0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Символ веры: седьмой член. О Страшном суде и Царствии Небесном

Содержание

Крестовоздвиженский храм в Самаре

34.7-й член Символа Веры

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

В седьмом члене Символа веры мы исповедуем Второе Пришествие Господа и Его Суд над всеми живыми и усопшими. После чего весь мир обновится, время кончится, и мы будем пребывать в вечном Царстве Господа.

« что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо » (Деян.1:11).

Вера во Второе Пришествие Христово — одно из безоговорочных оснований христианского учения. Первые христиане жили в напряжённом ожидании возвращения Христа. Это ожидание выражалось в краткой формуле на арамейском языке: « Маранафа » (1Кор.16:22). Это и молитва: « Гряди, Господь » — и выражение веры: « Господь скоро придет! ».

Но Иисус говорил Своим ученикам о невозможности точно узнать срок Второго Пришествия:

« О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого » (Мф.24:36-37).

« Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти » (Деян.1:7).

Поэтому не надо доверять всяким предсказаниям о Конце света. Вычислить или предсказать Второе Пришествие нельзя.

Но каждый христианин должен пребывать в деятельном ожидании Второго Пришествия, « Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью » (1Фес.5:2). Пребывать в стяжании Духа Святого, в любви и делах милосердия.

Сознавая нашу слабость и греховность, Церковь от лица каждого христианина смиренно молится: « Егда приидеши Боже, на землю со славою и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судне праведнейший » (Кондак мясопустной недели).

« И паки грядущаго »

Второе Пришествие будет совсем иным, чем первое.

« как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого » (Мф.24:27).

« солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою » (Мф.24:29-30).

В Свщ. Писании есть некоторые признаки того, когда вновь придёт Спаситель, но даны они в виде знамений, т.е., в символическом сокровенном виде. Заранее о времени прихода никто узнать не может.

« Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий » (Мф.25:13).

« со славою »

Если в Первое Своё Пришествие Иисус « уничижил Себя Самого, приняв образ раба » (Флп.2:7), то Второе будет явлением силы Божией. Он придёт как Господь, Царь, Первосвященник и Судия.

« …судити живым и мертвым »

« Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других » (Мф.25:31-32).

« наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения » (Ин.5:28-29).

Каждое столкновение человеческой неправды и Божией Правды — суд миру. Об этом много говорится в Священном Писании. Об этом часто говорит Господь. Так, и въезжая в Иерусалим на вольные страсти, Он говорит: « Ныне суд миру сему » (Ин.12:31). Но Последний Суд очистит мир от зла и станет мостом из старого мира в новый, который есть Царство Божие.

Суд этот именуется « Страшным », потому что тогда откроется внутреннее состояние каждого человека и обнаружатся перед всеми не только все его дела, но и все сказанные им слова, тайные желания, чувства и мысли. По суду Христову праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную.

« И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную » (Мф.25:46).

Последний Суд будет полной победой Христа над всеми силами зла, которые, несмотря на Крест и Воскресение, не хотят признать своего неумолимого поражения.

Мир готовится к Последнему Суду постепенно, о чём Господь говорил в притчах (Мк.4:25-34).

Но многие не дождались (и не дождутся) Последнего Суда тут, на земле, и будут его ждать за гробом. Каждый человек после смерти проходит через частный суд, на котором решается участь человека до Последнего Суда. Смерть земная часто приходит неожиданно, и к неё надо готовиться и быть готовым.

« …Егоже Царствию не будет конца. »

« И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет » (Апок.21:1).

« И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится » (Дан.7:14).

Это исповедание отрицает и осуждает как еретическое любое утверждение о том, что Царство Божие кончится с окончанием времён, т.е., не пребывает в вечности.

Каждая литургия и каждое причастие выражает православное чаяние наступления Царства Божия в силе.

« Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет » (1Кор.11:26).

« Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего » (Мф.26:29).

Православная Жизнь

Что значит «и паки грядущаго со славою»? Как Бог будет судить живых и мёртвых — вместе? Зачем вообще нужен этот суд? Что будет после?

«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца (И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца)».

Седьмой член Символа веры возвещают будущую встречу всего человечества со Спасителем. Христос недолго проповедовал на земле, Его служение длилось три с половиной года, после чего Он был распят, воскрес и вознёсся. Он не мог охватить Своей проповедью всю землю, да это и не было нужно. Он создал Церковь, Его дело продолжили апостолы, и христианство имеет вселенский масштаб.

И паки грядущаго со славою. В Деяниях святых апостолов о Вознесении Спасителя сказано так: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Мы верим не просто во Христа, Который когда-то жил, но во Христа, с Которым встретимся лично. Мы не видели Его, но это случится. Однажды мы увидим Спасителя, Который вновь придёт в окружении ангелов («снова грядущего со славою»). Он вернётся и обновит мир.

Судити живым и мертвым. Здесь говорится о Страшном суде. Пришествие Спасителя было предсказано в Ветхом Завете. В книге Иова есть пророчество: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Каким образом это получится у мёртвых? — они воскреснут. То есть прежде произойдёт всеобщее воскресение: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25). Господь призовёт всех к жизни, каким-то образом обновит каждого человека. Зачем это нужно? — Господь не создал человека для смерти. Она не входила в Его план. Человек не должен был умирать, для Бога каждая личность ценна, и Он каждого призовёт к жизни, как пророчествовал святой Иов, и «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:29).

Читать еще:  В Марий Эл число аварий на дорогах снижают молитвами

Зачем нужен суд? Почему нельзя без него обойтись? Я считаю, что для человечества он необходим. Мы все тянемся к справедливости, все хотят её. В мире много зла, человечество борется с ним, но неэффективно и часто его только преумножая. На Страшном Суде будет осуждено всякое зло, всякая неправда. Господь искоренит зло и неправду, и наступит та справедливость, которой все хотят, просят и ждут.

Господь будет судить живых и мёртвых — то есть и тех, и других одновременно? Как? Дело в том, что деление на живых и мёртвых весьма условное. Для отдела статистики загса, пожалуй, это важно, а для Бога — нет. Душа человека бессмертна, умирает только тело — прах земной, который к праху возвращается. Сам Спаситель говорил, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

Душа жива. Человек — это нравственное существо, у нас есть свободная воля, и мы несём ответственность за свои поступки. В момент Страшного суда мы ответим за то, как распорядились свободной волей. Потому и будет Суд — из-за ответственности, которую с нас никто никогда не снимает. Не судят того, кто не имеет свободной воли. Мы её имеем.

Как будет происходить Страшный суд — сказать сложно, об этом известно очень мало. Моё частное мнение — наверное, это будет как на суде гражданском, когда обвиняемому даётся последнее слово, которое может существенно повлиять на решение суда. Я думаю, что это будет последний шанс покаяться. А те, кто не захочет пойти за Христом, пойдут в воскресение осуждения. Все люди грешны, но хочется верить, что нам будет дан последний шанс на покаяние.

Егоже Царствию не будет конца. Наступит благодатное Царство Небесное — то есть новый формат общения Бога и человека. Предназначенный человеку рай мы потеряли навсегда. Некоторые считают, что Царствие Небесное — это рай. Ничего подобного! Мы не можем вернуться в него, как не может человек вернуть то состояние, в котором находились Адам и Ева до грехопадения. Но Господь уготовал Царствие Небесное от сотворения мира любящим Его праведникам. Пророчество о нём содержится в 21 главе Откровения: «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Обновится всё творение Божие, и человек — как любимое творение — прежде всего. Не будет ничего, что делает нашу жизнь печальной, и такая жизнь будет бесконечной. Человек, скорее всего, будет не столько физическим, сколько духовным, и несмотря на то, что мы воскреснем телесно, мы не будем привязаны к материи, она не будет над нами довлеть. Но, конечно же, мы не знаем, как именно всё будет, потому что человек даже вообразить не может уготованного праведникам блаженства.

Протоиерей Александр Хворост

Седьмой член Символа веры

Седьмой член Символа веры

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Седьмой член Символа веры говорит о Втором Пришествии Спасителя, когда Он вернется на Землю, чтобы судить всех людей, когда-либо живших на земле.

О Втором Пришествии Спасителя неоднократно говорится в Священном Писании. Так, когда Иисус Христос возносился на небо, ангелы явились апостолам и сказали: «Этот Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1.11).

Второе Пришествие Христово будет отличаться от первого. В первый раз Он приходил в смиренном виде человека, чтобы пострадать и этим спасти человеческий род. Родился Он в пещере для скота, жил в бедности, переутомлялся, голодал и жаждал, терпел оскорбления от грешников и умер посреди злодеев на кресте. Во второй раз Господь придет во всем Своем величии и нельзя будет не заметить Его приход: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24.27).

Суд Спасителя над человеческим родом называется «Страшным», потому что тогда откроется внутреннее состояние каждого человека и окончательно определится его вечная участь. По суду Христову праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную – за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни. «Наступит время,говорит Господь,в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия; и выйдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5.28–29).

Когда именно придет Господь второй раз на землю – никому, кроме Бога, неизвестно. Чтобы христиане были внимательны, в Священном Писании открыты некоторые признаки приближения Второго Пришествия Христова:

• перед этим Евангелие будет проповедано во всем мире;

• перед концом мира люди станут крайне развращенными, в них совсем ослабеет вера, они будут ненавидеть друг друга и делать зло;

• появится много ложных пророков, которые будут обольщать людей выдуманными учениями;

• в мире усилятся несогласия и кровопролитные войны; будет голод, болезни, сильные землетрясения и бури;

• наконец, когда зло крайне усилится, среди людей явится антихрист.

Слово «антихрист» означает «тот, кто против Христа», а также «тот, кто вместо Христа». Антихрист – это человек, свободно отдавший себя во власть диавола и творящий его волю. Царство антихриста будет продолжаться три с половиной года. Он всеми способами будет стараться истребить в людях веру в Бога. Обольщенные антихристом, многие христиане отрекутся от Христа и будут предавать друг друга. Конец власти антихриста положит Сам Господь Иисус Христос, Который, придя во славе, убьет его духом уст Своих. После этого будет всеобщее воскресение умерших и Страшный суд, затем наступит вечное Царство Христово.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Первый член Символа веры

Первый член Символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым Веровать в Бога – значит быть твердо уверенным, что Бог существует и что Он заботится о человеке, всем сердцем принимать то, что Он говорил людям через Своего

Второй член Символа веры

Второй член Символа веры И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Господь Иисус Христос есть Единородный Сын

Третий член Символа веры

Третий член Символа веры Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Третий член Символа веры говорит о воплощении Сына Божия. Будучи совершенным Богом, Сын Божий сошел с Неба в наш мир и

Четвертый член Символа веры

Четвертый член Символа веры Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. Этот член Символа веры говорит о распятии Господа Иисуса Христа во времена Понтия Пилата – прокуратора (наместника) в Иудее, назначенного римским императором. Иисус Христос,

Пятый член Символа веры

Пятый член Символа веры И воскресшаго в третий день по Писанием. Пятый член Символа веры говорит, что Иисус Христос Своей смертью победил смерть и на третий день воскрес: ожил и вышел из гроба со Своей обновленной плотью. Воскресение Спасителя – величайшее чудо, делающее

Шестой член Символа веры

Шестой член Символа веры И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. Шестой член Символа веры говорит о Вознесении Господа Иисуса Христа. Это событие произошло на сороковой день по Воскресении Христовом. Господь вознесся на Небеса Своей плотью и душой, как человек, в

Восьмой член Символа веры

Восьмой член Символа веры И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Восьмой член Символа веры говорит о Третьем Лице Святой Троицы – о Духе Святом, что Он есть такой же истинный Бог,

Девятый член Символа веры

Девятый член Символа веры Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Девятый член Символа веры говорит о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал для освящения и спасения людей. Церковь – это Богом установленное общество людей, объединенных верой,

Десятый член Символа веры

Десятый член Символа веры Исповедую едино крещение во оставление грехов. Десятый член Символа веры говорит о Таинстве Крещения. Таинством называется священнодействие, в котором невидимым образом («тайно») подается человеку благодать Святого Духа. Существует семь

Читать еще:  О магах, колдунах, целителях, провидцах, экстрасенсах

Одиннадцатый член Символа веры

Одиннадцатый член Символа веры Чаю воскресения мертвых. Это член Символа веры говорит о всеобщем воскресении мертвых.Воскресение мертвых, которого мы «чаем», то есть ожидаем, произойдет при Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. По Его Божественному слову души

Двенадцатый член Символа веры

Двенадцатый член Символа веры …и жизни будущего века. Аминь. Последний член Символа веры говорит о будущей вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления мира и Всеобщего Суда Христова.Для праведных людей вечная жизнь будет настолько

О втором члене Символа Веры

О втором члене Символа Веры 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.Во втором члене Символа Веры мы говорим

ГЛАВА I 1-Й ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ

ГЛАВА I 1-Й ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ 1. ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ Символ веры начинается со слова «верую». Таким образом, произнесение Символа веры является исповеданием нашей веры. «…вера — всегда личностна. Каждый должен веровать сам, нельзя веровать за другого. Многие люди могут

Исповедание Символа веры

Исповедание Символа веры Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры – необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению. Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене

Два символа веры

Два символа веры Как я попытаюсь показать, иудаизму (в его собственных терминах) хорошо знакомы те христианские представления, которые казалось бы радикально отличают его от христианства, а именно учение о «триединстве» и «боговоплощении».Действительно, каббала

Символ веры: седьмой член. О Страшном суде и Царствии Небесном

Что значит «и паки грядущаго со славою»? Как Бог будет судить живых и мёртвых — вместе? Зачем вообще нужен этот суд? Что будет после? Отвечает протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.

«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца (И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца)».
Седьмой член Символа веры возвещают будущую встречу всего человечества со Спасителем. Христос недолго проповедовал на земле, Его служение длилось три с половиной года, после чего Он был распят, воскрес и вознёсся. Он не мог охватить Своей проповедью всю землю, да это и не было нужно. Он создал Церковь, Его дело продолжили апостолы, и христианство имеет вселенский масштаб.

И паки грядущаго со славою. В Деяниях святых апостолов о Вознесении Спасителя сказано так: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Мы верим не просто во Христа, Который когда-то жил, но во Христа, с Которым встретимся лично. Мы не видели Его, но это случится. Однажды мы увидим Спасителя, Который вновь придёт в окружении ангелов («снова грядущего со славою»). Он вернётся и обновит мир.

Судити живым и мертвым. Здесь говорится о Страшном суде. Пришествие Спасителя было предсказано в Ветхом Завете. В книге Иова есть пророчество: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Каким образом это получится у мёртвых? — они воскреснут. То есть прежде произойдёт всеобщее воскресение: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25). Господь призовёт всех к жизни, каким-то образом обновит каждого человека. Зачем это нужно? — Господь не создал человека для смерти. Она не входила в Его план. Человек не должен был умирать, для Бога каждая личность ценна, и Он каждого призовёт к жизни, как пророчествовал святой Иов, и «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:29).
Зачем нужен суд? Почему нельзя без него обойтись? Я считаю, что для человечества он необходим. Мы все тянемся к справедливости, все хотят её. В мире много зла, человечество борется с ним, но неэффективно и часто его только преумножая. На Страшном Суде будет осуждено всякое зло, всякая неправда. Господь искоренит зло и неправду, и наступит та справедливость, которой все хотят, просят и ждут.
Господь будет судить живых и мёртвых — то есть и тех, и других одновременно? Как? Дело в том, что деление на живых и мёртвых весьма условное. Для отдела статистики загса, пожалуй, это важно, а для Бога — нет. Душа человека бессмертна, умирает только тело — прах земной, который к праху возвращается. Сам Спаситель говорил, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).
Душа жива. Человек — это нравственное существо, у нас есть свободная воля, и мы несём ответственность за свои поступки. В момент Страшного суда мы ответим за то, как распорядились свободной волей. Потому и будет Суд — из-за ответственности, которую с нас никто никогда не снимает. Не судят того, кто не имеет свободной воли. Мы её имеем.
Как будет происходить Страшный суд — сказать сложно, об этом известно очень мало. Моё частное мнение — наверное, это будет как на суде гражданском, когда обвиняемому даётся последнее слово, которое может существенно повлиять на решение суда. Я думаю, что это будет последний шанс покаяться. А те, кто не захочет пойти за Христом, пойдут в воскресение осуждения. Все люди грешны, но хочется верить, что нам будет дан последний шанс на покаяние.

Егоже Царствию не будет конца. Наступит благодатное Царство Небесное — то есть новый формат общения Бога и человека. Предназначенный человеку рай мы потеряли навсегда. Некоторые считают, что Царствие Небесное — это рай. Ничего подобного! Мы не можем вернуться в него, как не может человек вернуть то состояние, в котором находились Адам и Ева до грехопадения. Но Господь уготовал Царствие Небесное от сотворения мира любящим Его праведникам. Пророчество о нём содержится в 21 главе Откровения: «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Обновится всё творение Божие, и человек — как любимое творение — прежде всего. Не будет ничего, что делает нашу жизнь печальной, и такая жизнь будет бесконечной. Человек, скорее всего, будет не столько физическим, сколько духовным, и несмотря на то, что мы воскреснем телесно, мы не будем привязаны к материи, она не будет над нами довлеть. Но, конечно же, мы не знаем, как именно всё будет, потому что человек даже вообразить не может уготованного праведникам блаженства.

Записала Екатерина Щербакова
Источник

Символ веры: седьмой член. О Страшном суде и Царствии Небесном

Что значит «и паки грядущаго со славою»? Как Бог будет судить живых и мёртвых — вместе? Зачем вообще нужен этот суд? Что будет после? Отвечает протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.

«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца (И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца)».

Седьмой член Символа веры возвещают будущую встречу всего человечества со Спасителем. Христос недолго проповедовал на земле, Его служение длилось три с половиной года, после чего Он был распят, воскрес и вознёсся. Он не мог охватить Своей проповедью всю землю, да это и не было нужно. Он создал Церковь, Его дело продолжили апостолы, и христианство имеет вселенский масштаб.

И паки грядущаго со славою. В Деяниях святых апостолов о Вознесении Спасителя сказано так: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Мы верим не просто во Христа, Который когда-то жил, но во Христа, с Которым встретимся лично. Мы не видели Его, но это случится. Однажды мы увидим Спасителя, Который вновь придёт в окружении ангелов («снова грядущего со славою»). Он вернётся и обновит мир.

Судити живым и мертвым. Здесь говорится о Страшном суде. Пришествие Спасителя было предсказано в Ветхом Завете. В книге Иова есть пророчество: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Каким образом это получится у мёртвых? — они воскреснут. То есть прежде произойдёт всеобщее воскресение: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25). Господь призовёт всех к жизни, каким-то образом обновит каждого человека. Зачем это нужно? — Господь не создал человека для смерти. Она не входила в Его план. Человек не должен был умирать, для Бога каждая личность ценна, и Он каждого призовёт к жизни, как пророчествовал святой Иов, и «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:29).

Читать еще:  Что может сделать родственник самоубийцы для него и для себя?

Зачем нужен суд? Почему нельзя без него обойтись? Я считаю, что для человечества он необходим. Мы все тянемся к справедливости, все хотят её. В мире много зла, человечество борется с ним, но неэффективно и часто его только преумножая. На Страшном Суде будет осуждено всякое зло, всякая неправда. Господь искоренит зло и неправду, и наступит та справедливость, которой все хотят, просят и ждут.

Господь будет судить живых и мёртвых — то есть и тех, и других одновременно? Как? Дело в том, что деление на живых и мёртвых весьма условное. Для отдела статистики загса, пожалуй, это важно, а для Бога — нет. Душа человека бессмертна, умирает только тело — прах земной, который к праху возвращается. Сам Спаситель говорил, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

Душа жива. Человек — это нравственное существо, у нас есть свободная воля, и мы несём ответственность за свои поступки. В момент Страшного суда мы ответим за то, как распорядились свободной волей. Потому и будет Суд — из-за ответственности, которую с нас никто никогда не снимает. Не судят того, кто не имеет свободной воли. Мы её имеем.

Как будет происходить Страшный суд — сказать сложно, об этом известно очень мало. Моё частное мнение — наверное, это будет как на суде гражданском, когда обвиняемому даётся последнее слово, которое может существенно повлиять на решение суда. Я думаю, что это будет последний шанс покаяться. А те, кто не захочет пойти за Христом, пойдут в воскресение осуждения. Все люди грешны, но хочется верить, что нам будет дан последний шанс на покаяние.

Егоже Царствию не будет конца. Наступит благодатное Царство Небесное — то есть новый формат общения Бога и человека. Предназначенный человеку рай мы потеряли навсегда. Некоторые считают, что Царствие Небесное — это рай. Ничего подобного! Мы не можем вернуться в него, как не может человек вернуть то состояние, в котором находились Адам и Ева до грехопадения. Но Господь уготовал Царствие Небесное от сотворения мира любящим Его праведникам. Пророчество о нём содержится в 21 главе Откровения: «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Обновится всё творение Божие, и человек — как любимое творение — прежде всего. Не будет ничего, что делает нашу жизнь печальной, и такая жизнь будет бесконечной. Человек, скорее всего, будет не столько физическим, сколько духовным, и несмотря на то, что мы воскреснем телесно, мы не будем привязаны к материи, она не будет над нами довлеть. Но, конечно же, мы не знаем, как именно всё будет, потому что человек даже вообразить не может уготованного праведникам блаженства.

Протоиерей Александр Хворост
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Символ веры: седьмой член. О Страшном суде и Царствии Небесном

И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

Иисус Христос после воскресения из мертвых восходит в преображенном, то есть в полностью излеченном от греховного состояния и уже совершенно святом человеческом теле на небо и пребывает там рядом с Отцом Небесным. В таинственном будущем Он в славе, силе и сиянии вновь придет к людям, чтобы судить всех живых и мертвых, после чего водворится Царство Небесное, о котором Он возвещал, что оно «не от мира сего» и что ему не будет конца.

По учению Церкви, Христос, будучи Богом, не расстается по воскресении с человеческим телом, до которого в свое время умалился, чтобы спасти весь род людской. Тело Его через страдания стало чистым и святым, совершенным и светлым, славным и бессмертным, поэтому оно отныне никак не уничижает Христа, но становится сопричастным Его Божественной сущности.

Далее: страдания Христа на Кресте, а через Него и всего Бога-Троицы (да-да, именно Бога-Троицы, а не отдельно Бога Сына, ибо Бог христиан неразделим и един, и по этой причине голгофские боль и жертва были перенесены всей полнотой Божества) были не призрачными, но реальными. Именно эти безгрешные страдания Бога любви, а также освященная ими и уже не подверженная смертному тлению Его человеческая плоть и определили возможность спасения всех людей от вечной смерти. Как? А вот как: цена невинных страданий Источника жизни, Творца и Создателя бесконечно высока и, как таковая, разрушает всю силу смерти, появившейся исключительно как следствие человеческого грехопадения, изъязвившего и сообщившего тлен человеческому естеству. Этот самый изъян, таивший в себе смерть, и был преодолен Жертвой Бога – величайшей в мире Жертвой, принесенной Им ради спасения человека как дар совершенной Божественной любви и святости. Именно такая Жертва в сочетании с невинностью добровольных страданий упразднила жало смерти как в отношении Богочеловека Христа, так и всех Его истинных последователей. Только и только здесь, на Голгофе, осуществился подлинный прорыв человечества в благословенную вечность и блаженное бессмертие.

Однако здесь важно понимать следующее: каждому из нас, христиан, все равно надлежит однажды умереть. Но после смерти верного христианина он вновь оживёт полнотой жизни, соединившись в перспективе, силой Божией, со своим телом. Эта сила, нисходящая свыше (все, кто причащался с верой, неприятием греха и трепетом, знают, о какой сокровенной и вместе с тем совершенно реальной и несокрушимой силе здесь говорится) входит в нас через Святую Православную Церковь, которая неслучайно называется Телом Христовым. Ибо через Нее нам должно обрести и для себя начатки того самого преображенного тела , которое Христос исцелил Сам в Себе на Голгофе. Такое целительное преображение начинается через наше деятельное участие в Таинствах Церкви – Крещении, где мы отсекаемся от всех прежних грехов и рождаемся в новую жизнь; Причастии, в котором мы под видом хлеба и вина принимаем в себя истинную Плоть и Кровь Христовы (становящимися таковыми по установительным словам самого Спасителя на Тайной Вечери и по соборной молитве Церкви), и Покаянии, где через наше сокрушение сердечное изничтожаются все вновь наработанные грехи, полученные вследствие человеческой инертности, немощи и прежнему к ним навыку.

Таким образом, наше тело, созидаемое спасительными Таинствами, не станет окончательно прахом после нашего исхода, но гораздо более удобно воссоединится с нами, то есть с нашей душой после всеобщего воскресения для жизни вечной.

Кто-то спросит: но почему обязательно надобно умереть? Почему нельзя, напитавшись Таинствами, пройти из жизни земной в жизнь Небесную сразу и безболезненно? А вот почему: этот путь указал нам сам Господь, изволивший через вольные страдания пройти через тесные врата смерти. То же надлежит сделать и всем Его последователям, повторив образ земного пути Спасителя. А иначе – какие мы последователи, если боимся следовать за своим Учителем? Этот путь открыт и для всех остальных людей земли, ибо Господь пришел ко всем без исключения, чтобы всех спасти . Кроме того, нам надо понимать, что мы, земные люди, – не всемогущие боги и не обладаем всесокрушающей врачующей силой. Она, эта сила, подается нам соразмерно нашим возможностям, которые у смертного человека, увы, ограниченны его собственными немощами. Да, таинства Божии и воля человеческая, несомненно, очищают нас и приближают к бессмертию. И, тем не менее, даже самые великие святые проходили через тенета смерти. Живыми на небо были взяты лишь единицы и среди них – пророк Илия. Но это – особый промысл Божий. И мы не знаем, что впоследствии произошло с ними на небе. Если Господь сам прошел через черту смерти, то также надлежит сделать и нам, чтобы там, за чертой, воскреснуть и уже никогда не умирать. Слава Богу за все.

У Бога христиан нет мертвых. Все люди – и в земной юдоли, и находящиеся в сени смертной – живы, но имеют разный статус и возможности. Только во Христе эти возможности выравниваются, и Господь силой Своей спасёт и выведет из смертных обителей всех, кто сумеет всем сердцем, всей душой, всем помышлением и всею крепостью своей уверовать в Него. Именно в этом состоит суть Страшного Суда – спасти для Царства Небесного тех, кто на деле стремится к спасению и жаждет его обрести.

Царству же Божию не будет конца, так как в нем на веки вечные упраздняются тление, распад и смерть.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector