0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Служение женщин в Церкви – что нам об этом известно?

Служение женщин в Церкви – что нам об этом известно?

Могут ли женщины служить священниками или проповедниками?

Служение женщин священниками / проповедниками является сегодня, вероятно, самым спорным вопросом в церкви. Поэтому, прежде всего, нам не следует рассматривать это с точки зрения противостояния мужчин и женщин. Существуют женщины, считающие, что они не могут быть священнослужителями; точно так же, существуют и мужчины, убежденные, что для женщины не должно быть никаких ограничений в служении, и она может быть священником или проповедником. Это не вопрос шовинизма или дискриминации – это вопрос толкования Библии.

В 1 Тимофею 2:11-12 написано: «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Бог определил в Церкви различные роли для мужчин и женщин. Это является последствием того, как было создано человечество (1 Тимофею 2:13), и того, как грех вошел в мир (1 Тимофею 2:14). Посредством Послания апостола Павла Бог ограничивает служение женщин в роли духовных учителей мужчин. Это делает невозможным служение женщин священниками / проповедниками, поскольку оно включает проповедование, поучение и духовный авторитет над мужчинами.

Существует множество различных возражений этому мнению. Наиболее распространенным является следующее утверждение: Павел ограничил женщин в духовном служении потому, что в первом столетии женщины обычно были необразованными. Но статус образованности вообще не упоминается в 1 Тимофею 2:11-14. Если бы образование определяло пригодность к служению, то большинство учеников Иисуса оказались бы абсолютно непригодными.

Второе популярное мнение состоит в том, что слова Павла относятся только к женщинам в Ефесе (упомянутое Послание было адресовано Тимофею, служителю церкви в этом городе). Ефес был знаменит своим храмом Артемиды – греческой языческой богини, в поклонении которой женщины обладали высшим авторитетом. Однако в 1 Тимофею Артемида не упоминается, и Павел вообще нигде не говорит о служении Артемиде, как о причине ограничений в 1 Тимофею 2:11-12.

Третье возражение: Павел пишет о мужьях и женах, а не о мужчинах и женщинах вообще. Действительно, греческие слова, использованные в 1 Тимофею 2:11-14, могли относиться и к мужьям/женам, однако основное значение этих слов – мужчина и женщина, в общем. Те же самые греческие слова использованы и в стихах 8-10. Разве только женатый мужчина должен воздевать чистые руки в молитве без гнева и сомнения (стих 8)? Разве только замужняя женщина должна одеваться прилично, со стыдливостью и добрыми делами восхвалять Бога (стихи 9-10)? Конечно же, нет. Стихи 8-10 четко говорят о мужчинах и женщинах, а не только о мужьях и женах. Ничто в контексте отрывка не указывает, что стихи 11-14 следует считать адресованными мужьям и женам.

Некоторые возражают, основываясь на примерах женщин, которые занимали лидерское положение в Библии, – Мариам, Девора, Олдама, Прискилла и Фива. Однако они не учитывают некоторых важных фактов: Девора была единственной женщиной-судьей среди 13 судей-мужчин; Олдаме – единственная среди упомянутых в Библии пророков-мужчин; Мариам имела отношение к руководству только потому, что была сестрой Моисея и Аарона. Наиболее заметными женщинами во времена царей были Гофолия и Иезавель, которых трудно назвать примером богобоязненных женщин-лидеров.

В 18 главе книги Деяний Прискилла и Акила описаны как верные служители Христа. Вероятно, Прискилла была упомянута первой, так как была более известной в служении, чем ее супруг. Тем не менее, нигде не описано ее участие в таком служении, которое противоречит текстам в 1 Тимофею 2:11-14. Прискилла и Акила приняли в свой дом Аполлоса и изложили ему путь Господень точнее (Деяния 18:26).

В Послании Римлянам 16:1 Фива названа «диакониссой», а не «служителем», и это указывает на то, что Фива не учила в церкви. «Право наставлять» принадлежало старшим (епископам), но не диаконам (1 Тимофея 3:1-13; Титу 1:6-9). Старшие / епископы / диаконы описаны как мужья одной жены, хорошо управляющие домом своим, со всякой честностью. Кроме того, в текстах 1 Тимофея 3:1-13 и Титу 1:6-9 к старшим / епископам / диаконам употреблены местоимения в мужском роде.

«Причина» этого становится ясной в 1 Тимофею 2:11-14. Почему же женщины не могут учить и иметь власть над мужчинами? Потому, что «прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (стихи 13, 14). В этом и заключается причина. Бог сотворил Адама первым, а потом Еву как «помощницу» для Адама. Этот порядок создания имеет универсальное применение как в семье (Ефесянам 5:22-23), так и в Церкви. Тот факт, что Ева была обманута первой, также служит объяснением, почему женщинам не следует служить пасторами или же иметь духовный авторитет над мужчинами. Некоторые считают, что женщина не может быть духовным наставником потому, что она легче искушается. Но это мнение спорно, ведь если женщину действительно легче искусить, то почему ей разрешается учить детей (которые также легко искушаются) и других женщин? В данном тексте это не имеется в виду. Женщина не может иметь духовную власть и проповедовать над мужчинами потому, что Ева была искушена. В связи с этим Бог дал мужчине высший авторитет в Церкви.

Женщины преобладают в дарах гостеприимства, милосердия, наставления и помощи. Духовное служение Церкви в значительной мере зависит от женщин. Женщины в Церкви не ограничены в публичной молитве и пророчестве (1 Коринфянам 11:5), а только в духовной власти над мужчинами. Нигде в Библии не написано, что женщина не может использовать дары Святого Духа (1 Коринфянам, глава 12). Женщины, как и мужчины, призваны служить ближним, проявлять плоды Духа (Галатам 5:22-23) и провозглашать Евангелие потерянным душам (Матфея 28:18-20; Деяния 1:8; 1 Петра 3:15).

Бог предписал, что только мужчины могут служить на постах, наделенных духовным авторитетом в Церкви. Это вовсе не потому, что мужчины обязательно лучшие учители, и не потому, что женщины подчинены им или менее разумны – это вообще не относится к данному вопросу. Это просто способ, которым Бог определил функционирование Церкви. Мужчины должны подавать пример в духовном лидерстве – в своей жизни и словах, а женщины должны играть менее авторитетную роль. Они призваны учить других женщин (Титу 2:3-5), Библия также не запрещает женщинам учить детей. Единственная, не доступная женщине деятельность, – это учение и духовная власть над мужчинами, что исключает возможность женщины быть священником / пастором. Это ни в коем случае не приуменьшает важной роли женщин, а скорее направляет их на служение теми дарами, которыми Бог наградил их!

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Православная Жизнь

Что нам известно о служении женщин в Церкви? Сегодня уход за храмом лежит преимущественно на женских плечах и, в большинстве случаев, этим их служение Церкви ограничивается. Однако так было не всегда.

Под 7 августа в православном календаре мы видим имя св. Олимпиады диаконисы, потому, пользуясь случаем, давайте сделаем интересный исторический экскурс и посмотрим, какие должности и обязанности были у христианок в прошлом.

Служение женщин, в той или иной форме, известно еще с апостольских времен. Наиболее известная женская должность как раз имела название диаконис, функции которых заключались в присмотре за порядком в женском отделении храма во время богослужений, наставление женщин, помощь им и священнослужителю при принятии таинства крещения, исполнение поручений епископа и пр.

Если обратиться к истории формирования женских церковных должностей, то принято разделять их на два периода – служение вдов (примерно до середины III века) и служение диаконис (последующее время). Однако был еще и переходной период, когда параллельно существовали обе должности.

Есть мнение, что первое упоминание об определенном служении женщины относят к словам апостола Павла в его послании к Тимофею: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (1 Тим. 3, 8-11). Мы видим, что в последнем стихе идет речь о нравственных качествах женщины, скорее всего диаконисы, избранной на служение в Церкви. О вдовах Иопии идет речь в Деяниях: «Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними» (Деян. 9, 39). Есть упоминание о жаловании от Церкви, получаемом вдовицами – также в послании к Тимофею: «Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц». (1 Тим. 5, 16), – и это жалование свидетельствует об определенных женских обязанностях, так как материальные средства получали лица, занимающие иерархические церковные должности. Обязанности вдов были обусловлены теми функциями, которые женщина выполняла в обществе и семье. В первую очередь – это присмотр за детьми, как родными, так сиротами, находившимися на церковном обеспечении (1 Тим. 5, 4, 10), а также прием странников, помощь бедствующим и т.д. В целом, в ранней Церкви благотворительность была одним из основных форм служения людям и в данном случае женщины задействовались повсеместно.

В последующее время о служении вдов пишут сщмч. Поликарп Смирнский, Ерма, сщмч. Игнатий Богоносец, Лукиан, Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский и др. В «Строматах» Климента есть упоминание не только о благотворительных функциях женщин, но и о миссионерских, как апостольских помощниц: «Апостолы отдавали все свое время служению, однако брали с собой женщин, скорее в качестве сестер, нежели жен, для того, чтобы они помогали им нести проповедь и женщинам, проникая беспрепятственно туда, куда доступ мужчинам был закрыт». В принципе, то положение, которое занимали вдовы в Церкви, Троицкий С. В. – исследователь данной темы – охарактеризовал следующими словами: «Вдовы были церковнослужительницами в тот период, когда Церковь почти не знала церковнослужителей. Но, принадлежа к клиру, они не приравнивались к священнослужителям. Поэтому, когда клир противопоставляется мирянам, вдовы упоминаются после лиц иерархических, но, когда речь идет об иерархии в узком смысле, о вдовах упоминания нет».

Читать еще:  протопресвитер Александр Шмеман

Интересно подчеркнуть, что одной из обязанностей диаконис была помощь во время крещения, и именно этот фактор послужил причиной отделения от вдов должности диаконис. Просто некоторые вдовы выполняли функции благотворительности, а другие – богослужебные, т.е. собственно церковнослужения. Со временем чин вдов потерял свое иерархическое значение и превратился в благотворительное учреждение.

Первым письменным памятником, упоминающим чин диаконис, является Дидаскалия (Учение двенадцати апостолов) – апокриф, написанный в III-IV веках. Как раз в нем содержаться сведения о том, что во время крещения женщин именно диаконисы помазывали их елеем. От вдов диаконисы унаследовали функции наставничества (в особенности опять же катехизации перед крещением), посредничества между женщинами и иерархическими лицами, ухода за больными, а также поддержания внешнего порядка в храме. Нужно сказать, что если служение вдов было, в первую очередь, благотворительным, а потом литургическим, то служение диаконис – наоборот – сначала литургическим, а затем благотворительным.

Несмотря на свое древнее происхождение, нужно сказать, что в Константинопольской Церкви, чин диаконис просуществовал до XI века. В свою очередь Русская Церковь несколько столетий была частью Церкви Константинопольской, а потому переняла от нее многие богослужебные традиции и церковное устройство, в том числе и чин диаконис. В Русской Церкви диаконисы со временем трансформировались в просфорниц. Интересно, что диаконисам и просфорницам запрещалось воторобрачие, причем, решением Святейшего Синода, в качестве узаконенного правила эта традиция стала лишь в 1733 году. В общем, эта дата стала последним упоминанием чина диаконис в историографии Русской Церкви. После этого были две попытки восстановления чина диаконис. Первая связана с именем преп. Макария (Глухарева) – просветителя Алтая и основывалась на нуждах миссии. Вторая – с именем священника Александра Гумилевского и обусловлена желанием великой княгини Елены Павловны создать общину диаконис в основанном ею Крестовоздвиженском храме города Санкт-Петербурга. За реализацию этого проекта и взялся отец Александр, однако особенностью данной затеи был тот факт, что он попытался объединить «три разнородных института – институт католических сестер милосердия, институт протестантских диаконис и древний институт диаконис православных». В силу разных причин обе попытки оказались неудачными.

Вкратце нужно также упомянуть о такой неиерархической женской должности как старицы. В послании к Титу апостол Павел повелевает «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит. 2, 3-5). Из приведенного отрывка видно, что в функции стариц, в силу их почтенного возраста и жизненного опыта, входила обязанность наставлять молодых женщин. Есть мнение, что малоимущие старицы получали материальную помощь от Церкви. Характеризуя их положение еще один исследователь Постернак А. отмечает, что «в христианских общинах старицы пользовались почтением за свою благочестивую жизнь и преклонный возраст… Старицы имели право наставлять более молодых женщин, но нет оснований делать вывод, что данная обязанность являлась их особым церковным и, тем более, священническим служением».

Как видим, в прошлом служение женщин в Церкви было гораздо более разнообразным. Сегодня эта проблема касается не только женщин, но и мирян вообще. Какие-то формы служения, в силу объективных причин, уже не восстановить, однако появляются и новые формы. Все это говорит о том, что, не впуская порочность этого мира, нужно быть все же открытым ему, дабы Евангельскую весть услышало как можно больше людей, и помощь мирян, как мужчин, так и женщин здесь может быть неоценима.

Протоиерей Владимир Долгих

О служении женщин в церкви

Может ли женщина быть пастырем церкви?
Если можно, то растолкуйте, как понимать место 1 Коринф.14г. 34 стих. И как относится к диаконисам правильно ли это? Спасибо за то, что вы всегда находите время, для того, чтобы ответить. Да благословит вас Господь в вашей работе.
Павел.

Мир вам, Юрий Кириллович. Прошу вас дать разъяснения относительно института диаконис в церквах Российского Союза ЕХБ. Служат ли в церквах сестры, диаконисы? Если да то каков порядок выбора и рукоположения сестер на это служение. Спасибо.
Владимир.

Приветствую Вас уважаемые братья, Павел и Владимир!

Несколько элементов родственных в вопросе о служении женщин в церкви и потому я позволил себе объединить Ваши письма.

Первый вопрос: Может ли женщина быть пастырем церкви?

Если это церковь самодельная, в которой Священное Писание не читают, и не почитают, то может. В таких церквах всё может быть. Но я думаю, Вы спрашиваете о церкви, которая утверждена Иисусом Христом, и в которой главенствует Его слово.

Российский Союз евангельских христиан баптистов объединяет церкви, живущие по Писанию. Евангельская церковь, руководимая Писанием, все свои решения основывает на откровении Божьем. Священное Писание даёт очень чёткие указания насчёт священства. Нет никаких, даже косвенных оснований, для того, чтобы допустить в церкви служение женщины в качестве пасторши. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3).

Этот текст, абсолютно ясно указывает на порядок взаимоотношений в иерархии Бог – человек. Кто-то скажет, что это порядок взаимоотношений в семье. Допустим, чтобы не спорить. Но такое допущение только усилит факт того, что женщина обязана исполнять божественное предписание послушания мужу.

Прямое указание Писания на качества пресвитера, что равнозначно пастырю, вообще не рассматривает женщину в качестве вероятного служителя. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (Тит.1:5-8)

Поэтому в церквах Российского Союза ЕХБ нет женщин пастырей.

Как относиться к сёстрам диаконисам?

Служение диакона – имеет другую категорию.

Все вопросы материального характера, которые возникают в церкви, решают диаконы.

«Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян.6:3-6). Так в первой церкви разрешили вопрос растущих нужд по служению в церкви. Очень важно заметить, как высоки были требования к кандидатам, на простую, казалось бы, службу. Следует также заметить, что служение, как его сегодня называют, социальное, а лучше служение милосердия, было очень важным фактором в церкви. Как внимательны были апостолы к нуждам людей. И как на этом фоне возвышается служение словом. «Мы пребудем в молитве и служении слова».

Диакон — ближайший помощник пастыря. Служение диакона в церкви также совершают мужчины. В предписании церквам насчёт требований к диаконам апостол Павел пишет следующее: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1Тим.3:8-12). Диакон – буквально слуга.

Может ли женщина в церкви совершать дело слуги? Риторический вопрос. Дело слуги, в церкви призваны совершать все члены церкви. Но вот библейского обоснования для введения в сан диакона женщины мы не находим. Упоминание в послании к Римлянам некой Фивы, диаконисы, не даёт оснований для введения женщин в сан диаконис.

«Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» (Рим.16:1).

Дело в том. что данный текст свидетельствует о Фиве, как о посвящённой сестре, буквально работнице, труженице. И таких женщин тружениц в церквах братства превеликое множество. Они не называют себя диаконисами, они не имеют рукоположения, как мужчины диаконы. (В некоторых церквях правда совершают молитву благословения на их труд). Они совершают свой труд служащей без претензий на власть. Поскольку в церквах Союза сестёр больше половины, то и ценность такого посвящения служащих сестёр невозможно переоценить. Но повторюсь, сестёр призванных быть служащими не рукополагают. Нет библейского основания.

И, наконец текст Писания: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1Кор.14:34).

Тут, брат ты мой, и добавить нечего.

Конечно, специфика коринфской церкви налагает свой отпечаток и на данное предписание Павла. Но чтобы избежать искушения пренебречь данным словом, я приведу ещё цитату из послания к Тимофею. «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:11,12). Теперь мы видим, что это принцип взаимоотношений в церкви. Власть принадлежит Богу, который вручил её мужчинам служителям. Учение, наставление, это всё рычаги власти. Но Божий принцип остаётся неизменным.

Очевидно, нужно вернуться к упомянутому уже тексту, в котором сказано:

Читать еще:  В Грецию пришел самый любимый народом праздник

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3). Хоть это и не современно, не популярно, но Писание утверждает. Божьи установления таковы. Бог через Иисуса Христа осуществляет свою власть! Иисус Христос через мужа, через мужчин осуществляет свою власть. Это утверждение заставляет меня обратить внимание мужчин на их ответственность за правду жизни. Я имею в виду семейную неустроенность. Общественный хаос. Разруху в умах, которая разрушает землю матушку. Ответственность за это возложена на мужчин. Мужчина перестал слушать голос Бога и перестал исполнять свою властную функцию. Или быть может перестал слушаться Бога, и подчинил и себя и общество власти инстинктов, власть греховной натуры. И пришла разруха. И последствия этой разрухи видны в обществе повсюду. Кстати и в церкви они налицо. Конечно, испорченное сознание рисует картины насилия и унижения, которые будто бы совершаются на основании такого понимания мужской власти. Но Евангелие даёт совершенно чёткие принципы взаимоотношений, власти и подчинения. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:22-27).

В таком гармоничном сочетании служения, любви, и власть становится не насилием, но заботой, заботой жертвенной, любовью, способной отдать душу за ближнего!

О служении женщин в церкви

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Сегодня особый день, который посвящён, в контексте празднования Пасхи, женам-мироносицам. И, как вы знаете, его всегда считают своеобразным «женским днем», иногда даже так и поздравляют сестёр с этим праздником, иногда говорят об этом в проповедях. И наверное, это неплохо – иногда вспомнить в церкви о сестрах, об их различных служениях и о том, какие были замечательные жены-мироносицы: как они принесли миро помазать тело Усопшего и оказались первыми свидетелями Воскресения, хотя апостолы им в этом поначалу и не поверили.

В таких поздравлениях всегда есть что-то умилительное и доброе, но мне представляется, что этого мало. Потому что быть свидетелем Воскресения – это значит наполниться Духом Жизни Воскресшего, это значит наполниться Христовой Любовью. А если человек наполняется этим Духом и этой Любовью, то в нём раскрываются значительно большие дары и возможности, чем то, что нужно, чтобы обслуживать подсвечники, мыть полы или, в крайнем случае, служить в качестве матушек у батюшек. Древняя церковь помнила слова апостола Павла, что во Христе нет «ни мужеского пола, ни женского» (Гал 3:28). Церковь знала и служение пресвитерид, и служение диаконисс, то есть священное, святое служение, которое воплощало в жизнь этот принцип апостола Павла.

Конечно, давно прошли те времена. Служение пресвитерид было прервано решением одного из соборов в IV веке. Служение диаконисс никто не прерывал, и оно, тихонечко угасая, существовало в церкви целую тысячу лет, до X-XI века. В богослужебных книгах того времени мы находим чины хиротонии, рукоположения диаконисс. И там, как вы знаете, расписан порядок, что диакониссы рукополагаются в алтаре и причащаются у престола, так же, как дьяконы, и сразу после них, перед иподьяконами. Когда-то было так, но с XII-XIII века наступили тяжелые исторические времена, и, хотя в каких-то формах это служение продолжалось, но уже ни о каких хиротониях диаконисс речи быть не могло. Потом под влиянием ислама отношение к женщинам стало ещё более далёким от Нового Завета, и к ним стали относиться только как к услужающим, как к тем, кто должны служить мужчинам, мужьям, иерархии и так далее.

Неслучайно с середины XIX века начинается процесс восстановления священного служения женщин. Святитель Филарет Московский первым снова рукополагает диаконисс. А потом в конце XIX – начале XX века это же делает святой Нектарий Эгинский в Греции, не получая, конечно, одобрения со стороны большинства. Можно еще вспомнить, что Московский собор 1917-1918 годов, который подробно разбирался в этом вопросе, явно благоприятствовал введению чина диаконисс. Если бы не революция, то мы бы уже сто лет назад имели этот чин в церкви. В наше время – напомню вам одну из последних новостей церковной жизни, чтобы закончить эту тему о диакониссах – в Александрийском патриархате этот чин официально восстановлен, и в Африке рукополагают православных диаконисс, желательно из местного населения.

Это, конечно, еще не все, что нужно для того, чтобы дары, которые несут в своих сердцах сестры во Христе, могли раскрыться в полную меру. Сегодня, например, еще празднуется память Тамары Грузинской, одной из равноапостольных жен. Как ни странно, служение равноапостольных жен в церкви существовало довольно долго: их в святцах не так много, однако это не два и не три случая. Что это значит? Быть равноапостольной – значит служить делу свидетельства о Христе Воскресшем, продолжать собственно дело жен-мироносиц. Это значит быть миссионерами, свидетелями о Христе от всей полноты сердца, причём свидетелями действенными. Под влиянием таких святых многие люди приходили ко Христу, образовывались целые церкви. И конечно, это сейчас нелегко себе представить на практике, однако думается, что ничто не мешает сестрам и осуществлять христианскую миссию, и возрождать катехизацию, которую в древности могли вести женщины. Они могли помогать катехизаторам – пресвитерам или епископам – в совершении крещения, но могли и сами учить. Этот вопрос остается не совсем выясненным, иногда спорным, однако судя по всему, может быть очень недолго, но так было в истории церкви.

Наверное, мы должны сделать еще один шаг и признать, что то вдохновение, которое дает каждому человеку Дух Святой, может быть одинаково плодоносным и для мужчин, и для женщин. И очень жалко, когда женщины-христианки себя ограничивают, сами себе не ставят задач духовного служения, харизматического служения – свидетельства, просвещения, служения диаконического, и, по мере необходимости, возглавления молитвенных собраний, особенно женских, как бывало в истории. Наверное, единственное, чего не знала история – это женщин-епископов. Сейчас в некоторых протестантских церквах, в частности в лютеранской церкви, такая практика существует, но она сильно оспаривается древними апостольскими церквами. Вы знаете, какие споры идут по вопросу женского священства. Но если мы вернёмся к старому, первоначальному пониманию священства как царственного священства всего Народа Божьего, то и здесь препоны уходят. И очень хотелось бы, чтобы сестры, которые последние века традиционно составляют большинство церковного народа, были не только слушателями, не только теми, кто воспринимает и помогает, что само по себе замечательно и достойно всяческой поддержки, похвалы и наград. Но все-таки надо признать, что в церкви сёстры, женщины-христианки могут брать на себя и ещё более ответственные служения, вплоть до равноапостольного. Они вполне могут быть примером для всех церквей, для всех членов церкви.

Вот, например, во время недавней поездки в Хельсинки мы посетили часовню, посвященную матери Марии (Скобцовой). Мы удивились, что самая новая часовня, освящённая всего два года назад, была освящена именно в честь матери Марии. Мы этого как-то даже не ожидали, для нас это было нечаянной радостью. А потом мы узнали, что она была избрана не только потому, что она святая нашего времени, а не древних незапамятных времен, но ещё и потому, что она прекрасный пример для всех христиан, включая протестантов и католиков. И это действительно так, нам об этом рассказывал и митрополит Хельсинский Амвросий, и другие люди. Быть примером для всех христиан у православных получается нечасто. Это оказывается непросто. И может быть, мать Мария – один из редчайших примеров такого свидетельства, потому что, с одной стороны, она человек, который с полной самоотдачей служил всем притесняемым, угнетаемым, болящим, нуждающимся, голодным, холодным, умирающим, подвергающимся опасности смерти, а с другой стороны, она одна из первых в XX веке женщин, проповедовавших в православном храме. До сих пор попробуйте представить себе, чтобы на приходе читалось Евангелие, а потом проповедь говорила какая-нибудь женщина, даже если бы она была монахиня. Я думаю, что всякий, кто знает нашу церковную жизнь, представив себе эту картину, хорошенько посмеется над ее невозможностью. А вот мать Мария ещё в первой половине XX века имела такое благословение – стоя около амвона в центре храма проповедовать. Она не просто писала стихи или вышивала какие-то церковные пелены, она не просто осуществляла диаконию, она еще и осмысляла самые сложные вопросы внутрицерковной жизни, и при этом не оглядывалась по сторонам и вела себя вполне самостоятельно в этом, так что могла вызывать разную реакцию. Однако ее служение не прерывалось.

Это все должно нас укреплять, и прежде всего укреплять всех верующих сестёр в тех служениях, которые, может быть, редко осуществлялись и осуществляются в церкви женщинами. Конечно, XX век еще многое дал, и мы еще многого из этого не знаем. Есть, например, случай, связанный с именем Пастернака, когда один известный московский священник (о. Николай Голубцов) послал именно женщину, даже не монахиню, чтобы причастить его перед смертью. Поскольку кому-либо из церковных людей было затруднительно пройти в дом Пастернака в этот момент, он ей вручил Святые Дары, чтобы она пошла и причастила умирающего замечательного христианского писателя и поэта.

Всё это по-новому открывает нам смысл сегодняшнего, подчеркиваю, пасхального праздника, посвященного женам-мироносицам. И этот свет Воскресения, пасхальный свет отгоняет всякую тьму и всякие предрассудки, связанные с местом и служением женщин в церкви и в мире, лежащем во зле. Нам есть о чём подумать, нам есть что здесь делать! Мы не можем просто возвращаться к Ветхому Завету, мы не можем считать, что женщины в семьях должны быть лишь подчиненными главе семьи – христианину-мужчине, мужу. Всё это теперь в несколько ином свете предстает перед нами. И дай же Бог, чтобы мы не теряли этого аспекта праздника Пасхи! Дай Бог, чтобы для нас Пасха раскрывалась многообразно, в том числе с точки зрения служения женщин в Церкви! И пусть каждый из нас благодарит Бога за то, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского! Пусть каждый из нас научится делать из этого правильные полноценные выводы! Пусть каждый из нас способствует раскрытию даров Святого Духа во всех христианах, во всех членах церкви, включая и наших замечательных сестёр, женщин-христианок!

Читать еще:  На Святой Горе Афон почтили память пророка Илии

Какова роль женщины в церкви Христовой?

Введение

Иногда со стороны людей, интересующихся законами Бога, можно услышать такой вопрос: «Может ли женщина проповедовать, учить и вести молитву во время общественного служения»?

Некоторые церкви в своей деятельности, допускают женщин до публичного служения. Некоторые церкви не только делают это, но и возводят женщин в ранг священников, проповедников и пресвитеров.

Но можно ли с точки зрения Библии – Божьего слова, делать подобные вещи? И не противоречит ли это, учению Бога? Давайте попробуем разобраться в этом.

Сразу скажем, что если где-то в Библии есть противоречащие места друг –другу, то-есть например, в одном мести якобы говорится можно делать что либо, а в другом, говорится о том же, но только уже нельзя делать тоже.

Это значит, что нам необходимо не вырывать понравившиеся стихи из контекста и утверждать именно их правоту, а другие отвергнуть, нет, это не правильный подход. Наша задача в этом случае, рассмотреть контекст всей Библии, а не одного стиха, пусть даже нам «полюбившегося» и понравившегося!

Также мы должны не забывать, что Библия – Слово Божье, это авторитет для нас с вами. И тем самым мы должны придерживаться того о чём там говорится, и не придумывать «свои законы» для жизни церкви здесь на земле.

Роль женщины в церкви

Роль женщины – что можно, а что нельзя делать женщине в церкви?

Какова роль женщины в церкви Христовой? Давайте посмотрим, что об этом говорит Новый Завет?

В Новом Завете мы встречаем повествование о женщинах, имевших дар пророчества [Деян 2:15-18; 21:8-9]. Эти места говорят нам, что женщины наравне с мужчинами, получают веру, спасение и дары от Духа Святого.

15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
(Деян 2:15-18).

8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи [диаконов], остались у него.
9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
(Деян 21:8-9).

Например, христианка Прискилла, помогала своему мужу христианину, обучать Аполлоса [Деян 18:24-26]. А в письме к Титу, апостол Павел предписывает старшим по возрасту женщинам, обучать младших [Тит 2:3-5].

24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
(Деян 18:26).

3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
(Тит 2:3-5).

В письме к Тимофею, апостол Павел говорит, чтобы все кто может (включая и женщин являющихся христианками), проповедовали и учили других людей о Боге [2 Тим 2:1-2].

1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
(2 Тим 2:1-2).

Слово «люди» во 2 стихе, это греческое слово «антропос» , что означает – человек. Это слово здесь используется без разделения на половую принадлежность. Это свидетельствует нам, что Павел говорит о человеческих существах, просто людях, мужчинах и женщинах.

И всё же, мы не находим в Библии места (в Новом Завете), где было бы заповедано Богом, что роль женщины это учить, проповедовать, быть «священниками» и старейшинами публично, и где бы женщина была лидером и властвовала в Церкви Христовой над мужчинами.

Библия говорит нам, что мужчины христиане, должны или могут «молиться в каждом месте», в то время как женщины, должны «обучаться в безмолвии и всяком подчинении». Павел затем добавляет: «А женщинам учить запрещаю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» [1 Тим 2:8-15].

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
(1 Тим 2:8-15).

Слова «муж, мужчина» в этом отрывке (1 Тим 2:8-15), это греческое слово «анер» , что означает «мужчина». И здесь, оно как раз и используется, для различий не только половых, но и властных, между мужчиной и женщиной.

Женщины должны молиться, но не в «каждом месте»! Они должны обучать, но «не мужчин»! Они должны «смотреть за домом» [1 Тим 5:14], но не должны иметь «превосходство над мужем»! Эти установления применимы как к публичному служению, так и к домашней обстановке, работе и любому другому месту.

14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию.
(1 Тим 5:14).

Так уж получилось с самого начала, что женщина, должна быть в подчинении у мужчины [1 Кор 11:3; 7; 9; 14:34]. Это потому, что первым был создан Адам, а Ева была создана второй и первой впала в грех [1 Тим 2:13-14; Быт 3:1-6].

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
(1 Кор 11:3; 7-9).

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
(1 Кор 14:34).

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
(Быт 3:1-6).

Как мужчины должны подчиняться Христу, так и жёны, подобным же образом должны подчиняться своим мужьям [Тит 2:5; Еф 5:22-24; Кол 3:18; 1 Пет 3:1-6].

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
(Еф 5:22-24).

18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
(Кол 3:18).

1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
(1 Пет 3:1-6).

Заключение

Таким образом, мы увидели, что роль женщины в церквях Христовых, это подчинение мужчине и праведная жизнь во Христе.

Женщины в церкви не должны быть лидерами, «священниками», проповедниками, другими словами, они не могут вести общественное служение в церкви Христовой и уж тем более, учить там, где есть мужчины христиане.

Те, кто проповедует публично, должны делать это «со всей властью» [ср. Тит 2:15]. Ни одна женщина не может делать этого без узурпации «власти над мужчиной».

Поэтому женщина не может ни учить, ни проповедовать, ни вести молитву во время публичного служения там, где присутствуют мужчины. Так сказано пророками Бога!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector