0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сила Иоанна Предтечи по свидетельству новомучеников

Содержание

Неузнанное величие святого Иоанна Предтечи

Проповедь покаяния, с которой выступил святой Иоанн Креститель, была действительно значимым событием для его современников, живущих в окрестностях Иордана. Вот что писал о Предтече Иосиф Флавий: «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно» [1] .

Для многих святой Иоанн Креститель по силе своей пламенной проповеди и высоте безукоризненной жизни был воплощением одного из древних пророков, который пришел возвестить об избавлении Израиля от ига язычников. Евангелист Иоанн Богослов рассказывает о посольстве к Предтече иудеев из Иерусалима, которые спрашивали его: Что же? Ты Илия? Пророк? (Ин. 1, 21). Да и Сам Спаситель, говоря о святом, указывает на высоту его жизни: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Блаженный Августин в одной из проповедей говорит, что Предтеча «был столь велик, что его могли счесть за Христа».

Представления о соперничестве Спасителя и Предтечи отображены в некоторых гностических писаниях

Такая сила личности святого Иоанна Предтечи, невзирая на его собственные свидетельства о грядущем Мессии, у которого он не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк. 1, 7), вызывала недоумения по поводу его взаимоотношений со Спасителем уже во времена его земной жизни. Стоит вспомнить хотя бы описанное в Евангелии обращение к Предтече его учеников, с досадой и завистью говоривших по поводу проповеди Христа: Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин. 3, 26). В дальнейшем это непонимание вылилось в более серьезную проблему: некоторые последователи святого Предтечи не признали Спасителя, часть их вступила в споры с ранними христианами (Мф. 9, 14), образовав иудейскую секту. Следы ее верований отражает культ мандеев (секта возникла в I в. по Р.Х.; ее последователи живут ныне в Ираке и Иране), которые почитают Иоанна Крестителя (Яхья) как пророка, а Иисуса Христа считают самозванцем [2] . Подобные представления о соперничестве Спасителя и Его Предтечи отображены также в некоторых гностических писаниях раннехристианского времени. Все это дает повод многим ученым рационалистам утверждать, что Иисус Христос и Иоанн Предтеча были своего рода конкурентами. Как пишет один из таких рационалистов: «На самом деле Иоанн и Иисус вначале были в одной секте, где Иоанн был лидером, а Иисус – рядовым членом, а потом, после раскола секты на две, они вступили между собой в конкурентную борьбу» [3] .

Если посмотреть на ситуацию с точки зрения законов мира, житейской логики, то, действительно, взаимоотношения Спасителя и Иоанна Предтечи, занимавших одну «нишу» общественной жизни, не могли развиваться иначе, как только в плоскости конкурентной борьбы. Однако евангельская логика иная. Сам Иоанн Креститель, отвечая на приведенное выше негодование его учеников о популярности Спасителя, говорит: Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 28–30). Как видим, сам Предтеча осознавал свою миссию не в ярком служении пророка, который собирает толпы народа, а в свидетельстве о Сильнейшем через свое умаление! Святой даже объяснил истоки логики его учеников и тех гностиков и рационалистов, которые склонны видеть в нем конкурента Мессии: Сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли (Ин. 3, 31).

Пример Иоанна Крестителя открывает перспективу нового евангельского взгляда на личность

В этом историческом противоречии логики мирской и Христовой, евангельской – парадоксе возвышения через умаление, столь ярко проявившемся в личности Иоанна Крестителя – заключается глубокий смысл христианского взгляда на соотношение индивидуального и Божественного в Церкви. Для рационалиста непонятно, как можно не реализовать в полноценной общественной деятельности такой личностный потенциал, которым обладал Предтеча. Из этого непонимания вырастают разного рода теории и домыслы о его якобы сложных взаимоотношениях со Спасителем. Однако пример служения Иоанна Крестителя, стоящего как бы на грани двух Заветов, открывает перспективу нового евангельского взгляда на личность. Последняя не затеняется Божественным светом, не теряется в стихии единства и самоотвержения, к которым призывает Церковь. Наоборот, именно в Церкви она освобождается от оков индивидуализма, стесняющего ее истинную красоту и силу!

Блаженный Августин так размышлял о логике завистливых учеников Иоанна Крестителя: «Кто [из сущих] от земли познал что иное, кроме земли? Человеческое он говорит, человеческое познает, человеческое разумеет, плотски о плотском судит, плотски подозревает; вот весь человек» [4] . Это образ мыслей ветхого человека, который в индивидуализме видит все выражение своей личности. Для него главное – выразить свое Я, доказать другим свою уникальность. Именно этот индивидуализм, рожденный в стихии первородного греха, делает стремление выделиться из массы одним из главных мотивов любых начинаний. Внешне он может выражаться и в добрых поступках, следовании нравственным законам. Однако в основе этой нравственности без Христа, доброты вне Церкви лежит не что иное, как стихия индивидуализма, самовыражения и прочих начал человеческого «эго». По существу же, индивидуализм не может сплотить, не может даже понять истинного единения людей, но порождает разделение, во всем видит скрытые подлоги, ищет своего, поскольку зло, как говорил святитель Василий Великий, «противоборственно не только добру, но и самому себе» [5] .

Мы привыкли основой личностного считать то, что нас выделяет из среды других людей. Однако личность по-настоящему раскрывается не в обособлении от других, а, наоборот, в преодолении этого обособления, в силе противостоять внутреннему греху, разделяющему людей! И именно в служении святого Иоанна Предтечи ясно показан путь к этому. Он состоит в умалении перед Христом, обретении радости в приближении к Богу. Личность, как часть Образа Божьего в человеке, может полностью проявиться лишь при попадании на нее лучей Божественного света. Святой Предтеча перед учениками признает вершиной своего пророческого служения радость о собственном умалении перед явившимся в мир Спасителем. В отличие от пророков Ветхого Завета, его образ не возрастает по мере ревностного служения, а как бы затихает. Так должен постепенно умирать всякий индивидуализм в человеке по мере его приближения ко Христу. А личность – наоборот: только в этой благодатной тишине характера, кротости нрава, нежелании во всем выказывать свое «я» она и раскрывается! Вот и умаление Иоанна Предтечи в конечном итоге заканчивается немыслимым для человека исповеданием величия его личности: Сам Господь Вседержитель, Сын Божий, называет его большим из всех когда-либо рожденных женами (ср. Мф. 11, 11)!

Житие Иоанна Предтечи: «Не восставал пророк больший. «

20 января — день памяти Иоанна Крестителя

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Все житие святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания. Часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви.

Иоанн Предтеча сочетал в себе священническое и царское происхождение, так как его отец – Захария – был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалимском священнослужители. Что касается праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи, то она происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.

История рождения Иоанна Предтечи непосредственно связана с чудом Божиим и во многом схожа с историей рождения Пречистой Богородицы. Дело в том, что праведные Захария и Елисавета долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Но, как повествует нам святой евангелист Лука (Лк. 1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служения в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына. Однако Захария смутился от такого видения и обетования архангела Гавриила. За это на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка. В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном.

Посещение Марией Елизаветы, 1491 год. Гирландайо Доменико

Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которому и нарекли имя Иоанн. Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Господа Иисуса Христа. Также стоит отметить, что по материнской линии (Елисавета – Мария) Иоанн Предтеча был родственником Господа. Во время наречения имени народ удивился тому, что именно так родители хотят назвать своего сына, ведь это нарушало традицию: в их роду не было людей с таким именем. В момент, когда народ дивился этому, у Захарии отверзлись уста, и он смог говорить. При этом он произнес пророчество о будущем служении своего сына, а также о приходе в мир Спасителя. Стоит заметить, что рождение ребенка для праведных Захарии и Елисаветы было важным еще и потому, что в то время у евреев было принято считать, что если Бог какой-либо семье не дает детей – это признак серьезных грехов, которые имеются у этих людей. Такие пары не просто подвергались насмешкам и укоризнам, но и в принципе не имели возможности быть полноправными членами общества.

Когда Иоанн был еще ребенком, царь Ирод, желая уничтожить уже родившегося Мессию, приказал убить всех младенцев в возрасте от рождения и до двух лет.

Рождество Иоанна Предтечи

Святое семейство (праведный Иосиф Обручник, Пречистая Матерь Божия и Богомладенец Христос) на это время покинули Израиль и скрылись в Египте. Бог уберег и младенца Иоанна, так как в это время он уже подвизался в пустыне, где и прошла вся его жизнь до момента выхода на проповедь. Как сообщает нам Евангелие (Мк. 1, 6), Иоанн вел в пустыне самый строгий образ жизни – он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, препоясанной кожаным поясом, не пил вина, питался только диким медом и акридами (род саранчи), постоянно пребывал в молитве. Именно таким образом Иоанн готовил себя к служению народу Израиля и Своему Господу.

Как и Сам Господь Иисус Христос, пророк Иоанн выходит на служение в тридцать лет возрасте – именно в таком возрасте в древнееврейском обществе человек мог выйти на общественное служение и начать что-либо говорить публично. До этих лет человек считался еще не готовым к серьезным речам и поступкам.

Иоанн Предтеча впервые является на берегах реки Иордан – именно здесь он мог совершать свое главное действо: призывая людей к покаянию, совершать над ними крещение водой. Дело в том, что для религиозных омовений в честь праздника очищения народ Израиля приходил именно к реке Иордан. Здесь к людям и обращается святой пророк Иоанн Предтеча.

Важно отметить, что крещение, которое он совершал, было направлено на приуготовление народа Израиля к принятию Господа Иисуса Христа и Его Нового Завета. Это крещение не было таинством в христианском понимании этого слова. Тем не менее в этом крещении человек получал прощение грехов и очищался для дальнейшей жизни и для встречи Мессии. Крещение же, которое дарует людям Христос, совершеннее тем, что в нем человек стяжает благодать Самого Святого Духа, освобождается от рабства греху и смерти.

Читать еще:  Донской монастырь в Москве приглашает на экскурсии

Для того, чтобы в полной мере исполнить ветхозаветный закон, к Иордану приходит Сам Господь – и принимает крещение от пророка Иоанна. Именно поэтому Иоанна Предтечу (т. е. предшествующего Господу) часто называют еще Крестителем. Крестившись от пророка, Господь тем самым подал пример каждому человеку на все времена. Крещение Господа ознаменовалось одним из самых ярких чудесных событий – Богоявлением, то есть явлением в той или иной форме всех трех Лиц Пресвятой Троицы. Бог Отец явился здесь в виде гласа с небес, обращенного к Иисусу Христу: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). Святой Дух был явлен в образе голубя, сошедшего на Иисуса Христа, Сам же Господь уже явился людям, воплотившись в нашем мире.

Важны также те слова, которые сказал пророк Иоанн людям о Господе Иисусе Христе (имея в виду смысл прихода Господа в мир): «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29).

Однако служение Иоанна Предтечи не завершилось только лишь крещением Господа Иисуса Христа в Иордане. Как и его предшественники, другие ветхозаветные пророки, Иоанн призывал народ Израиля к жизни по заповедям Божиим, к отречению от греха, к служению только истинному Богу, а не языческим богам, которых в окружении Израиля было достаточно много. И, как и другие пророки, Иоанн Предтеча обличал грехи царя. Дело в том, что царь Ирод Антипа находился в беззаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа – Иродиадой, которая к тому же приходилась ему племянницей. Именно за это и обличал пророк его Иоанн. В ответ царь заключил пророка в темницу.

Однажды, в день своего рождения, царь Ирод устроил пир, на котором собралось много знати. Дочь Иродиады Саломия поразила всех присутствующих, и прежде всего самого царя, одним непристойным танцем. За это Ирод пообещал ей дать все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства. Наученная своей матерью, Саломия потребовала голову пророка Иоанна. Будучи частью еврейского общества и традиции, царь Ирод был удручен этой просьбой, так как он уважал пророка Божия и понимал основу пророческого служения. Однако он не мог не сдержать царской клятвы, и именно поэтому отдал приказ казнить святого. Иоанну Предтече отрубили голову и отдали Саломии, а та отнесла ее своей матери.

На этом свидетельство Священного Писания заканчивается, однако Священное Предание донесло до нас дальнейшую историю, связанную с мощами святого пророка.
По преданию, Иродиада кинула главу пророка Иоанна в нечистое место. Тело же пророка Божия его ученики погребли в городе Севастия, что находился в Самарии. Апостол Лука, обходя с проповедью Евангелия разные селения, взял из Севастии правую руку от мощей святого пророка Иоанна.

В 959 году, когда арабы захватили Антиохию, где на тот момент хранилась рука пророка Иоанна, святыню спас некий дьякон, который перенес ее в Халкидон. Из Халкидона честная рука пророка попала в столицу Византии – Константинополь, где и хранилась до захвата города турками в 1453 году. После этого правая рука пророка хранилась уже в России, а именно – в Петербурге, в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.

Честная глава пророка Иоанна Предтечи была найдена благочестивой Иоанной и погребена на Елеонской горе. А на самой горе было основано несколько православных монастырей и еще больше храмов.

В свое время Господь Иисус Христос сказал о пророке Иоанне Предтече следующие слова: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11, 11). Почему же Господь так сказал? Дело в том, что этими словами Он указал на уникальность Иоаннова служения. Святой Предтеча стал пророком на рубеже Заветов – Ветхого и Нового. Своим ветхозаветным служением он завершил всех пророков до Христа, а своим новозаветным служением – открыл (приуготовил) путь Господу.

Поэтому святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча является самым значимым и почитаемым праведником после Пречистой Богородицы.

На анонсе фрагмент картины Леонардо да Винчи «Крещение Христа»

Иоанн Креститель — ближний друг Христов

19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня, или как его еще иначе называют — Богоявления. В этот день люди придут в храмы, чтобы помолиться Богу и набрать святой воды. Во многих городах и селах пройдут крестные ходы к водоемам, чтобы священники могли освятить «вод естество». А еще многие по старой русской традиции будут трижды окунаться в самодельные иордани — и никакой мороз этому не будет помехой.
Помним ли мы самое первое Крещение — Крещение Господне?

Случилось оно в жаркой стране, в водах реки Иордан (отсюда, кстати, название крещенских купелей), неподалеку от Иерихона. Строго говоря, оно не было совсем первым, потому что Иоанн Креститель уже крестил людей. И вот однажды к нему пришел тридцатилетний Спаситель. Пророк Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был очень удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Христос ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял Крещение от Иоанна. Во время Крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21–22). Так все поняли, что перед ними — Бог. Светлая утренняя звезда, предвосхищающая наступление утра,— примерно так называют пророка Иоанна в одной церковной молитве.

20 января, на следующий день после Крещения, празднуется Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что мы знаем о нем?

Святой Иоанн Креститель — ближайший предшественник Христа, его еще называют последним пророком, вестником пришествия Мессии. По матери он был родственником Спасителя и родился на шесть месяцев раньше.

Родители пророка были священник Захария и праведная Елизавета — они долгое время не могли иметь детей, хотя очень желали этого. Но однажды, как повествует апостол и евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

Кто-то может спросить: как же выжил младенец Захарии и Елизаветы среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях? В одном из апокрифов сказано, что он вместе с матерью укрылся в пустыне. Евангелие от Луки, в котором более подробно, чем в других Евангелиях, повествуется о Крестителе, молчит об этой явной милости Божией.

С детства святой Иоанн был строгим и требовательным к себе человеком. А как иначе, если жизнь твоя по воле Господа и по твоему желанию проходит в дикой пустыне? Пророк готовил себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался весьма скудно. Дикий мед и акриды, род саранчи, поддерживали его плоть. В тридцать лет Господь призвал его к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию Христа. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнюю чистоту, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки — и простых людей, и сильных мира сего. За это и пострадал.

Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого, приказал посадить пророка Иоанна в темницу. Святой обличал Антипу за то, что тот бросил законную супругу и сожительствовал с Иродиадой, своей невесткой (она была замужем за родным братом Ирода, Филиппом). Иродиада тоже очень не любила Предтечу и всячески пыталась его погубить. И однажды ей это удалось.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломея, дочь Иродиады, своим танцем так угодила и Ироду, и его друзьям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит. Танцовщица, наученная матерью, попросила голову Иоанна Крестителя… Честная глава святого, отсеченная палачом, была преподнесена Иродиаде.

Сам Господь наш говорил о праведном Иоанне Крестителе: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». И недаром святой Предтеча прославляется Церковью как и Ангел, и «светлый Слова глас», к нему обращаются так: «крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».

Кто-то советует молиться святому Иоанну при болезнях головы. Но, наверное, при головной боли лучше выпить лекарство и подумать вот о чем. Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов.

Митрополит Антоний Сурожский об Иоанне Крестителе и его значении для всех нас:

— По свидетельству Господню никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает — видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может дать.

И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым,— делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, невеста вечной жизни? А когда всё это сделано, готов ли я сказать с радостью: «Да, пусть совершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто». Готовы ли мы на это? Если нет — как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?

Вот будем часто, часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы.

Из проповеди в храме Иоанна Предтечи, что на Пресне, 1968, Москва

Сила Иоанна Предтечи по свидетельству новомучеников

Новомученики о подвиге Иоанна Крестителя.

Рождество Предтечи – это величайшее событие мировой истории

«День рождения Иоанна Предтечи… чрезвычайное явление не только своего времени, но и всей истории должны мы приветствовать рождение этого мужа. Высоко и важно было служение, к которому Иоанн призван был еще от чрева матери; совершенно новый и в своем роде единственный был способ, каким он исполнил свое трудное служение.

Он должен был быть пророком Вышнего, должен был идти впереди Господа и приготовить путь Ему, иначе сказать, должен был народ, погруженный в бездну греха и порока, привести к сознанию своего бедственного положения и пробудить в нем жажду освобождения из того состояния, в котором так хорошо себя чувствовала его греховная, чувственная природа, – словом, должен был приготовить людей к принятию Спасителя. А это такое трудное дело, что можно было не только усомниться в исполнении и успехе его, но прийти в отчаяние, если просмотреть, как приступил Иоанн к его исполнению.

Не знамениями и поразительными чудесами, как прежде его пророки, внедрил он веру в свое божественное посланничество, не льстивыми словами он старался расположить к себе… Исполненный строгости и пламенея ревностью Илии… Беспощадно обличил он господствовавшее направление своего чувственного века и бичевал порок всюду, где бы он ни находил себе место – в пышных ли палатах богачей или в убогих хижинах бедняков»

Читать еще:  Новая КЛАССная коллекция O?STIN ? 2014: готовь школьную форму летом!

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

Он был явлен миру в духе Илии пророка

«Предтеча…Это первый из святых в Царстве Небесном.

Каков был дух у Илии Пророка, вы знаете: знаете, что это был пламенный дух, горевший любовью к Богу. А сила Пророка Илии тоже неописуема, ибо силой своей молитвы он остановил дождь в земле Ханаанской на три с половиной года и в состязании с языческими жрецами о вере он вызвал огонь с неба на жертву, политую водой. Вот в таком духе и в такой силе пришел и Предтеча Господень Иоанн».

Сщисп. Лука Крымский

Добродетель одного может преобразить многих

«И так как его собственная жизнь стояла в полной гармонии с его учением, так как он сам исполнял то, чего требовал от других.

Сила добродетели, обнаружившаяся во Иоанне, была непобедима. Она производила на людей столько глубокое впечатление, что народ составил о нем мнение, что он есть тот великий, от Бога посланный Мессия, Которого он так давно ожидал. Видите ли, какова сила доброго примера?!

Потрясенные ею, тысячи людей разрывали связь свою с грехом и приносили покаяние, даже воины пришли к нему и пожелали креститься в знак своего покаяния.

Да, совершенна справедливо, что путь воздействия на других посредством одного только слова труден и длинен, а путь наставления делом и примером, напротив, легок и короток. Многие неспособны воспринимать одно только словесное назидание. Они слушают слова, не соединяя с ними никакой мысли. Хочешь ты, брат, или ты, сестра, иметь влияние на других…приобрести их для Бога и добродетелей радетели, то нет более могущественного средства, как показать им пример».

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

Как Бог подготовил Предтечу к его миссии?

«Иоанн тот, кого надо назвать «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40, 3). И он исполнил эту задачу. А какова была эта задача?

Великий преподобный Макарий Египетский страну, населенную грешниками, уподобляет лесу дремучему, кустарниками колючими заросшему, уподобляет густым зарослям камыша и говорит, что в такой чаще пройти крайне трудно, надо раздвигать руками ветви, раздвигать заросли камыша.

А именно такова была страна, населенная евреями, пред пришествием Господа Иисуса Христа.

Вспомним, что к исполнению этой задачи святой Предтеча Господень готовился, более двадцати лет живя в дикой Иудейской пустыне. Он жил один и вдали от людей, со зверями; он носил колючую одежду из войлока и спал на камнях пустыни.

Зачем это нужно было? Затем, чтобы в непрестанной молитве к Богу, в тягчайшем посте, воздержании и бдении стяжать силы, подобные силе и духу Илии. И св. Предтеча Господень стяжал такие силы.

Он потряс сердца иудеев своей проповедью на берегах Иордана. Он приготовил путь Господу этой своей проповедью, этим пламенным призывом к покаянию. Проповедь его была…могущественна».

Сщисп. Лука Крымский

Своим примером готовиться путь ко Христу

«Захария при рождении своего сына Иоанна сказал, что он приготовит путь Господу (Лк. 1, 76), то это не была его тщетной надеждой и несбыточной мечтой. Успех, который имел в своем деле Иоанн, вполне оправдал эту надежду. Никогда Иисус не нашел бы такого приема, никогда Его учение не достигло бы такого быстрого и широкого распространения в народе, если бы Иоанн не вызвал в нем движения к Нему и не сделал сердца людей восприимчивыми для Него.

Своей строгой, с благоговением совершаемой добродетелью сделал он это — добродетелью, которая воодушевляла и его последователей, сообщая им силу, ревность и мужество растрогать узы греха и подниматься на ту нравственную высоту, на которой видели они Иоанна.

В самом деле вы, любящие добро, скажите, что пробудило в вас эту любовь, что воспламенило вашу ревность, что укрепило вас в борьбе против ада, что дало вам мужество возвратиться на путь добра в то время, когда под тяжестью искушений вы близки были к бездне погибели, когда приходили в отчаяние при встрече с разного рода трудностями и препятствиями? В большинстве случаев не были ли это примеры добрых, благочестивых родителей, начальников и воспитателей, благородных друзей, примеры добрых людей из различных времени стран?»

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

Без внутреннего перерождения невозможен внешний успех. Предтеча призывал «сотворить плоды покаяния»

«Святой Иоанн Предтеча явился, прежде всего, как проповедник покаяния. Покайтесь, перемените свои мысли и настроение, приидите в чувство неправды путей ваших, «перестаньте делать зло, научитесь делать добро» (Ис. 1, 16–17)! Без этой внутренней перемены, без очищения сердца от зла не может быть благосостояния ни личного, ни общественного

Человек, не желавший… сверять с голосом совести пути своей жизни и каяться в своих неправдах, принуждается против воли делать это: он разочаровывается в том, в чем находил счастье, охлаждается ко всему, испытывает в душе какую-то пустоту… Точно так же и в жизни общественной тщетны все надежды на новые внешние формы общественной жизни без сопровождающего их внутреннего духовного обновления общества.

Другой призыв великого пророка – это «сотворить…. плоды покаяния» (Мф. 3, 8). Плоды покаяния – это дела любви. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11). Как часто представляется случай совершать эти дела милости и всем нам, и как часто мы, однако, под разными предлогами их не делаем. Призывает великий пророк общество… к добровольной уступчивости».

Сщмч. Фаддей (Успенский)

Явление в мире Иоанна Предтечи напоминает нам о Христе

«Явление в мире Иоанна Предтечи напоминает нам о явлении благодати. Мы, сыны Царствия Христова, узрели очами Учителя истины кроткого, долготерпеливого, понесшего на Себе наши немощи и болезни, возлюбившего нас до конца, положившего за нас душу Свою (Ин. 15, 13) и запечатлевшего любовь Свою смертью крестною. Вот явление благодати.

По слову Господа, «от дней Иоанна Крестителя» люди «с усилием» стали «восхищать» это царство (Мф. 11, 12). А мы стремимся ли усиленно восхищать его? сознаем сколь дорого звание христиан, которое носим и сколь великих даров благодати сделались мы обладателями? Как часто мы отступаем от этого звания своего».

Сщмч. Фаддей (Успенский)

Жизнь святого Пророка это призыв к верности Богу

«Верным рабом Божиим и свидетелем явился он, когда получил повеление Господа проповедывать людям скорое пришествие Спасителя и крестить людей крещением покаяния.

Верным свидетелем явился он, когда, по откровению пославшего его крестить в воде, указал он народу Сына Божия, имеющего крестить Духом Святым (Иоан. I, 33 — 4).

Верным свидетелем явился он, когда возгремел глас его и в пустыне, и при водах Иордана, когда приходили к нему люди всех званий и состояний — мытари, фарисеи, саддукеи, воины, и когда каждому сердцу он поведал его печальную историю, указал грехи, обличил неправды, давал наставления.

Верным свидетелем истины Божией явился он, когда в лицо обличил царя нечестивого, нарушившего закон и соблазнявшего народ тем, что взял себе жену брата своего, отняв ее у живого мужа.

И остался Иоанн свидетелем верным и в страдании своем. Скоро и кровью своею засвидетельствовал он верность истине, приняв смерть от руки палача»

Сщмч. Иоанн Восторгов

Призыв Пророка Иоанна в наши дни

«Когда возвестил архангел Гавриил священнику Захарии, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил, не поверил, хотя был полон веры в Бога. Хотя он и жена его Елизавета были праведны, тем не менее этот праведник не поверил.

И что же, простил ли Бог ему это колебание в вере? Нет, Он наказал его тяжелым наказанием, устами архангела повелел ему быть немым в течение девяти месяцев, до времени исполнения пророчества.

Это было наказанием праведнику за неверие…

Если когда-нибудь поколеблетесь в вере, то не оставайтесь в колебании, но смотрите, чтобы не понести за него тяжкое наказание. Поэтому, если случится вам когда-нибудь пошатнуться в вере своей, не падайте духом. Вспомните, как был Богом прощен священник Захария, отец Предтечи, и уповайте, что и вас, если покаетесь, восставит Он в вашем христианском достоинстве и подаст вам дары Своей благодати, чтобы могли вы идти дальше за Ним»

Сщисп. Лука Крымский

Подготовил иерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь

Какие молитвы надо читать пророку Иоанну Предтече

Молитва Иоанну Крестителю Предтече – одна из величайших в православии. В ней – любовь к Господу и праведная вера, которые дают силу и надежду каждому христианину. Она преисполнена покаяния и смирения, что ведут человека к покаянию и Божьему всепрощению. Молитва святому имеет поистине огромную силу, и каждый, кто к ней обращается, находит долгожданную помощь и обретает покой.

Житие пророка Иоанна Предтечи

Величайший святой, пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн родился от праведных Захарии и Елисаветы (имя Иоанн означает «благодать Сущего») около Хеврона.

До явления своего народу Иоанн жил в пустынях, возрастал и укреплялся духом, проводил время в посте и молитве. Когда Иоанн достиг возраста 30 лет, Бог повелел ему идти в долину реки Иордан, чтобы возвестить всем о скором явлении в мире Спасителя, проповедовать, что спасение возможно лишь путем раскаяния в своих грехах и крестить людей крещением покаяния.

Иоанн требовал, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением человека и его добрыми делами. Людей, которые исповедовали свои грехи, Иоанн крестил, погружая в воды Иордана.

Иисус Христос тоже пришел из Назарета принять крещение от Иоанна, но пророк, зная, Кто перед ним, говорил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Господь отвечал: «…так нужно нам исполнить всякую правду», т.е. Промысл Божий и ветхозаветные пророчества.

Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. Вскоре после крещения Господня Иоанн был брошен галилейским царем Иродом в темницу за обличение беззаконного супружества Ирода с Иродиадой, женой брата Ирода.

По наущению дочери Иродиады, Саломии, угодившей Ироду своими плясками, Ирод велел обезглавить Иоанна Крестителя. Ученики Иоанна взяли его тело и похоронили. По свидетельству Самого Господа «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).

Иоанн стал одним из основных символов христианства. Будучи достаточно известным своими проповедями, он совершал священные окунания в воду (омовения), которые призваны очистить тело и душу человека от грехов и даровать человеку покаяние.

Этот церковный обряд практически без изменений дошёл до наших дней под названием “таинство крещения” и стал одним из почитаемых и исполняемых.

Ведь каждый православный человек проходит его, дабы приблизиться к Богу и получить от него незримую защиту на протяжении всей жизни.

В чем помогает Иоанн Предтеча, о чем ему молиться

Очень часто к пророку обращаются люди, дабы унять физическую боль, что исходит от головы, ибо его потерпела мучения и стала святыней, которая способна исцелить тело и успокоить душу. Даже изображение Иоанна, которое подаётся на святых ликах в виде главы страдающего, символизирует обращение с просьбой унять головную боль.

Также к нему приходят, дабы обрести собственное покаяние, понять свои мысли и разобраться в них, ведь покой душевный и физическое исцеление даруют гармонию, а она открывает мир по-новому, меняя человека в лучшую сторону. Предки же почитали его за неоценимую помощь в сохранении рода людского и хозяйственных делах (посевы, плодородие, пасека).

Иоанн Креститель – пророк, который был прославлен Церковью и людьми в веках. Его праведность в честности, а она, как известно, – верный путь к праведной вере и вечной благодати.

Молитвы Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Молитва Иоанну Предтече для успокоения души

«Крестителю Христов честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь».

Молитва Иоанну Крестителю об исцелении от головной боли

«Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем.

И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь».

Читать еще:  Австрийские мусульмане потребовали строительство новых мечетей в стране

Молитва Иоанну Предтече от тюрьмы

«Предтече и Крестителю Христов Иоанне, проповедниче покаяния! Ты неповинне всажден был еси в темницу: аз же, вверженный в злоключение сие, достойное по делом моим приемлю, яко преступник правды и закона. Всели в мое сердце чувство покаяния о гресех моих! Несть бо ни единыя злобы ни беззакония, ихже аз, окаянный, не содеях; престрашни греси мои. Учителю правды! научи мя право глаголати о мне самом пред судиями. Не преставаяй и в темнице обличати беззаконнаго Ирода, даруй ми, да наипаче зде обличает мене совесть моя, да от обличении ея не возмогу на долзе времени утаити мое преступление. Аще же осужден буду понести наказание, даруй ми быти терпеливу, якоже ты сам терпеливно несл еси усекновение главы твоея, желанное от Иродиады. Ей, Крестителю Христов! Простри ми, рабу твоему, руку, крестившую Христа Спасителя моего, да мя извлечеши из глубины погибели. Ты еси больший всех в рожденных женами, ты еси первый по Богородице, праведник между человеки. Сего ради прибегаю к тебе аз, имеяй потребу в велицем ходатае, яко велик есмь грешник. Убо и да осенит мене, недостойнаго, благодать твоя, Предтече Господень».

Молитва Иоанну Крестителю от пьянства

«Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов. Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

Пусть пророк Иоанн Предтеча поможет всем! Аминь!

Святой Иоанн Предтеча: «Величайший из рожденных женами»

In Статьи by o.Venedikt 07.07.2017

Об особом почитании Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна свидетельствует уже тот факт, что этому святому посвящено большое количество церковных праздников. Церковь литургически отмечает не только день его мученической кончины через усекновение мечом (11 сентября), но и день его рождения (7 июля) и даже день зачатия (6 октября).
Еще один праздник в честь Предтечи – Собор Иоанна Крестителя – приходится на следующий день после Богоявления (20 января). Весной, летом и осенью (9 марта, 7 июня, 25 октября) Церковь вспоминает разные чудесные случаи обретения святых мощей пророка – честной главы и десницы. В честь этих событий также были написаны особые богослужебные тексты.

Рождение Иоанна Предтечи

О земной жизни Иоанна Предтечи мы знаем из Священного Писания – об «Ангеле пустыни», как его называли иконописцы XIII-XVII вв., рассказывают все четыре евангелиста. Обстоятельства зачатия и рождения великого святого подробно описывает апостол Лука – перед тем, как описать зачатие (Благовещение) и Рождество Господа Иисуса Христа, чтобы пояснить, как эти события были, с одной стороны, связаны между собой, а с другой ‑ кардинально отличались.

В первой главе Евангелия от Луки (Лк. 1:5-6) мы узнаем, что родителями Иоанна Крестителя были священник Захария и его жена Елисавета, праведные люди, которые дожили до старости, но не имели детей, хотя горячо молились Богу об этом благословении.

Однажды, когда Захария совершал каждение в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил, возвестивший, что его молитвы были услышаны, что Елисавета родит ему сына, что имя этому мальчику будет Иоанн (дар Божий, Божия благодать) и что он будет велик пред Господом. Архангел также предрек, что рождение Иоанна принесет большую радость людям, что он будет жить в пустыне как аскет, неся служение пророка, и многих израильтян обратит к Богу и вернет к праведности «в духе и силе Илии».

Захария усомнился в словах Вестника Бога. За это он лишился возможности говорить – до тех пор, пока все эти слова не сбудутся. И они сбылись в точности, когда Елисавета, подобно ветхозаветным Сарре и Анне, родила ребенка в преклонных летах. При обрезании, когда Захарии нужно было подтвердить необычное имя младенца – Иоанн (в их роду не было людей с таким именем), немота оставила его.

Первая встреча Предтечи с Мессией произошла, когда оба они находились в утробах своих матерей. Вскоре после событий Благовещения Мария пришла навестить Елисавету, которая приходилась ей родственницей (возможно, тетей, сестрой матери). Родственными узами были связаны через них и Господь Иисус Христос и святой Иоанн.

Когда Елисавета услышала приветствие Приснодевы, младенец взыграл в ее чреве, узнав Того, Кому надлежало прийти после него. Праведная женщина исполнилась Святого Духа и пророчествовала о том, что Бог дал ей радость встретиться с долгожданным Спасителем и Его Матерью (Лк.1:41-45).

Евангелист подчеркивает, что, несмотря на все необычные знаки, появление на свет Иоанна Предтечи было обычным, а не сверхъестественным, как у Господа.

Содержание проповеди

По свидетельству Писания, выходя на проповедь, святой пророк действовал по вдохновению свыше. Он призывал народ Израиля покаяться в своих согрешениях, и крестил их (погружал в воду) в знак совершившегося морального и духовного перерождения. Такие ритуальные омовения практиковали ессеи – члены одной из иудейских сект, которые также жили в пустыне, проводя время в постах и молитве.

Иоанн Предтеча говорил о грядущем Царстве Бога, о его праведности и истине, и вокруг него постепенно собирались ученики. Конечно, святой внушал им огромное уважение – истинный аскет, очень строгий и непреклонный в своей проповеди. Он призывал мытарей собирать налоги честно, а не наживаться на соотечественниках, воинов – не мародерствовать, всех – делиться пищей и одеждой с неимущими, чтобы не просто отказаться от греховного образа жизни на словах, но и принести достойный плод покаяния (Лк. 3:7-18).

Эта бескомпромиссность по отношению ко греху стоила пророку жизни. Он обличил царя Ирода, состоявшего в прелюбодейной связи с женой его брата Иродиадой, и был брошен в темницу, а затем, по наущению этой коварной женщины, сыгравшей на слабостях Ирода, обезглавлен.

Роль Иоанна Предтечи

Когда святого спрашивали, не он ли Христос, Иоанн прямо говорил «нет» и цитировал пророка Исайю, называя себя «гласом вопиющего в пустыне», призванным «приготовить путь Господу» (Мф. 3:3). Он также говорит о себе: «я друг жениха», «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 1:29-30).

Святого принимали и за Илию, который был взят на небо живым и, по преданию, должен был явиться Израилю незадолго до пришествия Христа и приготовить народ к его приходу. Можно сказать, что святой Иоанн взял на себя функции пророка Илии — об этом говорит и Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мф. 17:12). Однако Евангелие убедительно свидетельствует о том, что Илия и Иоанн были разными людьми. По мнению некоторых толкователей, пророк Илия выйдет на проповедь незадолго до Второго Пришествия Христа — и его постигнет печальная участь остальных ветхозаветных пророков.

Апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии неоднократно называет Предтечу «свидетелем», человеком, который «не был свет», но был «призван свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него» (Ин. 1:7-8). При этом в повествовании этого же апостола святой Иоанн дважды говорит: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:34).
Во время событий Богоявления Предтеча пророчествует об Иисусе, свидетельствуя, что он есть Мессия: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1:29). И именно для Крестителя посылаются Богом видимые знаки: Дух в виде голубя, сходящий на Иисуса, и голос с неба, называющий Его возлюбленным Сыном. О том, что по этим знакам можно узнать в обычном с виду человеке Спасителя мира, пророк Иоанн, по-видимому, был предупрежден заранее — и потому мог свидетельствовать окружающим о том, что увидел, услышал и узнал.

Иоанн Предтеча шел впереди Спасителя не только в земной жизни. Он предварил и Его сошествие во ад. По учению святых отцов, после своей смерти пророк проповедовал Царство Небесное душам в загробном мире — именно поэтому ему надлежало умереть первым.

Святой Иоанн наделяется в Писании множеством титулов — учитель, глашатай (вестник), пророк как говоривший о Христе, Предтеча как приготовивший Ему путь, и Креститель как совершивший ритуальное омовение Иисуса в водах Иордана. В последнюю минуты своей жизни он также становится мучеником, погибшим за Божию правду.
Западная традиция предпочитает называть святого Иоанна Креститель, восточная (православная) — Предтеча. Сам Господь Иисус Христос называл его «пророком большим пророков», «величайшим из рожденных женами» (Мф. 11:11).

Что же означают Его дальнейшие слова о том, что меньший в Царстве Небесном больше Иоанна?

Точного ответа на этот вопрос мы не знаем. Можно предположить, что святой Иоанн Предтеча — человек Ветхого Завета: он погибает раньше Крестной смерти Спасителя, он последний избранник Бога, оставивший пророчество о Его скором явлении. Эти слова могут означать, что люди, которые стали свидетелями Воскресения Христова и Царства Божия, пришедшего в силе во время Пятидесятницы, узнали и получили больший опыт Бога, чем Иоанн. Среди этих «малых» — Пресвятая Богородица и все христиане. Именно поэтому в классических деисусных рядах православных иконостасов по одну сторону от Христа-Вседержителя изображается святой Иоанн Предтеча, величайший человек Ветхого Завета, а по другую — Пречистая Дева Мария, «меньшая в Царстве Небесном».

Последнее искушение пророка

Как повествуют синоптические Евангелия, когда святой Иоанн был заключен Иродом в темницу, он начал сомневаться в том, был ли Иисус Мессией. Из Священного Писания мы знаем, что великие праведники и Божьи люди, несмотря на глубину своей веры и богатый опыт богообщения, также переживали в своей жизни периоды сомнений и духовные кризисы ‑ достаточно вспомнить Иова многострадального, пророков Моисея, Илию и Иону. Как упоминалось ранее, Иоанн не знал Иисуса до встречи с Ним у Иордана и не мог поближе познакомиться с ним после — сразу после момента Крещения он был арестован.

Мучимый сомнениями Предтеча послал к Иисусу своих учеников, чтобы спросить: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ждать нам другого?». Но Христос не отвечает на этот вопрос прямо. Он говорит: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф. 11:4-5).

Такой уклончивый ответ кажется жестоким. Конечно, Христу ничего не стоило ободрить Своего служителя, уверить его, в том, что он на правильном пути, что он действительно встретил Мессию, что все дальнейшие события — в Божиих руках и будут совершаться по Его воле. Но Он этого не делает. Он дает Иоанну возможность сделать самостоятельные выводы — из того, что он знает из пророческих книг, из своего личного опыта, из свидетельств своих учеников. Вполне вероятно, что прямой ответ, переданный через других людей, не разрешил бы сомнений Предтечи, и диавол продолжил бы его искушать.

С подобными сомнениями в фундаментальных истинах веры в своей жизни сталкивается каждый христианин. И Господь мог бы каждому из нас однозначно и недвусмысленно сказать: «Всё это правда, Я есть». Но любой ответ, который приходит извне, а не рождается в душе в процессе личных исканий и борьбы, в свете Духа Истины, не только не избавляет от сомнений, но и порой умножает их.
Именно такой процесс предстояло пережить святому Иоанну в темнице — он услышал слова Иисуса, переданные ему от учеников, принял их в свое сердце и молился Богу о просвещении до тех пор, пока эти слова не стали его собственными словами и его собственным исповеданием. Иоанн был свидетелем Господним — но в определенный момент жизни ему предстояло поверить собственному свидетельству и принять его. В этом святому можно и стоит подражать. Об этом мы молимся ему — о том, чтобы иметь ту же веру, ту же ревность и праведность, какая была у него.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector