0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школьный буллинг и христианское воспитание

Содержание

Патриарх Кирилл: Явление буллинга — это результат дефицита школьного и семейного воспитания

На состоявшемся 1 марта 2019 года заседании Высшего Церковного Совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание на проблему травли в школе:

Мне бы хотелось поговорить о явлении, которая обозначается заимствованным из английского языка словом «буллинг».

Людям старшего поколения известно, что такое травля в школе, я сам проходил через этот опыт. Но тогда это было связано с моим религиозным выбором, когда все дети — атеисты, а ты один верующий и не скрываешь своей религиозности. Сейчас буллинг приобрёл совершенно иную форму, но по степени жестокости он ничем не уступает тому, через который проходили верующие дети в послевоенных средних школах.

Конечно, явление буллинга нельзя рассматривать изолированно от всего того, что происходит в обществе. В каком-то смысле это одно из проявлений нравственного кризиса и падения уважения к достоинству человека. Несомненно, это ещё и результат дефицита школьного и семейного воспитания. Церковь призвана встать на сторону унижаемых детей и учить будущих преподавателей, родителей пресекать подобные издевательства на корню. Наши священнослужители, которые работают в школах, должны иметь в виду эту тему, должны исследовать ситуацию. И если будет известно, что такого рода насилие в школе имеет место, священник не должен проходить мимо, делая вид, что ничего не происходит.

Школа не всегда выдерживает конкуренцию с публичным медиапространством, с социальными сетями, где можно найти множество видеороликов, подстрекающих детей к насилию и собирающих тысячи столь желаемых молодыми людьми просмотров. Социальные сети, ретранслируя все эти явления, фактически рекламируют их — в силу того, что такого рода сюжеты собирают большое количество желающих их посмотреть.

Святейший Патриарх Кирилл отметил особую роль Церкви в преодолении этого явления:

Приходы, православные активисты, я в этом сейчас глубоко убеждён, призваны считать своим долгом реализацию молодёжных проектов, которые вовлекают школьников, студентов, позволяют им почувствовать свою нужность, направить силы в конструктивное русло. Мы должны действительно усилить нашу работу с детьми, со школьной молодёжью, со студенческой молодёжью. […] масштаб проблемы так значителен, что вся Церковь должна включаться в преодоление этого явления. Нельзя проповедовать любовь, милосердие, долготерпение и молчать, когда налицо такие проявления злобы, о которых мы только что сказали.

Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия

Практикующий психолог Елена Трушина о проблеме буллинга: что делать, если ребёнка травят в школе или он сам проявляет агрессию.

  • Text Link

Елена Трушина

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Что такое буллинг в школе

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Читать еще:  Священнику нужна помощь в оплате очередной операции

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Православная Жизнь

Как-то перелистывая памятные даты, я заметил, что 2 октября резолюцией Генеральной ассамблеи ООН установлен Международный день ненасилия, при этом в голове сразу всплыла тема школьного буллинга, размышлениями над которой мне и захотелось поделиться.

Для тех, кто не знает, что это такое, определимся со значением слова. На самом деле здесь нет никакого секрета: в переводе с английского bullying означает запугивание или травля, просто теперь это устоявшийся термин, применяющийся, как правило, в отношении проявления насилия в школе. Данная тема довольно специфична и относится, прежде всего, к области психологии и социологии. Однако же в нижеследующих рассуждениях я постараюсь придерживаться границ между данными светской науки и церковным пониманием проблемы. Мне кажется, что данная тема очень важна по той простой причине, что дети из верующих семей нередко выделяются на общем фоне, они немного другие, у них иные ценности и приоритеты, а потому они автоматически рискуют стать жертвами буллинга.

Поясню свою позицию немного подробней. Мы сегодня живем в довольно жестоком и эгоистичном обществе. Мне не раз приходилось сталкиваться и слышать об откровенном хамстве, чтобы не сказать хуже в отношении воспитателей и учителей, со стороны родителей. Дети же всегда копируют поведение своих мам и пап и, если они видят неуважение к педагогу, соответственно, будут транслировать такое поведение и в отношении своих сверстников. Если у старших нет культуры общения, нет желания разбираться в назревших проблемах, это значит, что, скорее всего, у них и во взаимоотношениях в семье далеко не все гладко. Дети-агрессоры, как правило, появляются именно в таких семьях. Из-за нехватки родительской любви и взаимопонимания формируется низкая самооценка, которую они и пытаются поднять за счет унижения других, стремятся быть в центре внимания, пытаются манипулировать и доминировать. На кого тогда вымещается вся накипевшая в их несчастных душах злоба? На того, кто выделяется, кто не такой, как все.

Сегодня приходится говорить о том, что в семьях часто вообще нет элементарной близости. Я много раз наблюдал картину, когда в выходной день в кафе сидит семья, при этом они даже не разговаривают друг с другом: папа – в смартфоне, мама – в смартфоне, дети – в смартфонах. Получается, что физически они близки, а ментально, душевно – далеки. Они не привыкли общаться, слушать и слышать близкого человека, потому стоит только в такую семью бросить «спичку», как тут же разгорится пламя ссоры. Ребенок, в силу того, что он младше всех, не может ответить и выместить накипевшее на старших, но сжатая в нем «пружина» ищет удобного случая, дабы как можно скорее разжаться.

В христианских же семьях, как правило, родители понимают опасности, которые таит в себе современный мир, а потому стараются всеми силами подготовить ребенка к адекватной реакции на них. Берем пример из жизни. Был случай, когда церковного ребенка начали травить в школе только за то, что он не играл в какую-то популярную игру и вообще не разбирался в ней. Мы все прекрасно осознаем пагубное влияние подобных игр на психику и воспитание детей. Так было и в той семье. Люди попросту приучили детей любить и читать книги, а в итоге этот, казалось бы, совершенно безобидный навык привел к тому, что в классе ребенок оказался изгоем. Это отнюдь не значит, что в данном случае родители поступили неправильно, но проблема, что называется, налицо.

В буллинге есть три группы участников: агрессор, жертва и наблюдатели. Адекватное христианское воспитание практически исключает выступление ребенка в роли агрессора, а вот об остальных «амплуа» нужно сказать отдельно.

Наблюдатели всегда являются самой большой группой участников травли. Постепенно они становятся перед выбором: либо перейти на сторону агрессора, либо выступить в роли защитника жертвы, но тогда они сами рискуют стать жертвой, либо проявить пассивность и остаться безучастными наблюдателями. Естественно, что второй вариант самый правильный, но для его реализации необходимы мужество и смелость, а они, как правило, могут проявиться в ребенке, если во взаимоотношениях с родителями все в порядке, если есть любящие мама и папа. Также важны правильные ценностные установки. Например, мы понимаем, что насилие в любом случае грех. Но насилие может осуществляться как месть, как получение удовольствия, для повышения той же самооценки, а может и способствовать прекращению другого насилия над слабым. В первых случаях насилие – это цель, а в последнем – средство.

Возможно, меня кто-то не поймет, но я действительно считаю, что с христианской точки зрения остановить насильника посредством применения к нему насилия – это иногда единственно правильное решение. Возьмем, к примеру, работу честного полицейского. Его служба явно сопряжена с риском нанести другому человеку (пусть и преступнику) вред, а может, и убить его. Но Церковь же при этом благословляет его на такую службу. Если полицейский всё же убил кого-то, то он все равно обязан принести покаяние, даже несмотря на данное ему благословение. Да, он явился заложником обстоятельств, встал перед выбором между большим злом и меньшим злом, и в таком случае нужно выбирать меньшее зло. Подобный выбор – следствие глубокой греховности нашего падшего мира, мира, где в общую «копилку» зла каждый из нас вкладывает свою «лепту», а потому такой полицейский-христианин обязан принести покаяние за содеянное. Если мы уверены, что посредством молитвы способны изменить волю насильника, то можно и помолиться, но если нет, то пассивность будет проявлением трусости, за которую нас наша совесть не пожалеет. Любое насилие – это всегда крайняя мера, но бывает и так, что по-другому не поступить. Мне кажется, что именно такие мысли стоит донести до наших детей.

Читать еще:  The Great Lent. How to begin it properly?

Теперь нужно сказать о жертве буллинга. Травля бывает разных видов: физическая (пинки, побои и даже сексуальное домогательство), вербальная (насмешки, угрозы, оскорбления), социальная (исключение из коллектива), экономическая (вымогательство, порча имущества), кибернетическая (травля, скажем, в соцсетях или мессенджерах через анонимные аккаунты). Во всех случаях жертве наносится тяжелый психологический урон. Многие взрослые, кому пришлось в детстве пережить унижение, даже по прошествии нескольких десятков лет с содроганием вспоминают то время.

Психологи советуют, как правило, дать понять жертвам буллинга, что они не виноваты в том, что произошло. Следует постараться помочь ребенку обрести уверенность в себе, помочь выработать навык противостояния сложившейся ситуации. Я понимаю, что все это не является прерогативой христианского воспитания, но мне кажется, что все-таки правильные ценностные ориентиры, четкая и полноценная мировоззренческая позиция, т. е. всё то, что формирует внутренний мир христианина, могут как раз стать идеологическим стержнем, позволяющим церковному ребенку, попавшему в категорию жертвы, выйти оттуда с минимальным ущербом, а может, и даже полезным опытом. Естественно, что крепкая и любящая семья – это также залог психического здоровья ребенка. Не нужно сбрасывать со счетов и фактор молитвы, как со стороны родителей, так и со стороны самого чада. Помимо сугубо чувственного есть же и духовное измерение любого конфликта. Мы, как христиане, прекрасно понимаем, кто толкает агрессора на насилие, так вот, молитва здесь послужит и как средство защиты, и как средство утешения страдающего детского сердца.

Напоследок стоит сказать, что встречаются случаи, когда жертва травли впоследствии сама становится агрессором. Такой ребенок способен на действительно большое зло. Есть явление, именуемое скулшутингом, выражающееся в том, что подросток берет в руки оружие и убивает своих одноклассников и учителей. Не нужно обманываться: подобные преступления совершаются не только в США, но и у нас. Однако самое страшное как раз то, что практически во всех случаях скулшутинга убийцами становились жертвы буллинга – подростки, доведенные до отчаяния. Да, церковные дети действительно могут стать жертвами травли, но они точно никогда не станут скулшутерами. В этом плане христианское воспитание имеет явное преимущество.

С изложенными мною здесь мыслями кто-то может соглашаться, кто-то нет, но мне всё же хотелось поднять, как мне кажется, весьма важную проблему. Люди сегодня становятся более жестокими, а каждый, даже маленький христианин или христианка – это искорка во тьме, которую тьма всегда будет пытаться поглотить, но никогда не поглотит. Вот поэтому так важно уделять серьезное внимание воспитанию наших детей. А вдруг именно благодаря им где-то зажжется еще одна искорка, а может, и не одна.

Протоиерей Владимир Долгих

Как юридически противостоять буллингу в школе

Боремся с детьми по-взрослому

В первую очередь необходимо заняться сбором доказательств: по возможности соберите видео- и аудиоматериалы, переписку в социальных сетях. При нанесении физического вреда обязательно зафиксируйте побои в травмпункте.

Однако насилие может протекать не только в форме избиений, но и как моральное воздействие, нацеленное на угнетение личности. Доказать такое негативное влияние на ребенка тоже возможно. Для этого нужно обратиться к психиатру. Врач сделает экспертное заключение, в котором отобразит влияние ситуации на ментальное здоровье подростка.

Не выбрасывайте чек за прием доктора — все это пойдет в папку с доказательствами. Туда же прикрепите и чек за услуги юриста или купленные лекарства для ребенка. Все это вам понадобится, если дело дойдет до суда.

Подростков, решивших, что травля других — это весело, могут привлечь за умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по ст. 111 и ст. 112 Уголовного кодекса РФ. Если насилие над ребенком было моральное, это можно расценивать как клевету (ст. 128.1 УК РФ). В совсем тяжелых случаях — как доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ) и склонение к совершению самоубийства (ст. 110.1 УК РФ). Личная ответственность за подобные противоправные действия наступает после 14 лет. После 16 лет подросток может получить не только штраф, но и тюремный срок.

Звоночек для учителя

Следующий шаг — обращение в администрацию учебного заведения. Ст. 28 ч. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает школу или колледж создавать безопасные условия обучения и воспитания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими их жизнь и здоровье. Если же этого не происходит и ваш ребенок стал объектом травли, несет ответственность за происходящее именно учебное заведение.

Обращение составляется родителями в свободной форме на имя классного руководителя, директора школы и психолога. Необходимо описать сложившуюся ситуацию, потребовать разрешить ее и составить комплекс мероприятий, направленных на предотвращение буллинга.

Если мера не возымеет должного эффекта, а буллинг будет продолжаться, вы вправе составить жалобу на директора учебного заведения и направить ее в Департамент образования и в прокуратуру. Также вы можете написать жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних и заявление в полицию, приложив все собранные доказательства.

Заключительный шаг — обращение с исковым заявлением в суд. Часто вопрос решается еще на уровне комиссии и полиции, но вы должны быть готовы и к такому исходу. Наказать обидчиков через суд — вполне реальная задача. Только обязательно предоставьте весь пакет собранных доказательств, скриншоты переписок в соцсетях, справку о снятии побоев, экспертное заключение психиатра, а также все чеки за оплаченные услуги специалистов, юридическую поддержку, медикаменты и указание причиненного ущерба, если, например, ребенку порвали одежду или порезали рюкзак. Все эти средства вам могут вернуть по решению суда.

Выйти победителем

Отличный кейс, иллюстрирующий, что победить буллинг сложно, но возможно — это история Натальи Цымбаленко, которая смогла пресечь издевательства над сыном и его одноклассниками, а потом и вовсе написала полезную книгу на эту тему для других родителей. Костяк «крутых» в классе, где учился ее ребенок, травил детей. Над сыном-пятиклассником Натальи Цымбаленко издевались из-за того, что тот приносил с собой пластилин и не хотел вступать в конфликты.

У других детей в классе «крутые» отнимали и портили вещи, подкладывали бутылки с мочой. А одного мальчика и вовсе обманули, дважды взяв у него деньги на покупку вейпа (ведь нужно казаться крутым!), но так и не отдав ему ни вейп, ни деньги.

Классный руководитель никак не реагировал на происходящее в детском коллективе. Тогда Наталья Цымбаленко перешла к активным действиям, организовав группу родителей учеников, которые подверглись травле, написала коллективное заявление, где подробно описала происходящее. Женщина настаивала на встрече с директором гимназии, но классный руководитель сделал все, чтобы она не состоялась. В итоге удалось пообщаться с психологом и соцработником. На встрече представители школы сначала заявляли, что ничего не знали, а потом сказали, что родители ничего не докажут.

После этого Наталья отправила заявление на электронный адрес школы, председателя управляющего совета школы, а также подала его в управу района в комиссию по делам несовершеннолетних.

Только после этого дело сдвинулось с мертвой точки. В учебном заведении состоялось собрание с руководством, родителями, представителями управляющего совета и Департамента образования. На встрече Цымбаленко попытались предложить просто перевести сына в другую школу, но она наотрез отказалась.

В итоге класс посетил инспектор по делам несовершеннолетних. Ученик, обещавший продать вейп, вернул деньги и был поставлен на учет. Так благодаря правильным и активным действиям буллинг в коллективе удалось искоренить.

Главное — не закрывать глаза на происходящее с вашим ребенком. Действуйте, боритесь и отстаивайте свои и его права.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Буллинг со стороны учителя

Бул­линг — слово понят­ное. Это когда учи­тель про­сто изде­ва­ется на виду у всех над одним из своих подопечных.Как с этим бороться, что делать с этим?

После поступ­ле­ния в школу у ребенка в жизни появ­ля­ется еще одна важ­ная авто­ри­тет­ная фигура – класс­ный руко­во­ди­тель. В млад­шей школе педа­гог ста­но­вится ино­гда даже более зна­чи­мым взрос­лым, чем роди­тель. Это нор­мально: ребе­нок адап­ти­ру­ется к новой среде, а учи­тель ему в этом помо­гает. От лич­но­сти учи­теля также зави­сит и моти­ва­ция ребенка к обу­че­нию, и в целом его успеваемость.

К сожа­ле­нию, бывают слу­чаи, когда педа­гоги пред­взято отно­сятся к уче­нику, при­людно высме­и­вают его ответы, спо­соб­но­сти и даже внеш­ний вид, исполь­зуя гру­бое, уни­жа­ю­щее пори­ца­ние. Но это обыч­ные кон­фликты, кото­рые быстро воз­ни­кают и также быстро про­хо­дят. В слу­чае бул­линга кон­фликт чаще всего имеет лич­ност­ную подо­плеку и носит затяж­ной характер.

Читать еще:  Святейший Патриарх Кирилл

Как опре­де­лить, что ваш ребе­нок стал жерт­вой учи­тель­ского буллинга?

Признаки учительского буллинга

Пер­вым зво­ноч­ком явля­ется неже­ла­ние ребенка идти в школу. Конечно, прак­ти­че­ски каж­дый ребе­нок хоть раз в жизни гово­рил, что не хочет идти в школу. Это нор­мально и есте­ственно: дети устают, ссо­рятся с дру­зьями, забы­вают выпол­нить домаш­нее зада­ние. Но если ребе­нок систе­ма­ти­че­ски отка­зы­ва­ется посе­щать школу, начи­нает пла­кать, про­гу­ли­вать, а на вопросы о при­чи­нах такого пове­де­ния не отве­чает, стоит обра­тить вни­ма­ние на школь­ную ситуацию.

Вто­рой симп­том: у ребенка пло­хая успе­ва­е­мость по одному кон­крет­ному пред­мету. Если ребе­нок спо­соб­ный, про­блем с обу­че­нием не испы­ты­вает, а по одному пред­мету посто­янно полу­ча­ется пло­хие оценки, стоит заду­маться. Ско­рее всего, при­чина не в том, что школь­ник плохо пони­мает физику или био­ло­гию, а в том, что у него не ладятся отно­ше­ния с педагогом.

Тре­тий при­знак учи­тель­ского бул­линга – зани­жен­ная само­оценка у ребенка. Учи­тель – все­гда авто­ри­тет для школь­ника, поэтому от его мне­ния сильно зави­сит мне­ние ребенка о себе. Чем силь­нее педа­гог будет давить на уче­ника, тем ниже у него будет самооценка.

Чет­вер­тая при­чина того, что стоит обра­тить вни­ма­ние на школь­ную ситу­а­цию ребенка, – отсут­ствие у школь­ника жела­ния раз­го­ва­ри­вать о школе. Осо­бенно остро это заметно у уче­ни­ков млад­шей школы. Для ребят 7–10 лет учеб­ная дея­тель­ность явля­ется веду­щей, а зна­чит, о школе дети должны гово­рить много и с удо­воль­ствием. Если роди­тели этого не наблю­дают, то стоит раз­уз­нать подроб­нее, что же про­ис­хо­дит в классе.

Пятой отли­чи­тель­ной чер­той жертвы бул­линга явля­ется страх перед шко­лой и учи­те­лями. Дети, кото­рые под­вер­га­ются дав­ле­нию со сто­роны педа­гога, есте­ственно, начи­нают бояться и этого педа­гога, и осталь­ных учи­те­лей, и школу в целом, ведь трав­ми­ру­ю­щей ситу­а­цией явля­ется ком­плекс событий.

Последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»

Каковы послед­ствия бул­линга в отно­ше­ниях «учи­тель – уче­ник»? Они те же, что и послед­ствия любого дру­гого вида наси­лия: будь оно физи­че­ским или мораль­ным – ребе­нок полу­чает пси­хо­ло­ги­че­скую травму. Такие дети отли­ча­ются зани­жен­ной само­оцен­кой, гипер­тро­фи­ро­ван­ным чув­ством вины, ино­гда повы­шен­ной агрес­сив­но­стью. Если жерт­вой бул­линга ста­но­вится под­ро­сток, то, к сожа­ле­нию, эта травма может при­ве­сти к суи­циду.

Про­блема усу­губ­ля­ется тем, что если педа­гог начи­нает уни­жать одного из уче­ни­ков, то вскоре этим будет зани­маться уже весь класс, ведь учи­тель – это при­мер для под­ра­жа­ния, осо­бенно для детей млад­ших клас­сов. Таким обра­зом, «нелю­бим­чик» педа­гога ста­но­вится жерт­вой травли со сто­роны и учи­теля, и одноклассников.

Что делать?

Что делать, если роди­тели выяс­нили, что его ребе­нок под­вер­га­ется пси­хо­ло­ги­че­скому и мораль­ному дав­ле­нию со сто­роны педагога?

Еди­ного алго­ритма уре­гу­ли­ро­ва­ния школь­ных кон­флик­тов нет – в этом слу­чае мно­гое решает чело­ве­че­ский фак­тор. Но все же есть неко­то­рые реко­мен­да­ции по выходу из такой ситуации.

В первую оче­редь, оце­нив ситу­а­цию спо­койно и объ­ек­тивно, пого­во­рите с учи­те­лем и выяс­ните при­чину кон­фликта. Сле­дите, чтобы раз­го­вор стро­ился на кон­крет­ных фак­тах, а не на лич­ных впе­чат­ле­ниях учи­теля. Не бой­тесь того, что учи­тель «испор­тит жизнь» вашему сыну или дочери, ведь если педа­гог зло­упо­треб­ляет вла­стью, на него все­гда можно воз­дей­ство­вать через дирек­тора или пред­ста­ви­те­лей депар­та­мента образования.

Если у учи­теля есть опре­де­лен­ные пре­тен­зии к вашему ребенку, вни­ма­тельно выслу­шайте их и, если они объ­ек­тивны, пого­во­рите с ребен­ком. При этом не выра­жайте агрес­сии в адрес учи­теля, а убеж­дайте ребенка в том, что учи­тель не хотел его оби­деть. Выра­бо­тайте сов­местно с ребен­ком план выхода из создав­шейся ситу­а­ции, пока­жите ему, что вы на его сто­роне, и что он все­гда может рас­счи­ты­вать на вашу поддержку.

К сожа­ле­нию, не все­гда воз­можно уре­гу­ли­ро­вать кон­фликт внут­рен­ними силами,поэтому для его реше­ния необ­хо­димо под­клю­чать пси­хо­ло­гов и адми­ни­стра­цию школы. Если же ситу­а­ция зашла слиш­ком далеко, то наи­луч­шим выхо­дом из нее будет пере­вод ребенка в дру­гую школу.

В этом слу­чае необ­хо­димо поспо­соб­ство­вать посе­ще­нию школь­ни­ком пси­хо­лога, для того чтобы про­ра­бо­тать пси­хо­ло­ги­че­скую травму, сни­зить нега­тив­ные послед­ствия и акту­а­ли­зи­ро­вать моти­ва­цию к обу­че­нию. Роди­тели же со своей сто­роны могут помочь ребенку спра­виться с тяже­лыми пере­жи­ва­ни­ями и адап­ти­ро­ваться к новой школе.

Школь­ный бул­линг – про­блема слож­ная, ком­плекс­ная и во мно­гом соци­аль­ная. Для того чтобы ребе­нок не стал жерт­вой травли со сто­роны педа­го­гов, тща­тельно выби­райте школу, раз­го­ва­ри­вайте с учи­те­лями, адми­ни­стра­цией, школь­ным пси­хо­ло­гом. Учи­теля-агрес­соры все­гда отли­ча­ются тота­ли­тар­ным сти­лем пре­по­да­ва­ния и ярко выра­жен­ной про­фес­си­о­наль­ной дефор­ма­цией – выго­ра­нием. Такие педа­гоги не испы­ты­вают удо­вле­тво­ре­ния от своей работы и любви к уче­ни­кам – обычно такое отно­ше­ние чув­ству­ется сразу. Еже­дневно раз­го­ва­ри­вайте со своим ребен­ком, инте­ре­суй­тесь его успе­хами, пере­жи­ва­ни­ями, жиз­нен­ными собы­ти­ями – тогда вы быстро смо­жете заме­тить какие-то изме­не­ния в его поведении.

Буллинг – что нужно знать родителям?

Буллинг – он же травля – опасное явление в современном мире детей и подростков. Собрали ответы на самые распространенные вопросы о буллинге.

Что такое буллинг?

Буллинг — английское слово из охотничьего лексикона. Слово «bull» означает натравливание собаки на дичь, и на русский язык так и переводится – «травля».

Сам термин «bullying» уже вошел в лексикон психологов и психотерапевтов и означает «запугивание» или «издевательство». Данные Всемирной организации здравоохранения за 2020 год говорят что в мире 42% школьников и 37% школьниц являются объектами буллинга.

Буллинг не может считаться буллингом если стычка или унижение случилось единожды. Буллинг — это систематическая травля, которая может быть как физической, так и психологической.

Физический буллинг – подзатыльники, удары, пощечины, пинки, щипки, плевки, подножки;

Психологический буллинг – оскорбления, насмешки, игнорирование, угрозы как лично, так и через интернет (кибербуллинг).

Физический буллинг автоматически становится и психологическим.

Как понять, что моего ребенка преследуют в школе (техникуме, ВУЗе)?

Есть перечень вопросов, которые родители должны задать сами себе, чтобы понять подвергается их ребенок буллингу или нет:

— есть ли в отношении моего ребенка оскорбления, порча вещей, исключение из компании, физические издевательства?

— часто ли это происходит?

— направлена ли агрессия только против моего ребенка или у детей просто такая манера общения?

— часто ли ребенок отказывается идти в школу, придумывая отговорки?

— есть ли у ребенка испорченные вещи, синяки, ссадины, ушибы и он не хочет или не может объяснить, откуда они взялись?

— игнорируют или его одноклассники? Например, не приходят на день рождения, не принимают в командные игры?

— дразнят ли ребенка за внешний вид, комплекцию, особенности фигуры, осанки, зрения и т.д?

— самый простой признак буллинга – ваш ребенок болел и ему никто не позвонил, не написал, не рассказал какое домашнее задание задали.

— он сидит один за партой и на переменах он один – тоже признак буллинга.

Ответьте на эти вопросы и поймете – является ли ваш ребенок объектом буллинга.

Что делать если ребенок стал объектом буллинга?

— выслушать спокойно и доверительно;

— показать максимальное доверие его словам;

— проявить психологическую и эмоциональную поддержку;

— начать немедленный диалог с классным руководителем и школой;

— ни в коем случае не устраивать «разборок» непосредственно с детьми;

— встретиться с родителями одноклассников;

— обязательно отвести на прием к психологу;

— не следует сразу сломя голову бежать и писать заявление в полицию, сначала нужно разузнать всю ситуацию.

Если вы просто переведете ребенка в другую школу – это не выход. На новом месте жертвы буллинга снова подвергаются травле – доказано статистикой психологов.

Прекращение и предотвращение буллинга, за исключением каких-либо диких и вопиющих случаев, находится полностью в юрисдикции школы. Общайтесь с педагогами.

Что мне делать, если ребенок инициатор буллинга?

Может возникнуть ситуация, при которой ваш ребенок не жертва буллинга, а организатор («булли»). Есть три типа «булли» — непосредственный организатор травли, «палач», который выполняет буллинг и безучастный свидетель.

Что делать родителю если ваш ребенок организатор или «палач» буллинга? Во-первых, объединить усилия с классным руководителем и психологом, они выполнят основную работу, от родителя требуется следующее:

НЕЛЬЗЯ

— нельзя ругать, кричать и бить – так спровоцируете еще большую агрессию;

— нельзя стыдить и вызывать чувство вины – «булли» чаще всего это и толкает на травлю;

— нельзя давить на жалость описанием чувств, страданий жертвы. Это лишь усиливает презрение к её беспомощности;

НУЖНО

— чётко, твердо и ясно объясните то, что он делает: «То, что вы делаете — это насилие». Чаще всего дети не осознают, что происходит, для них всё может выглядеть безобидной игрой или проявлением личной неприязни;

— попросите поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия, которые совершал в отношении жертвы;

— обозначьте ребенку важность данной проблемы для вас, объясните ему, что на вас ложится ответственность за его буллинг;

— посмотрите с ним любой художественный фильм о травле, например, «Чучело» или «Повелитель мух»;

— наладьте диалог и максимально доброжелательный контакт с родителями жертвы буллинга;

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector