0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самооправдание, или ложное состояние

Содержание

Самооправдание – чем отличается неадекватное состояние в психологии

Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Наверняка многие могут вспомнить общение с другим человеком, который в малейших неприятных ситуациях обвинял окружающих, а себя активно выгораживал. Конечно, ситуации могут быть самыми разными, но сейчас речь идет о тех случаях, когда у человека патологическая неспособность признать за собой даже малейшую вину.

Адекватное ли это поведение или нет, становится понятным, когда ситуация повторяется раз за разом, и очевидные вещи не признаются оппонентом осознанно. В данном случае, возникает дискомфорт в общении, и нередко назревают конфликты. Из этого можно смело сказать, что самооправдание может проявляться как неадекватное поведение.

Что такое самооправдание

Простыми словами самооправдание – это акт в общении, где человек предоставляет реальные и нереальные доказательства своей непричастности и невиновности, к тому или иному поступку или проступку. Для кого-то данная тема покажется не столь важной и глобальной, ведь смешно, когда взрослый человек постоянно оправдывается, и понятно, когда это делает маленький ребенок.

Чаще всего именно здесь и скрыта проблема патологического самооправдания, это детско-родительские отношения. Ребенок оправдывается, потому что не желает получить наказание, он еще не способен нести ответственность, и ему хочется быть хорошим для своих родителей.

Если в воспитании родители не завышают требования к своему чаду и объясняют, что допускать ошибки нормально, и только так можно чему-то научиться, то он не будет постоянно стремиться оправдать себя.

Если же наоборот, родители ругают за малейшую провинность, не позволяют допустить ошибку и за этим всем идет недовольство и даже наказание, то за ребенком закрепится неадекватное поведение, которое будет выражаться в самооправдании.

Получается, что для воспитания в ребенке адекватного отношения к акту самооправдания, родителям стоит придерживаться следующих рекомендаций:

Чем опасны самооправдания?

  • Реакция родителей на проступки и ошибки детей должна быть адекватной!

Стоит избегать резких и громких криков и возгласов, общение с ребенком должно происходить на одном уровне глаз, это значит. Что взрослому стоит присесть рядом и спокойным тоном объяснить, почему не стоит поступать, так или иначе.

Если речь идет о серьезных оплошностях, которые могут нести опасность жизни самому ребенку, то здесь конечно, можно нужно говорить строго, и возможно наказать определенными запретами, но обязательно должно быть пояснение, почему нельзя так или иначе поступать.

  • У ребенка должна быт свобода выбора (конечно, в разумных пределах).

Изучая мир, ребенок может испытывать желания поступать «по-своему», часто такой период припадает на возрастные кризисы. Ему можно позволить поступить, как он желает, чтобы он самостоятельно убедился в своей неправоте. Ругая и запрещая определенные действия, родители могут заранее развить в маленьком человеке чувство неполноценности и неспособности что-то сделать правильно.

  • Нет места критике между родителями и детьми.

Ирония над смешным рисунком и оценка слепленной фигурки – это проявление незрелости в первую очередь взрослого. Его задача поддержать не мастерство малыша, а его стремление и желание творить самостоятельно. Похвала и ободрение пойдут в копилку хороших и положительных эмоций и установок развивающегося ребенка.

  • Наказание имеет место быть, но не в виде агрессии.

Если ребенок почувствует отторжение, страх потери близости и любви между ним и родителем, то свое поведение он будет подстраивать под ситуацию и настроение взрослого.

Во взрослой жизни, когда эти дети вырастут, они свой «багаж» и опыт, полученный в общении с родителями, перенесут на окружающих. Коммуникации в этом мире у каждого человека строятся на базе тех установок, которые ребенок получил в раннем детстве.

Giphy

Самооправдание, само по себе не является чем – то негативным. Вполне нормально, когда человек пытается доказать правдивость своих слов и принести доводы своей невиновности. Но, совсем другая вырисовывается картина, когда самооправдание идет, как защитная реакция при малейших вопросах и претензиях к человеку. В данном случае, такое поведение будет носить негативный характер, и скорее всего, будет доставлять массу неудобств в коммуникации с окружающими самому человеку.

Самооправдание как иррациональное поведение

Человек, который постоянно прибегает к самооправданию, испытывает дискомфорт в решении многих своих жизненных проблем и нередко находится в конфликте с окружающими людьми. Но для него самого, такое поведение является единственным способом сохранить свой «Я – образ», в том состоянии, который будет представлять его положительным, умным, хорошим и компетентным.

Значит, такое поведение с одной стороны выступает, как защитное, а с другой стороны разрушает личность и отнимает у неё возможность строить гармоничные отношения с окружающими.

В психологии и психиатрии, самооправдание, как иррациональное поведение наблюдается часто у зависимых людей. Они стремятся найти оправдание своему иррациональному поведению, которое разрушает их организм и жизнь, от которой страдают их семьи и близкие люди. Смысла в иррациональном поведении быть не может, но люди, которые попали в зависимость, изо всех сил будут находить оправдание и рациональное зерно своему поступку.

Причины

По мнению психологов, причиной данного поведения служат следующие факторы:

  • Человек находится в позиции ребенка.

Он не способен брать ответственность за свои поступки. Именно поэтому он будет во всем винить окружающих и тех, кто пытается ему помочь. Мысль о том, что он поступает не разумно, не допустима, так как она вызывает диссонанс в его когнициях.

  • Убеждения и выбранная схема действий еще в детстве активно используется во взрослой жизни.

Казаться хорошим и скрывать правду, стоит ради поддержания своего положительного и хорошего образа.

Фото автора Ezekixl Akinnewu: Pexels

  • Когнитивный диссонанс.

Данное понятие активно используется в психологии и применимо в рассмотрении темы самооправдания, как иррационального поведения. Диссонанс. Это несовместимость, несовпадение двух умозаключений, которые противоречат одна другой. Когда возникает такой диссонанс, человек всегда будет выбирать информацию и сторону, которая подтверждает его убеждения и установки. В данном случае самооправдание будет выражаться вопреки всем рациональным доказательствам и доводам.

Во всех случаях главной причиной иррационального поведения выступает сильная эмоция – страх. Именно эту эмоцию и негативные чувства, связанные с ней, человек испытал в своем детстве, и она привела к формированию определенных установок, ведущих к самооправданию.

Работа с самооправданием и выход на рациональное поведение

Адекватное самооправдание заключается в том, что человек может рационально и с позиции взросло человека оценить ситуацию и при необходимости привести доводы о своей непричастности. Ребенка стоит приучать к тому, что признавать за собой ошибки совершенно не стыдно. Каждый имеет право на ошибки, и никто не должен его осуждать за это.

Как исправить поведение человека, который постоянно находится в позиции самооправдания, знают квалифицированные специалисты психологии. Для самостоятельной работы над собой стоит выполнить следующие рекомендации:

Фото автора Liza Summer: Pexels

  • Стоит признать, что поведение в форме постоянного оправдания себя не является комфортным и рациональным.
  • Необходимо проследить за своим поведением и выделить ситуации, в которых самооправдание проявляется.

Мысленно стоит продумать диалог, в котором человек признает за собой вину и готов исправить ошибку, переделав работу.

  • Выйти на позицию взрослого, довольно сложно, но вполне под силу каждому.

Стоит осознать, что не признавая своих ошибок, человек снимает с себя любую ответственность.

Работа с иррациональным поведением должна проводиться под наблюдением специалистов, которые используют в работе эффективные методики и техники. Проработка детско – родительских отношений позволяет сменить ошибочные установки и поменять вектор своих убеждений.

Самооправдание отгоняет от нас Благодать Божию

Самооправдание препятствует духовному преуспеянию

— Геронда (старец, отче — прим. ред), что имеют в виду, когда говорят, что в Священном Писании не встретишь самооправдания?

— То, что самооправданию, некоторым образом, не находится оправдания.

— А я, Геронда, когда оправдываюсь, то уже задним числом понимаю, что монаху самооправдание не приличествует.

— Оно ему не просто не приличествует — самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью. Необходимо понять, что, оправдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной Благодати. Ведь Божественная Благодать не приходит к человеку, который находится в ложном состоянии.

С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога. Пространство между человеком и Богом заполняет изоляционный материал, как бы [духовный] каучук. Разве через каучук может пройти электрический ток? Нет, не может, он для тока непроницаем. Так и для Божественной Благодати нет более сильного изолирующего материала, чем самооправдание. Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с Ним всякую связь

— Геронда, Вы часто говорите: «Будем стараться, по крайней мере, не оказаться ниже духовного проходного балла?» Что это за духовный проходной балл?

— Духовный проходной балл — это смиренное признание своей ошибки, а также отказ от самооправдания хотя бы тогда, когда человеку указывают на то, в чем он виноват, и он сознает свою вину. Ну а не оправдывать себя, когда обвиняют в том, в чем ты не виноват, — это уже пятерка с плюсом. Тот, кто оправдывает себя, не только не преуспевает, но и не имеет внутреннего покоя. Бог не будет казнить нас за какую-то совершенную нами ошибку, однако и нам самим не следует оправдывать себя в этой ошибке и считать ее чем-то естественным.

— А если мне делают замечание за какую-то оплошность, но я не могу понять, насколько велика моя вина, следует ли спросить об этом, чтобы в другой раз быть повнимательней? Или все же лучше промолчать?

— Если, будучи виновата на пять процентов, ты обвиняешь себя на двадцать пять, то разве ты не остаешься с барышом? Обвиняй себя с запасом, чтобы не прогадать. Это и есть то духовное делание, которое ты должна совершать: отыскивать свою погрешность и ловить себя на месте преступления. В противном случае ты боишься расстаться со своим «я», оправдываешь его, но внутреннего покоя не имеешь.

— Геронда, а получает ли пользу человек, который, оправдываясь по привычке, впоследствии осознает свою ошибку и окаивает себя?

— По крайней мере, у такого человека накапливается опыт. Если он использует этот опыт должным образом, то это пойдет ему на пользу. А если Бог скажет: «Ну, поскольку он понял свою ошибку и покаялся, надо ему что-нибудь дать», то этот человек получит и какую-то «субсидию», но уже из другого [духовного] фонда — из Фонда Покаяния.

Причиной того, что человек оправдывает себя, является его эгоизм

— Геронда, если я не нахожу оправдания поступкам других, значит, у меня жестокое сердце?

— Не находишь оправдания другим и находишь себе? Но тогда очень скоро и Христос не найдет для тебя оправдания. Если человек поведет себя злобно, то его сердце может в одно мгновение стать жестким, как камень. А если он поведет себя с любовью, сердце может в одно мгновение стать очень нежным. Стяжи материнское сердце! Как ведет себя мать: она все прощает [своим детям] и иной раз делает вид, что не замечает [их шалостей].

Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда — даже если прав. Он всегда называет себя виноватым, поскольку думает о том, что не использует тех благоприятных возможностей, которые ему даются.

К примеру, если такой человек видит, как кто-то ворует, то думает о том, что и сам воровал бы еще больше, если бы сбился с правильного пути. «Бог мне помог, — говорит такой человек, — однако я приписал Его дары себе самому. Это воровство большее, чем то, что совершает мой ближний: разница лишь в том, что его воровство заметно, а мое остается скрытым». Таким образом, человек со строгостью осуждает себя и со снисхождением судит ближнего. Или, увидев в ближнем какой-то — большой или малый — недостаток, такой человек оправдывает его, включая в работу добрые помыслы. Он думает о том, что и сам имеет недостатков, которые заметны другим. Ведь если копаться, то в себе можно отыскать такое множество недостатков! Тогда оправдывание ближнего станет очень легким делом. Сколько же мы дров наломали! «Гре́х ю́ности моея́ и неве́дения моего́ не помяни́, Го́споди» [ 1 ].

Читать еще:  Буддисты России отмечают один из своих главных праздников

— Геронда, бывает, когда меня просят о помощи, я с готовностью ее оказываю, но в спешке что-то немножко порчу, а потом, когда мне делают замечание, стараюсь оправдаться…

— Если, желая сделать доброе дело, ты что-то немножко испортила, то тебе нужно [смиренно] принять замечание за совершенную оплошность — чтобы получить награду сполна. Диавол очень лукав. Свое ремесло он знает просто бесподобно. Так что же — разве он не использует свой столь многолетний опыт? Это он подстрекает тебя оправдываться, чтобы ты потеряла пользу от сделанного тобой добра. Если ты видишь, как человек, обливаясь потом, взваливает на плечи какую-то ношу, и хочешь переложить ее на свои плечи, чтобы ему стало легче, то это, можно сказать, естественно. Увидела, как он нес на себе эту тяжесть, и, движимая любочестием, поспешила ему помочь. Однако понести на себе тяжесть нанесенной кем-то несправедливой обиды — имеет гораздо большую цену. Если нам делают замечание и мы тут же начинаем оправдываться, это свидетельствует о том, что в нас еще в полной мере живо мирское мудрование.

— Геронда, так в чем же причина самооправдания?

— В эгоизме. Самооправдание — это падение, оно изгоняет Благодать Божию. Человек должен не только не оправдываться, но и возлюбить ту несправедливость, которая совершается по отношению к нему. Ведь что как не самооправдание изгнало нас из Рая? Разве не в этом заключалось Адамово падение? Когда Бог спросил Адама: «Может быть, ты вкушал от древа, с которого Я возбранил тебе вкушать?», Адам не сказал: «Да, Боже мой, согреших», но стал оправдываться: «Жена, которую Ты мне дал, дала мне от древа, и я ел». Тем самым он все равно сказал Богу: «Это Ты виноват, потому что Еву сотворил Ты». Но разве Адам был обязан слушаться Еву в этом вопросе? Бог задал тот же вопрос и Еве, но и она начала оправдываться: «Змей прельстил меня» [ 2 ]. Если бы Адам сказал: «Согрешил, ошибся, Боже мой», если бы Ева тоже признала свою ошибку, то все опять встало бы на свои места. Но нет: оба они стали наперебой себя оправдывать.

— Геронда, а если человек не понимает, насколько большим злом является самооправдание, что тому виной?

— Что тому виной? То, что виноват он сам. Без конца оправдывая себя и считая, что другие его не понимают, что все вокруг несправедливы, а он — невинный страдалец и несчастная жертва, человек становится невменяемым, перестает владеть собой. И подумать только: совершив иногда несправедливость и провинившись перед другими, такой человек говорит: «Я бы, конечно, стерпел эту несправедливость, но не хочу вводить в грех других»! То есть он стремится оправдать себя якобы из побуждений любви, чтобы тот, кто, как ему кажется, его обидел, пришел в чувство и не впал в грех! Или же он начинает приводить целую кучу объяснений, чтобы его «обидчик» не впал в грех из-за того, что случайно поймет его превратно. Видите, какой тонкой работой занимается диавол?
Тот, кто оправдывается, не может получить духовной помощи

Я заметил, что сегодня все — от мала до велика — оправдывают все с помощью какого-то сатанинского помысла. Диавол для них перетолковывает все на свой лад, и таким образом, эти люди выпадают из реальности. Сатанинское толкование — вот что такое самооправдание.

— Геронда, а отчего у некоторых людей находится возражение на любое сказанное им слово?

— О, беседовать с человеком, который привык оправдываться, — это страшное дело! Это все равно что разговаривать с бесноватым. Да простит меня Бог, но те, кто себя оправдывают, имеют «старцем» самого диавола. Это страшно измученные люди, они не имеют в себе мира. Они сделали самооправдание своей наукой. То есть, подобно тому как вор всю ночь не смыкает глаз и придумывает способ что-то украсть, эти люди постоянно придумывают способы оправдания своих погрешностей.

Иной человек обдумывает, как ему смириться или сделать какое-то доброе дело, а они придумывают прямо противоположное — способ оправдать то, чему не может быть оправдания. Эти люди становятся настоящими адвокатами! Их невозможно переубедить — это все равно что пытаться переубедить самого диавола.

Знаете, как я намучился с одним таким человеком! «То, что ты делаешь, не лезет ни в какие ворота, — увещевал я его. — Тебе необходимо обратить внимание на некоторые вещи, ты совсем отбился от рук, тебе следует поступить так-то и так-то…» Однако он находил себе оправдание в ответ на каждое мое слово, а в конце разговора еще и заявил: «Ты так и не сказал, что мне нужно сделать!» — «Золотой ты мой, — опешил я, — о чем же мы тогда толкуем столько времени? Мы говорим о твоих ошибках, о том, что ты зашел не туда, куда нужно, но ведь ты без остановки оправдываешься. За те три часа, пока мы беседуем, ты меня всего вымотал! Довел до белого каления! Ну разве я не сказал, что тебе нужно сделать?»

Вот так: ты приводишь человеку соответствующие примеры, поясняя, что относиться ко всему так, как относится он, — это сатанинский эгоизм, предупреждаешь, что он подвергается бесовским воздействиям и если не изменится, то погибнет, — а он после всего этого заявляет, что ты так и не сказал, что ему нужно делать! Нет, правда, разве тут не выйдешь из себя? Если человеку на все наплевать, то он в таких случаях не расстраивается. Что бы ни произошло, все для него мелочи жизни. Однако если у тебя нет равнодушия, то в подобных ситуациях просто взрываешься. Нет, все-таки счастливые они — люди, которым нет дела ни до чего.

— Однако, Геронда, сами-то Вы ни при каких обстоятельствах не хотите оставаться равнодушными…

— Брат ты мой, да равнодушный, по крайней мере, не растрачивает себя понапрасну… Страдать есть смысл ради того человека, которому больно. Но здесь-то: выматываешься ради него, говоришь ему столько всего, а он в конце концов заявляет: «Ты не сказал, что мне делать» — и оправдывает то, чему не может быть оправдания. Так из человека он превращается в демона! Как это страшно! Если бы он подумал хотя бы о том, какой ты подъял труд, чтобы ему помочь, то изменился бы хоть немножко. Я уже не говорю о том, чтобы он почувствовал, как тебе за него больно. Но где там: он видит, как ты страдаешь, видит, как ты бьешься, мучаешься, и на все это закрывает глаза!

— Геронда, если ты говоришь человеку, который оправдывает какую-то свою бесчинную выходку, что это самооправдание, а он, желая доказать, что это не самооправдание, продолжает себя оправдывать, то есть ли у него возможность исправиться?

— Да где же ему исправиться? Он понимает, что совершил ошибку, потому что испытывает мучение, но от эгоизма не хочет ее признать. Это очень страшно!

— Да, но при этом он заявляет: «Ты отказываешься мне помочь. Я прошу тебя о помощи, а ты не хочешь даже пригласить меня для беседы. Ты относишься ко мне с презрением».

— Ну так что же — такое состояние тоже начинается с эгоизма. Тем самым он как бы говорит тебе: «Это не я, а ты виноват в том, что у меня все так плохо!» Да-да, такой человек доходит и до этого. Оставь его в покое: не нужно тратить на него время, поскольку ты ему не поможешь. За такого человека не несет ответственности ни его духовник, ни — если он живет в монастыре — игумен или игуменья. Это не человеческий, а сатанинский эгоизм.

Человеческим эгоизмом страдает тот, кто, не смирившись до такой степени, чтобы сказать «прости», все же не станет и оправдываться. Но тот, кто, согрешая, оправдывает себя, превращает свое сердце в бесовское пристанище. Если такой человек не сокрушит своего «я», то будет совершать все больше и больше просчетов и его безо всякой пользы будет сокрушать его собственный эгоизм. Если человек не ведает, каким злом является самооправдание, у него есть смягчающие вину обстоятельства. Однако если он узнал это — сам или со слов других, — то смягчающих вину обстоятельств у него нет.

Когда хочешь помочь человеку, который привык оправдываться, будь очень внимательным. Потому что, если он оправдывается, это значит, что у него много эгоизма, и поэтому иногда происходит следующее: ты говоришь ему, что он поступил неправильно, а он, оберегая свою «безупречность» и доказывая [что неправ именно ты], начинает прибавлять вранье ко вранью и самооправдание к самооправданию. В этом случае уже ты, указавший ему на его неправоту, становишься причиной того, что этот человек оказывается еще большим эгоистом и лжецом, чем был раньше. Увидев, что он продолжает оправдываться, прекращай что-либо ему втолковать, но молись, чтобы Бог его просветил.

Адвокат ангела, или Немного о самооправдании

ОПРАВДАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ

Что же такое «самооправдание»? Это психологическая защита, проявляющаяся в склонности оправдывать свои поступки, поведение в целом, себя самого. Термин «самооправдание» в русском языке носит негативную окраску и употребляется в основном тогда, когда говорят о человеке, стремящемся себя «выгородить». Иногда стремление оправдаться путают с объяснениями. Давайте выделим три основных признака, по которым они различаются.

1. Компонент ответственности

Пожалуй, самое важное отличие одного от другого в признании ответственности за свои действия. Оправдываясь, человек перекладывает ответственность на других или обстоятельства («меня отвлекли, и я забыл», «не было времени», «так сложились обстоятельства»). Давая же объяснения своему поведению, он оставляет личную ответственность при себе: «Я решил сделать это позже и постараюсь успеть», «Да, я опаздываю со сдачей проекта. Сейчас я работаю в авральном режиме. На будущее я учту этот опыт».

2. Обобщения

Перекладывание ответственности интересным образом прослеживается и в самом построении фраз. Пытаясь оправдаться, человек использует генерализации (обобщения), а также безличные формы: «меня не предупредили», «у меня не было возможности». При объяснениях он чаще употребляет местоимение «я» и активные глаголы. Даже «я забыл» предполагает личную ответственность, в отличие от «меня задергали».

3. Прошлое, настоящее и будущее

Когда человек оправдывается, он обычно говорит о прошлом: «не получилось», «мне помешали». В том случае, когда он пытается дать объяснения, он говорит также о настоящем или о будущем: не только о том, что послужило причиной, но и что он собирается предпринять для улучшения ситуации.

Люди, как правило, обижаются, если слышат: «Хватит тут оправдываться!» И отвечают: «Я не оправдываюсь, я объясняю!» Но грань между оправданиями и объяснениями действительно очень тонкая. Иногда, достаточно удачно начав объяснять причины своего поведения, человек допускает ошибку, пытаясь «усилить» аргументацию. И тогда начинают звучать оправдания. Это не только не улучшает позицию, но и, напротив, делает ее все более слабой.

Я ИЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?

Когда речь идет о самооправданиях, нельзя не вспомнить о теории локуса контроля (Джулиан Роттер). Локус контроля – понятие, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешним локусом контроля», или экстернальностью. Такие люди любят оперировать понятием «судьба», в случае успеха (особенно чужого) склонны считать, что «это просто везение», а в случае неудачи как раз активно ищут самооправдания из серии «кто же мне помешал».

Те, кто привык принимать и успехи, и неудачи как результат своей собственной активности (как действия, так и бездействия), называются интерналами и имеют внутренний локус контроля. Достижениями они гордятся, считая, что сделали очень много, чтобы достичь такого результата. Предположение, что им «просто повезло», может их сильно задеть: «Это не везение, это большая работа!» В случае неудачи они склонны брать ответственность на себя, критически оценивать свое поведение и делать выводы на будущее. Интернал с большей вероятностью не будет оправ-дываться, он постарается объяснить ситуацию, не снимая с себя ответственности.

Конечно, позиция интерналов выглядит более зрелой. Ведь даже если ошибка очевидна другим и влияет на общий результат, открытое признание своей неправоты означает, что чело¬век обдумал ситуацию и вряд ли допустит ее повторение. В этом случае даже деловые партнеры могут не отказаться от сотрудничества, дав «второй шанс». Такая позиция хороша и в семье, когда одному супругу есть в чем обвинить второго и тот открыто признает: «Был неправ, исправлюсь».

Таким образом, можно сделать важный вывод: цель оправданий – обелить наш образ, не допустить ухудшения отношения со стороны других. Но, оправдываясь, мы не достигаем этой цели. Напротив, в наш образ добавляются новые, не слишком светлые краски.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

Ни один человек не способен всегда поступать исключительно разумно и логично, соблюдать все этические нормы. Дело в том, что внутри каждого из нас уживаются самые разные установки, которые порой противоречат друг другу. Например, установка «Я – хорошая мать, а хорошая мать уделяет много времени детям» может вступить в противоборство с другой установкой – «Когда я мало отдыхаю, я становлюсь слишком раздражительной». Иногда на первый план может выйти одна установка, а может и другая и даже третья, тоже альтернативная. И, поступив так или иначе, мы испытываем внутреннее напряжение, понимая, что поступок противоречит некоторым установкам.

Читать еще:  Евреи готовятся к Новому Году

Человеку далеко не всегда самому удается разобраться в том, почему он поступил так, а не иначе. И уж тем более объяснить это другим так, чтобы было, во-первых, понятно, а во-вторых – не похоже на попытку оправдаться.

Интересные объяснения данному феномену дает теория когнитивного диссонанса (Леон Фестингер). Когнитивный – связанный с познанием, диссонанс – несоответствие. Согласно этой теории, человек испытывает напряжение («диссонанс») в случае, если две мысли или два убеждения («когниции») психологически несовместимы.


Вспомним пример про отца, который не забрал ребенка из детского сада. До этого случая мужчина думал о себе как о «хорошем отце». Но ситуация, когда он забыл про ребенка, пошатнула и его внутреннюю установку («Хорошие отцы не забывают ребенка в саду»), и внешнюю самопрезентацию («Теперь моя жена сомневается, что я хороший отец и ответственный человек»). Таким образом, мужчина попал в сложную ситуацию: ему хотелось бы и дальше думать о себе как о хорошем отце и ответственном человеке, но пока его «свежий» опыт не дает такой возможности. Ему нужно найти способ объяснить эту ситуацию и себе, и окружающим (прежде всего ребенку и гневной жене). И неизвестно, что сложнее!

Тема когнитивного диссонанса огромна и очень интересна. Главный вывод теории в том, что наши установки изменяются потому, что мы вынуждены поддерживать согласованность между нашими знаниями о себе и о других. Отсюда и потребность оправдаться: перекладывание ответственности на других людей или обстоятельства облегчает и внутренний, и внешний контекст ситуации. Приведя убедительные (с его точки зрения) оправдания, человек снижает напряженность когнитивного противоречия и более легко приводит в соответствие систему внутренних установок. Поиск же объяснений предполагает более честную работу и внутри себя, и вовне. Поэтому и дается с большим трудом.

САМООПРАВДАНИЕ: АПГРЕЙД!

Помня о том, что готовность оставить свою часть ответственности себе выглядит более зрелой, нужно научиться оправдываться как можно меньше. А лучше полностью заменить оправдания на что-то другое.

Для начала нужно осознать, как часто вы оправдываетесь перед другими. И учесть при этом несколько параметров. Первый – как часто люди предъявляют вам претензии, ожидая объяснений ваших поступков? Если так происходит достаточно часто, это может значить, что вы по какой- то причине поступаете «неправильно»: то ли не выполняя обязательства, то ли поступая неэтично. Проследите, какие именно аргументы вы приводите в свою защиту? Связаны ли они с перекладыванием ответственности на других, или же вы говорите о ваших собственных решениях и ошибках?

Неудачные поступки сейчас называют «косяками». Так вот, само по себе большое число «косяков» может свидетельствовать о том, что вы не обдумываете произошедшее, а удовлетворяетесь оправданиями, придуманными для других. Таким образом, напряжение уменьшается, но внутренней работы не происходит. Что же можно предложить вместо того, чтобы оправдываться?

1. Честное объяснение:

вы можете рассказать, почему получилось именно так, а не иначе. При этом старайтесь «удерживать» свою ответственность. Говорите о будущем – что вы собираетесь предпринять.

2. Признание «я был неправ»

без подробного разбора причин произошедшего. Конечно, его стоит дополнить упоминанием, что же вы планируете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

3. Будущее покажет

Не так редко возникают ситуации, когда решение, которое кажется неудачным, потом оказывается самым верным. Дайте себе время и напомните об этом другим.

4. Добавьте конструктива

Вместо «Я просто этого не знал!» можно сказать: «Я уже изучил информацию и в будущем буду иметь ее в виду». То есть говорите о результатах своей деятельности и о том, как будете применять их в будущем.

5. Упреждающие извинения

Если ваше поведение вызвало нежелательные обстоятельства, лучше извиниться до того, как другой подойдет к вам с претензиями. Не оправдывайтесь! Просто скажите: «Извини, я постараюсь впредь не допускать этого». Видите – и снова направленность на будущее.

Самооправдания обычно звучат слабо. Они являются «конфликтогенами», то есть факторами, разжигающими конфликт. Слыша оправдания, ваш оппонент может не только продолжить вас обвинять в неправильных действиях, но еще и в том, что вы «незрелы» и не готовы брать на себя ответственность. Поэтому не унижайте ни себя, ни других оправданиями. Если же ситуация того требует, дайте разъяснения. И помните о том, чтобы «удерживать» свою личную ответственность.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

ФОРМУЛА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Работая с подростками и их родителями, часто слышу: «Он безответственный, только и умеет, что оправдываться, не хочет взрослеть, учиться…» Этот перечень родительских претензий можно продолжать долго. И главная из них – нежелание становиться ответственным. На мой взгляд, одна из задач родителей – помочь ребенку перейти к творению собственной жизни. Давайте попробуем отнестись к ответственности творчески. И первым шагом может стать такая формула: попробуйте «я не могу» заменить на «я не хочу». Думаю, что эта формула явно демонстрирует ответственность каждого, в том числе и родителя, за свое поведение. Хорошо, когда есть люди, которые готовы принять и поддержать. Возможно, это и есть путь к свободе? Как говорил Александр Нилл: «Дать свободу – значит позволить ребенку жить собственной жизнью. Только и всего. Но убийственная привычка поучать, читать нотации и попрекать лишает нас способности осознать простоту истинной свободы».

6 глава. Самооправдание

6 глава. Самооправдание

Одна слабость, которая обычна для человечества, — это самооправдание. Когда бы мы ни сделали то, что кажется неправильным или несправедливым другим людям, в наших собственных глазах мы всегда правы. Мы всегда можем найти соответствующую причину для всего, что мы делаем или говорим. Такие причины не могут удовлетворить людей, особенно тех, кто пострадал от наших действий или слов, но они удовлетворяют нас, а для нас это самое главное. Все это мы называем самооправданием. Благодаря ему мы сохраняем наше ощущение, что мы всегда правы, а это необходимо для нашего самоуважения. Все это делается бессознательно, так что часто требуется тщательное самонаблюдение, чтобы заставить нас осознать степень нашего самооправдания. Фактически, это можно назвать автоматической реакцией. Это часть той механической реакции на события жизни, которую эзотерическая психология изображает как сон. Человек почти спит внутри себя, с уютным ощущением, что он вполне сознательное существо, сознающее все, что он делает, в то время как он просто механизм, слепо реагирующий на любую ситуацию и события, которые предстают перед ним. Из всех механизмов, которые поддерживают в нем чувство самоудовлетворения, главный — самооправдание. Человек продолжает жить автоматически, довольно определенно чувствуя внутри себя: что бы он ни сделал, ни сказал и ни подумал, — правильно, хотя многие люди могут быть не согласны с ним. Но они также самооправдывают себя, и это бесконечный процесс, в который все мы вовлечены; каждый оправдывает себя и видит, где другие были не правы, но никогда не видит ошибки в том, что говорит или делает он сам.

Когда мы начинаем применять самонаблюдение, мы можем обнаружить самооправдание за его работой и попытаться сделать шаги, чтобы остановить его коварную работу. Очевидная цель самооправдания поддержать нашу гордость и веру в себя, которые очень важны для нашей морали, т. е. морали той личности, которой мы себя считаем. Если эта мораль разрушена или хотя бы сильно поколеблена, мы неизбежно чувствуем, что все наше отождествление находится под угрозой. Это то, что личность никогда не может выдержать. Отсюда слепой автоматизм механизма самооправдания. Это психический процесс, который настолько присущ нам, что может быть назван почти бессознательным.

Если человек занимается самонаблюдением в течение длительного времени, он начинает понимать, как глубоко укоренилось и как автоматично самооправдание и как ужасно трудно от него избавиться. Среди людей широко распространена привычка автоматически говорить: «Я не виноват», «я ничем не мог бы помочь», и т. д., если случается что-то, во что они могут быть вовлечены. Многие люди говорят это, даже если они знают, что это была их вина; но все они очень редко могут откровенно в этом признаться. Обычная реакция — свалить вину на кого-нибудь другого или на обстоятельства, которые находятся вне нашего контроля. К самооправданию прибегают не только в незначительных случаях, но и в самых важных делах и чувствах нашей жизни. Мы всегда пытаемся оправдать все, что делаем, т. к. мы не в состоянии перенести мысль, что что-либо, сделанное нами, может быть ошибкой, даже если мы знаем, что это кажется ошибкой другим. В нас всегда есть желание видеть себя правыми. Все это приносит несказанный вред нашему внутреннему раскрытию. На самом деле не может быть подлинной попытки внутреннего раскрытия, пока сохраняется привычка к самооправданию, поэтому жизненно важно осознать ее существование как часть нашего воспитания в эзотерической психологии.

Мы должны полностью осознать степень и коварство нашего самооправдания, чтобы остановить его. Только когда мы перестаем оправдывать себя, мы можем увидеть себя в истинном свете без прикрас. Мы предъявляем себе претензии все время и всевозможными путями, т. к. что-то в нас требует этого; и это что-то — наше фальшивое «я». Оно может только до тех пор распоряжаться нами и делать нас рабами, пока мы воображаем, что это наше подлинное «Я». Вот почему наше фальшивое «я» должно оправдывать все. Оно не может жить без иллюзорного чувства собственной ценности, т. к. оно не имеет истинной ценности в себе и, по существу, знает это. Отсюда его неистовые усилия удержать нас, и самооправдание — одно из его средств для достижения этой цели.

Когда мы осознаем степень нашего самооправдания и сможем увидеть вред, который оно наносит нашей природе, мы начнем пытаться остановить этот процесс и признавать ответственность за то, что мы сказали или сделали неправильно. Это то, что придает смелость. Может быть трудно признаться другим, что мы сделали то или другое неправильно, но что действительно трудно — это признаться в этом себе. Это труднейшая задача. Если даже мы признали перед другими, что сказали или сделали что-то неправильно, нам все еще очень трудно признать это для себя, т. к. мы всегда можем найти причины для самооправдания. Развить в себе способность стать лицом к лицу с самими собой честно и беспристрастно и признать без всяких уверток, что-то, что мы сделали, действительно неправильно, — это великий шаг навстречу самопознанию и важная веха на нашем пути к истинному «Я». Истинное «Я» никогда не занимается самооправданием, — оно не нуждается в этом.

Эзотерическая психология помогает нам, таким образом, выковать еще одно звено в цепи нашего самоосвобождения, которое приближает нас к большему осознанию себя. Мы узнаем, что наше «я» не подлинное, и это сделает возможным для нас обнаружить и провозгласить подлинность внутри нас. Пока мы этого не сделаем, мы ничто— пародия на самих себя, замаскированная под человека просто потому, что мы имеем физическое тело и психический и эмоциональный аппараты, готовые для употребления. До того, как мы обнаружим истинное «Я» внутри себя, мы должны понять, что оно действительно существует. Без этого мы не сможем сделать ни шагу на пути к его обнаружению. Таким образом, важнейшая предпосылка эзотерической психологии — заставить нас осознать, что это основное или подлинное «Я» существует и готово возобладать, как только мы дадим ему эту возможность. Но эта возможность возникает только тогда, когда личность становится пассивной (по терминологии Системы).

В настоящее время личность активна: это та часть нас, которую мы осознаем и через которую, как мы думаем, мы можем действовать. Но на самом деле мы не можем действовать (в смысле быть способным проявить истинную активность). Мы только реагируем на события, как говорилось ранее. Следовательно, прежде чем нечто более реальное может стать активным, личность должна стать пассивной. Путем самонаблюдения и запоминания случаев самооправдания и путем попыток не заниматься самооправданием и отождествлением мы сделаем большой шаг по пути перехода личности в пассивное состояние, важное условие для возникновения истинного «Я».

Есть один фактор, которого мы коснулись, говоря о личности и истинном «Я» и который является связующим звеном между ними и обозначается термином «сущность». Когда личность становится пассивной и в результате работы над собой, сущность становится полностью активной. Когда сущность становится полностью активной и вытесняет личность, тогда истинное «Я» может взять руководство на себя.

Читайте также

Глава 10

Глава 10 Все человечество разделено на три класса: те, кого с места не сдвинуть, те, кто готов двигаться, и те, кто движется. — Бенджамин Франклин РеализаторыСознательный Мальчик, подсознательная МатьЛюди с моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательной

Глава 11

Глава 11 Ничто великое в мире не совершается без страсти. — Георг Гегель КрестоносцыСознательный Мальчик, подсознательная ДевочкаЛюди с моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательной Девочки (Мальчик-Девочка) — очень энергичные и чрезвычайно творческие.

Глава 12

Глава 12 Героизм — это непоколебимость, но не рук и ног, а мужества и души. — Мишель де Монтень СтоикиСознательный Мальчик, подсознательный ОтецЛюди с преобладающей моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательного Отца (Мальчик-Отец) встречаются редко. Они

Читать еще:  Грузия отпраздновала 900-летие великой битвы при Дидгори

Глава 13

Глава 13 Проблемы нельзя разрешить на том же уровне сознания, на котором они созданы. — Альберт Эйнштейн АналитикиСознательная Мать, подсознательный МальчикЛюди с преобладающей моделью поведения сознательной Матери и подсознательного Мальчика (Мать-Мальчик)

Глава 15

Глава 15 Цель искусства — являть не внешний вид вещей, а их внутренний смысл. — Аристотель ТворцыСознательная Девочка, подсознательный МальчикЛюди с моделью поведения сознательной Девочки и подсознательного Мальчика (Девочка-Мальчик) прекрасно чувствуют себя на

Глава 16

Глава 16 Пусть красота того, что вы любите, найдет отражение в том, что вы делаете. — Руми ВдохновителиСознательная Девочка, подсознательная МатьЛюди с преобладающей моделью поведения сознательной Девочки и подсознательной Матери (Девочка- Мать) живут, чтобы вдохновлять

Глава 17

Глава 17 Мы велики не тем, что никогда не падаем, а тем, что, упав, всегда поднимаемся. — Конфуций Победители*Сознательная Девочка, подсознательный ОтецЛюди с преобладающей моделью поведения сознательной Девочки и подсознательного Отца (Девочка-Отец) — существа редкие и

Глава 18

Глава 18 Внимательно посмотри внутрь себя; там есть источник силы, который всегда проявляется, когда ты обращаешься к нему. — Марк Аврелий Когда пробуждается Любящий ОтецДуховный учитель Марк Профет однажды спросил:«Как бы вам понравилось, если бы появилось некое

ГЛАВА 7 НЕМНОГО ТЕОРИИ. ГЛАВА, КОТОРАЯ МОГЛА БЫТЬ ВВЕДЕНИЕМ

ГЛАВА 7 НЕМНОГО ТЕОРИИ. ГЛАВА, КОТОРАЯ МОГЛА БЫТЬ ВВЕДЕНИЕМ КАК МЫ УСТРОЕНЫ ТРИ ЭТАЖА Каждый человек похож на трехэтажный дом, где на 1–м этаже обитает подсознание, на 2–м — сознание, и на 3–м — социальные и родительские

Самооправдание

Самооправдание Второй механизм, побуждающий к сохранению сформировавшейся установки и восприятия, – это эффект самооправдания, состоящий в том, что неблаговидным действиям придумываются оправдания. Таким образом негативные представления одной стороны о другой ведут

ЧАСТЬ I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 1 Глава 1 Эволюция технологий власти

ЧАСТЬ I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 1 Глава 1 Эволюция технологий власти На протяжении тысячелетий и особенно последних столетий происходила эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе.

Глава шестьдесят вторая ПОСЛЕСЛОВИЕ (Хотя последняя глава еще впереди)

Глава шестьдесят вторая ПОСЛЕСЛОВИЕ (Хотя последняя глава еще впереди) Вот, собственно, почти все. Таков наш трехцентровый мир, в котором позднего Фрейда толпа окрестила выжившим из ума стариком, Льва Николаевича даже собственные дети называли сумасшедшим, зато его жену

Самооправдание

В себе грех рассмотреть трудно. Вот в других — легче лёгкого.

Сам себя всегда оправдываешь необходимостью или благими намерениями.

Когда дело доходит до самооправдания, — здесь мы все гении.
Зигмунд Фрейд

Самооправдание как качество личности – склонность постоянно оправдывать в глазах окружающих и в своём собственном мнении свои негодные поступки, непотребное поведение, их побудительные причины.

Беседуют две подруги: — Он сказал, если узнает, что я ему изменяю, то сразу застрелится. Я – женщина сострадательная и порядочная. Всё тщательно скрываю и уже семь раз спасла его от смерти!

1. В чём люди действительно преуспели, так это в умении оправдывать себя на сто процентов за любые проступки, непотребства и даже явные преступления. — Я хороший человек, просто обстоятельств сложились неудачно. (- Вы изнасиловали двенадцать мальчиков. – А чего они песком бросаются.)

Самооправдание – один из самых зловредных человеческих пороков. Человек, подсев на самооправдание, готов внутренне оправдать себя за самую немыслимую гнусность и при этом помышляет о какой-то честности перед самим собой. Г. Лессинг пишет: «Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью…»

2. Привыкнув всегда оправдывать сам себя, человек погружается в болото гордыни, ибо не признаёт своей греховности, не желает быть ответственным за свои поступки и, снимая вину с себя с помощью самооправданий, сваливает её на кого или на что угодно.

То есть, человек – непревзойдённый мастер самооправданий. Могучий оправдательный механизм выручит его в самых безнадёжных ситуациях.

– На белом-белом покрывале января любимой девушки он имя написал…– Гражданин, что Вы пишете? Это же объяснительная! Пишите: мочился под окнами своей сожительницы.

  1. Самооправдание методично выбрасывает в свет подлецов и негодяев.

В суде. Подсудимый — судье: — Ваша честь, Вам известно, что я стянул в ювелирном магазине брильянт. Но ваша честь, это сделал не я, а моя рука, почему я должен за это отвечать…!? Судья усмехнулся и сказал: — Раз так, я приговариваю руку подсудимого к трём годам исправительных работ. Подсудимый может последовать за ней или нет, на его усмотрение. Дело закрыто! Подсудимый отстёгивает у себя протез и уходит.

4. Самооправдание – глушитель голоса совести. Когда человек начинает чувствовать угрызения совести, ему очень неприятно и даже больно. Поэтому, чтобы заглушить этот голос совести он находит низкий выход в самооправдании. — Ничего личного. Не мы такие, жизнь такая.

У каждого нормального человека есть свой внутренний контролёр, который вызывает страдания и муки стыда, если человек поступил постыдно, безнравственно, аморально. Совесть называют внутренним нравственным законом, частицей Бога, Сверхдушой. Все эти определения правильны. Стоит человеку подумать или сделать что-то предосудительное, внутри срабатывает «сигнализация»: «Внимание! Поступаешь не честно, бессовестно!» Человек испытывает в центре груди неприятное чувство – это называется голос совести.

Когда после поступка душа ликует, а разум радостно потирает ладоши, совесть безмолвствует. Нечестный перед собой, сделав что-то непотребное, включает самооправдание, то есть, начинает оправдываться, торговаться с совестью, уговаривает её. Он подключает свой мощный оправдательный механизм, берёт в союзники ум, чувства, эго и всем кагалом пытается массой самооправдаться перед совестью. — Да я поступил бесчестно, но…

Людей, которые не могут быть честны с собой, отличает это «но». Просто признаться в неблаговидном поступке они не хотят потому, что принять голос совести, значит, испытать реальную боль в уме и разуме. Поэтому в ход пускается самооправдание.

Мужик в сарае варит самогон, пошёл за водой в дом, вернулся, а в сарае менты: — Самогон гоним. Пиши объяснительную! — А что писать? — Пиши как есть. Написал. Те читают: «Смотрю дымок идёт из сарая. Думаю пожар. Беру два ведра с водой и иду тушить. Прихожу, а там два мента самогон варят.»

5. Самооправдания – подруги нечестности. Занимаясь самообманом, человек делает что-то непотребное, бесчестное, а затем придумывает для себя оправдания. В результате теряется уважение к себе, падает самооценка, ибо человек в глубине души понимает, что он поступает нечестно. Самообман не проходит бесследно. Человек начинает воспринимать мир через призму оправданий и вранья, то есть ложно, искаженно, как в королевстве Кривых Зеркал.

Дневник молодой женщины в круизе «Costa Concordia»: Понедельник. Савона. Поднялась на борт корабля. Каюта прекрасная. Корабль замечательный. За ужином меня посадили за стол к капитану. Капитан очень мил. Вторник. Чивитавекья Капитан постоянно за мной ухаживает и говорит комплименты. Среда. Неаполь. Капитан признался мне в любви. Четверг. Мессина. Сицилия. Капитан требует, чтобы я с ним переспала. Я отказываюсь. Пятница. Пальма-де-Майорка. Капитан говорит, если я ему не отдамся, он утопит корабль. Суббота. Барселона. Сегодня я четыре раза спасала жизнь 2000 человек.

6. Самое печальное, что человек выдумав самооправдания, со временем начинает в них верить. Получается какая-то шизофрения.

Опоздала на работу потому, что утром перелазила через мужа и немного задержалась…

Я прихожу на работу всё позже и позже поскольку по утрам бегаю на стадионе с собакой, и при этом мы встречаем восход солнца, а солнце всё позже и позже восходит. Так будет до 22 декабря. После чего я обязуюсь приходить на работу всё раньше и раньше.

Свою супругу, Свиридову А. И., я голышом по двору не гонял, а просто хотел обнять и поцеловать. А она не поняла, и поэтому кричала. Топором я отмахивался от комаров.

Чтобы доказать товароведу магазина «Сапожок» А. Hабойко, что я сдаю сапоги, потому что у них слишком широкое голенище, мне пришлось их надеть ей на голову и застегнуть молнию. Также могу заявить в свое оправдание, что я не застегивал молнию до конца, чтобы товаровед А. Hабойко могла дышать.

Я не хотел красть чемодан. Проходя мимо потерпевшего, я поскользнулся, машинально схватился за его чемодан, после чего по инерции пробежал с ним пятьдесят метров.

7. Самое гибельное в самооправдании – быть непреодолимым препятствием для личностного роста и самосовершенствования. Когда можно всегда оправдаться перед собой, не нужно развиваться, усваивать жизненные уроки, принимать вызовы жизни. Всё можно списать на плохих людей, несчастную судьбу, невезение, карму, словом, на кого или на что угодно.

8. Самооправдание нужно не для того, а вместо того, чтобы решать жизненные проблемы.

Зачастую люди проявляют недюжинные таланты в самооправдании. Если бы эту энергию они направляли на решение собственных проблем, то определению стали бы успешными достигаторами.

9. Человек, постоянно прибегающий к услугам самооправдания, одновременно убеждает себя в том, что он всегда прав, что он всегда думает и поступает правильно. Этакая безошибочная система – человек –функция. В итоге из-за коварной деятельности самооправдания прекращается всякое личностное развитие. Человек не может увидеть себя в истинном свете без прикрас.

10. Человек не сможет быть откровенным с самим собой, если его ум и чувства находятся в плену самообмана и самооправданий. Это концептуальная вещь в вопросе самооткровенности. Стоит поддаться самоуговариваниям и самооправданиям, и можно забыть об откровенности с самим собой. Самообман и самооправдания будут выскакивать, как чёрт из табакерки, всякий раз, когда нужно каким-то образом отреагировать на возникшую ситуацию.

Дайте себе обет не оправдываться как внешне, так и внутренне, и вы сделаете серьёзный шаг к честности перед самим собой.

Стоит возле метро мужик: небритый, волосы всклокочены, грязный и просит милостыню. Мимо проходит презентабельный, представительный мужчина и говорит: — Если денег дам, всё равно пропьёшь! — Я не пью. — Тогда прокуришь! — Я не курю. – Тогда проиграешь или на проституток всё истратишь. – Я в азартные игры не играю. И женщинами вообще не интересуюсь. Презентабельный мужчина говорит: — Давай я тебе дам 100 долларов, только жене покажу и скажу: — Вот что бывает с мужчинами, если не пить, не курить, не играть и женщинами не интересоваться.

Самооправдание препятствует духовному преуспеянию. Преподобный Паисий Святогорец

— Геронда, что имеют в виду, когда говорят, что в Священном Писании не встретишь самооправдания?

— То, что самооправданию, некоторым образом, не находится оправдания.

— А я, Геронда, когда оправдываюсь, то уже задним числом понимаю, что монаху самооправдание не приличествует.

— Оно ему не просто не приличествует — самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью. Необходимо понять, что, оправдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной Благодати. Ведь Божественная Благодать не приходит к человеку, который находится в ложном состоянии.

С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога. Пространство между человеком и Богом заполняет изоляционный материал, как бы [духовный] каучук. Разве через каучук может пройти электрический ток? Нет, не может, он для тока непроницаем. Так и для Божественной Благодати нет более сильного изолирующего материала, чем самооправдание. Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с Ним всякую связь

— Геронда, Вы часто говорите: «Будем стараться, по крайней мере, не оказаться ниже духовного проходного балла?» Что это за духовный проходной балл?

— Духовный проходной балл — это смиренное признание своей ошибки, а также отказ от самооправдания хотя бы тогда, когда человеку указывают на то, в чем он виноват, и он сознает свою вину. Ну а не оправдывать себя, когда обвиняют в том, в чем ты не виноват, — это уже пятерка с плюсом. Тот, кто оправдывает себя, не только не преуспевает, но и не имеет внутреннего покоя. Бог не будет казнить нас за какую-то совершенную нами ошибку, однако и нам самим не следует оправдывать себя в этой ошибке и считать ее чем-то естественным.

— А если мне делают замечание за какую-то оплошность, но я не могу понять, насколько велика моя вина, следует ли спросить об этом, чтобы в другой раз быть повнимательней? Или все же лучше промолчать?

— Если, будучи виновата на пять процентов, ты обвиняешь себя на двадцать пять, то разве ты не остаешься с барышом? Обвиняй себя с запасом, чтобы не прогадать. Это и есть то духовное делание, которое ты должна совершать: отыскивать свою погрешность и ловить себя на месте преступления. В противном случае ты боишься расстаться со своим «я», оправдываешь его, но внутреннего покоя не имеешь.

— Геронда, а получает ли пользу человек, который, оправдываясь по привычке, впоследствии осознает свою ошибку и окаивает себя?

— По крайней мере, у такого человека накапливается опыт. Если он использует этот опыт должным образом, то это пойдет ему на пользу. А если Бог скажет: «Ну, поскольку он понял свою ошибку и покаялся, надо ему что-нибудь дать», то этот человек получит и какую-то «субсидию», но уже из другого [духовного] фонда — из Фонда Покаяния.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector