1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Скончался выдающийся русский филолог и библеист Сергей Аверинцев

Содержание

Скончался выдающийся русский филолог и библеист Сергей Аверинцев

Сергей Аверинцев родился 10 декабря 1937 в Москве в профессорской семье.
В 1961 окончил классическое отделение филологического факультета МГУ; в 1967 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра».

Совмещая пристальный интерес к тексту с универсальной эрудицией и литературно-критической аналитичностью, исследовал различные пласты европейской, в том числе христианской, культуры – от античности до современности, сделав ряд оригинальных историко-литературных и теоретических открытий (статьи «Филология» в Краткой литературной энциклопедии, 1978; «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и многие другие в Философской энциклопедии, 1967, 1970; «Архетипы», «Христианство» и др. в энциклопедии «Мифы народов мира», 1987–1988; монография «Поэтика ранневизантийской литературы», 1977, защищена в качестве докторской диссертации; многочисленные статьи, посвященные греческой и ближневосточной словесности и эстетике); переводы древних (в том числе византийских, латинских и сирийских) и современных авторов (в основном с немецкого языка – Гельдерлин, Гессе, Тракль), статьи в энциклопедиях и научных изданиях об Шпенглере, Маритене, Юнге и Хейзинге, главы в коллективных трудах «История Византии», «История всемирной литературы» и др., концептуальные статьи-обзоры «На перекрестке литературных традиций», 1973; «Судьбы европейской традиции в эпоху перехода от античности к средневековью», 1976; и др.
Автор многочисленных статей о русской поэзии – Вячеславе Иванове, Мандельштаме, Пушкине (в сопоставлении с Гете), в которых, наряду с развитием принципов формального анализа «опоязовцев», отчетлива тенденция к определению постулата личной ответственности художника и мыслителя в рамках «объективной» культуры эпохи.

С 1987 Аверинцев – член-корреспондент АН СССР (с 1991 – РАН); лауреат Государственных премий СССР (1990) и России (1996). В 1989–1991 депутат Верховного Совета СССР. В острой полемике «неославянофилов» и «неозападников» отвергал крайности обеих позиций, выдвигая, в своеобразном наследовании учению Августина Блаженного, тезис о будущем христианстве как нравственном сопротивлении меньшинства. Профессор Московского и Венского университетов, почетный доктор Европейского гуманитарного университета, главный редактор журнала «Православная община», член попечительского совета Свято-Филаретовского института.

С 1980-х годов писал духовные стихи, ориентирующиеся на европейский фольклор и поэзию: «Подражание Клоделю» и др.

По материалам сайта Кругосвет.Ру

Дословно

Сергей Аверинцев

Я не отношусь к своей персоне столь торжественно. Пока, дай Бог, чтобы моих сил хватило на каждодневные дела и какое-то участие в продолжении, выживании культурной традиции. Это, наверное, все-таки тоже общественное служение — по мере моих сил, слабых сил. И должен сказать, что чрезвычайно живо ощущаю: мы сейчас переживаем время, когда всякий, кто не сделался хотя бы на доли миллиметра умнее, чем был вчера, делается бесконечно глупее, чем был вчера. Я с испугом ощущаю эту возможность для себя. Я делаю усилие для того, чтобы этого со мной не случилось. Но, кажется, безразличия к тому, что происходит, я не проявляю и теперь.

Известия, 09.12.02

Сергей Аверинцев

(О преодолении тоталитарного прошлого)

«Преодоление» тоталитаристского прошлого — это задача, которая теоретически стоит перед всеми народами с подобным опытом, хотя на практике, как мы видим, принимается к сведению далеко не всеми.

Один из уроков, который мы извлекаем из анализа тоталитарных безумств, состоит в том, что безумством становится всякая система рассуждений, когда она становится некритичной по отношению к себе. Для любого вида критицизма дело чести — трезвый взгляд на себя. Необходимо отметить, что сам по себе императив «преодоления» своего прошлого, то есть систематической критики поведения не тех или иных предводителей нации, но нации в целом, и притом в ее собственном самосознании, является вполне новым явлением, для которого нет аналогий во всей человеческой истории.

10 декабря 2016 года // В этот день, 10 декабря 1937 года, родился выдающийся русский ученый, филолог, культуролог, философ, библеист и поэт, Сергей Сергеевич Аверинцев

В этот день, 10 декабря 1937 года, родился выдающийся русский ученый, филолог, культуролог, философ, библеист и поэт, Сергей Сергеевич Аверинцев.
Родился 10 декабря 1937 года в Москве. Сын биолога Сергея Васильевича Аверинцева (1875—1957), мать Наталья Васильевна.
Окончил кафедру классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1961, дипломная работа«Принципы построения биографии у Плутарха»). В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию по филологии («Плутарх и античная биография: к вопросу о месте классика жанра в истории жанра»; научный руководитель — С. И. Радциг), в 1979 году — докторскую («Поэтика ранневизантийской литературы»).
После окончания аспирантуры работал научным редактором в издательстве «Мысль» (1964—1966), затем — младшим научным сотрудником в Государственном институте искусствознания (1966—1971). Член редакционной коллегии серии книг «Библиотека античной литературы», выпущенной издательством «Художественная литература».
В 1971—1991 годах — старший научный сотрудник ИМЛИ имени М. Горького АН СССР, в 1981—1991 годах заведовал сектором истории античной литературы.
В 1989—1994 годах — профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ.
В 1992—2004 годах — заведующий отделом христианской культуры Института мировой культуры МГУ.
В 1992—1994 годах — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ.
В 1994—2004 годах — профессор Института славистики Венского университета.
Член-корреспондент АН СССР (с 23 декабря 1987) и действительный член РАН (с 22 мая 2003) по Отделению историко-филологических наук (Секция языка и литературы). В 1989—1991 годах народный депутат СССР, разрабатывал закон о свободе совести.
Был женат на филологе Наталье Петровне Зембатовой-Аверинцевой (род. 1939).
Скончался 21 февраля 2004 года в Вене (Австрия). Согласно завещанию, похоронен в Москве на Даниловском кладбище.

Размещено на 10.12.2016 Комментарии к записи 10 декабря 2016 года // В этот день, 10 декабря 1937 года, родился выдающийся русский ученый, филолог, культуролог, философ, библеист и поэт, Сергей Сергеевич Аверинцев отключены

Полное наименование: Благотворительный фонд строительства Православного храма Святителя Луки Архиепископа Красноярского в городе Норильске

ИНН/КПП: 2457071519 / 245701001

Расчетный счет: 40703810900070000516

Наименование банка: Филиал АКБ «Легион» (ОАО) в г.Норильске

Свежие записи

  • 16 октября 2020 года // На Православном богословском факультете Прешовского Университета состоялось вручение диплома доктора теологии настоятелю храма свт. Луки г. Норильска свящ. Павлу Бочкову 16.10.2020
  • 11 октября 2020 года // Настоятель храма свт. Луки г. Норильска Свящ. Павел Бочков сослужил за воскресной божественной литургией Блаженнейшему Савве, митрополиту Варшавскому и всея Польши в кафедральном соборе во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве 11.10.2020
  • 10 октября 2020 года // По благословению священноначалие Польской Автокефальной Православной Церкви настоятель храма свт Луки г. Норильска свящ. Павел Бочков совершил литургию в храме Св. Иоанна Лествичника в нижнем приделе, где покоится тело архиепископа Иеронима (Экземплярского) 10.10.2020
  • 8 октября 2020 года // Настоятель храма свт. Луки г. Норильска, доктор Богословия, доктор теологии, кандидат юридических наук, проф. МАУП свящ. Павел Бочков принял участие в торжественном открытии нового учебного года в Христианской Богословской Академии в Варшаве 08.10.2020
  • 4 октября 2020 года // Иерей Павел Бочков сослужил Высокопреосвященнейшему митрополиту Игнатию (Пологрудову) в храме свт. Николая в Дербенево в г. Москве 04.10.2020
  • 1 октября 2020 года // В номере 94 Вестника Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (серия II), вышла рецензия на монографии настоятеля храма свт. Луки г. Норильска свящ. Павла Бочкова на 4 х томный «Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ-ХХI вв.». 01.10.2020
  • 30 сентября 2020 года // В Киевском издательстве «Лира-К» вышла новая монография Прот. Дионисия Мартышина и свящ. Павла Бочкова «Теоретические основы социального служения Православной Церкви в условиях глобализации» 30.09.2020
Читать еще:  Обзор лучших игровых автоматов в казино онлайн
  • Облако меток

    Православный календарь

    Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и жены его Афанасии (V).

    Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361–363). Св. Поплии исп., диакониссы Антиохийской (ок. 361–363). Прп. Петра Галатийского (IX).

    Сщмчч. Константина Сухова и Петра Вяткина пресвитеров (1918); сщмч. Константина Аксенова пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Фомина исп. (1997).

    Корсунской иконы Божией Матери.

    @Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Флп., 244 зач., III, 1–8. Лк., 31 зач., VII, 17–30. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Лк., 51 зач., X, 16–21.@

    Все, не безразличные христиане, желающие помочь в благом деле строительства храма святого Луки в г. Норильске, внести вклад своим трудом или средствами, просьба обратиться лично к настоятелю – о. Павлу

    по телефону – 33-08-24 или по адресу – Талнахская 49, или написать письмо на адрес: frpavel@inbox.ru Полный текст объявления

    ОЪЯВЛЕНИЕ

    Вниманию слушателей воскресной школы при храме свт. Луки. В связи с пожаром, случившимся в 2016 году, наша воскресная школа, возобновляет свою деятельность с 16 октября 2016 г. в формате воскресной группы. Как и прежде, дети, смогут узнать больше о Священной истории, православной вере, Церкви и истории казачества. Занятия будут проводится по воскресным дням. Желающим записаться и посещать занятия просьба обращаться к настоятелю храма о. Павлу или по тел. 33-08-24

    Вниманию казаков Большого Норильска. Начиная с 16.08.2015 г. проходят занятия по изучению Основ Православной веры при штабе Норильского отдела Единого Енисейского казачьего войска Союза казаков России. В ходе занятий слушатели смогут узнать о Православном вероучении, истории Церкви, Священное Писание, катехизис. Занятия бесплатные, проходят по адресу: Ленина д. 17 Штаб Заполярной казачьей общины.

    Каждое воскресение в 13.00. Тел. для справок: 33-08-24. Преподаватель: Председатель епархиального отдела Норильской епархии по взаимодействию с казачеством, доктор богословия, свящ. Павел Бочков. Приглашаются все желающие узнать больше о Православной вере и Казачестве.

    Сын света. Аверинцев оживил Византию (Наталья Дардыкина)

    Когда умирает великий человек, невольно испытываешь мистический, нутряной бунт: зачем высшие силы не пощадили его! Небеса не позволили Аверинцеву хотя бы еще десяток лет подержать на своих плечах свод русской духовности, пошатнувшийся после ухода Алексея Федоровича Лосева и Дмитрия Сергеевича Лихачева. Смерть Аверинцева многие переживают как личную утрату. Ушел человек парадоксальной образованности, философ, выстроивший собственную концепцию духовного родства Востока и Запада.

    Читая поэтичные книги Аверинцева «Плутарх и античная биография», «Поэтика ранневизантийского Средневековья», получая удовольствие от его переводов псалмов и древних мифов, невольно поражаешься: все это сделал один человек! Можно представить, как осиротели студенты, потеряв своего гениального просветителя.

    • Подробнее о Сын света. Аверинцев оживил Византию (Наталья Дардыкина)
    • Добавить комментарий

    Сергей Сергеевич Аверинцев (1937 — 2004)

    Сергей Сергеевич Аверинцев — русский филолог, культуролог, историк культуры, философ, литературовед, библеист, крупный специалист в области изучения истории античной и средневековой литературы, поэтики, философии и культуры, русской и европейской литературы и философии культуры ХIХ — ХХ веков, поэзии Серебряного века, переводчик, поэт, лектор, писатель.

    МОЛИТВА О ПОСЛЕДНЕМ ЧАСЕ

    когда Смерть посмеется надо мною
    как та что смеется последней
    и сустав обессилит за суставом
    Твоя да будет со мною Сила
    когда мысль в безмыслии утонет
    когда воля себя утеряет
    когда я имя мое позабуду
    Твое да будет со мною Имя
    когда речам скончанье настанет
    и язык глаголавший много
    закоснеет в бессловесности гроба
    Твое да будет со мною Слово
    когда все минет что мнилось
    сновидцу наяву снилось
    и срам небытия обнажится
    пустоту мою исполни Тобою

    Аверинцев С. С. 1993

    Сергей Сергеевич АВЕРИНЦЕВ: цитаты

    ***
    «Как странно думать, что в христианской вере умники усматривали и усматривают что-то простенькое, «веру угольщиков», как сказано у Гейне, утешающую этих самых угольщиков, но стесняющую мысль образованного человека! Чувствуем ли мы нашу мысль стесненной, например, знаменитым догматом IV Вселенского Собора, согласно которому соединение Божественной и человеческой природ в Богочеловечестве Христа «неслиянно, непревращенно, неразделимо и неразлучимо»? Я лично ощущаю не стеснение, а скорее уж испуг от простора. »

    ***
    «Спросите у настоящего инока о его иночестве, у настоящего отшельника о его отшельничестве — и вы услышите самые достоверные рассказы о Боге, какие вообще могут быть».

    ***
    «…для меня не убедительно никакое мировоззрение, кроме веры».

    ***
    «Иди и посмотри» — слова, имеющие значение для нашей веры, потому что наша вера — это вера в воплощение, в вочеловечение незримого, невидимого, недоступного никаким чувствам и даже мысленному созерцанию Бога. Благодаря тому, что Слово Божие во плоти пришло к нам, наша вера может быть ободрена словами: «Пойди и посмотри». И только поэтому возможна и богословски оправданна православная икона, икона. «

    ***
    «Искупление, исправление, оправдание — это ключевые понятия христианства».

    Заключительное стихотворение Германа Гессе из его «Игры в бисер» в переводе Сергея Сергеевича суть слова, которые можно сказать о самом Аверинцеве.

    ИГРА СТЕКЛЯННЫХ БУС

    Удел наш — музыке людских творений
    И музыке миров внимать любовно,
    Сзывать умы далеких поколений
    Для братской трапезы духовной.

    Подобий внятных череда святая,
    Сплетения созвучий, знаков, числ!
    В них бытие яснеет, затихая,
    И полновластный правит смысл.

    Как звон созвездий, их напев кристальный,
    Над нашею судьбой немолчный зов,
    И пасть дано с окружности астральной
    Лишь к средоточью всех кругов.

    СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ АВЕРИНЦЕВ: К ТВОРЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ УЧЁНОГО

    И в конце концов выяснилось то, что выясняется
    всегда: что времени нужны не те, кто ему, времени,
    поддакивает, а совсем другие собеседники.

    С. С. Аверинцев. Памяти А. Ф. Лосева

    Сергей Сергеевич Аверинцев (10.12.1937 – 21.2.2004) – филолог-классик, византинист, библеист, исследователь европейской и русской культуры, историк религии, переводчик и комментатор множества текстов на древних и новых языках (среди них — сочинения Платона, Аристотеля, Плутарха, Ефрема Сирина, Фомы Аквинского; латинская, греческая и сирийская литургическая поэзия; ряд ветхозаветных книг; ранние христианские апокрифы и синоптические Евангелия; немецкая и французская поэзия 19 – 20 веков). Уже одно это, далеко не полное перечисление направлений его гуманитарной работы кажется удивительным. Но есть в Аверинцеве нечто еще более удивительное, чем «возрожденческая»
    широта интересов и способностей и несравненная эрудиция в каждой из этих сложнейших областей: любой его труд и вся его деятельность в целом не укладываются в известные рубрики гуманитарных «специальностей» и жанров. Так, его энциклопедическая статья представляет собой и критический обзор наличных знаний и мнений, и собственное решение темы (невероятно сжатые выводы из огромной работы, изложение которой должно было бы занять тома), и маленький художественный шедевр, своего рода поэму в дискурсивной форме.Но и это не все! как правило, такая статья представляет собой урок нравственности – но нравственности не бытовой, а, если угодно, метафизической. По словам С. Г. Бочарова, «филолог Аверинцев оставил нам свой энциклопедический словарь не просто важнейших понятий – важнейших слов нашей жизни («любовь», «спасение», «чудо», «судьба» и многое другое)… Этот филолог был светский проповедник, в выступлениях на разные темы походя формулировавший уроки поведения…» . Позволю себе уточнить: уроки не столько поведения, сколько обращения к тому источнику, из которого проистекает всякий жизненный выбор, всякое поведение — к virtus humana (русский перевод: «добродетель человека» — значительно сужает смысл этого слова). Словами самого Аверинцева это можно назвать «этической перспективой, свободной от поверхностной морализации».

    Мысль Аверинцева выходит за пределы собственно филологического анализа и вступает в области философии (общей антропологии и этики) и богословия (экзегетики и христианской апологетики). Если говорить точнее, следует переменить вектор на противоположный: мысль Аверинцева исходит из некоторых начал, более общих, чем те, которыми располагает обычно «предметный» филолог, и оттуда спускается к своему конкретному предмету. Эта ясная — и именно в силу своей ясности — крайне нетривиальная мысль, охватывающая эпохи и языки, находящая связи в самых отдаленных явлениях культурной истории, уникальна по своей «жанровой» природе: это мысль одновременно филолога и философа, антрополога и богослова, историка и просветителя, аналитика и ритора, христианского апологета и политического мыслителя.
    Однако мыслью в случае Аверинцева дело не исчерпывается: не меньшее его достижение — это его язык, его письмо, его своеобразное красноречие. Первые публичные выступления Аверинцева поразили читателя прежде всего как факт языка. То, что в нем изумляло, — это забытое богатство русского словаря (свободно принимающего в себя ученые варваризмы) и уверенная свобода в обращении с ним, сила и точность слова, обдуманность и красота изложения, трезвого и поэтичного одновременно, – все то, что к этому времени в нашей стране казалось попросту невозможным. Не говоря уже о цитатах на многих языках, новых и древних, припоминаемых по ходу речи ex improviso. Время – после десятилетий принудительного молчания, казенной «новоречи», внедрения не просто «низовой», но уголовной речевой стихии даже в язык интеллигенции (расплата за лагеря, по слову Ахматовой) – это время было мучительно косноязычным. Если темой шестидесятничества была свобода публичного высказывания и право на «инакомыслие», то здесь решалась более сложная вещь: проблема качества этой «иной» мысли и слова. Вопрос был в том, каким образом человек может обрести свое, в действительности свободное слово (свободное, среди прочего, и от тяжелого невежества), то есть не только право независимо мыслить и говорить– но и способность делать это всерьез. Другая новизна общественной позиции «культурного сопротивления» состоит в том, что, в отличие от «шестидесятников», они (в первую очередь Аверинцев, но то же можно отнести и к Бродскому) перестали говорить с идеологией, даже в форме ее прямого обличения: « мое поколение было первое, которое увидело, что у идеологии нет лица, нет даже злого лица, что разговаривать не с кем»
    Явление юного Аверинцева, в середине 60-х годов заговорившего как «власть имеющий» о таких предметах, которые большинству его современников (гуманитариев, в том числе) были просто неведомы, словами, о существовании которых не знали или забыли, производило впечатление чуда: откуда такое? Такого быть не может: все похожее на это кончилось два поколения назад! Можно добавить, что первые читатели и слушатели Аверинцева не могли еще оценить, что это было не просто чудесное воскрешение, казалось бы, окончательно истребленной «культурной революцией» русской культуры, но ее обновление и продолжение. Новизна слова Аверинцева остается неоцененной и поныне, поскольку оно обновляет и само представление о «новизне», привычное для 20 века.
    Итальянский славист Витторио Страда в поминальных заметках сказал об Аверинцеве так:

    «Его служение было плодом русской культуры, островки которой сохранились вопреки всем невзгодам советской эпохи, и которая в нем, родившемся в 1937 году, пережила свое возрождение и обновление.»

    Процитировано 1 раз
    Понравилось: 2 пользователям

    Публикации [ | ]

    Автор более 800 научных публикаций, в том числе:

    Монографии

    1. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. — М.: Наука, 1973. — 278 с.
    2. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Наука, 1977. — 320 с.
    3. Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. — М.: Наука, 1986. — 255 с. В соавторстве с М. Л. Гаспаровым.
    4. «Скворешниц вольных гражданин…». Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. — СПб.: Алетейя, 2001. — 176 с.

    Сборники статей

    1. Аверинцев С. С. Религия и культура. Tenafly, NJ, Эрмитаж, — 144 с.
    2. Аверинцев С. С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. — М.: Правда, 1988.
    3. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 447 с.
    4. Аверинцев С. С. Поэты. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 364 с.
    5. Аверинцев С. С., Франк-Каменецкий И. Г., Фрейденберг О. М. От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. — М.: УРСС, 2001.
    6. Аверинцев С. С. София-Логос. — Киев: Дух и Литера, 2000. — 912 с.
    7. Аверинцев С. С. Образ Античности. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с.
    8. Аверинцев С. С. Другой Рим. — СПб.: Амфора, 2005. — 368 с.
    9. Аверинцев С. С. Связь времён. — Киев: Дух и Литера, 2005. — 448 с.

    Переводы

    • Плутарх. Лукулл // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — М.,1963. — Т. 2.
    • Тимей (Платон) и Критий (Платон) / Перевод С. Аверинцева // Платон. Собр. соч. в 4-х томах. — М.: Мысль, 1994. — Т. 3. (впервые опубликован в 1965 году)
    • Каллимах. Гимны // Александрийская поэзия. — М., 1972. — С. 101—129. (Библиотека античной литературы)
    • Книга Иова // Поэзия и проза Древнего Востока. — М., 1974. — С. 563—625. (Библиотека всемирной литературы).
    • Плутарх. Наставления в государственных делах // Плутарх. Избранное. — М., 1983. — С. 583—626.
    • Гессе Г. Паломничество в страну Востока.
    • От берегов Босфора до берегов Евфрата. — М.: Наука, 1987. — 480 с.
      • Многоценная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в 1 тыс. н. э. — М., Ладомир. 1994. (2-е изд.; есть позднейшие переиздания)
    • Переводы: Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Книга Иова. Псалмы Давидовы. — Киев: Дух и Литера, 2004.

    Сочинения [21]

    • Аверинцев С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сб. в честь 75-летия Е. М. Мелетинского . — М., 1993. — С. 341—345.
    • Аверинцев С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России // Риторика и истоки европейской культурной традиции. — М., 1996. — стб. 319—329, 347—367.
    • Аверинцев C.Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С. 15-46.
    • Аверинцев С. Миссионер для племени интеллигентов.
    • Аверинцев С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. — М.: Наука, 1976. — С. 17—64.
    • Аверинцев С. Истоки и развитие раннехристианской литературы.
    • Аверинцев С.Византийский культурный тип и православная духовность : Некоторые наблюдения // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 426—444.
    • Аверинцев С.Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 404—425.
    • Аверинцев С.Авторство и авторитет // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М., 1994. — С. 105—125.
    • Аверинцев С.Символ // Аверинцев С. С. София-Логос : Словарь. — 2-е изд., испр. — Киев: Дух i Літера, 2001. — С. 155—161.
    • Аверинцев С.К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. — М., 1972. — С. 90-102.
    • Аверинцев С.Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. — 1989. — № 3. — С. 3-13.
    • Аверинцев C.Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. — М.: Наука, 1992. — С. 7-19.
    • Аверинцев С. С.Добрый Плутарх рассказывает о героях, или счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх.Сравнительные жизнеописания в двух томах. — М., 1994. — Т. 1. — C. 637—653.
    • Аверинцев С.Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика : Итоги и перспективы изучения. — М.: Наука, 1986. — С. 104—116.
    • Аверинцев С. С. Заметки к будущей классификации типов символа // Проблемы изучения культурного наследия. — М. 1985.
    • Аверинцев С. С. Символика раннего Средневековья (К постановке вопроса)
    • Аверинцев С. С.Эсхатология // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

    Проповеди

    • Аверинцев С. С.Слово после вечерни в праздник Преображения Господня в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, 18 августа, 1995 г.
    • Аверинцев С. С.О благодарности. О злых виноградарях
    • Аверинцев С. С.Воскресение — это сердце нашей веры. Отрывок из проповеди
    • Аверинцев С. С.Последняя проповедь Сергея Сергеевича Аверинцева в СФИ (Свято-Филаретовском православно-христианском Институте)
    • Аверинцев С. С.Проповеди в храме Успения пресвятой Богородицы в Печатниках и в СФИ (Свято-Филаретовском православно-христианском Институте)

    Комментарии

    О православной миссии в новейший период
    Вот уже почти десять лет я внимательно наблюдаю за различными медиаресурсами православных миссионерских организаций. Некоторое время я сам состоял в одной из них и принимал активное участие в её деятельности. В этой связи я хотел бы поделиться своим взглядом на эволюцию православной миссионерской деятельности и её нынешнее состояние. Читать дальше

    Интересные факты

    Совмещая пристальный интерес к тексту с универсальной эрудицией и литературно-критической аналитичностью, Сергей Сергеевич исследовал различные пласты европейской, в том числе христианской, культуры — от античности до современности, сделав ряд оригинальных историко-литературных и теоретических открытий, которые отразились в энциклопедических статьях: «Филология» в «Краткой литературной энциклопедии», т. 7, М., 1972; «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и мн. др. в «Философской энциклопедии», тт. 4, 5, М., 1967, 1970; «Архетипы», «Христианство» и др. в энциклопедии «Мифы народов мира», М., 1987—1988; — а также в монографие «Поэтика ранневизантийской…

    Совмещая пристальный интерес к тексту с универсальной эрудицией и литературно-критической аналитичностью, Сергей Сергеевич исследовал различные пласты европейской, в том числе христианской, культуры — от античности до современности, сделав ряд оригинальных историко-литературных и теоретических открытий, которые отразились в энциклопедических статьях: «Филология» в «Краткой литературной энциклопедии», т. 7, М., 1972; «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и мн. др. в «Философской энциклопедии», тт. 4, 5, М., 1967, 1970; «Архетипы», «Христианство» и др. в энциклопедии «Мифы народов мира», М., 1987—1988; — а также в монографие «Поэтика ранневизантийской литературы», 1977, которая была защищена в качестве докторской диссертации; и в иных многочисленных статьях, посвящённых греческой, латинской и ближневосточной словесности и эстетике).
    Вместе с тем Сергей Аверинцев занимался переводами древних (в том числе византийских, латинских и сирийских) и современных авторов (в основном с немецкого языка — Ф. Гёльдерлина, Г. Гессе, Г. Тракля). Его перу принадлежат статьи в энциклопедиях и научных изданиях об О. Шпенглере, Ж. Маритене, К. Г. Юнге и Й. Хейзинге, главы в коллективных трудах «История Византии», «История всемирной литературы» и др., концептуальные статьи-обзоры «На перекрёстке литературных традиций», 1973.
    В острой полемике «неославянофилов» и «неозападников» С.С. Аверинцев отвергал крайности обеих позиций, выдвигая, в своеобразном наследовании учению Августина Блаженного, тезис о будущем христианстве как нравственном сопротивлении меньшинства.
    Писал также замечательные религиозные стихи. «Основа поэзии Аверинцева — неколебимость Божьего слова и неприкосновенность непостижимых разумом тайн» (В. Казак)

    (по материалам Википедии)

    Родился 10 декабря 1937 года в Москве. Сын биолога Сергея Васильевича Аверинцева (1875—1957). Окончил кафедру классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1961). В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию по филологии («Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра»; научный руководитель — С. И. Радциг), в 1979 году — докторскую («Поэтика ранневизантийской литературы»). После окончания аспирантуры работал научным редактором в издательстве «Мысль» (1964—1966), затем — младшим научным сотрудником в Государственном институте искусствознания (1966—1971). Член редакционной коллегии серии книг «Библиотека античной литературы», выпущенной издательством «Художественная литература» [3] .

    В 1989—1994 годах — профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ [3] .

    В 1992—1994 годах — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ [3] .

    Скончался 21 февраля 2004 года в Вене (Австрия) [2] . Согласно завещанию, похоронен в Москве на Даниловском кладбище [10] .

    Автор более 800 научных публикаций, в том числе:

    Монографии

    • Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. — М.: Наука, 1973. — 278 с.
    • «Скворешниц вольных гражданин…». Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. — СПб.: Алетейя, 2001. — 176 с.
    • Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. — М.: Наука, 1986. — 255 с. В соавторстве с М. Л. Гаспаровым.
    • Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Наука, 1977. — 320 с.

    Сборники статей

    • Аверинцев С. С. София-Логос. — Киев: Дух и Литера, 2000. — 912 с.
    • Аверинцев С. С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. — М.: Правда, 1988.
    • Аверинцев С. С. Поэты. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 364 с.
    • Аверинцев С. С. Другой Рим. — СПб.: Амфора, 2005. — 368 с.
    • Аверинцев С. С. Образ Античности. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с.
    • Аверинцев С. С., Франк-Каменецкий И. Г., Фрейденберг О. М. От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. — М.: УРСС, 2001.
    • Аверинцев С. С. Связь времён. — Киев: Дух и Литера, 2005. — 448 с.
    • Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 447 с.
    • Аверинцев С. С. Религия и культура. Tenafly, NJ, Эрмитаж, — 144 с.

    Переводы

    • Многоценная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в 1 тысяч н. э. — М., Ладомир. 1994. 2-е изд.; есть позднейшие переиздания
    • Плутарх. Лукулл // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — М.,1963. — Т. 2.
    • Тимей Платон и Критий Платон / Перевод С. Аверинцева // Платон. Собр. соч. в 4-х томах. — М.: Мысль, 1994. — Т. 3. впервые опубликован в 1965 году
    • От берегов Босфора до берегов Евфрата. — М.: Наука, 1987. — 480 с.
    • Плутарх. Наставления в государственных делах // Плутарх. Избранное. — М., 1983. — С. 583 — 626.
    • Гессе Г. Паломничество в страну Востока.
    • Каллимах. Гимны // Александрийская поэзия. — М., 1972. — С. 101 — 129. Библиотека античной литературы
    • Книга Иова // Поэзия и проза Древнего Востока. — М., 1974. — С. 563 — 625. Библиотека всемирной литературы.
    • Переводы: Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Книга Иова. Псалмы Давидовы. — Киев: Дух и Литера, 2004.

    Сочинения

    • Аверинцев С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. — М.: Наука, 1986. — С. 104 — 116.
    • Аверинцев С. С. Заметки к будущей классификации типов символа // Проблемы изучения культурного наследия. — М. 1985.
    • Аверинцев С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России // Риторика и истоки европейской культурной традиции. — М., 1996. — стб. 319 — 329, 347 — 367.
    • Аверинцев C. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С. 15-46.
    • Аверинцев С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. — М.: Наука, 1976. — С. 17 — 64.
    • Аверинцев С. Византийский культурный тип и православная духовность: Некоторые наблюдения // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 426 — 444.
    • Аверинцев С. Миссионер для племени интеллигентов.
    • Аверинцев С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 404 — 425.
    • Аверинцев C. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. — М.: Наука, 1992. — С. 7-19.
    • Аверинцев С. Символ // Аверинцев С. С. София-Логос: Словарь. — 2-е изд., испр. — Киев: Дух i Літера, 2001. — С. 155 — 161.
    • Аверинцев С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сб. в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. — М., 1993. — С. 341 — 345.
    • Аверинцев С. Авторство и авторитет // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М., 1994. — С. 105 — 125.
    • Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. — 1989. — № 3. — С. 3-13.
    • Аверинцев С. С. Символика раннего Средневековья К постановке вопроса
    • Аверинцев С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. — М., 1972. — С. 90-102.
    • Аверинцев С. С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. — М., 1994. — Т. 1. — C. 637 — 653.
    • Аверинцев С. С. Эсхатология // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
    • Аверинцев С. Истоки и развитие раннехристианской литературы.

    Проповеди

    • Аверинцев С. С. Слово после вечерни в праздник Преображения Господня в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, 18 августа, 1995 г.
    • Аверинцев С. С. Проповеди в храме Успения пресвятой Богородицы в Печатниках и в СФИ Свято-Филаретовском православно-христианском Институте
    • Аверинцев С. С. Последняя проповедь Сергея Сергеевича Аверинцева в СФИ Свято-Филаретовском православно-христианском Институте
    • Аверинцев С. С. Воскресение — это сердце нашей веры. Отрывок из проповеди
    • Аверинцев С. С. О благодарности. О злых виноградарях
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector