1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Словарь всенощного бдения: великая вечерня

Великая вечерня

Вече́рня (греч. Ὁ Ἑσπερινόν ; лат. Vesperae ) — богослужебное последование, которое начинает суточный круг церковных служб; имеет совершаться в вечерние часы, перед заходом солнца, и относится к последующему (по гражданскому исчислению суток), а не предыдущему дню.

Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят к первым векам христианства.

Содержание

В византийском обряде

Общий состав

Начинается чтением или пением 103-го «предначинательного» псалма (Пс. 103), прославляющего величие Творца.

Затем следует великая ектения, чтение чередной кафизмы Псалтири, пение 140 и 141 псалмов, причём присовокупляются стихиры — песни в честь вспоминаемого события или святого.

После стихир — вечерняя песнь «Свете тихий»; прокимен; молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам».

Молитва Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши» (Nῦν ἀπολύεις) (Лк. 2:29-32).

За вечерней должно следовать малое повечерие.

  • вседневная вечерня (чин изложен в 9-й главе Типикона) — совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицыВеликого поста. Предначинательный псалом читается, а не поётся, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трёх псалмов читается рядовая кафизма.
  • великая вечерня (Типикон, Гл. 7) — вечерня праздничная; совершается накануне праздника (бденного или полиелейного), вечером в Сыропустную неделю и все воскресеньяВеликого поста, в день Антипасхи вечером, накануне преполовения Пятидесятницы, накануне Отдания Пасхи, на Новолетие (13 сентября) (по современной приходской практике служба Новолетия совершается в гражданский Новый год, то есть 31 декабря). Великая вечерня совершается в Светлую седмицу каждодневно, но без кафизмы и паремии, в День Святой Троицы после литургии. Великая вечерня также соединяется с литургией Преждеосвященных Даров и, в некоторых случаях — с литургией Василия Великого (в Навечерие (Сочельник) Рождества Христова и Богоявления (кроме случаев, когда эти дни выпадают на субботу или воскресенье (в этом случае литургия Василия Великого совершается в сам праздник Рождества или Богоявления)), в Великий Четверг и Великую Субботу) или с литургией Иоанна Златоуста (если Благовещение выпадает на один из седмичных дней Великого поста).
  • малая вечерня — сокращённая вседневная вечерня: на ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поётся не более 4-х стихир, из ектении «Помилуй нас Боже» произносятся только 4 прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», вместо великого — малый отпуст. Совершается только перед бдением, начинающимся вечерней (Типикон, Гл. 1). В приходской практике Русской Церкви отправляется весьма редко: может совершаться в тех случаях, если перед праздничной всенощной служится акафист празднику (святому), предваряя его.

В традиции некоторых Православных Церквей, в том числе Русской, накануне дней, когда согласно Уставу «служится бдение», Великая вечерня соединяется с утреней и Первым часом и входит в состав всенощного бдения.

Великая вечерня

Последование великой вечерни заключает в себя:

  • благословение;
  • чтение или — на всенощном бдении — пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и, если совершается всенощное бдение, кадитхрам);
  • великая ектения;
  • пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика;
  • вход с кадилом;
  • пение «Свете тихий»;
  • прокимен (в некоторые дни читаются паримии);
  • сугубая ектения;
  • пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…»;
  • (в особых случаях совершается лития);
  • пение «стихир на стиховне»;
  • молитва праведного Симеона «Ныне отпущаеши» Лк. 2:29-30;
  • трисвятое — молитва Св. Троице;
  • «Отче наш»;
  • «Богородице Дево, радуйся» (на всенощном бдении);
  • тропари;
  • отпу́ст.

В Римской Церкви

Вечерня входит в состав служб Литургии часов. Структура вечерни в латинском обряде весьма отлична от византийского.

В латинском обряде порядок совершения вечерни претерпел сложную эволюцию. В результате литургических реформ II Ватиканского Собора чин вечерни стал следующим:

  • Гимн
  • 2 псалма
  • песнь из Нового Завета
  • краткое библейское чтение с ответом (респонсорий)
  • песнь Богородицы с антифоном
  • прошения, завершаемые молитвой Господней
  • заключительная молитва и отпуст.

В православии

На вечерне изображаются главные события священной истории Ветхого Завета, относящиеся к искуплению; поются песни в честь Спасителя, Божией Матери и Святых и приносится молитва о наших нуждах.

На всенощном бдении в начале вечерни отворяются царские врата. Диакон (если он есть) испрашивает у настоятеля благословения начать службу: «Владыко! благослови». — Священник в алтаре пред престолом Божиим прежде всего возглашает славу Богу: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Потом священник принимает кадило, диакон — свечу, и оба призывают всех поклониться Христу, Царю и Богу нашему, как виновнику спасения падшего человечества.

На клиросе поют 103-й псалом Давидов о сотворении мира, об явлении в мире всемогущества, премудрости и благости Божией. «Благослови, душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи! Боже мой! Возвеличился еси зело. На горах станут воды».

Во время пения этих стихов 103-го псалма, священник с кадилом, диакон со свечею обходят и кадят сначала Св. Алтарь, потом Св. иконы, далее всю церковь с молящимися в ней, и возвращаются в алтарь в то время, когда на клиросе пение оканчивают словами: «Дивна дела Твоя, Господи! вся премудростию сотворил еси! Слава Тебе, Господи, сотворившему вся». Священник с диаконом входят в алтарь, и затворяются царские двери.

Начало всенощной изображает сотворение мира и жизнь первых людей в раю. Они наслаждались в раю полным блаженством; а потому в избытке радости и благодарности и славили Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу. Вот это блаженное состояние нашего прародителя Адама в раю на земле и воспоминается первым возгласом священника, славящим Бога вышнего, и хождением его по храму с кадилом благоуханным и со свечою, которую впереди несет диакон.

Читать еще:  В Почаев вышли два многолюдных крестных хода

Ссылки

  • Последование вечерни

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Великая Отечественная война Советского Союза 1941-45
  • Великая азиатская сфера взаимного процветания

Полезное

Смотреть что такое «Великая вечерня» в других словарях:

Вечерня — (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. Vesperae) богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех Церквах, сохранивших апостольское преемство (Православие, Католицизм, Древневосточные церкви), а также в… … Википедия

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… … Православная энциклопедия

Великая пятница — Распятие Христово (фреска Феофана Критянина в Крестоникитском монастыре … Википедия

Вечерня — первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца. Так как церковный суточный круг начинается с вечера, то вечерня всегда относится к следующему (по гражданскому исчислению суток) дню. В зависимости от… … Православие. Словарь-справочник

вечерня — и; мн. род. рен, дат. рням; ж. В православном религиозном обряде: церковная служба, совершаемая после полудня. Пойти к вечерне. * * * вечерня церковная служба, совершаемая в вечерние часы; в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе… … Энциклопедический словарь

Вечерня — вечерняя служба в церкви, когда в определенном порядке читаются псалмы, великая ектинья, кафизмы, прославляющие великого Творца и в честь какого либо события или святого. Накануне больших православных праздников служится Великая вечерня. В… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Вечерня — храмовое богослужение, которое совершается вечером. Вечерня может быть малой и великой. Чин малой вечерни служат в будние дни, а великая вечерня бывает по воскресеньям и праздникам, в составе чина всенощного бдения (всенощной) … Православная энциклопедия

Великая Суббота — это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Великая Суббота — самый «благословенный седьмой день» — Великая Суббота это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Великая суббота в Православной церкви — В Великую Субботу Православная церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и его сошествие в ад. В 2010 г. этот день приходится на субботу 3 апреля. Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и … Энциклопедия ньюсмейкеров

Словарь всенощного бдения: великая вечерня

В ссылке схемы подробно разъяснено как должен исполняться предначинательный псалом, сказано, что он берется из Ирмология. В нашем случае его в Ирмологии нет (видимо в схеме ошибка, или я так плохо знаю Ирмологий), но он есть в Часослове на стр. 147.

Повторю, в Схеме разобран уставной порядок исполнения псалма, в приходской же традиции мы ограничиваемся теми стихами псалма, что даны в тех нотных сборниках, по которым мы с вами поем.

Тут все понятно. Открываем нотки и поем на каждое прошение: «Господи, помилуй» , — внимательно слушая, чтобы не пропустить прошение «Пресвятую, Пречистую…», — на которое мы должны ответить: «Тебе, Господи», ну и не забываем про завершающий ектению возглас священника, на который отвечаем: «Аминь»

4. Вот теперь только пришла пора заглянуть в «Богослужебные указания » (далее — БУ).

Во-первых: Под этой фразой скрывается вся 1 кафизма, текст которой берем (в нашем случае) из первого тома Следованной Псалтири (стр. 7). (Можно взять и из любого другого издания Псалтири, конечно весьма желательно, чтобы Псалтирь была поделена на кафизмы и «Славы»)

Во-вторых: Если это указано, значит это изменяемый момент. Да, действительно, не на всех всенощных исполняется вся первая кафизма. Например при Богородичных Двунадесятых праздниках или памяти святого, которому положено служить бдение исполняется только первый антифон (слава:) первой кафизмы, а при бдении на Господские Двунадесятые праздники кафизма изменяется или отменяется в зависимости от дня недели.

В схеме мы видим подробный разбор исполнения 1 кафизмы на три «Славы», после каждой славы — малая ектения (состоит из 3 прошений на два из которых отвечаем: «Господи, помилуй», а на третье: «Тебе, Господи» и возгласа, на который отвечаем: «Аминь»).

В приходской же традиции кафизма либо читается на три «Славы» с ектениями, либо (что на мой взгляд чаще) поются избранные стихи первой кафизмы, после которых возглашается одна малая ектения, оканчивающаяся возгласом священника: «Яко Твоя держава…» и затем сразу исполняется «Господи, воззвах…»

Смотрим в БУ : «На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и апостола, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».»

Во-первых: «Господи, воззвах» — это стихи из 140, 141, 129 и 116 псалмов. Порядок их исполнения указан в Часослове (стр. 151) . Исполняется «Господи, воззвах» на один из восьми напевов (гласов). Исполняется по гласу первой положенной стихиры. В нашем случае это восьмой глас.

Во вторых: Ближе к концу стихи начинают чередоваться с разными стихирами, которые и указываются в БУ. Пойдем по порядку:

— «стихиры на 10:» Эта фраза означает, что стихиры начинают вставляться между стихами псалмов на отметке в Часослове «На 10:» Смотрим в Часослов. Находим эту отметку на стр. 154. Конечно там указаны славянские цифры. (Настоятельно рекомендую на первое время сделать памятку закладку со славянским счислением.) Стихи отделяются через два: «На 10, на 8, на 6, на 4» (на 2 почему-то нет, всегда интересовало почему)

Читать еще:  Революция должна происходить в человеческом сердце

— «воскресные, глас 8-й – 4» Это значит, что нужно читать стихиры с воскресной службы. Тексты, изменяемые по дням недели и гласам даны в Октоихе. Помним, что Всенощное бдение начинается Великой вечерней, поэтому ищем в Октоихе: 8 глас, в субботу на Великой вечерне, на Господи, воззвах. Находим во втором томе (в нем как раз гласы с 5 по 8 ) на странице 460. (Обратите внимание, гласы в Октоихе начинаются не с Великой, а с малой вечерни.) и первые 4 стихиры вставляем в «Господи воззвах» после стихов отмеченных на 10 таким образом каким это показано в уже готовом последовании, которое мы и разбираем.

— и апостола, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). Это значит что нужно читать стихиры, посвященные святому, празднование которого совершается в число-месяц. Тексты служб, привязанных к конкрентным числам конкретного месяца даны в Минеях. Нам нужен день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Смотрим дату по старому стилю. 26 сентября. Нам нужна Минея Сентябрь. Открываем на стр. 731, видим: «На малей вечерни», вспоминаем, что Всенощное начинается с Великой вечерни, а значит перелистываем страницу на 732. И внизу находим что нам нужно: 3 стихиры, которые и вставляем (по дважды) вслед за стихами, начиная от «на 6». Как это получилось видим в готовом последовании (ссылка есть выше).

— «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова…». Тут понятно. Стихира (обычно зовётся «Славником») берется из Минеи и исполняется после пения (чтения) «Славы:» (Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.)

— «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».» Догматик — это воскресное песнопение прославляющее Богородицу. Исполняется всегда на глас недели. Догматики написаны в «Октоихе» в завершении корпуса стихир «на Господи, воззвах»

Да, еще нужно сказать, что в распространенной приходской практике после двух начальных запевов (Господи, воззвах… и Да исправится…) сразу переходят к пению (чтению) стиха, от которого начинается исполнение стихир.

Всенощное бдение

Смысл и структура всенощного бдения

Всенощное бдение, или всенощная, — это богослужение, которое, как правило, совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней. Церковный день, согласно библейской традиции, начинается с вечера, и это вечернее богослужение имеет прямое отношение к празднуемому на следующий день событию.

В древние времена всенощная начиналась после захода солнца и длилась всю предпраздничную ночь. В настоящее время это богослужение обычно заканчивается поздним вечером, но прежнее историческое название его — всенощное бдение — сохранилось.

Всенощная отображает историю спасения рода человеческого и состоит из трех частей, или отделений: великой вечерни, утрени и первого часа.

Великая вечерня

Начальный возглас и предначинательный псалом. Служба начинается с безмолвного каждения алтаря, что знаменует начало творения мира, когда Дух Божий носился над первозданным веществом земли. Затем священник первым возгласом прославляет Создателя мира: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков — и трижды призывает верующих: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу… В ответ хор торжественно поет 103-й псалом, прославляя премудрость Божию. Открытые в этот момент царские врата и каждение священником всего храма символизируют рай, то есть состояние непосредственного общения людей с Богом, в котором пребывали первые люди.

Светильничные молитвы и великая ектения. Сразу же после каждения храма царские врата закрываются, что напоминает об изгнании первых людей из рая за грех непослушания Богу.

Священник, являя образ кающегося Адама, становится перед закрытыми царскими вратами с непокрытой головой в знак смирения и тихо читает семь покаянных светильничных молитв. Эти молитвы называются светильничными, поскольку с древних времен вечерня совершалась при возжженных светильниках. Затем диаконом от имени всех верующих произносится великая ектения — собрание коротких молитвенных просьб-обращений к Господу о земных и духовных нуждах верующих. Великая ектения часто называется по ее первым словам — Миром Господу помолимся — мирной ектенией.

Первый антифон. После мирной ектении поются избранные стихи из первых трех псалмов Псалтири (первый антифон) и вновь произносится ектения, но уже сокращенная, малая. Далее звучат стихиры на Господи, воззвах — духовные песнопения, которые чередуются со стихами из Псалтири. Стихи перед стихирами имеют покаянный, молитвенный характер, выражают печаль и скорбь человечества до пришествия Христа, а стихиры говорят о событии праздника, о его значении, о новозаветной радости и свете. Последняя стихира называется Богородичен, или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии. Во время пения стихир вновь совершается каждение всего храма.

Малый вход. Во время пения догматика открываются царские врата в знак того, что рай вновь открывается пришествием на землю Сына Божия Иисуса Христа, и совершается вечерний малый вход. Через боковую дверь иконостаса выходит священник вслед за диаконом, несущим кадило, подобно тому как Сын Божий явился людям в предшествии Иоанна Предтечи, и в том же порядке они входят в алтарь через царские врата иконостаса. Хор в это время поет Свете тихий — песнь Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, Который, по словам апостола Иоанна Богослова, есть истинный Свет невечерний, вечный, незаходимый (см.: Откр. 21: 23; 22: 5). Эта песнь содержит изложение одного из важнейших догматов Православия — исповедание Христа как видимого Лица Пресвятой Троицы.

Паремии, ектении. После приветствия всех молящихся словами Спасителя: Мир всем! — следует прокимен — краткое изречение из Священного Писания, которое произносится перед чтением большого отрывка из Ветхого или Нового Завета. Сам отрывок носит название паремии (от греч. παροιμία — «притча»). По предписанию Церкви паремии читаются в дни великих праздников и содержат пророчества о воспоминаемом в тот день событии или лице (похвалу празднику или святому). После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (то есть усиленную) ектению, затем читается или поется молитва: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. После нее диакон произносит просительную ектению.

Лития, молитва «Ныне отпущаеши». После ектении совершается лития (от греч. λιτή — «усиленное моление»). Священнослужители при пении стихир, содержащих прославление святого данного дня или праздника, выходят из алтаря в притвор, что означает исхождение Церкви в мир с целью молитвенной миссии, и читают литийные молитвы.

Читать еще:  Дух Истины: Утешитель христиан

После литии хор поет стихиры на стиховне (стихиры со стихами из псалмов), в которых повествуется о празднуемом священном событии. После стихир поется молитва Ныне отпущаеши, произнесенная святым Симеоном Богоприимцем, который сподобился перед смертью увидеть родившегося Спасителя мира. Эта песнь символизирует конец ветхозаветной истории. Затем (если бдение под воскресенье) звучит песнопение, посвященное Деве Марии: Богородице Дево, радуйся — так как новозаветная эпоха начинается с рождения Богородицы.

В это время на середину храма выставляется стол с сосудом с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые затем освящаются в память о насыщении Спасителем пятью хлебами пяти тысяч слушателей Его проповеди.

Во время утрени освященным елеем священник помазывает молящихся, и тогда же верующим раздаются нарезанные освященные хлебы.

В завершение вечерни священник преподает молящимся древнее благословение от имени воплотившегося Иисуса Христа словами: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Утреня

Шестопсалмие. Вторая часть всенощного бдения — утреня — начинается радостной песнью ангелов, воспевающих рождество Христа: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Затем свечи в храме гасятся, что знаменует ночь, в которую пришел на землю Христос, и образ тьмы, в которой находилось всё человечество до пришествия Спасителя. Чтец посреди храма начинает читать шестопсалмие, заключающее в себе шесть псалмов, отображающих греховное состояние людей и их надежду на спасение. Во время чтения шестопсалмия священник сначала в алтаре, а потом на амвоне молит Бога о ниспослании людям милости Божией.

Кафизмы. После окончания шестопсалмия вновь произносится, как и в начале всенощной, великая ектения. Затем звучит пение из 117-го псалма: Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне — и поется тропарь — краткое песнопение, повествующее о страданиях Христа и Его воскресении из мертвых либо посвященное празднику или празднуемому святому. Вновь зажигаются свечи и начинается чтение кафизм. Греческое слово κάθισμα означает «сидение», так как по церковному уставу во время чтения кафизм молящимся разрешается сидеть. Вся Псалтирь, состоящая из 150 псалмов, разделяется на 20 кафизм, то есть групп или глав псалмов. На всенощном бдении читаются всегда две, определенные уставом, кафизмы.

Полиелей. Затем начинается полиелей — самый торжественный момент всенощной, посвященный воспоминанию воскресения Иисуса Христа. Название полиелей (от греч. πολυέλεος — «многая милость») эта служба получила потому, что во время полиелея поются хвалебные стихи из псалмов и повторяются слова: яко в век милость Его. На полиелее открываются царские врата, освещается весь храм, священнослужители выходят из алтаря, совершая каждение храма. Эти священнодействия изображают восстание Христа из гроба и явление Его ученикам. Затем следует чтение Евангелия о явлении воскресшего Спасителя. В великие праздники на полиелее поется величание праздника или святого и читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

Канон. После прочтения воскресного отрывка из Евангелия, оно выносится на середину храма, и прихожане прикладываются к нему. В другие праздники верующие целуют праздничную икону. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный (на литии) хлеб. В это время читается канон (от греч. κανών — «правило»). Канон — это составленное по определенному правилу собрание из девяти частей (песней). Первый стих каждой песни поется, он называется ирмос, а остальные стихи каждой части (песни) читаются и называются тропарями. Ирмосы отображают ветхозаветные времена и историю нашего спасения. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и прославляют Господа, Божию Матерь, святых, память которых празднуется в этот день.

Стихиры на хвалитех. В древности к моменту окончания чтения канона приближался рассвет, и это приближение света отмечается особым песнопением — светильном, вслед за которым поется стих Всякое дыхание да хвалит Господа и читаются 148, 149 и 150-й псалмы. Эти три псалма называются хвалитными, так как в них часто повторяется слово хвалите. С этими тремя псалмами соединены особые стихиры, которые, как и другие стихиры на всенощной, восхваляют отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие (память определенного святого или святых).

Великое славословие. После пения хвалитных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются, и священник возглашает: Слава Тебе, показавшему нам свет! (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари.) Хор поет великое славословие, которое начинается словами: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. В этом возвышенном и торжественном песнопении мы хвалим, благословим, поклоняемся, славословим и благодарим Бога.

Заканчивается утреня на всенощном бдении сугубой и просительной ектениями — теми же, которые читались в начале всенощной на великой вечерне. Затем преподается последнее благословение священника.

Первый час

Вслед за благословением священника читается первый час, состоящий из чтения псалмов и молитв, в которых мы благодарим Бога за наступивший день и просим наставления на путь, угодный Ему, в течение грядущего дня. Священник выходит из алтаря без праздничного облачения. Храм погружен в полумрак.

Всенощная заканчивается не радостным торжеством, а смиренным и тихим воззванием к Богу. Господь совершил наше спасение, победил смерть, указал путь в Царство Небесное, но преодолеть этот путь мы сможем лишь ежедневно трудясь в исполнении Его святых заповедей, постоянно испрашивая Его помощи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector