0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самые загадочные пророчества Библии: Рождение Еммануила

Содержание

Самые загадочные пророчества Библии: Рождение Еммануила

Отец Афанасий, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. Почему в Ветхом Завете предсказывается рождение Спасителя мира с именем Еммануил, а не Иисус? Цитировать не буду, это место из Священного Писания всем нам хорошо известно. Ведь это совершенно разные имена. В литературе и от священнослужителей ответов не добился.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

У Спасителя мира было много имен: Иисус, Бог, Господь, Сын Божий, Слово Божие, Сын Человеческий, Сын Давидов, Мессия, Христос, Помазанник, Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель, Новый Адам, Альфа и Омега, Первый и Последний, Царь Иудейский, Еммануил, Посредник, Ходатай, Учитель, Равви, Пастырь Добрый, Солнце Правды, Пророк из Галилеи, Галилеянин, Назорей и др. Каждое из них значимо и указывает на какую-нибудь особенность Его Богочеловеческой Личности. Имя Иисус выделяется среди перечисленных имен одной лишь особенностью: оно означало конкретную личность в Израиле со всей только ей присущей индивидуальностью. Все другие имена указывали на: Его Богочеловеческие природы (Сын Божий и Сын Человеческий), Миссию (Мессия, Христос, Помазанник), спасительный Подвиг (Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель) или обозначали другие грани Его служения. В пророчестве св. Исаии предсказано не собственное имя Христа, а содержится указание на важнейшее свойство Мессии: присутствие Бога в мире после Его воплощения. Еммануил в переводе с еврейского языка значит: «С нами Бог». В тексте книги пророка Исаии («се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»,7:14) не сказано, что нарекут личным именем. В этом убеждают параллельные места в ветхозаветных книгах: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6); «В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: «Господь оправдание наше!»» (Иер.33:16). Можно привести и другие мессианские имена, содержащиеся в пророчествах, которые также не являются личными (собственными) именами Христа. Например, Цемах (Отрасль): «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер.23:5); « и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, — имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зах.6:12-13).

Самые загадочные пророчества Библии: Рождение Еммануила

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

733 год до Рождества Христова. Израильский царь Факей и сирийский правитель Рецин, с которыми Иудея отказалась вступать в союз против Ассирии, идут на Иерусалим, чтобы его разрушить (Иерусалим в то время был столицей Иудейского царства. Израильское же царство было соседним государством к северу от Иудеи. — Прим. ред.) Это сильные враги, и царь иудейский Ахаз готовится дать им отпор. Но в этот ответственный момент один из царских вельмож, Исаия, говорит ему нечто, по-видимому, совершенно неуместное: ничего не предпринимай и не волнуйся, опасность минует сама собой: «Наблюдай и будь спокоен. Не страшись, и да не унывает сердце твоё от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло… Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется» (Ис 7:4–7).

Ахаза это не убеждает. Тогда Исаия говорит: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены… проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте» (Ис 7:9,11). Но Ахаз не желает никаких знамений. Из двух вариантов — довериться слову Божию или последовать своим опасениям — он выбирает второй. И вот тогда Исаия восклицает:

Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. Книга пророка Исаии, глава 7, стихи 13–16

Бартоломе Эстебан Мурильо, «Поклонение Пастухов».

Несмотря на широкую известность, пророчество это очень загадочное, и «загадок» в нем по меньшей мере три.

Первая «загадка»

— это те цели, которые движут пророком Исаией. Ведь он обращается к иудейскому царю Ахазу не с предсказанием будущего. Он предлагает ему знáмение, призванное подтвердить подлинность прежде сказанных слов. Но что же это за знамение, если оно случится только в отдаленном будущем? Вроде бы оно призвано было убедить царя Ахаза в несостоятельности военных инициатив Факея и Рецина — но разве могло оно кого-нибудь в чем-нибудь убедить? Напомним: события, современником которых был Исаия, разворачивались во второй половине VIII века до Рождества Христова. То есть до Рождества оставалось еще 700 с лишним лет, и во времена Исаии оно никак не могло являться «знамением» чего бы то ни было!

Как это объяснить: Святитель Василий Великий обращает внимание на слова Слушайте же, дом Давидов! Ахаз отказался просить знамения у Исаии, объясняет он, поэтому знамение дает уже Сам Господь, и не Ахазу, но всему дому Давидову. Возвещая непорочное Рождество Спасителя мира, Господь показывает иудеям, по слову святителя Василия, «что для рода человеческого не возможно иначе исправление, как только чрез пришествие к людям Бога Слова».

Будущее событие — рождение Мессии в роде царя Давида — должно было «служить доказательством, удостоверением того, что и в настоящий раз дом Давидов не погибнет», — объяснял профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. Но оно требовало от Ахаза «всей силы веры в обетования, данные их праотцу, Давиду», которой у царя, очевидно, не было, поэтому это пророчество стало знамением не для него, но для всей ветхозаветной Церкви.

Вторая «загадка»

– связана со словом «Дева». В еврейском подлиннике тут использовано слово hā‘almā, которое не обязательно переводится как «девственница», оно может означать и молодую женщину, что неоднократно подчеркивали иудейские критики христиан.

Как это объяснить: Во-первых, несмотря на многозначность этого слова, в Библии оно всё же почти всегда обозначает именно незамужнюю девицу. В этом смысле девой именуется невеста Исаака Ревекка (Быт 24:43); это слово фигурирует в тех фрагментах Книги Притчей Соломоновых (Притч 30:19), Второзакония (Втор 22:25–27) и Третьей книги Царств (3 Цар 1:3–4), где акцентируется тема невинности.

Во-вторых, семьдесят два толковника, сделавших в конце III — начале II века до Р. Х. знаменитый греческий перевод Библии по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа, перевели еврейское hā‘almā греческим словом Παρθένος, которое уже однозначно переводится как Дева. Для Церкви, принимающей этот перевод (получивший название Септуагинта) как вдохновленный Богом, это важный аргумент.

Ну, а главное — и на это указывали многие святые отцы — сам смысл знáмения (то есть знаменательного события) теряется, если hā‘almā понимать в значении «молодая женщина». «Удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока?» — восклицает Василий Великий. Ему вторит Иоанн Златоуст: «Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно… превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным… Если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?»

Третья «загадка»

— это имя Младенца. Пророк называет Его Еммануилом — но тогда при чем тут Иисус из Назарета?

Как это объяснить: «Еммануил» по-еврейски значит «с нами Бог», и это очень точно описывает то, что случилось в момент рождения Господа Иисуса: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Бог пришел на землю и жил с нами. Таким образом, объясняет архимандрит Иов (Гумеров), в пророчестве Исаии предсказано не собственное имя Спасителя, а нечто гораздо более существенное — то, что Спасителем станет Сам Бог, Который воплотится и будет присутствовать в мире среди людей.

Он будет и Бог, и человек — но человек обóженный, с самого рождения избравший доброе и отвергший злое. Именно так все святые отцы объясняют не вполне ясные в русском переводе слова пророчества Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7:15).

Чем важно это пророчество: Этот фрагмент из книги пророка Исаии — один из самых известных и важных в Библии. Ведь речь в нем идет не только о Рождестве Иисуса Христа от Пречистой Девы Марии, но и о том, что Христос будет одновременно и человеком, и Богом.

Где еще можно услышать слова пророчества: Пророчество о рождении Еммануила от Девы цитируется в Евангелии от Матфея: эти слова слышит во сне от Ангела праведный Иосиф, обрученный с Пресвятой Богородицей, и убеждается в непорочном зачатии Младенца (Мф 1:22, 23). Кроме того, оно входит в состав чтений из Ветхого Завета (паремий), которые звучат в храме в день накануне Рождества Христова (на службе шестого часа) и в сам праздник Рождества (на вечерне). Также этот фрагмент книги пророка Исаии читают в пятницу второй седмицы Великого поста на службе шестого часа.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева

Самые загадочные пророчества библии: рождение Еммануила

Главная Воскресные листки Самые загадочные пророчества библии: рождение Еммануила

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

733 год до Рождества Христова. Израильский царь Факей и сирийский правитель Рецин, с которыми Иудея отказалась вступать в союз против Ассирии, идут на Иерусалим, чтобы его разрушить (Иерусалим в то время был столицей Иудейского царства. Израильское же царство было соседним государством к северу от Иудеи. — Прим. ред.) Это сильные враги, и царь иудейский Ахаз готовится дать им отпор. Но в этот ответственный момент один из царских вельмож, Исаия, говорит ему нечто, по-видимому, совершенно неуместное: ничего не предпринимай и не волнуйся, опасность минует сама собой: «Наблюдай и будь спокоен. Не страшись, и да не унывает сердце твоё от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло… Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется» (Ис 7:4–7).

Читать еще:  Строительные материалы - розничная торговля

Ахаза это не убеждает. Тогда Исаия говорит: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены… проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте» (Ис 7:9,11). Но Ахаз не желает никаких знамений. Из двух вариантов — довериться слову Божию или последовать своим опасениям — он выбирает второй. И вот тогда Исаия восклицает:

Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. Книга пророка Исаии, глава 7, стихи 13–16

Несмотря на широкую известность, пророчество это очень загадочное, и «загадок» в нем по меньшей мере три.

Первая «загадка»

— это те цели, которые движут пророком Исаией. Ведь он обращается к иудейскому царю Ахазу не с предсказанием будущего. Он предлагает ему знáмение, призванное подтвердить подлинность прежде сказанных слов. Но что же это за знамение, если оно случится только в отдаленном будущем? Вроде бы оно призвано было убедить царя Ахаза в несостоятельности военных инициатив Факея и Рецина — но разве могло оно кого-нибудь в чем-нибудь убедить? Напомним: события, современником которых был Исаия, разворачивались во второй половине VIII века до Рождества Христова. То есть до Рождества оставалось еще 700 с лишним лет, и во времена Исаии оно никак не могло являться «знамением» чего бы то ни было!

Как это объяснить: Святитель Василий Великий обращает внимание на слова Слушайте же, дом Давидов! Ахаз отказался просить знамения у Исаии, объясняет он, поэтому знамение дает уже Сам Господь, и не Ахазу, но всему дому Давидову. Возвещая непорочное Рождество Спасителя мира, Господь показывает иудеям, по слову святителя Василия, «что для рода человеческого не возможно иначе исправление, как только чрез пришествие к людям Бога Слова».

Будущее событие — рождение Мессии в роде царя Давида — должно было «служить доказательством, удостоверением того, что и в настоящий раз дом Давидов не погибнет», — объяснял профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. Но оно требовало от Ахаза «всей силы веры в обетования, данные их праотцу, Давиду», которой у царя, очевидно, не было, поэтому это пророчество стало знамением не для него, но для всей ветхозаветной Церкви.

Вторая «загадка»

– связана со словом «Дева». В еврейском подлиннике тут использовано слово hā‘almā, которое не обязательно переводится как «девственница», оно может означать и молодую женщину, что неоднократно подчеркивали иудейские критики христиан.

Как это объяснить: Во-первых, несмотря на многозначность этого слова, в Библии оно всё же почти всегда обозначает именно незамужнюю девицу. В этом смысле девой именуется невеста Исаака Ревекка (Быт 24:43); это слово фигурирует в тех фрагментах Книги Притчей Соломоновых (Притч 30:19), Второзакония (Втор 22:25–27) и Третьей книги Царств (3 Цар 1:3–4), где акцентируется тема невинности.

Во-вторых, семьдесят два толковника, сделавших в конце III — начале II века до Р. Х. знаменитый греческий перевод Библии по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа, перевели еврейское hā‘almā греческим словом Παρθένος, которое уже однозначно переводится как Дева. Для Церкви, принимающей этот перевод (получивший название Септуагинта) как вдохновленный Богом, это важный аргумент.

Ну, а главное — и на это указывали многие святые отцы — сам смысл знáмения (то есть знаменательного события) теряется, если hā‘almā понимать в значении «молодая женщина». «Удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока?» — восклицает Василий Великий. Ему вторит Иоанн Златоуст: «Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно… превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным… Если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?»

Третья «загадка»

— это имя Младенца. Пророк называет Его Еммануилом — но тогда при чем тут Иисус из Назарета?

Как это объяснить: «Еммануил» по-еврейски значит «с нами Бог», и это очень точно описывает то, что случилось в момент рождения Господа Иисуса: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Бог пришел на землю и жил с нами. Таким образом, объясняет архимандрит Иов (Гумеров), в пророчестве Исаии предсказано не собственное имя Спасителя, а нечто гораздо более существенное — то, что Спасителем станет Сам Бог, Который воплотится и будет присутствовать в мире среди людей.

Он будет и Бог, и человек — но человек обóженный, с самого рождения избравший доброе и отвергший злое. Именно так все святые отцы объясняют не вполне ясные в русском переводе слова пророчества Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7:15).

Чем важно это пророчество: Этот фрагмент из книги пророка Исаии — один из самых известных и важных в Библии. Ведь речь в нем идет не только о Рождестве Иисуса Христа от Пречистой Девы Марии, но и о том, что Христос будет одновременно и человеком, и Богом.

Где еще можно услышать слова пророчества: Пророчество о рождении Еммануила от Девы цитируется в Евангелии от Матфея: эти слова слышит во сне от Ангела праведный Иосиф, обрученный с Пресвятой Богородицей, и убеждается в непорочном зачатии Младенца (Мф 1:22, 23). Кроме того, оно входит в состав чтений из Ветхого Завета (паремий), которые звучат в храме в день накануне Рождества Христова (на службе шестого часа) и в сам праздник Рождества (на вечерне). Также этот фрагмент книги пророка Исаии читают в пятницу второй седмицы Великого поста на службе шестого часа.

Самые загадочные пророчества Библии: Рождение Еммануила ( 3 фото )

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

733 год до Рождества Христова. Израильский царь Факей и сирийский правитель Рецин, с которыми Иудея отказалась вступать в союз против Ассирии, идут на Иерусалим, чтобы его разрушить (Иерусалим в то время был столицей Иудейского царства. Израильское же царство было соседним государством к северу от Иудеи. — Прим. ред.) Это сильные враги, и царь иудейский Ахаз готовится дать им отпор. Но в этот ответственный момент один из царских вельмож, Исаия, говорит ему нечто, по-видимому, совершенно неуместное: ничего не предпринимай и не волнуйся, опасность минует сама собой: «Наблюдай и будь спокоен. Не страшись, и да не унывает сердце твоё от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло… Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется» (Ис 7:4–7).

Ахаза это не убеждает. Тогда Исаия говорит: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены… проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте» (Ис 7:9,11). Но Ахаз не желает никаких знамений. Из двух вариантов — довериться слову Божию или последовать своим опасениям — он выбирает второй. И вот тогда Исаия восклицает:

Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. Книга пророка Исаии, глава 7, стихи 13–16

Бартоломе Эстебан Мурильо, “Поклонение Пастухов”.

Несмотря на широкую известность, пророчество это очень загадочное, и «загадок» в нем по меньшей мере три.

Первая «загадка»

— это те цели, которые движут пророком Исаией. Ведь он обращается к иудейскому царю Ахазу не с предсказанием будущего. Он предлагает ему знáмение, призванное подтвердить подлинность прежде сказанных слов. Но что же это за знамение, если оно случится только в отдаленном будущем? Вроде бы оно призвано было убедить царя Ахаза в несостоятельности военных инициатив Факея и Рецина — но разве могло оно кого-нибудь в чем-нибудь убедить? Напомним: события, современником которых был Исаия, разворачивались во второй половине VIII века до Рождества Христова. То есть до Рождества оставалось еще 700 с лишним лет, и во времена Исаии оно никак не могло являться «знамением» чего бы то ни было!

Как это объяснить: Святитель Василий Великий обращает внимание на слова Слушайте же, дом Давидов! Ахаз отказался просить знамения у Исаии, объясняет он, поэтому знамение дает уже Сам Господь, и не Ахазу, но всему дому Давидову. Возвещая непорочное Рождество Спасителя мира, Господь показывает иудеям, по слову святителя Василия, «что для рода человеческого не возможно иначе исправление, как только чрез пришествие к людям Бога Слова».

Будущее событие — рождение Мессии в роде царя Давида — должно было «служить доказательством, удостоверением того, что и в настоящий раз дом Давидов не погибнет», — объяснял профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. Но оно требовало от Ахаза «всей силы веры в обетования, данные их праотцу, Давиду», которой у царя, очевидно, не было, поэтому это пророчество стало знамением не для него, но для всей ветхозаветной Церкви.

Вторая «загадка»

– связана со словом «Дева». В еврейском подлиннике тут использовано слово hā‘almā, которое не обязательно переводится как «девственница», оно может означать и молодую женщину, что неоднократно подчеркивали иудейские критики христиан.

Как это объяснить: Во-первых, несмотря на многозначность этого слова, в Библии оно всё же почти всегда обозначает именно незамужнюю девицу. В этом смысле девой именуется невеста Исаака Ревекка (Быт 24:43) ; это слово фигурирует в тех фрагментах Книги Притчей Соломоновых (Притч 30:19), Второзакония (Втор 22:25–27) и Третьей книги Царств (3 Цар 1:3–4), где акцентируется тема невинности.

Во-вторых, семьдесят два толковника, сделавших в конце III — начале II века до Р. Х. знаменитый греческий перевод Библии по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа, перевели еврейское hā‘almā греческим словом Παρθένος, которое уже однозначно переводится как Дева. Для Церкви, принимающей этот перевод (получивший название Септуагинта) как вдохновленный Богом, это важный аргумент.

Ну, а главное — и на это указывали многие святые отцы — сам смысл знáмения (то есть знаменательного события) теряется, если hā‘almā понимать в значении «молодая женщина». «Удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока?» — восклицает Василий Великий. Ему вторит Иоанн Златоуст: «Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно… превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным… Если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?»

Третья «загадка»

— это имя Младенца. Пророк называет Его Еммануилом — но тогда при чем тут Иисус из Назарета?

Как это объяснить: «Еммануил» по-еврейски значит «с нами Бог», и это очень точно описывает то, что случилось в момент рождения Господа Иисуса: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Бог пришел на землю и жил с нами. Таким образом, объясняет архимандрит Иов (Гумеров), в пророчестве Исаии предсказано не собственное имя Спасителя, а нечто гораздо более существенное — то, что Спасителем станет Сам Бог, Который воплотится и будет присутствовать в мире среди людей.

Читать еще:  В северо-западном Китае обнаружены не известные ранее буддийские сутры

Он будет и Бог, и человек — но человек обóженный, с самого рождения избравший доброе и отвергший злое. Именно так все святые отцы объясняют не вполне ясные в русском переводе слова пророчества Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7:15).

Чем важно это пророчество: Этот фрагмент из книги пророка Исаии — один из самых известных и важных в Библии. Ведь речь в нем идет не только о Рождестве Иисуса Христа от Пречистой Девы Марии, но и о том, что Христос будет одновременно и человеком, и Богом.

Где еще можно услышать слова пророчества: Пророчество о рождении Еммануила от Девы цитируется в Евангелии от Матфея: эти слова слышит во сне от Ангела праведный Иосиф, обрученный с Пресвятой Богородицей, и убеждается в непорочном зачатии Младенца (Мф 1:22, 23). Кроме того, оно входит в состав чтений из Ветхого Завета (паремий), которые звучат в храме в день накануне Рождества Христова (на службе шестого часа) и в сам праздник Рождества (на вечерне). Также этот фрагмент книги пророка Исаии читают в пятницу второй седмицы Великого поста на службе шестого часа.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева

maxxbay

  • Add to friends
  • RSS

Обо всех и обо всем

733 год до Рождества Христова. Израильский царь Факей и сирийский правитель Рецин, с которыми Иудея отказалась вступать в союз против Ассирии, идут на Иерусалим, чтобы его разрушить (Иерусалим в то время был столицей Иудейского царства. Израильское же царство было соседним государством к северу от Иудеи. — Прим. ред.) Это сильные враги, и царь иудейский Ахаз готовится дать им отпор. Но в этот ответственный момент один из царских вельмож, Исаия, говорит ему нечто, по-видимому, совершенно неуместное: ничего не предпринимай и не волнуйся, опасность минует сама собой: «Наблюдай и будь спокоен. Не страшись, и да не унывает сердце твоё от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло… Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется» (Ис 7:4–7).

Ахаза это не убеждает. Тогда Исаия говорит: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены… проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте» (Ис 7:9,11). Но Ахаз не желает никаких знамений. Из двух вариантов — довериться слову Божию или последовать своим опасениям — он выбирает второй. И вот тогда Исаия восклицает:

Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. Книга пророка Исаии, глава 7, стихи 13–16

Бартоломе Эстебан Мурильо, “Поклонение Пастухов”.

Несмотря на широкую известность, пророчество это очень загадочное, и «загадок» в нем по меньшей мере три.

Первая «загадка»

— это те цели, которые движут пророком Исаией. Ведь он обращается к иудейскому царю Ахазу не с предсказанием будущего. Он предлагает ему зн?мение, призванное подтвердить подлинность прежде сказанных слов. Но что же это за знамение, если оно случится только в отдаленном будущем? Вроде бы оно призвано было убедить царя Ахаза в несостоятельности военных инициатив Факея и Рецина — но разве могло оно кого-нибудь в чем-нибудь убедить? Напомним: события, современником которых был Исаия, разворачивались во второй половине VIII века до Рождества Христова. То есть до Рождества оставалось еще 700 с лишним лет, и во времена Исаии оно никак не могло являться «знамением» чего бы то ни было!

Как это объяснить: Святитель Василий Великий обращает внимание на слова Слушайте же, дом Давидов! Ахаз отказался просить знамения у Исаии, объясняет он, поэтому знамение дает уже Сам Господь, и не Ахазу, но всему дому Давидову. Возвещая непорочное Рождество Спасителя мира, Господь показывает иудеям, по слову святителя Василия, «что для рода человеческого не возможно иначе исправление, как только чрез пришествие к людям Бога Слова».

Будущее событие — рождение Мессии в роде царя Давида — должно было «служить доказательством, удостоверением того, что и в настоящий раз дом Давидов не погибнет», — объяснял профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. Но оно требовало от Ахаза «всей силы веры в обетования, данные их праотцу, Давиду», которой у царя, очевидно, не было, поэтому это пророчество стало знамением не для него, но для всей ветхозаветной Церкви.

Вторая «загадка»

– связана со словом «Дева». В еврейском подлиннике тут использовано слово h?‘alm?, которое не обязательно переводится как «девственница», оно может означать и молодую женщину, что неоднократно подчеркивали иудейские критики христиан.

Как это объяснить: Во-первых, несмотря на многозначность этого слова, в Библии оно всё же почти всегда обозначает именно незамужнюю девицу. В этом смысле девой именуется невеста Исаака Ревекка (Быт 24:43) ; это слово фигурирует в тех фрагментах Книги Притчей Соломоновых (Притч 30:19), Второзакония (Втор 22:25–27) и Третьей книги Царств (3 Цар 1:3–4), где акцентируется тема невинности.

Во-вторых, семьдесят два толковника, сделавших в конце III — начале II века до Р. Х. знаменитый греческий перевод Библии по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа, перевели еврейское h?‘alm? греческим словом . которое уже однозначно переводится как Дева. Для Церкви, принимающей этот перевод (получивший название Септуагинта) как вдохновленный Богом, это важный аргумент.

Ну, а главное — и на это указывали многие святые отцы — сам смысл зн?мения (то есть знаменательного события) теряется, если h?‘alm? понимать в значении «молодая женщина». «Удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока?» — восклицает Василий Великий. Ему вторит Иоанн Златоуст: «Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно… превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным… Если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?»

Третья «загадка»

— это имя Младенца. Пророк называет Его Еммануилом — но тогда при чем тут Иисус из Назарета?

Как это объяснить: «Еммануил» по-еврейски значит «с нами Бог», и это очень точно описывает то, что случилось в момент рождения Господа Иисуса: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Бог пришел на землю и жил с нами. Таким образом, объясняет архимандрит Иов (Гумеров), в пророчестве Исаии предсказано не собственное имя Спасителя, а нечто гораздо более существенное — то, что Спасителем станет Сам Бог, Который воплотится и будет присутствовать в мире среди людей.

Он будет и Бог, и человек — но человек об?женный, с самого рождения избравший доброе и отвергший злое. Именно так все святые отцы объясняют не вполне ясные в русском переводе слова пророчества Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7:15).

Чем важно это пророчество: Этот фрагмент из книги пророка Исаии — один из самых известных и важных в Библии. Ведь речь в нем идет не только о Рождестве Иисуса Христа от Пречистой Девы Марии, но и о том, что Христос будет одновременно и человеком, и Богом.

Где еще можно услышать слова пророчества: Пророчество о рождении Еммануила от Девы цитируется в Евангелии от Матфея: эти слова слышит во сне от Ангела праведный Иосиф, обрученный с Пресвятой Богородицей, и убеждается в непорочном зачатии Младенца (Мф 1:22, 23). Кроме того, оно входит в состав чтений из Ветхого Завета (паремий), которые звучат в храме в день накануне Рождества Христова (на службе шестого часа) и в сам праздник Рождества (на вечерне). Также этот фрагмент книги пророка Исаии читают в пятницу второй седмицы Великого поста на службе шестого часа.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 1:23

Свт. Иоанн Златоуст

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог

См. Толкование на Мф. 1:22

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 5-я.

А теперь говорится об этом, не как о будущем, но оно созерцается как совершившееся. Оно со­вершилось у иудеев, у которых и было предсказано; а при­нимается верою у нас, у которых не было и упоминаемо. «се, Дева во чреве приимет». Буква принадлежит синагоге, а приобре­тение – Церкви; та получила скрижали, а эта нашла жемчужину; та украшала волну, а эта оделась в багряницу. Иудея произвела Его, а вселенная приняла Его; синагога вскормила и воспитала Его, а Церковь приняла Его и получила пользу. У той виноградная ветвь, а у меня грозд истины. Та собрала виноград, а язычники пьют таинственное питье. Та посеяла зерно пшеницы в Иудее, а язычники серпом веры пожали колос. Язычники благочестиво сорвали розу, а у иудеев осталось терние неверия. Птенец отлетел, а безумцы остались при гнезде; иудеи объясняют листья письмени, а язычники срывают плод Духа.

«Се, Дева во чреве приимет». Скажи мне, иудей, скажи же мне, кого родила она? Доверься мне, по крайней мере, как Ироду. Но ты не доверяешь; я знаю, почему; по своему ковар­ству. Ему ты сказал, чтобы умертвить Христа; а мне не гово­ришь, чтобы я не поклонился Ему. Кого же родила она? Кого? Владыку природы. Ведь, хотя ты молчишь, но природа взывает; Дева родила так, как рожденный Сам восхотел родиться. Не по закону природы это произошло, но, как Владыка при­роды, Он употребил необычайный способ рождения, чтобы показать, что, и, делаясь человеком, Он рождается не как человек, но рождается как Бог. Итак, сегодня Он про­изошел от Девы, победившей природу, превзошедшей брак. Источнику святости надлежало произойти от чистого и святого рождения. Он есть Тот, Который в древности из девствен­ной земли создал Адама, а от Адама без жены образовал жену. Как Адам без жены произвел жену, так и сегодня Дева без мужа родила мужа. Он – человек, говорится в Писании, но кто познает Его? Так как женский пол обязан мужскому тем, что Адам без жены произвел жену, то по­этому сегодня Дева родила без мужа, уплачивая за Еву этот долг мужам. Чтобы не возгордился Адам, что без жены произвел жену, поэтому и Дева без мужа родила мужа, что­бы одинаковостью чуда показать равенство своей природы. Как от Адама Бог взял ребро и чрез это нисколько не умень­шил Адама, так и в Деве Он образовал одушевленный храм и не лишил ее девства. Целым остался Адам и по взятии от него ребра; неповрежденною осталась и Дева по ис­шествии из нее Младенца. Поэтому Он не из другого чего-нибудь устроил Себе храм и не иное тело создал и принял на Себя, чтобы не показалось, что Он унижает существо Адама. Так как обольщенный человек сделался оружием диавола, то этого самого падшего Он избрал себе в одушевленный храм, чтобы чрез сродство с Созда­телем отклонить его от общения с диаволом. Впрочем, и делаясь человеком, Он рождается не как человек, но рождается как Бог. Если бы Он произошел чрез обыкно­венный брак, подобно мне, то для большинства это показалось бы ложью; а теперь Он рождается от Девы, и, рождаясь, со­храняет ложесна Ее неповрежденными и девство Ее соблюдает целым, чтобы необычайный способ рождения послужил для меня основанием великой веры. Поэтому, если язычник или иудей спросит меня, сверхъестественно ли Христос, Бог по естеству, сделался человеком, то я скажу: да, – и укажу в подтверждение своего слова на неповрежденную печать девства. Так, Он есть Бог, побеждающий порядок природы; так, Он есть творец чрева и виновник девства, и потому Он родился непорочным способом рождения и неизъяснимо уст­роил Себе храм, как восхотел.

Читать еще:  Израильтяне запретили палестинцам доступ на пятничную молитву

Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа.

Свт. Иннокентий (Борисов)

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог

См. Толкование на Мф. 1:22

Блж. Иероним Стридонский

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог

См. Толкование на Мф. 1:22

Блж. Феофилакт Болгарский

се, Дева во чреве приимет

Евреи говорят, что у пророка стоит не «дева», но «молодая женщина». Им надобно сказать, что на языке Священного Писания юная женщина и дева — одно и то же, ибо молодой женщиной оно называет нерастленную. Затем, если бы родила не дева, то как это могло бы быть знамением и чудом? Ибо выслушай Исайю, который говорит, что «ради этого Господь Сам даст вам знамение» (Ис. 7:14) , и тотчас добавляет «се, Дева» и далее. Поэтому, если бы не дева родила, не было бы и знамения. Итак, евреи, замышляя недоброе, искажают Писание и вместо «дева» ставят «молодая женщина». Но стоит ли «молодая женщина» или «дева», во всяком случае, имеющую родить должно считать девой, чтобы это было чудом.

и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог

Евреи говорят: почему же Он назван не Еммануилом, а Иисусом Христом? Должно на это сказать, что пророк не говорит «наречешь», но «нарекут», то есть самые дела покажут, что Он есть Бог, хотя и живет с нами. Божественное Писание дает имена от дел, как, например: «нареки ему имя: Магер-шелал-хашбаз» (Ис. 8:3), но где и кто назван таковым именем? Так как одновременно с рождением Господа было расхищено и пленено, — прекратилось блуждание (идолопоклонство), то поэтому и говорится, что Он назван так, получив имя от Своего дела.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог

Нарекут имя: кто? Разумеется, все, которые уверуют в Него. Однако никто не назвал Его Еммануилом. По имени – никто, а на деле – все. Ибо верующие, что говорящий с ними есть Бог, когда веровали этому, соглашались, что с нами Бог, хотя и обращается между нами как человек. Это и значит Эммануил. Был также у пророков обычай часто употреблять вместо имен – будущие события. Так Бог повелел пророку, между прочим, назвать Сына: скоро плени, нагло расхити (Ис. 8:3) не потому, что Он был назван так по имени, но потому, что тотчас прогнал дьявола и пленил – всех пленных, каких тот имел, и расхитил, т.е. отнял сосуды, бывшие вместилищем его лукавства, именно ростовщиков и блудниц, и разбойников, и всех уверовавших из язычников. И много такого найдем.

Толкование Евангелия от Матфея.

Архиеп. Никифор (Феотокис)

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог

См. Толкование на Мф. 1:22

Архиеп. Аверкий (Таушев)

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог

См. Толкование на Мф. 1:18

Еп. Михаил (Лузин)

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог

См. Толкование на Мф. 1:22

Прот. Иоанн Бухарев

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог

См. Толкование на Мф. 1:22

Лопухин А.П.

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог

Приведенные Ангелом (или, по другому мнению, самим евангелистом) слова встречаются у Ис. 7:14. Они приведены с незначительными отступлениями по переводу LXX; сказаны были Исаией иудейскому царю Ахазу по случаю нашествия на Иудею царей сирийского и израильского. Слова пророка ближе всего указывали на современные ему обстоятельства. Употребленное в еврейском тексте и греческом переводе слово “дева” означает буквально деву, имеющую родить сына естественным путем и от мужа (см. Ис. 8:3), где та же дева называется пророчицей. Но затем мысль пророка расширяется, он начинает созерцать будущие события, которые наступят при полной перемене современных ему обстоятельств — вместо нашествия царей израильского и сирийского Иудею подчинит царь ассирийский. Он “пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю ширину земли Твоей, Еммануил!” (Ис. 8:8). Если в первом пророчестве следует понимать обыкновенную деву, обыкновенное рождение и обыкновенного иудейского мальчика, названного Еммануилом, то в 8:8 именем этим, как это видно из слов пророка, называется Сам Бог. Хотя пророчество и не относилось в талмудических писаниях к Мессии, однако ясно можно видеть, что оно имеет высший смысл. (В православной христианской богословской традиции именно это пророчество считается, и не без основания, одним из основных, что вполне совпадает с мнением на этот счет авторитетнейших из святых отцов древности. Прим. ред.) Мессианское приложение пророчества сделано было впервые в Евангелии Матфея. Если слова 23-го ст. и были словами Ангела, то выражение “что значит” и проч. следует приписать самому евангелисту. Это обычное греческое выражение, показывающее, что еврейское слово или слова переводятся или толкуются при переводе с еврейского на греческий. По мнению некоторых толкователей, “что значит” служит доказательством, что Евангелие Матфея было первоначально написано не на еврейском языке, а на греческом. С другой стороны, говорили, что когда Евангелие было переведено на греческий, то уже в это время было вставлено выражение или переводчиком, или самим евангелистом.

Толковая Библия.

Троицкие листки

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог

Глубокий смысл имени Эммануил

С лово Эммануил очень тесно связано с этим временем года, потому что одно из самых поразительных мессианских пророчеств гласит:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис. 7:14)

Иммануэль, Еммануил, Эммануил — подобно слову Ханука, у него есть несколько способов произношения в английском (и русском), но в иврите это два слова: עִמָּנוּ אֵלс нами Бог.

Обетование прийти и быть с нами не возникло в 7-й главе книги Исаии внезапно — Божье намерение прийти и жить среди нас прослеживается во всём Писании. Он хорошо обдумал это и спланировал Свой визит.

Временная скиния собрания

В Эдемском саду Бог с Адамом гуляли вместе в прохладе дня. Близкие отношения, которые были когда-то у Бога с человечеством, — это то, чего жаждет и по чему тоскует Его сердце с тех пор, как они были утрачены. Божья любовь к нам и желание быть с нами проявляется в действии, потому что Он создал условия, в которых можно разобраться с грехом, чтобы отношения были восстановлены:

«И поставлю жилище Моё среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». (Лев. 26:11-12)

Мы видим, что Бог в буквальном смысле ставит Свой шатёр посреди Израильского стана, с полностью функционирующей системой удаления греха для того, чтобы Он мог находиться среди них. Он ходит с ними, сопровождая их столпом облачным и огненным, и предельно ясно показывая Своё желание близости.

Но у Бога был грандиозный план, намного больший, чем временный шатёр:

«Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе». (Зах. 2:10-11)

Это замечательное пророчество произносит Господь, но прочитайте его ещё раз внимательно.

Он говорит, что Господь послал Его.

Бог придёт и будет жить среди нас, и при этом Его послал Господь! Как это?

Мы видим это вновь у пророка Исаиии:

«Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его». (Ис. 48:16)

Этот план, согласно которому Бог посылает Бога жить среди нас, существует с начала времён. Вечный, Который существовал от начала, был послан Господом и Его Духом. Как вам такое?

На этот раз это было лично. Уже не просто многозначительные символы и пророческие намёки в специально построенном Храме — приходит сам Бог. И Он был послан Богом.

Замаскированный царственный посетитель

Когда я был в Иордании, я слышал историю о том, что король услышал сообщения о чиновниках из сферы социального обеспечения, которые плохо обращались со своими клиентами. Как гласит история, король сам переоделся в бедного старика и подходил к клеркам в различных офисах с просьбой о помощи и услугах. Всякий раз, когда он сталкивался с чиновником, который вёл себя грубо, неуважительно и недоброжелательно, он отводил его в сторону и раскрывал свою истинную личность. Он объяснял клеркам, что именно они сделали неправильно, и увольнял их. Стоит ли говорить, что услуги существенно улучшились после того, как чиновники поняли, что есть вероятность, что они обслуживают самого короля!

Поначалу они даже не ожидали, что король появится так скромно. Так и Израиль, в большинстве своём, не узнал времени посещения.

Царь царей был прямо там, посреди них, но замаскированный. Он выглядел как обычный еврей-плотник из Назарета. Я слышал, как один ребёнок сказал, что Иисус был «Богом с кожей», и это довольно хорошее упрощённое описание воплощения.

Идея рождения от девственницы настолько шокирует, что еврейский народ по понятным причинам отвергает мысль о том, что это может буквально означать написанное (как, впрочем, и очень многие из тех, кто называет себя христианами, к их стыду). Но Бог — не тот, кто избегает чего-то возмутительного. Он ободряет людей верить. Само собой разумеется, что Он может сделать невозможное — Он может сделать всё, что пожелает. Также само собой разумеется, что Бог, создавший вселенную, не пришёл бы к Своему творению обычным способом. Даже еврейские мудрецы говорили: «Искупитель, которого Я воздвигну среди вас, не будет иметь отца» (Берешит Раба / Комментарии к книги Бытие, раввин Моше Хадаршан).

picture — ArtistIvanChew, «In a Manger»

Бог проявил Себя, в этом и заключается Его слава. Божья слава пришла к нам в Мессии, в личности Иисуса, полная благодати и истины, потому что Он сам Бог.

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». (Ин. 1:14)

Наконец-то снова вместе

Великий Божий план посещения состоял в том, чтобы проложить нам путь для бесконечного единения с Ним. Он разобрался с грехом раз и навсегда, чтобы каждый, кто желает, мог бы очиститься от разделяющего нас греха, и восстановить отношения с Ним.

Сложно представить, как будет выглядеть наше вечное пребывание С БОГОМ. Но я знаю, что Бог ожидает этого с великой радостью.

«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». (Откр. 21:3-4)

Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Последнее: 03.10. Спасибо!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector