0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Символ веры: восьмой член. О Святом Духе

Содержание

Крестовоздвиженский храм в Самаре

35. 8-й член Символа Веры

И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

В восьмом члене Символа веры мы исповедуем Святого Духа, Третье Лицо Святой Троицы, как истинного Бога, которому надлежит та же честь и слава, что Отцу и Сыну.

Христианское вероисповедание Святого Духа как отдельного Лица Пресвятой Троицы основывается прежде всего на словах Господа: « Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа » (Мф.28:19). Но Дух Святой неоднократно упоминается в Новом Завете. Ветхий Завет также многократно упоминает Духа Божия. Но Ветхий Завет ещё не знает Откровения о Троице в Лицах.

Дух Святой со дня Своего сошествия на апостолов в день Пятидесятницы непрерывно пребывает в Церкви Христовой. Он сохраняет её учение неповрежденным и подаёт христианам Свои Божественные Дары. Дух Святой просвещает верующих светом Христова учения, очищает их от греховной скверны, согревает их сердца любовью к Богу и к ближнему, дает усердие и силы праведно жить.

Мы молимся: « Царю Небесный, Душе Истины. ».

Дух Святой открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде Голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.

Так же, светом, проявляется Он в святых людях, когда они исполнены Духа Святого, Славы Божией.

Так же исполненность Духом изображается на иконах.

« и в Духа Святаго, Господа, животворящаго, »

Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Отцом и Сыном всем даёт жизнь.

Он Творец мира, наравне с Отцом и Сыном. При сотворении мира « Дух Божий носился над водою » (Быт.1:2), т.е., окутывал и пронизывал весь создаваемый мир.

При сотворении человека Бог « вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою » (Быт.2:7).

Особенно Дух Святой подаёт плоды духовной жизни.

« истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (Ин.3:5).

« Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии » (Рим.8:16).

« … Иже от Отца исходящаго, »

« Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне » (Ин.15:26).

Тут вновь приоткрывается тайна Святой Троицы и отношения Лиц Троицы.

« … Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, »

« Бог есть Дух » (Ин.4:24; 2Кор.3:17). Это прямое указание на Святого Духа как на истинного Бога.

И ещё. « Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа » (Ин.3:8). Отсюда видна равночестность, равносильность, всемогущество Духа Святого. Дышит, где хочет.

« всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам » (Мф.12:31). Хулой на Духа Святого называется сознательное и ожесточенное отвержение Христовой истины, потому что « Дух есть Истина » (Ин.5:6). В таком состоянии не может быть покаяния, а без покаяния не может быть прощения. Вот почему грех хулы на Духа не может быть прощён.

Существовало множество ересей, которые не признавали Святого Духа или не признавали Его равенства Другим Лицам Троицы. Своим исповеданием, Православие все эти ереси осуждает и от них отрекается.

« …, глаголавшаго пророки. »

« излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения » (Иоиль.2:28).

Именно находясь в Духе Святом, т.е., исполненные Святым Духом, говорили пророки.

Духа Святого стяжаем мы для спасения.

« излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих » (Ис.44:3).

Святой Дух есть источник всякого освящения. Перед Своими Страстями Спаситель говорит о пришествии Духа, и это обещание исполняется в день Пятидесятницы. Присутствие Духа Святого коренным образом отличает Церковь от всякого другого общества и сообщает ей ясную уверенность в трудные времена.

Святой Дух — действующая сила, освящающая каждого христианина:

« Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии » (Рим.8:14-16).

« А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» » (Гал.4:6).

Восьмой член Символа веры

И в Духа Святого, Господа, Животворящаго,

Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном

спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки

Сошествие Святого Духа на Апостолов

Святых Апостолов семья

В молитве тихой пребывает

И, веру чистую тая,

К Христу с надеждою взывает.

Исполнен каждый светлых дум,

Молитвой тихой вдохновлялся.

Внезапно точно ветра шум

По тихой храмине раздался.

То, в виде светлых языков,

Сходил к ним Дух Святой, сияя,

И на главах учеников

Почил, их светом осеняя 13 .

И шум пронесшийся затих,

Едва коснувшися их слуха,

И сонм Апостолов святых

Исполнился Святаго Духа.

Оставив храмину, пошли

И, ставши пред учениками,

Им поучения вели.

Толпа внимающих людей

Теснится молчаливым строем,

И взор скрывает иудей

Под низко спущенным повоем.

Второй Вселенский Собор

Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 году против лжеучения жившего в этом же городе арианского епископа Македония. Этот еретик нечестиво учил о третьем лице Пресвятой Троицы – Святом Духе, а именно: называл Его не Богом, а только силой Божией, служебной и подчиненной Отцу и Сыну. На этом Соборе Никейский Символ веры был дополнен 5-ю членами.

В 8-м члене, против лжеучения Македония, утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Главнейшие дары Святого Духа

Дар страха Божия

В одной приходской церкви священник говорил поучение на слова Апостола Павла: кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят ( 1Кор. 16:22 ).

В числе слушателей был один молодой человек, не отличавшийся благочестием. Поучение, хотя и произвело на него впечатление, но быстро испарилось.

Прошло немало лет. После долгих скитаний молодой человек повел упорядоченную жизнь: женился, сделался отцом и был весьма доволен своим положением. Так прожил он до преклонных лет, но всегда чувствовал, что его что-то тайно мучает и ему чего-то недостает. Как-то сидит он около своего дома и перебирает в памяти все, что случилось с ним в его жизни. Вспоминает он родину, товарищей, свой приходской храм, в котором тут же живо рисуется ему образ старого священника и его памятная проповедь: «Кто не любит Господа Иисуса, да будет проклят». «Это было около пятидесяти лет назад, – вспоминает он, – а с тех пор я ни разу не был в церкви, не слыхал никаких проповедей, не причащался и не каялся. » Призадумался грешник и тихо начал читать: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины. Прииди и вселися в мя, и очисти от всякия скверны».

Дух Святой коснулся его сердца и напомнил ему слова молитвы. Семя Божественного слова под влиянием благодати Святого Духа зажгло в нем сознание своей греховности. Старик задрожал и залился слезами раскаяния. С той поры он точно переродился и стал истинным христианином. Библия стала его настольной книгой, а молитва – любимым занятием. Обновленный духом страха Божия, он прожил еще шестнадцать лет и умер в мире с Богом и своей совестью.

Дар познания

Преподобный Антоний Великий в юности не получил никакого научного образования, но богоугодная жизнь сообщила ему столько духовной мудрости, что к нему отовсюду притекали жаждавшие назидания. Некоторые, приходя. к нему за духовным наставлением и не видя у него книг, спрашивали старца, откуда он черпает столько мудрости?

– У меня одна книга, – обычно отвечал он, – по которой я учусь, – это небо и земля, дела рук Творца. Эту книгу я читаю ежедневно и нахожу в ней все, что нужно для спасения.

Дар силы

Несколько столетий тому назад, в царствование римского императора Диоклетиана, в Италии жил мальчик Вит. Отец его был язычник и пользовался большим уважением среди своих знакомых. Мальчик был тайным христианином. Об этом прослышал начальник города. Он вызвал отца Вита и строго сказал ему: «Отговори от безумной веры своего сына, если хочешь, чтобы он остался жив». Отец испугался угрозы и начал убеждать сына отказаться от Христовой веры.

– Я не могу, папа, отказаться от моего Спасителя, – ответил маленький Вит.

Такой ответ мальчика был передан и самому императору Диоклетиану.

Император вызвал к себе Вита и, не убедив его словами отказаться от Христа, решил силой заставить сделать это.

– Если до завтра этот маленький упрямец не откажется от своего упорства, то приказываю предать его лютым мучениям, – объявил жестокий император.

На следующий день Вита, а с ним и других христиан, привели в особое здание на растерзание диким зверям. На христиан выпустили голодного льва. Вит и другие мученики стояли и молились. Но вот голодный лев увидал их. Дикой радостью блеснули его глаза; извиваясь, он стал приближаться к христианам и готовился уже к страшному прыжку. Вит увидел зверя и перекрестился. Лев смиренно подполз к нему, лег у его ног и стал лизать их.

Читать еще:  Муфтии России за единение мусульманских организаций

Тогда по приказанию императора принесли раскаленные железные прутья и стали дразнить ими страшного зверя, но все было напрасно. Раздраженный лев бросался на своих мучителей, а потом снова смиренно ложился у ног святого мальчика. Необычайный ужас объял присутствовавших. Многие из них тут же уверовали во Христа и сказали: «Бог маленького Вита есть Единый и Истинный Бог!»

Но рассвирепевший император повелел придумать новые мучения для Вита и его товарищей. И ни одна жалоба не сорвалась с языка тех, кто переносил мучения ради Христа. Они лишь славили Бога и молились за своих мучителей. И среди этих молитв они предали свои чистые души Богу. Так велико оказалось духовное мужество маленького христианина.

Старец Зосима. (Дар совета)

К старцу Зосиме пришла мещанка, пораженная отчаянием: у нее умер последний сын, малолетний Алеша.

На ее жалобы «муж совета» сказал ей следующее:

– Вот что, мать, однажды древний великий святой увидел в храме такую же, как и ты, плачущую мать и тоже по младенце своем, по единственном, которого тоже призвал Господь. «Или не знаешь ты, – сказал святой, – сколь эти младенцы пред Господом дерзновенны? Даже и нет никого дерзновеннее их в Царстве Небесном. «Ты, Господи, даровал нам жизнь, – говорят они Богу, – и только лишь мы узрели ее, как Ты у нас и взял ее назад!» И столь дерзновенно просят и упрашивают, что Господь дает им немедленно ангельский чин. А посему, молвил святой, и ты радуйся, жено, а не плачь, и твой младенец теперь у Господа в сонме Ангелов Его пребывает». Вот что сказал святой плачущей жене в древние времена.

Был же он великий святой и неправды ей поведать не мог. Посему и ты, мать, знай, что и твой младенец наверно теперь предстоит пред престолом Господним, и радуется, и веселится, и о тебе Бога молит. А потому и ты теперь не плачь, а радуйся.

– И хотя бы я только взглянула на него лишь разочек, – ответила женщина, – только один разочек мне на него бы опять поглядеть, и не подошла бы к нему, не промолвила, в углу бы притаилась, только минуточку одну повидать, послыхать его, как он играет на дворе. Придет, бывало, крикнет своим голосочком: «Мамка, где ты?» Только бы услыхать-то мне, как он по комнате своими ножками пройдет разик, ножками-то своими тук-тук, да так часто-часто. Помню, как, бывало, вбежит ко мне, кричит да смеется. Да нет его, батюшка, нет, и не услышу его никогда. Вот его поясочек, а его-то нет, и никогда-то мне теперь не увидать, не услыхать его!

Она вынула из-за пазухи позументный поясочек своего мальчика и только лишь взглянула на него, так и затряслась от рыданий, закрыв пальцами глаза свои, сквозь которые потекли вдруг брызнувшие ручьем слезы.

– А это, – проговорил старец, – это древняя Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, потому что их нет, и таковой вам, матерям, предел на земле положен. И не утешайся, и не надо тебе утешаться, не утешайся и плачь, только каждый раз, как плачешь, вспоминай неуклонно, что сыночек твой есть единый от Ангелов Божиих, откуда на тебя смотрит и видит тебя, и на твои слезы радуется, и на них Господу Богу указывает. И надолго тебе сего великого материнского плача будет, но обратится он под конец тебе в тихую радость, и будут горькие слезы твои лишь слезами тихого умиления и сердечного утешения, от грехов спасающего. А младенчика твоего помяну за упокой. Как звали-то?

– Имя-то милое – Алексея, человека Божия?

– Божия, батюшка, Божия, Алексея, человека Божия.

– Помяну, мать, помяну, и печаль твою на молитве вспомяну, и супруга твоего за здравие помяну. Только тебе грех оставлять его. Ступай к мужу и береги его. Увидит оттуда твой мальчик, что бросила ты его отца, и заплачет по вас.

Утешенная женщина благодарит старца за совет и радостная уходит домой. Таков дар совета почивал на старце Зосиме.

Дар разумения

(Из детства Преподобного Сергия)

Раннее майское утро. Едва начинает светать. Повеял холодок и разбудил мальчика, спавшего на опушке рощицы.

Мальчика звали Варфоломей. Отец послал его разыскивать коней. Всю ночь пробродил мальчуган по лугам и лесам, но лошадей не нашел и к утру забылся сном. Когда он проснулся, то увидел, что недалеко от него молится инок.

Варфоломей остановился и решил подождать конца его молитвы, чтобы спросить старца: не видал ли он пропавших коней? Старец молился долго и усердно.

«Вероятно, это праведный человек и Бог слушает его молитвы», – подумал Варфоломей, и в душе его промелькнула мысль: не попросить ли у старца молитв и помощи в его горе?

А горе у мальчика было большое. Два года уже учился Варфоломей грамоте, но грамота не давалась ему. Далеко он отстал от своих сверстников, с большим трудом, по складам, едва-едва разбирал он по Часослову, ошибаясь чуть ли не на каждом слове. Родители горевали, товарищи смеялись, мальчик старался изо всех сил, но толку не было.

Старец окончил молитву и взглянул на Варфоломея.

– Что тебе надобно, чадо? – спросил он.

– Я учусь грамоте, но не успеваю в ней, – со слезами отвечал мальчик, – помолись за меня Богу, чтобы Он послал мне дар разумения.

Старец воздел руки к небу, опустился на колени и снова стал молиться. Потом, обратившись к мальчику, сказал: «Да подастся тебе в знамение благодати Божией и грамота, и разумение Святого Писания». Теперь мальчик упал на колени и стал просить старца посетить дом его родителей. Старец согласился.

Родители будущего Преподобного Сергия Радонежского – то был он – с честью приняли неизвестного инока, который, войдя в дом, прежде всего велел Варфоломею читать по книге псалом. Варфоломей отказывался, ссылаясь на неумение, но старец настаивал. С трепетом раскрыл мальчик Псалтирь и, удивленный, стал читать без малейших ошибок.

Вкусив пищи, старец покинул дом родителей Варфоломея и внезапно стал невидим.

Так благодать Святого Духа осенила даром разумения будущего великого подвижника Земли Русской.

Обещание о ниспослании Святого Духа было дано Спасителем перед Его Вознесением на Небо. Господь сказал при этом: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями. даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). После Вознесения Господня апостолы вместе с Богородицей пребывали в Иерусалиме, непрестанно молясь. На десятый день в девятом часу утра, когда весь дом наполнился как бы шумом ветра, а на учениках почили языки, подобные огненным, все они исполнились Святого Духа. Ученики Спасителя (около 120 человек) получили способность понимать и говорить на иных языках, а также пророчествовать. Увидев это, жители и гости Иерусалима пришли в изумление, а после проповеди Апостола Петра многие (около трех тысяч человек) уверовали во Христа Иисуса и крестились. С того дня было положено основание Церкви Христовой на земле.

Источник: Катехизис в рассказах. Выпуск 1. Символ веры / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 г. 187 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

О восьмом члене Символа веры

Иерей Олег Давыденков.

Катихизис. Глава IX

Восьмой член Символа веры полемически направлен против учения еретиков — духоборов, учивших о тварности Духа Святого и о Его подчиненном положении по отношению к Отцу и Сыну. Традиционно это учение связывают с именем Македония, бывшего архиепископом Константинопольским в середине IV века 1.

1. О Божественном достоинстве Святого Духа

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог»2.

О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию:

«для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому. ? . Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3, 4).

Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения «храм Божий» (1 Кор. 3, 16) и «храм. Святого Духа» (1 Кор. 6, 19) как взаимозаменяемые.

Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что

«Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам»3;

«если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.

Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например

«Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2, 10).

б) о соучастии в деле творения мира (Быт. 1, 2).

Слова «глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами4. О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается,

«потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов»5.

Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом:

«Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?»6.

Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19), а также апостольское приветствие ап. Павла (2 Кор. 13, 13).

2. Личное свойство Святого Духа

В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.

Ап. Павел говорит о Святом Духе:

«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11).

Очевидно, что действовать «как Ему угодно» может только свободное и разумное существо, то есть личность.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15, 26). Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемики с римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque), которое не имеет основания ни в Священном Писании, ни в творениях свв. отцов древней Церкви.

В Священном Писании встречаются выражения «Дух Сына» (Гал. 6, 6), «Дух Христов» (Рим. 8, 9). Однако выражения эти говорят лишь о том, что Святой Дух «свойственен. Сыну, как именуемый единосущным с Ним»7.

«Все восточные Отцы признают, что Отец есть movnh aijtiva — единственная Причина Сына и Духа. Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына», то как раз именно этим выражением они охраняют догмат исхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит». Отцы говорят о Сыне — «чрез», чтобы оградить речение «от», относящееся только к Отцу»8.

Читать еще:  Межрегиональная выставка `Православная Русь` откроется в Самаре

Св. Иоанн Дамаскин, «печать отцов», учит:

«Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем»9.

В Символе веры также говорится о исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.

3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам

Святой Дух есть «везде сый и вся исполняяй», но особым местом Его присутствия и действия является Церковь. Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда «Он сошел на Апостолов в виде огненных языков»10. С этого времени Святой Дух сообщается в Церкви всем истинным христианам. Прп. Серафим Саровский определяет цель христианской жизни как стяжание Святого Духа. По словам ап. Павла, человек может исполниться Святого Духа в такой степени, что не только душа его, но даже и тело может сделаться храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19). Святой Дух продолжает спасительное дело Господа Иисуса Христа. Действием Духа Святого мы усыновляемся Богу Отцу (Еф. 2, 18), становимся сынами Божиими (Рим. 8, 14). Усыновленные Богу творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви. Кроме того, совместно с Господом Иисусом Христом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху, делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2 Кор. 3, 17).

Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных таинствах.

«Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13).

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас. по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3, 4-6).

«Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен.

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8).

Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы:

«. любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1-10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви11. Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.

Примечания. Глава IX.

1. О духоборах-македонианах см.: Поснов М. Э. изд. цит., сс. 366-367.

4. О Маркионе и его учении см.: Болотов В. В. изд. цит., т. II, сс. 226-230.

5. Пространный Христианский Катихизис. с. 49.

6. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 241.

7. Блж. Феодорит. О третьем Вселенском Соборе. Цит. по: Помазанский М., протопр. изд. цит., с. 49.

9. Цит. по: Пространный Христианский Катихизис. с. 49.

Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп., изд. цит., с. 53.

Православная Жизнь

Сегодня не только комментарии к восьмому члену Символ веры, но и основополагающие факты о Третьем Лице Пресвятой Троицы — Святом Духе.

«И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки (И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков)».

Восьмой член Символа веры продолжает открывать нам тайну, что Бог — это не единица, закрытая в самой себе, но Троица — три Лица, которые соединены между собой любовью. В частности, в этом члене говорится о Духе Святом — Третьем Лице Пресвятой Троицы, самом таинственном, самом невыразимом, но, с другой стороны, вполне ощутимом по Своему действию в нашей жизни.

Упоминания о Нём есть ещё в ветхозаветные времена, но эти свидетельства не всегда были ясными. Словом «дух» в Ветхом Завете могли называть и силу Божию, и творческое промыслительное действие Бога. Как пример можно вспомнить 1 главу Бытия, когда «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2), или слова праведного Иова: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4). С одной стороны, в Ветхом Завете люди уже ощущали на себе действие Святого Духа и могли видеть явные изменения от Его воздействия. Пророк Михей говорил о себе: «Я исполнен силы Духа Господня» (Мих. 3:8), и вот слова пророка Исаии: «Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16). Однако в Ветхом Завете о Духе как о личности ещё не говорится, потому что евреи ещё не вполне преодолели языческое влияние, оказываемое со стороны других народов.

В Новом Завете Христос, общаясь с учениками, говорил о Духе как о соучастнике дела спасения человека: «Умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17), «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26), «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13), «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Мы видим, что Христос говорит о Духе как о Том, Кто придёт после Его земной жизни, освятит и устроит жизнь первых христиан и будет видимым знаком присутствия Бога в жизни человека. Апостолы и первые христиане ещё не выработали никаких догматических определений, в том числе — и касающихся Святого Духа, но они по опыту своей жизни знали Его и видели Его действие. Об этом нам говорит вся Книга деяний апостольских, которая наполнена свидетельствами о жизни с Утешителем, о непосредственном богообщении. Апостолы понимали, что не они совершают дело Христа, не они проповедуют, но Дух, Который почил на них в день Пятидесятницы и водит их так же, как водил пророков.

По свидетельству апостольских посланий, Святой Дух делает совершенным, то есть преображает, каждого отдельного верующего и в то же время соединяет всех в Церковь. Собственно, Церковь как собрание верующих и есть область действия Святого Духа, Который животворит и обновляет наши души. В Церкви мы получаем Его в Крещении, через церковную жизнь и таинства приобщаемся к Божественной реальности и, по словам апостола Павла, этим Духом усыновляемся Богу: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“» (Рим. 8:15). Как бы ни важны были личное благочестие, домашняя молитва и какие-то наши другие подвиги, приобщиться Духу можно только в общении с другими людьми в Церкви.

В приобретении Духа Божия состоит цель христианской жизни. Мы привыкли говорить о спасении души как о нашей конечной цели, но спасение души как раз и заключается в принятии человеком Святого Духа. Мы об этом узнаём из молитвы «Царю Небесный»: «Приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши». То есть спасение подразумевает соединение человека и Святого Духа. Церковное учение о человеке и его спасении невозможно рассматривать в отрыве от учения о Святом Духе и Его причастности человеку. Человек спасается не тем, что борется с грехами ради самой борьбы. Он борется, чтобы в его сердце нашлось место Святому Духу, чтобы преодолеть конфликт между падшей человеческой природой — и природой Божественной, которая человека обновляет.

А теперь давайте разберёмся, что говорит о Святом Духе Символ веры.

И в Духа Святаго. Дух свят, потому что Он — Бог. Это не какая-то безликая энергия, как учили еретики в древности и учат сейчас сектанты. Мы признаём в Духе личность Божественную. Если Святой Дух — истинный Бог, Он свят.

Господа, Животворящаго. Именно Святым Духом мы обновляемся, как говорится в песнопении: «Святым Духом всяка душа живится». Мы свою жизнь, в том числе и духовную, получаем от Святого Духа, Он обновляет и животворит нашу человеческую природу.

Иже от Отца исходящаго. Сам Христос говорит, что Дух исходит от Отца, и мы должны поверить этому слову Спасителя. Если людей что-то смущает — что же, Церковь уже преодолела множество ересей. Одна из них — модализм, когда некоторые еретики утверждали, что внутри Троицы есть иерархия: самый главный — Бог Отец, на втором месте — Сын, на третьем — Дух Святой. Однако Церковь на Вселенских Соборах эти вопросы рассмотрела и дала соборный ответ. Уже от человека зависит, принимать ли опыт, которому две тысячи лет, или продолжать искать ответы самостоятельно.

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима. Эти слова подчёркивают то, о чём мы говорили: Лица Пресвятой Троицы равны, в Ней нет иерархии. Но есть ещё один важный момент: наше поклонение должно выражаться одинаково как Отцу, так и Сыну, и Святому Духу. Здесь можно сделать укор нам, православным, вслед за Сергеем Иосифовичем Фуделем. В книге «Церковь верных» он говорит о Святом Духе как о создателе Церкви и отмечает, что и богословы, и простые верующие слишком редко о нём вспоминают. Если посмотреть на нашу литургическую традицию, то там очень много песнопений Спасителю, Божией Матери, особые дни посвящены ангелам и архангелам, Иоанну Крестителю. Святому Духу посвящён день Пятидесятницы и день Святого Духа — когда люди, которые были на службе на Троицу, в храм уже не приходят. Так что есть определённый пробел в нашей традиции и нашем религиозном восприятии Святого Духа.

Глаголавшаго пророки. В этих словах утверждается, что Святой Дух говорил через пророков ещё в Ветхом Завете. Можно вспомнить пророка Елисея: он занимался своим делом, пахал землю, и на него сошёл Святой Дух. Елисей бросает волов на поле и идёт на пророческое служение. Человек под воздействием Святого Духа меняет свою жизнь. На примере пророков это очень хорошо видно. Они меняли свою жизнь, проповедовали Духом Святым. Не надо думать, что это была какая-то экзальтация, как у современных пятидесятников и прочих, когда человек не отдаёт себе отчёт в том, что он говорит и делает. Эти люди были в полном сознании, но говорили не от себя, а то, что им говорил Бог посредством Святого Духа.

Читать еще:  Золочев - не Броды. О чем мечтают униаты?

Святой Дух — это наша жизнь, и нам нужно больше обращаться к Нему, больше полагаться на Него, чем на свои силы. В этом и выражается жизнь христианина: в полном доверии Святому Духу своей жизни, своего дела.

Восьмой член Символа веры

Восьмой член Символа веры

И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Восьмой член Символа веры говорит о Третьем Лице Святой Троицы – о Духе Святом, что Он есть такой же истинный Бог, как Бог Отец и Бог Сын. Поэтому мы должны прославлять Его и кланяться Ему наравне с Отцом и Сыном.

Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Отцом и Сыном всем дает жизнь – особенно духовную жизнь ангелам и людям. Он есть Творец мира, наравне с Отцом и Сыном. Поэтому сказано при сотворении мира, что «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1.2).

Иисус Христос сказал о необходимости для человека быть возрожденным Духом Святым: «Если кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царство Божие» (Ин. 3.5).

Слова: «Иже от Отца исходящего», что означает «Который от Отца исходит», указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога-Отца и от Бога-Сына, а именно, что Он исходит от Бога-Отца[46]. Об этом Господь Иисус Христос так сказал Своим ученикам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15.26).

Слова «глаголавшего пророки» означают, что Дух Святой говорил через ветхозаветных пророков. Эти слова внесены в Символ веры для обличения лжеучителей, утверждавших, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым.

Дух Святой со дня Своего сошествия на апостолов в день Пятидесятницы непрерывно пребывает в Церкви Христовой и сохраняет ее учение неповрежденным. Дух Святой подает христианам духовные дарования, просвещает верующих светом Христова учения, очищает их от греховной скверны, согревает их сердца любовью к Богу и ближнему, дает усердие и силы праведно жить. Все доброе, что христиане имеют или хотят получить, дает им Дух Святой.

Иисус Христос предупредил: «Всякий грех и хула простятся людям; а хула на Духа не простится» (Мф. 12.31). «Хулой на Духа Святого» называется сознательное и ожесточенное противление Христовой истине, упорное неверие. Упорное сопротивление истине уводит человека от смирения и покаяния, некающегося же человека Бог простить не может.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Первый член Символа веры

Первый член Символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым Веровать в Бога – значит быть твердо уверенным, что Бог существует и что Он заботится о человеке, всем сердцем принимать то, что Он говорил людям через Своего

Второй член Символа веры

Второй член Символа веры И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Господь Иисус Христос есть Единородный Сын

Третий член Символа веры

Третий член Символа веры Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Третий член Символа веры говорит о воплощении Сына Божия. Будучи совершенным Богом, Сын Божий сошел с Неба в наш мир и

Четвертый член Символа веры

Четвертый член Символа веры Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. Этот член Символа веры говорит о распятии Господа Иисуса Христа во времена Понтия Пилата – прокуратора (наместника) в Иудее, назначенного римским императором. Иисус Христос,

Пятый член Символа веры

Пятый член Символа веры И воскресшаго в третий день по Писанием. Пятый член Символа веры говорит, что Иисус Христос Своей смертью победил смерть и на третий день воскрес: ожил и вышел из гроба со Своей обновленной плотью. Воскресение Спасителя – величайшее чудо, делающее

Шестой член Символа веры

Шестой член Символа веры И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. Шестой член Символа веры говорит о Вознесении Господа Иисуса Христа. Это событие произошло на сороковой день по Воскресении Христовом. Господь вознесся на Небеса Своей плотью и душой, как человек, в

Седьмой член Символа веры

Седьмой член Символа веры И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. Седьмой член Символа веры говорит о Втором Пришествии Спасителя, когда Он вернется на Землю, чтобы судить всех людей, когда-либо живших на земле.О Втором Пришествии

Девятый член Символа веры

Девятый член Символа веры Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Девятый член Символа веры говорит о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал для освящения и спасения людей. Церковь – это Богом установленное общество людей, объединенных верой,

Десятый член Символа веры

Десятый член Символа веры Исповедую едино крещение во оставление грехов. Десятый член Символа веры говорит о Таинстве Крещения. Таинством называется священнодействие, в котором невидимым образом («тайно») подается человеку благодать Святого Духа. Существует семь

Одиннадцатый член Символа веры

Одиннадцатый член Символа веры Чаю воскресения мертвых. Это член Символа веры говорит о всеобщем воскресении мертвых.Воскресение мертвых, которого мы «чаем», то есть ожидаем, произойдет при Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. По Его Божественному слову души

Двенадцатый член Символа веры

Двенадцатый член Символа веры …и жизни будущего века. Аминь. Последний член Символа веры говорит о будущей вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления мира и Всеобщего Суда Христова.Для праведных людей вечная жизнь будет настолько

О первом члене Символа Веры

О первом члене Символа Веры 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное

ГЛАВА I 1-Й ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ

ГЛАВА I 1-Й ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ 1. ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ Символ веры начинается со слова «верую». Таким образом, произнесение Символа веры является исповеданием нашей веры. «…вера — всегда личностна. Каждый должен веровать сам, нельзя веровать за другого. Многие люди могут

Исповедание Символа веры

Исповедание Символа веры Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры – необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению. Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене

Два символа веры

Два символа веры Как я попытаюсь показать, иудаизму (в его собственных терминах) хорошо знакомы те христианские представления, которые казалось бы радикально отличают его от христианства, а именно учение о «триединстве» и «боговоплощении».Действительно, каббала

Символ веры: восьмой член. О Святом Духе

8. (Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

В восьмом члене Символа Веры говорится о третьем Лице Святой Троицы — о Духе Святом.

Дух Святый есть такой же истинный Бог, как и Отец и Сын. Это мы исповедуем называя Его Господом.

Дух Святый также называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям; следовательно, Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном. Сказано, при творении мира: «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Сам Иисус Христос сказал о благодатном возрождении Духом: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3, 5).

Так как Дух Святый есть истинный Бог — третье Лицо Единосущной Троицы, — то Ему мы должны воздавать поклонение и прославление одинаковое и равное с Отцом и Сыном.

Слова «Иже от Отца исходящаго» (т. е., Который от Отца исходит) указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога Отца и от Сына, рождающегося от Отца. Свойство это состоит в том, что Дух Святый всегда исходит от Отца. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам: «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». (Иоан. 15, 26).

Слова «глаголавшаго пророки» означают «говорившего через пророков». Пророки предсказывали будущее и писали священные книги по внушению Духа Святого, потому писания их называются богодухновенными. Потому сказано: «глаголавшаго пророки», чтобы никто не сомневался, что Священное Писание, — как то, что записали апостолы, так и то, что писали пророки — написаны ими не от себя, как пишутся обыкновенные человеческие книги, а по Вдохновению Духа Святого, а потому содержат в себе высшую Божественную истину — Слово Божие, т. е. Божественное откровение.

О том, что Дух Святый говорил через апостолов, в Символе Веры не говорится лишь потому, что во время его составления никто в этом не сомневался.

Дух Святый и теперь сообщает Свои Дары истинным христианам через Церковь Христову: в молитвах и святых таинствах. В святых таинствах Дух Святый просвещает верующих светом Христова учения, согревает сердца любовью к Богу и к ближнему и очищает их от всякой греховной скверны.

Иисус Христос назвал Духа Святого — «Духом истины» (Иоан. 14, 17; 15, 26; 16, 13) и предупредил нас: «всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам» (Матф. 12, 31).

«Хулой на Духа Святаго» называется сознательное и ожесточенное противление истине, «потому что Дух есть истина» (Иоан. 5, 6) Сознательное, же и ожесточенное сопротивление истине уводит человека от смирения и покаяния, а без покаяния не может быть прощения. Вот почему грех «хулы на Духа» не прощается.

Дух Святый открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector