0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смысл девства. Мученица Феврония Низибийская

Преподобномученица Феврония дева

Преподобномученица Феврония дева пострадала в царствование Диоклитиана (284 — 305). Она воспитывалась в монастыре в городе Сиваполе (Ассирийская область). Настоятельницей обители была игумения Вриенна, тетка святой Февронии. Игумения, заботясь о спасении святой Февронии, назначила ей более строгий образ жизни, чем остальным инокиням. По уставу обители по пятницам сестры оставляли свои послушания и весь день проводили в молитве и чтении Священного Писания. Обычно игумения поручала чтение святой Февронии.

Слава о ее благочестивой жизни распространилась по городу. Знатная молодая вдова Иерия, язычница, стала посещать святую Февронию. Под влиянием ее наставлений и молитв она приняла святое Крещение и привела к Христовой вере своих родителей и родственников.

Диоклитиан направил в Ассирию для истребления христиан отряд воинов во главе с Лисимахом, Селином и Примем. Селин, дядя Лисимаха, отличался жестокостью в отношении христиан, а Лисимах был расположен к ним, так как его мать старалась внушить сыну любовь к христианской вере и умерла христианкой. Лисимах договорился со своим родственником Примем по мере возможности избавлять христиан от рук мучителей. Когда отряд воинов приблизился к обители, насельницы скрылись. В монастыре остались только игумения Вриенна, ее помощница Фомаида и святая Феврония, которая в то время тяжело болела. Игумения сильно скорбела, что ее племянница попадет в руки мучителей, которые могли надругаться над ней, и горячо молилась, чтобы Господь сохранил ее и укрепил в исповедании Христа Спасителя. Селин приказал привести к нему всех инокинь обители. Прим с отрядом воинов не нашел никого, кроме двух стариц и святой Февронии. Он сожалел, что и они не скрылись, и предложил инокиням уйти. Но инокини решили не покидать места своих подвигов и положиться на волю Господню.

Прим рассказал Лисимаху о необыкновенной красоте святой Февронии и советовал взять ее себе в жены. Лисимах ответил, что не желает соблазнять дев, посвященных Богу, и просил Прима укрыть где-нибудь оставшихся инокинь, чтобы они не попали в руки Седина. Один из солдат подслушал разговор и донес Селину. Святую Февронию со связанными руками и цепью на шее привели к военачальнику. Селин предложил ей отказаться от веры во Христа и принести жертву языческим богам, он обещал почести, награды и брак с Лисимахом. Святая дева твердо и неустрашимо ответила, что имеет Бессмертного Жениха и не променяет Его ни на какие земные блага. Селин подверг ее жестоким мукам. Святая молились: «Спаситель мой, не покинь меня в этот страшный час!». Мученицу долго били, кровь ручьями текла из ран. Чтобы увеличить страдания святой Февронии, ее повесили на дереве и разожгли под ней огонь. Мучения были так бесчеловечны, что народ стал криком требовать прекращения истязания ни в чем не повинной девушки. Но Селин продолжал издеваться и насмехаться над мученицей. Святая Феврония молчала. От слабости она не могла говорить ни слова. В ярости Селин приказал вырвать ей язык, выбить зубы, отрезать груди и, наконец, отсечь обе руки и ноги. Люди не выносили ужасного зрелища и уходили с места мучения, проклиная Диоклитиана и его богов.

Среди толпы присутствовала инокиня Фомаида,. которая впоследствии подробно описала мученический подвиг святой Февронии, и ученица святой девы Иерия. Она вышла из толпы и во всеуслышание укоряла Седина за безмерную жестокость. Он приказал схватить ее, но, узнав, что Иерию как знатную женщину небезопасно подвергать истязаниям, оставил ее, сказав: «Своими речами ты навлекаешь на Февронию еще большие муки». Наконец, святой мученице Февронии отсекли голову.

Уходя с места казни, Лисимах плакал и затворился в своем помещении. Селин собирался обедать, но не мог принять пищи и ходил по покоям своего дворца. Внезапно, посмотрев вверх, он вдруг лишился языка, замычал подобно волу, упал и, ударившись о мраморную колонну, разбил себе голову и тут же умер. Когда Лисимах узнал о происшедшем, то произнес: «Велик Бог христианский, Он достоин почитания, потому что отомстил за неповинную кровь!» Он приготовил ковчег, вложил в него рассеченное тело мученицы и отнес в монастырь. Игумения Вриенна упала без чувств, увидев изуродованные останки святой Февронии. К вечеру она пришла в чувство и повелела открыть монастырские ворота, чтобы все могли прийти поклониться святой мученице и прославить Бога, даровавшего ей такое терпение в страданиях за Христа Спасителя. Лисимах и Прим тогда же отреклись от идолопоклонства, приняли Крещение и иночество. Иерия передала свое богатство в монастырь и просила игумению Вриенну принять ее в обитель вместо святой Февронии.

Ежегодно, в день мученический кончины святой Февронии, в обители совершалось торжество. Во время всенощного бдения сестры обители всегда видели святую Февронию, которая занимала свое обычное место в храме. От мощей святой мученицы совершались многочисленные чудеса и исцеления. Житие святой Февронии было написано свидетельницей ее подвига инокиней Фомаидой.

В 363 году мощи святой Февронии были перенесены в Константинополь.

Вскоре после кончины святой Февронии святой Иаков, епископ Низибийский (память 13 января), создал церковь и перенес в нее частицу мощей святой мученицы.

Православная Жизнь

Почему девство было чем-то большим, чем просто отказ иметь семью?

Преподобномученица Феврония пострадала за Христа в правление императора Диоклетиана (284–305). Она была посвященной Богу девой и стала небесной покровительницей благоверной княгине Февронии Муромской.

Феврония Низибийская — одна изнемногих сирийских дев-мучениц первых веков христианства, чьи имена дошли до нас. Она олицетворяет всех тех, кто даже в отдалении от центров апостольского христианства того времени свидетельствовал о вере в Распятого «перед язычниками, царями и владыками земли» (Мф. 10:18).

Феврония происходила из Низибии — современного Нусайбина, города на юго-востоке Турции вблизи сирийской границы. В ее времена это была граница Римской и Персидской империй, а сам город с 298 года принадлежал римлянам. Низибия была важным военным и торговым пунктом, научным центром, местом встречи Рима, Сирии, Персии и других стран Востока. В середине IV века в Низибии начала процветать подобная Антиохийской Низибийская богословская школа, с которой был связан преподобный Ефрем Сирин.

Православное мировоззрение, формы рассуждения и языка древних сирийских христиан того времени происходили из трех основных источников:

  1. Месопотамские сказания и тип мышления;
  2. Сирийский перевод Библии и устные иудейские предания;
  3. Грекоязычное христианство, при этом опосредованное, в сирийских переводах.

Сирийский был одним из вариантов арамейского. На нем говорил Спаситель, было впервые проповедано Евангелие, произнесена Благая весть.

Феврония вела образ жизни, посвященный Богу. И хотя в богослужебном календаре она именуется преподобномученицей, монахиней в современном смысле слова она не была. Сирийской Церкви того времени были свойственны особенные общины посвященных Богу мужей и жен, именовавшихся «Сынами и Дочерями Завета».

Вдохновляемое библейскими текстами, раннее христианство не хотело, да и не могло видеть в посвященном Богу девстве дев просто аскезу, направленную на умерщвление плоти или сознательный отказ от деторождения. В этом, в частности, оно отличалось от гностицизма или манихейства, презиравшего и уничтожавшего жизнь, мир и плоть. «Погублю губивших землю», — предупреждает в Апокалипсисе Сам Господь (Откр. 11:18).

Читать еще:  Умер один из ведущих исламских богословов

Следует отметить, что и безбрачие древних епископов было, помимо предложенного апостолом Павлом миссионерского идеала (1 Кор. 7:7), обусловлено требованием безупречности, неподкупности, неуязвимости и бесстрашия. Ведь с легализацией христианства при императоре Константине епископы приобретали право суда, защиты и печалования. К суду Церкви вправе были обратиться те, кто предпочитал церковную юрисдикцию гражданской. К примеру, в таких повседневных заботах проходила жизнь «Николая Чудотворца» древней Сирийской Церкви святителя Иакова Низибийского (+338). По Преданию, именно он положил начало почитанию мученицы Февронии во святых.

Девство становилось местом неизменяемости, отображало присутствие Того, Кто, будучи превыше законов времени и бытия, сделался человеком, воплотившись от Девы. Именно эта, христологическая, а не философско-религиозно-аскетическая направленность посвященного Богу девства юных христианок приводила язычников в неистовство. В особенности это заставляло негодовать правителей. Ведь они, обожествлявшие императора, видели, что единый истинный Победитель и Владыка жизни и смерти — свидетельствуемый девами Господь Иисус Христос — торжествует в немощнейших сосудах тел христианских дев (1 Пет. 3:7).

По свидетельству жития святой Февронии, когда слух о наступлении гонений на христиан дошел до общины, к которой она принадлежала, все девы предпочли бежать. Феврония же осталась, была схвачена и приведена на суд.

В контексте только что сказанного, процесс над христианскими девами строился по двум направлением. Каждое было для языческих правителей чрезвычайно важно:

  • От дев требовали отречения от веры;
  • Им обещался благополучный, с языческим супругом, брак.

По мысли идолопоклонников, христианская дева должна была совершить таким образом двойное отречение. Провозгласить императора Господом, и, согласно логике римского права, обрести могущественного супруга-язычника своим новым отцом. Ведь римляне прекрасно помнили, кого христиане именовали своим Единым и Единственным Отцом на Небесах.

Феврония не отреклась от веры и отказалась от брачного предложения, которое, согласно мученическим актам, делал ей правитель, язычник Лисимах. Деву принуждали уговорами, затем мучили, калечили ее живое тело, отрубали руки и ноги, но не добились ничего.

Тот летний день 1725 лет тому назад стал днем рождения Февронии. Ибо только так первые христиане именовали дни мученической смерти своих братьев и сестер. Видя происшедшее крещение кровью, язычник Лисимах уверовал во Христа и так, молитвой Церкви и девы, в отличие от всех своих языческих соплеменников, перестал быть сиротой, ибо обрел себе Небесного Отца (ср. Мф.6:9).

Мученица Феврония Низибийская

8 июля Церковь чтит память преподобномученицы Февронии. Святая пострадала за Христа в правление Императора Диоклетиана (284–305). Она была посвященной Богу девой. Празднуемая в этот же день Церковью благоверная княгиня Феврония Муромская имела святую деву своей небесной покровительницей.

Будучи одной из весьма немногих сирийских дев-мучениц первых веков христианства, чьи имена дошли до нас, Феврония вошла в память Церкви как олицетворение всех тех, кто, в отдалении от главных центров Апостольского Христианства того времени, свидетельствовал о Вере в Распятого «перед язычниками, царями и владыками земли» (Мф.10,18).

Феврония происходила из Низибии – современного Нусайбина, города на юго-востоке Турции вблизи сирийской границы. В ее времена это была граница Римской и Персидской Империй, а сам город с 298 года принадлежал Римлянам. Низибия была важным военным и торговым пунктом, центром образованности, местом встречи Рима, Сирии, Персии и других стран Востока. В середине IV века в Низибии начала процветать подобная Антиохийской Низибийская Богословская Школа, с которой был связан преподобный Ефрем Сирин.

Христианство первых веков существовало как огромная Вселенная, в которой было много традиций, стран и языков. Постепенно христианство объединялось, а греко-римская философия, цивилизация, греческий и латинский языки, культура, право и концептуальное мышление стали доминировать. На рубеже столетий, около 400 года, такое влияние эллинистического мира стало господствовать и в Сирии. Но сама Феврония не дожила до этого времени. Она была чадом сирийского языка и Сирийской Церкви, говорила и мыслила по-сирийски, а греческого языка, скорее всего, не знала.

Православное мировоззрение, формы рассуждения и языка древних сирийских христиан того времени происходили из трех основных источников: 1. Месопотамские сказания и тип мышления; 2. Сирийский перевод Библии и устные иудейские предания; 3. Греко-язычное христианство, при этом, опосредованное, в сирийских переводах. Сирийский был одним из вариантов арамейского. На нем говорил Спаситель, было впервые проповедано Евангелие, произнесена Благая Весть.

Феврония вела образ жизни, посвященный Богу. И хотя в богослужебном календаре она именуется преподобномученицей, монахиней в современном смысле слова она не была. Сирийской Церкви того времени были свойственны особенные общины посвященных Богу мужей и жен, именовавшихся «Сынами и Дочерями Завета». Удивительно, но современником Февронии был великий древний подвижник, основоположник сирийского монашества, персидский мудрец Афраат (270–346).

Вдохновляемое библейскими текстами, раннее христианство не хотело, да и не могло видеть в посвященном Богу девстве дев просто аскезу, направленную на умерщвление плоти или сознательный отказ от деторождения. В этом, в частности, оно отличалось от гностицизма или манихейства, презиравшего и уничтожавшего жизнь, мир и плоть. «Погублю губивших землю», — предупреждает в Апокалипсисе Сам Господь (Откр.11;18).

Следует отметить, что и безбрачие древних епископов было, помимо предложенного Апостолом Павлом миссионерского идеала (1 Кор.7,7), обусловлено требованием безупречности, неподкупности, неуязвимости и бесстрашия. Ведь с легализацией христианства при Императоре Константине епископы приобретали право суда, защиты и печалования. Помимо определенных гражданских, в первую очередь, семейных дел, к епископу, то есть к Суду Церкви, вправе были обратиться те, кто предпочитал именно церковную юрисдикцию гражданской. К примеру, в таких повседневных заботах проходила жизнь «Николая Чудотворца» Древней Сирийской Церкви, святителя Иакова Низибийского (+338). По Преданию, именно он положил начало почитанию мученицы Февронии во святых.

Девство дев, и здесь особенность и уникальность именно женского призвания в глазах Древней Церкви, становилось, делалось и было местом неизменяемости, топосом отображения присутствия Того, Кто, будучи превыше законов времени и бытия, сделался человеческим бытием, вошел во время, и, говоря словами Символа Веры, «нас ради человек и нашего ради спасения воплотился от Духа Свята и Марии Девы», стал «Прекрасным Далеко» — Подлинным Будущим всякого человека.

Именно эта, христологическая, а не философско-религиозно-аскетическая направленность посвященного Богу девства юных христианок приводила язычников в неистовство. В особенности это заставляло негодовать правителей. Ведь они, обожествлявшие Императора, видели, что единый истинный Победитель и Владыка жизни и смерти, души, тела и духа – свидетельствуемый девами Господь Иисус Христос – торжествует в немощнейших сосудах тел христианских дев (1 Пет.3,7).

По свидетельству жития святой Февронии, когда слух о наступлении гонений на христиан дошел до Общины, к которой она принадлежала, все девы предпочли бежать. Феврония же осталась, была схвачена и приведена на суд.

В контексте только что сказанного, процесс над христианскими девами обязательно строился по двум направлением, каждое из которых для языческих правителей было чрезвычайно важно: от дев требовали отречения от веры; им обещался благополучный, с языческим супругом, брак. По мысли идолопоклонников, христианская дева должна была совершить таким образом двойное отречение. Провозгласить Императора Господом, и, согласно логике римского права, обрести могущественного супруга-язычника своим новым отцом. Ведь римляне прекрасно помнили, кого христиане именовали, исповедовали, призывали и называли своим Единым и Единственным Отцом на Небесах.

Феврония не отреклась от веры и отказалась от брачного предложения, которое, согласно мученическим актам, делал ей правитель, язычник Лисимах. Деву принуждали уговорами, затем мучили, калечили ее живое тело, отрубали руки и ноги, но не добились ровным счетом ничего.

Читать еще:  Пермяки могут посмотреть на волос пророка

Тот летний день 1725 лет тому назад стал днем рождения Февронии. Ибо только так первые христиане именовали дни мученической смерти своих братьев и сестер. Видя происшедшее крещение кровью, язычник Лисимах уверовал во Христа и так, молитвой Церкви и девы, в отличие от всех своих языческих соплеменников, перестал быть сиротой, ибо обрел себе Небесного Отца (ср.Мф.6,9).

иерей Августин Соколовски / Dr Augustin Sokolovski

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

Удивительные и редкие образы Царицы Небесной

В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.

1. «Ахтырская»

2. «Защитница сирых и оставленных»

На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.

Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.

3. «Милосердия двери»

В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.

4. «Благодатное Небо»

Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.

5. «Благоуханный цвет»

6. «Вифлеемская»

7. «Коневская»

Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.

8. «Козельщанская»

Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.

Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.

В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.

10. «Беседная»

Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.

Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.

11. “Ключ разумения”

История иконы Пресвятой Богородицы “Ключ разумения” тесно связана с историей очень схожего образа “Прибавления ума” , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето. Под аркой воротного проёма изображён удерживаемый в воздухе ангелами гигантский ключ, на который с небес спускается Пресвятая Богородица. Бог Сын и Бог Отец при этом продолжают восседать на небесах, увенчивая Пречистую царской короной. Этому образу, как и иконе “Прибавление ума”, православные христиане молятся об успехах в учёбе, вразумлении в принятии непростого решения, исцелении душевно и умственно больных людей и других схожих случаях.

12. “Непроходимая дверь”

13. “О тебе радуется”

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.

14. “Покрывающая”

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

15. “Помощница в родах”

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.

16. “Почаевская”

Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

17. “Свенская”

18. “Светописанная”

19. “Седмиезерная»

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

Читать еще:  Скончался наместник Космо-Дамиановского мужского монастыря

20. “Спорительница хлебов”

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

lovingrome

Римские каникулы с песенкой

Римские каникулы
с Песенкой

Февраль. Зима. Почему все влюблены?

Нет сомнений, что малоприметное на проверку оказывается со смыслом и щедрым на истории. Февраль – такой феномен: последний месяц зимы со странным числом в 28 дней. Поговаривают, что могущественный Август отнял у него один день, дабы месяц август не оказался, как ему полагалось по календарю, короче июля, названного в честь Юлия Цезаря. Что до имперских интриг, в них уверенности нет, но в феврале точно не обойдется без историй.

Февраль в Риме очень приятное время. Суеты нет, но не пусто, как бывает, когда глубокий сон наваливается на город. В музеи – без очередей, а цены на туристические услуги радуют своим низким порогом. Римляне, чуткие на призыв природы, воодушевлены. По календарю еще зима, но солнце уже согревает не на шутку и обещает еще больше, чем дает. В душе и теле поселилась весенняя радость. А тут еще и день Всех Влюбленных, как нельзя кстати, чтобы стряхнуть спячку с тех, кто этого еще не сделал этого по природному зову. А теперь все – на карнавал!

Февраль одно из самых необычных явлений в календаре. Начнем с того, что он то 28, то 29 дней. В античности до Юлия Цезаря это был последний месяц года, который начинался в марте, и его имя связано с важным в особенности для древности культом очищения, что падал на февральские дни.

Сегодня, мировоззрение человека оторвано от рекомендаций мифов, поэтому мы чаще очищаемся по системе доктора Шино на модном курорте или с помощью кремлевской диеты. Но смысл от этого не меняется – в конце зимы, организм ослаблен и ему необходима помощь, любовь и очищение.

Античные римляне проводили ритуал очищения в феврале. Они посвятили этот месяц этрусскому богу Фебрусу (Februs) и римской богине Фебрис (Febris). Их вовсе не смущало, что Фебрус был по совместительству с очищением богом смерти, а Фебрис – богиня лихорадки. В древнем Риме была известна Фебрис Тертиане и Фебрис Квартане (лихорадка с приступами в 3 или 4 дня). Нельзя отказать римлянам в практичности – ничто не очищает организм лучше, чем высокая температура.

Но главное, что кульминация почестей этим богам падала на Луперкалии – а это уже важные мифологические корни европейца. Древнеримский языческий праздник плодородия в честь Луперка (Lupercus), более известного под именем Пана, проводился в Риме в гроте Луперкал (Lupercal). Кстати, его на Палатине в XX веке откопали археологи и до сих пор серьезно спорят, в каком из найденных мест была действительно берлога волчицы, выкормившей основателей Рима Ромула и Рема. Кульминация праздника каждый год падала на 14 февраля.

Луперки – жрецы из патрицианской молодежи, собирались в этом гроте и приносили жертвы, после бегали нагими по городу и стегали всех встречных кусками шкур. Вероятно, это был веселый праздник, сопровождавшийся вином – не стоит забывать, что февраль – это прекрасный повод попить домашнего молодого вина. Не стоит стесняться заказывать в самых простых ресторанах столовое вино без регалий – это самое время оценить лучшие качества вина, куда не добавляются средства для консервации. Праздник важный, поскольку бог Пан по прозвищу Луперк, был покровитель стад и охранял их от волков.

Сегодня за мясом мы отправляемся беззаботно в супермаркет, но вот до сих пор 14 февраля отмечаем как праздник. Правда, до неузнаваемости поменялось его имя, а все потому что, в 496 году Папа Геласий I запретил языческие Луперкалии, но имя февраль и праздник 14 числа христианам был оставлен. И назвали его подобающе, чтобы не переучиваться – праздник Святой Февронии Низибийской. Она – раннехристианская дева мученица и ей посвящена одна из 140 статуй на колоннаде на площади Святого Петра в Ватикане.

Однако, последующая календарная суета сместила праздник Святой Февронии, а на ее месте оказался Святой Валентин, что щедро раздает любящим сердца, но утратил связь со своими предшественниками. В русской православной до сих пор Петр и Феврония Муромские покровительствуют браку и семье.

Вот и получается, в феврале без очищения, Фебруса, Фебрис и Февронии не обойтись. И не известно, чем лучше очищаться: любовной лихорадкой, высокой температурой или весельем.

Надо признать, что дух праздника, к счастью, сохранился: февраль – время римского карнавала. Быть может, он не так не известен и богато украшен золотом, как венецианский, но повеселиться на римских улицах непременно приведется. Нагими бегать по городу, как это делали патриции в древнем Риме, теперь воспрещается. Да и прохладно, вероятно, в античности было гораздо теплее. Но вот изысканные необычные костюмы, танцы, музыка – этого всего вдоволь.

Поспели сочные цитрусовые, а вкусная питательная карнавальная еда накануне поста, вся с маслом: вот, например, хрустящий хворост, пожаренный на оливковом масле. Только в феврале на прилавках кондитерских появляется потрясающее пирожное – пончик Святого Иосифа (Bigne San Giuseppe), в Риме его гордо называют дзепполе (zeppole – в переводе на литературный «туго небитый»). Это громадные воздушные эклеры причудливой округлой формы, выпеченные в духовке или, чего круче, жаренные в масле, «туго набитые» заварным кремом и увенчанные вишенкой.

Трогательная традиция рецепта до сих пор помнит, что Святой Иосиф во время бегства в Египет, чтобы прокормить семью – Марию и маленького Иисуса, в чужой стране был вынужден печь и продавать блинчики (fritelle), за что получил нежное прозвище «фриттеларро» (frittellaro, непереводимое на русский язык признание непревзойденного мастера блинов).

Но будем бдительны: Библия об этих волнительных тонкостях быта Иосифа умалчивает, и настоящие пончики дзепполи непременно коронованы вишенкой. Самые вкусные пончики Иосифа подают в простом баре недалеко от площади Венеция на площади Башни Аржентина (via Florida, 17). Бар этот с замечательным названием Аморе (amore – любовь, в переводе с итальянского).

Круг замкнулся. Если Вы влюблены – приезжайте в феврале в Рим. Если еще или уже не влюблены – приезжайте в феврале в Рим, чтобы влюбиться! Ведь февраль самое подходящее время, чтобы очиститься! И приятно что, поездка обойдется на порядок дешевле: авиакомпании и отели дают самые прекрасные предложения. А погода шепчет: «Фебрус, Фебрис, Феврония, Аморе, Дзепполе…».

А еще это последний месяц роскошных желтых тюльпанов, ведь в Риме тюльпаны – это зимние цветы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector