2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое целибат? В чем вред сексуального воздержания и польза от секса

Содержание

Что такое целибат? В чем вред сексуального воздержания и польза от секса!

Автор — Анна Носова

Я не пишу красивые тексты для того, чтобы мне платили. Мне платят за то, что я пишу красивые тексты.

  • 5135
  • 34 14 мин.

Обязательный обет безбрачия чаще всего связан с религиозными взглядами мужчин. В древней Церкви целибат был распространенным явлением и на Востоке, и на Западе. При этом не сохранилось совершенно никаких документальных подтверждений того, что принятие обета безбрачия было обязательным.

Целибат в основном принимали те, кто руководствовался отказом от семейных отношений Иисуса Христа. Люди, готовившиеся к принятию духовного сана, ведомые мыслями о величайшей награде на небесах, вначале совершенно сознательно и добровольно отказывались от сексуальных отношений. Даже уже, будучи в законном браке они разрывали его и принимали обет.

Апостолом Павлом было введено мнение о том, что отношения между супругами приводят к нарушению душевной целостности личности. И женатый человек обязательно будет ставить свою супругу выше самого Господа Бога. При этом однозначен факт того, что апостолы Петр и Филипп состояли в браке. У них обеих были дети, есть упоминание о том, что Филипп выдавал замуж своих дочерей. Климент Александрийский говорит и о семье самого апостола Павла, яростного защитника обета безбрачия.

С течением времени добровольный отказ духовенства от секса стал обычаем. Еще через несколько лет целибат уже стал обязательным для всех священников, и это начало регламентироваться специально принятыми законодательными актами. На Западе такое обязательное условие принятия духовного сана было принято во времена папы Григория Великого в 510 году. Восток официально подтвердил целибат в 692 году в Трулльском соборе.

Целибат в современном христианстве

Целибат священников был узаконен на Западе в эпоху папы Григория Великого (590—604), а на Востоке — Трулльским собором (692), но утвердился де факто только к XII веку (в папство Григория VII).

В Католической Церкви

Обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство. Священникам запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключённом браке. Недействительными объявляются также попытки заключения брака, предпринятые после посвящения в сан, начиная с диаконского.

Безбрачию духовенства посвящен отдельный пункт (п. 16) декрета Второго Ватиканского Собора о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis».

Совершенное и постоянное воздержание ради Царства Небесного, предлагаемое Христом Господом, на протяжении веков и даже в наши дни добровольно принимаемое и похвально соблюдаемое немалым числом верных Христу, Церковь всегда считала особенно важным для священнической жизни. Оно является знамением пастырской любви и в то же время побуждением к ней, особым источником духовной плодотворности в мире. Конечно, оно не требуется самой природой священства, как это видно из практики древней Церкви и традиции Восточных Церквей, где, кроме тех, кто по дару благодати вместе со всеми Епископами решает соблюдать безбрачие, есть также весьма достойные женатые Пресвитеры. Поэтому, когда Святейший Собор предлагает безбрачие для духовенства, он никоим образом не намеревается менять иную дисциплину, которая законным образом действует в Восточных Церквах. С любовью призывает он всех, кто принял священство, уже состоя в браке, оставаться в своём святом призвании, продолжая со щедрой полнотой посвящать свою жизнь вверенному им стаду.

Однако безбрачие приличествует священству по многим соображениям. Ведь миссия священника целиком посвящена служению новому человечеству, которое Христос, Победитель смерти, пробуждает в этом мире Своим Духом и которое имеет свой источник «ни от крови, ни от хотения плоти, и ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин 1, 13). Соблюдая девственность или безбрачие ради Царства Небесного, Пресвитеры посвящают себя Христу в новом и возвышенном качестве, легче с нераздельным сердцем следуют Ему, свободнее посвящают себя в Нём и через Него на служение Богу и людям, успешнее служат Его Царству и делу благодатного нового рождения и таким образом оказываются способнее к принятию более широкого отцовства во Христе. Этим они свидетельствуют перед людьми, что хотят безраздельно посвятить себя порученному им служению, то есть обручать верных Единому Мужу и представить их Христу чистой девой, напоминая о таинственном брачном союзе, который основан Богом и в грядущие сроки явится во всей полноте — о том союзе, в силу которого Церковь имеет Единого Жениха: Христа. Наконец, они становятся живым знамением грядущего мира, уже присутствующего через веру и любовь, в котором чада воскресения не будут ни жениться, ни выходить замуж.

Этими соображениями, основанными на тайне Христа и Его посланничества, безбрачие, которое прежде лишь рекомендовалось священникам, было впоследствии в Латинской Церкви предписано законом всем, кого возводят в священный сан. Сей Святейший Собор вновь одобряет и подтверждает это законодательство в отношении предназначаемых к Пресвитерату. Уповая на Дух, он верит, что дар безбрачия, столь подобающий священству Нового Завета, щедро даруется Отцом, если те, кто участвует в священстве Христа через таинство рукоположения, а также вся Церковь в целом, будут смиренно и настойчиво просить об этом. Священный Собор призывает также всех Пресвитеров, которые свободно и добровольно, уповая на благодать Божию, приняли святое безбрачие по примеру Христа, к тому, чтобы, всей душой и всем сердцем держась этого состояния и верно в нём пребывая, они признавали его преславным даром, который был дан им Отцом и так явно превозносится Господом, а также памятовать о великих тайнах, знаменуемых и осуществляемых в нём. И чем более в современном мире совершенное воздержание считается многим людьми невозможным, тем с бо́льшим смирением и постоянством Пресвитеры вместе с Церковью будут испрашивать благодать верности, в которой никогда не отказывается просящим о ней, употребляя одновременно сверхъестественные и естественные средства, имеющиеся в распоряжении у всех. Они должны прежде всего следовать тем аскетическим правилам, которые утверждены опытом Церкви и не менее необходимы в современном мире. Итак, сей Святейший Собор призывает не только священников, но и всех верных дорожить этим драгоценным даром безбрачия священников и просить Бога, чтобы Он всегда изобильно наделял этим даром Свою Церковь.

В латинском обряде Римско-Католической Церкви целибат распространяется на епископов и священников, а также большинство диаконов. В малые чины (ordines minores) теоретически могли посвящаться женатые мужчины, или же клирики, посвященные в них, могли жениться, но поскольку на протяжении многих веков эти степени церковнослужения рассматривались лишь как ступени к священству, на практике этого не происходило. Обещание жить в целибате клирики приносили при посвящении в сан субдиакона.

Папа Павел VI упразднил малые чины (они сохранились только у традиционалистов), заменив их служениями аколита и чтеца, не связанными со статусом клирика. Он также вновь ввёл исчезнувший в Средневековье институт постоянных диаконов (т. е. диаконов, не собирающихся становиться священниками), в числе которых могут быть женатые мужчины старше 25 лет (во многих странах этот возраст увеличен местным церковным законодательством).

В виде исключения в Католической Церкви рукополагаются в священный сан женатые мужчины, обратившиеся из англиканства и других ветвей протестантизма, где они выполняли роль клириков, пасторов и т. п. (Католическая Церковь не признаёт действительности их священства, однако они могут принять рукоположение).

Обязательность целибата в настоящий момент — предмет активных дискуссий. В США и в Западной Европе некоторые католики склоняются к одобрению отмены обязательного целибата для «белого» (немонашествующего) духовенства латинского обряда. Папа Иоанн Павел II решительно высказывался против проведения реформы.

В протестантизме

Англикане и практически все протестанты отдают предпочтение женатым священникам.

На христианском Востоке

В православии, как и в восточно-католических церквях, брак допускается, если его заключение предшествует посвящению в дьяконский и священнический сан. Но всё же кандидатов в епископы избирают исключительно из числа монашествующих или безбрачных священников.

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степеней : епископ ы, иереи и диакон ы. Е пископ является главой епархии , которая состо и т из нескольких приходов — храмов . Х рамы , в свою очередь , возглавляют священник и. Д иакон ы помогают вышестоящим священнослужителям проводить службу .

Х иротония в любую из трех степеней происходит в алтаре, за богослужением , но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинств о .

Диакон

Д иакон это первый, низший чин среди священнослужителей, в пе реводе с греческого «служитель». Он не может совершать Таинства , е го основная задача помогать священник у во время богослужения : читать Евангелие, призывать прихожан молит ься и др. , но он не имеет право совершать церковную службу без священник а.

П е ред Таинств о м будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника. Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершаться на любой литурги и вслед за освящени ем Святых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол , он стоит на солее перед образом Христа . Ко входу в алтарь его ведут ипо диакон ы, а в алтарь — диакон ы.

Читать еще:  Из главного храма Приморья похищены религиозные предметы

С тавленник становится на одно колено , и епископ благословляет рукополагаемого три раза , возложив на него руку и прочитав особую ( тайносовершительную ) молитву , призывая на избранного благодать Святого Духа. После чтения ещё дв ух тайны х молитв на новопоставленного надевается диакон ское облачение. Д иакон целованием рук и и плеч а архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположения у диакон а появляется возможность помогать священнику совершать Таинства .

Иерей

Вторая степень священства — иерей ( священник или пресвитер) . В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

С вященник рукополагается после окончания Херувимской песни, перед главной част ью литургии , и потом хиротонисаемый иерей продолжает вместе с другими священник ами вести литургию . В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакон а, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати и сугубой ответственности.

Арх иерей , п осле чтения особых молитв , вручает хиротонисанному облачение нового сана : епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу . Н оворукоположенный священник цел ует полученн ые атрибуты и рук у архиерея в знак благодарности, затем первым из священник ов приступает к Причастию .

Он же произносит заамвонную молитву , тем самым показывая прихожанам начало свое го служения на новой степени священства. П осле рукоположения новопосвященный совершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи дар ов Святого Духа : премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

В ысш ей степень ю священства является епископ – «блюститель», «надзиратель» . Х иротония в епископ а начина е тся с обряда наречения , на котором присутствует Патриарх и архиереи. З а один или несколько дней до хиротонии нарекаемому за чит ыва ет ся указ о его избрании. Тот отвечает : «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю». После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и других епископ ов. В завершении чин а наречения поется « Многая лета» .

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священник а и диакон а, епископ ская хиротония начинается после « Трисвятой песни», прежде чтени я Апостола . Во время Таинства поются тропари Венчания. А рх иерей мо лится о ниспослании Святого Духа на хиротонисаемого . Е пископ облачается в т о же одеяние , что и священник , но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

В былые времена п осле каждой хиротонии присутствующие прихожане возглаша ю т « аксиос » («достоин»), выража я тем самым одобрение посвящ а емому. Сейчас от лица народа поет хор.

Синоды католических мирян призвали ввести женское священство и отменить целибат

Отец Николай Гурьянов в оккупации, принимает сан диакона 8 февраля 1942 года в Христорождественском соборе г. Риги, а через неделю — 15 февраля, на праздник Сретения, — он был рукоположен во пресвитера в том же соборе экзархом Прибалтики митрополитом Сергием (Воскресенским). По принятии сана священника отец Николай был отправлен для служения в Свято-Троицкий Рижский женский монастырь, где прослужил до 28 апреля 1942 года. После этого он был переведен в г. Вильнюс и определен уставщиком при Свято-Духовском мужском монастыре.
В обители батюшка принимает постриг в рясофор без перемены имени и готовится к постригу в мантию.
http://o-nikolaigurianov254.blogspot.com/
В мантию, так пострижен и не был.

Старец Архимандрит Модест (Потапов)
22 апреля 1976 года архиепископ Иоасаф рукоположил Михаила в сан диакона. А 28 августа, на Успение Божией Матери, – в иереи: «Прими, чадо, сие рукоположение, как от рук самой Царицы Небесной…»
И наконец:
В 1985 году, в очередной приезд батюшки в Тбилиси, старцы решили, что пора уже постригать Михаила в монахи. Постригал сам схимитрополит Серафим, а восприемником был отец Виталий. Постриг в монашество – это обетование Богу ангельской жизни, духовного совершенства. Монах по призванию – земной ангел и небесный человек. Поэтому и благословили старцы новопостриженного инока на один из самых трудных подвигов, который возлагается только на тех, кто достиг совершенства в монашеской жизни – производить отчитки над бесноватыми. Поэтому и митрополит Ростовский Владимир менее чем через год после пострига возвёл иеромонаха (получившего имя Модест) в сан игумена – как признание того, что он и других может вести по монашескому пути.
http://www.russdom.ru/oldsayte/2005/200503i/20050319.html
http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/3/art.aspx?art_id=1111
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_5728/

Обязательно.
[В] Обязательным мы можем назвать то, что установлено Господом и Его Церковью.
Остальное — традиции конкретного времени, конкретной поместной Церкви.

Для кандидата в священство, не имеющего стремления к состоянию превосходнейшему — к девству.

[В] Девство не синонимично иночеству.

+++
Кстати, давайте посмотрим на каноны. Есть ли прямые запреты целибата?
+++

Сходу не скажу, но думаю, что нет. И слова-то такого в святых Канонах нет, а вот девство, почитаемое и ублажаемое — есть.

[В] Так не будем кого-либо обвинять в нарушении того, что не является общеобязательным.

До революции первый(!) «целибат»
[В] В Русской Церкви.

(правда, не Христа ради, а ради ученых штудий).
[В] Слишком суровое и несправедливое суждение. Думаю, не надо бы такого допускать. И ученые штудии могут быть ради Христа.

И после него это были случаи считаные, каждый раз персональное исключение делалось Синодом.

[В] Значит это все же допустимо?

А после революции, во время гонений — время особое. Но и тогда я что-то не могу припомнить столь повального увлечения «целибатом» и прочими продвинутостями, как в наше разухабистое время.

[В] Да не при чем здесь особая разухабистость. Да, жениться предпочтительнее. Но становиться целибатом лучше, чем жениться на ком угодно только ради сана.

+У меня такое ощущение, что получают только мантийные. +
. Допускаю возможность такой практики, но абсолютно не понимаю ее целесообразности.

+существет ли необходимость постригаться в мантию для тех, кто хочет нормально пройти весь цикл?+
Канонической необходимости нет. Повторюсь, кажется всюду за чертой влияния Русской Церкви (в Греции точно) Архиереи принимали только постриг в рясофор. IMHO, это оправданно.

Но тогда возникает вопрос — одинаков ли порядок получения игуменских и архимандричьих званий рясофорными и мантийными монахами? У меня такое ощущение, что получают только мантийные. А ведь архиереем вряд ли можно стать простому иеромонаху. Понятно, что при желании архимадритом из простого монаха можно стать и за полдня, но в принципе — не существет ли необходимость постригаться в мантию для тех, кто хочет нормально пройти весь цикл?

+У римокатоликов давно возобладали. ++
:-))) Андрей, мы с Вами явно не пересекались в ватиканских и, особенно, второватиканских темах. -)) Жаль, тогда бы Вам и в голову не пришло подзревать меня в поддержке римо-католических взглядов. В т.ч. и на целибат. :-))))

Нет, не верно, не стоит соглашаться с клеветой на древнюю Церковь. У римокатоликов давно возобладали мирские цели безбрачия (безбрачие как средство господства организационной структуры «церкви», повязанной круговой порукой преданности начальству, над верующим народом). А понятие о девстве и многовековая аскетическая дисциплина клириков окончательно уничтожены второватиканскими реформами.

22 октября 2020 в 15:11 — Андрей Бузик
10 октября по старому стилю / 23 октября по новому стилю пятница Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Мчч. Евлампия и Евлампии (303–311). Свт. . читать далее »

21 октября 2020 в 15:39 — Андрей Бузик
заповедник «Кузнецкий Алатау» Хотите отправиться в глухую тайгу и научиться выживать в диких условиях? Тогда добро пожаловать в заповедник «Кузнецкий Алатау», расположенный на территории Кемеровской . читать далее »

20 октября 2020 в 21:57 — Андрей Рыбак
Сергий Алиев В Конжаковской пропаже Сергия Алиева виноват — коронавирус! 19 октября Сергий Алиев дал полное интервью «Дайли шторм», где неожиданно сообщил, что его пропажа на горе Конжак ответ . читать далее »

19 октября 2020 в 15:43 — Андрей Бузик
Красная рябина На Руси рябина почиталось за то, что способно стойко переносить осеннюю непогоду и зимние морозы, а значит и передавать свою выносливость людям. Осенью женщины собирали зрелые ягоды, . читать далее »

18 октября 2020 в 19:54 — Андрей Рыбак
Преподобный Феодор Студит «Разжженные стрелы демонские одни за другими падают на дом души нашей, но роса Духа, погашая их, направляет на нас воду, текущую в живот вечный». Преподобный Феодор Студит читать далее »

17 октября 2020 в 10:50 — Андрей Рыбак
Сергий Алиев провел в горах две ночи 18.10.2020 Сергий нашелся Сергий Алиев Братия и сестры Только что позвонила супруга Сергия Алиева, Елена. Вчера около 16 часов Сергий Алиев потерял из виду . читать далее »

16 октября 2020 в 13:38 — Вацлав
Остробрамская икона и Оранта из мрамора Для тех, кто предпочитает текст, вместо видео, ниже прилагаю текстовую версию. Не смотря на существенную разницу . читать далее »

14 октября 2020 в 16:14 — Андрей Бузик
Морской медведь: адмирал Ушаков и его победы. 24 февраля 1745 года вдали от морей и океанов, в русской глубинке, родился Федор Федорович Ушаков — непобедимый адмирал, заложивший победные традиции . читать далее »

Читать еще:  Высшая школа финансов и менеджмента

13 октября 2020 в 15:30 — Андрей Бузик
В гостях у Дуняши. Выпуск от 13 октября. Покров Пресвятой Богородицы Дуняша рассказывает ребятам про праздник Покрова Пресвятой Богородицы. читать далее »

13 октября 2020 в 14:44 — Андрей Рыбак
Сергий Алиев на могиле старца Иосифа Исихаста Сергий Алиев: Правда о зависимости от виртуального мира читать далее »

Альпинизм

В Севастополе продолжается Чемпионат России по альпинизму, класс-скальный. Во второй день совершали восхождения женские двойки. На старт вышли семь команд из трех российских регионов. По итогам . читать далее »

Скалолазание

14 октября в Воронеже завершился чемпионат России по скалолазанию. Спортсмены разыграли шесть комплектов наград в трех дисциплинах скорость, трудность и боулдеринг. Следующим крупным стартом для них . читать далее »

22 октября 2020 в 10:23 — Андрей Рыбак
+ протоиерей Дмитрий Смирнов Слабеющим голосом он сказал очень важные слова. До слёз. Одно из последних выступлений протоиерея Димитрия Смирнова. читать далее »

21 октября 2020 в 12:33 — Владимир Лучит
*** На поверку, не найдётся ничего ещё такого среди всех известных язв существования, что могло бы по зловонию и мерзости сравниться с разложением сознания. *** Какой бы враг ни угрожал, какие б . читать далее »

20 октября 2020 в 16:19 — Андрей Бузик
Преподобная Пелагия Антиохийская, Елеонская. Современная икона. Подарена о. Иоакиму иконописцами Донецкой епархии В пещере преподобной Пелагии Греческий архимандрит Иоаким (Cтрогилу) надел свою . читать далее »

19 октября 2020 в 09:26 — Андрей Рыбак
иеромонах Симон (Безкровный) или Симеон Афонский Аудиокнига: Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы. Иеромонах Симон (Безкровный). читать далее »

18 октября 2020 в 15:35 — Андрей Бузик
Пьяные матросы вышли в царский сад и увидели перед собой царского сына; злорадно оскалившись, они заорали: — «Ну что, Царь несостоявшийся?! Эх, заживём теперь без вас!» — и засмеялись, так им хотелось . читать далее »

16 октября 2020 в 15:56 — Андрей Бузик
Музыка на Валааме. Исполняет Монах Авель. Лунная соната Л. Бетховена в исполнении Монаха Авеля. Слушая эту музыку, задумываешься о вечном, о высших смыслах жизни, она оставляет след в душе, но каждый . читать далее »

16 октября 2020 в 08:56 — Андрей Рыбак
Окно пещеры невидимых старцев Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Праздником Сщмч. Дионисия Ареопагита Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, . читать далее »

14 октября 2020 в 12:20 — Леночка Борисовна
В 2020-м году исполняется 1159-летие начала миссионерской деятельности святых Кирилла и Мефодия в Крыму и в так называемых «землях Хазарии», начавшейся в 861-м году, то есть за два года до их . читать далее »

13 октября 2020 в 15:10 — Андрей Бузик
Покров Пресвятой БогородицыВо имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный. Духовное покровительство, ходатай­ство и заступление перед Богом, которое мы . читать далее »

13 октября 2020 в 08:24 — Леночка Борисовна
/проект Люка Бессона и Яна Артюс-Бертрана/ две фотографии из космоса Фильм запрещен к показу в 36-ти странах мира — В состав планеты входит много воды +++ +++ +++ читать далее »

Скалолазание

Семнадцатилетняя Дарья Мезенцева (Новосибирская область) преподнесла российскому скалолазному сообществу сюрприз на минувшем Чемпионате России в Воронеже. В лазании на трудность она взяла серебряную . читать далее »

Рафтинг

Спортивная сборная команда страны по рафтингу с 12 по 21 октября плодотворно поработала на реке Белая. Итоги: спортсменами и тренерами было продумано и реализовано много тактик в отношении спортивной . читать далее »

22 октября 2020 в 10:08 — Андрей Рыбак
Федор Конюхов Вирус закрыл границы не только для туристов, но и для известных путешественников. Фёдор Конюхов, за судьбой и проектами которого наблюдают тысячи человек, внезапно пропал из . читать далее »

20 октября 2020 в 22:03 — Андрей Рыбак
схиигумен Сергий Романов Схиигумен Сергий Романов о покаянии читать далее »

19 октября 2020 в 15:53 — Андрей Бузик
Семь Братьев в золотую осень Всё-таки золотая осень – самое красивое время года. В очередной раз в этом убедились! В этом видео любуемся завораживающими осенними красотами скал Семь Братьев и Три . читать далее »

18 октября 2020 в 19:58 — Андрей Рыбак
благодать Божия Были два брата в киновии, – и КАЖДЫЙ из них УДОСТОИЛСЯ ВИДЕТЬ БЛАГОДАТЬ Божию на брате своем. Однажды случилось, что один из них в пяток вышел из киновии, и увидел кого-то, едящего . читать далее »

17 октября 2020 в 15:47 — Андрей Бузик
Святитель Николай Сербский. «Миссионерские письма». Рабочий и профессор, монах и журналист, солдат и пенсионерка — количество адресатов владыки Николая Сербского поражает — как и охват тем: от смысла . читать далее »

16 октября 2020 в 15:32 — Андрей Бузик
Рисунки семьи государя Николая Второго В cемье последнего русского Императора Николая II любили искусство. Царские дети рисовали акварелью и масляными красками. Учил их живописи архитектор Н. П. . читать далее »

15 октября 2020 в 17:17 — Андрей Рыбак
Протодиакон Андрей Кураев Диакон Андрей Кураев. Ситуация заказа схиигумена Сергия Романова слишком очевидна. читать далее »

14 октября 2020 в 09:21 — Андрей Рыбак
Идя на Гору, мы жертвуем своим комфортом ради достижения Вершины Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Праздником Покрова Богородицы! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, . читать далее »

13 октября 2020 в 15:07 — В. Чалкин
31 июля 2020 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон №258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере инноваций РФ», который вступает в силу с 28 января 2021 года. Этим . читать далее »

12 октября 2020 в 17:20 — Андрей Рыбак
Сергей Рыжиков (Роскосмос), Сергей Кудь-Сверчков (Роскосмос) и Кэтлин Рубинс (NASA). Запуск и полет корабля «Союз МС-17» В соответствии с программой полета Международной космической станции на 14 . читать далее »

Альпинизм

Французские альпинисты Саймон Уэлфрингер и Пьеррик Файн новым маршрутом поднялись на вершину Сани Пакуш высотой в 6951 метр в Пакистане. Это второе успешное восхождение на эту вершину и первое с . читать далее »

Альпинизм

Первые иностранные альпинистские экспедиции в Непале: в планах восхождение на Ама-Даблам и Химлунг Химал. Противоречивая, запутанная и ограниченная информация — вот то, с чем придется столкнуться . читать далее »

Основные отличия католиков, православных, протестантов (часть 2)

Кратко и понятно о разнице между православием, католицизмом, протестантизмом и древневосточным христианством (часть 2).

1. Таинства

Католицизм: существует 7 таинств ( крещение, миропомазание, елеосвящение, евхаристия, венчание, покаяние, священство ), которые оформлены в догмат на Втором Лионском соборе. Однако в Польской католической церкви таинство крещения и миропомазания являются одним таинством, но вводится новое таинство — слушание и чтение Евангелия.

Православие: таинства не закреплены догматом, но к 17 веку закрепляется представление о семи обязательных таинствах, как у католиков.

Протестанты: изначально многие направления протестантизма обязательными считали только два таинства: крещение и евхаристия. Но появились другие конфессии, которые утверждали дополнительные таинства. Например, Церковь истинного Христа признает омовение ног еще одним таинством, Адвентисты седьмого дня вообще отказались от таинств.

Древневосточные церкви: в Ассирийской церкви Востока вместо елеосвящения и венчания признаются таинствами святая закваска и крестное знамение. В Армянской церкви 6 таинств, нет елеосвящения.

2. Крещение

Католицизм: крещение совершается путем троекратного окропления или поливания водой. Младенцев можно крестить только в случае полной уверенности, что они будут воспитываться в католической вере.

Православие: крещение совершается троекратным погружением в воду в любом возрасте. Крещение сопровождается таинством миропомазания (благословение и дарование Святого Духа).

Протестанты: разные типы крещения, чаще обливание. Крещение детей запрещено в баптизме, анабаптизме, адвентизме, и в некоторых пятидесятнических направлениях.

Древневосточные церкви: также как в православии.

3. Евхаристия

Католицизм: с семилетнего возраста, только если человек крещен. Обычно миряне причащаются хлебом, а священники — хлебом и вином. Это имеет равнозначный эффект. Хлеб и вино пресуществляются в реальные тело и кровь Иисуса.

Православие: в любом возрасте, только крещенные. До евхаристии необходимо исповедаться. Вкушается хлеб и вино, в которых невидимым образом находится тело и кровь Иисуса.

Протестанты: во всех по-разному, где-то как в католицизме (лютеране, но там нет догмата о пресуществлении хлеба и вина), где-то чисто как символ (адвентисты).

Древневосточные: также, как и в православии. В Армянской церкви священники погружают хлеб в вино, и раздают его всем.

4. Священство

Католицизм: три ступени священства: диакон, пресвитер, епископ. Во все три ступени священства может рукополагать только епископ. Делится на белое (епархиальное) и черное (монашествующее) священство. Все соблюдают целибат (безбрачие). Среди епископов выделяются кардиналы, которые составляют папский совет. Папа Римский выше всех и самый главный.

Православие: также три ступени: диакон, пресвитер (иерей,или священник), епископ. Белое духовенство может иметь жен, черное монашествующее не имеет права жениться. Самый главный епископ — патриарх.

Протестанты: принцип всеобщего священства. Священство не является таинством. Есть старейшины (пресвитеры), и проповедники (пасторы).

Древневосточные: в Армянской церкви пять ступеней священства: дпир (низшая ступень, ассистенты), дикон (служит в таинствах), пресвитер (служит во всех таинствах кроме рукоположения), епископ, католикос (самый главный).

Понятие целибата

Обет безбрачия у мужчин характерен для священнослужителей католической церкви. В православии имеют право заводить семью дьяконы и иереи. Епископам запрещено иметь жену. При этом высший сан полагается монахам. Если же безбрачие не связано с монашеством, то для рукоположения в епископы надо:

  • иметь высшее образование;
  • пройти стажировку в монастыре или крупном приходе в течение 2 лет;
  • получить рекомендации от духовника, ректора духовного образовательного учреждения, священника прихода, где проходил стажировку.
Читать еще:  Раввины РФ обсудят на съезде в Петербурге развитие еврейских интернет-ресурсов

Строгость испытаний для тех, кто живет мирской жизнью и не женится, связана с искушениями, окружающими кандидата.

«Вернись под учение Церкви»

История проповедника из Болгара протоиерея Владимира Головина получила широкую огласку в начале осени прошлого года, когда он по решению Чистопольской епархии был отправлен «под запрет». Делом Головина занимались на самом высоком уровне — московские богословы. Именно в патриархию последние несколько лет шли жалобы прихожан на Головина.

Что же вменялась священнику? Во-первых, недостаточность богословских знаний. В его проповедях было много, мягко говоря, «вольностей». Во-вторых, так называемая «соборная молитва по соглашению с Болгаром», когда паства отца Владимира начинает молиться в разных местах в одно и то же время. Как полагает комиссия при патриархии, которая занималась делом Головина, это вело к изоляции от других членов церкви. У «соборной молитвы» было большое количество приверженцев, что уже начинало напоминать секту.

Кроме этого, в своем храме отец Владимир ввел неканонический чин некоего «духовного лечения», он возлагал руки на людей, одетых в специальные одежды с разрезами, а его помощники мазали их специальным церковным маслом через эти разрезы.

Протоиерей Владимир Головин в начале осени был отправлен под запрет. Фото vladimir-golovin.ru

Люди, которые обращались с жалобами в патриархию, писали о том, что их близкие встают по ночам, чтобы совершить «соборную молитву», переводят солидные суммы денег. Известный борец с сектами Александр Дворкин даже высказал предположение, что через приход в Болгаре проходят огромные суммы денег, такие, что «пресловутый бог Кузя отдыхает».

Неучтенные денежные потоки шли в Болгар через Головина и членов его семьи, то есть была создана большая сетевая структура с сайтами в интернете, цель которой была одна — привлечение людей в ряды паствы отца Владимира.

В результате протоиерей Владимир Головин в начале осени был отправлен под запрет. Эта церковное наказание, и достаточно суровое, потому что священник, находящийся «под запретом», не может совершать богослужения. Временное отстранение от богослужений необходимо для того, чтобы наказанный понял серьезность ситуации, свои ошибки и покаялся. В церкви запрет называют своего рода «лечебницей» для заблудших.

Головин, к сожалению, голосу братьев по вере не внял. Буквально через несколько дней после запрета он записал длинное, более чем часовое, видеообращение, где оправдывал свои действия и высказывал вздорные, не содержащие правды претензии в адрес митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Например, было высказано утверждение, что владыка Феофан собирается «уничтожить православие в Болгаре» и создать там «заповедник ислама».

Во время онлайн-конференции владыка Феофан пояснил читателям «Реального времени», как будет на это реагировать: «Совершенно не собираюсь отвечать. Все это на совести Головина, мое дело — свидетельствовать о правде Божьей. И когда Головин, протоиерей, священник, опускается так низко, до желтого пиара, просто обидно за него… Что бы я пожелал Головину? Вразумления… Никто не собирается тебя казнить, сам себя человек наказывает. Вернись не под чью-то волю, а под учение Церкви. И все будет нормально. И неплохо было бы покаяться».

Владыка Феофан: «Все это на совести Головина, мое дело — свидетельствовать о правде Божьей». Фото Дмитрия Резнова

Обет безбрачия для НЕ священнослужителей

Некоторые люди дают обет безбрачия, хотя и не являются служителями Церкви. Зачастую они это делают по религиозным причинам («хочу посвятить жизнь богу»). Но есть и другие случаи. Например, известный эрудит Анатолий Вассерман дал обет безбрачия добровольно, в возрасте 17 лет, хотя является убежденным атеистом. Сделал он это «по глупости» и «чтобы не мешать изучению науки». Также невольный обет безбрачия соблюдают асексуалы — люди с редким психическим расстройством, которые не испытывают сексуального влечения.

Но обет Вассермана можно назвать скорее обетом целомудрия, поскольку целибат предполагает полное воздержание не только от секса, но и от мастурбации, которая в религии считается аутосексом (с самим собой). А он, согласно заявлением в интервью, держит огромную коллекцию п0рн0.

Женский обет безбрачия встречается очень редко. Чаще встречается женский обет целомудрия, который часто дают себе не только фанатички религии, но и убежденные феминистки.

В Албании одно время была распространена (да и сейчас встречается) «клятва безбрачия». Девушка, которая дала эту клятву, обязывается быть «клятвенной девственницей» до конца жизни, носить мужскую одежду и вести себя как мужчина. Данный обряд связан не сколько с религией, столько с «отсутствием мужчины в доме». «Раз мужиков вокруг нет, я сама стану мужиком» — рассуждает женщина. И в некотором смысле она права.

Само понятие «иерархия» в церкви имеет два значения:

  1. Небесная. Иерархическая лестница небесных сил, ангельского чина.
  2. Церковная. Священномучеником Дионисием Ареопагитом она была названа продолжением небесной. Священники, относящиеся к ней, имеют разделение на три степени и через богослужение передают благодать Господа чадам церкви.

Иерархия в православной церкви

Иерархия имеет степени, но в широком смысле этого слова она может также считаться клиром. Каждая ступень включает определенный духовный сан, имеющий свои особенности. Более наглядно иерархия изображена в таблице ниже, в которой звания расположены по возрастанию, третья степень – высшая:

Белое духовенство (женатые или в целибате)

Черное духовенство (монашествующие)

III Епископат (архиерейство)

II Пресвитерство (иерейство)

Возведение человека на иерархическую ступень совершается через Таинство Священства.

Внутри степени чины разделяются по послушаниям, административными полномочиями, наличию заслуг или периоду служения.

Причт церковный

Понятие произошло от славянского слова «состав», глагола «причитать», т. е. причислять. Оно имеет два значения:

  1. Узкий смысл слова подразумевает собрание всех церковнослужителей низшего звена, которые не входят в три ступени иерархии священства.
  2. Широкий смысл обозначает собрание всех частей церкви: и священников, и причетников, которые вместе являются штатом храма.

  • псаломщиков;
  • пономарей;
  • свещеносцев;
  • певцов.

Возведение на иерархическую ступень совершается через Таинство священства

До революции 1917 года в России причт был определен штатом, утверждался правящим архиереем и консисторией, имел зависимость от прихода:

  1. Приход до 700 человек мужского пола. Причт состоял из священника и псаломщика.
  2. На приходе более 700 душ:– священник, дьякон, псаломщик.
  3. Большие приходы в крупных городах с большим числом прихожан: несколько священников, дьяконов и причетников.

Чтобы составить новый причт или внести изменения в имеющийся штат, архиерей должен был получить разрешение синода.

С греческого это слово переводится как «жребий». Это говорит о том, что клирики занимают свои должности не просто так, а будучи выбранными, как в свое время святые апостолы выбрали по жребию Матфея.

Во времена Ветхого Завета клириками были первосвященники, священники и левиты. При этом имело большое значение происхождение человека. Так, первосвященниками могли быть только потомки Аарона. В Новом Завете критерий происхождения и национальности упразднен. В клир входят священнослужители, имеющие сан и церковнослужители – причетники.

Чины православной церкви

Первая ступень иерархии священнослужителей

Низшую ступень иерархии духовенства представляет дьяконат. Сюда могут входить представители и белого, и черного духовенства. В зависимости от этого меняется название сана. Обязанности дьякона: чтение Святого Писания, возглашение ектений, каждение.

По уставу, дьяконы являются помощниками священников. Они не имеют права самостоятельно совершать богослужения. Более того, они не могут без благословения облачаться в свое богослужебное одеяние. Это исключительно вспомогательная должность. Любые службы могут проходить без дьяконов. Это широко распространено в деревнях, где приходы малочисленные, равно как и клир.

Вторая ступень иерархии священнослужителей

Сюда относятся священники, иереи белого или черного духовенства. После их рукоположения и получение Божественной Благодати они имеют право служить Божественную литургию и совершать таинства и любые богослужения. Иереи не имеют права совершать Таинство Священства, т. е. рукополагать в священники, освящать миро и антиминсы. Это могут делать только епископы – представители третьей степени иерархии.

Если наличие дьякона на приходе не обязательно, то без иерея невозможно совершать никакие богослужения и таинства. Во время репрессий, когда церковь подвергалась гонениям, а священников, епископов, монашествующих ссылали в лагеря или расстреливали, советские безбожные власти называли их «церковниками». Уцелевшие храмы долгое время пустовали. Даже если миряне собирались на молитву, это не могло заменить литургию, которую имел право служить только иерей.

Третья ступень иерархии священнослужителей

Епископат включает в себя всех представителей третьей степени иерархии. Они имеют высшую степень благодати и могут совершать абсолютно все таинства, в том числе и рукоположение. Деление епископов проводится по административному старшинству, но по степени священства они все равны. Поэтому невозможно, чтобы архиепископ брал благословение у митрополита или патриарха.

Епископат состоит только из монашествующих, не имеющих попечения о собственных семьях. Особенность деления состоит в следующем:

  • епископы или архиепископы управляют епархией, куда по административному территориальному делению входит несколько районов области;
  • митрополитов ставят в управление митрополией – крупным городом;
  • патриарх является предстоятелем всей автокефальной церкви.

Патриарх – первый среди равных, он не имеет особой, высшей благодати и сам является епископом. Патриарх не является главой церкви. Одна из отличительных черт католической организации заключается в наделении Папы непогрешимостью и главенства над всем католическим миром.

В католицизме папа считается наместником Бога на земле, что является ересью. В православии глава церкви – Христос.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector