженеров–строителей, энергетиков и агрономов работа найдется всегда.

— С развитием сотовой сети, промышленного строительства возрастет потребность в промышленных альпинистах, — считает первый проректор Белорусского государственного университета физической культуры Ольга Гусарова. — Они работают там, где нет возможности поставить строительные леса, подъехать автовышке. Кроме того, монтаж лесов и люлек, как правило, дороже. За рубежом промышленные альпинисты даже окна и фасады зданий моют на любой высоте. Сейчас есть спрос на тренеров по бильярду, плаванию, лыжному двоеборью, спортивному ориентированию, шахматам, судомодельному и водно–моторному спорту для ДОСААФ.

Читать еще:  Социальные сети и духовная жизнь

В медицине большое будущее предрекают генетикам, функциональным диагностам, иммунологам. Не иссякнет и потребность в косметологах, пластических хирургах, стоматологах, гинекологах. Найдется через 5 лет работа и акушерам, гигиенистам, эпидемиологам. Возрастет потребность в техниках–массажистах (лечебный массаж) и зубных техниках (зубопротезное дело).

Что касается педагогов, работу без проблем всегда находили учителя математики, физики и информатики. На сегодняшний день непросто устроиться учителям начальных классов, русского и белорусского языков. Маловато перспектив у гуманитариев и представителей естественных наук: их в 10 раз больше, чем требуется.

Среди тех, кому эксперты предрекают хорошее будущее, инженеры–химики, пищевики. Уже сегодня фирмы и предприятия ищут профессионалов в области логистики (логистик рассчитывает и минимизирует затраты на доставку товаров потребителю) и актуарной математики (оценка риска в страховании и финансах). Вырастет спрос на специалистов в области химической технологии неорганических веществ и материалов, производства изделий и покрытий из полимерных материалов, монтажа и эксплуатации электрооборудования.

Технические специальности пользуются особой популярностью.

— Например, МАЗ, МТЗ, БелАЗ присылают почти в два раза больше заявок на специалистов, чем мы можем им предложить, — говорит первый проректор БНТУ Владимир Соломахо. — Скажем, по специальности «Технологии машиностроения» выпускаем 60 человек ежегодно. Готовы еще стольким же работу предложить. Если по специальностям «Метрология, стандартизация и сертификация», «Промышленное и гражданское строительство», «Двигатели внутреннего сгорания», «Автомобилестроение» набор увеличить в 2 раза, лишним на рынке труда никто из выпускников не будет.

Вообще же спрос на специалистов узкого профиля можно рассматривать как следствие подъема реального сектора экономики. Завтра стране будут нужны инженеры, технологи, математики, физики, а специалисты модных вчера профессий могут пополнить ряды безработных.

Культ провала: как умение ошибаться помогает построить карьеру

Неспособность сотрудников признавать свои ошибки и учиться на них всегда дорого обходилась бизнесу. При этом — парадокс — корпоративная культура чаще всего побуждает работников всеми правдами и неправдами отстаивать свою правоту. Постепенно в западные, да и российские компании приходит понимание: чем выше зона ответственности человека, тем осознанней он должен подходить к собственным ошибкам, признавать их, своевременно делать правильные выводы и передавать этот опыт всей команде.

Такой подход к ошибкам относительно новый и еще проходит процесс трансформации, но бизнес постепенно движется в сторону «культа факапов» — и это не может не радовать.

Что есть ошибка

Ошибка в работе — это когда после совершенного действия или принятого решения человек получает совсем не тот результат, на который рассчитывал изначально. Важно оговориться: рассуждая об ошибках, я не говорю о случаях ненадлежащего выполнения своей работы, об отсутствии вовлеченности и уж тем более о халатности. Такое отношение к своему делу я считаю неприемлемым и предпочту расстаться с таким человеком.

Поколение X и даже Y (так называемые бумеры и миллениалы) выращены на установке о необходимости быть непогрешимыми. Нам внушали, что ошибаться нельзя, это неправильно, это не пристало ни просто человеку, ни тем более профессионалу.

Сегодня же в противовес этому принципу, например, американские венчурные фонды не рассматривают стартапы предпринимателей, которые не могут предъявить им опыта предыдущих неудач. Да-да, как бы парадоксально это ни звучало, вам нужно ошибаться, чтобы доказать свою профессиональность. Когда у вас нет, как это модно сейчас называть, «факапов», вас вряд ли воспримут всерьез.

Реалии таковы, что в мире не существует людей, которые не ошибаются, поэтому ждать этого от своих коллег, подчиненных, окружения совершенно бессмысленно. И еще более нездорово не позволять ошибаться самому себе.

Ошибка — это, в первую очередь, опыт. Да, вы пришли не туда, но при этом получили знания и наработки, которые позволят в следующий раз эту самую ошибку уже не совершить. Зачастую, после неудачи возникает неприятное послевкусие, которое вызвано эмоциями. Если абстрагироваться от эмоций и начать смотреть на ошибку как на опыт, оно исчезнет.

Какими бывают ошибки

Ошибиться можно на каком угодно участке своего карьерного пути — все люди разные, у всех свой бэкграунд и слабые места, и это нормально. Но я все же выделяю два самых часто встречающихся типов ошибок в руководстве.

Ошибка найма — это когда управленец нанимает «не тех людей», сотрудников, которые по тем или иным причинам не показывают результатов, о которых вы договаривались на берегу. Проанализировав собственный опыт, а также мнения многих компаний, могу с уверенностью сказать, что ошибки найма возникают по трем основным причинам. Во-первых, это неправильная оценка совместимости потенциального сотрудника с «ДНК компании» — с ее культурным кодом. Во-вторых, это давление срочности. Все мы знаем, что существуем в вечном режиме аврала, когда необходимый профессионал нам был нужен «еще вчера». И, в-третьих, это решение, принятое при нехватке достойных кандидатов. Эти три обстоятельства приводят к тому, что в компании оказывается неподходящий человек, который в коллектив не вписывается, даже будучи профессионалом. Такой человек не сможет стать эффективным. С ним придется прощаться, и это всегда нехорошо для коллектива, компании, бизнеса.

В моем личном опыте есть пример, когда я взял взрослого и опытного человека в свою команду, но не выявил и вовремя не отследил его несоответствие нашей культуре. «ДНК» этого руководителя совершенно не совпадала с корпоративным культурным кодом и после ряда сложностей и конфликтов нам пришлось расстаться. Тем не менее, благодаря этой истории чуть позже мы совершенно по-другому выстроили процесс оценки и профилирования кандидатов, стали больше внимания уделять cultural fit [культурному соответствию. — Forbes], присматриваться не столько к достижениям, которые описывает кандидат, сколько к тому, как он строит отношения с коллегами и как анализирует собственный опыт.

Для себя я также определил, что буду уделять больше внимания продвижению на ключевые управленческие позиции собственных людей, а не искать их извне. За несколько лет мы успешно вырастили несколько эффективных менеджеров, улучшили климат в команде. Я абсолютно убежден, что соответствие кандидата корпоративной культуре компании — это обязательный фактор успеха найма, и эта ошибка здорово помогла мне наработать правильное понимание и практический опыт.

Не существует людей, которые не ошибаются, поэтому ждать этого от своих коллег или от себя совершенно бессмысленно

Но даже если человек отлично справляется со своим функционалом, можно допустить ошибку, попытавшись вознаградить его, например, повышением. Совершенно точно отличный сотрудник останется таким же эффективным в новой, казалось бы, более выгодной роли.

Однажды у меня был один человек в подчинении, отличный эксперт, и я решил дать ему возможность попробовать себя в менеджерской роли, которой он очень хотел. В этой менеджерской роли сотрудник очень много работал, но результата не было. Он брал на себя еще больше проектов, сидел до ночи в офисе, но его собственные результаты, как и результаты команды, неуклонно ухудшались.

Соответствие кандидата корпоративной культуре компании — это обязательный фактор успеха найма

Когда два человека подряд покинули команду, я закатал рукава и стал разбираться в происходящем в формате микроменеджмента. И выяснил, что его ошибка заключалась в формальной требовательности, управлении людьми исключительно на основании аналитики и цифр, без лидерства и ролевой модели. Как оказалось, этот менеджер жил глубоким убеждением, что побеждает самый умный и аналитичный, и офис не место для проявления человеческой натуры, «этим надо дома заниматься». Разговоры не помогли, пришлось расстаться. Этот случилось довольно давно, но фраза «Хочешь потерять хорошего эксперта — сделай его менеджером», поверьте, вполне актуальна в корпоративном мире и по сей день.

Ошибки при принятии управленческих решений. Каждый управленец может признаться в своеобразном «кладбище» проектов, которые угасли по его вине. Чаще всего, это следствие ошибок в принятии управленческих решений. Причиной обычно служит то, что руководитель не слушает и не воспринимает всерьез мнение членов своей команды, не анализирует особенности текущей ситуации и не учитывает нюансы, характерные различия, создающие конфликт интересов.

В моей практике был и такой опыт, когда я пытался объединить усилия нескольких департаментов, руководствуясь идеями синергии. Однако я не учел, что при ближайшем рассмотрении эти отделы имели скрытый конфликт интересов. В конечном счете проект не «взлетел» так, как планировалось. Опыт, который я вынес из этой ситуации: важно узнать мнения команд и принять во внимание культурологические нюансы и региональные различия внутри нашего «государства» — компании. Мне казалось, что нашего «ДНК» будет достаточно, чтобы прийти к результату, но, как уже было сказано ранее, соответствие культурному коду — это обязательный фактор успех, но не единственный.

В итоге я пришел к выводу, что синергия — вещь нужная, системная и, главное, стратегическая, но достигать ее нужно через общую материальную цель и определить маршрутную карту к ней необходимо прежде, чем начинать двигаться к синергии.

Убийца креатива

В моей собственной профессиональной жизни, безусловно, тоже были случаи, когда в момент осознания промаха я чувствовал глубокое разочарование самим собой. Но когда я устраивал себе разбор полетов, то понимал: если простить себя и приглядеться к ситуации без эмоций, то всегда найдется то, что я смогу системно поправить в своем видении, отношении, бизнесе.

Самое страшное, что несет в себе боязнь ошибиться, — это исчезновение творческого потока. В условиях, когда люди боятся совершить любую ошибку, они не чувствуют в себе смелости экспериментировать, а эксперименты обеспечивают движение вперед.

Когда люди боятся совершить любую ошибку, они не чувствуют в себе смелости экспериментировать, а эксперименты обеспечивают движение вперед

Если говорить о поколении Z — самых молодых сотрудниках во всех компаниях на сегодняшний день — то они чаще всего приходят на работу, чтобы самореализовываться. А этот процесс требует свободы и не может проходить в условиях тотального контроля, под угрозой неминуемого наказания.

Читать еще:  Вечерние молитвы на старославянском языке, как читать

Поэтому важно принять тот факт, что ошибки неизбежны. А это значит, что необходимо придумать способ переплавлять их во что-то полезное, прикладное и эффективное для всей команды. Сегодня не может стоять цели «быть непогрешимым». В процессе эксперимента и творчества ошибки могут, будут и даже должны случаться. Нужно научиться делать выводы, а приобретенный в процессе опыт искусно превращать во всеобщее достояние. В результате в компании наработаются алгоритмы и установиться культура, при помощи которых правильные решения будут находиться быстрее и легче.

Начать с себя

Чтобы полностью изменить отношение к ошибкам и начать на них учиться, в первую очередь необходимо поменяться самому — изменить свой modus operandi (с латинского «образ действия») в этом контексте.

Задайте себе несколько вопросов и честно на них ответьте. Как я поступаю, когда ошибаюсь сам? Какая реакция возникает у меня, когда ошибаются мои сотрудники? Какие последствия влечет моя реакция? Ответив на эти достаточно сложные вопросы, начните нарабатывать осознанность — понимать, какую эмоцию вы испытываете, совершив ошибку, и почему. То же самое касается эмоций, которые возникают при ошибках сотрудников.

Для наработки нового отношения к ошибкам я бы порекомендовал действовать в двух направлениях: психологическом и практическом. У проблемы принятия ошибок есть серьезная психоэмоциональная подоплека, и, чтобы в ней разобраться, можно поработать с коучем или психологом. Обсудить, что вы чувствуете в подобных ситуациях и найти корни ваших реакций и поведенческих паттернов, которые эти реакции за собой влекут. Например, если в школе вас наказывали за ошибки (а в советские времена это случалось постоянно), то страх оступиться будет преследовать вас и во взрослой жизни.

Необходимо начать проговаривать со своей командой, что факапы — это часть общего пути, и люди не будут за них наказаны

В практической плоскости хорошо помогает подход формализации понятий при анализе ошибок. В компании или хотя бы в рамках отдельной команды создайте безопасную среду для их совершения. Разработайте формат работы над ошибками и обсуждайте полученные выводы с членам команды. Это позволит остальным учиться на чужих ошибках и страх поделиться своим не самым удачным опытом постепенно сойдет на нет.

Необходимо начать проговаривать со своей командой, что факапы — это часть общего пути, и люди не будут за них наказаны. В этом деле главная задача менеджера не дать сотруднику впасть в самобичевание, а вместо этого помочь ему переплавить ошибку в опыт.

В нашей компании, например, существует практика разбирать, почему мы не выиграли тендер. Скорее всего, мы в чем-то ошиблись, раз этого не произошло. Но если мы будем искать виноватых, то никакого урока из этого не извлечем, поэтому анализируем все имеющиеся на руках факты и приходим к выводу, чего избегать в будущем.

Не ошибался — не жил

Умение предвидеть и предугадывать развито в людях в разной степени, но даже профессионалы-«экстрасенсы» ошибаются. Я бы никогда не взял в команду человека, который утверждает, что ни разу не ошибался. Скорее всего, ему надо набираться зрелости, взрослеть и учиться честно смотреть на самого себя. Интересны те люди, которые вынесли ценный опыт, знания, навыки и компетенции из своих разнокалиберных провалов, которые случаются у всех людей без исключения.

Сегодня многих руководителей беспокоит вопрос, как понять, насколько допущенные кандидатом ошибки серьезны и какое их количество допустимо. Надо сказать, что число ошибок не так важно, как пропорция между успехом и провалом. Если человек осваивает что-то новое, на первых этапах количество ошибок может превышать количество удач. Однако если в своей профессиональной деятельности, где человек претендует на экспертный уровень, ошибки будут составлять больше 10–15% от всего объема принятых решений, необходимо разобраться в алгоритмах принятия решений и понять причины этих ошибок.

Отличить правду от выдумки можно с помощью правильных вопросов, зачастую неудобных

Также все сильно зависит от вида деятельности. Предположим, ученые разрабатывают новый препарат. Вначале именно большое количество ошибок приведет их либо к успеху, либо к полному закрытию проекта. И в этой ситуации даже сворачивание проекта может быть успехом — своевременно перестать инвестировать ресурсы во что-то безнадежное. А если главный бухгалтер периодически ошибается при сведении баланса или менеджер постоянно теряет людей — здесь явно что-то не так.

Чтобы нащупать тонкую грань между неудачником-непрофессионалом, который все время ошибается, и экспериментатором-новатором, который готов идти нестандартным путем, нужно внимательно изучить человека: провести грамотное собеседование, и не одно. Отличить правду от выдумки можно с помощью правильных вопросов, зачастую неудобных, и еще лучше — анализа невербальной составляющей ответов. Руководителю сегодня очень важно отличать людей, ошибающихся в процессе поиска истины, от профессиональных сказочников, бодро рассказывающих на собеседованиях продуманные заготовки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Пейте больше воды и не бойтесь начальника: 10 советов, чтобы построить карьеру в корпорации

Мудрость читателя Т⁠—⁠Ж

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Современный корпоративный мир представляет собой вселенную, которая существует параллельно с обычным миром людей.

С понедельника по пятницу с восьми утра до пяти часов вечера многие из нас живут по законам этой вселенной. Во время работы в крупной корпорации я встречал много разных людей. Для одних работа в компании — это день сурка. Для других каждый день — это бег по кругу. Третьи относятся к работе как к болоту. Есть и те, кому все это нравится: они уже добились определенных успехов и чувствуют себя комфортно.

Моя работа в компании была всякой: мне нравилось, мне не нравилось, я боялся, злился, хотел уволиться сам и меня хотели уволить. Пройдя всевозможные круги и стадии, я усвоил несколько правил, которые помогли мне стать ценным специалистом для компании и в то же время позволили начать получать искреннее удовольствие от своей работы.

Это заметка для молодых специалистов

Для тех, кто только начал свой корпоративный путь, и тех, кто замешкался. Если у вас есть желание превратить работу в такое место, куда вам хочется идти каждое утро, то эта статья для вас.

Я не утверждаю, что все написанное непременно сработает в вашем случае, но это сработало со мной. Надеюсь, мои правила помогут кому-то еще.

Да, просто будьте собой — и все. Это лучший способ понять, сможете ли вы сработаться с корпорацией. Вы почувствуете это так же, как любовь. Если не почувствуете, то и стараться нечего: вы просто привыкнете, и не будет никаких чувств. Только без чувств нет любви, а без любви не родятся дети. Так и у вас с корпорацией — плодов совместного творчества, вероятно, не будет.

Для меня быть собой — это базовое правило. Несмотря на мнимую простоту, быть собой тяжело. Я встречал много специалистов, которые утверждали, что они, например, пунктуальны, но при этом постоянно опаздывали. Я и сам этим грешу, но решил сразу предупреждать других о том, что могу опоздать.

Корпоративная атмосфера пропитана настроением быть лучше, эффективнее, успешнее… Многие сотрудники, особенно молодые, надышавшись этим духом, забывают о том, какие они на самом деле. И вместо того, чтобы говорить: «Я иногда опаздываю, но стремлюсь быть пунктуальным», они говорят: «Я всегда прихожу вовремя».

Часто руководители пугают народ словами: «Это будет ваша ответственность». Но не стоит этого бояться. Если вы берете на себя ответственность, вы демонстрируете не только свои компетенции, но также показываете уверенность в том, что вы делаете правильные вещи. Ответственность — это не ужас и не кошмар, в ней нет ничего страшного.

Боязнь взять на себя ответственность связана со страхом того, что будет, если вы не справитесь с возложенными обязанностями. Но это неверный подход. Нужно верить в успех того, чем вы занимаетесь, тогда ответственность будет вас стимулировать и мотивировать.

Решить задачу — значит найти решение либо показать, что его нет. Кто-то спросит: «Зачем браться, если задание изначально невыполнимое?» Я люблю такие задачи, потому что они позволяют расти и постоянно быть в тонусе.

Если задачу считают невыполнимой, решив ее, вы заявите о себе. А если облажаетесь — что ж, задача была невыполнимой, но зато вы честно старались. Попытайтесь извлечь из нее как можно больше полезного — знаний, уроков, опыта — для себя и компании. На таких специфических задачах можно использовать нестандартные методы работы, у вас будет больше свободы действий. И если вы справитесь, заработаете определенную репутацию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector