0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Секта и личность: психологические механизмы влияния

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Психологические механизмы влияния секты на сознание человека

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Проблема сектантства, которая по своей сути не является новой, приобретает в современном российском обществе все большую актуальность. Со временем она становится объектом особого внимания представителей разных сфер жизни общества: психологов, социологов, юристов, теологов, культурологов, философов и др.

Среди работ психологов и психиатров, затрагивавших вопрос сектантства можно отметить исследования В.В. Целиковой, Н.А. Орла, Р.А. Прокопишина, Т.С. Кабаченко, Т.М. Сулейманова. В.Ю. Бирюковым.

Социологические концепции и исследования по теме культов в основном принадлежат зарубежным авторам. Среди них наиболее значимые работы Д. Нэльсона, Р Нибура, Б. Джонсона, Р. Старка и В. Бэйнбриджа, К. Кэмпбэлла, М. Интровинье, Э. Баркер, С. Кента. В работах Н.В. Петровой и Я.В. Грусман рассматривается деятельность новых религиозных движений.

Несмотря на огромное количество исследований в данной области, множество вопросов остаются открытыми по причине своей сложности и неоднозначности рассматриваемой проблемы. Сложность заключается, прежде всего, в отсутствии четко определенного, общепринятого понятийного аппарата. Трудности возникают уже на этапе определения того, что именно можно отнести к понятию «секта». Этот термин имеет два варианта этимологии: либо от латинского же sequi — «следовать» (за лидером), либо оно происходит от латинского слова secare — «отсекать» (часть от целого).

Первоначально слово «секта» употребляли для обозначения образования философских школ. Секта первых веков н. э. — название религиозных групп и общин, отколовшихся от господствующей церкви в иудаизме, христианстве, др. религиях, а также их учения. Секты имеют определенные, но исторически подвижные границы. Изначально это группы верующих, объединенных общими взглядами и лишенных церковной иерархии, общеобязательных обрядов и догматов. Со временем многие секты превращаются в церковно-организованную религию.

В широком смысле секта – это группа людей, пропагандирующих идеи, учение и практику, отличающиеся от общепринятых норм общества. Это говорит том, что не все секты носят разрушительный характер. Истинным же злом для общества является деструктивные секты. Именно о них в большей степени и пойдет речь в данной статье.

Деструктивная секта- это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к сложившимся социальным структурам, культуре, порядку, семье, личности и обществу в целом, практикующая латентное психологическое насилие над своими последователями путем использования определенной методологии.

Слово «методология» — здесь является ключевым. Оно предполагает контроль сознания. Только в деструктивных сектах есть контроль сознания. В сектах мистической и рационалистической направленности его нет.

Стремление к контролю и власти, естественно, не рекламируется. Различные учения, групповые ритуалы, способы спасения предлагаются для того, чтобы за их занавесом скрыть реальные цели, преследуемые сектами. Реальность оказывается противоположной тому, что руководители секты обещают. Например, вместо обещанных сектой свободы, разрешения проблем, «просветления», человек получает отчуждение, контроль над своим сознанием и деперсонализацию. Руководители сект делают членов своими добровольными последователями, проявляющими слепое послушание. Надежда на спасение души в секте способствует потере своего «Я» и формированию готовности ради этого делать все, что требуют. На это рассчитывают руководители сект, вербующие членов и делающих их послушными инструментами реализации своих идей.

Индоктринация является массивным психологическим средством влияния на группу или на отдельного индивидуума с целью навязывания идеи, мнения, системы взглядов, отношения к происходящим событиям и др. Наибольшее значение имеет внедрение стереотипа мышления в рамках определенной парадигмы, появляющееся под воздействием массивного психологического давления. В результате внедрения участники секты попадают в многостороннюю зависимость от группы. Опасность динамики, имеющей место в секте, заключается в том, что психологическая манипуляция не распознаются членами секты по причине того, что происходят незаметно. Поэтому члены секты лишены возможности развить стратегии психологической защиты. У новых участников культа складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Они убеждены в том, что предлагаемые им взгляды соответствует их собственным идеям, нереализованным и неоформленным до момента попадания в секту. Остальные участники секты воспринимаются вновь пришедшими как приятные, всегда готовые прийти на помощь люди. Происходит «бомбардировка» новичков любовью старых членов секты.Нового члена ни на минуту не выпускают из поля зрения и опеки. Рекомендованная специальными наставлениями такая процедура называется «сандвич» и требует, чтобы новый член группы находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением развлекать его. Стоит отметить, что близкие и друзья не являются серьезным препятствием, мешающим вступлению в секту, в силу того, что их влияние менее сильно, чем влияние членов секты.

Читать еще:  Пасху в народе готовятся отметить с фантазией

Руководство секты внушает чувство страха и вины, которые вызываются организацией покаяния, публичных исповедей под предлогом создания близости и обнаружения тайн, для формировки эмоциональной уязвимости посредством явных и завуалированных угроз, или чередованием наказаний и наград.

Секта любыми способами изолирует адепта , чтобы у него не было возможности или желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.

Стоит отметить, что во многих сектах практикуется техник «лишения сна» завуалированные в духовные упражнения или необходимого психофизического тренинга. Депривация сна пагубным образом влияет на психические процессы человека.

Подводя итоги следует подчеркнуть, что секты в настоящее время представляют серьезную социальную угрозу. Максимальная информированность населения об этой опасности и особенностях происходящего с вовлеченными в секты необходима как предварительное условие мобилизации общественности для организации эффективного противодействия деятельности сект.

Список используемой литературы:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: Эра, 1995

Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bookap. by.ru/psywar/grachev/oglav.shtm

Дудар Н. Социально-психологические составляющие возникновения новых религиозных течений / Материалы круглого стола научно-практической конференции. – К., 2000 .

Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема. – М., 1999 .

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. — Новосибирск, 1999.

Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки и агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность: практическое пособие. – Минск: Харвест, 2000

Влияние деятельности сект на личность человека

Говоря о деятельности сект и их разрушительном влиянии, следует определиться с сами понятием «секта». Определений данного термина существует огромное количество. Часто можно встретить употребление понятий культ, деструктивная организация, деструктивная секта, тоталитарная секта, религиозная организация и т.д. как синоним термину «секта». Границы между ними порой размыты и четкого единого определения так и не принято. В рамах нашего исследования мы будем придерживаться определения, данного в работе Волкова Е.Н. и поддерживаемого современными исследователями (М.В. Вершининым, С.В. Книжниковой). Секта – это разновидность организации, чья практика (религиозная и/или психологическая, т.е. с применением психометодик) признается авторитетными институтами гражданского общества деструктивной в отношении: личности в данном обществе, психического и/или физического здоровья, гарантированных прав и свобод человека; самого гражданского общества, его сложившейся традиционной структуры, культуры, нормообщественного порядка, ценностей и образа жизни [1, 2]. Вот какое определение предлагает И. В. Журлова: «Секта – это:

  1. Организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им;
  2. Тип религиозной организации, характеризующийся закрытостью, строгим членством, харизматическим лидерством, критическим отношением к действительности».

Также она разделяет секты на следующие виды:

  1. «Тоталитарная секта – организация, устанавливающая полный, всеобъемлющий контроль над образом жизни и образом мысли своих членов».
  2. «Деструктивная секта – разновидность организации, разрушающей в отношении личности, ее духовного и физического здоровья, системы ценностей и образа жизни; нарушающей гарантированные права и свободы человека, нормы общественного порядка и нравственности» [3].

Специалисты, занимающиеся изучением деятельности сект, предполагают, что практически каждая секта использует в своей деятельности методики, которые не контролируются нашей психикой и влияют на сознание и подсознание. Даже, если человеку удалось выйти из секты, в которой на его психику воздействовали, нет гарантии того, что он сможет жить обычной нормальной жизнью, и не вернется в организацию. Чтобы лучше понимать природу сект, а также знать их отличия от традиционных религий, мы предлагаем рассмотреть материал, предлагаемый И. А. Галицкой и И. В. Метлик:

Читать еще:  Ванга: провидица или одурманенная бесами бабка?

1. Отсутствие стабильного вероучения: авторы говоря о том, что формирование устойчивой религиозной доктрины – это трудный и долгий процесс; идеи разных религий противоречат друг другу.

2. Нетерпимое отношение ко всем традиционным религиям: провозглашение доктрины секты как единственно верной на фоне «неправильных, потерявших истины» традиционных религий

3. Некритическое лидерство: лидер секты приписывает себе определенные качества, способности и статус, призванные поставить его в особое положение. Делается это для того, чтобы адепты беспрекословно подчинялись ему.

4. Системы нереалистических, унизительных или опасных требований: применяются они, как правило, для психологической ломки воли человека и его критических способностей. Такие системы способствуют пстепенному отдалению адепта от общества, а так же взращивают в нем чувство превосходства на окружающими.

5. Апокалипсические запугивания: представления о конце света, этого мира, который должен обязательно наступить, зарождают и культивируют в человеке постоянное чувство страха и тревоги. В этом состоянии члены секты очень легко соглашаются на все новые и новые пожертвования организации.

6. Пропаганда мировой войны как необходимого условия «очищения» человечества от пороков: эту идею секты преподносят как идею войны массового убийства людей; в живых останутся лишь избранные, которые будут строить новое государство со своим режимом

7. Узость, примитивность, логическая несуразность мировоззренческих доктрин: мировоззренческие доктрины сект, как правило, очень узкие и примитивные, потому что создается новая «вера» из философских идей, отдельных положений из других религий, абсурдных идей самого лидера.

8. Закрытость и стремление отгородиться от общества, «сатанизация» мира за пределами своего объединения: здесь преследуется цель максимального сужения информационного пространства человека, отрыв от семьи с целью сформировать чувство безысходности и «единственного дома».

9. Навязчивое миссионерство: целью данного данной идеи является привлечение новых членов, так наказывают провинившихся или тех, кто должен секте деньги.

10. Применение физического и психического насилия, угроз в отношении адептов решивших покинуть культ, их родственников стремящихся вернуть своих близких в семьи, критиков сект.

Эти десять пунктов в общих чертах дают нам представление о том, что происходит с адептами сект, а также возможность выявления таких организаций при необходимости. Но как люди вообще попадают в такого рода организации? По мнению А.Л. Дворкина, в секты попадают люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Вот, что он говорит в своем интервью: «В секту приводят через обман, сокрытие информации и недобросовестную рекламу. Люди склонны поддаваться этому обману, верить обещаниям. В группе риска – все, кому плохо, у кого кризис в жизни. Часто у людей просто нет сил отказаться от навязчивости сектантов, даже остановиться и задуматься, что же несут их обещания за собой. Я абсолютно убежден, что, если бы человек знал, что собой представляет та или иная секта, что от них будет требоваться, как они поменяют свою жизнь, они бы никогда на это не согласились»[5]. М. Сингер выводит шесть условий перестраивания мышления:

1. Над временем и над физической окружающей средой, в которой находится человек, устанавливается контроль.

2. У новичка формируют чувства страха, бессилия, зависимости и одновременно с этим демонстрируют ему новые поведенческие стандарты, соблюдение которых желательно для лидера.

3. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями новичка (в том числе и с использованием измененных состояний сознания), чтобы заглушить прежнее социальное поведение и социальные установки новичка.

4. Психоманипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями, чтобы добиться желаемого лидерам поведения и желаемых установок.

Читать еще:  Россия вновь участвует в изучении христианских памятников на территории Египта

5. Образование строго контролируемой системы с замкнутой на себе логической системой, внутри которой инакодумающим навязывают чувство неполноценности из-за их сомнений.

6. Новичков оставляют в неосведомлённости касательно контроля и изменения их сознания. Лидеры не способны перестроить мышление индивида в условиях полной реализации его умственных способностей и информированного согласия.

Следует отметить, что практически каждая личность в условиях сосредоточенного группового давления и манипулирования базовыми человеческими потребностями способна к развитию у себя девиантного поведения в виде религиозного фанатизма. Располагающими к этому факторами могут стать низкая коммуникативная толерантность, семейные традиции магического и мистического мышления, некоторые характерологические и личностные особенности. Мотивы вступления человека в секту бывают различными. Уход в секту может быть связан с тем, что индивид неосознанно хочет снять с себя ответственность за принятие важных решений по волнующим его проблемам. Другим мотивом может являться желание сбежать от однообразной, не приносящей радости жизни. Сама идея быть причастным к какой-либо тайне, либо социальной группе, новые эмоции и переживания также становятся целями такого человека.

И далее, мы хотим предложить следующую модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты Мухиной Т.К:

1. Теоретико-методологический блок

Цель – создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенка

– повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;

– воспитание культуры здорового образа жизни;

– формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения;

– включение подростков и юношей в самостоятельную творческую деятельность;

– выявление причин деформации личности;

– активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;

– координация деятельности всех заинтересованных ведомств и специалистов

учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса

2. Психолого-педагогический блок

1) выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

2) проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодыми людьми и их родителями;

3) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

4) повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

5) реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты

3. Технологический блок

– изучение личности учащегося (акцентуации характера, темперамент, уровень притязаний, тревожность, самооценка);

– изучение интеллектуального развития и определение педагогической запущенности;

– диагностика взаимоотношений в коллективе;

– изучение типичных нарушений поведения и выявление их причин

1) организация психолого-педагогичес-кого наблюдения и диагностики;

2) профилактическая работа с учащимися;

3) коррекционная работа с учащимися группы риска;

4) работа с семьями учащихся;

5) отслеживание результативности работы

Подводя итоги, хотим отметить, что проблема влияния сект на личность человека в современном мире является достаточно актуальной. А распространение данных организаций чаще всего обусловлено отчуждением индивида от таких социальных институтов, как: семья, работа, высшие учебные заведения и т.д. И также это связано с социально-экономической нестабильностью. Нахождение индивида в секте приводит к постепенному разрушению его личности.

1. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: Феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. – 1996. – № 2. С. 87–93.

2. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов. — Краснодар: Экоинвест, 2013. – 362 с.

3. Журлова И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций курс лекций [для студентов педагогического университета, магистрантов, аспирантов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей]. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 172 с.

4. Дворкин А. Л. Сектоведение. Христианская библиотека, 2008 г. – 360 с. URL: http://www.blagovesti.ru/arhiv/2015/n4.files/sektu.htm [Дата обращения: 30.03.2016].

5. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. — М.: 2001. – 159 с.

6. Мухина Т. К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.К. Мухина. – Владимир, 2008. – 190 с.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector